Это очень естественно: книжник, или земной ученый, должен, по завещанию Спасителя, научиться Царствию Божию, чтоб придти в состояние износить из сокровищницы своей ветхое и новое, то есть предлагать учение Божие в формах учености человеческой [ 1417 ]. Научиться Царствию Божию значит: стяжать Царствие Божие внутри себя. Без этого земной ученый может предлагать одно ветхое, хотя бы он беседовал о Боге из душевного, школьного знания. Ему невозможно избежать заблуждения, несмотря на всю его ученость: потому что ветхость, в духовном смысле, и есть состояние заблуждения и самообольщения. Святой Симеон, Христа ради юродивый, указал причину заблуждения ученейшего и даровитейшего Оригена в том, что Ориген не принял на себя труда перейти из состояния душевного в духовное и, уплывши далеко в мысленное море, потонул в нем [ 1418 ]. Необходимо, вполне необходимо всякому христианину ученому, особливо христианскому учителю, не останавливаться на своей земной учености, как бы он ни был богат ею, но перейти из плотского и душевного состояния в духовное, и получить живое, благодатное познание о Боге. Имеяй заповеди Моя, насажденными в сердце своем, так чтоб они составляли имущество и сокровище человека, — сказал Господь, — той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам действием Святого Духа [ 1419 ]. Имеющий Слово Божие насажденным и пребывающим в себе, сподобившийся Боговидения по причине чистоты ума, отрясший душевную глухоту и слышащий Божий глас [ 1420 ], с дерзновением и силою возглаголет о Господе своем, не так, как книжники [ 1421 ], ибо ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его [ 1422 ]. Под именем Иудеи здесь разумеется истинная Церковь, а под именем Израиля те члены Церкви, которые удостоились духовного видения и из него истекающего ведения. Святые Григорий Неокесарийский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий и многие другие церковные светильники, стяжав современную человеческую ученость, позаботились, посредством евангельского жительства, перейти из состояния плотского и душевного в духовное, совлеклись ветхого Адама, облеклись в нового; таким образом они соделались способными преподать братии своей, человекам, учение новое, в форме ветхой, столько приятной падшему человеку, столько естественной падшему человечеству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1414 Радастейцы назначаются на специальные «дежурства по погоде». Ситуация, как водится, беспроигрышная – любой исход подтверждает истинность метода секты: если погода меняется к лучшему – ритмы помогли. Если нет – либо плохо их читали, либо Лучи света в Непроявленном решили, что нам полезнее дождь или снег. 1415 «Школы» прекратились после трагического случая в Екатеринбурге, когда одна адептка, читая ритмы, стала расхаживать по углям и сожгла себе ноги. 1417 Асахэра Сено, Дух Истины, Святейший Преподобный Учитель. Провозглашая Себя Христом. Раскрытие Истинного Смысла учения Христа. М., 1993. 1418 Незадолго до смерти вокруг Данилова сформировалась небольшая неоязыческая нациствующая секта. 1420 На процессе Якунина и сектантов против Дворкина и Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви он выступал в качестве эксперта-свидетеля со стороны сектантов, но суд, убедившись в ходе допроса в некомпетентности Богданова в данной области, не принял его показаний к сведению. Решение суда опубликовано в сборнике «Секты против Церкви». С. 299, 317. 1421 Об этом свидетельствует не только содержание самой брошюры, но и находящиеся в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, внутренние сайентологические документы, в которых говорится о заинтересованности секты в благоприятных экспертных отзывах и об оплате некоторых из них. 1422 От англ. native – родной. Имеются в виду секты, заявляющие о возвращении к родному исконному дохристианскому язычеству. На самом деле, и в особенности в нашей стране, это не более чем даже не реконструкция, а современные постмодернистские новоделы, основанные исключительно на эрудиции и фантазии их авторов. 