Актовый материал фессалийских монастырей свидетельствует о существовании в регионе крупной собственности вотчинного типа. К примеру, зять Михаила II Пинкерна Рауль, который титуловался «главой Великой Влахии», т.е. Фессалии, имел здесь земли 420 . Появляются крупные владения вотчины – апанажи, которые давались Эпирскими деспотами в собственность своим родственникам и близким людям. Дочь Михаила II, выйдя замуж за ахейского принца Гийома Виллардуэна, получила в приданое от отца территорию Лехонии близ Димитриады и различные земельные владения в других областях. Сын Михаила II Иоанн Ангел (будущий деспот Эпира в 1271–1296 гг.) также имел крупные вотчины в Фессалии. По-видимому, эти владения – апанажи – возникают в регионе в результате «расползания суверенитета», по выражению В. Т. Горянова, когда на территории бывшей Византийской империи после 1204 г. появляются независимые государства-владения и местных правителей становится невозможно контролировать из центра 421 . Кодекс Макринитиссы упоминает земли, находящиеся в ведении казны, которые раздавались в собственность служилым людям – прониарам 422 . Государственный домен особенно увеличивается после 1261 г., когда Фессалия становится частью восстановленной Византийской империи. Об этом свидетельствует документ из кодекса Новой Петры 1271 г. 423 Акты монастыря Макринитиссы помогут решить вопросы, касающиеся складывания владений Малиасинов и организации их управления. Монастырь был основан Константином Малиасином (Мелиссином) при участии епископа Димитриады, причем вскоре был признан последним независимым от епископской власти и подчинен Константином непосредственно Константинопольскому патриарху, т.е. стал ставропигиальным 424 . Константин, будучи ктитором Макринитиссы, в то же время был крупным земельным собственником. О его многочисленных владениях свидетельствует простагма Михаила II 425 . Отзываясь на просьбу Константина Малиасина, Эпирский деспот жалует ему и его роду право собственности над монастырем св. Иллариона у Альмиры со всеми его владениями (μπελνων, χωρφιων, κηπωροπεριβλω, κι πντος τερο νιντου πργματος). В простагме указывалось, что данный монастырь был родовым имением Малиасина, т. е. наследственной собственностью, что подтверждалось ранними документами. Но эта собственность была у него отнята за время латинского владычества в Альмире. Михаил И, освободив край от рыцарей, возвратил настоящим указом владения Константину Малиасину. Кроме того, монастырю св. Иллариона и его владениям был пожалован налоговый иммунитет, а позже деспот освободил его от уплаты акростиха в сумме 21 и 2/3 номисмы (κροστιχικ τελσμα) 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так обстоит дело с Тверской епархией, лежавшей по соседству с Новгородской к юго-востоку. В половине XIII в. между 1241–1245 годами Тверь выделилась в особый удел Суздальской области и отдана одному из средних сыновей вел. кн. Ярослава Всеволодовича Ярославу Ярославичу. По смерти или еще при жизни второго брата Андрея, Ярослав тверской в 1264 году сделался великим князем, получив в свое ведение владимирский стол 178 . Возвышая свой родной город Тверь, Ярослав пред смертью (1271 г.), а быть может и раньше, в пределах родового княжества учредил особую епархию. Первый её епископ Симеон в 1271 году похоронил первого самостоятельного тверского князя Ярослава Ярославича 179 . Тверские епископы сразу сделались посредниками между враждовавшими тверскими князьями 180 . Конечно, они не оставались безучастными зрителями долгой борьбы Твери с Москвой за великокняжеский престол. Тверь, успешно боровшаяся за первенство, долго отстаивала свою независимость и не сливалась с Москвой, а по временам прямила Литве. В 1375 г. она значительно ослаблена временным