Еще одним видным представителем академизма, работавшим на Керкире в 1870-1891 гг., был Х. Пахис (1844-1891). Помимо икон (в ц. свт. Спиридона Тримифунтского и Пресв. Богородицы «тон Ксенон») у него есть произведения на религиозно-патриотические темы. Наибольшую известность получили картины «Казнь патриарха Григория V» и «Монастырь Аркадиу». Монастыри В епархии действуют 10 муж. и 7 жен. мон-рей, а также 3 жен. исихастирия. Мужские монастыри: Пресв. Богородицы Платитеры (основан в 1743), Пресв. Богородицы Палеокастрицы (основан в 1228, отстроен в 1525), Пантократора «Ипсилу» («Высокого»; основан в 1330 или 1347, собор и фрески XVII в., худож. Иоаннис Дзилиос), Пресв. Богородицы «Ипсилис» («Высокой») (основан не позднее XIV в., возрожден ок. 1700), мц. Кириакии (основан в XVII в., возрожден в 1992), Пресв. Богородицы Миртидиотиссы (основан в XVI в.), Кассопитры Пресв. Богородицы (основан в 1530, восстановлен в 1706, преобразован в мужской в 1991), великомучеников Феодоров в Камаре (основан в XVI в.), Св. Троицы (основан в XV в., фрески XV, XVII и XVIII вв.), Пресв. Богородицы Влахернской (основан в XVII в., собор 1780). Женские монастыри: великомучеников Феодоров в Палеополи (основан в XIV в., конха VI-VII вв., корпуса XVII в.), вмц. Евфимии (основан в XV в.), вмч. Димитрия Солунского (храм основан в XVI в., монастырь создан в 1860), Пантократора (основан ок. 1600, восстановлен в 1835, преобразован в женский в 1978), прмц. Параскевы близ с. Макрадес (основан в XVII в.), прмц. Параскевы «Згурадон» (основан в 1906), Пресв. Богородицы «Владычицы ангелов» (основан в 1696, возрожден в 1933). Исихастирии: прмц. Параскевы (основан в 1620 г., преобразован в женский в 1834), Пантократора в местности Камарела (основан в XVII в., собор 1890), Пресв. Богородицы «Хамилис» («Низкой») (основан в XVI в.). Особо чтится икона Божией Матери Кассопитры в одноименной церкви в сев.-вост. части о-ва Керкира. Название «Кассопитра» происходит от античного г. Кассиопея, на месте к-рого находится церковь. В 1530 г. в этом храме произошло чудесное исцеление юноши Стефана, которого ошибочно приняли за разбойника и ослепили по приказу байло С. Леоне. Пресв. Богородица явилась ночью Стефану и вложила в его пустые глазницы новые глаза. Керкирские архиереи

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Лихарь – лиходей, колдун Лихачевы : Матвей Алексеевич Кошка [см. Кошка] Лихачев, 1495 г., Новгород [см. Дружина, Семендяй] Лихач – удалец Лихин Василий, крестьянин, 1606 г., Белев Лиховид, Лиховидовы : Первуша [см. Первуша] Федорович Лиховидов, 1596 г., Рославль Лихой Иванов, слуга Калязина монастыря, 1523 г. Лихоманов Первый [ср. Первуша], подьячий, 1571 г., Новгород Лихоня, Лихонин : Лихоня, крестьянин, 1499 г., Владимир; Гридя [см. Гридя] Степанов Лихонин, земский дьячок, 1565 г., Переяславль Лихотниковы , вятчане, переселенные в конце XV в. в Московский уезд; Дмитрий Федорович, вотчинник, 1530 г., Московский уезд Лихохвостов Богдан Варганов [см. Варган], 1586 г., Тверь; Лихохвостовы, XVI–XVII вв., Тульский уезд Лихошерст Иван Юрьевич Мошнип [см. Мошна], вторая половина XV в., Дмитров Лихошерст – злой пес Лихутины Петр и Гаврило Онисифоровичи, 1599 г., Арзамас Личинкины, вторая половина XVI в., Кашира и Арзамас; сыновья Никиты, 1578 г., Кашира; Гаврило Михайлович, 1596 г., Кашира Личко Кирилл, крестьянин, конец XV в., Новгород Лишний Матвей Семенович Хлопов [см. Хлопов], начало XVI в. Лоб Вязовый Федор, крестьянин, 1624 г., Курмыш Лобан, Лобановы : кн. Андрей Иванович Лобан Ряполовский [ср. Ряполов], убит в 1436 г. татарами под Белевом; Петр Григорьевич Лобан Заболоцкий [см. Заболоцкий], сокольничий, 1495–1507 гг.; кн. Иван Александрович Лобан Ростовский, XV в.; от него – Лобановы-Ростовские; Иван Андреевич Лобан Колычев [см. Всеволожский, Козий Рог, Колыч, Саламыков, Турий Рог, Умной, Чечетка] Лобанец , крестьянин, 1495 г., Новгород; Лобанец Федорович Болотников [см. Болотников], 1530 г., Вязьма; Лобанец Осипович Лаптев [см. Лапоть], 1545 г. Лобанов Иван, стрелец, сотник, 1596 г., Арзамас Лобастиков Павел Тимофеев, 1565 г., Москва Лобень Лобков Неустрой [см. Неустрой] Фомич, убит в 1549 г. под Казанью [ср. Шаблыка] Лобоев Гаврило, крестьянин, 1564 г., Обонежье Ловот ( Ловоть ? – С. В.) Савва, крестьянин, 1495 г., Новгород Ловушка Игнатий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Степан Ловушкин, пушкарь, 1624 г., Зарайск

