до рождения Михаила Ярославича в 1271 г. 126 ...великий князь Михайло бысть сынъ... великие княгини Ксении... – Ярослав Ярославич (вторая половина 20-х – начало 30-х гг. XIII в. – 1271) – отец Михаила Ярославича, великий князь тверской (после 1255 г.), великий князь владимирский (с 1263 г.). Ярослав Всеволодич (1190–1245) – отец Ярослава Ярославича, сын Всеволода Большое Гнездо, великий князь владимирский (с 1238 г.). Ксения (ум. в 1312 г.) – вторая жена Ярослава Ярославича, дочь новгородского боярина Юрия Михайловича. 127 ...преставися великий князь Андрй... – Андрей Александрович – князь городецкий и костромской, великий князь владимирский (с 1294 г.), сын Александра Ярославича Невского, двоюродный брат Михаила Ярославича, умер в 1304 г. 128 ...благослови. его на свой стол... степени великого княжения. – Михаил Ярославич имел преимущественные права на владимирский великокняжеский стол, так как был внуком Ярослава Всеволодича (см. выше), а претендовавший на это же княжение Юрий Данилович Московский (см. далее) лишь его правнуком. 129 И пойде въ Орду къ царю... – Поход Михаила Ярославича относится κ 1304–1305 гг. Ханом в то время был сын Менгу-Тимура Тохта. 130 ...сыновецъ его князь Юрий... – двоюродный племянник Михаила Ярославича Юрий Данилович (ум. в 1325 г.), князь московский, великий князь владимирский (с 1315 г.). 131 ...митрополит Максимъ всея Руси... – Максим – митрополит киевский и всея Руси, грек, прибыл в 1283 г., умер в 1305 г. 133 ...сде ин царь, именем Озбякъ. – Β 1313 г. хан Тохта умер, ханский престол занял его племянник Узбек. 134 ...мерьскую вру срацинскую... – Сарацины – один из народов, живших на территории Аравии. Первоначально сарацинами называли кочующие разбойничьи племена, в средние века христианские писатели называли сарацинами арабов, а впоследствии – мусульман. 136 Егда бо Господь Титу предасть Иерусалимъ... за людская прегрешения. – Пленение Иерусалима войсками римского военачальника (впоследствии императора) Тита (70 г. н. э.) описано в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь уже несколько столетий (с XI-XII вв.) папа избирается переводом епископа с другой кафедры, а последний случай избрания не из епископа - в XIV веке. Если ранее процесс избрания был в виде хиротонии в Римского епископа, то сейчас просто перевод с другой кафедры. А принятие вдруг неограниченной власти объясняют так: папе полноту власти дает не хиротония, а выборы вместе с согласием принять выбор. То есть, когда епископ дает согласие, то и становатся носителем папской власти, а интронизация - лишь обряд. В 1957 г. Пий XII говорил об избрании: «если бы какой-нибудь мирянин был избран папой, власть учить и управлять так же, как и харизма непогрешимости, были бы сообщены ему в самый момент его согласия». В древности в избрании папы участвовали народ, клир и соседние епископы (обычный канонический способ). С V века на выборы стали оказывать влияние светские монархи (так и на Востоке, и на Руси) сначала Византийские императоры, затем германские (особенно в X-XI вв.). Это начинает вызывать противодействие РКЦ. Римский собор 1059 г. главную роль в избрании отводит кардиналам, хотя и не исключает участия императоров. А Латеранский собор 1179 г. (XII Вселенский собор в РКЦ) постановил избирать папу 2/3-ми кардинальских голосов. Это правило соблюдается и по сей день. Однако, светские монархи окончательно были отстранены от избрания папы только в 1904 г. (до этого они влияли на выборы через австрийских кардиналов, имеющих право на вето). Начиная с 1271 г. папы избираются на конклавах, то есть в помещении, которое заперто. (В 1271 г. 2 года не могли избрать папу - народ закрыл избирателей и не выпускал, пока не изберут папу). Сейчас местом конклавов является Сикстинская Капелла, в которой остется лишь окно для