признанием независимости своего удельного Кашинского княжества по требованию Москвы; при этом тверской великий князь обязался считать себя младшим братом московского 181 . Прошло сто лет, и великое Тверское княжество в 1485 году потеряло собственного князя, затем присягнуло Ивану III, посадившему там своего сына. Удельные тверские князья – никулинский и дорогобужский перешли служить Москве; родственного им самостоятельного холмского князя московский князь не принял на глаза, по другим известиям, приняв, сослал в Вологду. Все хлопоты тверского владыки в Москве от имени вел. князя Михаила были напрасны и не спасли Тверского княжества 182 . Тверь политически пала, слившись с Москвой; но не пала Тверская епархия. Епископом её остался прежний Вассиан князь Стриго-Оболенский (1477–1508 г.) и в прежних отношениях к Москве, и с прежней областью 183 . За неимением никаких прямых данных о составе и территориальном устройстве древней Тверской епархии с большой вероятностью можно предполагать, что до конца XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

5. Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Ι. Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1. Св. Савва I 1219 -1233, 1236 2. Св. Арсений I 1233 -1263 3. Св. Савва II 1263-1271 4. Даниил I. 1271 -1272 5. Св. Иоанникий I 1272 -1276,1279 6. Св. Евстафий I 1279 -1286 7. Св. Иаков 1286 -1292 8.Св. Евстафий II 1292 -1309 9. Св. Савва III 1309 -1316 10. Св. Никодим I 1317 -1324 11. Св. Даниил II 1324 -1337 12. Св. Иоанникий II 1338 -1346 Патриархи 1. Св. Иоанникий II. (1338) -1346 -1354 2. Св. Савва IV 1354 -1375 3. Св. Ефрем 1375 -1379 4. Св. Спиридон 1379 -1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 -1392, 1399 5. Даниил III 1392 -1398 6. Савва V 1398 -1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 -1419 9. Св. Никон 1420 -1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 -1453 12. Арсений II 1455 -1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557-1571, 1574 14. Антоний 1571 -1575 15. Герасим 1575 -1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 -1591 19. Филипп 1591 -1592 20. Иоанн 1592 -1614 21. Паисий I 1614 -1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648-1655, 1659 23. Максим 1655 -1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 -1690, 1706 25. Каллиник I 1691 -1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 -1712 27. Моисей (Райович) 1712-1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 -1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739-1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 -1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 -1763 37. Василий (Бркич) 1763 -1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 -1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 -1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 -1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 -1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 -1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889-1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 -1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 -1920 II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

