Кто были настоятелями монастыря до разорения и сожжения оного норвежцами (мурманами) в 1419 году, и кто вскоре после воссоздания оного, в лето 1471 и даже до 1543 г., слишком чрез полвека существования на это за неоднократным погорением монастыря никаких документов нельзя было отыскать. С упомянутого же 1543 г. по крепостным данным на угодья, и по грамотам данным от царя Иоанна Васильевича упоминается первый игумен монастыря: Ефрем – 1540–1548, а по другим актам у Строева известны прежде Ефрема игумены Симеон, Вассиан 1528 до 1530 и Зосима 1530 г., а после Ефрема был игумен Антоний 1549–1551. Кириак строитель 11 – 1551–1555. Корнилий. Трофим. Александр – 1560–1566, а прежде Александра упоминается в 1554 году Варлаам. Игнатий – 1567–1568, а после Игнатия опять Александр 1570–1581. Варлаам – 1591–1601 12 после Варлаама у Строева упоминается Парфений в 1601 году и Геннадий в 1605 году. Каллистрат – 1606–1619. Нифонт – 1621. При сем настоятеле в 1621 году монастырь был разорен и ограблен литовскими людьми. Герасим – 1624. Сергий – 1628–1632. В 1635 году 9 октября монастырь потерпел от чрезвычайного наводнения. Антоний – 1647–1651. После Антония у Строева упоминается в 1653 году Трофим. Памва – 1638–1645. Тихон – 1675–1677. Геннадий – 1642. Лазарь – у Строева 1633–1636. Павел I-й. Козьма игумен и строитель храмов от 1661–1674, а по Строеву Козьма с 1657 года до 1674 года, в котором отрешен, и потом вторично с апреля 1683 до 1685 года. Арсений – 1678–1682, а с 1681 г. именуется архимандритом. Иоасаф I-й – 1685–1691. Василиск – 1691–1700. Варсонофий – С 1700 года игумен, с 1709 до 1717 года архимандрит. Архимандриты С 1707 года по благословенно высокопреосвященнейшего Стефана, митрополита Рязанского, управлявшего престолом патриаршим, при преосвященном Рафаиле, архиепископе Холмогорском и Важеском, утверждена архимандрия в Николаевском Корельском монастыре, и первым архимандритом, после такового утверждения, из игуменов того же монастыря произведен настоятель Варсонофий II-й, за ним следовали архимандриты:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

421 Брак Василия III с Соломонией Сабуровой был бездетен. После развода с ней великого князя (1525) Соломонию постригли в Рождественском монастыре. В 1526 г. Василий III женился на Елене Васильевне Глинской, однако и у нее детей не было около четырех лет. Иван Васильевич Грозный родился от этого брака 25 августа 1530 г. 422 Монах Иосифо-Волоколамского монастыря Тихон происходил из боярского рода Зворыкиных, в 1509 г. был монастырским казначеем, входил в число соборных старцев, помогавших игумену управлять монастырем. О Тихоне Зворыкине упоминал Иосиф Волоцкий в своем послании к Василию Андреевичу Челяднину. Из этого источника известно, что Тихон Зворыкин подолгу жил в Москве и был вхож в митрополичьи покои. В августе 1530 г. он ездил из Москвы в Иосифо-Волоколамский монастырь с посланиями Василия III к игумену Нифонту Кормилицыну и соборному старцу Тихону Ленкову, где государь просил отпустить к великокняжескому двору старца Кассиана Босого, которого он выбрал в крестные отцы для сына Ивана. 423 Речь идет о Нифонте Кормилицыне, постриженнике и игумене Иосифо-Волоколамского монастыря (1522–1543), известном писателе и книгописце. Во время его игуменства в монастыре находились в заточении Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В 1533 г. Нифонт сопровождал в Москву смертельно больного Василия III и постригал его в схиму. В 1543–1554 гг. Нифонт был архимандритом Ново-Спасского монастыря; на церковном соборе 1549 г. выступал свидетелем обвинения по делу Исаака Собаки; в 1550 г. принимал участие в Казанском походе. В 1554 г. Нифонт был поставлен епископом Крутицким и Сарским. Последние годы жизни провел в Иосифо-Волоколамском монастыре, скончался в 1561 г. Нифонт Кормилицын работал по составлению сводной Кормчей; он был автором послания Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого»; возможно, ему принадлежат два рассказа о походах на Казань в 1550 и 1552 гг.; не исключено, что он мог быть причастен к созданию Жития Иоанна, мученика казанского. Во время игуменства в Иосифо-Волоколамском монастыре Нифонт «стремился не просто увеличить библиотеку, но собрать и сохранить в монастыре репертуар литературы, представляющей интерес для образованного круга иосифлян». После смерти Нифонта его личная библиотека, видимо, согласно желанию владельца, попала в монастырь, откуда начиналась его церковная карьера. См. подробнее: Дмитриева Р.