В рассматриваемый период времени на Руси по-прежнему большое внимание уделялось богословским трудам святого Епифания Кипрского. Так, например, стремление познакомить русских христиан с общеисторическими событиями в более широких масштабах выразилось в составлении “Хронографов”, представлявших изложение событий по нескольким летописным источникам. Хронографы, составленные по византийским источникам, встречались на Руси уже с XV века. Среди них заметное место занимает “Еллинский и Римский летописец”. Этот Хронограф открывается сочинением святого Епифания Кипрского о шести днях творения 19 . Для изучения русско-кипрских отношений большой интерес представляет собой “Хождение инока Зосимы” (1419–1422 гг.). Известия об этом авторе, как о большинстве других русских древних паломников, крайне скудны и ограничиваются лишь тем, что он сам сообщил о себе в дошедшем до нас описании своего “Хождения”. Зосима принадлежал к братии Троице-Сергиева монастыря и именуется в одном месте иеродиаконом, а в другом — иеромонахом 20 . Прожив 6 месяцев в Киеве, Зосима через Белгород по морю приплыл в Константинополь, где прожил два с половиной месяца. Отсюда, посетив Афон, через острова Хиос и Патмос он отправился в Иерусалим и прибыл в Святой град перед самой Пасхой 1420 года. После годичного пребывания в Палестине Зосима выехал из Иерусалима в Константинополь, где, прожив всю зиму, в мае 1422 года возвратился в Троице-Сергиев монастырь 21 . Инок Зосима посетил Кипр в 1421 году при своём возвращении из Святой Земли на родину. Отправившись из Яффы, он морским путём добрался до Кипра и сошёл на берег у древнего города Китиона (совр. Ларнака), связанного с именем евангельского Лазаря. По преданию, Лазарь после его воскрешения Господом прибыл на Кипр и был здесь епископом Китиона. “И оттуду (из Яффы — а. А.) поидох в корабль и тут бяше пристанища корабленая, — писал инок Зосима. — И идохом 300 миль и пристахом ко острову Кипрьскому в лимен ко граду Киискому; тут бяше Лазарь четверодневный епископ был. И оттоль поидох на гору, идеже крест стоит благоразумного разбойника, воздухом держим. Гора же бяше высока велми” 22 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры Карта и ближайшие объекты Троицкий собор (1422-1423 гг.) - один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников. Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV b. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы Белокаменный Свято-Троицкий собор был построен в 1422-1423 гг. по заказу игумена Никона вместо сгоревшего деревянного постройки 1412 г. Средства на строительство были пожертвованы Великим князем Московским Василием I Дмитриевичем и его младшим братом, крестником Преподобного князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским. В собор были перенесены обретенные в том же году мощи преподобного Сергия. Росписи и иконы храма " могуще зрящих удивить и поныне " были исполнены в 1425-1427 гг. прп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным " с товарищи " . С XVI в. облик здания начинает меняться: в 1510 г. сделана новая металлическая, в 1556 г. позолоченная глава, с юга пристроены придел над гробом прп.Никона (1548) и палатка над могилой новгородского архиепископа Серапиона, бывшего до епископской хиротонии архимандритом Троицкого монастыря (ск.1516) (1559); с запада паперть (до 1584). В XVIII-XIX вв. у собора появилась четырехскатная кровля и северная паперть. Начатая в 1925 г. Д.П. Суховым реставрация внешнего облика здания в основном завершена в 1966 по проекту В.И. Балдина.

http://sobory.ru/article/?object=03960

В первую очередь меня поразила красота и величественность храмов, их уникальное оформление. Меня удивило, что 31 декабря было очень много паломников, особенно поразило большое количество иностранцев. На протяжении всего моего пребывания в Лавре слышалась английская, немецкая, французская и другая иностранная речь. Это меня навело на кое-какие мысли. Зачем мы едем заграницу? Затем, чтобы погреться на берегах моря, прикупить на распродажах кучу новых брендовых шмоток, а кое-кто и вообще, в поисках комфортной жизни, уезжает жить заграницу. А зачем они едут к нам? Затем, чтобы насладиться величественной архитектурой, умиротворенностью. И, конечно же, за особым впечатлением от присутствия Бога. Есть повод задуматься над тем, в какой удивительной стране мы живем. Поднявшись очень рано, мы пошли на Среднюю литургию в Троицкий собор. Это самый древний собор Лавры, построенный еще в 1422 – 1423 гг. Троицкий собор возведен и освящен в честь Живоначальной Троицы при игумене Никоне на месте первой деревянной церкви, что построена была еще при жизни преподобного Сергия. В этом соборе был впервые создан многоярусный иконостас. Именно для этого иконостаса в 1422 г. по благословению игумена Никона Андрей Рублев написал свою прославленную «Троицу». Но величайшим сокровищем собора и духовным центром всей Лавры является гробница, где почивают нетленные мощи преподобного Сергия. Когда заходишь в храмы Лавры, то тебя сражает великолепие, каждый храм – отдельное произведение искусства, в котором благодаря высочайшим сводам чувствуешь свою человеческую немощь перед всей этой красотой и величественностью.  В Троицком соборе меня посетило странное чувство, что ты вернулся домой. Такое чувство бывает, когда после длинной и утомительной поездки возвращаешься в родные стены, под крылышко своих родителей, садишься с ними за стол, пьешь горячий чай, ешь мамино варенье, а на душе тихая, переполняющая тебя, радость. Такая же тихая радость посетила меня под крылом преподобного Сергия. И мне хотелось как можно дольше пребывать в этой обители бесстрастной радости.