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(Bucur. Acad. Româna. slav. 101, 505; Panaitescu. 1959. P. 128-129, 342-344), переписанные по его указанию и преподнесенные в дар Нямецкому мон-рю. Так же, как и его предшественник, митр. Феоктист II в конце жизни принял схиму с именем Феодор. Скончался 15 янв. 1528 г., похоронен в Нямецком мон-ре. Следующий митр. Молдавский - Каллистрат - упомянут в 2 колофонах в рукописи «Деяния апостолов», написанной мон. Евлогием в Сэлэжанском мон-ре близ Ясс. Также известно, что в 1529 г. Петру IV отправил его с дипломатической миссией в Польшу ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 471). Митр. Григорий (Рошка) и прп. Даниил Отшельник. Роспись притвора кафоликона мон-ря Воронец. 1547 г. Митр. Григорий (Рошка) и прп. Даниил Отшельник. Роспись притвора кафоликона мон-ря Воронец. 1547 г. Митр. Феофан I (1530-1546) до архиерейской хиротонии предположительно подвизался в мон-ре Воронец (известно его особое попечение об этой обители, где благодаря его заботам была поновлена живопись притвора и начаты работы по росписи фасадов, что было реализовано позже, при митр. Григории I (Рошке) в 1547), затем был епископом Рэдэуцким (1528-1530). При нем М. м. получила новые владения от господаря и бояр ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 471). Буд. митр. Григорий I (Рошка) ок. 1523 г. стал игуменом мон-ря Пробота. Из его письма монахам Проботы, написанного им уже в сане митрополита, известно, что он убедил Петру IV построить в мон-ре новую церковь, к-рая впосл. стала бы усыпальницей господаря. Изображение игум. Григория сохранилось на фреске справа от входа в притвор. Известен и др. его ктиторский портрет, уже как архиерея, в росписи фасада (слева от входа в притвор) ц. во имя вмч. Георгия мон-ря Воронец. В 1551 г. митр. Григорий I покинул кафедру (предположительно из-за конфликта с господарем Ильяшем II Рарешем (1546-1551), который обложил М. м., епископии и мон-ри поборами) и удалился в Воронец († 1570). М. м. в период усиления османского господства С сер. XVI в. с усилением османского господства положение в Молдавском княжестве становилось все более нестабильным из-за частой смены господарей.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Моленные храмы святому Иоанну Предтече великий князь Василий III стал строить задолго до рождения у него сына. Их посвящение было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей: так Василий III молился о даровании наследника, которого обещал наречь Иоанном в честь его великого предка. После рождения в 1530 году сына, действительно нареченного Иоанном, храмы святого Иоанна Предтечи строились уже в честь его именин. Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении одного из приделов праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Другой придел посвящен апостолу Фоме, сначала не поверившему в Воскресение Христа, что символизировало осознание государем, не имевшего потомства, греховности неверия и сомнений. Посвящение еще одного придела митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, знаменовало молитву о ниспослании чуда. Следующий престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены, что символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской. 25 августа 1530 года (ст. ст.), в канун памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в том числе и знаменитый Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году. Однако загадки Предтеченского храма на этом только начинаются. Это несомненно памятная церковь, то есть возведенная в ознаменование какого-то события, но какого – теперь историки сомневаются в однозначном ответе. Современные версии ученых делятся на вышеизложенную раннюю – храм был построен как моление Василия III о рождении наследника, и позднюю – храм был построен самим Иоанном Грозным, возлюбившим Коломенское не менее своего отца, и посвящен его небесному покровителю.

