бременскими и любекскими купцами при осаде крестоносцами Акры. В 1198 г. утвержден в качестве ордена Иннокентием III. Будущий английский король Иоанн Безземельный (1167-1216) во время крестового похода своего старшего брата Ричарда I Львиное Сердце управлял Англией вместе со своей матерью Алиенорой Аквитанской. Став королем после смерти Ричарда в 1199 г., утратил большую часть своих материковых владений в борьбе с Филиппом II Августом. Малек-Адель — Малик ал-Адиль (ум. 1218 г.), брат египетского султана Саладина, участник многих его походов. После смерти брата (1193 г.) постепенно отстранил от власти всех его сыновей. Султан Египта с 1200 г. Речь идет о Целестине III (папа в 1191-1198). Часть 1 Четвертый поход имеет особенное значение в истории и занимает исключительное положение в литературе. Не говоря уже о том, что в четвертом крестовом походе на первый план ясно выступает не религиозная, а политическая идея, он отличается хорошо обдуманным и искусно проведенным планом. Направленный против Византийской империи и завершившийся завоеванием Константинополя и разделением империи, этот поход является выражением долго скрываемой вражды и удовлетворением того настроения, которое воспитали в западных европейцах первые крестовые походы. Больше всех в этом походе выиграли романские народы. Историческая роль Франции на Востоке начинается именно с 1204 г. Нет ничего удивительного, что в западноевропейской литературе событиям Четвертого крестового похода отводится много места и что по специальной обработке в общем и в частностях он занимает исключительное положение. Как блестящая страничка истории, бьющими в глаза красками рисующая картину отношений Запада к Востоку, как эпизод, вносящий новые черты в характеристику борьбы между западной и восточной церковью, Четвертый крестовый поход имеет преимущественное право на внимание русского образованного читателя. Падение Царьграда в 1204 г. и основание латинских княжеств в областях Византийской империи имело непосредственное отношение к России, так как служило осуществлением заветных планов римского папы по отношению к православному Востоку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Почитание Й. Э. стало распространяться после того, как в 1198 г. на альтинге было установлено празднование памяти Скаульхольтского еп. Торлака Торхальссона, 1-го исл. святого. По инициативе Бранда Сэмундарсона, еп. Хоулара, 16 дек. 1198 г. были открыты мощи Й. Э. и еп. Бьорна Гильссона (1147-1162), их гробы установили под деревянной сенью. Воду, к-рой был омыт череп Й. Э., раздавали паломникам, от нее совершались чудеса. 3 марта 1200 г. мощи Й. Э. были внесены в кафедральный собор, в том же году на альтинге было принято постановление о праздновании памяти святого в день его кончины (23 апр.). При еп. Аудуне Торбергссоне (1313-1322) в диоцезе Хоулар было установлено празднование перенесения мощей Й. Э. (3 марта). Раку с мощами Й. Э. установили за главным алтарем собора, в ризнице хранились реликварии с головой и рукой святого. В кафедральном соборе в Хоуларе и в мон-ре Мункатверау были алтари, посвященные святому. В Исландии существовала церковь, освященная во имя Й. Э. (упом. в 1423). Несмотря на это, за пределами Хоуларского еп-ства почитание Й. Э. почти не получило распространения. Сведения, относящиеся к XIII-XV вв., немногочисленны. Более известным хоуларским святым был еп. Гудмунд Арасон Добрый, хотя его почитание не было утверждено альтингом ( Cormack. 1994. P. 116). Когда судно, на к-ром плыл кор. Норвегии Эйрик II Магнуссон (1280-1299), попало в бурю, пресв. Гудмунд посоветовал королю молиться Й. Э. об избавлении от гибели. В благодарность король прислал в Хоулар ткани для церковных облачений (Laurentius saga Hólabiskups. 5//Biskupa Sögur. 1858. T. 1. P. 794-795). После введения в еп-стве Хоулар протестант. церковного ордонанса (1551) почитание Й. Э. перестало поддерживаться и со временем прекратилось. В 1984 г. Папский престол признал почитание св. Торлака как покровителя Исландии, но почитание Й. Э. не было утверждено. Тем не менее память Й. Э. 23 апр. совершается в католич. приходах Исландии и Норвегии. Самое раннее известное изображение Й. Э. сохранилось на шелковом алтарном покрове XIII в., к-рый происходит из Хоулара (Национальный музей Исландии, Рейкьявик). Й. Э. представлен в епископском облачении, в митре и с посохом, стоящим между св. Торлаком и блж. Гудмундом Арасоном; над фигурой святого помещена надпись: «Св. Иоанн, молись о нас» (Sancte Iohannes ora pro nobis).

