265 Символами называются религиозно-догматические формулы, в которых какое-либо церковное общество выражает свое верование; символические книги – это те письменные документы, на основании которых оно отличает себя от всех других церковных обществ. Значение символов у лютеран имеют: 1) «Аугсбургское исповедание» (Confessio augustana, составлено в 1530 г.); 2) «Апология Аугсбургского исповедания» (Apologia confessionis augustanae – 1530 г.); 3) «Шмалькальденские члены» (Articuli smalcaldici – 1536 г.); 4) «Малый и Большой катехизисы» Лютера (Lutheri Minor et Major catechismi – 1529 г.); 5) «Формула согласия» (Formula concordiae– 1580 г.). Лютеранские символы изданы первый раз в одном сборнике в 1580 г. Из новейших изданий этих сборников известны: Вебера, Газе и Титтмана. В своем сочинении мы пользовались изданием последнего (1817 г.). 275 Гораздо логичнее развивают свое учение цвинглиане, которые, отвергнув пресуществление и вообще всякое реальное присутствие тела Христова в Евхаристии, усвояют значение исключительно обрядовой стороне таинства, напоминающей нам крестную искупительную жертву и возносящей наш ум и сердце горе. 276 Впервые: Терентьев Н. Д. 1) Речь перед защитой исследования «Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства». Казань, 1910. С. 13, 12, 1416; 2) Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910 (отдельный оттиск из журнала «Православный собеседник»). С. 13, 450451, 453454, 455, 457, 458, 459460. Печатается по этим изданиям. Фрагменты объединены составителем под общим названием диссертации Н. Д. Терентьева. Терентьев Николай Дмитриевич (годы жизни не установлены) – преподаватель Казанской Духовной академии. – Комментарии. 278 Прим.: Обязательность вселенских символов была признана с первых времен существования лютеранства. В Виттенберге еще в 1533 г. «обязывали кандидатов на священство держаться трех вселенских символов наравне с Апологией и Аугсбургским исповеданием. Замечательно, что сам г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В том же 1528 г. он исправил, расширил, обновил и богато украсил Софийский собор. Устроил в нем вместо обветшалых новые царские врата 5 , «с мудрыми подзоры». Над царскими вратами был установлен хрустальный крест. Архиепископ Макарий «самую чудную икону святу Софию выше воздвиг». Летописец дважды подчеркивает, что все иконы святитель «повеле по чину поставити». Увеличение числа икон в Софийском иконостасе носило не только количественный характер, но имело и богословскую особенность: был написан праотеческий ряд. Таким образом, появившийся в Московской Руси высокий иконостас получил в Великом Новгороде свое последующее развитие. 50 Архиепископ Макарий разместил иконы в надлежащем порядке, а древнейшие цареградские иконы Спасителя и святых апостолов Петра и Павла, устроенные из злата и серебра, обновил. Потом расписал стены собора с наружной стороны. Летописец с восторгом и особенной подробностью говорит о трудах святителя по обновлению и украшению Софийского собора. «И входящу самому боголюбивому архиепископу Макарию во святую соборную церковь Святею Софею, и с ним архимандритом и честным игуменом, и священником, и дьяконом, и всем православным христьяном такову лепоту в церкви видяще, и всем рещи: Господи! Освяти любящая дому Твоего. Того же лета, весне, повеле пресвященный архиепископ Макарий иконописцем написати настенное писмо, на стену, у Святей Софеи над дверми, коими сам входит от запада: и написати выше Живоначальную Троицу, а дотоле Святею Софею Премудрость Божию, и Нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа, и два Архангела по сторонам, на поклонение всем православным христьянам. И сам боголюбивый архиепископ, входя в соборную церковь и исходя, поклонение