Мы не имеем сведений о конструкции сводов, но композиция завершения этого собора с введением килевидных форм, детали интерьера, дробные по профилировке широкие архивольты - все это в совокупности сопоставимо с архитектурой собора Рождественского монастыря в Москве (1501). Оба памятника представляют разные стадии развития одного направления в зодчестве XVI в. Хронологически и стилистически место между ними занимает собор Старицкого Успенского монастыря, церковь Антипия на Колымажном дворе. Как в соборе Рождественского монастыря, здесь в интерьере присутствует особенность, характерная для круга построек 1500-1530-х гг.: выделение конструктивной структуры соответствующими ордерными членениями. Пяты подпружных арок отмечаются во всех уровнях профилированными импостами. Столбы, несущие конструкцию повышенных подпружных арок, не превращаются в угловые части стен благодаря капителям, поставленным в уровне пят арок, соединяющих их со стенами четверика, а сохраняют значение свободно стоящих опор. Сочетание этих деталей интерьера с такими традиционными московскими чертами как ярусное построение закомар, килевидные очертания архивольтов (обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены), отсутствие горизонтальных, единых для всех плоскостей фасада членений по высоте составляет характерную особенность этой группы, включающей соборы Рождественского, Успенского Старицкого монастырей, Успенский собор в Дмитрове. Архитектура соборов Симонова и Богоявленского Авраамиева монастырей позволяет судить о московском зодчестве середины XVI века. В 1540-е гг. - первой половине 1550-х гг. происходит отказ от итальянизирующих мотивов 1510-1530-х гг. Таким образом, собор Симонова монастыря создает впечатление, что его заказчик старается в композиции фасада вернуться к доитальянским образцам. Однако при этом " старомосковские " формы (пирамидальность композиции многорядных кокошников, их килевидная форма, отсутствие карнизов, отсекающих закомары от плоскости стен четверика) соседствовали иногда с итальянизирующей профилировкой, заимствованной из построек Петрока Малого, а в некоторых случаях - с ордерной обработкой интерьера.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Такими подвигами преп. Трифон достиг великой крепости духовной. Раз медведь вошел в его келью, опрокинул квашню и начал есть тесто. Подвижник, подходя к келье, сказал медведю: Иисус Христос , Сын Божий, повелевает тебе выйти из кельи и стоять смирно. Медведь вышел и стал у ног преподобного. Взяв жезл, преподобный наказал виновного медведя и сказав, чтоб вперед не смел беспокоить обители, отпустил его. С того времени, прибавляет писатель жития преп. Трифона, медведи никогда не делали вреда ни оленям, ни другим животным обители. В последние годы жизни своей преподобный часто удалялся в пустыньку, где построив храм успению Богоматери, проводил время в уединенной молитве. Перед кончиною своею блаж. Трифон был тяжко болен. Наконец, близкий к смерти, сказал он братиям: «Заповедую вам, погребите меня у церкви Успения Богородицы в пустыньке, куда отходил я на молчание.» Он преставился в глубокой старости, 15 декабря 1583 года, прожив на Печенге около 60 лет. 241 Чудь поморья Балтийского, в Ижоре и Копорье, 242 еще не отставала от жрецов давнего суеверия колдунов, чтила камни и дерева, совершала обряды языческие при рождении и смерти родных, и оставляла таинства христианские. Архиеп. Макарий, по сношению с государем, в 1530 году отправил способного священника к суеверам, велел разорять мольбища их, местному духовенству строго подтвердил о его долге. Старики, по привычке к старине, со страхом смотрели, как священник сокрушал страшные для них деревья и камни. Но дети оказались умнее стариков: они помогали священнику в трудах его. С того времени христианство прочнее утвердилось между Чудью. Апостольские подвиги распространения веры христианской между Лопарями и Чудью происходили в последние годы жизни великого князя Василия Иоанновича и перед самою его кончиною. Отвергнув добродетельную, но неплодную супругу, Василий поспешил вступить в новый брак, чтоб иметь наследника. Он избрал невестою княжну Елену Глинскую, родную племянницу знаменитого изменника князя Михаила Глинского. 