—419— православною жизнью, не входя в столкновения и связи с потесненною, хотя и христианскою областью поверженных на землю небесных звезд. При сем само собою разумеется, что такой новообращенный народ поставлен и стал жить небесными воззрениями и небесным духом Православия именно так, как еще новорожденное чадо Церкви и благодати, – нуждаясь в руководстве своих просветителей, вразумляясь особенно благодатным чином и принадлежностями Богослужения, непосредственно действующими на дух и самые чувства и проч. Само собою также разумеется, что различные члены сего новообращенного народа не иначе, как в разных степенях, по мере своей веры и сообразно своему званию, имели возвышаться к Богу и престолу Его. Наконец, паче всего будем помнить и иметь в виду, что сей народ назнаменован в Апокалипсисе, как благодатное во Христа чадо самой Матери Божией, и, следовательно, имело быть восхищено к Богу и престолу Его, под кровом и ходатайством Пресвятой Богородицы. А жена бежа в пустыню, идеже име место уготовано от Бога, да тамо питается дний тысячу двести и шестьдесят. Объясним по обычаю, сначала частные понятия, а потом изложим и общую мысль всего стиха. В образе жены, убежавшей в пустыню, как уже знаем, представляется Православная Церковь , которая послужила возрождению новообращенного народа. Но при сем не опустим и здесь из вида, что в образе жены отражаются и Боголепные черты лица Пресвятой Богородицы. Образом пустыни определяется, по отношению к Церкви, внешнее ее положение. Какое именно? Пустыня противоположна местам населенным, каковы в особенности города. Когда Церковь водворяется в христианском государстве, ограждаясь совне гражданскою властью, законами и порядками сего государства; то она пребывает во граде, который, в сем смысле, и поименован в предъидущей главе, градом святым (11:2). Посему и наоборот, если Церковь , по внешнему положению своему в какой-либо стране, лишается покровительства христианских властей и выходит из ограды законов и учреждений хри- —420— стианского государства, – то такое внешнее положение Церкви и будет пустынею. Из продолжения Апокалипсиса, можно не только подтвердить, но и точнее определить показанное значение пустыни. В гл. XVII Тайнозритель говорит, что он приведен быль в пустое место (греч. «в пустыню»), и здесь увидел блудницу, седящую на звере, исходящем из бездны и знаменующую град великий (см. 3, 8 и 18 ст.). Но образы града великого и зверя, исходящаго из бездны, уже в предыдущей главе встречались нам и нами изъяснены: зверь бездны знаменует лживую веру или религиозный фанатизм магометанства, а град великий означает гражданскую область того же магометанства. Отсюда, открывается, что означенною пустынею, для Православной Церкви, предопределено быть именно опустошительному преобладанию над нею магометанства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

520 Так, предстоятели Кипра и Охриды вместе с патриархом антиохийским присутствуют на Константинопольском соборе 1054 г., где было высказано осуждение на латинян (Pichler. В. I, S. 260). Предстоятелей охридской церкви мы видим, далее, на константинопольских соборах 1143, 1156, 1166, 1341, 1565 гг. (Голубинский, стр. 44, 45, 127:135). В окружном послании от 1367 года патриарха Филофея охридский епископ наряду с патриархами александрийским, антиохийским и иерусалимским (Act a Patriarchat. Const., t. 1, p. 491). 521 Раньше русской церкви была провозглашена независимость церквей: болгарской и сербской, – первой в 30 годах XIII, а второй – в 70 годах XIV столетий (Курганов. Устройство управления в ц. Корол. греч., стр. 41–42; Голубинский, стр. 81, 472–475). И сохранились некоторые данные, говорящие об участии предстоятелей этих церквей на ряду с патриархами в решении общецерковных дел (См., например, История флорентийского собора. Москва. 1847; Голубинский, стр. 83). 525 Проф. Курганов. Наброски и очерки из новейшей истории румынской церкви. Казань. 