75 Английская (Англиканская) церковь возникла в результате реформации Католической церкви в Англии; реформация началась в 1530 г. разрывом короля Генриха VIII с рим. папой. Особенность Англиканской церкви состоит в том, что ее главой признается англ. король. 76 Реформатская церковь возникла в XVI в. в Швейцарии и распространилась по многим странам Западной Европы; она объединяет последователей Кальвина. Реформаты не имеют епископов, Таинствам придают только символическое значение. В 1537 г. Кальвин предложил проект правил церковного устройства в Женеве, по которому церковная власть отделялась от гражданской и должна была главенствовать над ней. Жители, противившиеся новым церковным порядкам, изгонялись из города. 77 Секта квакеров возникла во вт пол. XVII в. в Англии. Позднее имело место массовое переселение членов секты в Америку, где в штате Пенсильвания они устроили общинную жизнь в соответствии со своими религиозными представлениями. Квакеры выше всего ставят мистические переживания, в которых предполагают соединение человека с Богом. Не признают Церкви и ее Таинств, произвольно толкуют Священное Писание . 78 Гернгутеры (богемские или моравские братья) – католическая секта, возникшая в Богемии в XV в. и распространившаяся в Германии и Польше. Христианским идеалом для гернгутеров являются ранние христианские общины, в подражание которым они и устраивают свою жизнь. 79 Лютеранами называют тех членов Протестантской церкви, которые придерживаются учения Лютера. Одной из вероучительных книг лютеран, имеющей значение вероисповедной формулы, является «Аугсбургское исповедание», составленное Лютеровым единомышленником Меланхтоном в 1530 г. для полемики с католиками. В этом документе в дипломатических целях были сглажены разногласия между протестантами и католиками в вероучении, а выставлялись требования реформировать церковное устройство. Управление Лютеранской церковью осуществлялось синодом, который созывался монархом, т.е. фактически церковная власть была подчинена государственной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

В народной средневек. апокалиптической лит-ре Книга пророка Даниила уступала по степени влияния Откровению Иоанна Богослова, однако нередко использовалась при описаниях 4 царств и в пророчествах об антихристе. «Книга ста глав», написанная по-немецки в кон. XVI в., стала последним значительным произведением средневек. эсхатологии. 4 царства в ней - это Франция, Англия, Испания и Италия. На исходе средневековья в интерпретации Книги пророка Даниила появляется новый мотив, связанный с отождествлением фигуры антихриста с папой Римским. Уже в XIII в. Фридрих II в борьбе с папой Григорием IX называл его антихристом (папа называл его так же). Когда папа Иоанн XXII (1249-1334) осудил тезис об абсолютной бедности Христа и апостолов, то францисканские диссиденты назвали его постановление «мерзостью запустения» (ср.: Дан 9. 27, 11. 31) ( McGinn B. Visions of the End: Apocalyptic Traditions in the Middle Ages. N. Y., 1979. P. 175). Я. Гус , защищаясь от обвинения в том, что он называл папу антихристом, внес уточнение: не каждый папа - антихрист. Эпоха Реформации М. Лютер посвятил раздел Дан 8 в опубликованной в 1521 г. работе об антихристе; в 1530 г., издавая перевод Книги пророка Даниила, снабдил его специальным предисловием, в к-ром сформулировал свои взгляды. По его мнению, жизнь Д., представленная в первых 6 главах книги, имеет назидательное значение, т. к. она демонстрирует торжество веры праведников. Пророчества, как он считал, были даны о недалеком времени; в Дан 7 говорится о том, что Рим попадет под власть турок, а небольшой рог может относиться даже к Мухаммаду ( Albrecht O. Luthers Arbeiten an der Übersetzung und Auslegung des Propheten Daniel in den Jahren 1530. und 1541.//Archiv f. Reformationsgeschichte. 1926. Bd. 23. S. 6). Лютер признает, что Дан 8 и 11 относятся и к Антиоху IV Епифану и к антихристу, однако Дан 11. 36-45 - непосредственно к папе, к-рого он считает антихристом. Эту тему он развивает в переработанном варианте предисловия к Книге пророка Даниила, изданном в 1541 г. ( Luther M. WA. T. 11. Bd. 2: Die Deutsche Bibel. 1960). Для него было очевидным, что царь, к-рый поступает «по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества» (Дан 11. 36),- это яркое изображение папства. При этом Лютер дает для не вполне ясного выражения из Дан 11. 37 перевод: «он не будет заботиться ни о любви женщин, ни о каком-либо боге» (er wird weder Frauenliebe noch einiges Gottes achten; в синодальном переводе похожий смысл, но чаще это место понимается как «он не почтит даже бога, которого любят женщины» - имеется в виду языческий культ), считая, что речь идет о целибате пап.