243 Великолепно отпраздновали брак, но более трех лет Елена не имела детей. Наконец 25 августа 1530 года родился столь давно ожидаемый сын и наследник. Он был окрещен в обители Троицкой и наречен Иоанном: обрадованный отец принял младенца из рук восприемников – столетнего старца Кассиана Босого и преп. Даниила Переславского и положил в раку чудотворца Сергия, моля угодника Божия, да будет ему заступником в опасностях жизни. Василий не знал, как изъявить благодарность небу; сыпал золото в казны церковные и на бедных; велел отворить все темницы, и снял опалу со многих знатных людей, бывших у него под гневом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

После избрания на Папский престол Александра VI Фарнезе получил должность казначея в Римской курии (6 сент. 1492). Папа, испанец по происхождению, нуждавшийся в поддержке знатных римских семейств, 20 сент. 1493 г. возвел Фарнезе в достоинство кардинала-диакона; 23 сент. он получил диаконию святых Космы и Дамиана (с 29 нояб. 1503 и до 25 сент. 1513 занимал также диаконию св. Евстафия). В апр. 1494 г. он был возведен в сан субдиакона и диакона. 14 нояб. папа назначил Фарнезе легатом в Патримонии св. Петра (1494-1496). 28 апр. 1501 г. он, не будучи пресвитером, стал администратором диоцеза Корнето-Монтефьясконе (1501-1519). 26 нояб. 1502 г. папа Александр VI назначил его легатом в Анконской марке (1502-1509). При следующих папах кард. А. Фарнезе благодаря семейным связям, обходительности и дипломатическим способностям укрепил свое положение: он был администратором диоцезов Ванс (1508-1510), Беневенто (1514-1522, 1528-1530), Сен-Понс-де-Томьер (1514-1534), Ананьи (апр.-июнь 1525), Битонто (1530-1532), Сована (апр. 1532), Сора (янв.-июнь 1534). В окт. 1508 г. стал архипресвитером Латеранской базилики. В 1509 г. назначен епископом Пармы, занимал кафедру до 1524 г. От имени болевшего в то время папы Римского Юлия II (1503-1513) открыл заседания Латеранского V Собора (3 мая 1512). В отсутствие кардинала-перводиакона короновал папу Льва X (19 марта 1513). В авг. 1516 г. сам Фарнезе стал кардиналом-перводиаконом. После возведения в достоинство кардинала-епископа занимал субурбикарные кафедры Фраскати (с 15 июня 1519; в связи с этим назначением 26 июня рукоположен во пресвитера, 2 июля - во епископа), Палестрины (с 9 дек. 1523), Сабины (с 18 дек. 1523), Порто и Санта-Руфины (с 20 мая 1524), Остии и Веллетри (с 15 июня 1524). Декан коллегии кардиналов (с 1524). При папах Римских из рода Медичи - Льве X и Клименте VII (1523-1534) - Фарнезе стал одной из наиболее влиятельных фигур при папском дворе. После смерти папы Климента VII, к-рый рассматривал его в качестве своего преемника, Фарнезе был избран папой Римским.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