1899. Стр. 749–750. 528 Zhisman. Synoden, S. 7. Курганов. Отношение между церк. и гражд. вл., стр. 126. Silbernagl, s. 21. Acta Patr. Constantinopol. t. I, 464; Pichler. В. I, s. 489; Богословский Вестник за 1901 г., февраль–март. 529 Голубинский. Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской. О русской церкви см. конец VI главы II части нашей работы. 532 Курганов. Отношение.., стр. 119; ср. Сношения России с Востоком по делам церковным. T. I, стр. 256–257. 533 Для решения важных вопросов, говорит Нектарий иерусалимский в своём сочинении против папского главенства, достаточно, чтобы первые кафедры рассмотрели их и согласились между собой посредством посланий (Pichler. В. I, S. 479). 545 См., например, уведомление всех автокефальных православных церквей о признании независимости элладской (Курганов. Устройство управления в церкви королевства греческ., стр. 220) и румынской (Курганов. Наброски и очерки из новейшей истории румынской ц., стр. 754; Колокольцев. Устройство управления в румынской православн. ц., стр. 77) церквей; см., например, общительную грамоту ко всем православным церквам константинопольского патриарха Григория VI при его вторичном вступлении на вселенский престол (Курганов. Наброски и очерки.., стр. 637–640.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

534 . О последних годах и днях жизни Афонского русского Пантелеимонова монастыря иеромонаха о. Арсения, и изложение обстоятельств его кончины и погребения († 17.11. 1879 г. в Москве). М., 1880. 24 с. 535 . О сборе подаяний на сооружение на Афоне обители для молдаво-валахской обители. – ДухБ., Церк. летоп., 1860, 15. с. 253–255. 536 . О Царской обители Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского . Б. м. и г. 105, 1 с. 537 . Об обстановке на Афоне в связи с декретом Правительства Греции 124, определяющим функции губернатора Афона. (Постановление Священного Синода от 25 апреля 1969 г.). – ЖМП, 1969, 5, с. 1–2. 538 . Обетования Богоматери благоговеющим насельникам Святой Горы Афонской. С приветствиями и прошениями к Ней и к Преподобным афонским. Собраны из славянских и греческих книг и посвящаются русским и славянским святогорцам. Μ., ΡΠΜΑ, 1874. Изд. 7-е. М., РПМА, 1890. Изд. 8-е. 1897. Изд. 10-е. М., РИМА; 1913. IV, 24 с. 539 . Обитель Святого Иоанна Златоуста на Святой Горе Афонской. Одесса. 1913. 540 . Обращение старцев русских келлий и калив к правительству Его Величества Государя Императора Всероссийского с просьбой о защите от притеснений со стороны греков. В т. ч.: Частные нарушения обычного права. Б. м. и г. 68 с. (Б-ка Русика AYI 44). Загл. напис. от руки. 541 . Общий канонизм Святой Горы Афонской, составленный Протатом. – В кн.: Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895, с. 399–408. 541а. Овсянников В. П. (соавт.). – См. 669. 542 . Одесское и Константинопольское подворья Русского Свято-Андреевского на Афоне скита и краткая история означенного скита. Одесса, 1886. 29 с; 1 табл. 543 . Окружное Послание с Афона к православным христианам, обитающим в Сербии (преимущественно в Австро-Венгрии). Одесса, 1912. 32 с. 544 . Описание всех монастырей, находящихся на Афонской Горе. Пер. с эллино-греч. яз. Старанием и иждивением Иверской обители монаха Макария, уроженца с о-ва Исара. М., 1809. IV, 103 с. «О Российском монастыре»: с. 76–78. 545 . Описание знамений и исцелений благодатию Божиею, бывших в разных местах в 1863, 1864 и 1865 годах от святых мощей и части Животворящего древа Креста Господня, принесенных со Святой Афонской Горы из Русского Пантелеимонова монастыря. Изд. 4-е. СПб., 1874. 48 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