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Мальтийский крест, символ ордена госпитальеров. Рельеф фасада ц. Сан-Джованни Деколлато во Флоренции. XVI в. [офиц. название - Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского на Родосе и Мальте; лат. Supremus Ordo Militaris Hospitalis Sancti Ioannis Hierosolymitani Rhodius et Melitensis; также орден св. Иоанна Крестителя, орден госпиталя св. Иоанна в Иерусалиме, госпиталь св. Иоанна; лат. Hospitale Sancti Johannis, Militia Hospitalis Ierosolimitani, Ordo Hospitalis Sancti Johannis Ierosolimitani, Fratres Hierosolymitani Hospitalis; члены ордена - госпитальеры, иоанниты, рыцари Родоса, рыцари Мальты], духовно-рыцарский орден Римско-католической Церкви, основан в XI в. как странноприимный дом (госпиталь) для христ. паломников в Иерусалиме; в 1113 г. был преобразован в орден, главной задачей которого являлся уход за паломниками, больными и нуждающимися. На протяжении XII в. трансформировался в духовно-рыцарский орден, взяв на себя также военную защиту пилигримов и оборону христ. владений в Леванте. После завоевания Иерусалима в 1187 г. султаном Салах-ад-Дином (1174-1193) центральная резиденция ордена была утрачена. С 1191 г. орденское руководство располагалось в Акре (ныне Акко, Израиль). После того как мамлюки завладели Акрой (1291) и христиане лишились последних форпостов на Св. земле, орден перебазировался на о-в Кипр, в 1306-1310 гг. завоевал принадлежавшие Византийской империи о-в Родос и неск. др. островов архипелага Додеканес. До 20-х гг. XVI в. орден находился на Родосе и воевал против мамлюков и турок. В нач. 1523 г. был вынужден эвакуироваться с Родоса после почетной капитуляции перед тур. султаном Сулейманом I (1520-1566). В 1530 г. имп. Карл V (1519-1556) передал ордену во владение о-в Мальта и г. Триполи. В 1530-1798 гг. Мальта являлась центром деятельности ордена (отсюда название Мальтийский орден); капитулировав в июне 1798 г. перед флотом Наполеона Бонапарта (1769-1815), орден покинул Мальту, на краткий период найдя поддержку в лице российского имп. Павла I Петровича (1796-1801). После убийства имп. Павла I орденское руководство выехало из России в Рим, где и находится по наст. время. Имеющий гос. статус совр. Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна в Иерусалиме, на Родосе и Мальте активно занимается благотворительной деятельностью во всем мире.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

к тому, что писал углем на стене. Таким именно способом он написал на стене своей темницы акафист Параклиту 413 , т. е. св. Духу. Но, вероятно, надзор за Максимом не отличался одинаковою систематическою бдительностью, и он улучал время, когда находил возможность и средства к тому, чтобы писать послания. Темою посланий Максима кроме собственного оправдания служили обличения недостатков современного богатого монашества и церковной иерархии, более резкий, чем каким был до сих пор, тон которых живо затрагивал как митрополита, так и других иерархов церкви. Таким образом все вообще поведение Максима Грека в Волоколамском монастыре понималось его врагами как вызов. Поэтому нужен был только повод для того, чтобы снова потребовать Максима на суд. Повод представился в виде политического дела. Связь Максима Грека с турецким послом Скиндером несомненно существовала, хотя нет никаких данных для определения того, на сколько она имела преступный вид. Она началась с самого появления турецкого посла в Москве. Вооружив против себя своею прямотою, выражавшеюся в обличениях недостатков современного правительства, где он не щадил и личности самого князя, и еще более своим противоречием разводу, Максим своими отношениями к враждебно расположенному к России турецкому послу бросал теперь тень подозрения и на свою политическую добросовестность. Максим сам передает в своих сочинениях, что некоторые из его русских современников называли его изменником и врагом государства 414 . Судя по ходу дела Максим еще в 1525 году мог бы подвергнуться суду за свои связи с турецким послом; но этого тогда не сделали, потому что опасались скомпрометировать себя пред находившимся тогда в Москве турецким послом. Но в 1530 году Скиндер умер в Москве 415 и для великого князя таким образом открылась полная возможность напомнить Максиму Греку и другие прежние его вины. Самая близость расстояния между временем смерти Скиндера и новым судом над Максимом (1530–1531) может вести к предположению, что между этими двумя событиями находится некоторая связь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В конце каждой книги приложены краткие известия о житии Пророка, а к книгам Исаии и Иезекииля (л. 268 об.) – предисловие Феодорита. Последние главы пр. Даниила после л. 319 чит. 240–271. Впереди на белом листе другою рукою: Тех же 70 книг. Соборников, а прописал дияк в главах после Паралипомена. 