http://pravoslavie.ru/523.html

Даниил пользовался уважением московского государя Василия III, который, будучи на богомолье в Переславле в 1529 г., обещал построить в монастыре Даниила каменный храм. В 1530 г., в благодарность за рождение наследника - Ивана IV, в монастыре и была начата постройка Троицкого собора, одновременно с которым в трёхлетний период до 1532 г. построили и каменную Похвальскую трапезную; под ней были «устроены различные полаты, удобны ко многим службам и к потребам монастырским». Для этих построек Василий III передал в распоряжение Даниила кирпичные сараи и оставшиеся строительные материалы после сооружения каменных храмов в Никитском и Горицком монастырях. Единственным целым памятником этого строительства является Троицкий собор, четырёхстолпный крестовокупольный храм обычного типа, привлекающий к себе наше внимание изяществом и благородством своих форм и пропорций. Его план несколько вытянут и закончен с востока гранёными абсидами. Стройные крестчатые столбы не загромождают пространства, которое кажется весьма свободным и лёгким. Вместо полуциркульных сводов применены крестовые, с более плоскими поверхностями, перекрытия. Карнизы столбов и выносных кронштейнов изящно профилированы, напоминая школу столичных мастеров. Пропорциональная слаженность характеризует храм снаружи. Лёгкий карниз отрезает килевидные закомары, над которыми вздымается вытянутый барабан главы с венцом из восьми кокошников в основании. Гладь стен членится плоскими лопатками; её оживляют пятна узких окон и богато разработанные килевидные порталы входов. К позднейшим переделкам собора относятся расширение окон, замена позакомарного покрытия четырёхскатным, луковичная форма главы. Мастером этого полного благородной простоты и грации храма был ростовский зодчий Григорий Борисов. До того он построил в 1522-1524 г.г. похожий на Троицкий, но более грузный, собор Борисоглебского монастыря под Ростовом, трапезную церковь там же (1524- 1526) и вторую трапезную - в Троицком Калязинском монастыре (1525-1530). В 1543 г., после работ в Переславле, он закончил начатую ростовским зодчим Пахомием Горяиновым трапезную церковь Спасо-Каменного монастыря (на Кубенском озере) с её знаменитым шатровым восьмериком. В Троицком соборе Григорий Борисов широко использует опыт и формы современного ему русского зодчества, с большим мастерством воплощая их в изысканном единстве своего произведения.