П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности//Книжные центры Древней Руси... – С. 5, 10–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В февр. 1507 г. прп. Иосиф отдал основанный им в 1479 г. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , находившийся в юрисдикции Новгородской архиепископии, под патронат вел. кн. Василия III и лишил тем самым покровительства над обителью волоцкого кн. Феодора Борисовича. Поскольку это было сделано без ведома и благословения архиепископа, свт. Серапион отлучил волоцкого игумена от Церкви. Однако на Соборе в Москве 7 апр. 1509 г. решение Новгородского архиепископа было отменено, а он сам был лишен сана, отлучен от Церкви и сослан в московский Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь , а затем, после снятия 26 апр. 1511 г. митр. Симоном по повелению Василия III отлучения,- в Троице-Сергиев монастырь ( Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиеп. Серапиона//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 152-165; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России: (Кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 75-101). Свт. Серапион был сторонником неприкосновенности церковных владений, еще на Соборе 1503 г. он отстаивал перед Иоанном III эту позицию (см.: Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 352). В составленном во время архиерейства Серапиона Сказании о Тихвинской иконе Божией Матери затрагивалась проблема владения Софийского дома обонежскими землями. В Новгороде при свт. Серапионе был обновлен иконостас Софийского собора, для к-рого приглашенные архиепископом московские живописцы изготовили в 1508-1509 гг. деисусный и страстной чины (см.: Гордиенко. 2001. С. 79-89). 1526 г.- кон. XVI в. 4(5) марта 1526 г., после беспрецедентного по продолжительности периода вакантности Новгородской и Псковской кафедры, на нее был поставлен архимандрит подмосковного Лужецкого Ферапонтова мон-ря свт. Макарий (впосл. митрополит Московский и всея Руси), проводивший промосковскую политику и способствовавший возвращению Новгороду статуса крупного культурного и церковного центра. В начальный период своего архиерейства (1526-1530) святитель провел монастырскую реформу, к-рая подразумевала введение или возобновление общежительного устава, запрещение практики проживания иноков и инокинь в одном монастыре. В Пскове, присоединенном в 1510 г. к Российскому гос-ву, позиции архиепископии укрепились, и в 1535 г. свт. Макарий поставил в этом городе свой двор (ПсковЛет. Вып. 2. С. 228). В 1536 г. свт. Макарий посетил Псков (Там же. Вып. 1. С. 107). При свт. Макарии был отлит большой колокол для Софийского собора (1530), реконструирован его иконостас (1528), поновлены фрески над зап. порталом. В кон. 20-х гг. XVI в. при Новгородской владычной кафедре началась работа над Софийским комплектом Великих Миней-Четиих (12 томов), продолжавшаяся до нач. 40-х гг. XVI в. (см. Минеи-Четьи ).