передачи питания. Сейчас теоретически папой может быть избран любой мирянин католик. Но, как правило, папа сейчас избирается из кардиналов, имеющих сан епископа. Так, В 1378 году был избран последний папа не из кардиналов (Урбан VI), а последний папа, избранный не из епископов - Григорий XVI (1831 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Fg. de sabbato, 1405–6. Epistola ad Sergium, 1405–08. AA.SS., 1299–1310, Notitia G., 1289–94; FH., 1293–1300. ANASTASIUS IV ANTIOCHENUS. Cf. Anastasius Sinaita, 89. Notitia FH., 1409–10, ANASTASIUS BIBLIOTHECARIUS, s. IX, 108. Historia ecclesiastica ex Nicephoro patr., Georgio Syncello et Theophane contracta, 1187–1428. (Omissa chronographia. brevi Nicephori quæ; est in 100; ex Syncello, 1191–1206; ex Theophane, 1205–1428.) Fabroti monitum, 108, 1187–8. ANASTASIUS CÆSAREÆ, Palæst. arch., s. XI, 127. De jejunio Deiparæ (Cotelerius), 519–32. Notilia Oudin, 517–8. ANASTASIUS MONACHUS, Maximi discipulus, 664, 90. – Ad epistolam Maximi, latine, 133–34. Ad collegium monachorum Calaritanum, lat., 133–6. Notitia FH., 1409–10. ANASTASIUS PRESBYTER et apocrisiarius, 666, 90. Ex editione Maximi (Combefis). Epistola ad Theodosium, latine, 173–78. Patrum Testimonia (S. Hippolytus contra Beronem), 178–88. Syllogismi, 187–94, 10, 839–48. Capperonnier Animadversiones in Anastasii versionem, 847–52. ANASTASIUS S. EUTHYMII abbas, s. VIII, 89. Epistola ad monachos Calaritanos=ANASTASII monachi. Adversus Judæos (M.), 1203–72, 1271–4, 1273–82. Notitia FH., 1407–8. ANASTASIUS SINAITA, s. VII, 89. Hodegus (Gretser). 35–310. Index scriptorum, 1357–64, Quæstiones (Gretser), 329–824. Index quæst., 311–28; scriptorum, 17–20; adde., 1, 517–8 (Cotelerius). Oratio de sacra synaxi (Combefis), 825–5;). In Hexameron, lib. 1–11, latine ex Maxima Bibliotheca Patrum, lib, 12 græce etiam ex editione Allix, (1682), 851–1052, 1051–78. In sextum Psalmum (Canisius), 1077–1144. In illud Secundum imaginem (M.), 1143–50; sermo tertius (Bandini), 1151–80; fg, (M.), 1283–86, græce. Contra monophysitas sententiæ Patrum [contra Arianos] (M.), 1179–92. Sermo in defunctos (Matthæi), 1191–1202. Disputatio adversus Judæos, 1203–72; Dialogus parvus 1271–4; alia interrogatio, 1273–82 (M) ­ vide ANASTASIUS S. Euthymii. De operationibus, fg. græce (M.), 1281–4. Contra Diætetum, fg. græce (M,), 1283–4. In Sergium grammaticum, græce (MA, 1285–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Удельные князья и их дружины, занятые бесконечной междоусобной распрей, жили сами по себе, сельское население само по себе. Русь высылала против врагов сотни героев, но поодиночке они гибли, обагряя кровью развалины Отечества. В 70–90-х годах XIII в. внешнеполитическое положение северовосточной Руси ещё более осложнилось в связи с тем, что в самой Орде после смерти хана Менгу-Тимура (1266 – ок. 1281) наступило фактическое двоевластие: наряду с Золотой Ордой в Поволжье возник второй военно-политический центр татар – орда темника 56 Ногая, в состав которой вошли северное Причерноморье, галицкое Понизье и области Черниговской земли. По отношению к захватившему золотоордынский стол хану Телебуге Ногай держался независимо и претендовал на власть в русском «улусе». Согласно этому разделению Орды образовались и две враждебные друг другу политические группы русских князей: вассалы Ногая, искавшие у него поддержки, и вассалы Золотой Орды, действовавшие под её защитой. Вследствие этого борьба за великое княжение приобрела ещё более острые формы и увеличила тяжёлое бремя усобиц, ложившееся на плечи народа. В эти трудные и смутные для Отечества и Церкви годы святой князь Михаил Ярославич является лучшим представителем своего века, истинным государственным мужем, кладущим свою чистую душу за землю Русскую и за веру. «Сосуд честен явися Святаго