http://sobory.ru/article/?object=00434

«Слова отвещательные» написаны ученым–филологом, находившимся на самой вершине образованности того времени, и то, что обвинение в ереси строилось именно на этом пункте, в этом направлении, вызывало, надо полагать, самую глубокую скорбь и тоску, о которых он поведал в «Плаче», написанном сразу, как только его рука вновь обрела перо. Когда был составлен комплекс из двенадцати глав, ядро будущих собраний? Хотя «Исповедание» (в том варианте, в котором оно включено в собрания) написано после апреля 1538 года, но это не значит, что следующие за ним сочинения писались после него; они могли готовиться и заранее. Такое продуманное, логически аргументированное сочинение, как «Исповедание», тоже требовало времени для подготовки. Пометы на некоторых рукописях сообщают, что автор начал «составлять сию книгу» уже осенью 1531 года . Ее заключительные главы, «Слова отвещательные», были написаны в 1540 году, но затем неоднократно направлялись разным лицам, и указанное в них число лет, в течение которых автор терпит «лютые невзгоды», могло изменяться (от 15 до 20) . Целиком комплекс из двенадцати глав был завершен в конце 1530–х годов или на рубеже 1530—1540–х годов в период, когда Русскую церковь возглавлял митрополит Иоасаф . Постепенно к нему присоединялись новые сочинения. Царское венчание и освобождение То же «Сказание», которое сообщает об «ослабе», полученной Максимом Греком от тверского епископа Акакия по благословению митрополита Иоасафа, продолжает: «А потом благословением митрополита Макария — и к церкви хождение и животворящих тайн Христовых причащение». Но этому предшествовали большие усилия, предпринятые самим Максимом Греком, а также ходатайство за него патриархов — на православном Востоке его знали и помнили. К митрополиту Макарию он обращался в 1542 году, указывая те же 17 лет лишения причастия, что и в послании П. И. Шуйскому . В другом послании митрополиту (условно назовем его вторым) Максим Грек цитирует его слова, сказанные в ответ на просьбу об освобождении: «Узы твои целуем, как одного из святых, а пособить тебе не можем» . Послание митрополита в полном объеме неизвестно, но уже эта сохраненная в ответе Максима фраза весьма многозначительна и показательна. Из ответа становится очевидным, что митрополит надеется на возможность положительного решения дела. Почему же тем не менее он отвечает, что не может (или пока не может) помочь тому, кого удостоил знака святости?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Малороссия — официальное название Украины и части южных российских земель в Российской империи. Мальтийские рыцари — рыцари Мальтийского ордена, основанного в начале АН века крестоносцами в Иерусалиме. В 1530–1798 годах орден располагался на острове Мальта в Средиземном море и вел упорную борьбу с турками. После захвата Мальты французами в 1798 году некоторое время центром сосредоточения сил Мальтийского ордена была Россия, где его гроссмейстером был император Nabeл I. Мальтийский орден — одно из поздних, но наиболее распространенных названий духовно-рыцарского ордена иоаннитов. Орден был основан в XII веке в Палестине в эпоху крестовых походов. Первая резиденция его располагалась в иерусалимском госпитале Святого Иоанна — отсюда произошло два первых названия ордена — иоанниты и госпитальеры. После изгнания крестоносцев из Палестины члены ордена переселились на остров Кипр, а затем на остров Родос (с пребыванием иоаннитов в XIV–XV веках на этом острове связано их наименование родосскими рыцарями). С 1530 по 1798 годы главным владением ордена был остров Мальта, откуда иоанниты были изгнаны Наполеоном Бонапартом. В 1834 году резиденция ордена была перенесена в Рим, хотя его организации существовали во многих странах Европы. Мамка — кормилица, нянька. Маневр (фр.) — передвижение войск, в результате которого создается выгодная группировка сил и средств. Маневрировать — производить маневры; ловко и хитро действовать, предусмотрительно обходя возможные неприятности; умело распоряжаться чем-либо. Маневры — передвижения войск при подготовке к бою или во время сражения. Маневрами называют также крупные военные учения. Манеж — прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок для тренировки лошадей и обучения верховой езде. Манежем называют также место проведения конных состязаний. Манифест — торжественное обращение главы государства (государя) к народу (своим подданным) в связи со значимым политическим событием: восшествием на престол, объявлением войны или заключением мира, проведением реформ.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Пасхальный антем «Христос воскрес из метрвых» из Сарумского процессионала. Париж, 1530 г. Изд. Николая Превоста Пасхальный антем «Христос воскрес из метрвых» из Сарумского процессионала. Париж, 1530 г. Изд. Николая Превоста Самые ранние образцы полифонической музыки имеются в одном из 2 Уинчестерских тропариев (XI в.). К кон. XIV - нач. XV в. обозначились самобытные черты и формы англ. полифонического письма, в т. ч. техника фобурдона (импровизируемого многоголосия на основе григорианской мелодии) - провозвестник гармонии, и тип теноровой мессы (5-частной композиции для ординария мессы на основе заимствованной мелодии, помещаемой в партии тенора ) - важная ступень в достижении целостности муз. формы. Наиболее яркие фигуры, воплотившие в своем творчестве modus Anglicorum - Дж. Данстейбл, Л. Пауэр, Дж. Бенет, Й. Бедингем, Дж. Тайс. Их произведения встречаются в известных рукописях 1-й пол. XV в. (Brit. Lib. Add. (Old Hall). 5790, Ibid. Egerton. 3307). Во многом отражая почерк континентальных мастеров («текучий» ритм в песенных мотетах, свободное обращение с колорированным cantus firmus в мессах), они в свою очередь оказали существенное воздействие на европ. (прежде всего нидерланд.) школу строгого контрапункта эпохи Возрождения. В кон. XV- 1-й пол. XVI в. процесс взаимовлияния, судя по составу и стилю музыки англ. и европ. манускриптов, заметно усилился. К примеру, сочинения У. Фрая находятся и в англ. (Brit. Lib. 3307; Eton Choirbook - Windsor. Eton College Library 178; Bodl. 191), и в европ. источниках (Berolin. SB. 78. C 28; Spato. Lucca archivio 238; Trent. Museo Nazionale 88). Однако ряд композиторов (Дж. Браун, У. Корниш, Дж. Тавернер, Т. Таллис) продолжали национальную традицию искусства. «Книга общих молитв, положенная на ноты» Джона Марбека. 1550 г. Титульный лист «Книга общих молитв, положенная на ноты» Джона Марбека. 1550 г. Титульный лист В сер. XVI в. в результате церковных реформ происходят изменения в англ. церковной музыке, подтверждаемые как рукописным (Bodl.