Напротив, спрос на перевод увеличивался все более и более и распространение его в Англии шло с таким успехом, что до 1530 года состоялось уже несколько изданий, при чем к последнему из них Тиндаль успел присоединить и значительную часть Ветхого Завета 429 . Мало того, запрещения, торжественные сожжения и тому подобные меры привели скорее к результатам, совершенно противоположным тем, какие были желательны для епископов. Они усиливали только в народе любопытство к тем изданиям, которые подвергались преследованию, так как запрещённый плод всегда имеет особенную привлекательность. Трудно удовлетворявшееся любопытство сменялось тогда недовольством и волнением. Народ оскорблялся при виде того, что Слово Божие подвергается преследованию; он стал даже поговаривать, что, должно быть, учение и порядки, утверждённые церковью, стоят в противоречии с Евангелием, если церковные власти не хотят дозволять его свободного употребления. На правительство и церковь общественное мнение стало возводить обвинения, как на врагов истины 430 .· Такое опасное народное настроение побудило наконец и короля обратить своё особенное внимание на вопрос о переводе Священного Писания на английский язык. Весною 1530 года Генрих созвал прелатов и разных других членов клира, а также учёных богословов и кононистов обоих университетов, и спрашивал их мнения по этому поводу. Он выставлял, им на вид, что в последнее время в среде его подданных распространилось очень много печатных книг заграничного издания, особенно Тиндалевых переводов Нового Завета, которые усердно читаются народом; но духовенство не желает допускать свободного употребления этих книг и, не будучи в состоянии само ему воспрепятствовать, обратилось за содействием к светской власти лорда–канцлера, который прибегал к арестам и другим наказаниям, чем возбудил волнение в народе. Побуждаемый заботою о благе своих подданных, король и предлагает теперь собравшимся прелатам и учёным рассмотреть те книги, которые служат причиною волнении, и произнести о них свой приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

обряды, чтобы католики не требовали их повторного крещения. Папа заявил, что не может признать Иосифа, поставленного К-польским Патриархом, настоящим митрополитом, и потребовал, чтобы тот явился в Рим для повторного возведения в сан. «Лествица» прп. Иоанна Лествичника из Супрасльского мон-ря. 1530 г. (Ath. Chil.) «Лествица» прп. Иоанна Лествичника из Супрасльского мон-ря. 1530 г. (Ath. Chil.) Гонения на Православие во время правления Александра Казимировича вызвали серьезные политические осложнения в ВКЛ, важнейшим из к-рых стал отъезд рус. правосл. князей на службу к вел. кн. московскому, что в итоге привело к войне между двумя гос-вами в 1500-1503 гг. Внутриполитические противоречия, а затем и военные неудачи заставили Александра оградить права Западнорус. Церкви рядом грамот, основной из к-рых была грамота (1499), подтверждавшая «Свиток Ярослава» и гарантировавшая неприкосновенность святительского суда, ограждавшая имущественные права правосл. духовенства Западнорусской митрополии (АЗР. Т. 1. 174). Православные получили возможность свободно исповедовать свою веру, ставить храмы и мон-ри. В кон. XV - нач. XVI в. на белорус. землях были построены: в 1496 г. Пустынский Богородичный мон-рь в Мстиславле, в 1497 г. Спасский мон-рь в Кобрине, в 1498 г. мон-рь в Городке, в 1500 г. перенесенный в Супрасль, в 1499 г. Вознесенский мон-рь в Минске, ок. 1500 г. Рождество-Богородичная ц. в Минском замке и Троицкий мон-рь в Дрогичине, в 1502 г. Ильинская ц. в с. Саковщина (совр. Ошмянский р-н), Никитская ц. в Здитове и Збироговская ц. (совр. Гродненская обл.), в 1507 г. соборная Димитриевская ц. в Пинске и церкви в честь Рождества Богородицы в Вильно и Бельске. Миролюбивая по отношению к Православию политика проводилась при королях Сигизмунде I Старом (1506-1548) и Сигизмунде II Августе (1548-1572). В 1563 г. вся шляхта «веры христианской» была уравнена в правах, отмена Городельского привилея еще раз была подтверждена в 1568 г. Основные положения о веротерпимости в отношении православных зафиксированы в «Акте Варшавской конфедерации» 1573 г.