58 Оправдание (церк.-слав.) – закон, установление, обязанность. Оправдания – это постановления, данные Богом, закон Божий, приводящий грешника к очищению и освящению. 59 Святитель Димитрий Ростовский писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, – доброе или худое, святое или грешное, Ангела или беса, – то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам – богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским приучат его – с такими оно и будет жить». 75 Ва а л – языческое божество, которому поклонялись в Финикии и Сирии и сопредельных странах. Поклонение Ваалу было наиболее тяжким и частым грехом древних иудеев. 76 Поз о рище (церк.-слав.) – зрелище, ристалище, цирк. Позорищные игры – общественные представления. 90 Аг а па (греч.) – букв.: любовь; в христианских общинах I-V веков особая совместная трапеза («вечеря любви»), имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии. 91 «...Если будет какая-нибудь вдовица, могущая снискать себе потребное для жизни, а другая будет не вдовица, между тем будет в нужде или по болезни, или по пропитанию детей, или по слабости рук, то лучше пусть простирает руку к этой; а кто терпит недостаток в житейском от расточительности, или от пьянства, или от праздности, тот не достоин не только пособия, но и Церкви Божией, ибо Писание говорит о таковых, утверждая, что «ленивый, скрывший руку свою в недрах, не сможет принести ее к устам своим», и опять: «праздный сложил руки свои и поедает плоть свою», «ибо всякий пьяница и блудник обнищают и облекутся в разодранное и в рубища – всякий сонливый»; и в другом месте: «если же на стаканы и на чаши вперишь глаза твои, после будешь ходить ниже белильного дерева», ибо праздность воистину есть мать голода» (Постановления Апостольские. Книга 2. Пункт 4). 97 Священномученик Ермоген (около 1530–1612) был патриархом в Смутное время. Он отказался признать русским царем сына польского короля Сигизмунда католика Владислава и благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. За это он был заточен в 1611 году поляками в Чудовом монастыре, где и умер от голода. Канонизирован в 1913 году как священномученик. Память 17 февраля/2 марта и 12/25 мая. Авраамий (Палицын; †1627), архимандрит, келарь Свято-Троицкого монастыря; знаменитый политический деятель, писатель и историк. В 1611–1612 годах вместе с архимандритом того же монастыря Дионисием (Зобниковским) составил окружное послание к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, призывая его на борьбу с поляками. Участник выборного Земского собора 1613 года, избравшего на царство Михаила Федоровича Романова. В 1618 году руководил обороной Свято-Троицкого монастыря от польских войск. Автор повести об осаде Свято-Троицкого монастыря поляками и «Сказания», описывающего историю России в 1584–1618 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

60 В беседе против Савеллиан, Ария и Аномеев, в 32 письме (брату Григорию) и в беседе на 32 псалом. 67 Hugo Etherianus в сочинении De Haeresibus Graecorum, lib. II, cap. XV (Migne Patrol. Latinae CCII, 319). 68 Подробно говорил еще Никита Стифат , иеромонах Студийского монастыря в своем сочинении против Латинян (Libellus contra Latinos), изд. в лат. переводе в Migne Patr. Graecae tom. CXX. Именно: Sed quid hic dictus apostolus scribit ad Corinthios? Numquid, ut vos existimatis, de celebratione, quam vos in azymis celebratis? – 69 См. Никиты Стифата в Libellus contra Latinos (Migne, Patrol. Graecae tom. CXX, pag 1013–1014). 70 То есть по древнему счету, когда первым днем был следовавший за субботою. О том, что тайная вечеря совершена была в тринадцатый день луны, за день до законной пасхи, в конце XI века написал сочинение Никита Давид Пафлагонский (Издано в старом славянском переводе Чельцовым в приложениях к книге «Полемика между Греками и Латинами об опресноках в XI–XII веках». Спб. 1879. На Греч. имеется в рукоп. сборнике 368 Моск. Синод. Библиотеки). 72 Нават, священник Рим., с 252 года составил отдельную общину «чистых» (кафаров), строго относившуюся к падшим в тяжкие грехи и выставлявшую себя собранием людей почти безгрешных. 