творя и моление исполняя. А и преже сего было же написано на том же месте, но только един образ Вседержителя до пояса, а мало не все место, идеже ныне настенное писмо написано, но от многих лет обетшало; и архиепископ то веле отъяти, и понови е». В 1530 г. августа 25 день в самый час рождения Иоанна Грозного архиепископом Макарием отлит колокол в 250 пудов для Святой Софии, «велик велми, яко стращней трубе гласящей», по выражению летописи. Не пробный ли его звон встревожил дух новорожденного Иоанна, будущего государя, который впоследствии так жестоко отмстил Новгороду за эту тревогу. «Того же дни, т. е. 25 августа (7038) 1530 г. и тоя нощи часа 6, егда бысть рождение государя великого князя Ивана Васильевича всеа Руссии, в Великом Новгороде вылили колокол к соборней церкви Святей Софеи повелением боголюбиваго архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Макария, велик велми, яко такова величествия нест в Новегороде и во всей Новгородской области; и повеле архиепископ в тот колокол по вся дни благовестити, яко страшней трубе гласящей, и слышавше его собирахуся в церковь священницы на славославие Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

пиастров ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 117). 22 янв. 1862 г. в Бухаресте было создано единое правительство и созвано Представительное собрание (Парламент), что заложило основы для создания единого национального гос-ва, получившего офиц. название Румыния. 18 июня 1863 г. была произведена инвентаризация ценностей и документов преклоненных мон-рей. Не использовавшиеся во время богослужения ценные предметы утвари следовало сдать на хранение в мон-рь Голия в Яссах под военную охрану. В авг. того же года представитель Румынии в К-поле подал Порте проект решения вопроса о секуляризации земель преклоненных мон-рей. Согласно проекту, св. места должны были получить компенсацию в размере 80 млн тур. пиастров, из них изымался накопившийся долг (ок. 29 млн). Кроме этого, Румынское гос-во предоставляло 10 млн тур. пиастров на основание светской школы и госпиталя в К-поле. Однако представители св. мест отвергли это предложение. 13 дек. 1863 г. была самопровозглашена автокефалия Румынской Православной Церкви, М. м. вышла из юрисдикции К-польской Патриархии и с тем же названием вошла в юрисдикцию новообразованной национальной Церкви (см. в ст. Молдовы и Буковины митрополия ). Митрополиты М. м. Иосиф (ок. 1387-1388 - ок. 1415), не принятые в княжестве - Феодосий (после 1388 - до 1392/93) и Иеремия (1392/93 - ок. 1410), Макарий, Григорий, Дамиан (1437-1447), Иоанникий (1447-1453), Феоктист I (1453-1478), Георгий I (1478-1508), Феоктист II (1508-1528), Каллистрат (1528-1530), Феофан I (1530-1546), Григорий I (Рошка) (1546-1551), Георгий II Бистрицкий (1551-1552), Григорий II Нямецкий (1552-1563), Феофан II (1563-1572, 1578-1579, 1582-1588), Анастасий (1572-1577), местоблюститель митрополичьего престола, епископ Романский Никанор (1579-1582, митрополит в 1591-1594), Георгий III (Мовилэ) (1588-1591, 1595 - май 1600, сент. 1600-1605), Митрофан (1594-1595), Мардарий (1595), Дионисий (Ралли-Палеолог) (май-сент. 1600), Феодосий (Барбовский) (1605-1608), Анастасий (Кримка) (1608-1617, 1619-1629), Феофан III (1617-1619), Афанасий (1629-1632), свт. Варлаам (1632-1653), Гедеон (1653-1659, 1664-1671), Савва (1659-1664), свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674, 1675-1686), Феодосий из Брази (1674-1675), Каллистрат (Вартик) - местоблюститель (1686-1689), Савва Романский (1689-1701/02), Мисаил (1701/02-1708), Гедеон (1708-1722), Георгий IV (1722-1729), Антоний (1730-1739), Никифор (1739/40-1750), свт. Иаков I Путнянский (1750-1760), Гавриил (Каллимаки) (1760-1786), Лев (Леон) (Геукэ) (1786-1788), Иаков II (Стамати) (1792-1803), Вениамин (Костаки) (1803-1808, 1812-1821, 1823-1842), Мелетий (Лефтер) (1844-1848), Софроний (Миклеску) (1851-1860). Архитектура и искусство М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Внутри трапезных палат Вид из окна трапезных палат на Южные ворота — главный вход в монастырь с надвратной часовней. Архивное фото. До начала реставрационных работ. Нижний уровень Троицкой церкви (1819) с усыпальницей Тутолминых. Вид из окон трапезных палат на деревянные хозяйственные постройки Внутреннее убранство церкви Живоначальной Троицы, построенной в 1819 году на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина. Купол Троицкой церкви Южный неф Вид на алтарную преграду Царские врата Потолочная роспись над Царскими вратами Архитектура Троицкой церкви очень необычна. Центральное пространство лишено пола, сквозь большое круглое отверстие в межуровневых перекрытиях видно убранство нижнего уровня — усыпальницы Тутолминых, центром которой является стела. Вид сверху на вход в Троицкую церковь Стела в усыпальнице Тутолминых — нижний уровень Троицкой церкви Кованая ограда Вид внутри Троицкой церкви от Церковных врат Справа — Трапезные палаты, слева — монастырские стены Слева — надвратная церковь во имя св. Иоанна Богослова (1694) с арочной галереей, построенная на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви, справа — основной комплекс строений Ночной вид внутреннего двора монастыря Старицкий Успенский мужской монастырь. Общий вид Южные ворота с надвратной часовней и стены с внешней стороны Вид на Волгу от монастыря Западные ворота с надвратной церковью св. Иоанна Богослова (1694). Вид снаружи Внешний вид со стороны северо-запада на стены и башню монастыря. Реставрационные работы продолжаются Рабочие греют бетонно-песочную смесь на открытом огне Отделка стен Справа к надвратной церкви св. Иоанна Богослова примыкает гостевой дом (2009). Сейчас там принимают паломников в расположенных на втором этаже кельях, на первом — устроена трапезная. Настоятельский (1530-е годы — XIX вв.) и братский корпуса (XVI — XVIII вв.) Храм Успения Пресвятой Богородицы (1530) из белого тесаного камня с пятью большими главами, украшенный кокошниками. Построен князем Андреем Старицким. В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова

http://pravmir.ru/poslednyaya-obitel-per...

опубликовал ряд необычайно резких даже для него по тону и нередко весьма непристойных по содержанию сатирических нападок на папу Римского и католич. Церковь, в к-рых элементы серьезной богословской полемики почти полностью исчезают. Наиболее крупным и показательным сочинением такого рода является изданный в 1545 г. трактат «Против римского папства, основанного диаволом» (Wider das Papsttum zu Rom vom Teufel gestiftet// Luther M. WA. Bd. 54. S. 195-299; обзор содержания см.: Brecht. 1993. Vol. 3. P. 357-367; также ср.: Гобри. 2000. С. 480-489). Переплет с тиснением портрета М. Лютера. Ок. 1530 г. (Городская б-ка. Дессау. Georg. 1002) Переплет с тиснением портрета М. Лютера. Ок. 1530 г. (Городская б-ка. Дессау. Georg. 1002) II. Полемика с Эразмом Роттердамским. Особое место среди дискуссий Л. с католич. богословами занимает полемика с Эразмом Роттердамским, получившая широкий резонанс в Европе и засвидетельствовавшая окончательное размежевание между лютеран. теологами и многими первоначально благосклонно относившимися к идеям Л. гуманистами (общий обзор см.: Brecht. 