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1503 г.) Святые мученики-воины, равноапостольные Константин и Елена. Фрагмент внутренней росписи храма Монастырь Хумор Хумор, женский монастырь, построен казначеем Теодором Бубуиогом в 1530 г. Был расписан Томой Сучавским в 1535 г. Колокольня воздвигнута Василием Лупу в 1641 г. Монастырь является памятником под охраной ЮНЕСКО и возрожден в 1990-м. Престольный праздник вмч. Георгия. Собор Успения Пресвятой Богородицы (1530 г.) Похвала Богородицы Огненная река. Фрагмент фрески Страшный суд Сестринский корпус «За здравие» и «за упокой». Места для свеч Поклонный крест Тринитас (Троица) Зимний храм. Монастырь Сучава Собор Иоанна Сучавского Рака с мощами святого Иоанна Сучавского Монастырская могила Нямецкий монастырь Нямецкий монастырь находится к северо-западу от г. Тыргу-Нямц. В этом монастыре подвизался в XVIII в. прп. Паисий (Величковский). Основан в XIV в. В 1497 г. молдавский господарь св. Стефан Великий возвел монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы XVI в. В XV в. монастырь стал центром книгописания, где переписывали рукописи такие известнейшие мастера как книжник, автор многих миниатюр, Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску. Собор Вознесения Господня (1497 г.) Собор Вознесения Господня Интерьер храма Румынская икона Господа Иисуса Христа Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери У румынских паломников есть обычай пролезать под чтимыми иконами Честная глава преподобного Симеона Столпника Дивногорца Монастырский двор, в центре которого видны остатки фундамента первого построенного храма Паломнический центр Братское кладбище Костница, расположенная под кладбищенской церковью Братские останки Черепа братии Черепа братии Монах с билом созывает братию на богослужение Насельник монастыря Рака с частицей мощей преподобного Паисия Величковского Главная монастырская лавка Монастырская библиотека Книгопечатный станок Одна из книг, переписанных учениками преподобного Паисия

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery35....

Копия с этой грамоты находится в архиве с. Угодич и в настоящее время. Копия с этой грамоты находится в архиве с. Угодич и в настоящее время. Скуратов-Бельский Григорий Лукьянович (ок. 1530–1572) — думный дворянин, любимый опричник Ивана Грозного. Соломония Сабурова — супруга великого князя Василия Ивановича; вследствие бесплодия была разведена, пострижена монахини и сослана в 1525 г. в Суздальский монастырь. По народным преданиям, у Соломонии уже после развода родился сын Юрий, законный наследник царского трона, и, таким образом, соперник Ивана Грозного. Скуратов-Бельский Григорий Лукьянович (ок. 1530–1572) — думный дворянин, любимый опричник Ивана Грозного. Соломония Сабурова — супруга великого князя Василия Ивановича; вследствие бесплодия была разведена, пострижена монахини и сослана в 1525 г. в Суздальский монастырь. По народным преданиям, у Соломонии уже после развода родился сын Юрий, законный наследник царского трона, и, таким образом, соперник Ивана Грозного. Синодик — поминальная памятная книжка, куда вписываются имена для церковного поминания на панихидах и праздниках; Иван Грозный составил ряд таких синодиков, где поминал жертв опричного террора. Синодик — поминальная памятная книжка, куда вписываются имена для церковного поминания на панихидах и праздниках; Иван Грозный составил ряд таких синодиков, где поминал жертв опричного террора. Рыбный комиссионер — продавец рыбы, которую отец Артынова покупал в Саратове, а продавал на севере России. Рыбный комиссионер — продавец рыбы, которую отец Артынова покупал в Саратове, а продавал на севере России. Богоявление Господне (Крещение) празднуется 6 (19) января. Богоявление Господне (Крещение) празднуется 6 (19) января. Аполлос (Алексеевский или Алексеев; 1778–1859) — архимандрит, в сентябре 1813 г. был перемещен в Ярославский Толгский монастырь и назначен ректором Ярославских училищ (пробыл там по декабрь 1816 г.). Скончался в 1859 г. (а не в 1857м, как пишет Артынов) в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре. Аполлос (Алексеевский или Алексеев; 1778–1859) — архимандрит, в сентябре 1813 г. был перемещен в Ярославский Толгский монастырь и назначен ректором Ярославских училищ (пробыл там по декабрь 1816 г.). Скончался в 1859 г. (а не в 1857м, как пишет Артынов) в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

