Г. Д. отличался благочестием и начитанностью. Прп. Кирилл Белозерский обращался к нему со словами: «Божественное сам вконец разумееши и чтеши», говорил о частой посылке князем милостыни в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . Свои притязания на вел. княжение Г. Д. подтверждал помимо завещания отца «летописцы старыми». Духовником князя в 1398/99-1406 гг. являлся прп. Савва Сторожевский. Обширной и значительной в художественном отношении была храмоздательная деятельность Г. Д., выходившая за границы его удела, ее результатом стало появление мн. шедевров древнерус. зодчества. На средства Г. Д. был построен княжеский Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400), по архитектурным формам напоминающий ц. Рождества Богородицы в Московском Кремле, иконы для собора написал прп. Андрей Рублёв . По воле Г. Д. прп. Савва основал близ Звенигорода Савво-Сторожевский мон-рь, 10 мая 1404 г. князь дал обители тарханную и несудимую грамоты, по к-рым мон-рь получил 3 пригородных села, одно сельцо, бортные угодья и др. пожалования и льготы. Житие прп. Саввы сообщает о том, что на устроение мон-ря пошла также часть добычи, принесенной из похода на Волжскую Булгарию. По-видимому, после кончины прп. Саввы († 3 дек. 1407), в 10-х гг. XV в., в обители на средства князя был построен каменный собор. Согласно 3-й Пахомиевой редакции Жития прп. Сергия Радонежского (ок. 1441-1442), именно Г. Д., а не вел. князь участвовал в 1422 г. в обретении мощей прп. Сергия, в принятии решения о возведении храма над мощами святого, финансировал строительство каменного Троицкого собора в Троице-Сергиевом мон-ре в 1423-1424 гг. или в 1425 г., сооруженного «помаганием простертою рукою благодарованнаго прореченнаго благовернаго князя Георгия». Г. Д. способствовал установлению церковного почитания прп. Сергия, имя к-рого вошло в месяцеслов в Уставе, переписанном в 1422-1425 гг. во владениях звенигородского князя. Лит.: Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр.

http://pravenc.ru/text/164461.html

В день 5-го июля празднуется Обретение честных мощей  преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена, Радонежского чудотворца   (1422 г.) – «игумена Земли Русской», одного из главных основоположников Святой Руси, «печальника и стоятеля за Землю Русскую», преставление которого св. Церковь славит 25 сентября († 1392 г). По смерти своих родителей, он еще юношей, презрев «тленную славу», «мipa красоту и сладость временную» и больше всего на свете возлюбив «монашеское житие», родительское наследство отдал своему младшему брату Петру, а сам ушел в непроходимую чащу леса в 10 верстах от местечка Радонеж, вместе с овдовевшим братом своим Стефаном, который скоро ушел от него в благоустроенный монастырь. Юный подвижник остался совершенно один в дремучем лесу, терпя все невзгоды и трудности, лишения и искушения пустынного жития. Только медведь посещал его, с которым он делился последним куском хлеба, оставаясь сам подолгу без пищи. Прослышав о его подвижнической жизни, к нему стали собираться иноки, желавшие служить Господу Богу под его руководством. И вот на месте смиренных подвигов этого дивного подвижника выросла величественная Троице-Сергиева Лавра, которая сделалась духовным оплотом Московской Руси. Преп. Сергий уходил от мира, но мир шел за ним, чувствуя в нем великую духовную силу. Получая множество пожертвований от богатых и знатных людей, лавра все ширилась и укреплялась, а в годины народных бедствий кормила голодающих, давала приют сирым и убогим, спасала отечество от нападавших врагов, особенно в так называемое «Смутное время». Сам преподобный Сергий для себя не искал ничего, вел бедную, трудовую жизнь и решительно отказался от сана Митрополита всея Руси, когда Митрополит Московский Алексий хотел сделать его своим преемником. За свою святую жизнь преп. Серий сподобился дара прозорливости и чудотворений, под конец своей жизни удостоился явления Божией Матери, в сопровождении свв. апостолов Петра и Иоанна, Которая утешила его обещанием покровительства основанной им обители и предрекла ее процветание. Через 30 лет после его преставления св. мощи его были обретены нетленными (1422 г.) и доныне почивают в Троицком соборе, служа неизсякаемым источником утешений и исцелений для всех, стекающихся со всех концов Русской земли благочестивых богомольцев – даже доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