http://pravenc.ru/text/1238023.html

– господские праздники и память святых отмечать в строго установленные числа, тогда как у армян была принята подвижная система праздничного календаря, основанная на семидневном цикле; – все богослужения проводить в церкви: армяне обычно проводили их в притворе, а в самой церкви – только св. литургию; – в Рождественский сочельник и в канун Пасхи употреблять только рыбу и растительное масло, а от молочной пищи и яиц воздерживаться. Несмотря на то, что созванный Левоном церковный собор отклонил предложения Рима, между представителем Рима и 12 епископами-поборниками государственных интересов Киликии была заключена уния (1198 г.) 56 и приняты некоторые литургические требования Римской церкви, что позволило устранить препятствия для коронации Левона. Рим воспринял это как присоединение всей Армянской церкви к престолу св. Петра. 6 января 1198 г. кардинал Конрад совершил обряд коронации Левона, армянский католикос – помазание на царство по канонам Латинской церкви, a Нерсес Ламбронаци, архиепископ Тарса, по такому случаю перевел с латинского языка на армянский текст обряда помазания, который должен был совершить католикос. В 1244 г. папа Иннокентий IV в письме католикосу Константину I предложил совершать елеопомазание больных по обычаям Латинской церкви. В 1243 г. состоялся II Сисский собор, который утвердил 24 канона, упорядочивающих быт верующих. В 1246 г. эти каноны вместе с энцикликой католикоса, в которой предлагалось принять помазание больных елеем, были отправлены в Восточную, историческую Армению для утверждения. Однако папа Иннокентий IV, не удовлетворившись этим, в 1248 г. направил в Киликию легата с посланием, в котором разъяснялись политические выгоды, которые могли бы получить армяне от объединения церквей. Царь Хетум переадресовал послание папы католикосу Константину с просьбой ответить. В ответном послании из 15 пунктов католикос отвергал вероучение Римской церкви и просил царя Хетума остерегаться Запада. Римский престол был вынужден ограничить свои предложения и в письме 1250 г. предложил принять только Filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. 6397. Л. 4). Первоначально храм был 5-главым (частичная кладка 4 боковых барабанов была обнаружена в процессе реставрации, см.: Меркелова. 1982. С. 190). В сев.-зап. части располагались сени с 2 входами и небольшими окнами, сами больничные палаты располагались в юго-зап. углу (большая) и в северо-восточном (малая); храм занимал юго-вост. часть комплекса. Между храмом и больничными палатами был устроен «слуховой проем», для того чтобы больные, находившиеся в палате, могли слышать и видеть церковную службу. С 1768 г. наряду с больничными палатами в здании помещалась братская трапезная. В дек. 1758 г. архим. Митрофан (Шеинков) обратился в Синод с прошением об устройстве по данному им обету новой церкви в П. Б. м. Разрешение было получено, и в 1759-1760 гг. к вост. части настоятельских палат был пристроен храм во имя святителя Митрофана, патриарха Цареградского (РГАДА. Ф. 1198. Оп. 2. Д. 2971). Строительство вели каменщики из дер. Ившины Лихвинского у. Мартиниан Андреев и Фома Никитин ( Антипов. 2007. С. 54). Храм в форме восьмерик на четверике помещен на высоком подклете. Первоначально с 3 сторон храм окружала галерея, к-рая в 1792 г. была разобрана ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 66; во время снятия грунта обнаружены фундаменты от ее столбов на юж. стороне храма). После разорения 1812 г. храм был возобновлен и вновь освящен в 1819 г. Согласно завещанию ген.-лейтенанта кн. Н. А. Волконского (1757-1834), на выделенные им 25 тыс. р. (РГАДА. Ф. 1198. Оп. 2. Ч. 2. Д. 4910. Л. 4-4 об.) к юго-востоку от собора Рождества Пресв. Богородицы в 1836-1837 гг. был построен храм во имя Всех святых, ставший усыпальницей князей Волконских. Освящен 11 сент. 1838 г. еп. Калужским и Боровским Николаем (Соколовым) и архим. Геннадием (Горнецким). По завещанию кн. Волконского богослужения в храме совершались ежедневно. Западнее собора Рождества Пресв. Богородицы расположен погребной корпус, построенный, вероятно, в нач. XVI в. ( Меркелова. 1982. С. 189). Первоначально здание было 3-этажным с 2 погребами-ледниками.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