45 Известие это открывает, что в 1529–1530 гг. (см. следующее прим.) вел. Князь Василий Иванович искал себе духовника. Нам известны два духовника его – Благовещенских протопопа: Василий (упом. в 1523 г. С. Г. Гр. и Д. I, и Алексей, постригавший вел. князя перед смертью , дек. 1533 (П. С. Р. Л. VI, 270–275, XIII, 2 пол. 413–414). Может быть Алексей и избран был великокняжеским духовником в то время, о котором говорится в Житии преп. Даниила. 46 Это известие даст возможность установить время самого происшествия – избавления от разбойников, переяславского пресвитера Андрея, впоследствии митр. Афанасия. Случилось это за 20 лет до переселения его в Москву – до выбора в духовники вел. князя (что имело место, по Житию, в десятое лето по преставлении преп. Даниила, 1549–1550), следовательно, в 1529–1530 гг. 47 В печатном издании Степенной, в данном месте текст неисправен (Васенко, 208, прим. 1). – Рассмотренный рассказ еще раз читается в Степенной (II, 260–261) и в Царственной (П. C. P. Л. XIII, 2 пол. 502–503) книгах, в повествовании о взятии Казани. Это будет третья его редакция, совмещающая черты Жития и Сказания. Рассказ начинается словами: «некто же, пресвитерский чин имея, иже некогда имея духовный совет к преподобному Даниилу». [В Казанском летописце по Румянцевскому списку (П. C. Р. Л. XIX, 424) весь рассказ сокращен в несколько слов, «Тогда же бысть иное чудо – явление преподобного Данила Переславского некоему презвитеру, иже тогда в Русском воинстве бывшу, сему же подобно» (т.е. предшествующему в повествовании явлению святителя Николая)]. Замечание о тождестве церковника-пресвитера обоих рассказов здесь удержано согласно с Житием. Слова преподобного о церковнике передаются так, что являются новым вариантом: «Ужеля сей причтется братии? Святыи же рече: Не у еще, но последи; ныне же да отпустится». 48 Укажем и другие, более мелкие редакционные отличия в двух изводах жизнеописания преп. Даниила: Житие (стр. 40): «Велможа виде Данила яко единаг от работник тружающася в ямы копающа, забралам иже округ монастыря», Сказание (стр. 224):.. «сам древеса ношаше, и ямы ископаваше и столпы в землю водружаше на ограждение монастырю»... Житие (стр. 73) кн. Андрей Оленкин «неверие имея на служащая ему юноши», Сказание (стр. 233):... «на малыя отроки». Житие (стр. 76) церковник после видения «возбуди же ту некоег велможу спяща уязвлена стрелою на брани»... Сказание (стр. 234): «возбуди же спящих ту».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Софеи над дверми, коими сам входит от запада: и написати выше Живоначальную Троицу, а дотоле св. Софею Премудрость Божию, и Нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа, и два Архангела по сторонам, на поклонение всем православным хрестьянам. И сам боголюбивый архип., входя в соборную церковь и исходя, поклонение творя и моление исполняя. А и преже сего было же написано на том же месте, но только един образ Вседержителя до пояса, а мало не все место, идеже ныне настенное писмо написано, но от многих лет обетшало; и архиепископ то веле отъяти, и понови» 232 . В 1530 г. августа 25 д. в самый час рождения Иоанна Грозного, архиеп. Макарием отлит колокол в 250 пудов для св. Софии, «велик велми, яко страшней трубе гласящей», по выражению летописца. Не пробный ли его звон встревожил дух новорожденного Иоанна, будущего государя, который впоследствии так жестоко отмстил Новгороду за эту тревогу. «Того же дни т. е. 25 августа (7038) 1530 г. и тоя нощи часа 6, егда бысть рождение государя в. князя Ивана Васильевича всеа Русии, в В. Новегороде вылили колокол к соборней церкви св. Софеи, повелением боголюбивого архиеп. В. Новогорода и Пскова владыки Макария, велик велми, яко такова величествия несть в Новегороде и во всей Новгородской области; и повеле архиепископ в тот колокол