Итак, константинопольский чин Воздвижения, как он изложен в Дрезденском списке устава Великой церкви, имел не пять, а пятнадцать воздвизаний, сопровождавшихся пением «Господи, помилуй» в количестве 1200 раз. После первой и второй пятерицы воздвизаний крест полагался для целования. Сложный со стороны своего церемониала и насыщенный пением чин Воздвижения, как он излагается в Дрезденском списке, мог быть исполняем в таком храме, как собор Святой Софии, где был многочисленный штат священнослужителей и искусных певцов, или в храме Святой Софии солунской, славившемся своим прекрасным пением. В одном из греческих типиконов XIV века по поводу количества раз пения «Господи, помилуй» в чине Воздвижения сказано: «Должно знать, что „Господи, помилуй» в городе (Солунь) в церквах и монастырях поется на пятом воздвизании 50 раз, а во Святой Софии солунской – 1271 раз»[ 16 ]. Почему во Святой Софии солунской пели «Господи, помилуй» именно 1271 раз, объяснить невозможно, но из данного замечания Типикона ясно лишь то, что в этом храме были налицо особо благоприятные условия для выполнения уставного указания, т. е. имелись искусные певцы, способные точно исполнять столь продолжительное пение. В других храмах, где, наоборот, не было даже тех возможностей для воздвижения креста, какие предполагаются в чине Синайского канонаря X века, т. е. с пением четырех сотниц «Господи, помилуй», крест воздвигался упрощенным чином. В одном сербском уставе XIV века говорится: «Изыдет поп, нося честное древо, и станет посред церкве поклониться к востоку, знаменая люди крестом. Такожде на десно и на лево, на запад поюще „Спаси, Господи, люди своя», и положат крест на целование. Певцы же поют „Кресту Твоему " " [ 17 ]. Вот и весь чин. В нем только четыре осенения крестом: на восток, юг, север и запад – и нет ни диаконских прошений, ни пения «Господи, помилуй». Осеняющий крестом иерей сам в это время поет «Спаси, Господи». Певцы же поют «Кресту Твоему» после того, как крест будет положен для целования. В одном из грузинских уставов XI века излагаются два чина Воздвижения. Первый в общих чертах сходен с чином Синайского канонаря X века. В нем нет диаконских прошений, но есть пять воздвизаний и соответственно им пять сотниц «Господи, помилуй». Другой чин имеет в начале несколько тропарей и три паримии, после чего следуют пять воздвизаний с пением пяти сотниц «Господи, помилуй», также без диаконских прошений. Предложив, таким образом, два чина, очевидно, из соображений реальных возможностей их отправления на местах, Устав обращается со знаменательными словами: «Святые Божии! На Святой Горе и в прочих славных монастырях воздвижение креста совершается по вышеописанным чинам; вы же воздвигайте его как хотите»[ 18 ].

http://bogoslov.ru/article/6175574

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА († 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). 18 мая 1231 г. вместе с мужем, горожанами, черным и белым духовенством М. М. встречала перед въездом в Ростов вернувшегося из Киева Ростовского еп. Кирилла II , поставленного на Ростовскую кафедру Киевским митр. свт. Кириллом I (II) . Княгиня неоднократно посещала богослужения в ростовском Успенском соборе и внимательно слушала поучения местного архиерея. 14 авг. 1231 г. она приняла участие в торжествах по случаю великого освящения Успенского собора. По-видимому, в кон. янв.-марте 1238 г. вслед за Ростовским еп. Кириллом II вместе с детьми М. М. укрывалась на Белоозере от монг. изгонных ратей царевича Батыя ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 203). В кон. марта-апр. 1238 г., после возвращения в Ростов, М. М. и еп. Кирилл II приняли экстренные меры по поиску тела св. блгв. кн. мч. Василька Константиновича, казненного захватчиками в Шеренском лесу. М. М. и еп. Кирилл II отправили своих людей к поповичу Андриану, жена которого обнаружила останки князя. Тело кн. Василька Константиновича было перенесено в Ростов и в присутствии его семьи торжественно захоронено в ц. Успения Пресв. Богородицы рядом с останками св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466; Приселков. 1950. С. 318).