73 Так говорит, следуя св. Герману, патриарху константинопольскому († 740), в его «Изъяснении на Литургию». Писатель первой половины XV века, Симеон Солунский , говорит: «песнь аллилуйа означает хвалу Богу и явление божественной благодати» (см. книгу о храме). 74 О посте в субботу, как противном вселенской Церкви обычае, упомянул еще Фотий в «Окружном послании»; за ним – Лев Ахридский, Михаил Керуларий и др. 76 Это давние восточные еретики, отрасль монтанистов. Епифаний передает: «во время молитвы, будто ради печального выражения лица и самовольной праведности, они кладут так называемый указательный палец на нос. Посему некоторые и называли их Таскодругитами, то есть закладывающими нос (πασσαλορυγχιται)». См. о ересях, ересь 48, гл. 14 (Творение Епифания II, 326).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

666 Там же. С. 789. По словам Крозе (Der Selbstmord im 19 Jahrhundert), в одной только Европе “в течение истекшего столетия произошло более 1300000 самоубийств”. 669 См.: Harduin. Acta conciliorum et epistolae decretales ac constitutiones summorum pontificum. T. II. P. 1175; T. III. P. 351 и P. 795. Cp.: Inhofer. Der Selbstmord. S. 121–134. Средневековые законодательства Запада даже старались обставить посмертную кару самоубийц излишними жестокостями, свойственными духу времени, но отнюдь не христианской религии, например, предавали труп sepultura asina seu canina, т.е. ослиному или собачьему погребению, зарывая его вместе с падалью названных животных. 670 Кн. прав. патр. св. Тимофея Александрийского, пр. 14. Правила св. отцов с толкованиями. M., 1884. С. 530–32. Ср.: Славянская кормчая. Пр. 14. Требник Петра Могилы (о чинном погребении); Инструкция старостам поповским от патр. Моск. Андриана 1697. Ст. 21. По действующим законам нашей церкви, самоубийство, если оно совершается не в состоянии умоисступления, карается лишением погребения, но без всяких средневековых глумлений над трупом самоубийцы. 673 Игн. Богон. посл. к Римл. Гл. 1, 5–8. Писания мужей апостольских. Перев. о. Преображенского. M., 1862. С. 403–408. 674 Об окружном послании смирнской церкви см. у Гефеле в пролегоменах к его изданию «Patrum apostolicorum opera», 1839–1855. Ha русском языке оно издано в собрании переводов с греч. архим. Поликарпа (M., 1835). Евсевий большую часть этого послания помещает в своей истории (IV, 15). 678 Проф. A.A. Бронзов. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1884. C.. 100–112. 679 Diog. L. VII, 102–103, 160. Сис de fin. III, 10; IV, 17. См.: И. Невзоров. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань, 1892. С. 44–45. 681 Diog. L. VII, 102, 104, 105. Сис de fin. III, 15, 16; IV, 23. См.: Zeller. Die Philosophie der Griechen. Th. III. S. 1, 241. 693 Шиллер. Театр как нравственное учреждение. Соч. В перев. русск. писателей. Т. III. С. 370. СПб., 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

69 седмин (7+62=69), или 483 года, отсчитанные от 458/7 года до Р.Х., приходятся примерно на 26-й или 27-й год христианской эры (483–457=26), бывший годом крещения Христа и выступления Его на общественное служение в 30-летнем возрасте. Стих 25б. Первые семь седмин выделяются, как период времени, в который завершится возвращение народа и восстановление святого города и его стен. «И возвратится, и соградится стогна, и забрала, и истощатся лета» «И возвратится (народ) и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена». «И возвратится», Раб Божий добавляет для ясности: «народ». Стогна – улица, площадь; забрала – стены. «И истощатся лета», то есть в этом пройдут годы первой седмины. В МТ и РБ – «но в трудные времена». Из книг Ездры и Неемии известно, что возвратившиеся, действительно, восстанавливали святой город при самых неблагоприятных обстоятельствах – при противодействии враждебно настроенных соседей, особенно самарян. До времени Ездры – Неемии город все еще не был восстановлен и был баззащитным: не имея стен, подвергался вооруженным вторжениям соседей ( 1Езд.4:23 ); население было малочисленным, вследствие чего большие пространства внутри города оставались незаселенными ( Неем.7:11 ); стены, только восстановленные при Ездре, разрушили самаряне ( Неем.1:23 ), после чего они окончательно были построены прибывшим Неемией ( Неем.6:15 ). Но все же через 49 лет (семь седмин) город был восстановлен и укреплен, то есть пророчество исполнилось в точности. Древний историк Геродот, путешествовавший в конце V века по Палестине, свидетельствует, что город Иерусалим («Кадитие» – «святых») немногим меньше города Сард – столицы богатого Лидийского царства. А историк Гекатей Абдерский, живший во время Александра Македонского, то есть столетием позже Геродота, в своем описании изображает Иерусалим городом крепким, имеющим более 50 стадий в окружности, с населением 120 тысяч жителей. Стих 26 Когда, по истечении первых семи седмин, пройдут еще шестьдесят две седмины (7+62=69, «потребится помазание (греч. – _______) и суд не будет в нем»; в РБ – «предан будет смерти Христос (евр. Машиах – Помазанник) и не будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

hist. byz. 21. Р. 90. Venet. (178)). 2) Георгий Кедрин – XI столетия: Hi (Rossi) ipsam Constantinopolin in grave conjecissent periculum, paulo post Dei iram experti, domum reversi sunt; legatisque in urbem missis, divinum baptismum efflagitarunt impetraruntque. (Эти (россы) подвергли серьезной опасности сам Константинополь, однако спустя немного времени они, изведав гнев Божий, вернулись домой и, отправив в Константинополь послов, просили божественного крещения, что и было совершено (лат., греч.)) (ibid. 8. 433 (178)). И 3) сам патриарх Фотий – современник события: «Народ, глаголемый рос... переменил ныне языческое и безбожное учение, которое прежде содержал, на чистую и правую христианскую веру и, вместо недавнего враждебного на нас нашествия и великого насилия, с любовию и покорностию вступил в союз с нами. И столько воспламенила их любовь и ревность к вере, что и епископа, и пастыря, и христианское богослужение с великим усердием и тщанием прияли» (см.: Окружное послание его к восточным патриар. престолам, напеч. в Comment. Academ. scient. Imper. Petropol. Т. 6. Р. 382–384. Petropol., 1738 г. (162), также в Предвар. исследов. Эверса для русск. истор. Кн. 2. С. 228. Москв., 1825 (144)). 432 Как-то: 1) Константин Багрянородный (919–959 гг.), которого свидетельство почти буквально мы приводим в самом своем тексте (Corp. hist. byz. 21. Р. 157. Venet. (178)); 2) Георгии Кедрин – XI в.: Russos pactis compositis at salutaris baptismi communitatem (Basilius) pertraxit, iisque pontificum principem misit. Operae praetium est hoc loco miraculum referre, quod eo missus pontirex edidit. Princeps eius gentis ac proceres et universus populus falsa religione adhuc detenti, cum diliberarent, eane retinenda, an vero Christianae fidei accidendum esset, ad se missum pontificem (dpxispa) advocant; eumque princeps interrogat, quidnam rei esset, quod profiteretur, et ipse docturus esset? Profert Episcopus sacrum Evangelii Divini librum... (По заключении мира (Василий) склонил россов к принятию спасительного таинства крещения и отправил к ним первого архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Vol. 1. P. 374). Греч. текст соборного определения можно считать оригинальным, т. к. в его выработке деятельно участвовал прп. Максим Исповедник. В 11-й гл. в тех же самых выражениях Собор учит о двух энергиях во Христе. Кроме глав определения, Собор принял окружное послание ко всему епископату, духовенству, монашеству и ко всей благочестивой полноте Кафолической Церкви с изложением соборного определения (АСО II. Vol. 1. P. 404-421). В изложении веры Собора после изложения учения I-V Вселенских Соборов говорится: «...