606 Во всяком случае даже единственного упоминания Димитрием Хоматианом в XIII в. нотариальной конторы ( τς ταβουλαρικς στατωνος) в г. Янине, принадлежавшей некоему табулярию-диакону, 607 достаточно, чтобы заключить, что и в эту позднюю эпоху деятельность нотариев протекала в стенах такого рода контор, где, следовательно, и могли составляться акты, но часто также и с выездом писца и нотария на место заключения сделки (например, в монастырь, в церковь , в митрополию и т. д.)» «по приглашению» сторон. И тем не менее совокупность изученных нами документальных материалов позволяет высказать некоторые наблюдения, имеющие определенное значение для воссоздания системы византийского нотариата. Прежде всего создается впечатление, что каждый город и каждое местечко (даже деревня) должны были в принципе иметь своих собственных нотариев (или своего собственного нотария), назначавшихся на неопределенный срок (далее мы увидим, что некоторые табулярии подвизались на этом поприще в течение десятилетий). 608 Если же таковые по каким-то причинам отсутствовали, то их замена каким-то должностным лицом могла оговариваться в акте: так, акт жителей Дрианувены 1271 г. и купчая 1271 г. из картулярия Макринитиссы писаны «по приглашению» сторон рукой архиерея Димитриады и Альмироса протосинкелла Михаила «по причине отсутствия табулярия во всей хоре Димитриады». 609 Показательно, что в это же самое время в Альмиросе активно действует на нотариальном поприще анагност и табулярий Константин Рангаве, 610 которым, однако, не сочли возможным воспользоваться жители соседней Димитриады. По-видимому, анагност и табулярий города Альмироса (как и все прочие его собратья по профессии) не имел права исполнять свою работу за пределами очерченной для него территории, и это как раз то, что дает нам возможность локализовать места изготовления того или иного документа, пользуясь топонимами, часто сопровождавшими обозначение нотария. Второе впечатление от знакомства с документальным материалом: тот византийский нотариат, который демонстрируют нам византийские частноправовые акты, – это почти исключительно церковный нотариат, в значительной мере подменивший и вытеснивший (почти повсеместно) гражданский нотариат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой апостол Марк 40–65 Святой Анания 65–87 Абилий 87–98 Кердон 98–107 Прим или Ефрем 107–119 Иуст 119–130 Евмений 130–143 Маркиан или Mapk II 143–153 Келадион 153–167 Агриппин 167–­179 Иулиан 179–189 Димитрий 189–231 Ираклий 231–246 Дионисий 246–265 Максим 265–282 Феона 282–300 Петр 300–311 Ахилл 311–312 Александр 312–326 Афанасий 326–373 Пист, арианин Григорий, арианин 341–349 Григорий, арианин 355–361 Петр II 373–380 Лукий, арианин 373–378 Тимофей I 380–385 Феофил 385–412 Кирилл I 413–444 Диоскор I 444–451 Протерий 451–456 (опущен коптами) Тимофей II Элур 457–460 Тимофей III 460–482 Тимофей Элур (повторно) (475–479) Петр III Монг (479–480) Тимофей III (повторно) 480–482 Иоанн I 482–482 Петр III Монг (повторно) 482–490 Афанасий II 490–497 Иоанн II Хемула 497–507 Иоанн III Никиотис 507–517 Диоскор II 517–520 Тимофей IV 520–536 Феодосий (в Константинополе) 537–567 Гайна 537–539 Павел 539–541 Зоил 541–551 + Аполлинарий (правосл.) 551–568 Петр IV 577–577 Дамиан 577–604 Анастасий 604–616 Андроник 616–622 Вениамин 622–662 Агафон 662–677 Иоанн IV 677–686 Исаак 686–689 Симон 689–703 Александр II 703–726 Косма 726–727 Феодор 727–738 Михаил I 744–766 Мина 767–775 Иоанн V 776–799 Марк 799–819 Иаков 819–837 Симон II 837–837 Иосиф 837–850 Михаил II 850–851 Косма II 851–859 Шенуда I 859–880 Михаил III 880–907 Гавриил 913–923 Косма III 923–934 Макарий 934–954 Феофаний 954–958 Мина II 964–976 Ефрем 976–981 Филофей 981–1005 Захария 1005–1032 Шенуда II 1032–1047 Христодул 1047–1077 Кирилл II 1078–1092 Михаил IV 1092–1102 Макарий 1103–1123 Гавриил ибн Тарик 1131–1146 Михаил V (9 мес.) 1146–1146 Иоанн VI 1146–1164 Mapk III Бен Зора 1164–1189 Иоанн VII Бен Абугалев 1189–1216 Кирилл III Лаклаха 1235–1243 Афанасий III Калила 1251–1262 Гавриил III 1262–1271 Иоанн VIII Абу-Саид-Сокарий 1271–1293 Феодосий Франк 1293–1300 Иоанн IX Куфис 1300–1320 Иоанн X 1321–1326 Вениамин II 1327–1339 Петр V 1339–1348 Mapk IV из Келиуба 1349–1363 Иоанн XI 1365–1370 Гавриил IV 1370–1376 Матфей 1376–1401 Гавриил V 1401–1418