во вся дни благовестите, яко страшней трубе гласящей, и слышавше его собирахуся в церковь священницы на славославие Богу» 233 . В 1533 г. архиеп. Макарий устроил великолепный амвон в софийском соборе. «Лета 7041, месяца июня в 15 день, при благоверном в. князе Василие Ивановиче, всеа Русии самодержце и его богодарованных детех князе Иване и Георгие, боголюбивый архиепископ В. Новогорода и Пскова владыка Макарий постави в соборней церкви во св. Софеи в В. Новегороде амбон велми чюден и всякие лепоты исполнен: святых на нем от верха в три ряды тридесять, на поклонение всем православным Христианом, а по всему амбону резью и различными подзоры и златом лиственным велми преизящно украшен и удивления исполнен; а от земля амбону устроены яко человечьки древяные дванадесят, и всякими вапы украшены и во одеждах, и со страхом яко на главах держат сию святыню, велми лепо видети» 234 . В 1537 г. архиеп. Макарий опять украшал собор св. Софии, устроив сребропозлащенные оклады на 13 больших местных икон. «Весною 7045 лета ко Христову тридневному воскресению, Пасце, пресвященный архиеп. Макарий у святей Софеи болшии деисусы 13 икон обложи сребром и украси златом, и свещники пред ними позлащеныи и со свещами повеле поставити, велми лепо и чюдно видети, моляся Господу Богу и пречистей Богоматере и прося о государе великом князе Иване Васильевиче, и о всем мире великия милости» 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

обители учинилось великое замешательство и убыток. В амбарах соли от воды пропало 400 пудов» 22 . И подобные бедствия, память о которых живет среди иноков, посещали монастырь нередко… Много нужно было иметь монастырской братии душевной бодрости, чтобы, среди таких неблагоприятных жизненных условий, когда природа подавляет человека и действует угнетающим образом на его дух, неустанно выполнять иноческие обеты, возносить в тишине монастырского уединения с чистым и сокрушенным сердцем молитвы Господу, не поддаваясь греховным и гибельным наклонностям. До 1707 года Николаевский Корельский монастырь управлялся игуменами. Документальных данных о том, кто были настоятелями монастыря до 1419 г., когда он был сожжен норвежцами, и кто после восстановления его Марфой Борецкой, не сохранилось. Известны лишь имена настоятелей, управлявших обителью, начиная с первой половины XVI в. У Строева упоминаются: Симеон, Вассиан (1528–1530), Зосима (1530 г.). В крепостных данных на угодья и в грамотах встречаются имена игуменов: Ефрем (1540–1548) 23 , Кирияк строитель (1551). Корнилий, Трофим, Александр (1560–1566) 24 , Игнатий (1567–1568), опять Александр (1570–1581), Варлаам (1584) 25 , Каллистрат (1606–1619), Нифонт (1621), при котором монастырь был ограблен литовцами, Герасим (1624), Сергий (1628–1632) 26 , Антоний (1647–1651) 27 , Памва (1638–1645), Тихон (1675–1677), Павел 1-й, Козьма – строитель храмов (1661–1674), Арсений (1678–1682), Иоасаф (1685–1691), Василиск (1691–1700) и Варсонофий, именующийся с 1709 г. архимандритом 28 . В 1707 году, по благословению Стефана Яворского , митрополита Рязанского, при Рафаиле, архиепископе Холмогорском и Важеском, в Николаевском Корельском монастыре была учреждена архимандрия «ради поможения Его Архиерейству в церковном священнослужении и ради почести святого места» 29 . Первым архимандритом монастыря был Варсонофий. Затем следуют: Иоасаф II и Порфирий, переведенный в 1727 г. в Сийский монастырь. Отдаленность и уединенность Никольского монастыря делали его в глазах правительства удобным местом ссылки для всякого звания и рода провинившихся и опальных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Симеону Метафрасту (PG. 116. Col. 933-934). Это событие праздновалось в Византии и ныне празднуется РПЦ 24 февр. как 2-е Обретение главы И. П. В этот день святыня была торжественно положена в монастырской церкви, а обнаружена архим. Маркеллом на 6 дней раньше - 18 февр. В этот день Церковь отмечает 1-е Обретение главы И. П. Под ним подразумевается обретение ее 2 монахами в Иерусалиме. Богоматерь с Младенцем, прав. Елисаветой и св. Иоанном Предтечей. Худож. Дж. Кариани. Между 1528 и 1530 гг. (Национальная галерея современного искусства, Рим) Богоматерь с Младенцем, прав. Елисаветой и св. Иоанном Предтечей. Худож. Дж. Кариани. Между 1528 и 1530 гг. (Национальная галерея современного искусства, Рим) Обручение вмц. Екатерины (т. н. Алтарь двух Иоаннов). Средник триптиха. Худож. Х. Мемлинг. 