1990. Vol. 2. P. 213-238). Истоки спора между Л. и Эразмом лежат в различии их представлений о соотношении человеческой воли, греха и благодати; при этом основой этих представлений в обоих случаях служили по-разному интерпретируемые Послания ап. Павла. Еще в 1516 г., познакомившись с комментариями Эразма к изданию греч. текста НЗ, Л. в письме Спалатину отмечал, что Эразм не понимает смысла рассуждений ап. Павла, поскольку считает, что «законом» в его Посланиях называются лишь ритуальные предписания ВЗ, а не весь ВЗ в целом, включая Десять заповедей. Л. просил, чтобы Спалатин порекомендовал Эразму прочитать антипелагианские сочинения блж. Августина и исправить свою т. зр. по этому вопросу, имеющему принципиальное значение для всех христиан. Упрекая Эразма в том, что тот следует аристотелевскому представлению о добродетели и праведности, Л. подчеркивал, что, согласно христ. учению, сперва должна быть изменена сама личность человека, а лишь затем новый праведный человек сможет совершать дела праведности (см.: Luther M.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

В каменной ц. во имя св. князей Бориса и Глеба, возведенной в 1525-1530 гг., имелись 2 придела: правый во имя св. князей Бориса и Глеба и левый во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, а также трапезная и службы. В 1830 г. в перестроенном храме приделы были переименованы: правый - в честь Казанской иконы Божией Матери и левый - в честь Сретения Господня. В храме стоял иконостас 1749 г. С южной стороны церкви находились библиотека и архив, под церковью - книжная лавка, просфорная, «провизные» палатки, 2 подвала. Трапезная, построенная в 1525-1530 гг. вместе с Борисоглебской ц. «трапезных дел мастером» Г. Борисовым, имела центральное отопление. В 1633 г. она была перестроена зодчим Мокеевым. На св. вратах располагалась каменная холодная ц. во имя прп. Макария, устроенная в 1617 г. на средства кашинского купца Широкого-Машкина,- одно из первых каменных зданий, возведенных после Смутного времени. Церковь возобновлялась и, вероятно, перестраивалась в 1667, 1750 и 1808 гг. С юго-зап. стороны к ней примыкал 3-этажный каменный корпус с кладовой и архивом. В 1655 г. на царские вклады была устроена каменная холодная ц. прп. Алексия, человека Божия, с теплым левым приделом ап. Иоанна Богослова (1671). К храму примыкали каменные больничные кельи, а в 1889 г. над ними надстроены деревянные. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным 8-конечным крестом. В 1752 г. при церкви была выстроена колокольня и поставлен новый иконостас. В 1801-1802 гг. в приделе устроены резные царские врата и резной вызолоченный червонным золотом иконостас. Каменное строительство продолжилось в сер. XVIII в. После бури 1850 г., повредившей Макариевскую ц., над ее первоначальным объемом возвели 2 восьмерика. В 1752 г. в мон-ре были построены 2-этажный настоятельский и 2-этажный наместнический корпуса. В 1884 г. на монастырские средства по проекту архит. В. И. Кузьмина была возведена теплая каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с подвальным этажом. Правый придел был освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, левый - во имя свт. Арсения, еп. Тверского, и мучеников Бориса и Глеба. Церковь отапливалась духовой печью, устроенной в подвале. В 1818-1822 гг. в М. К. м. была возведена каменная колокольня в стиле зрелого классицизма (ок. 62 м). Всего в мон-ре насчитывалось колоколов: в 1853 г.- 14, в 1867 г.- 13, в 1894 г.- 12. Самый большой колокол весил 1038 пудов.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