1423 Подробнее о неоязыческих нативистских сектах см.: Фадеев Р.В. Нативистские культы со славяно-русской терминологией: Дипломная работа по кафедре сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (рукопись). М., 2000. 1425 К.К. Климович, автор передовой статьи в январском номере рязанской неоязыческой газеты «Лыбедский бульвар» (2001. 1(3)), предлагает громкий лозунг: «Националисты всех стран, объединяйтесь!»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Раскольничьи скиты и часовни разорялись 1418 . Вознаграждение за донос в размере от трети до половины конфискованного имущества весьма усиливало энергию преследователей и миссионеров 1419 . Миссионеры ловили тайных раскольников и собирали двойной налог с зарегистрированных. Сыщики искали расколоучителей и старообрядцев, и рвались к их имуществу. Документы со всей очевидностью показывают, что миссионерство, сбор двойных налогов, наказания старообрядцев за раскол и за осуждение политики Петра I слились в одну неразрывную систему ужасных преследований, пыток, ссылок, казней, вымогательств и грабежа населения. Иеромонах Иосиф (Решилов) и священник Игнатий после похода на стародубских старообрядцев доносили, что им удалось»к святой церкве оборотить до 800 человек, а с упорных раскольников и не бывших у исповеди собрать 1700 рублей в виде двойных« налогов. Сколько денег собрали почтенные миссионеры в собственный карман, неизвестно, но, очевидно, немалую сумму. Местным властям пришлось попросту защищать население от ревности " благочестивых» отцов. Местные комендант Иван Пашков и воевода князь Трубецкой делали все возможное для защиты старообрядцев. Сам Трубецкой сообщил в Москву, что миссионеры»обывателям старообрядческих слобод чинят обиды, притеснения и разорения, рассылая письма с приказаниями ловить и грабить... [Миссионеры] бьют, мучат [население] и что при них [у населения имеется] все грабежом отбирают " 1421 . Так [же реагировали местные власти] в Калуге и Ржеве, Плещеев в Москве, Каптелов в Новгороде 1422 . Знаменитый Питирим, ставший в 1719 г. нижегородским епископом, пишет Петру об обращении раскольников в православие»и правеже с них денег за раскол«, успешно занимаясь и тем, и другим 1423 . Вместе с Питиримом дружно работал нижегородский вице-губернатор гвардии капитан-поручик Юрий Ржевский, который непосредственно исполнял решения ревностного владыки.»Присланы мне от Питирима архимандрита [это было еще до назначения Питирима епископом] замерзелые самые противники, учители раскольнические, келейные жители Василий Власов, Василий Иванов, и за то им учинено наказание: бить кнутом и, вырезав ноздри, посланы на каторгу " 1424 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

2. От Николая до Керуллария. – 1. Патриарха Николая Мистика (885–907, 912–925) том соединения (τμος νσεως), воспрещающий четвертый брак и составленный при императоре Романе Ликапене и Константине Багрянородном на соборе в 920 в присутствии легатов папы Иоанна X 1410 . Том этот ежегодно читался с амвона в июле месяце 1411 . Кроме того сохранилось определение о том, что патриаршие послания (πιστολαι) должны выдаваться просящим их бесплатно 1412 . 2. Дозволение Феофилакта (934–956) праздновать языческие Рождественские святки с переряживанием в личины на праздниках Рождества и Крещения в самой Софийской церкви, упоминаемое Вальсамоном на основании Скилицы 1413 . 3. Συνοδικ πρξις Палиевкта (956–970) о снятии отлучения с Иоанна Цимисхия упоминается Вальсамоном 1414 . 