http://pravenc.ru/text/77856.html

султан Мехмед II (1444-1446, 1451-1481), завоеватель К-поля, завершил осаду Родоса, не достигнув цели. Но новая турецкая атака представлялась госпитальерам лишь делом времени. После осады 1480 г. и мощных землетрясений 1481 г. на Родосе были произведены масштабные строительные работы. В 1498 г. орден возобновил перемирие с османами. В 1516-1517 гг. турки овладели Сирией и Египтом, положив конец господству мамлюков. В июне 1522 г. флот тур. султана Сулеймана I из 400 кораблей с многотысячной армией на борту появился возле Родоса. Тур. армаде орден мог противопоставить войско из 600 братьев, 500 генуэзских моряков, 400 критских наемников и неск. тысяч греков - жителей города. Тем не менее госпитальерам вновь удалось успешно отразить штурмы городских стен. С наступлением зимы Сулейман предложил защитникам почетную капитуляцию, опасаясь возможного подхода подкрепления с Запада. Рыцари сначала ответили отказом, но под давлением местного населения, опасавшегося резни в городе в случае его успешного штурма турками, передумали и 9 дек. 1522 г. решили капитулировать. 20 дек. был заключен договор о почетной сдаче Родоса, а 1 янв. 1523 г. магистр с братьями ордена и нек-рыми семьями греч. подданных покинули остров. Вскоре туркам сдались замок св. Петра и о-в Кос. Госпитальеры направились на Крит, откуда 1 марта 1523 г. прибыли в Мессину. В авг. того же года начались переговоры с папой Римским Адрианом VI (1522-1523) о будущем ордена. 24 марта 1530 г. имп. Карл V передал рыцарям о-ва Мальту и Гоцо вместе с завоеванным испанцами в 1510 г. Триполи. 26 окт. 1530 г. магистр Филипп де Вилье де л " Иль-Адам (1521-1534) прибыл на Мальту. Деятельность ордена на Мальте Рыцари М. о. продолжили морскую войну против турок. В 1531 г. они атаковали Модон на юге Пелопоннеса и затем направили свои галеры на Корфу (Керкиры), Тунис и Алжир. В 1551 г. Триполи был захвачен корсаром Тургут-реисом. Пиратские нападения М. о. в Средиземноморье побудили тур. султана Сулеймана I к новой атаке против рыцарей. В мае 1565 г. многотысячная турецкая армия высадилась на Мальте и начала осаду орденских укреплений. 23 июня ценой больших потерь турками был взят форт св. Эльма. Форты Св. ангела и св. Михаила продолжали отражать все попытки штурма. В нач. июля М. о. получил 1-е подкрепление из 700 чел. К сент. в тур. войске закончились запасы воды и продуктов питания, также изменилась погода - повысилась влажность, что имело плачевные последствия для тур. артиллерии. 7 сент. на помощь ордену прибыл испан. флот, нанесший 11 сент. поражение туркам. На следующий день все тур. силы покинули Мальту.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Начатое при Богдане III, в 1514 г., строительство новой митрополичьей ц. во имя вмч. Георгия в Сучаве по неизвестным причинам было прервано, когда здание было доведено до уровня выше окон и достроено по образцу Вознесенской ц. Нямецкого мон-ря лишь в 1522 г., при Штефане IV Молодом. Основные изменения происходят в эволюции притвора. В ц. во имя Всех святых в Пэрхэуци (1522) и в Успенской ц. в Бае (1535-1538) притвор был дополнен 2-м этажом, на котором устроены колокольни. В Никольской ц. монастыря Пробота (1530) окна притвора были вытянуты на значительную высоту. В Успенской ц. мон-ря Хумор (1530) притвор стал открытым, вместо зап. стены появились 3 столба, объединенные арками. В мон-ре Молдовица (1532-1537) их стало 4, с 3 арочными проемами. В сходной конструкции Димитриевской ц. в Сучаве (1534-1535) в проемы были вставлены окна, и притвор снова приобрел вид, похожий на притвор церкви в Проботе. При господаре Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568) была построена новая церковь в мон-ре Бистрица по образцу кафоликона Проботы, а также основан монастырь Слатина с церковью, в которой ощущается влияние архитектуры Возрождения. Собор мон-ря Четэцуя близ Ясс. 1669–1672 гг. Собор мон-ря Четэцуя близ Ясс. 1669–1672 гг. С