В то время как орден тамплиеров изначально являлся исключительно военным братством, иные О. д.-р. были основаны как благотворительные общины. Община госпитальеров (иоаннитов, позднее Мальтийский орден ) возникла во 2-й пол. XI в., т. е. еще до 1-го крестового похода, как странноприимный дом (госпиталь) св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме для ухода за христ. паломниками, больными и нуждающимися. После образования Иерусалимского королевства папа Римский Пасхалий II (1099-1118) в 1113 г. утвердил госпиталь св. Иоанна в качестве отдельного братства с правом избрания собственного предстоятеля-магистра. Милитаризация госпитальеров происходила постепенно в течение XII в. вместе с переходом под их контроль замков и укреплений лат. Востока и участием в различных военных кампаниях. О вооруженных братьях (fratres armorum) ордена впервые упоминается в статутах 1182 г. Тевтонский орден основан в 1190 г., во время осады Акры (ныне Акко, Израиль) в ходе 3-го крестового похода (1189-1192), как полевой госпиталь для немецкоязычных крестоносцев, но уже в 1198 г. был преобразован в рыцарский «орден дома Пресвятой Девы Марии тевтонов в Иерусалиме», хотя и не располагал на тот момент никакими владениями в городе, находившемся под контролем мусульман. В 1199 г. папа Римский Иннокентий III (1198-1216) утвердил создание Тевтонского ордена: его члены как военные должны были следовать уставу тамплиеров, а в том, что касалось госпитальной деятельности,- уставу иоаннитов. В 1209-1220 гг. в ордене оформились собственные «обычаи» (consuetudines), впосл. многократно редактировавшиеся и обновлявшиеся. Орден св. Лазаря (лазариты) возник в XII в. в Иерусалиме как госпиталь для ухода за прокаженными и в дальнейшем сохранил эту специализацию уже в качестве О. д.-р. Милитаризация лазаритов происходила постепенно и завершилась к XIII в. Во время 3-го крестового похода в Акре был основан небольшой англ. госпиталь св. Томаса (Фомы), названный в честь канонизированного в 1173 г. Кентерберийского архиеп. Фомы Бекета (1162-1170) и состоявший из каноников-августинцев. Ок. 1228 г. орден св. Томаса начал исполнять и военные функции, а в 1236 г. папа Римский Григорий IX (1227-1241) утвердил для общины устав Тевтонского ордена. В целом О. д.-р. этой группы совмещали медицинскую и благотворительную деятельность с защитой паломников и военными операциями против «врагов Христа».