http://radonezh.ru/analytics/svyato-troi...

980 Так, в январе 1674 (1675) прибывают в Москву Филарет, митрополит нижегородский, и архиеп. смоленский Варсонофий и остаются здесь до самого конца этого года, т. е. до 31 августа (см. Дворц. Разр., т. III, стр. 1167:1634); архиеп. коломенский Иосиф пробыл в Москву в качестве прилучившегося (считая с конца декабря, когда архиереи стали разъезжаться после собора) пять месяцев (см. Дворц. Разр., т. III, стр. 1422), а всего (считая с 1 сентября 9 месяцев (ср. т. III, стр. 974 со стр. 1422); Игнатий тобольский упоминается присутствующим в Москве с 9 апреля 1692 года по 28 июля этого года (Дворц. Разр., т. IV, стр. 678); митрополит астраханский Самсон упоминается в 1697 году в первый раз 2 февраля, а в последний 28 апреля (т. IV, стр. 1040, 1053–1054) и др., хотя вообще и можно признать, что прилучавшиеся архиереи в среднем присутствовали в Москве около полугода (см. Дворц. Разр., т. III, с 1167 стр. и до конца и т. IV). 981 В вызове архиереев по крайней мере для церковных нужд всегда принимал участие патриарх. Это было постоянным явлением (см. Чин поставления епископа. А. И, т. IV, стр. 8; Макарий, т. XI, стр. 40; Дворц. Разр., т. III, стр. 1008). Равным образом уезжали из Москвы архиереи также с разрешения и патриарха (см. Дворц. Разр., т. III, стр. 1156–1157, 1174–1175). 986 Пример инициативы русского архиерея в этом деле (из митрополичьего периода) см. у Макария, т. VI, кн. 1, стр. 96, 95. Преосвящ. Макарий указывает, что архиепископ новгородский Геннадий несколько раз заявлял о своём желании прибыть в Москву для соборных совещаний. О нём же, между прочим, рассказывается следующее: «Геннадия совсем не стали приглашать в Москву для соборных совещаний... И когда, по кончине Геронтия, нужно было избрать нового митрополита, то сам великий князь прислал Геннадию приказание, чтобы он оставался в Новгороде ради каких-то „великих дел“ и не приезжал в Москву» (т. VI, стр. 95). Из последнего места, по-видимому, выходит, что, несмотря на не приглашение на собор, Геннадий, однако же, мог явиться на него, ели нужно было ещё особое приказание со стороны великого князя, чтобы Геннадий ради «великих дел» оставался в Новгороде. Ср. ещё изложение постановления собора 1665 г. касательно просьбы Никона у Макария, т. XII, стр. 507.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

1261 Кроме Устава, от Благовещенского монастыря осталось писанное в нем в малую четверть листа Евангелие XV века, хранящееся в костромском Ипатиевском монастыре. Из надписи на Евангелии видно, что оно писано в 6944 (1436) году иноком Варсонуфьинским «в богоспасаемом в Великом Новеграде, при державе Великаго Князя Василья Васильевича и при архиепископе владыце Невфимие, в пречестнем монастыри св. Благовещения пресвятой Богородицы. 1266 Служба и житие рукоп. св. Феоктиста в библиот. Юрьева монастыря, в 4-ку, л. 36. Путешеств. по св. местам Русским ч. II. стр. 225 и 226. 1269 Ист. Росс. Иерарх. ч. III. стр. 278. От Аркажского монастыря Благов. церковь доселе зовется на Аркаже. Кроме Аркажской, к Благовещенской церкви приписана Никольская деревянная церковь , оставшаяся от упраздненного Мостищского Николаевского монастыря и находящаяся в двух верстах на север. Ист. Росс. Иерарх. ч. V. стр. 108. 1272 В Ист. Росс. Иерарх. ч. III. стр. 617 сказано, что монастырь находился в Людине конце, а по актам XVII века значится, что в Гончарском или Горончарском конце: в том и другом показании нет противоречия. Людин конец назывался также и Гончарским от живших там гончаров или горшечников. 1274 Два Воскресенских монастыря показаны на Софийской и Торговой стороне и при росписи церквей в 1615 г., после шведск. разорения. Ист. разг. о древност. В. Новг. стр. 84 и 85. 