Духа, звезда светоносная возсия в России, озаряющая вся концы», – прославляет святая Церковь благоверного князя в день его кончины 57 . Отец князя Михаила – Ярослав Ярославич – после кончины брата, святого благоверного князя Александра Невского, с 1263 по 1271 г. занимал великокняжеский престол во Владимире. Мать его Ксения – дочь Тарусского князя 58 . Свою жизнь родители святого князя закончили в иночестве. Князь Михаил родился вскоре после смерти отца (1271 г.), поэтому воспитательницей и ближайшей руководительницей в вере и благочестии была его мать. Обладая глубокой религиозностью, начитанностью в Священном Писании , проникнутая страхом Божиим и любовию к ближним, «воистину святая и преподобна» 59 , благочестивая княгиня зажгла в сердце сына первые искры всего доброго и святого, которые с ранних лет и до конца жизни горели в нём светло и отрадно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В XV в. в Косе была построена однонефная сводчатая ц. св. Иоанна Предтечи. В конхе апсиды сохранились фрагменты композиции «Видение пророка Иезекииля», довольно редкой в росписи визант. храмов, но неожиданно получившей широкое распространение в декорации церквей Родоса и Коса в кон. XV - нач. XVI в. В 1943 г., когда археологи установили, что ц. св. Иоанна Предтечи находится на месте святилища Афродиты, было решено перенести ее на новое место, в сев.-зап. часть квартала Хора. В 1947 г. митр. Эммануил переосвятил этот храм во имя нмч. Иоанна Навклира. Лат. господство не оказало значительного влияния на церковную живопись. Росписи XIV в. в ц. св. Таксиархов в Палео-Пили выполнены в русле визант. традиции. В ц. вмч. Георгия Победоносца близ Асфендиу сохранились фрески XV в. Мастер остался верен визант. образцам, зап. влияние прослеживается только в моделировке одежд. В XV в. в Косе также расписаны 3 церкви: свт. Николая Чудотворца «Бедного» (1-й слой 2-я четв. XV в.), Пресв. Богородицы Скоропослушницы (2 слоя: XV в. и нач. XVI в.) и вмц. Екатерины. Авторы этих фресок работали в русле визант. традиции, но не принадлежали к местной мастерской. В плохом состоянии сохранились фрески в ц. равноапостольных Константина и Елены в Косе, И. Коллиас предположительно датирует их XV в. ( Κλλιας. 2006. Σ. 244), а И. Бифа - нач. XVI в. ( Μπθα. 2004. Τ. 1. Σ. 349). Ниже качеством росписи местных художников нач. XVI в., которые также работали на о-ве Калимнос. Этой мастерской выполнен 2-й слой фресок в церквах Пресв. Богородицы «тон Кастрианон» и Пресв. Богородицы Скоропослушницы, 2-й слой росписей в ц. свт. Николая Чудотворца «Бедного», украшены церкви св. Бесплотных сил и прп. Антония Великого в Палео-Пили, свт. Николая Чудотворца в крепости Андимахии и св. Иоанна в Косе. На Нисиросе фрески XV в. сохранились в ц. Св. Троицы в с. Никья. Епископы Косские Мелифрон (упом. в 325), Едесот (упом. в 343/4), Иулиан (упом. в 448 и 457), Иоанн (V в.), Аристократ (V в.), Дорофей (упом. в 518), Георгий (упом. в 680/1), Григорий (VIII в.), Константин (упом. в 879), Афанасий (XI в.), аноним (упом. в 1140), Нифонт (сер. или 2-я пол. XII в.), Михаил (упом. в 1267), Исаия (после 1267 - до 1271), Гавриил (упом. в 1271), Нифонт (упом. в 1288 и 1292). Архиепископы Косские

http://pravenc.ru/text/2458857.html