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Михаил Палеолог — Михаил VIII Палеолог (ок. 1224-1282), византийский император с 1261 г., сначала военачальник никейского императора Феодора II Ласкариса (1222-1259), затем занял его трон. В 1261 г. вступил в Константинополь, восстановив Византийскую империю, и заставил бежать последнего императора Латинского Балдуина II. Манфред Сицилийский — Манфред Гогенштауфен (1231-1266), внебрачный сын Фридриха II, узаконенный императором. После смерти своего брата Конрада IV (1254 г.) — регент Сицилии. Во главе мусульманского войска победил папу Иннокентия IV. В 1258 г. возложил на себя корону Сицилии. Покровительствовал поэтам и ученым. Погиб в битве при Беневенте, потерпев поражение от Карла Анжуйского (см. прим. 15), союзника папы и будущего сицилийского короля. Его вдова Елена Ангел, дочь князя Эпира Михаила II Ангела, и их дети были захвачены анжуйцами и всю жизнь провели в тюрьме. В 1268 г. младшему брату Людовика IX Святого графу Карлу Анжуйскому удалось завладеть Неаполем и Сицилией, где ранее правили Гогенштауфены, и основать Анжуйскую династию (1268-1442). Эмир: эмиром Туниса был в это время Абу-абд-аллах ал-Мостансер (1249-1277). Тристан (ум. 1270 г.) — сын Людовика IX Святого и Маргариты Прованской, граф де Валуа. Филипп — старший сын Людовика IX Филипп (1245-1285), будущий король Филипп III Смелый (с 1270 г.). Эдуард Английский — Эдуард (1239-1307), сын Генриха III Плантагенета, будущий король Эдуард I (с 1271 г.). Калаун — Мансур Сайф ад-Дин Калаун, египетский султан из династии Бахри (1280-1290). Прославился победоносными походами против крестоносцев и монголов. Граф Триполи: речь идет о Боэмунде VII (ум. в 1287 г.) из антиохийской династии, бездетном сыне Боэмунда VI и последнем христианском государе в Сирии (граф с 1274 г.). Король Кипрский Генрих — Генрих II Лузиньян (1271-1324), сын Гуго III, последний иерусалимский король (1286-1291), еще располагавший некоторыми землями в Палестине (Акрой, в частности). После 1291 г. титул королей Иерусалимских становится фикцией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

В этой главе (XII) Пасхазий, как можно было видеть из изложения, распространяется о таинстве священства, которое он упустил из виду, когда трактовал о sacramentum вообще, и об их числе. По Пасхазию, таинство священства не повторяемо, так же, как и крещение. Если в церковь возвращается отпавший от неё священник, над ним вновь не совершается это таинство. Если такой пресвитер и не будет допущен к священнослужению, он все-таки не причисляется к мирянам, почему ei manus inter laicos non imponitur (с. 1313 В), т. е., он не несет вместе с мирянами публичного покаяния и не получает разрешения путем возложения рук. 240 C. 1324 C – Caeterum… nohol aliud quam caro Christi et sanguis iure creditor, quae non sapore carnis, sed spiritali dulcedine degustantur, et fidei ratione intelliguntur. 242 Imo durius esset contra consuetudinem humanam, licet carnem salutis, tamen carnem hominis Christi in speciem et colorem ipsus mutatam, et vinum in cruorem conversum accipere (c. 1306 A). 244 Nihil enim rationabilius, ut quia iam similitudinem mortis eius in baptism accepimus, similitudinem quoque carnis eius sumamus et similitudinem pretiosi sanguinis eius potemus (c. 1315 C). 246 Если замечание о horror cruoris имеет в своей основе чувственное представление евхаристического тела Христова, то такой недостаток воззрения на таинство еще более обнаруживается в настоящем аргументе Пасхазия. 247 Ср. с. 1271 С – Visu corporeo et gustu propterea non demutantur, quatenus fides exerceatur ad iustitiam et ob meritum fidei merces in eo iustitiao consequatur, C. 1262–1263 (Versus) – Disponit causam nostris Deus usibus aptam, Ut panis corpus, vinum sanguisque sit eius, Sed queat ut submisit odor, color, ac sapor isdem. Fit fidei merces, cuius est maxima virtus. Также с. 1271 CD. 249 Шесть манускриптов, как удостоверяется в издании Миня (resp. Мартена-Дюранда), содержат только один этот (последний) рассказ. На один этот рассказ в книге Пасхазия нападал Беренгарий (см. Schnitzer, о. с., S. 140, Апт. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