проповедуем, согласно учению святых отцов, что в Нем два естественные хотения или воли нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, и две естественные воли не противоположные, как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля следует, а не противоречит, или противоборствует, скорее же и подчиняется Его божественной и всемогущей воле. Ибо, по учению премудрого Афанасия, надлежало воле плоти быть в действии, но подчиняться воле божественной (Athanas. Alex. In illud: Nunc anima mea//PG. 26. Col. 1241). Как плоть Его называется и есть плоть Бога Слова, так и естественная воля Его плоти называется и есть собственная воля Бога Слова, как Сам Он говорит: яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Ин 6. 38), называя Своею волею волю плоти, поелику и плоть стала Его собственною плотию. Как всесвятая и непорочная одушевленная Его плоть, будучи обожена, не уничтожилась, но осталась в своем собственном пределе и логосе, так и Его человеческая воля, будучи обожена, не уничтожилась, а сохранилась, согласно с Григорием Богословом, который говорит: воля того, мыслимого в Спасителе, будучи всецело обожена, не прекословит Богу (Greg. Nazianz. Or. 30. 12//PG. 36. Col. 117). Утверждаем, что в одном и том же Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге нашем, два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, то есть, божественное действие и человеческое действие, согласно с богопроповедником Львом, говорящим яснейше: каждое естество производит то, что ему свойственно, в общении с другим, когда, то есть, Слово совершает то, что свойственно Слову, и тело приводит в исполнение то, что свойственно телу (Ep.

http://sedmitza.ru/text/758858.html

XX в. заявили о необходимости реформ и обновления Церкви и противопоставили себя св. патриарху Тихону. Этот раскол, инспирированный советской властью, смешал и те инициативы, которые давно существовали в российском Православии, и те тенденции и иллюзии, которые имели место у некоторых православных в отношении нового социально-политического строя, и примитивные корыстные стремления части духовенства использовать сложившуюся ситуацию, чтобы иметь доступ к церковной власти (предлагалось допустить к епископству женатое духовенство). Очевидные мотивы раскола и намерения власти не ввели в заблуждение основную массу верующих, и в целом обновленчество не пользовалось поддержкой народа. По мере возрождения церковной жизни, после 1943–1944 гг. усилился государственный контроль над Церковью, и необходимость поддержки государством обновленчества отпала; оно прекратило свое существование, дискредитировав в массовом церковном сознании любые попытки инициатив обновления церковной жизни. См. также «Живая Церковь». ОБОЖЕНИЕ (греч. – θεοσις) – процесс актуализации в человеке образа и подобия Божия, по которому он был сотворен. Наиболее отчетливо учение об О. выражено у св. Афанасия Великого , который говорил: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». «ОБЩЕГО УПОВАНИЯ» СЕКТА – молокане толка «общих», начало которому положил в 1830-х гг. Михаил Акинфиевич Попов, выступивший с предсказанием близкого пришествия Антихриста и с призывом к покаянию и к строению «места убежища» путем воссоздания первохристианской общины с ее общностью имущества. ОГЛАШЕННЫЕ – готовящиеся принять крещение, проходящие чин оглашения (катехизации, научения основам христианского вероучения), то есть оглашаемые. ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ЕДИНОЙ, СВЯТОЙ, СОБОРНОЙ (КАФОЛИЧЕСКОЙ) И АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ КО ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ – издано при Константинопольском патриархе Анфиме VI в мае 1848 г. (в ответ на энциклику папы Пия IX от 6 января 1848 г. с обращением к восточным христианам). В §17 от имени православия утверждается, что «хранитель благочестия (υπεραοπιστης της θρησκεας) у нас есть тело Церкви, т.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010