В 1266–67 гг. новгородцы (под влиянием партии меньших), изгнав князя Димитрия Александровича, пригласили княжить Ярослава, который женился на Ксении – дочери новгородского боярина Юрия Михайловича, чтобы привязать к себе и партию больших и упрочить свое положение в Новгороде. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что брак получился не по расчету, а по любви. До встречи с Ксенией князь Ярослав вдовел уже более 10 лет, он очень тосковал по убитой жене. Но юная Ксения сумела растопить его сердце... В 1267 г. Ярослав чуть не поссорился с Новгородом из-за литовцев, бежавших из Литвы во Псков; новгородцы хотели их перебить, но князь не допустил этого. Другой причиной распри было избрание псковичами в князья литовца Довмонта вместо сына Ярослава, Святослава. Вскоре сам Ярослав уехал из Новгорода (1267), оставив там племянника Юрия Андреевича. В 1268 г. Ярослав, по просьбе новгородцев, послал им на помощь сыновей Святослава и Михаила и других князей, которые и участвовали в Раковорской битве. Пользуясь смутами, бывшими в то время в Новгороде, Ярослав явился в Новгород и требовал отнятия власти у некоторых знатных людей. Новгородцы сначала отказали ему, но потом, опасаясь немцев и нуждаясь еще в помощи князя, сделали ему желанные им уступки. В 1270 г. был заключен мир с немцами; в том же году Ярослав был изгнан новгородцами «за самовластный образ действий». Он решил усмирить Новгород, пригласив к участию в борьбе князей Димитрия Александровича Переяславского и Глеба Смоленского и получив вооруженную помощь от татар. Сторону новгородцев принял брат Ярослава, Василий, князь костромской, который питал злобу на Ярослава за то, что последний в 1269 г. велел схватить в Костроме новгородских купцов. Целую неделю противники стояли друг против друга у г. Русы; наконец Ярослав примирился с новгородцами, при содействии митрополита Кирилла II; обе стороны пошли на уступки. Выезжая из Новгорода, Ярослав оставил там наместником боярина Андрея Воротиславича. В 1271 г. Ярослав в очередной раз поехал в Орду с Василием и Димитрием, сыновьями Александра Невского, и на обратном пути умер, приняв в схиме имя Афанасий (16 сентября 1271 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Учреждена в 1682 году. 74 Кафедра в Тамбове. Епископы Тамбовские и Козловские: Леонтий 1682–1684 Питирим, святой 1685–1697 Игнатий Шалгин 1697–1699 Епископы Тамбовские и Шацкие. 75 Феофил Раев 1788–1811 Платон Любарский 1794 Иона Василевский 1812–1821 Феофилакт Ширяев 1821–1824 Афанасий Телятьев 1824–1829 Евгений Бажанов 1829–1832 Арсений Москвин 1832–1841 Николай Доброхотов 1841–1857 Макарий Булгаков 1857–1859 Феофан Говоров 1859–1863 Феодосий Шаповаленко 1863–1873 Палладий Раев 1873–1876 Палладий Ганкевич 1876–1885 Виталий Иосифов 1885–1890 Иероним Экземплярский 1890–1894 Александр Богданов 1894 Козловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869 Тверская Учреждена в 1271 году. Кафедра в Твери. Епископы Тверские: Симеон, кн. Полоцкий, святой 1271–1289 Андрей Ерденев, кн. 1289–1315 Варсонофий 1315–1328 Феодор I 1330–1341 Феодор II 1342–1360 Василий 1361–1372 Евфимий Вислень 1374–1390 Арсений, святой 1390–1409 Антоний 1411–1434 Илия 1434–1457 Моисей 1458–1461 Геннадий Кожа 1461–1477 Вассиан, кн. Стригин-Оболенский 1477–1508 Нил, грек 1508–1521 Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567 Варсонофий, святой 1567–1570 Савва 1570–1573 Феодорит 1573–1578 Архиепископы Тверские и Кашинские: Захарий, еп. 1578архиеп. 1579–1602 Феоктист 1603–1609 Арсений, грек 1613–1615 Пафнутий 1620–1627 Евфимий 1628–1642 Иона 1642–1654 Лаврентий 1654–1657 Иоасаф (Иосиф) 1657–1676 Симеон (Симон) 1676–1681 Варсонофий Чертков Еропкин 1681 Сергий, митроп. 1682–1702 Каллист Поборский 1703–1712 Епископы Тверские и Кашинские: Алексий Титов 1713–1714 Варлаам Косовский 1714–1720 Сильверст Холмский, митроп. 1720–1723 Феофилакт Лопатинский 1723–1738 с 1725 года архиепископ Митрофан Слотвинский 1738–1752 с 1744 года архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758 Афанасий Вольховский 1758–1763 Иннокентий Нечаев 1763 Гавриил Петров 1763–1770 Платон Левшин , архиеп. 1770–1775 Арсений Верещагин 1775–1783 Иоасаф Заболотский 1783–1788 с 1785 года архиепископ Тихон Малинин 1788–1792