находил прп. Евфимий — к собору, составленному преимущественно из старцев подвижников, приобщить юношу по возрасту, требующего иногда отдельного руководства. Так, вероятно, рассуждал и прп. Сергий о юном Никоне. Он решился испытать его в подвиге послушания и смирения. Предвидя же его будущую судьбу, он хотел, чтобы тот, кому суждено младшему начальствовать над старейшими подвижниками Лавры, явился им по крайней мере не юношею, а уже в пресвитерском сане». (Житие прп. Никона, сост. Филаретом, митр. Московским, стр. 4). Афанасий Высоцкий, строитель Серпуховского Высоцкого монастыря, был одним из самых любимых учеников преп. Сергия. преподобного Сергия последовала 26 сентября 1392 года. Дубенский (впоследствии Звенигородский или Сторожевский). Память его — 3 декабря. Эдигея было в конце 1408 года. Никоне Сергиева обитель приобрела несколько земель, то вкладами, то покупкою. Заботливостью Никона обитель богатела и духовным богатством. При нем и по его указаниям, в Сергиевой обители, кроме нескольких Богослужебных книг списаны были: два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения Аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника с ответами Аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия. (Опис. Серг. Лавры, стр. 155, 156 и др.). мощей преподобного Сергия последовало спустя 30 лет по преставлении святого — 5 июля 1422 года; в память чего и было установлено празднование. церковь, стоявшая над мощами преп. Сергия, была перенесена на новое место (где теперь церковь Сошествия Св. Духа), и в ней были поставлены святые мощи, пока строилась каменная церковь. каменная церковь во имя св. Троицы, построенная преподобным Никоном и есть доныне существующий Троицкий собор. Никон построил Троицкий собор при содействии почитателей памяти преп. Сергия между князьями и боярами. Главным между этими почитателями, наиболее содействовавшим Никону в построении церкви, был крестный сын или крестник преп.Сергия — князь Звенигородско-Галичский Юрий Дмитриевич (сын Донского). [Начав строить церковь в 1422-м или 1423-м году, преп. Никон строил и устроял ее почти до самой своей кончины].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Восемь умилительных канонов Одигитрии (Богородице-Путеводительнице) на основании содержащихся в их тексте высказываний датируются временем тур. осады К-поля и эпидемии летом 1422 г. Последование (канон и стихиры) св. Алексию, человеку Божию, по всей вероятности, было написано по поводу женитьбы визант. имп. Иоанна VIII на дочери трапезундского имп. Алексея IV в 1427 г. Благодарственный канон Иисусу Христу за исцеление имп. Иоанна VIII Палеолога был создан в 1432 г. Последование (канон и стихиры) Св. страстям датировано Миневой периодом между 1430 и 1437 гг., поскольку к тому времени упоминаемые в произведении реликвии страстей Христовых были возвращены в мон-рь св. Георгия в Манганах. Канон преподобномученице и чудотворице Феодосии на исцеление ног патриарха Иосифа и благодарственное последование ей же с другими 2 канонами по тому же поводу были написаны предположительно в 1436 г. Стихиры св. Параскеве Новой («Сербской»), практически не почитавшейся в Византии (в отличие от соседней Болгарии), скорее всего были созданы во время патриаршества происходившего из Болгарии Иосифа II (1416-1439). Последование Симеону Метафрасту (состоящее из канона, стихир и синаксаря) содержит просьбу о даровании Церквам «единомыслия»; на этом основании Минева датировала их временем перед Флорентийским Собором, а именно периодом между 1422 и 1437 гг. Между тем представляется, что упоминание в тексте о «василевсах» (во мн. числе) позволяет сузить временной промежуток до 1421-1425 гг., когда Иоанн VIII был соправителем своего отца Мануила II. Этому соображению не препятствует то обстоятельство, что в др. месте памятника упоминается «василевс» в ед. ч., т. к. в данном случае автор мог иметь в виду старшего из императоров. Последование (канон и стихиры) прп. Марку могло быть написано в связи с принятием Мануилом Евгеником монашеского имени Марк, и тогда оно датируется 1420 г. Канон и стихиры вмч. Иакову Персянину содержат упоминание о «василевсах» (во мн. ч.), и потому этот памятник должен был быть написан в 1421-1425 гг.