25 авг. 1530 г. сразу же после рождения долгожданного наследника московского престола, буд. царя Иоанна IV Васильевича , Василий III с находившимся в Москве волоколамским старцем Тихоном (Зворыкиным) отправил игум. Нифонту и старцу Тихону (Ленкову) послания с просьбой «бить челом» К. стать восприемником новорожденного. К., бывший «в велицей немощи и в старости», «скоро воста от постеля своея» и отправился в Москву. В столице инока на монастырском подворье встретил вел. князь, к-рый, сняв «царскый венець со главы своея и поклонися», просил святого участвовать в таинстве Крещения наследника. Составитель Степенной книги сообщает, что К., к-рому было ок. 100 лет, «яко младенища привезоша, и бяше поддеръжим некоими избранными двема иноки тоя же обители» (Степенная книга. 2008. С. 317). 4 сент. 1530 г. преподобные К. и Даниил Переяславский приняли участие в таинстве Крещения Иоанна IV в Троице-Сергиевом мон-ре. «Действовал священническая» троицкий игум. Иоасаф (Скрипицын) (впосл. митрополит Московский и всея Руси), К. и Даниил были восприемниками (краткие сообщения об этом см.: ПСРЛ. Т. 13. С. 48; Т. 20. С. 407). После Крещения вел. князь «архимандрита же (Даниила Переяславского.- А. У.) и старца Касияна великому учрежению и чести сподоби, и великими дарованми одари, и отпущает их во своя» (Древнерус. патерики. 1999. С. 216). Обращение при крещении Иоанна IV к постриженикам прп. Пафнутия Боровского было неслучайным: в Боровском монастыре создавались тексты, поддерживавшие 2-й брак вел. князя, к-рый далеко не все одобряли. Ок. 1531 г. Василий III адресовал К. по меньшей мере 2 послания, чтобы он «молил Господа Бога, и Пречистую Богоматерь, и великых чюдотворец, и игумена Пафнутья, и старца Иосифа о тишине, и о устроении земъском, и о здравьи всего православного християньства», а также о здоровье семьи вел. князя. На особый пиетет Василия III по отношению к К. указывает обращение к нему как к «господину моему» ( Зимин. 1963. С. 133-134). Василий III узнал о кончине К. не позднее 5 марта 1532 г.- этим днем датировано его послание к волоколамскому мон.

http://pravenc.ru/text/1681241.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕАНДР [Лат. Leander; испан. Leandro] († ок. 600), св. (пам. зап. 27 февр., 13 марта), еп. г. Гиспалис (ныне Севилья, Испания). Согласно утвердившейся в историографии т. зр., был самым влиятельным церковным иерархом Вестготского королевства в кон. VI в., сыграл решающую роль в подготовке и проведении III Толетского Собора (см. Толедские Соборы ), на котором было объявлено об отказе вестготов от арианства. О Л. сообщается в трудах современных ему испанских и иностранных авторов, в т. ч. лично его знавших. Однако почти все упоминания в источниках отрывочны, поэтому вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Л., остаются предметом дискуссий. Самые подробные сведения содержатся в сочинении его брата Исидора Севильского «О знаменитых мужах» ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 28), а также в трудах св. Григория I Великого, папы Римского, в Хронике Иоанна, аббата Бикларского монастыря (см. Иоанн Бикларийский ), и в актах III Толетского Собора. Католич. св. Леандр, еп. Гиспальский. Худож. А. Бенсон. Ок. 1530 г. (Королевский Вавельский замок, Краков) Католич. св. Леандр, еп. Гиспальский. Худож. А. Бенсон. Ок. 1530 г. (Королевский Вавельский замок, Краков) По свидетельству Исидора Севильского, Л. род. в Карфагенской пров. в Испании. Его отца звали Севериан, младших братьев - Исидор и Фульгенций (впосл. епископ г. Астиги (ныне Эсиха); † между 619 и 629), сестру - Флорентина. Рождение Л. можно условно датировать 30-ми гг. VI в. Точных сведений о том, когда и при каких обстоятельствах семья Севериана переселилась в Гиспалис, нет. В «Книжице о наставлении посвященных дев и презрении к миру» Л. упоминал, что на его родину обрушились несчастья, из-за к-рых жители покинули эти земли, а на их место явились чужестранцы. Речь шла о военной оккупации, т. к. родина Л. утратила «былое достоинство... и не осталось там ни одного свободного человека» (sic perdidisse et statum et speciem illam patriam, ut nec liber in ea quisquam supersit...