http://pravenc.ru/text/2581487.html

Слово Моисея Выдубицкого Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова 10 июля 1198 года была заложена, а 24 сентября того же года завершена и освящена подпорная стена, удерживавшая древний (заложенный еще отцом Владимира Мономаха ) Михайловский собор на осыпающемся берегу Днепра. Строил стену известный мастер Милонег (Петр) на средства киевского князя Рюрика Ростиславича. Β день открытия величественного сооружения игумен Выдубицкого монастыря (которому принадлежал собор) Моисей произнес торжественную речь, «Слово» (некоторые ученые считают, что это была кантата, составленная Моисеем, но исполненная монашеским хором), восхваляя щедрость князя и отмечая важность постройки. Этой торжественной и красочной речью завершается Киевский летописный свод 1198 года, составителем которого считают того же Моисея. Ему же приписывают и некоторые другие древнерусские произведения, но публикуемое Слово, несомненно, является самым ярким образцом его творчества и вместе с тем выдающимся произведением этого жанра вообще. Слово игумена Моисея печатается по тексту Ипатьевской летописи под 1199 годом в издании: ПСРЛ, т. 2. СПб., 1908, с. 712–715. СЛОВО ИГУМЕНА О ПОСТРОЕНИИ СТЕНЫ В ВЫДУБИЦАХ Дивное сегодня увидели очи наши; столь многие, прежде нас жившие, желали бы видеть то, что увидели мы, – и не видели, и даже слышать не пришлось им о том, что нам Бог даровал княженьем твоим! Ибо не только не отринул ты ничтожества наши, но и со славой нас принял, по свободной стезе направив рабов твоих. Мы же, смиренные, чем воздадим тебе в ответ на благодеянье твое, которое ты творишь и уже сотворил нам? Ибо сам ничего не требуешь ты, – но лишь воздыханья и молитвы о здравье и о спасенье твоем. Бог тебе милость воздаст по заботам твоим, и архистратиг Михаил, которому ты послужил непритворно, о Христе державно заботясь и обо всех. По благому обычаю и невежества нашего слово прими как словесный подарок – на похвалу добродетели, ибо в сокровищницу твоего правленья любовь и желанье вложим, как та вдовица – две медных монеты, в остальном надеясь на снисхожденье твое!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Jaff é. RPR; Regesta pontificum Romanorum inde ab anno post Christum natum 1198 ad annum 1304/Ed. A. Potthast. B., 1874-1875. 2 vol. Graz, 1957r; Holtzmann W. Kanonistische Erganzungen zur Italia Pontificia//QFIAB. 1957. Bd. 37. S. 55-102; 1958. Bd. 38. S. 67-175; Volpini R. Additiones Kehrianae//Rivista di storia d. Chiesa in Italia. 1968. Vol. 22. P. 313-424; 1969. Vol. 23. P. 313-360; Regesta Pontificum Romanorum: Germania pontificia/Ed. A. Brackmann. B., 1910-1935. 10 vol.; Italia Pontificia/Ed. P. Kehr. B., 1906-1975. 10 vol.; Germania Pontificia/Ed. T. Schieffer. Gött., 1960-1992. 10 t.; Pontificia Hibernica (640-1261)/Ed. M. P. Sheehy. Dublin, 1962-1965. 2 vol.; Gallia Pontificia. Gött., 1998-.; Dunning P. J. The Letters of Innocent III to Ireland//Traditio. N. Y., 1962. Vol. 18. P. 229-253; Die Papsturkunden der Schweiz von Innocenz III. bis Martin V. ohne Zeurich/Hrsg. A. Largiader. Zürich, 1968-1970. 2 Bde; The Letters of Pope Innocent III (1198-1216) concerning England and Wales: A Calender with an Appendix of Texts/Ed. C. R. Cheney, M. G. Cheney. Oxf., 1967; La documentación pontificia de Honorio III (1216-1227)/Ed. D. Mansilla. R., 1965. (Monumenta Hispaniae Vaticana. Registros; 2); Epistolae saec. XIII e regestis pontificum Romanorum selectae/Ed. K. Rodenberg. Münch., 1883-1894. 3 vol. (MGH. Ep.); Holtzmann W. Decretales ineditae saec. XII/Ed. S. Chodorow. Vat., 1982. (Monumenta Iuris Canonici. Ser. B; 4); Walther-Holtzmann-Kartei/Hrsg. Stephan-Kuttner-Institute of Medieval Canon [Электр. ресурс]; Anselmi episcopi Lucensis Collectio canonum (74 titulorum)/Ed. F. Thaner. Oeniponte, 1906-1915. 2 vol.; Epistolae Romanorum Pontificum ineditae/Ed. S. Loewenfeld. Lipsiae, 1885; La Colección canónica Hispana/Ed. G. Martínez, F. Rodríguez. Madrid, 1966-1992. 6 vol. (Monumenta Hispaniae Sacra. Ser. canonica; 1-6); Diversorum patrum sententie, sive Collectio in 74 titulos digesta/Ed. J. T. Gilchrist. Vat., 1973. (Monumenta Iuris Canonici. Ser. B; 1); Deusdedit. Die Kanonessammlungen/Hrsg. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. Bd. 1: Die Kanonessammlung selbst.