По поводу начавшейся перестройки Витебского кафедрального собора, Начальник губернии Токарев 1027 писал мне от 8-го февраля за 678: „Из сообщённых бывшим Губернатором Генерал-Майором Веревкиным 1028 сведений Вашему Преосвященству —154— 1869 г. известно, что из пожертвованных разными лицами Витебской губернии денег на построение иконы в память чудесного спасения Государя Императора от угрожавшей ему опасности осталось за расходом на икону ещё 1198 р. 71½ к., которые предполагаются на устройство в Николаевском соборе киоты к образу. Имея в виду, что в настоящее время приступлено уже к работам по переделке собора через особый хозяйственный комитет, я имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство, не изволите ли дать означенному Комитету указания, по Вашему благоусмотрению, как относительно заказа самой киоты к переданной уже в собор иконе, так и об избрании для оной приличного места, с тем, что Комитет от стороннего пособия может рассчитывать только на упомянутую выше сумму 1198 р. 71½ к. и чтобы он о выдаче ему сих денег вошёл с представлением ко мне, так как деньги хранятся в Казначействе в депозите на моё имя“. Состоящий при Министерстве Внутренних Дел архитектор Пав. Дм. Соханский, устроивший осенью 1868 г. в моей домовой церкви, по изобретённой им системе, вентиляцию, писал мне из Петербурга от 9-го февраля: „В прошлом 1868 г. Ваше Преосвященство поручили мне устройство вентиляции, по моей привилегированной системе, для очищения воздуха в домовой церкви. Означенные работы произведены по моим указаниям и чертежам Епархиальным Архитектором г. Плющевским-Плющиком и, как мне известно, окончены, и я, не зная результата, принимаю на себя смелость обратиться к Вашему Преосвященству с покорнейшей просьбой, почтить меня уведомлением, как они произведены, довольны ли Вы ими или нет; если они произведены неудовлетворительно, то я могу приехать и поправить“. В ответ на это я писал, от 14-го числа: „Имею честь уведомить Вас, что устроенная по Вашему доброму совету и по изобретённой Вами системе в моей домовой церкви вентиляция ощутительно способствует к очищению воздуха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1972. T. 33. P. 6-25; Sweeney J. R. Innocent III, Hungary and the Bulgarian Coronation//Church History. Chicago etc., 1973. Vol. 42. N 3. P. 320-334; Cheney Ch. R. Pope Innocent III and England. Stuttg., 1976; Hintner D. Die Ungarn u. d. Bysantinische Christentum der Bulgaren im Spiegel der Register Papst Innozenz III. Lpz., 1976; Laufs M. Politik und Recht bei Innozenz III. Köln, 1980; Imkamp W. Das Kirchenbild Innocenz " III. (1198-1216). Stuttg., 1983; Pennington K. Pope and Bishops. [Phil.], 1984; Lackner C. Studien z. Verwaltung des Kirchenstaates unter papst Innocenz III.//RHM. 1987. Bd. 29. S. 127-214; Moore J. C. Pope Innocent III, Sardinia and the Papal State//Speculum. Camb. (Mass.), 1987. Vol. 62. P. 81-101; idem. Lotario dei Conti di Segni. (Pope Innocent III) in the 1180s//AHPont. 1991. T. 29. P. 255-258; idem. The Sermons of Pope Innocent III//RHM. 1994. Bd. 36. S. 81-142; idem. Pope Innocent III (1160/61-1215): To Root Up and to Plant. Leiden; Boston, 2003; Trusen W. Der Inquisitionprozess: Sein hist. Grundlagen u. frühen Formen//ZSRG.K. 1988. Bd. 74. S. 168-230; Egger C. Papst Innocenz III. als Theologe: Beitr. z. Kenntnis seines Denkens im Rahmen der Frühscholastik//AHPont. 1992. T. 30. P. 56-123; Foreville R. Le pape Innocent III et la France. Stuttg., 1992; Alberzoni M. P. Innozenzo III e la riforma della Chiesa in «Lombardia»//QFIAB. 1993. Bd. 73. S. 122-178; Powell J. M. Innocent III: Vicar of Christ or Lord of the World? Wash., 19942; Sayers J. Innocent III: Leader of Europe, 1198-1216. L., 1994; Bolton B. Innocent III: Studies on Papal Authority and Pastoral Care. Aldershot, 1995; Maleczek W. Franziskus, Innocenz III., Honorius III. u. die Anfänge des Minoritenordens//Il papato duecentesco e gli Ordini mendicanti/A cura di E. Menestò et al. Spoleto, 1998. P. 23-80; idem. Innocenzo III//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 326-350; Pope Innocent III and His World/Ed. J. C. Moore. Aldershot, 1999; Papst Innozenz III.: Weichensteller der Geschichte Europas/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/468777.html