http://pravenc.ru/text/2562150.html

45 . ЛАВРЕНТИЙ Горка, Епископ, переведён из Устюжской Епархии в 1731 году. В 1733 году, Сентября 26, переведён в Вятку. 46 . АЛЕКСИЙ Титов, Архиепископ, в 1733 году, Сентября 26, переведён из Вятской Епархии, а в 1750 году, Сентября 17, скончался 83 лет. 47 . ДИМИТРИЙ Сеченов, бывший прежде Епископ Нижегородский, а потом жившей на покое в Раифской пустыне, в 1752 году определён Епископом в Рязань. В 1757 году, Октября 22, переведён в Новгород Архиепископом, где был, наконец, и Митрополитом. 48 . ПАЛЛАДИЙ в 1758 году, Июня 18, хиротонисан из Архимандритов Нижегородского Печерского монастыря. В 1778 году, Марта 28, уволен от Епархии на покой в вышеупомянутый Нижегородский монастырь, и там, в 1789 году, Декабря 2, скончался. 49 . СИМОН Лагов, Епископ, в 1778 году, Марта 31, переведён из Костромской Епархии. В 1792 году, Ноября 6, пожалован Архиепископом. В 1804 году, Января 17, скончался. 50 . АМВРОСИЙ Яковлев-Орлин в 1804 году, Января 29, переведён из Вятской Епархии. В том же году, Ноября 11, пожалован Архиепископом и находится доныне. Глава VII. Епархия Тверская и Кашинская Епархия сия учреждена в 1271 году при Великом Князе Ярославе Ярославиче Владимирском и Тверском, а по другим – в 1284 году при Великом Князе Михаиле Ярославиче. А) Епископы Тверские 1 . CUMEOH I, бывший Князь Полоцкий, хиротонисан в 1271 году, а по другим – в 1284 году. Скончался в 1288 году. 2 . АНДРЕЙ Ерденев, бывший Князь Литовский, Полоцкий, хиротонисан в 1289 году из Игуменов Общего монастыря. Оставил Епископию в 1315 году. Скончался в 1323 году. 3 . BAPCOHOФUЙ I хиротонисан в 1315 году. Скончался в 1327 году. Алексий, Феогност сомнительные. 4 . ФEOДOP I хиротонисан в 1329 году, а по другим – в 1328 году. Скончался в 1342 году. 5 . ФEOДOP II упоминается в 1342 году. Оставив Епископию, отошёл в Отрочь монастырь в 1360 году. Скончался в 1366 году. 6 . ВАСИЛИЙ хиротонисан в 1360 году из Игуменов Спасского Тверского Загородского монастыря. Скончался в 1373 году. 7 . EBФUMUЙ I Вислин хиротонисан в 1374 году, Марта 9, от Николы с ручья с Заволожья. Отлучён в 1391 году Князем и отошёл в Чудов монастырь. В 1392 году, в Москве в оном Чудове монастыре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Письмо Адриана Сервиану= История Августов XXIX, 8, 1–10. Лат. текст: TLL 2331/29=Scriptores historiae Augustae/Ed. E.Hohl. Vol. 2. Lipsiae: Teubner, 1971, 227–228. Рус. пер.: 1) C.H. Кондратьева под ред. А.И. Доватура. Третье изд.: Властелины Рима… СПб., 2001, 313–314 [полностью]; 2) Деревенский 1998, 166–167 [§ 1–7, самые важные для истории христианства; перевод с ошибками, см. ВДИ 2002, 1, 166]. Плин. Млад.=TLL 1318/1. Письма Плиния Младшего/Пер. М.Е. Сергеенко и А.И. Доватура. М., 1984. Письмо X, 96 и 97 (ответ Траяна) см. также: Ранович 1990, 194–196. Плин. Старш. Ест. Ист. =Плиний Старший. Естественная история. TLL 978/1. Рус. пер. отрывков: Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве/Пер. с лат., пред. и примеч. Г.А. Тароняна. М., 1994. Плут. Об Исид. и Озир.=TLG 7/89. Рус. пер. Н.И. Трухиной: ВДИ 1977, 3–4 и отд. переизд.: Киев, 1996, 5–70. Полик.= св. Поликарп Смирнский (см. библиографию выше, с. 590). Филип.= Послание к Филиппийцам. Пост. Апост.=CPG 1730. TLG 2894 [по изд. SC 320, 329, 336]. Постановления Апостольские. Пер. [о.] И[ннокентия] Н[овгородова]. Казань, 1864 (для первых VI книг ср. Дидаск.) (СПб., 2002 п ). Для кн. VII греч. текст и парал. пер. по изд. 1864 г. у Карашева 1896, Прил., LIX-LXXXI. Прав. Апост.