1275 Как видно из надписи на блюде 1672 года, где упоминается строитель Воскресенского монастыря Илия. 1279 Новг. I лет. стр. 23., где описана ревность св. Мартирия о докончании Воскресенской церкви. В Новг. II лет. церковь сия названа в монастыре на поле (стр. 127), а в Новг. III лет. (стр. 217) в Людине конце на Красной горке. Но в обеих сих летоп. смешаны в одно два монастыря. 1284 Новг. I лет. стр. 110. Тоже и в Новг. II лет. стр. 140, только под 1422 год., в Новг. III лет. стр. 237 под 1423 год., в Новг. IV лет. стр. 120 под 1422 год. 1289 Сожженный храм во имя св. Николая был под колокольнею, как видно из выписи переписных книг 1617 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Жаборинцевская (подобие Иверской, в с. Жаборинце, Новоградволынского y., Волынской губ.) 14 снт. Жадовская Казанская 8 июл. 1533. Живоносный источник 4 апр. 1439, 1500, 1540. Живоприятная или Предвозвестительница 157 21 янв. Животодательница в неделю Всех Святых. Жиздринская Страстная. («И Тебе Самой душу пройдет оружие») 158 13 авг. Жировицкая 7 мая. 1444. Забельская 159 . Загаетская . 1434. Загоровская . 1434. Закланная 160 21 янв. Заоникиевская Владимирская 21 мая. 1430. Запечная или Хлебенная. 1422. Звезда пресветлая (на Афоне). Зимаровская Боголюбская 161 18 июн. Зимненская на день Св. Троицы. 1439. Златовратская Казанская (в Троицкой церкви г. Киева, перенесенная 20 окт. 1698 г „от Златых врат“) 8 июл. Знамение Новгородская 27 нбр. 477–478, 1427, 1430, 1485, 1500, 1546, 1562. Знамение Албазинская. – См. Албазинская. Знамение Вологодская. – См. Вологодская. Знамение Златоустовская 3 мрт. 1485. Знамение Каменская 162 16 снт. Знамение Курская 8 снт. 1473, 1474. Зографская Акафистная 163 10 окт. Зосимо-Савватиевская . 1422. Иверская 164 12 фвр., 31 мрт., 13 окт. Игоревская 5 июн. 1464. Играние двух младенцев . Игрицкая -Песоченская Смоленск. 12 июн. 1469. Избавительница 17 окт. 1536. Избавление от бед страждущих в неделю Всех Святых. Изяславская Рождество Богородицы (в церкви м. Изяславля, в 20 в. от г. Минска) 8 снт. Икона Богоматеря «Избиенных младенцев» 165 29 дек. Ильинская Черниговская 16 апр. 1496, 1560, 1561. Ипатменская 15 нбр. Ираклийская . Иржавецкая . – См. Ржавская. Иркутская Казанская 8 июл. 254. Исааковская -Пошехонская Рождество Богородицы 8 снт. 1565. Исааковская (другая) 166 8 снт. Исачковская 167 . Испанская 168 8 апр. И Тебе Самой душу пройдет оружие . – См. Жиздрижская. Иерусалимская 12 окт. 409, 1470, 1492, 1499, 1500, 1528, 1561. Иоанно-Богословская 169 . Иоасафовская Смоленская 170 28 июл. Иорданская . 171 Казанская 8 июл. 22 окт. 253–254 172 . Казанская Дуниловская. – См. Дуниловская. Казанская Каплуновская 173 11 снт. Казанская Тамбовская 6 дек. 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Игумен Никон не ограничился прославлением Сергия в памятниках письменности, но предпринял энергичные усилия для его канонизации. Воскресным днем 5 июля 1422 г. состоялось «обретение мощей» Сергия Радонежского, после чего было принято решение о строительстве мемориального белокаменного Троицкого собора. К осени 1426 г. здание было воздвигнуто (умерший осенью этого года радонежский князь Андрей Владимирович был в нем похоронен). Мощи преподобного Сергия были перенесены в новый храм, расписанный знаменитыми живописцами Даниилом и Андреем Рублевым. Сам Никон, скончавшийся 17 ноября 1428 г., был похоронен «при гробе» своего учителя святого Сергия. Длительное игуменство Зиновия (1432–1445 гг.) падает на период династического кризиса, вспыхнувшего во второй четверти XV в. При Зиновии Троице-Сергиев монастырь приобретает значительное влияние, его владения растут небывало быстрыми темпами и к середине XV в. в общих чертах складывается основной земельный фонд монастыря. При Зиновии были созданы новые редакции Жития Сергия Радонежского, автором которых являлся выдающийся сербский агио- граф Пахомий Логофет. Свою литературную деятельность на Руси Пахомий начал в Новгороде