http://pravenc.ru/text/2463203.html

Архитектурные шедевры Главный храм монастыря — Свято-Троицкий собор. Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского был построен здесь в 1530-е годы. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585–1591 годах, по преданию, на средства инока Николая из дворянского рода Арсеньевых. Собор был расписан фресками в византийской традиции на сюжеты евангельских притч. Там хранился древний почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм был взорван фашистами в 1943 году. В 1991–2000 годах были проведены раскопки руин храма. Архитектурная жемчужина монастыря — церковь Введения во Храм Пресвятой Бого­родицы, построенная в 1530-е годы. А каменный двух­этажный трапезный Введенский храм с Келарской палатой воздвигнут в 1590-е годы. В 1843 году при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом, устроен придел в честь святителя Мит­рофана Воронежского. Храм также был взорван в 1943 году. Реставрационные работы начались в 1995–1997 годах. Иконостас и роспись Введенского храма и Трапезной палаты на втором этаже выполнили белорусские мастера под руководством С. Петрова. Введенский храм был освящен митрополитом Кириллом 4 декабря 1997 года, а в 1998 году, в день памяти преподобного Герасима, он совершил в храме Божественную литургию. Уникальна и церковь Святителя Тихона Задонского, построенная на месте первой кельи преподобного Герасима, у древнего дуба, в 1890-х го­дах. Ранее здесь был небольшой храм в честь преподобного Тихона Калужского. В 1990 году храм восстановлен, и с октября возобновлено регулярное богослужение. Митрополит Кирилл освятил храм в честь святителя Тихона Задонского в мае 1991 года. Архитектурным символом монастыря стала высокая трехъярусная колокольня, возведенная в конце XVI века, имевшая, по описи 1744 года, «часы с боем». В 1587 году мастер Иван ­Афа­насьев отлил для обители благовестный колокол. В 1871 году на верхнем ярусе колокольни висело семь колоколов — от большого в 50 пудов (819 кг) до малого в 25 фунтов (10,2 кг).

http://e-vestnik.ru/church/vozrozhdennyy...

Для лютеранской реформы восстания имели решающее значение. Лютер понял, что нельзя проводить реформу снизу. Он призвал государственную власть к беспощадной борьбе с крестьянами, а проведение реформ целиком связал со светской властью. Вопрос о церковной реформе стал благодаря этому делом государственным. Последние годы жизни Лютера, после снятия им с себя сана и женитьбы, прошли в укреплении лютеранства в отдельных частях Германии и в борьбе со своими духовными противниками, главным образом со швейцарцем Ульрихом Цвингли. Умер Лютер в 1545 году. В 1530 году собрался в Аугсбурге имперский Сейм, которому лютеране представили свое исповедание веры, составленное немецким богословом Меланхтоном. Император отверг исповедание, но многие князья и вольные города приняли его, и Германия разделилась на два враждующие лагеря. Протестантские князья образовали Лигу, но нашествие турок на Европу временно изменило положение. Император согласился обратиться к собору. Все же в 1546 году религиозная война между протестантскими и католическими государствами началась и кончилась поражением протестантов. В 1555 году в Аугсбурге был заключен мир и принята формула «Кого царство, того и религия», подчинившая жизнь Церкви целиком государственным интересам. Аугсбургское исповедание веры 1530 года осталось до сих пор официальным вероизложением лютеранства. Ульрих Цвингли и Иоанн Кальвин Вторым реформатором был швейцарец Ульрих Цвингли (1484–1531), сын зажиточного крестьянина, получивший хорошее образование в Берне и Базеле. Он был учеником Эразма Роттердамского и, как и тот, посвятил себя изучению Священного Писания. Будучи священником в Цюрихе, он стал проповедовать полное преобразование церковной жизни и вскоре совершенно порвал с католической Церковью. Он был против каких бы то ни было внешних проявлений веры, отверг мессу, учил, что Евхаристия есть только благочестивый обычай, совершаемый в воспоминание Тайной Вечери и не допускал в помещения, где совершалась молитва, никаких изображений, икон, статуй и даже креста. В 1529 году в Марбурге, по инициативе Ландграфа Филиппа Гессенского, состоялся богословский диспут между Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли, но он не привел к соглашению. Цвингли остался при своих крайних убеждениях. За Цвингли стояли кантоны Цюриха и Берна, но в войне против других кантонов Цвингли был побежден и убит в битве при Каппеле. Часть его учеников присоединилась к Лютеру, а часть к Иоанну Кальвину.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010