64. (810.) Паремейник, полууст., исх. XIV века, в четверть, 207 листов. Рукопись подмочена, более повреждены начальные и конечные листы, заглавный изорван и приклеен к верхней доске. Список, полный, начин. от навечерия Рождества Христова. Чтения по месяцеслову те же, какие под 4 с приложением 29 августа Усекновению главы Иоана Крестителя, коих недостает там по причине утраты листов. В самом конце положены еще 3 чтьния на священие. 65. (811.) Паремейник, полууст. четкий, напис. 1530 года, в четверть, 253 листа. Начинается: В навечерие Рожества Христова по стихерах и по выходе поют прокимен дневный, чтут чтениа. Кроме паремий, показанных под 4 и предыд. 64, здесь прибавлены в месяцеслове август 1-го Спасу Милостивому, а в конце ркп. 3 чтения в субботу мясопустную на вечерни. На последнем листе оглавление и послесловие: А су книгу писал грешный и недостойный раб Божий Федко Микифоров сын Пестов, лета 7038 (1530). А где будет по грехом своим описался, и вы бы пожаловали исправляли своими велми разумы, а писца бы есте пожаловали не проклинали. 66. (14.) Четвероевангелие, полууст. крупный, напис. 1472 года, в четверть, 470 листов. Для заставок в заглавии Евангелий оставлены пробелы. Статьи, предшествующие тексту Евангелия, те же самые, какие помещаются и в печат. изданиях его. Порядок их следуюший: л. 1. Ведомо буди, яко четыри суть Евангелиа, и ниже множае сих, ниже умаленье. – об. Сказание приемлющее всего лета число евангельское и Евангелистом приятие, откуду начинают и до где стают. л. 3 об. Еже от Матфеа св. Евангелиа главы. л. 6 об. Феофилакта, архиеп. болгарьскаго, предисловие еже от Матфеа св. Евангелиа. л. 10 об. Господи Ис. Христе Сыне единородный безначальнаго Ти Отца рекше пречистыми Ти усты яко без Мене не можете творити ничтоже. Краткая молитва , сопровождаемая замечанием: сицевые ради надежда прочитати должно есть св. Евангелие на каждо день.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

На средства великого князя Василия в Даниловом монастыре был построен первый каменный храм – Троицкий собор (1530-1532) с приделом святого покровителя новорожденного Иоанна Крестителя. Сам монастырь переименовали в Троицкий по посвящению главного храма Св. Троице. Троицкий собор принадлежит к числу древнейших архитектурных памятников Переславля-Залесского. Он был возведен в тот период, когда город после длительного перерыва вновь оказался в сфере строительной деятельности московских государей. В начале XVI века здесь был, вероятно, только один каменный храма – Спасо-Преображенский Собор XII столетия. О уже в 1520-1530 годах на средства великого князя Василия III каменные цекви строятся сразу в трех пригородных монастырях: Никитском, Горицком и Даниловом. Из построенных в то время храмов только Троицкий собор Данилова Монастыря дошел до нас без существенных переделок. Архитектурные особенности собора сближают его с постройками московских зодчих первой трети XVI века. Возможно, он был возведен столичными мастерами, присланными в Переславль Василием III. Троицкий собор представляет собой традиционный для своего времени небольшой одноглавый крестовокупольный храм, отличающийся изяществом пропорций. Он возвышается на вершине полого холма, и в древности, когда рядом с ним не было других более крупных сооружений, служил одной из архитектурных доминант южной окраины Переславля. Внешний облик собора прост и монументален. Основной объем храма имеет почти кубическую форму. Гладь каждого их фасадов членится на три прясла неширокими лопатками и оживлена профилированными порталами. Толщину кирпичной кладки прорезают узкие, похожие на бойницы, арочные оконные проемы. Легкий, тонко разработанный карниз отделяет килевидные закомары от основания плоскости стен. В востока, не закрывая своими объемами пояс закомар, выступают три невысокие апсиды редкой для древнерусской архитектуры граненой формы, получившее распространение в первой трети XVI века. Вертикальные грани, видимо, должны были придавать апсидным выступам некоторое изящество, чтобы они не выглядели чересчур грузными и приземистыми. Глава собора возвышается на вытянутом вверх световом барабане, украшенном аркатурно-колончатым пояском. Подобный декор несколькими десятилетиями ранее был использован итальянскими зодчими в знаменитых кремлевских соборах и быстро получил распространение в древнерусской архитектуре далеко за пределами Москвы.