http://pravenc.ru/text/150119.html

В 1523 г. король Сигизмунд по просьбе Константина Острожского дал разрешение игумену Макарию восстановить Киевский Михайловский Златоверхий монастырь, опустошенный еще в 1240 г., и учредить в нем монашескую общину. Сам король в ряде случаев являлся фундатором святынь православных (или, как их называли католики, «схизматиков») и заботливым охранителем их интересов. Благодаря ходатайствам Константина Острожского (1530) было твердо определено юридическое положение Православной Церкви в Литве, до него являвшееся весьма неопределенным. Князь Константин Острожский содействовал материальному обеспечению церквей, укреплению религиозного сознания и поднятию благочестия православных христиан. Всего за время деятельности Константина Острожского Православная Церковь в Литве получила более 20 грамот, расширявших и утверждавших ее права. Возможно, что именно Константин Острожский содействовал открытию в Вильно (1524 г.) типографии, первой в Литве, откуда вышли книги, напечатанные Франциском Скориной. Князь Константин Острожский скончался в 1530 г. и был погребен в Киево-Печерском монастыре. Впоследствии его сын князь Константин Острожский продолжил дело отца по защите Православия в юго-западных землях. Дальнейшая история Православия в Польско-Литовском государстве связана с деятельностью митрополита Макария II (1534—1556). В те годы продолжался процесс постепенной ломки старого уклада жизни, старых традиций, утверждались латинско-польские начала, которые господствовали и заменяли собой начала греко-русские; культура католического Запада заменяла культуру православного Востока. В тот период в западнорусской Церкви были созваны несколько Соборов «к постановлению веры и закону христианского». Они обычно проходили в Вильно (1546, 1559 гг.). Важным событием для православных явился 1563 год, когда король Сигизмунд II Август (1548—1572) дал грамоту литовскому и русскому дворянству православной веры и всех христианских исповеданий «о сравнении сего сословия в правах с дворянами Польского королевства, исповедующими веру римско-католическую». Это право было подтверждено в 1565 и 1568 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/436366/

господарем Стефаном III Великим (1457-1504), пожертвовавшим на это немалые средства ( Βαρλαμ (Αϒϒελκος). 1921. Σ. 47). Новое опустошение последовало в 1513 г. Помощь обители снова оказали правители дунайских княжеств. В актах 1513, 1575, 1626, 1627, 1628, 1671 и 1679 гг. идет речь о споре между Г. м. и Эсфигменом относительно владений, принадлежащих их подворьям на п-ове Халкидики ( Ζας, Καδς. 1998. Σ. 20). В 1513 г. игум. Никифора, видимо, сменил Спиридон, к-рый, согласно акту Протата за указанный год, приобрел для Г. м. келлию мч. Трифона в Карее для устроения в ней конака (представительства мон-ря). В том же документе сообщается, что Спиридон восстановил обитель на средства молдав. господарей, сделав ее лучше прежней. В документе 1530 г. он же упоминается в качестве строителя внешней стены, т. е. совр. «среднего крыла», включающего колокольню. С 1574 г. до наст. времени Г. м. занимает 17-е место в иерархии афонских мон-рей. Число насельников Г. м. в кон. XV - 2-й трети XVIII в. существенно колебалось. По подсчетам исследователей, выполненным на основании свидетельств паломников и монастырских посольств, в 1489 г. в мон-ре было 270 чел., в 1530/31 г.- 39, в 1561 г.- 70, в 1569 г.- 42, в 1634/35 г.- 127, в 1661 г.- 50, в 1677 г.- 60, в 1709 г.- 50, в 1765 г.- 40 чел.; в 1582/83 г. мон-рь, возможно, находился в запустении ( 2000. С. 99). В посл. четв. XVII в. Г. м. относился к числу беднейших афонских обителей. В 1678 г. его доля в синдоксии (общеафонских сборах на выплаты османским властям) равнялась 25 грошам, т. е. составляла не более 1/4 суммы, выплачивавшейся каждым из таких мон-рей, как Великая Лавра, Ватопед и Хиландар (Там же. С. 77). Мон-рь прп. Григория. 1744 г. Рис. В. Г. Григоровича-Барского После пожара, в 1762-1783 гг., мон-рь восстанавливал игум. Иоаким Скевофилакс из Акарнании, к-рый получил прозвище Макригенис (Длиннобородый) после происшедшего с ним чудесного знамения. Когда иноки из Г. м. пришли к нему в окрестности Малого скита св. Анны, куда он удалился для особого подвига, и попросили позаботиться о восстановлении обители, он сказал, что, когда у него вырастет борода, тогда произойдет и возрождение Г.

http://pravenc.ru/text/168091.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010