http://pravenc.ru/text/2562254.html

Сейданая (в. Сретенском мон., в Иерусалиме). Селигерская Владимирская. – См. Владимирская Селигерская. Семистрельная 257 13 авг. Серафимо-Понетаевская Знамение 27 нбр. 1505, 1518. Силиврийсная (Рождества Богородицы, в г. Силиврии, близ Константинополя, на Мраморном море) 8 снт. Симоновская Казанская 8 июл. 1490. Ситхинская Казанская (в Ситхинском соборе на Аляске, написанная в начале 50-х годов XIX в.) 8 июл. Сихомсная или Сохомская. Сицилийская . – См. Дивногорская. Сионская 258 Скорая Услышательница (в Египте). Скоропослушница 259 9 нбр. Сладкое лобзание . – См. Гликофилусса. Словенская 260 23 снт. 1422. Слово плоть бысть . – См. Албазинская. Смиловицкая Казанская (в Успенской церкви м. Смилович, Игуменского у. Минской губ.) 8 июл. Смирнская 261 6 фвр. Смоленская Одигитрия 28 июл. 282–284 262 . Смоленская Игрицкая. – См. Игрицкая. Смоленская Новгородская. – См. Новгородская Смоленская. Смоленская Седмиезерная. – См. Седмиезерная. Смоленская Шуйская 263 2 нбр. Смоленская Югская 3 июн. 1562. Смоленская Ярославская 264 12 окт. Соболевская (явившаяся в 1282 г. под Киевом) 20 нбр. Собор Пресвятой Богородицы 265 20 дек. Сокольская 266 23 фвр., 8 спт. Сокольская Плачущая. – См. Плачущая. Соловецкая Смоленская 28 июл. 1423. Сосновская Корсунская 9 окт. 1422. София – Премудрость Божия, Киевская 267 , 8 снт. 1492. София – Премудрость Божия, Новгородская 268 Сохомская или Сихомская. Спасительница утопающих – См. Леньковская. Спилиотисса или Пещерная 269 . Спорительница 15 окт. 1458. Споручница грешных 7 мрт. 1437, 1515, 1527. Сретенская 270 на Отдание Пасхи. Старорусская 4 мая. 1509. Старчицкая 271 29 июн. Стокгольмская 272 13 нбр. Стопочная Почаевская 8 снт. 1486. Страстная 13 авг. 311, 1500, 1544, 1547. Стромиловская . Стромынская Кипрская. – См. Кипрская. Суздальская Казанская 8 июл. 254. Сумельская Одигитрия 273 18 авг. Суморинская Тотемская 28 янв. 1433. Супрасльская Одигитрия 28 июл. 1444 Суражская . – См. Новодворская. Сурдегская 15 авг. 1478. Сырковская Владимирская 21 мая. 1512.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Читаю в присутствии всех... Пишу справедливо. Говорю правду»,– подчеркивал проповедник императорского двора. Он выступал нередко «по указанию императора». Возможно, что он подражал Иоанну Крестителю, который в свое время так гневно обличал пороки. Достаточно хотя бы вспомнить, что мирское имя Иосифа – Иоанн, что он поселился в Студийском монастыре при церкви св. Иоанна и даже прочел «Похвальное слово св. Иоанну Предтече» в храме св. Апостолов за три дня до богоявления (крещение господне). Творческое наследие Иосифа Вриенния можно расчленить на риторические сочинения и теологические трактаты как антилатинской 21 , так и ортодоксально-православной направленности. Особенно плодотворно Иосиф трудился в области богословия 22 . «Сорок девять глав» рассматриваются Г.-Г. Бекком как «чрезвычайно ценный документ культуры по внутренней истории церкви». Результатом теологических споров на Крите в 1400 г. 23 , участниками которых, помимо Иосифа Вриенния , были Максим Хрисоверг, Мануил Калека, Нил Дамила, Димитрий Скаран 24 , и бесед с посланниками папы Мартина V и константинопольскими латинофронами стали три диалога об исхождении Св. Духа. Из-под пера богослова вышло множество торжественных проповедей на страстную пятницу, на преображение, на рождение Марии, на пасху, четыре проповеди на великий пяток, три проповеди на благовещение и др., 21 речь о троице (1420/21), речь к императору Мануилу II против унии (logos symbouleuticos), речь о несотворимости Фаворского света, диалог о православной вере (1403/04), панегирик богородице (1422), схолии к Псевдо-Дионисию, речь о грядущем суде, речь о вечном блаженстве, слово на великий пяток, два слова на рождество пресвятой богородицы, слово на светлое воскресение Христово, слово на преображение господне, предостерегающая речь к критянам, трактат об унии с кипрской церковью (1412), заметка о Св. Духе, морализующие опусы – о суетности жизни, о терпении (1422), о конце света, о воплощении, о разуме, о душах умерших, о добрых делах умерших, сентенции. К ярким антилатинским трудам относится трактат «О поминовении папы» 25 . Беседа с мусульманином, диалог с израильтянином, Synagoge, акты синода на Кипре показывают теологическую эрудицию Иосифа, Из риторических сочинений следует назвать речь о восстановлении Константинополя (весна, 1415) 26 , утешительную речь к Мануилу II (1417), произнесенную в Студийской обители по поводу смерти Анны, дочери великого князя Московского, стихотворный экфрасис Наксоса и письма. Не чуждыми были Иосифу Вриеннию и другие интересы 27 , что доказывает и его завещание (1421). Легенды о тайнах дипломатических миссий Иосифа Вриенния , развенчанные в историографии 28 , лишний раз оттеняют удивительную скромность монаха, отказавшегося от всех предлагаемых ему должностей и стремившегося всегда быть в тени. Но критическая мысль Иосифа навсегда вошла в сокровищницу византийской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vriennij...