4. Том Сисиния (996–999) 21 февр. 997 (6) г., воспрещающий брать двум братьям двух двоюродных сестер, а также тетку и племянницу 1415 . В номоканоне Веста помещен другой том Сисиния, доселе еще неизданный 1416 . Кроме того, в рукописях существует κϑεσις καννων το αγιοττου πατριρχου Κονσταντινουπλεως Σισινου κα τν π ατν μητροπολιτν κα ρχιεπισκπων), Cod. Bodlej. 264. fol. 159) 1417 , и окружное послание восточным церквам об исхождении св. Духа (копия Фотия). (Моск. синод.) 1418 . 5. Сергия (999–1019) постановление от 1016 г., разрешающее давать в дар и передавать монастыри для кормления мирянам и отменяющее прежнее постановление о том Сисиния 1419 . 6. Алексея Студита (1025–1043): а) в номоканоне Веста помещены неизданные 1420 : a) послание к митрополиту Филиппийскому, 10 глав из его синодальных решений и синодальное постановление (ψφος) 1027 г. к Феофану Солунскому об обручении при похищении обрученной, сохранившееся также в Парижской рукописи (Cod. 1319. f. 518) 1421 ; b) синодальное определение о браке в 7 ст. кровного родства 1422 ; с) определение, признающее брак недействительным по причине малолетства 1423 ; d) определение от 1038 г. о браке без согласия родителя невесты 1424 ; e) κρσις συνοδικη от 1098 г. в рукописи (Cod. Rehdig. 215) 1425 ; f) синодальное определение о монастырях и различных предметах, касающихся митрополий и епископий от 1027 г. 1426 ; h) подобное же постановление от 1028 г. 1427 ; g) συνοδικον περ τς το κανονικου δσεως, о «ставленных пошлинах», упоминается в подобном же акте Николая Грамматика 1428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

587 Это послание, как и все дело о Григории, рассмотрено было на соборе пастырей, собиравшихся в марте 1416 г. для посвящения новгородского архипастыря. 588 В защиту бл. Фотия и всей московской церкви в это время совершилось несколько чудес от мощей первого митрополита Москвы св. Петра, – а Киев ограблен и предан был огню татарами. 589 Бл. Фотий писал в Псков: «не дивитесь случившемуся... Время поставляет слуг своих. Блюдите свою истинную православную веру и обычаи, удаляйте и от слуха вашего неправедные писания нарушающих св. правила. Если же кто из той мятежной страны, из Литвы, перейдет к вам жить: принимайте их к себе, как православных христиан, удаляющихся неправды. 590 Печальное время разделенной митрополии длилось не долго. Григорий умер в 1419 г. 591 Свидригайло, выпущенный из темницы (в 1418 г.), друзьями православия и всегда готовый действовать в защиту православных, пугал собою Витовта и заставил его отложить в сторону планы Ягайлы о папизме. 592 Потому в след за смертью Григория Витовт дал согласие на то, чтобы Фотий снова принял в свое заведывание епархии юго-запада. 593 Бл. Фотий отправился для обозрения юго-западной митрополии. В 1420 г. был он в Новгороде у Витовта и в Мстиславе у кн. Симеона Лугвеня, а в Слуцке крестил сына у кн. Александра. За тем из Киева в 1421 г. был во Львове; праздник Рождества Христова провел во Владимире волынском, в день богоявления прибыл в Вильну. 594 Вероятно, в это время крестил он внука Мамаева кн. Олексу, родоначальника князей Глинских: Олекса крещен был митрополитом в Киеве. 595 Скорби не преставали теснить попечительного пастыря. Три года сряду (1420–1422) не родился хлеб в России, и цена возвысилась на него до крайности. 596 С 1417 моровая язва переходила из одного места в другое и с 1420 г. начала действовать с возрастающею силою в страшных видах. 597 Святитель рассылал послания и поучения, одно за другим, призывая к покаянию нераскаянных и утешая унывавших. 