во второй половине 30-х годов XV в., но к 1438 г. появился уже в Троице-Сергиевом монастыре и тогда же создал первую редакцию Жития Сергия Радонежского (Троиц., 746). В Троице-Сергиевом монастыре Пахомий прожил около 20 лет (до конца 50-х годов). За это время агиограф написал пять (возможно – шесть) новых редакций Жития Сергия (и еще одну краткую – для включения в Пролог), составил Службу святому, а также два варианта Жития Никона Радонежского. Особенной полнотой отличается редакция (третья по счету) Жития Сергия, написанная Пахомием около 1442 г. (и открытая лишь недавно); в ней описаны события, которых не мог знать первый биограф Сергия – Епифаний Премудрый : обретение мощей Сергия в 1422 г., строительство каменного храма Троицы, посмертные чудеса святого. Значение Троице-Сергиева монастыря наконец-то оценила центральная власть, и с 30-х годов XV в. началось постепенное превращение монастыря в «государево богомолье». Впервые Василий П посетил Троицкий монастырь 25 сентября 1432 г. (на Сергиеву память), а на следующий день 26 сентября игумен Зиновий получил от князя жалованную грамоту на села Присеки и Вилгош в Бежецком Верхе. В другой раз великий князь почтил память Сергия 25 сентября 1439 г., как можно предполагать, исходя из выдачи игумену Зиновию (в самом Троицком монастыре) жалованной грамоты на село Сватское в Верхдубенском стане Переяславского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1422 году, через тридцать лет после блаженной кончины преподобного Сергия, на месте деревянной Троицкой церкви решили возвести новый каменный собор в честь Живоначальной Троицы. Перед началом строительства Преподобный явился в видении одному благочестивому христианину и повелел передать игумену Никону Радонежскому и братии следующие слова: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот во время строительных работ при закладке фундамента были обретены святые мощи Печальника земли Русской. Не только его тела, но и одежды совершенно не коснулось тление, хотя кругом стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии Звенигородского князя Юрия Дмитриевича 5 июля 1422 года честные останки были изнесены из земли и временно поставлены в Троицкой деревянной церкви, перенесенной немного По окончании строительства нового каменного Троицкого собора их перенесли Почитание преподобного Сергия в Троицкой обители началось еще при жизни подвижника. Через тридцать лет после его блаженной кончины преподобный Епифаний Премудрый говорит о Сергии как о местночтимом святом. А начало общецерковного почитания, по мнению профессора Е.Е. Голубинского, датируется примерно 1447-1450 годами. В своем фундаментальном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» Евгений Евсигнеевич писал: «Не знаем, было ли ему нарочитым образом устроено общецерковное празднование, или он сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы, но в 1447-1448 годах он уже называется в числе великих, весьма немногих тогда чудотворцев Русской Также он высказывал мнение, что фактом причисления преподобного Сергия к лику святых для общецерковного почитания можно считать грамоту митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке 1449 или 1450 года, в которой предстоятель Русской Церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями. Это было в тот момент, когда игуменом Троицкой обители был преподобный Мартиниан. Современные исследователи соглашаются с Голубинским, считая, что честные останки святого Сергия почитались уже тогда, в середине XV века: «Вместе с великим князем Василием Темным митрополит Иона с сонмом русского духовенства, с игуменом Мартинианом с братией Троицкого монастыря при стечении… огромного числа народа славили своего молитвенника и чудотворца преподобного Сергия и поклонялись его святым

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5933935...