восшествием в 1574 г. на молдав. престол господаря Петру VI Хромого, происходившего из валашской правящей династии, в молдав. церковную архитектуру был внесен ряд элементов, характерных для валашского зодчества. Напр., в кафоликоне мон-ря Галата была возведена 2-я глава над нартексом, фасадная пластика разделена на 2 регистра кирпичным поясом, арочная колоннада отделила неф от усыпальницы. Из валашского зодчества (напр., церковь Ароняну близ Ясс, 1594) был заимствован тип открытого притвора на колоннах, который встречается также в церквах мон-рей Хлинча (1587) и Секу (1602). Однако при строительстве кафоликона мон-ря Сучевица (1582-1586) братьями Мовилэ наблюдался временный возврат к архитектурной концепции молдав. стиля. Особенно в тот период выделяется ц.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

944 ...и бия челом царю... Ивану Васильевичю всеа Руси, прося строити монастырь на мсте том. – Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь всея Руси с 1533 г., русский царь с 1547 г. Очевидно, что Герасим испрашивал позволение на строительство монастыря (первый монастырский храм построен в 1530 г.) не у Ивана Грозного, а у его отца Василия III. Временное несоответствие в тексте Жития объясняется, скорее всего, тем, что образ Ивана Грозного приобрел в агиографической литературе устойчивую функцию покровителя монастырей. В Первой редакции Жития Герасима этот анахронизм также имеет место. Агиограф жертвует исторической правдой ради убедительности рассказа. 947 Иоанно-Предтеченский монастырь – был основан преподобным Герасимом в юго-западном конце посада города Вязьмы близ речки Бебря в 1543 г. (дата основания монастыря указана самим Герасимом в завещании-уставе). До наших дней в Вязьме сохранился каменный монастырский храм Иоанна Предтечи, построенный в 1635–1638 гг. Церковь увенчана тремя каменными шатрами, поставленными в один ряд. В России сохранился еще только один памятник подобной архитектуры – Дивная церковь в Угличе. 948 Б же намсте том... и кровопролитие. – Не лишено реальной исторической основы и это сообщение Жития. В Вязьме имел большой дом и владел поместьями конюший боярин князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский, бывший фаворитом Елены Глинской, вдовы Василия III и правительницы русского государства при малолетнем наследнике престола Иване. Многочисленная княжеская прислуга устроила свой притон в юго-западном конце города, «за посадом», где «боярские дети», не гнушавшиеся и грабежей, устраивали кулачные бои и азартные игры (см.: Памятная книжка Смоленской губернии за 1859 год. Смоленск, 1859. С. 58). О том, что разбои были обычным явлением в Вязьме, свидетельствует грамота 1622 г. царя Михаила Федоровича вяземским воеводам Волынскому и Урусову, в которой говорится о мерах для того, «чтоб на посаде и по слободам и в уезде разбою и татьбы и иного никоторого воровства, и корчем и зерни ни у кого ни было» (см.: АИ. Т. 3. 116).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

602 ...и мало от поста ослаби, и отэдраве очима. – Аналогичные сведения содержит агиографическая миниатюра о Кассиане Босом, входящая в состав Жития Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога: «...очи ему от злнаго поста отемнста, емуже Иосифъ не хотяща пища приимати повел, и тако пакы очи ему просвтистася» (см.: Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным/Изд. К. Невоструевым . М., 1865. С. 45). 