http://pravenc.ru/text/171626.html

Спас-Нередицы. Церковь Спаса Преображения на Нередице. Церковь Спаса на Нередице Облик церкви до её реставрации в нач. XX в. был воспроизведён А.П. Аплаксиным в церкви Петра и Павла в Дибунах (1913-1914) Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса на Нередице. Построена в 1198 князем Ярославом Владимировичем. Последняя дворцовая княжеская церковь Новгорода. Была слегка перестроена под псевдовизантию при реставрации в 1904, колокольни лишилась в Великую Отечественную войну. Сейчас восстановлена в первоначальном виде. Частично сохранились фрески. Памятник ЮНЕСКО. О зодчем, строителе Нередицы, письменные источники умалчивают. Лишь с учетом строительной ситуации, сложившейся в Новгороде к концу XII века, можно высказать некоторые предположения по этому вопросу. Большое каменное строительство в последние два десятилетия XII века вели новгородские владыки, в распоряжении которых находилась, надо полагать, постоянная группа мастеров. В 1196 году владычные мастера завершают возведение церкви Воскресения. Одновременно по заказу жителей Лубяной улицы мастер Коров Яковлич строит церковь Кирилла. О других постройках этого зодчего каких-либо сведений не имеется. Но в 1198 году, когда строится Нередица, артель владычных мастеров работает в Руссе, есть поэтому вполне определенные основания предполагать, что княжеский заказ т.е. строительство Нередицы выполняет Коров Яковлич и возглавляемые им каменщики. В истории Спасо-Нередицкого монастыря нет особенно ярких страниц. У Нередицкого холма проходила в древности дорога на Москву, но придорожное положение не приносило монастырю больших выгод. Во второй половине XVII века монастырь был приписан к Юрьеву монастырю, а после 1764 года его упразднили, обратив Спасскую церковь в приходскую. Ко второй половине XIX века от Нередицкого монастыря остался лишь Спасо-Преображенский храм с каменной пристройкой 1795 года с западной стороны и поздняя шатровая колокольня. Первоначальный облик храма был искажен прежде всего надкладкой верхних частей стен, устройством четырехскатной кровли и луковичной формы главы вместо шлемовидной, растеской окон, настилкой нового плитяного пола на песчаной подсыпке и древнем строительном щебне. И все же сохранность Нередицкого храма сравнительно с другими каменными постройками Новгорода конца XII - начала XIII вв. надо признать благополучной. Посетившие Новгород в 1878 году великие князья даже предприняли археологические раскопки, расчистив каменный саркофаг у северной стены церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01172

На средства, присланные новым великим жупаном Сербии Стефаном, монастырь был быстро восстановлен, и в 1198 году в него переселились Савва, Симеон и первые иноки из сербов. Но необходимо было еще получить одобрение Византийского императора, на земле которого находился Афон, надо было юридически закрепить право сербов на Хиландар. Поэтому, испросив себе благословение отца и наставленный его горячими молитвами, Савва отправился в Константинополь. В прекрасной столице Византии Савва нашел приют в одном из наиболее строгих монастырей Константинополя - в Эвергетидском. Рвение, ученость и большая строгость, которыми была проникнута жизнь иноков в этом монастыре, произвела на Савву очень большое впечатление. На аудиенции у императора Алексия III Ангела, который был родственником Саввы (дочь императора была замужем за его братом - жупаном Сербским Стефаном) Византийский государь не только одобрил все начинания монахов Саввы и Симеона, но даже присвоил Хиландару достоинства императорской Лавры, подчинив ему еще свои императорский монастырь Зиг. Теперь Хиландар совершенно не зависел от Прота Святой Горы - ни в управлении, ни в избрании игумена. Император Алексей своим Хризовулом (императорским Указом) в 1198 году возвел Хиландар в статус самоуправляющегося монастыря " да буде Србима на поклон вечни " . Наделив Савву многими дарами и вручив ему игуменский посох, император отпустил инока обратно на Святую Гору. Будучи спокойными за судьбу своего монастыря, Симеон и Савва стали трудиться для его дальнейшего процветания и настолько в этом преуспели, что уже в те годы, народные певцы в своих песнях стали воспевать " белый Хиландар посреди Святой Горы " , как невиданное чудо. Души старца Симеона и его сына Саввы были полны радостной благодарности Господу за то, что их великое дело по утверждению на Афане сербского монашества оказалось так успешно. Богу было угодно еще больше привязать " белый Хиландар " к сербской земле и сербскому сердцу, освятив эту обитель могилой первого сербского господаря Стефана Немани, ставшего смиренным иноком Симеоном.