=CPG 1740. Правила святых Апостолов. Коммент. пер.: Никодим 1911, I, 45–172. Прор. Сивилл=CANT 319 (cf. 320, 321). TLG 1551/1–2. Рус. пер. М.Витковской и В.Витковского: Книги Сивилл. М., 1996. Пс.-Афан. О девст.=CPG 2248. TLG 2035/29. Рус. пер. В.Кудрявцева, ред. и примеч. А.И. Сидорова : Св. Афанасий Великий . О девстве, или о подвижничестве. – Альфа и Омега 2 (24), 2000, 111–135. Пс.-Игн. Ант.= расширенная версия посланий св. Игнатия Антиохийского (библ. см. выше, с. 590). Пс.-Иуст. Речь. к элл.=CPG 1082. TLG 646/1. Рус. пер. прот. П.Преображенского : Сочинения св. Иустина… СПб., 18952 (М., 1995 р ). Отдел И. Речь к Эллинам, 389–396. Пс.-Клим. Contest.=CPG 1015 (2). CANT 209 (2). TLG 1271/4. Epist. ad lac.=CPG 1015 (3). CANT 209 (3). TLG 1271/5.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Тело его было погребено в Твери, в церкви святых Космы и Дамиана, ныне это Спасо-Преображенский собор. Обратимся теперь к супруге князя – Ксении. Княгиня Ксения Юрьевна Владимирская, Тверская, или, как ее именовали летописцы, княгиня Оксинья, пользовалась большим авторитетом среди современников, что давало ей право после смерти в 1271 г. мужа решать проблемы Тверского княжества, а после избрания в 1305 г. ее сына, князя Михаила, великим князем Владимирским входить в дела государственные. Ксения Юрьевна родилась в 1254 г., в совсем юном возрасте стала второй женой великого тверского князя Ярослава Ярославича. Согласно летописи, Ксения была дочерью знатного боярина-новгородца, посадника Юрия Михайловича. Современный автор Тверского патерика архиепископ Димитрий (Симбиакин) (Тверской патерик. Тверь, 1991 г.) говорит, что высокое достоинство княгини и после смерти мужа обеспечивались «необыкновенной красотой, твердым характером, искренним благочестием и отличными административными способностями», Другими словами, но о том же самом писали и летописцы, величая тверскую княгиню «премудрой, блаженной и преподобной». Судьба княгини Ксении была нелегкой: она долго не могла родить сына, наследника. До Михаила Ярославовича у нее родилось две дочери. Можно сказать, что Михаил был «вымоленным» у Бога чадом и родился уже после смерти своего отца, князя Ярослава – зимой 1271–1272 гг. (Напомним, что Ярослав Ярославович за несколько месяцев до этого скончался на обратном пути из Орды). Княгиня не случайно дала сыну имя Михаил (в переводе с греческого «равный богам»), хотя у князя Ярослава уже был сын Михаил-старший от первого брака. Это имя очень любил и почитал Ярослав. Покровителем тверского князя стал верховный Вождь Небесного воинства, по преданию, защитник Великого Новгорода – Архистратиг Михаил. Малолетний княжич остался на руках своей матери, которой тогда было не больше двадцати пяти лет. На плечи молодой княгини легла ответственность не только за отрока Михаила, но и за столь же молодое и не вполне обустроенное Тверское княжество. Но Ксения Юрьевна с помощью первого тверского епископа Симеона прекрасно справилась с обеими задачами: она воспитала достойнейшего сына и к моменту его совершеннолетия вручила ему власть над одним из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси. Не случайно на одной из древних икон князь Михаил Ярославович и княгиня Ксения Юрьевна изображены держащими в руках тверской кремль – в определенном смысле Тверь действительно была передана из заботливых материнских рук в почтительные руки сыновние.