Впрочем, не столько огорчает меня тайная злоба посторонних врагов, сколько явные и открытые действия, частию бессмысленные, а частию и неблагонамеренные, людей, меня окружающих. Домашний враг, как известно, опаснее чужого. Но о сем довольно. Переписку Митроп. Платона с Амвросием и Августином, которую Вы предполагаете издать, я некогда читал и даже имею ее в списке. Много тут интересного и курьезного. Без сомнения, читающая публика будет Вам благодарна за этот новый труд». По поводу начавшейся перестройки Витебского кафедрального собора, Начальник губернии Токарев 249 писал мне от 8-го февраля за 678: «Из сообщенных бывшим Губернатором Генерал-Майором Веревкиным 250 сведений Вашему Преосвященству известно, что из пожертвованных разными лицами Витебской губернии денег на построение иконы в память чудесного спасения Государя Императора от угрожавшей ему опасности осталось за расходом на икону еще 1198 р. 71 1/2 к., которые предполагаются на устройство в Николаевском соборе киоты к образу. Имея в виду, что в настоящее время приступлено уже к работам по переделке собора через особый хозяйственный комитет, я имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство, не изволите ли дать означенному Комитету указания, по Вашему благоусмотрению, как относительно заказа самой киоты к переданной уже в собор иконе, так и об избрании для оной приличного места, с тем, что Комитет от стороннего пособия может рассчитывать только на упомянутую выше сумму 1198 p. 71 1/2 к. и чтобы он о выдаче ему сих денег вошел с представлением ко мне, так как деньги хранятся в Казначействе в депозите на мое имя». Состоящий при Министерстве Внутренних Дел архитектор Пав. Дм. Соханский, устроивший осенью 1868 г. в моей домовой церкви, по изобретенной им системе, вентиляцию, писал мне из Петербурга от 9-го Февраля: «В прошлом 1868 г. Ваше Преосвященство поручили мне устройство вентиляции, по моей привилегированной системе, для очищения воздуха в домовой церкви. Означенные работы произведены по моим указаниям и чертежам Епархиальным Архитектором г. Плющевским-Плющиком и, как мне известно, окончены, и я, не зная результата, принимаю на себя смелость обратиться к Вашему Преосвященству с покорнейшею просьбою, почтить меня уведомлением, как они произведены, довольны ли Вы ими или нет; если они произведены неудовлетворительно, то я могу приехать и поправить».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТЕРАНСКИЙ IV СОБОР (11-30 нояб. 1215), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся XII вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием III (1198-1216). Подготовка Л. С. Папа Иннокентий III объявил о намерении созвать «всеобщий Собор в соответствии с прежним обычаем святых отцов» (generale concilium juxta priscam sanctorum patrum consuetudinem) в булле «Vineam Domini Sabaoth», опубликованной 19 апр. 1213 г. (PL. 216. Col. 823-827). Непосредственным поводом для созыва Собора могло стать успешное для папы Римского разрешение конфликта с кор. Англии Иоанном Безземельным (1199-1216). В нач. 1213 г. англ. послы в Риме согласились принять условия Иннокентия III, а король признал себя вассалом папы Римского. Однако, по мнению большинства исследователей, Иннокентий III намеревался созвать Собор еще с начала своего понтификата. Согласно регистрам папской канцелярии, экземпляры буллы «Vineam Domini Sabaoth» были разосланы архиепископам, епископам и настоятелям мон-рей в Зап. и Центр. Европе, Иерусалимском королевстве, Латинской империи (как лат., так и греч. прелатам) и на о-ве Кипр, а также армянам (с 1198 они состояли в унии с Папским престолом; см. Армянская Апостольская Церковь ) и маронитам . Впервые приглашения на Собор получили также мн. светские правители, в т. ч. почти все европ. монархи (кроме Иоанна Безземельного, отлученного от Церкви), руководители монашеских и духовно-рыцарских орденов. Основными задачами Собора провозглашались организация крестового похода для освобождения Св. земли и реформирование Церкви (ad recuperationem videlicet terrae sanctae ac reformationem universalis Ecclesiae). Открытие Собора должно было состояться спустя 2 с половиной года после издания буллы - 1 нояб. 1215 г. Т. о., Иннокентий III нарушил сложившуюся в XI-XII вв. традицию созывать Соборы в Риме в период 40-дневного поста или на Пасху. В Римской курии началась подготовка проектов соборных постановлений ( Baldwin. 1961). Участники Л. С.