gr. 619, XI в., не учтенную в CPG, и вторую (CPG. С. 25; тип XII по Каро-Лицману). И в той и в другой основным цитируемым автором является блж. Феодорит Кирский, толкования др. комментаторов (свт. Афанасия Александрийского, свт. Василия Великого, прп. Исихия Иерусалимского, Евагрия Понтийского и др., кроме свт. Иоанна Златоуста) приводятся в качестве дополнения. Помимо схолий блж. Феодорита (кроме Пс 51-76) и 7 др. авторов она содержит варианты Гекзапл и лексические глоссы (см. таблицу схолий: Dorival. 1993. T. 3. P. 166). По всей видимости, Vat. gr. 619 не отражает изначальный текст данной катены, т. к. эта рукопись североитал. происхождения, а катена - к-польского; кроме того, Vat. gr. 619 переписано позже Vat. gr. 1422, X в., в к-рой содержится вторичная катена (CPG. C. 28), составленная на основе «первой катены Феодорита». Ее элементы помимо Vat. gr. 1422 содержатся также в катене на Пс 17-150 в кодексе Bodl. Roe 4, XIII в. (CPG. C. 33). По мнению Дориваля, составление «первой катены Феодорита» следует относить к периоду между 780 и 950 гг. ( Dorival. 1993. T. 3. P. 170). D) «Вторая катена Феодорита» (CPG. С. 25; тип XII по Каро-Лицману) представлена 3 основными рукописями: Ambros. F 12 sup., X в. (только Пс 20. 6 - 101), Vindob. Theol. gr. 297, XI в., и Vat. Barber. gr. 340, X в. Все они отражают вторичную рукописную традицию, т. е. содержат лишь части изначального текста катены, смешанные с текстами К. др. типов. Как и в 1-й катене, комментарий охватывает всю Псалтирь; основным автором толкований выступает блж. Феодорит, приводятся также отрывки из сочинений 20 авторов, среди к-рых довольно часто цитируется прп. Исихий Иерусалимский и крайне редко - свт. Иоанн Златоуст. Выдержки из блж. Феодорита, видимо, взяты непосредственно из его полного Комментария на псалмы. Текст Vindob. Theol. gr. 297 и Vat. Barber. gr. 340 является дополненным вариантом первоначальной второй катены Феодорита (добавлены схолии на Пс 76, 77 и 101, которых нет в Ambros. F 12 sup.), смешанной с элементами вторичной катены типа III (CPG.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Cosmas et Damianus. Georgius Nicom., 100, 1503–28. Cyprianus et Justina. Gregorius Naz., 35, 1169–93. Passio, 115, 847–82. Eudocia, , 85, 831–64. Cyriacus, 115, 919–44. Cyrus et Joannes. Sophronius, 87, HI, 3379–422; 3423–548; 3517–612; 3611–7(5. Vita, 87, III, 3677–90; 3689–94; alia, 114,1231–50. Seneca, epigramma, , ,3421–4. In translatione=Cyrillus Alex. Orationes 1–3, 77, 1099–1106. D Daniel Stylita, 116, 969–1038. Demetrius, 116 (supplementum ad Metaphrasten ex AA.SS.), 1167–1426 in quo Passio, 1167–72; 1173–84. Miracula, lib. 1 a Joanne Thessalonicensi 1203–1324; lib. 2–3 ab anonymis, 1325–84 et 1383–1426 521–24=116, 1387–94]. J. Stauracius. De oleo S. Demetrii, fg., in Analectis, 116, 1399–1422. Demetrius Chrysoloras (ibid.), 1422–6. Leo, imperator. Laudatio, 107, 667–8. Eustathius Thessalonicensis. Canon., , 136, 161–8; Laudes, 169–216. Theophanes Cerameus, 132, 849–58. Gr. Palamas, 151, 535–50. Dionysius Areopagita, ex Menæis, , 4,577–88. Methodius (Metrodorus), 4, 669–84. Symeon Metaphrastes, 4, 589–608; 116, 1031–50. Michael Syngelos, 4, 617–68; ex Suida, 607–12. Christophorus patricius, , 3, 115–6. Anonymi, , 115–8. Dorotheus junior. Joannes Euchaitä Vita, 120, 1051–74. Drosis. Chrysostomus, 60, 683–94. E ELEUTHERIUS, 115, 127–42. Ephrem, Syrus. Gregorius Nyssenus, 46, 819–50.; Vita, 115, 1253–68. Epimachus, 115, 1319–26. Epiphanius. Joannes discipulus: Vita, 41, 23–74. Polybius, 73–116. Epipodius. Passio, latine, 