1479 г. (Музей Х. Мемлинга в Брюгге) Обручение вмц. Екатерины (т. н. Алтарь двух Иоаннов). Средник триптиха. Худож. Х. Мемлинг. 1479 г. (Музей Х. Мемлинга в Брюгге) В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского в повествовании о 1-м и 2-м обретении содержится также рассказ о некоем пресв. Иннокентии, к-рый пришел на Елеонскую гору и решил построить там церковь. При строительстве он нашел главу И. П. в сосуде и с великими почестями хранил ее в церкви. После его смерти храм пришел в запустение, и вновь святыня была обнаружена 2 монахами. Однако это сообщение не подтверждается древними источниками. Вероятно, автор основывался на соч. «Лавсаик» Палладия, еп. Еленопольского, где упомянут пресв. Иннокентий, к-рый был придворным имп. Константина Великого, а в 383-385 гг. подвизался на Елеонской горе. В источнике говорится о «мощах Иоанна Предтечи», хранившихся в часовне в мон-ре Иннокентия, однако нельзя с уверенностью утверждать, какая именно частица мощей имелась в виду ( Palladius. Lausiac. § 44). Хронология, приведенная у свт. Димитрия Ростовского, также неточна, т. к. Иннокентий жил в Иерусалиме в кон. IV в., а монахи оказались там в нач. IV в. Кроме приведенной выше агиографической традиции о 2 обретениях главы И.

http://pravenc.ru/text/471450.html

В описи Посольского приказа 1626 года среди «грамот греческих» упомянута грамота, которая не сохранилась, но имеет следующее описание: «Грамота на харатье (то есть на пергамене) к великому князю Василью Ивановичу всея Русии прота Святые горы Анфима иеромонаха, писана лета 7039–го году, за рукою и за печатью прота Святые горы иеромонаха» . Содержание грамоты в описи не раскрыто, но совпадение ее даты — 1531 год (точнее, период с сентября 1530 года по август 1531 года) с датой второго суда над Максимом позволяет предполагать, что судьба святогорского инока занимала в ней какое-то место. И еще одно хронологическое совпадение — в августе 1530 года родился долгожданный наследник престола, и Святая гора не могла не направить своему покровителю великому князю поздравления по этому радостному поводу. Напомним, что в 1515 году соединились две просьбы Москвы к святогор- ским властям — о переводчике и молении о наследнике; теперь в грамоте святогорских властей уместно было заговорить о переводчике, подтвердив то, о чем сам Максим Грек писал князю Василию еще в 1522 году — на Святой горе его помнят и ждут. Судьба афонского ученого монаха с самого начала оказалась в сопряжении с жизнью великокняжеской семьи. И еще одно совпадение — имя прота, отправившего грамоту 1531 года, совпадает с именем игумена Ватопедского монастыря Ан- фимия, пославшего в Москву в 1516 году брата Максима. Может быть, к 1531 году он стал протом? Если мы правильно реконструировали содержание грамоты, упомянутой в описи, то можно предполагать, что целью судебного Собора была выработка ответа на грамоту прота (в части, касающейся «брата Максима»). Эта гипотеза снимает и разрешает многие недоумения и вопросы, которые выдвигали «Судные списки». Как изложены в них причины и обстоятельства начала Собора? Оказывается, еще до начала рассмотрения дела с участием обвиняемого происходило соборное совещание, о котором рассказано без имен участников. Оно предварительно установило новые вины («хулы») Максима Грека, что предопределило исход Собора и его ответ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010