http://isihazm.ru/?id=1532

Осии пр. книга VI, 6 (I: 563,267. 854,531). VIII, 8 (II: 748). στις и ς II: 70,157. Откровение по равв. дано Богом на языках еврейском, римском, арабском и сирийском II: 855,159. Отступничество от иуд. веры (ренегатство) по равв. I. 150,11. Ошайя рав. 64 I: 716. 805,385. Павел Апостол 65 Биографич. данные: Павел якобы из Гискалы (II: 873 сл. 896,466. 1150,1326), он ариец и мать его римлянка (II: 827,4а), родственники (ουγγενς) его (II: 902–3), два имени: Савл и Павел (II: 885–891. 899. 967,945. 1198. 1283), родной язык не греч., а евр. (II: 881 сл. 906), семейное благосостояние и общественное положение (II: 897–904. 1157,1405. 1158), римское гражданство (II: 885 сл. 890 сл. 897–8. 967,945. 1197. 1198 сл.), переселение в Иерусалим (I. 178 сл. II: 910– 911), член ли синедриона (I: 168,38. II: 864. 1202,1797а), пребывание в Аравии (I. XXI,115 XLII, 84–85,146. 137–141. 881 II: 913), жизнь «кроме закона» (I. 320–1. 358); неженатый (II: 920,665). Павел из эллинского рассеяния–диаспоры (II: 15. 997,116), язычник (II: 1254–5), грек, не знавший Христа (II: 815); не слушал Гамалиила (I: 148 сл. II: 997,116). Физическая природа Павла и предполагаемая ее болезненность 66 , по связи с чем о плевании, в древности (I: 759 II: 674,862), «пакостник плоти» (I. 757 сл.), «немощь плоти» (I: 759 сл.); нервность, малярия (мальтийская лихорадка), проказа, что-то возбуждающее отвращение (I: LVI,427); нервные страдания (I. 758. 759) и мистически-экстатическая экзальтированность (I. XXVIII–XXX.II: 1248): Павел–нервный эпилептик (I: XVIII– XIX. 7. 602,398. 757,268. 759. II: 600,574. 674,862. 1248. 1259), пневматик-энтузиаст (II: 704,917. 919. 920,665. 1083. 1115. 1130. 1161. 1168), визионер (I: 7. II: 307,826. 1248); офталмия (I: 761. II: 764,862); малярия (I: 760,274. II: 674,862. 1247). В общем Павел здоровый, крепкий человек (I: LVII,427), хотя наружности невнушительной (I: 758). Нравственный характер (II: 1255) честный, чистый (I: 4. 19), редкий (I: 57). Обращение (I: V. ΧVΙ. XIX. XX–XXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Есть основания относить ко времени правления Н. образование нового Рязанского еп-ства. Еще в 1187 г. во владимирском летописании Рязанская земля упоминается как часть Черниговской епархии, а под 1207 г. впервые указан Рязанский еп. Арсений (Там же. Т. 1. Стб. 404, 432; в «Истории...» В. Н. Татищева известие о поставлении епископом игум. Арсения читается под 1198 г., достоверность этого известия подтвердить затруднительно). Образование новой епископии следует, вероятно, связывать с настойчивыми попытками Всеволода Большое Гнездо подчинить своей власти Рязанскую землю и с его заинтересованностью в разрыве чернигово-рязанских связей. По свидетельству визант. историка Никиты Хониата , Киевский митрополит призывал князей предпринять поход против половцев, угрожавших Византии. В связи с этим следует отметить поход Всеволода Большое Гнездо на половецкие кочевья «възле Дон» в 1199 г. (Там же. Стб. 414). Владимиро-суздальские князья ни раньше, ни позднее таких походов в юж. степи не предпринимали. Обращает на себя внимание близость даты похода и предполагаемого времени образования Рязанской епархии. Вероятно, поход на половцев был одним из условий согласия митрополита на создание новой епископии. Н. возглавил освящение 2 церквей, воздвигнутых киевским кн. Рюриком Ростиславичем: 6 дек. 1197 г.- кафедрального собора Белгородской епископии во имя св. Апостолов, 1 янв. 1198 г.- киевской ц. во имя небесного покровителя кн. Рюрика св. Василия Великого на Новом княжеском дворе. Митрополиту сослужил его викарий, Белгородский еп. Адриан (бывший, видимо, одновременно Юрьевским владыкой). Это последние известия с прямым упоминанием о Н. (Там же. Т. 2. Стб. 706-707). В 1199 г. новгородцы избрали нового архиеп. Митрофана , но ему пришлось 2 года ждать вызова на посвящение в Киев (хиротонисан 3 июля 1201). Не исключено, что Н. к тому времени скончался, а новый митрополит из К-поля еще не приехал. Известна массивная (33-36 мм в диаметре) митрополичья печать Н. без изображений, с греческой надписью на обеих сторонах: «Воззри на меня, Твоим промыслом архипастыря всея России Никифора» (согласно переводу В. Л. Янина; по А. В. Назаренко - «пастыря всея Руси» - Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне: Ист.-филол. исслед. М., 2009. (ДГВЕ, 2007). С. 108. Примеч. 21, 256; в ориг.: «ποιμενρχην Ρωσας πσης») (Актовые печати. Т. 1. С. 48-49, 176, 286. 52).