598 – В этих скорбях святитель утешен был помощию Богоматери: с принесением чирской иконы Одигитрии во Псков, во Пскове утихла (1420 г.) язва и митрополит благословил праздновать во Пскове, Июля 16 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С позиций исторического материализма и научного атеизма освещал историю Католической церкви в своих многочисленных монографических исследованиях и журнальных публикациях с конца 50-х гг. (после увольнения из советских спецслужб) член-корреспондент AH СССР Иосиф Ромуальдович Григулевич (псевдоним – И. Лаврецкий; 1913–1988) 1418 . Упомянем также о некоторых характерных для своего времени трудах Лазаря Наумовича Великовича 1419 , Александра Хáимовича Горфункеля (род. 1928, ныне работает в США) 1420 , Ефима Федоровича Грекулова 1421 , Григория Абрамовича Гурева (1891–1978) 1422 , Иосифа Ароновича Крывелёва (1906–1991) 1423 , Мирана (Михаила) Петровича Мчéдлова (1928–2007) 1424 ; известного математика, профессора МГУ (1931–1948) Марка Яковлевича Выгодского (1898–1965) 1425 ; профессора Ленинградского университета, члена-корреспондента AH СССР (1976) Виктора Ивановича Рутенбурга (1911–1988) 1426 ; представительницы белорусской школы историков Веры Ивановны Горемыкиной 1427 . Проблемы источниковедения, генезиса и истории раннего христианства разрабатывали специалисты-антиковеды академик Роберт Юрьевич Виппер (1859–1954) 1428 , профессор Сергей Иванович Ковалев (1886–1960) 1429 , профессор Николай Александрович Машкин (1900–1950) 1430 , Елена Сергеевна Голубцова (1921–1998) 1431 , Наталья Ивановна Голубцова 1432 , академик Сергей Александрович Жéбелев (1867–1941) 1433 , профессор Андрей Чеславович Козаржевский (1918–1995) 1434 ; крупный специалист по раннему гностицизму Марианна Казимировна Трофимова 1435 ; непревзойденный исследователь социально-экономических и историко-культурных проблем истории Древнего Рима Елена Михайловна Штаермáн (1914–1991) 1436 ; Юлия Константиновна Колосовская (1920–2002) 1437 ; автор многочисленных работ по истории раннего христианства и раннехристианской письменности профессор Ирина Сергеевна Свенцицкая (1929–2006) 1438 ; начинавший как историк-антиковед известный отечественный философ Герман Германович Дилигенский (1930–2002) 1439 ; Иосиф Давидович Амусин (1910–1984), посвятивший более 100 работ исследованию различных аспектов истории Кумранской общины (включая источниковедческие аспекты) 1440 ; Михаил Моисеевич Кубланов (1914–1998) 1441 , Яков Абрамович Ленцман (1908–1967) 1442 , профессор Гилéр Мордухович (Маркович) Лившиц (1909–1983) 1443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благовестническое служение св. Апостола не ограничивалось одним только благовествованием. Он стоял во главе всех малоазийских церквей; в его руках сосредоточено было все высшее управление ими, высший надзор за ними. Епископ следил за жизнью христиан своего округа, а св. Апостол за жизнью и епископов, и всех малоазийских христиан 1417 . Его властное отношение к семи апокалипсическим церквям вполне подтверждает это. Замечая там или здесь какое-либо нестроение в церковной жизни, он спешил туда. Нередко сами пасомые, вынуждаемые какою либо надобностью, приглашали его к себе 1418 . Посещая малоазийские церкви, Апостол рукополагал здесь епископов и клириков 1419 . Так и в городе Филадельфии он рукоположил Димитрия 1420 ; в Смирне своего ученика Поликарпа 1421 в Пергаме „возлюбленного Гаия“ 1422 . При обозрении малоазийских церквей некоторых лиц, указанных Духом, принимал в клир 1423 , совершал суд над предстоятелями церквей 1424 , разрешал все недоумения, возникавшие в той или другой христианской общине, предостерегал христиан от увлечения язычеством и иудейством. Силой его слова вся жизнь христианского общества укладывалась в известное русло. Каковы плоды благовестнического служения Иоанна в Малой Азии? Благовестиическое служение Апостола любви в Малой Азии было весьма плодотворно. Имя св. Апостола хорошо было известно христианам не только в проконсульской Азии, но и далеко за пределами её. С великой радостью и любовью всегда встречали св. Апостола христиане. Многие из них приходили даже к нему, чтобы видеть его. К нему приходили за разрешением различных недоуменных вопросов, обращались с просьбой победить еретиков 1425 . Много было у него среди христиан друзей. Одних он сам называет по имени, каковы: Гаий, Кирия, а других называют апокрифы. Вот они: Андроник, Друзиана, Ликомед, Клеобий, Аристовула, Аристин, Ксенофонт и мн. другие 1426 . Среди трудных условий жили малоазийские христиане, но, не смотря на это, под мудрым руководством св. Ап. Иоанна малоазийские церкви процветали: жизнь христиан отличалась святостью и чистотою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