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Немало перемен произошло в этот период и в состоянии наших епархий. Вследствие нашествия монголов, которые на пути своем истребляли все — и города, и села, и жителей, закрылись четыре древние епархии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская; первая — только на время, а последние — навсегда . Другие епархии, подвергшиеся таким же опустошениям, может быть, и не были закрываемы даже на время, но более или менее долго оставались без архипастырей, хотя по имени существовали: о епископе Владимиро-Волынском упоминается только с 1260 г., о Перемышльском — с 1271 г., о Рязанском — с 1284 г., о Галицком — с 1331 г., о Туровском — с 1345 г. Епархия Владимирская на Клязьме не имела своего епископа до 1250 г., потом в продолжение четырнадцати лет управляема была митрополитом, с 1274 г. имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение Русских митрополитов . Между тем одна за другою возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта епархия Холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта епархия в Сарае — самой столице татарских ханов; около 1271 г.— в Твери; около 1347 г.— в Суздале; около 1360 г.— в Брянске, куда собственно перенесена кафедра епархии Черниговской; в 1383 г.— в Перми. С 1288 г. упоминается епархия Луцкая, с 1353 г.— Коломенская, с 1389 г.— Звенигородская, которая, впрочем, открыта была только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властию Новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить им епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV в. число епархий в Русской Церкви возросло до восьмнадцати, если не считать Звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичьей, находилось в Руси Северо-Восточной: Владимиро-Московская, заключавшая в себе Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. А девять — в Руси Юго-Западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичьей: Черниговская, или Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая .

http://sedmitza.ru/lib/text/435873/

Виталий Иосифов 1885–1890. Иероним Экземплярский 1890–1894. Александр Богданов 1894–1898. Георгий Орлов 1898–1902. Димитрий Ковальницкий 1902–1903. Иннокентий Беляев 1903–1909. Кирилл Смирнов 1909. Козловское викариатство, учр. в 1868 г. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869. (С 25 окт. 1869 г. было вакантно). Нафанаил Троицкий 1904–1908. Григорий Яцковский 1908. Тверская, учр. в 1271 г. Кафедра в Твери Епископы Тверские: Симеон еп. Полоцкий 1271–1289. Андрей кн. Ерденев 1289–1315. Варсонофий 1315–1328. Феодор I 1330–1341. Феодор II 1342–1360. Василий 1361–1372. Евфимий Вислен 1374–1390. Св. Арсений 1390–1409. Антоний 1411–1434. Илия 1434–1457. Моисей 1458 – 1461. Геннадий Кожа 1461–1477. Вассиан кн. Сгригин-Оболенский 1477–1508. Нил (грек) 1508–1521. Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567. Св. Варсонофий 1567–1570. Савва 1570–1573. Феодорит 1573–1578. Архиепископы: Захарий 1578–1602. Еп. до 1589. Феоктист 1603–1609. Арсений (грек) 1613–1615. Пафнутий 1620–1627. Евфимий 1628–1642. Иона 1642–1654 . Лаврентий 1654–1657. Иоасаф (Иосиф) 1657–1676. Симеон (Симон) 1676–1681. Варсонофий Чертков-Еропкин 1681. Митр. Сергий 1682–1702. Каллист Поборский 1703–1712. Епископы и Архиепископы: Алексий Титов 1713–1714. Варлаам Косовский 1714–1720. Сильвестр Холмский 1720–1723. Митр. Феофилакт Лопатинский 1723–1738 Архп. с 1725. Митрофан Слотвинский 1738–1752 Архп. с 1744. Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758. Афанасий Вольховский 1758–1763. Иннокентий Нечаев 1763. Гавриил Петров 1763–1770. Платон Левшин 1770–1775. Архп. Арсений Верещагин 1775–1783. Иоасаф Заболотский 1783–1788 Архп. с 1785. Тихон Малинин 1788–1792. Архиепископы и Епископы: Ириней Клементьевский 1792–1798. Еп. до 1796. Павел Пономарев 1798–1799. Еп. до 1799. Павел Зернов 1800–1803. Еп. до 1801. Мефодий Смирнов 1803–1814. Еп. до 1804. Серафим Глаголевский 1814–1819. Филарет Дроздов 1819–1820. Симеон Крылов-Платонов 1820–1821. Иона Павинский 1821–1826. Амвросий Протасов 1826–1831. Григорий Постников 1831 – 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

GREGORIUS NAZIANZENUS. Oratio de pace 1 ad monachos, 35, 721–52. De pace 2 et 3, 1131–52, 1151–68. De moderatione in disputando, 36, 173–212. Carmina moralia, , 1–40, 37, 521–968. De seipso, 1–99, 969–1452. Ad alios, 1–8,1451–1600. (Pro monachis, 1451–78.) GREGORIUS NYSSENUS. De vita Mosis, 44, 297–430. De professione Christiana, 46, 237–50. De perfecta christiani forma, 251–86. De instituto christiano, 287–306. De castigatione, 307–16. Ex epistola ad Philippum monachum, 1111–12. JOANNES CHRYSOSTOMUS. Ad Theodorum lapsum, 47, 277–316. Adversus oppugnatores vitæ monasticæ, 319–86. Comparatio regis et monachi, 387–92. De compunctione, lib. 1–2, 393–410, 411–22. Ad Stagyrium a dæmone vexatum, 1–3, 423–94. De Anathemate [Flavianos Antiochenus?], 48, 945–52. Non esse ad gratiam concionandum, 50, 653–62. De non evulgandis fratrum peccatis, 51, 353–64. Non esse desperandum, 51, 363–72. Quod nemo lædatur nisi a seipso liber, 52, 459–80. Ad eos qui scandalizati sunt, 479–528. De consolatione mortis, 56, 293–99, 299–306. Quod frequenter conveniendum sit, 63, 461–8. Eclogæ 1–48, 567–902. PSEUDO-CHRYSOSTOMUS. Ascetam facetiis uti non debere, 48, 1055–60. Responsio Theodori, 1063–6. Christi discipulum benignum esse debere, 1069–72. De fugienda hypocrisi, 1073–6. De patientia 1–2, 60, 723–36. De salute animæ, 735–8. Epistola ad monachos, 751–6. De non judicando proximo, 763–6. Admonitiones spirituales, 741–4. De mansuetudine, 63, 549–56. De patientia et consummatione sæculi, 937–42. De non contemnenda Dei clementia, 64, 17–8. De virtute animi, 473–80. SEVERIANUS. De pace, 52, 425–28. EVAGRIUS PONTICUS. Capita practica, 40, 1219–51. Rerum monachalium rationes, 1251–64. Capitula 1–33, 1263–8. Spirituales sententiæ, 1267–70. De octo vitiosis cogitationibus, 1271–8. Sententiæ ad fratres, 1277–82. Ad virgines, 1283–86. Fg. ex gnostico, 1285–86 et in scholiis S. Maximi, 4, 173ab. In NINI. Vide PL., 23, 1271. ARSENIUS MAGNUS. Doctrina et exhortatio, 66, 1617–22. Ad nomicum tentatorem, 1621–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНАСТИР Мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир в окрестностях г. Прилепа (Республика Македония), на правом берегу р. Црна. Об истории мон-ря до 1271 г. сведений не сохранилось; в XVI в., в период тур. господства, он не был разрушен и продолжал существовать. Монастырский храм во имя свт. Николая Чудотворца был возведен в 1095 г. при имп. Алексее Комнине; в 1266 г. перестроен и расписан (1271) по заказу игум. Акакия (в миру - Иоанникий) при визант. имп. Михаиле VIII Палеологе . Работами мастеров руководил диак. Иоанн, референдарий Охридской архиепископии. Эти сведения известны благодаря сохранившейся в росписи пространной посвятительной надписи (на греч. языке), к-рая помещена на стенах центрального нефа над ростовыми изображениями святых в нижнем ярусе (надпись прочел и расшифровал проф. Ф. Баришич; см.: 1964). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир Церковь свт. Николая Чудотворца представляет собой 3-нефную базилику, сложенную из туфа и камней; главный неф перекрыт цилиндрическим сводом и отделен от боковых аркадой. В качестве опор для нешироких, но высоких пролетных арок использованы столбы. Потолки в боковых нефах деревянные, плоские (результат реставрации кон. XIX - нач. XX в.). Центральный неф заканчивается на востоке апсидой, циркульной внутри и граненой снаружи, с двойным окном в нижней части, боковые апсиды - полукруглые; все 3 снаружи украшены декоративными слепыми нишами. Росписи в ц. свт. Николая Чудотворца были открыты в 1954 г. и впервые опубликованы Д. Коцо и П. Мильковиком-Пепеком в 1958 г. Их тематика обширна. В центральной апсиде композиции: «Богоматерь с поклоняющимися архангелами» (в конхе), «Причащение апостолов» и «Поклонение Жертве» (в нижней зоне); над апсидой на вост. стене - «Благовещение». На сев. и юж. стенах главного нефа: в 2 нижних ярусах - фигуры святых воинов, мучеников ростовые (в нижнем ряду), поясные (во 2-м ряду) и в медальонах; циклы земной жизни Спасителя и Страстной (в верхнем ярусе).

http://pravenc.ru/text/2561808.html

Митрополит Киевский и всея Руси свт. Кирилл (с 1243 г. нареченный митрополит) 1257–1259 Волнения в Новгороде, Суздале и Рязани против татар Изгнание крестоносцев из Константинополя. Восстановление Византийской империи Учреждение Сарайской епископской кафедры Восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире против татарских сборщиков дани 1264–1271 Великий кн. владимирский Ярослав Ярославич 1264–1301 Великий кн. галицко-волынский Лев Данилович Первый достоверно известный ярлык ханов Золотой Орды Русской Церкви, утверждавший неприкосновенность веры и духовенства ок.1271 г. Учреждение Тверской епархии в пределах Тверского княжества 1273 (или 1274) Митрополит Кирилл созвал Собор в Киеве 3001 (?) для устранения неисправностей в богослужебной практике, введена в употребление новая редакция Кормчей книги 1276–1303 Первый московский князь св. блгв. Даниил Александрович (родился в 1261 г.) до 1280 г. При владимирском Рождественском монастыре, вероятно при участии свт. Кирилла II(III), создано житие св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского Собор в Константинополе, где после смерти византийского имп. Михаила VIII Палеолога были низложены многие епископы за усердие к Лионской унии 1285–1289 В Твери построен каменный храм в честь Преображения Господня 1285–1305 Нашествие татар под предводительством Тудана («Дюденева рать»), разорение многих городов Северо-Восточной Руси Митр. Киевский и всея Руси свт. Максим 1299 (1300) Переезд свт. Максима во Владимир Суздальский ок. 1300 г. Св. блгв. кн. Даниил Александрович основал в Москве монастырь в честь поп. Даниила Столпника (Свято-Данилов) Присоединение к Москве Коломны Свт. Максим присутствовал на Соборе в Константинополе ок.1303 г. Кн. московский св. блгв. Даниил Александрович получил в наследство Переяславское княжество после прекращения местной династии Первое выделение Галицкой епархии в митрополию (упразднена в 1305 г.) 1303–1325 Московский кн. Юрий Данилович Присоединение к Москве Можайска Создание великокняжеского летописного свода (сохранился в составе Лаврентьевской летописи)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010