http://pravenc.ru/text/2565508.html

XII - нач. XIII в., к-рые имели наибольшее значение для развития Д. п. В историографии эти своды получили название «Quinque compilationes antiquae» (Пять древних компиляций). Свод Бернардо Бальби был первым из них, поэтому часто называется также «Compilatio Prima» или «Compilatio I» (Первая компиляция). В нем были собраны декреталии, не включенные Грацианом в Декрет, и новые папские послания. Предложенного Бальби деления материала на 5 книг и на более мелкие титулы придерживались все последующие составители декретальных сводов. В соответствии с содержанием 1-я кн. «Compilatio I» получила условное название «Judex» (Судья - в ней были подобраны декреталии, касавшиеся положения и должностных обязанностей ординарных и делегированных судей), 2-я - «Judicium» (Суд - процессуальное право), 3-я - «Clericus» (Клирик - распоряжение церковными бенефициями, орденское право, право таинств), 4-я - «Connubium» (Брак - брачное право), 5-я - «Crimen» (Преступление - уголовное и уголовно-процессуальное право). Вскоре после создания свода Бернард Павийский составил к нему глоссу, которая получила широкое распространение. В кон. XII - нач. XIII в. были созданы глоссы к «Compilatio I» Ричарда Английского, Петра Испанского, Алана Английского. Свод «Compilatio III» был составлен в 1209-1210 гг. канонистом и нотарием Папской курии Петром Беневентским (Колливаччо). В свод вошли декреталии, изданные папой Иннокентием III за первые 12 лет понтификата (1198-1209). Следующий значительный и признанный в ун-тах свод был составлен в 1210-1212 гг. болонским канонистом Иоанном Уэльским. Поскольку большая его часть помимо посланий Иннокентия III включала хронологически более ранние декреталии Климента III (1187-1191), Целестина III (1191-1198), этот свод получил название «Compilatio II», хотя он был создан после «Compilatio III». «Compilatio IV» называется свод, составленный ок. 1216 г. в Болонье. Он содержит постановления IV Латеранского Собора (1215) (они бытовали и как отдельный свод) и декреталии Иннокентия III за 1209-1215 гг.