2033 По всем летописям, кроме Никоновской, Цамблак умер зимой (как нужно заключать по расположению других записанных рядом событий, – в Феврале) 1419 мартовского, т. е. 1420 нашего, январского года. Но по Никоновской летописи (V, 73) он умер зимою 1419 сентябрьского, т. е. 1419-же нашего, январского года. Такая разница дат произошла оттого, что Никоновская летопись есть компиляция, в которой не всё списанное списано удачно. Нам с точностью неизвестно, какими летописными записями пользовались составители Никоновского сборника; но если мы сравним Никоновскую летопись за период 6926–6928 г. с другими известными нам летописями, мы найдем в последних по частям почти всё, что есть в первой. Известия, начиная с легенды о том, как Цамблак спрашивал Витовта, почему он в латинском веке, и проч. (6926=1418 г.), и кончая заметкой о смерти Цамблака (6937=1419 г.), в Никоновской летописи те же и идут почти в том-же порядке, как известия Воскресенской летописи, записанные под 6925–6927 мартов. годами, т. е., по нашему, под 1417–1420 гг. (П. С. Р. Л., VIII, стр. 89–90). Недостающие в последней факты дополняются 1-ю Софийской летописью под 6926 г. (П. С. Р. Л., V, 260–261; сравн. 2 Соф. Лет., П. С. Р. Л., VI, 141). События, следующие в Ник. Лет. за известием о смерти Цамблака, кончая известием о море (6927–6928=1419–1421 гг.), находятся в таком-же порядке в 1-й Новгородской летописи (П. С. Р. Л., IV, 118–119) под 6926–6927 март. г.=1418–1420 янв. г. Вот с таких-то различных летописей и списывал составитель Никоновского сборника эти известия. Но стараясь перевести хронологию мартовского года на хронологию сентябрьского года, компилятор поступал не всегда умело. Размещая известия по порядку месяцев, он заимствует из одного источника события 1417–1418 март. г. (сравн. Воскр. Лет., 89–90) и совершенно правильно выписывает их под 1418–1419 сент. г. до Февраля месяца. Затем компилятор делает ошибку: под Февралем 1419 сентябр. г., соответствующем Февралю 1418 март. г., он рассказывает о размолвке вел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Завершение схизмы в католической Церкви и возвращение Папского престола в Рим мало способствовало разрешению одного из крупнейших международных конфликтов средневек. Европы - Столетней войны (1337-1453). Триумфальные кампании англ. кор. Генриха V (1413-1422) в Нормандии, подкрепленные его дипломатическим успехом, привели к подписанию мира в Труа (1420), по к-рому англ. монарх признавался законным наследником франц. короны и регентом при больном франц. кор. Карле VI Безумном (1380-1422). Отказ М. признать условия этого договора позволил впосл. его преемнику папе Римскому Евгению IV (1431-1447) на Базельском Соборе провозгласить Карла VII законным королем Франции (1434). После смерти антипапы Бенедикта XIII в мае 1423 г. при поддержке Альфонса V, кор. Арагона, был избран др. испанец, антипапа Климент VIII (1423-1429). Ввиду того что М. отверг условия Альфонса V, предусматривавшие расширение королевских полномочий по распоряжению бенефициями и церковными доходами в его владениях, король отказался принять при дворе папского легата и запретил подданным обращаться в Рим. В результате переговоров (с 1427) папскому легату кард. Пьеру де Фуа удалось склонить Альфонса V к соглашению; значительную помощь в переговорах ему оказал королевский секретарь каноник Альфонсо (Алонсо) де Борха (папа Римский Каллист III в 1455-1458). После этого Альфонс V принудил Климента VIII отказаться от претензий на папскую тиару; поддерживавшие его кардиналы и гр. Жан IV д " Арманьяк также признали главенство М. Одной из важнейших задач М. была реформа папской курии, прежде всего объединение 3 курий, действовавших во время схизмы,- римской, авиньонской и пизанской. В целом папа стремился выполнять требования, выдвинутые Констанцским Собором: уменьшить число куриальных чиновников, исправить нравы в курии, отказаться от продажи должностей, исключить из курии мирян и т. д. Так, если в кон. 10-х гг. XV в. среди персонала 3 курий насчитывалось 18 секретарей, то к кон. 30-х гг. их осталось 4. Количество референдариев, ограниченное Констанцским Собором, при М., напротив, заметно выросло; утвердилось распределение референдариев между канцелярией милости (cancellaria gratiae) и канцелярией правосудия (cancellaria iusticiae), отвечавшими соответственно за разбор просьб и жалоб. В 1418-1420 гг. М. учредил в качестве самостоятельного органа датарию апостольскую , занимавшуюся распределением бенефициев и выдачей папских диспенсаций, а также реформировал апостольскую пенитенциарию и установил требование для адвокатов консистории не менее 3 лет преподавать право в ун-те. Буллой «In apostolicae dignitatis specula» от 1 сент. 1418 г. папа начал преобразования служб курии (писцов, аббревиаторов и т. д.) и трибунала Римской Роты (см. Rota Romana ); др. меры по упорядочению деятельности Римской курии, прежде всего в сфере судебных дел, были зафиксированы в буллах «Statuimus» (от 7 апр. 1421) и «Romani Pontificis providentia» (от 1424).

http://pravenc.ru/text/2562420.html

изд., л. 371 об., fin.), то как будто дается знать вышеуказанное, и достаточно ясно, ибо в молитве говорится: «се бо мощеи твоих гроб пред очима нашима видим есть всегда» (л. 372 об.). Усвояя рассказ об открытии мощей преподобного Сергия самому Епифанию, нужно было бы представлять дело так, что в 1418 году Епифаний написал житие преподобного Сергия, заключив его кончиною преподобного, но , когда в 1422 году открыты были мощи, он приписал, или прибавил, к житию рассказ об этом открытии мощей. Рассказ начинается словами: «Приложено же (и) се да будет к предиреченным еже о обретении мощеи святаго, когда и в кое время» (ibid., л. 284). В прилагающем хотят видеть Пахомия, делающего добавление к житию Епифания, но нет никакого препятствия видеть и самого Епифания, делающего добавление к написанному им самим житию. Принимая, что рассказ об открытии мощей преподобного Сергия принадлежит самому Епифанию, и смерть его нужно было бы относить не к промежутку времени между годами 1418–1422, из коих в первом он окончил житие, а во втором открыты мощи преподобного Сергия, но ко времени после второго года. Сокращений Епифаниева жития преподобного Сергия Пахомий сделал четыре– два сокращения, так сказать, минейные, более обширные, и два проложные, столько короткие, как вообще проложные жития. Мы с достаточною удовлетворительностию можем ответить на вопрос, зачем властям Троицкого монастыря нужны были три сокращения– одно минейное и два проложных, но не можем с такою же удовлетворительностию ответить на вопрос, зачем властям монастыря нужно было четвертое сокращение, или второе минейное. Епифаниево житие преподобного Сергия очень обширно (будучи таковым, как уже мы давали знать, не вследствие богатства фактическим содержанием, а вследствие богатства принадлежащим самому автору ораторством)– людей, желавших читать его, должна была устрашать эта его обширность; людям, желавшим иметь у себя его списки, должно было дорого обходиться приобретение последних. А таким образом и желательно было его (жития) минейное сокращение, которое было бы и удобочтомо и удобоприобретаемо.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010