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 Житие Михаила Ярославича Тверского. Перевод С.А. Семячко//Библиотека литературы Древней Руси. – СПб., 1999, т. 6. 40 Клосс Б.М. Избранные труды, т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. – М., 2001, с. 183–185. 41 Конявская Е.Л. Житие св. Арсения, епископа тверского//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – М., 2001, 3, с. 68. 50 См.: ДиановаТ.В. Филиграни «Герб города Амстердама»: Каталог.– М., 1998.168 с., с ил. – (Труды Гос. Ист. музея). 51 См.: ДиановаТ.В. Филиграни «Голова шута»: Каталог. – М., 1997. – 166 с., ил.– (Труды Гос. Ист. музея; Вып. 94). 52 Текст воспроизводится с соблюдением орфографии писца: сохраняются буквы – оу, , ъ, ь, , выносные буквы передаются в строке курсивом, лигатуры раскрываются с помощью угловых скобок. 53 17 в. в Жёлтиковом монастыре было два архимандрита, носивших имя Иов: первый был архимандритом в 1663–1666 гг и в 1671 г., второй – в 1683–1686 гг. См.: Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – Стб. 457; Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. – М., 1974. – С.45. и прим. В заглавии рукописи указан год по принятому в Древней Руси летоисчислению от сотворения мира. Для современного читателя в скобках указывается год от Рождества Христова. 55 Ярослав Ярославич (после 1220–1271 гг.), князь тверской с 1247 и великий князь владимирский с 1263 г. Михаил Ярославич Тверской (1271–1318 гг.) был младшим из его сыновей. 56 Ярослав Всеволодович (1191–1246 гг.) княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, несколько раз приглашался и изгонялся новгородцами; участник феодальных войн, потерпел поражение в Липицкой битве (1216 г.). В 1236 –1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. великий князь владимирский. Умер при возвращении из поездки в Орду. Говорили, что он был отравлен. Карамзин ставит версию с отравлением под сомнение, но характерно, что так же впоследствии умерли сыновья этого князя Александр Ярославич Невский и Ярослав Ярославич Тверской. 57 Великая княгиня Ксения (?–1312 гг.), вторая жена Ярослава Ярославича и мать Михаила Ярославича. По наиболее достоверной версии – дочь новгородца Юрия Михайловича (о браке с ней Ярослава Ярославича под 1265 г. упоминают Троицкая и Воскресенская летописи). По другой версии – дочь тарусского князя Юрия Михайловича, сына великого князя Михаила Черниговского. И по третьей – дочь пономаря Афанасия из села Едимоново, неподалеку от Твери. Согласно Тверскому патерику, «отличалась необыкновенной красотой, твердым характером, искренним благочестием и отличными административными способностями, что видно из её управления княжеством в малолетство её сына... Летописцы называют Ксению премудрою, блаженною, преподобною и святою...». – Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Репринтное издание. Тверь, 1991, с. 20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимиро-Волынская Основана в 991/992 г. митрополитом Леоном при Св. Равноапостольном князе Владимире. Временно входила в каноническую юрисдикцию: Галицкой митрополии – в 1303–1308, 1345–1347, 1371–1378; Киево-Литовской митрополии – в 1356–1362, 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358, 360). Отпадала в унию: 09.10.1596–1616, 08.1625–12.04.1795. Воссоединена и упразднена в 1795 г. (вошла в состав Житомирской епархии). Возобновлена 17.06 (по др. 08.06) 1891 как Житомирское викариатство. Возобновлена вновь 19.12.1995 (01.01.1996) (выделена из Волынской и Луцкой епархии). Именовалась: Владимирская; с 1371 (по др. 1405) – Владимирская и Берестейская; с 1616 г. – Владимирская и Брестская; Владимиро-Волынская; Владимиро-Волынская и Ковельская. 991/992 Антоний Аникита Коприй Геласий 27.04.1094 27.08.1105 10.10.1122 1134(?) 06.05.1135 Лаврентий Прокопий Антоний II 04.1223 Василий(1271) 1266 (?) 