http://pravenc.ru/text/171628.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года Ярослав Владимиркович, сын первого Галицкого князя Владимирка Володаревича, был достоин своего знаменитого отца, которого мои читатели, конечно, помнят, потому что он был племянником ослепленного Василька и основателем Галича в княжение Всеволода II. Ярослав Владимиркович увеличил еще больше это новое княжество и сделал его страшным для своих соседей, Венгерцев и Поляков. Но зато его единственный сын Владимир вовсе не походил ни на своего отца, ни на деда. Причиной этого было баловство матери, которая сначала позволяла ему всевозможные шалости, а потом уже не могла унять избалованного сына! Нельзя описать всех беспорядков, которые были при Владимире, когда после смерти отца он стал Галицким государем. Вместо того, чтобы заниматься делами, он предавался невоздержанию, веселился, как безумный. После этого вы можете представить себе, что при таком государе бояре могли делать все, что хотели. Бедный народ терпел ужасные притеснения, начал роптать и, наконец, взбунтовался. Но надо сказать к чести нашего простого народа, что сам он никогда не забывает почтения к своему государю, а всегда какие-нибудь дурные люди могут его этому научить. Так случилось и в Галиче. Самым близким соседом Галичан был Роман Мстиславич Волынский, князь гордый, хитрый, властолюбивый. Беспрестанно слыша о беспорядках Владимира, он знал, что будет нетрудно взбунтовать недовольный народ и заставить его изгнать слабого государя. Он надеялся также, что Галичане, сделав это, непременно изберут его своим князем. Надежда его исполнилась. Владимир вынужден был бежать в Венгрию, а Роман Мстиславич тотчас был призван Галичанами на его престол. Но это было ненадолго. Венгерский король Бела так же, как и Роман, хотел завладеть Галичем и послал туда с войском своего сына Андрея, который, выгнав Волынского князя, сделался сам Галицким королем. Несчастный же Владимир был посажен в темницу в Венгрии.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Иннокентий считал себя не только наместником Христа, но и главой христианского мира. Он вмешивался в каждое важное событие своей эпохи, брал на себя роль всемогущего арбитра по сохранению или восстановлению Богом данного строя. Иннокентий III утверждал: во главе каждой отдельной страны стоят короли, но над каждой из них восседает на троне Святой Петр и его наместник - папа, который будучи сюзереном, жалует императорство. Свои устремления такого характера папа легче всего смог реализовать в Германии, где бушевала гражданская война. В 1198 году князья избрали даже двух королей: Филиппа II (Швабского) и Оттона IV (Гогенштауфена). Папа поддержал Оттона, ибо от него получил самые широкие обещания уважать папские привилегии. После убийства Филиппа на арене остался только Оттон, которого папа в 1209 году короновал императором. Но после того как Оттон IV нарушил соглашение, заключенное с папой, Иннокентий в 1210 году отлучил его от церкви. Под влиянием звонких золотых папы князья также низложили Оттона, и его место занял в 1212 году шестнадцатилетний сын Генриха VI, находившийся под опекой папы Фридрих II. Иннокентий III вмешивался во внутренние дела и других стран. Увенчались успехом его попытки установить ленные связи с Англией. Английский король Иоанн Безземельный, ввязавшийся в бесперспективную войну с французами, для спасения своего трона ждал помощи от папы в борьбе с французами и собственными дворянами. Иннокентий взял на себя эту роль, взамен чего английский король в 1213 году объявил свою страну папским леном и взял на себя обязательство выплачивать налог по 1000 марок в год. Над распространением ленной власти пап Иннокентий с большим или меньшим успехом трудился повсеместно по всей Европе, но главным образом в Арагоне, Португалии, Дании, Польше, Чехословакии и Венгрии. Иннокентий III не раз вмешивался в борьбу за трон венгерских королей из дома Арпадов. Когда будущий король Андраш II был еще герцогом, папа под угрозой отлучения от церкви обязал его возглавить крестовый поход в Святую землю. Когда король Имре завоевал Сербию, папа поддерживал венгерскую экспансию на Балканах, потому что ожидал от Имре ликвидации тамошних ересей (богомилов и патаренов).

http://sedmitza.ru/lib/text/441614/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010