http://pravenc.ru/text/Латеранский IV ...

Георгий прибытие в Киев в 1062 г., упом. в 1072–1073 гг. Свт. Иоанн II до 1077/1078 г. – 1089. Иоанн III 1090 – 1091. Свт. Николай упом. в 1097–1101 гг. Никифор I прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 – 04.1121. Никита настолование 15.10.1122 – 9.03.1126. Михаил I 1130 –1145/1146. Климент Смолятич (признан не во всех епархиях). 27.07.1147 – 03.1159 (в 1155 – 12.1158 г. был изгнан из Киева). Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях). рукоположен в конце 1155 г., прибытие в Киев летом 1156 г.– 03.1159. Феодор 08.1160 – 1161/1162. Иоанн IV 1163–1166. Константин II упом. в 1167–1169 гг. Михаил II рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?). Никифор II упом. в 1183 – после 01.1198. Матфей о 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 –1233. 1236-? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г. – 1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., † 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.) Никита II поставлен в 1113–1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., 11189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру) упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) – 1198. Владимиро-волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., † 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 –1122. Симеон рукоположен в 1123 г. – 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? – до 1229. Василий, Никифор, Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Свдмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156–1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. – 1030/1031.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

бременскими и любекскими купцами при осаде крестоносцами Акры. В 1198 г. утвержден в качестве ордена Иннокентием III. Будущий английский король Иоанн Безземельный (1167-1216) во время крестового похода своего старшего брата Ричарда I Львиное Сердце управлял Англией вместе со своей матерью Алиенорой Аквитанской. Став королем после смерти Ричарда в 1199 г., утратил большую часть своих материковых владений в борьбе с Филиппом II Августом. Малек-Адель — Малик ал-Адиль (ум. 1218 г.), брат египетского султана Саладина, участник многих его походов. После смерти брата (1193 г.) постепенно отстранил от власти всех его сыновей. Султан Египта с 1200 г. Речь идет о Целестине III (папа в 1191-1198). 5. Четвертый Крестовый Поход К началу 1190 г. крестоносцы продолжали еще обмениваться посольствами с греческим императором, но никакого соглашения не смогли достигнуть. Фридрих, кажется, серьезно думал воспользоваться услугами Петра, вождя болгар [ 1 ], который предлагал выставить к весне 40 тысяч болгар и куман, с каковым подкреплением можно было бы сделать попытку проложить путь в Малую Азию и помимо согласия греков. Но германский император должен был за это не только признать свободу Болгарии, но и обеспечить за Петром императорский титул. Понимая важность положения и ответственность за подобный шаг, Фридрих все-таки не отказывался от предложения Петра и старался предварительно оценить все средства, какие ему могли бы доставить славяне. Так, 21 января 1190 г., с одной стороны, он вел переговоры с послами византийского императора, с другой, осведомлялся через посредство герцога Далмации о намерениях и расположении Стефана Немани. На последнего нельзя было возлагать много надежд, так как он начал в это время вести войну на собственный страх и занят был предприятиями на границе Сербии и Болгарии. Есть возможность объяснить до некоторой степени мотивы, по которым Фридрих и в январе 1190 г. колебался еще принять на себя задачу разрешения славянского вопроса, на которую наталкивали его обстоятельства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010