603 О кресщении царя, великого князя Ивана Васильевичя всея Русии. – Крещение будущего великого князя Ивана IV Грозного (1530– 1584), с 1547 г. царя всея Руси, происходило 4 сентября 1530 г. в Троице-Сергиевом монастыре. Великий князь Василий III выбрал в качестве крестных отцов иосифлян Кассиана Босого, Даниила Переяславского и троицких старцев Иоасафа Скрипицына и Иону Курцева. Выбор князя объяснялся его желанием обеспечить сыну поддержку наиболее влиятельных русских монастырей. Кассиан Босой был выбран в восприемники от купели сына великого князя, возможно, по причине своей близости к двору Ивана III, которого он, еще живя в миру, учил стрелять. О частых визитах Ивана IV в монастырь и о богатой милостыне монахам свидетельствуют данные летописей, приходно-расходных книг Иосифо-Волоцкого монастыря, а также Обиходник Евфимия Туркова, где описан распорядок пребывания царя в монастыре. В 1563/1564 г. Иван Грозный установил «ежегодный корм» по своем крестном отце, старце Иосифова монастыря Кассиане Босом: в память о старце из московской казны выделялось монастырю по 7 рублей в год. В целом же пожертвования московских государей в Иосифо-Волоколамский монастырь, по подсчетам Евфимия Туркова, составляли около трети всех денежных вкладов. 604 ...егда родися дрьжавному великому князю Василию Ивановичю всея Руси сынъ... – Василий III (1479–1533), великий князь Московский (с 1505 г.), сын Ивана III. Завершил процесс объединения русских земель вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521). Вместе со своей матерью, великой княгиней Софьей, был близок к иосифлянам. По завещанию Василия III Иосифо-Волоколамский монастырь получил два села (Турово и Хотьково) с деревнями, в то время как другие московские государи ограничивались только денежными вкладами, сдерживая рост монастырского землевладения. Иосифляне дали благословение на развод князя с Соломонией Сабуровой и брак с Еленой Глинской, крестили сына Ивана, руководили церемонией похорон Василия III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

The city of Basel followed suit in 1529 and Geneva adopted the same policy in 1530. An attempt was also made in 1530 to dissolve the famous Abbey of St. Gall, which was a state of the Holy Roman Empire in its own right, but this failed, and St. Gall has survived. Ruins of the Abbey Church, Rievaulx Abbey, Laskill, North Yorkshire, confiscated and closed under King Henry VIII of England. Photo: Wikipedia Perhaps St. Joseph and his followers were foreseeing a danger that could also spread to Russia if it were not stopped. And this is probably how the conflict of the possessors and non-possessors became relevant in the struggle against heresy in the still relatively isolated northern realm. St. Nilus’s disciple, Vassian Kosoi, came out for the confiscation of Church properties and distribution of them to the people, something that Prince Ivan III was inclined to support. The possessors, with St. Joseph of Volokolamsk at the head, stood for the principle of the immunity of Church and monastery properties. They considered that Church piety and Tradition should have the first place, and confirmed the divine origin of princely authority and its priority in secular and ecclesiastical affairs, which ultimately assured their victory. The possessors convinced Ivan III to refuse support to the non-possessors as opponents of the strengthening of governmental authority. The Council of 1503 condemned the non-possessors and supported the preservation of Church landowning with the subjection of the Church itself to the Moscow princes. But it was not until the Council of 1531 that the non-possessors suffered their final defeat. St. Nilus of Sora and St. Joseph of Volokolamsk lived during a complicated era of heretical sectarianism making its way into Russia. there were a large number of Bogomils, who followed a philosophy similar to the Manichean heresy brought a long time ago to Rus’ from Bulgaria, even before Kievan times. There is little known about them except that in the northern lands they comparatively easily found a common language with the pagan shamans, hid from the Orthodox, preached dualism of light and darkness, made an appearance of being strict monk-ascetics, infiltrated monasteries, and sometimes even became Skoptsy (a sect that practiced self-mutilation and total abstinence from marriage).

http://pravoslavie.ru/51206.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010