1. Стефан I с 992 года. 2. Стефан II, святой, ученик преп. Феодосия Печерского и после него – игумен Печерский, хиротонисан в 1091 году, умер в 1094 г. 7 апреля. Он постриг в монашество преп. Нестора летописца и рукоположил его в диакона, а также в 1091 году он принимал непосредственное участие в открытии св. мощей преп. Феодосия. 3. Амфилохий, хиротонисан митр. Никифором в 1109 году 1 августа, умер в 1122 году. 4. Симеон, из старцев Печерских, хиротонисан в 1123 году, умер в 1136 году. 5. Феодор (скопец), хиротонисан в 1137 году, умер в 1147 году. 6. Иоасаф, из Святогорского монастыря (существовавшего недалеко от г. Владимира-Волынского), в 1229 году был поставлен в число кандидатов на Новгородскую архиепископию. 7. Василий, из настоятелей Святогорского монастыря. 8. Никифор, по прозванию Станило, из слуг княжеских. 9. Козьма. Последние четыре епископа служили при князьях Данииле и Васильке Романовичах (1211–1271 г.). 10. Марк, – 1271–1287 г. 11. Евстигней, – 1287–1289 г. 12. Афанасий, упоминается в 1331 г. Вероятно, вследствие притеснений, каким в то время подвергались на Волыни православные от польского короля Казимира IV, он переселился в Переяславль Залесский. В 1353 г. погребал в Москве митрополита Феогноста. Во время вторичного путешествия митрополита Алексия в татарскую орду, он, как его наместник или викарий, управлял Московской епархией. В это именно время св. Сергий Радонежский принял от него в Переяславле посвящение во иеромонаха и игумена основанной им (Сергием) Св.-Троицкой обители. Афанасий умер в Костроме в 1363 г. 13. Иона, упоминается в 1388 году. 14. Афанасий, упоминается в 1391 году. 15. Иоанн Гоголь, из священников хиротонисан в 1405 году митрополитом Киприаном в г. Луцке. 16. Герасим, хиротонисан митрополитом Фотием в 1414 году; в этом же году он присутствовал на Новгородском соборе, на котором в угоду Витовту, великому князю Литовскому, был избран особый от Москвы митрополит для Киева. 17. Даниил хиротонисан около 1452 года митрополитом Исидором; им же увлечён был в Флорентийскую унию, от которой, однако же, вскоре отрёкся и своё отречение засвидетельствовал письменной исповедью, почему митрополитом Иною вновь был принят в общение с православной церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

287; Тверская, стр. 469 и др.). Тверской князь Михаил Александрович внесён в число местных святых не канонизованных. У архиепископа Сергия, «Полный Месяцеслов Востока», т. II; у Барсукова, «Источники русской Агиографии», стр. 870–871; у архиепископа Леонида «Св. Русь», стр. 118 и др. (архиепископа Димитрия Месяцеслов русских святых, месяц август, выпуск 2, стр. 153). Общее поминовение всех Тверских князей в кафедральном Тверском соборе совершается 16 или 15 сентября (15 сентября 1325 г. был убит, по повелению хана Узбека, Великий князь Тверской Димитрий, прозванный «Грозные очи», старший сын св. Благоверного Великого князя Михаила Ярославича и его преемник по управлению Тверским княжеством; а 16 сентября 1261 г. скончался первый самостоятельный Тверской князь Ярослав Ярославич, сын Великого князя Всеволода (в крещении Димитрия) 3-го Юрьевича («Большое Гнездо»). Тверское княжество, как самостоятельное, стало известным с 1247 г. Ярослав Ярославич, отец св. Великого князя Михаила Ярославича. Он пред