http://sobory.ru/article/?object=00434

605 ...зело бо о семь много лт моляся... и по монастырем великиа милостыня посылая. – Брак Василия III с Соломонией Сабуровой был бездетен. После развода с ней великого князя (1525) Соломонию постригли в Рождественском монастыре. В 1526 г. Василий III женился на Елене Васильевне Глинской, однако и у нее детей не было около четырех лет. Иван Васильевич Грозный родился от этого брака 25 августа 1530 г. 606 ...посылает старца Тихона Зворыкина... – Монах Иосифо-Волоколамского монастыря Тихон происходил из боярского рода Зворыкиных, в 1509 г. был монастырским казначеем, входил в число соборных старцев, помогавших игумену управлять монастырем. О Тихоне Зворыкине упоминал Иосиф Волоцкий в своем послании к Василию Андреевичу Челяднину. Из этого источника известно, что Тихон Зворыкин подолгу жил в Москве и был вхож в митрополичьи покои. В августе 1530 г. он ездил из Москвы в Иосифо-Волоколамский монастырь с посланиями Василия III к игумену Нифонту Кормилицыну и соборному старцу Тихону Ленкову, где государь просил отпустить к великокняжескому двору старца Кассиана Босого, которого он выбрал в крестные отцы для сына Ивана. 607 ...возвщаеть игумену Нифонту... – Речь идет о Нифонте Кормилицыне, постриженике и игумене Иосифо-Волоколамского монастыря (1522–1543), известном писателе и книгописце. Во время его игуменства в монастыре находились в заточении Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В 1533 г. Нифонт сопровождал в Москву смертельно больного Василия III и постригал его в схиму. В 1543–1554 гг. Нифонт был архимандритом Ново-Спасского монастыря; в 1550 г. принимал участие в Казанском походе; в 1554 г. был поставлен епископом Крутицким и Сарским. Последние годы жизни провел в Иосифо-Волоколамском монастыре, скончался в 1561 г. Нифонт Кормилицын был автором послания Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого», входящего в состав жития святого. 608 ...в честную святую обитель Живоначалныя Троица великого чюдотворца Сергия. – Троице-Сергиев монастырь был основан Сергием Радонежским и его братом Стефаном в 1330–1340 гг.; с конца XIV в. был одним из самых авторитетных монастырей в духовной жизни страны; в 1561 г. настоятели монастыря получили сан архимандритов и право первенства среди игуменов русских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(565, 1530) Действительно, хотя никто не может быть праведен иначе, как сообщением ему достоинства Страстей Господа нашего Иисуса Христа, это сообщение совершается в оправдании нечестивого, когда, достоинством Пресвятых Страстей, любовь Божия проливается Святым Духом в сердца тех, кто оправдан [ср. Рим 5, 5 ], и пребывает в них неотделимой [ХВ 593]. (566, 1530) А также в самом оправдании, вместе с прощением грехов человек получает сразу, во Христе Иисусе, неотъемлемой частью Которого он становится, все эти врожденные дары: веру, надежду и любовь. (1531) Ибо если надежда и любовь не соединены с верой, то вера не соединяет со Христом совершенным образом и не делает живым членом Его Тела. По этой причине и говорится во всей истине, что «вера без дел мертва» [ Иак 2, 17 ] и бесполезна [ХВ 601] и что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» [ Гал 5, 6; 6, 15 ]. Именно ее, согласно Апостольскому преданию, просят катехумены у Церкви перед Таинством Крещения, когда молят о «вере, дарующей жизнь вечную» 348 , которую вера, лишенная надежды и любви, даровать не может. Немедля слышат они слово Христа: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» [ Мф 19, 17 ] [ХВ 600–602] 349 . Вот почему, принимая истинную христианскую праведность, эти первые одежды [ср. Лк 15, 22 ], даруемые Иисусом Христом взамен утерянных Адамом из-за его непослушания для себя и для нас, они видят себя обязанными сохранять ее белой и незапятнанной, чтобы принести ее на Суд Господа нашего Иисуса Христа и удостоиться жизни вечной 350 . Глава 8: Как понимать, что нечестивый оправдан верой и даром (567, 1532) Стало быть, когда Апостол говорит, что человек оправдан «через веру» [ХВ 59] и «по благодати» [ Рим 3, 22, 24 ], эти слова следует понимать в том смысле, которого Католическая Церковь всегда и единогласно придерживалась и выражала, а именно что мы называемся оправданными верой, потому что «вера есть начало спасения человека» 351 , основание и корень всякого оправдания, без которого «угодить Богу невозможно» [ Евр 11, 6 ] и невозможно достичь и разделить участь чад его; мы называемся оправданными даром, потому что ничто, предшествующее оправданию, будь то вера или дела, не заслуживает этой благодати оправдания. Ибо, «если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью» [ Рим 11, 6 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Theodoricus. De natura corporis et animae. II//PL. 180. Col. 724). Впрочем, следуя мистической традиции своего ордена, Вильгельм не останавливался на этом и указывал еще 3 уровня жизни Д. согласно тому, «что может душа по отношению к самой себе» (имеются в виду любовь и познание Бога, а также сохранение праведности). Облачение праведных душ в белые одежды. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. 1530-1532 гг. Облачение праведных душ в белые одежды. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. 1530-1532 гг. Особо выделялись 5 телесных чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). Значительная часть мыслителей понимала чувства (sensus) в смысле «органов чувств», а потому описывала их как принадлежащие телу, а не Д. (habet corpus quinque sensus - Alcherus Clarevallensis. De spiritu et animae. 22, 32//PL. 40. Col. 795, 803). При этом сами акты чувств безусловно приписывались Д.: «Акт чувственного восприятия принадлежит не телу, но душе, осуществляющей его при помощи тела… что же касается того, что пять чувств души называются телесными… то это так потому, что посредством тела осуществляется чувственное восприятие или побуждается воля» ( Abaelardus. Expositio in Epistolam Pauli ad Romanos. I 2//PL. 178. Col. 812-813). Предпринимались также попытки различения Д., чувств и органов чувств. Так, Вильгельм из Сен-Тьерри полагал, что невидимая и бестелесная Д. действует в отношении видимого и телесного (т. е. в отношении объектов чувственного восприятия) через невидимое, но телесное (т. е. через зрение, слух, осязание и т. д.). При этом такие чувства следует отличать от собственно органов чувств (глаз, ушей и т. д.), к-рые, как и объекты чувственного восприятия, видимы и телесны. Существовало также и альтернативное (восходящее к Халкидию) мнение о том, что чувство есть претерпевание или свойство тела (passio corporis); это мнение упоминал Иоанн Солсберийский, однако неизвестно, насколько оно было распространено. В нач. и сер. XII в.

http://pravenc.ru/text/180712.html

С.- патроном Фессалоники. Жители верили, что любые замыслы против города обречены на неудачу, т. к. дом Д. С. не может быть осквернен. Если же город все-таки становился добычей врагов (в 904, 1185 и 1430), считалось, что Д. С. оставлял его из-за грехов жителей. Авторитет Д. С. как защитника Фессалоники был так высок, что его почитание затем распространилось по всей империи. В Чуде I, 9 упоминается, что Д. С. оказал помощь имп. Феодосию I Великому (379-395) во время похода на императоров Евгения и Арбогаста (394) (PG. 116. Col. 1260). В Житии прп. Ипатия, игум. Руфинианского мон-ря близ Халкидона (406 - ок. 446), Фессалоника упоминается в числе наиболее важных центров паломничества ( Callinicus. Vie d " Hypatios/Ed. J. M. Bartelink. P., 1971. P. 226). Базилика «А» в Никополе (сер. VI в.) была освящена во имя Д. С. Предпринимались попытки перенести реликвии великомученика и центр почитания в К-поль. Имп. Маврикий (582-602) потребовал у архиеп. Евсевия прислать ему мощи Д. С. Евсевий ответил отказом, пояснив, что еще имп. Юстиниан (527-565) хотел получить мощи святого, но при попытке раскопать то место, где, как полагали, они находились, внезапно вспыхнуло пламя и послышался голос Д. С., велевший прекратить работы (Чудо I, 5). Чудо вмч. Димитрия о двух девицах. Клеймо иконы «Вмч. Димитрий Солунский в житии». 1609 г. (ГТГ) Чудо вмч. Димитрия о двух девицах. Клеймо иконы «Вмч. Димитрий Солунский в житии». 1609 г. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле Залесском. 1530–1532 гг. Вмч. Димитрий Солунский. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле Залесском. 1530–1532 гг. В визант. эпоху в К-поле насчитывалось 9 церквей, освященных во имя Д. С., и довольно известный мон-рь ( Janin. Églises et monastères. P. 88-94). Самым древним храмом, вероятно, была ц. Д. С. в Девтероне, перестроенная имп. Василием I Македонянином (867-886), где проводились офиц. торжества по случаю праздника в честь Д. С. Императоры Македонской династии (867-1056) выказывали особую приверженность культу Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010