12.1271 12.1287 1358 (1359?) Афанасий II в/у Иоанн II Гоголь 15.11.1416 Весвасиан (?) Даниил (1441) 28.10.1452 Никифор II Порфирий (1470) Вассиан Мартиниан Вассиан II 09.1521 Пафнутий 09.1521 1523 (1526?) 1523 (1526?) 17.05.1535 Иона 05.10.1536 Геннадий (09.11.1547) Вассиан III в/у Иоанн III Яцкович 15.01.1580 20.04.1580 в/у Мефодий Хребтович-Литаворович-Богуринский 13.01.1593 Мелетий 24.12.1595 07.01.1621 08.1626 07.07.1891 17.06.1902 Паисий Виноградов 14.07.1902 25.08.1906 25.08.1906 31.10.1908 Михей Алексеев 21.12.1908 28.02(13.03)1922 11(24)12.1941 09(22)07.1942 08.1943 19.12.1995 01.01.1996) 21.04(04.05)1996 21.04(04.05)1996 746 Имя епископа Фомы встречается три раза на трех разных епархиях, причем во всех случаях точное время пребывания на кафедре не известно, но имя этого епископа стоит в начале списка, во всех трех случаях его относят к сомнительным. Летописное повествование о путешествии митрополита Михаила по Руси с четырьмя (или шестью?) епископами (это путешествие можно отнести и к 80-м гг. IX века – см. Митрополия России) и упоминание некоего епископа Фомы в разных епархиях приводят к следующему предположению. Не был ли епископ Фома одним из шести (или четырех) епископов-миссионеров, пришедших на Русь вместе с митрополитом Михаилом, подолгу бывшим в трех (или более) будущих епархиальных древнерусских городах. Уместно предположение, что еп. Фома мог подолгу пребывать в трех (или более) городах, устраивая местную церковную жизнь, после чего переходил в другой город (или был в миссионерских целях перемещаем митрополитом на другие кафедры).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончательно правила выбора нового папы в 1274 г. утвердил II Лионский собор (XIV Вселенский по католическому счету), созванный папой Григорием X (1271–1276). Понтификату папы Григория предшествовал самый длительный в истории католической церкви период sede vacante. В конституции Licet de vitanda не было сказано, как поступать, если не удается собрать требуемое большинство голосов. В результате после смерти Климента IV (1265–1268) 1006 дней продолжались интриги кардиналов, а Святой престол пустовал, пока обозленный народ не запер их в соборе в Витербо, потребовав не выпускать их оттуда, пока они не выберут папу. Поскольку кардиналы не смогли договориться и в таких условиях, люди сняли крышу с собора и посадили выборщиков на хлеб и воду, и только тогда они избрали папой отсутствовавшего льежского архидиакона Теобальдо Висконти, который не был кардиналом и находился в то время в Палестине с крестоносцами. Новый папа Григорий X (1271–1276) был интронизован только 27 марта 1273 г. Лионский собор в 1294 г. определил правила проведения конклава (лат. conclave – запертая комната, от cum clave – с ключом, под ключом), сохранившиеся, с небольшими изменениями, до наших дней. Кардиналы должны собраться на конклав не позднее чем через 10 дней после похорон почившего папы и в том городе, где папа умер, если на этот город не наложен интердикт. Во время конклава кардиналы должны быть полностью изолированы от окружающего мира и лишены, под страхом отлучения, какого бы то ни было личного контакта или возможности переписки с посторонними лицами (двери помещения, где проходит конклав, запираются на ключ – cum clave и могут быть открыты только после избрания нового папы). Пища должна им подаваться через окно. Если в течение трех дней папа не будет избран, рацион кардиналов должен быть уменьшен. После недели бесплодных совещаний выборщики должны будут довольствоваться вином, хлебом и водой. Если кто-либо из кардиналов отказывался участвовать в выборах или уважительные причины вынуждали его покинуть зал конклава, выборы проходили без него (за исключением случаев болезни: если выборщик заболел, после выздоровления он мог продолжить участие в конклаве).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010