кончиной своей принял монашество с именем Афанасия, в основанном им монастыре в честь св. Афанасия Великого , в Твери, близ кафедрального собора. Оба князя (Ярослав Ярославич и Димитрий Михайлович) погребены в Тверском кафедральном соборе. Тверские князья: Имена Ярослав Ярославич 1247–1271 его брат Святослав Ярославич 1271–1282 св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич 1282–1318 его сын Димитрий Михайлович 1318–1325 второй сын Михаила – Александр Михайлович (был убит в Орде с сыном Феодором) 1325–1339 третий сын св. Михаила Константин Михайлович 1339–1345 внук св. Великого князя Михаила Ярославича – Всеволод Александрович. В 1348 уступил Тверское княжество своему дяде Василию Михайловичу Кашинскому, а сам тогда же возвратился в свой удел Холм (но где это было княжество – не известно, так как в нынешней Тверской губернии до 10 сёл с названием Холма, или Красного Холма. Не нынешний ли заштатный город – Красный Холм в Весьегонском уезде? 1345–1348 Василий Михайлович (Кашинский) младший сын св. Великого князя Михаила Ярославича 1348–1368 Михаил Александрович (Микулинский, вышеупоминаемый), внук св. Великого князя Михаила Ярославича 1368–1399 Иоанн Михайлович, сын Михаила Александровича 1399–1425 Александр Иванович, сын Ивана Михайловича (скончался от морового поветрия в том же 1425 году, 25 октября) Юрий Александрович, сын Александра Ивановича, занимал Тверской княжеский престол только четыре недели с 25 октября 1425 г. по 20 ноября того же года († вероятно, от моровой язвы)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Старший сын короля Филипп, взяв власть в свои руки, решил перевезти останки отца на родину вопреки планам Карла Анжуйского похоронить Л. С. в Сицилийском королевстве. В итоге был достигнут компромисс: внутренности и плоть были захоронены в Монреале (близ Палермо, Сицилия), а кости - в королевском некрополе Сен-Дени. Сердце короля было либо отдано Карлу Анжуйскому и захоронено в Монреале, либо вместе с костями отправлено в Сен-Дени, либо оказалось в Сент-Шапель вместе с почитаемыми Л. С. реликвиями Страстей Христовых ( Ле Гофф. 2001. С. 233). 21 мая 1271 г. останки короля доставили в Париж. Гроб был выставлен в соборе Нотр-Дам. Похороны состоялись на следующий день в Сен-Дени. Канонизация Алтарь Людовика IX Святого с частицей его мощей в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале Алтарь Людовика IX Святого с частицей его мощей в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале Сразу же после кончины Л. С. распространилась молва, что король будет причислен к лику святых. Тем не менее этот процесс растянулся на 27 лет (сменились 10 пап Римских), поскольку, согласно решению IV Латеранского Собора (1215), канонизация должна основываться на подлинном процессе со строгими каноническими правилами: необходимо было доказать 2 проявления святости - добродетель при жизни, чудеса только после смерти. Все документы канонизационного процесса Л. С. исчезли, их можно лишь приблизительно восстановить по фрагментам ( Carolus-Barr é . 1994. P. 23-26). 4 марта 1272 г. папа Римский Григорий X (1271-1276) отдал распоряжение Жоффруа де Больё, исповеднику Л. С., представить сведения об образе жизни и о нравах короля; тайное расследование было поручено папскому легату кард. Симону де Бриону. Святость короля была признана несомненной, но в понтификат Николая III (1277-1280) было начато новое, публичное и более углубленное расследование (1277; его материалы не сохр.). В 1281 г. на Папский престол был избран папа Мартин IV (1281-1285), лично знавший Л. С., и процесс канонизации вступил в решающую фазу, ускоренный прошением от ассамблеи франц.

http://pravenc.ru/text/2561068.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010