6, 1455–62. Eudocimus, latine, 115, 487–8. Eudoxius et socii, 115, 617–34. Eugenia, 116, 609–502. Eugenius et Maria, 115, 347–56. Eulampius et socii, 115, 1053–66. Euphemia, 115, 713–32. Asterius Amasenus, 40, 333–8. Euphrosyne, 114, 305–22. Euplus, 115, 523–30. Eusebia. Joannes Euchaita, 120, 1297–8. Eusebia seu XenE, 114, 981–1000. Eusebius Alexandrinus, Joannes monachus, 86 I 297–310. Eustathius Ant. Chrysostomus, 60, 597–606. Eustathius et socii. Nicetas David, 105, 375–418. Acta antiqua in iisdem imis paginis. Eustratius et socii, 116, 467–506.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Но она была возобновлена в 1397 г., после разгрома Баязидом западного крестоносного ополчения. Византии угрожала близкая гибель. Своим временным спасением она была обязана знаменитому Тимуру, который в кровавой битве при Анкире 20-го июля 1402 г. нанес Баязиду страшное поражение и взял гордого султана в плен, где он и скончался 4 . Разгром османской державы на целое полустолетие отодвинул падение Византии. Император Мануил Палеолог (1391–1423 г.) в 1403 г. опять взял Фессалонику и прекратил уплату туркам позорной дани. Султан Магомет I, заключив с ним союз, возвратил византийской короне некоторые местности в Македонии и Фессалии. И в Пелопоннисе, где турки взимали дань с 1384 г., власть византийского василевса была восстановлена. Но сын и преемник Магомета Мурад, недовольный союзом Мануила с его политическим противником Мустафою, после победы над последним воспылал мщением против византийского императора и с громадной армией явился (1422 г.) из Адрианополя к стенам Константинополя. Однако, византийцы отбили нападение, а равно, при помощи венецианцев, защитили и Фессалонику от осады турок (1422 г.). Но в Пелопоннессе византийцы потерпели поражение от турок, которые и произвели здесь страшное опустошение. Преемник Мануила, император Иоанн VIII (1423–1448 г.), дорогою ценою купил мир в Пелопоннисе, но потерял большую часть владений в Македонии и близ Черного моря. Империя теперь заключала в своем составе полуостров по Босфору до Силиврии и Деркона, да еще города Анхиал, Месимврию, Фессалонику, Ламию (Зейтун) и Святую Гору Афон; лишь в Пелопоннисе ей принадлежали более обширные территориальные владения. Но 29-го марта 1430 г. Фессалоника, после кровавой битвы, была отторгнута от византийской короны 5 . Последовательно отошли под власть турок и другие византийские города. Когда же на престол вступил последний византийский император Константин XI Палеолог (1448–1453 г.), империя состояла из одного лишь Константинополя. Византийцы предвидели скорую гибель своего великого города, поэтому энергично готовились к защите его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Тохтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте — на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново. В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, Троице-Сергиева лавра была украшена новыми каменными постройками. На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич. Троицкий собор — это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422–1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь. Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время. В День Святой Троицы, который в 2024 году придётся на 23 июня, икону перевезут в Троицкий Собор Троице-Сергиевой Лавры, для которого она когда-то была написана. Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5–7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00497

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010