211 Записки дьяка Александра, в основном кратко перечисляющего основные места паломничества, по характеру изложения близки византийским проскинетариям, как раз появляющимся в это время. В начале XV в. возобновляется еще один вид официальных посольств в истории русско-византийских отношений – брачные. В 1411 г. в Константинополь направляется брачный поезд с целью замужества великой княжны Анны Васильевны (1400?–1417), дочери Московского великого князя Василия I и Литовской великой княгине Софьи Витовтовны, за царевича Иоанна (1392–1448) – будущего византийского императора Uoahha VIII Палеолога (с 1425 г.). Посольство завершилось успешно, Анна (ок. 1414 г.) стала византийской царевной, о чем неоднократно сообщают византийские хроники, 212 однако в 1417 г. она умерла в Константинополе во время эпидемии чумы. Свидетель османского завоевания Константинополя византийский историк Дука сообщает: «Царь Мануил захотел женить своего сына Иоанна. И вот, послав королю Росии, он привез его дочь в качестве невесты (для сына), но не захотел венчать императорской короной, поскольку девочке было всего одиннадцать лет, когда же прошло три года и город охватила чума, и множество людей умерло от бубонов, скончалась и царица Анна, оставив горожан в большом горе». 213 О кончине Анны и ее погребении в августе 1417 г. сообщается также в хронике Георгия Сфрандзи 214 и в Малых хрониках. 215 Среди участников русского брачного посольства был троицко-сергиевский инок Зосима, который оставил свои записки о путешествии и поклонении святыням Царьграда. 216 Примерно тогда же, между 1415 и 1417 гг., по дороге из Новгорода в Иерусалим остановился в Константинополе Епифаний (Премудрый), оставивший краткие заметки об этом паломничестве. 217 Вскоре, в 1419–1422 гг., совершил паломническую и вместе с тем, возможно, посольскую поездку в Царьград, затем Афон и Палестину троицко-сергиевский иеродиакон Зосима. 218 Поездка его к патриархам Востока связывается с начавшимся в России процессом канонизации Сергия Радонежского, 219 чьи святые мощи были обретены 5 июля 1422 г. Описание паломничества Зосимы составило «Книгу глаголемую Ксенос, сиречь Странник», 220 известную в семи списках. Отправившись из Москвы, Зосима на несколько месяцев останавливается в Киеве (который находится в это время в составе Великого княжества Литовского), 221 откуда «с купцами и вельможами знатными» двинулся дальше, т.е. в составе, видимо, официального посольства. В Царьграде Зосима прожил «десять недель». Описание святынь и памятников Константинополя у Зосимы не только подробно, но и эмоционально, т.к. автор не скрывает своего восторга и трепета под впечатлением увиденного. Не обходит он и «русской темы», сообщая: «Монастырь женски Липеси... (т.е. Богородицы Липса), туто лежить царици русская Анна, дщы Московского великого князя Василия Дмитриевича, внука князя великого Литовского Александра, зовомого Витовта». 222

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Ватопедском монастыре очень рано начали развиваться рукописные традиции, что служило одним из основных источников пополнения библиотеки этой обители. Тесные связи существовали у Ватопедского монастыря и с Россией. Одна из древних рукописей, находящихся в настоящее время в отечественном собрании (Государственный Исторический музей, собрание Успенское 18 – бум.) является наглядным свидетельством существования в прошлом этих связей. Эта рукопись содержит творения преподобного Иоанна Лествичника , переписанные монахом Евсевием (Ефремом), который имел обыкновение подписываться двойным именем: вероятно, одно имя у него было мирское, а другое монашеское. Жил Евсевий (Ефрем) в монастыре Богородицы Перивлепты, в колонии русских в Константинополе. 10 декабря 1422 года (или 1423 года) монах Евсевий (Ефрем) начал переписывать «Ле-ствицу», но закончить он ее не успел. Его почерком написаны только первые 64 листа. Остальная часть рукописи написана другим почерком. В конце рукой Евсевия (Ефрема) сделана приписка, из которой видно, что рукопись была завершена неким старцем Мит-рофаном 15 марта 1424 года, но не в Константинополе, а на Афоне, в Ватопеде. Следовательно, между 1422–1423 и 1424 гг. Евсевий перебрался на Афон, и здесь к своей работе ему удалось привлечь старца Митрофана. Литературная деятельность (Ефрема) Евсевия продолжалась в Ватопедском монастыре столь же интенсивно, как и в Царьграде 181 . 1515 год явился важной страницей в истории взаимоотношений России с Афоном. В этом году в Турцию направилось посольство В. А. Коробова, и вместе с посольством возвратились домой приходившие в Москву в конце 1514 – начале 1515 года монахи афонской Лавры святого Афанасия и Ватопедского монастыря. С ними в афонский Протат была отправлены грамота с просьбой о присылке «переводчика книжного» 182 . Просьба об отправке в Россию монаха, который мог бы заняться там переводческой деятельностью, сыграла большую роль в развитии литературных связей между святогорскими обителями и Русской Православной Церковью. Этим человеком суждено было стать монаху Ватопедского монастыря Максиму Греку .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010