– (Из непечатан. записок Газского митрополита Паисия Лигарида). – В 1668 году антиохийский Макарий был в Казани, и тамошнему Преображенскому архимандриту Мисаилу, по просьбе его, разрешил служить божественную литургию на коврах, с рипидами и осеняльными свечами. (Из Правосл. Собеседн. Июль. 1865 года). Век осмнадцатый. 130. КИРИЛЛ. С 2 июня 1672 г. по 5 мая 1720 г. 47 год. 6 мес. 4 дня. Le Quien. – У Брека 141. – στορα θανασ. ψηλντου Κομνηνο. Τ. Θ. Χειρογρ. Антипатриархи – НЕОФИТ, недолго, и АФАНАСИЙ с 28 июня 1686 года считался патриархом до 1720 года. Le Quien. У Брека 142. 143. Этот Афанасий, отказавшись от патриаршества и взяв себе Алеппскую епархию, в 1700 году ездил в Угровлахию и тамошнего Господаря Иоанна Константина Бранкована убедил печатать церковные книги на арабском языке в типографии монастыря пресвятой Богородицы, прозываемого Знягов, для сирийских христиан. Арабские буквы отлил начальник сей типографии иеромонах Анфим. Напечатаны были три литургии, Василия великого , Иоанна Златоустог о и преждеосвященная с другими потребными молитвословиями. Афанасий, подписывавшийся «бывшим патриархом Антиохии», отблагодарил за это господаря Бранкована грамотою на греч. языке в январе месяце 1701 года. У меня есть список с неё. Начинается она так: παινοσιν ο λληνες τν Μακδονα λξανδρον... Тогда же этот патриарх особым окружным посланием (и оно есть у меня) уведомил сирийских христиан о печатании церковных книг на арабском языке в Богоспасаемой Угровлахии. А возвращался оттуда в Алепп (170½ г.) он взял с собою арабскую типографию и в Алеппе напечатал псалтырь, а тиснутые в Зняговском монастыре Литургии и Часослов разослал по церквам в Сирии и начал строить церковь , не имея же средств на содержание типографии и на украшение этой церкви, просил у нашего Петра I пособия, послав к нему своего протосингелла Леонтия. (Вероятно, Петр I пожаловал ему толику денег. – Извлечено из греч. рукописи, содержащей 546 писем, и хранящейся в библиотеке Синайского подворья в Каире, стран. 347 и след.). 131. АФАНАСИЙ. 1720–1724 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Святого Причащения. К ним относятся: дискос, чаша, или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров. Дискосом (греч. δσκος, «круглое блюдо») называется священное блюдо, на котором полагаются Святой Агнец, то есть та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Святого Духа прелагается в истинное Тело Христово, и вынутые из просфор частицы. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на литургии, тем, что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Святые Дары и держать его на голове. На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и выгравировываются по окружности слова: « Се Агнец Божий, вземляй грехи мира» . В разные моменты Литургии дискос знаменует собою то вертеп и ясли, где родился Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многострадальное тело. Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с изображением креста, употребляется при изъятии Агнца из просфоры, второе, с изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфоры частиц в честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших. Потир (от др.-греч. ποτρ, «чаша, кубок») – это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Святого Духа в истинную Кровь Христову. На чаше изображается Христос, Божия Матерь, святой Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: « Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя «. Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Святых Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

По рассказу Вальсамона (XII в.), некоторые на этом соборе говорили, что в постановлении предыдущего (вышеупомянутого) собора при патриархе Николае было упомянуто о перенесении Успенского поста на другое время, и потому пост в первую половину августа не может имет места. Но так как тот собор не указал, на какое время пост перенесен, между тем как из упоминания собора ясно, что пост соблюдался издревле в августе, то этот собор утвердил соблюдение поста в этом месяце. В свое патриаршество Вальсамон писал окружные и частные послания с увещанием соблюдать этот пост.    Никон Черногорец (XI в.) говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен, впрочем, весьма древнем.     μνημειον или μνημα (от μμνημαι — помнить) — памятник, особенно могильный, поэт. — гроб, Н 3. — могила, могильный склеп     ταφος (θαπτω — хоронить) — могила, склеп, курган.    Со смертью Богородицы Гефсимания, место Ее погребения, стала домом (точнее с греч.: участком, имением) Ее и освятилась.     κταομαι — приобретать; прошедшее соверш. и буд. 3-е — владеть, иметь; прош. соверш. прич., др.-слав.: «стяжавше».     ταξαρχος — начальник полка, отряда, центурии.    Это ангельское приветствие, по преданию, непрестанно воспевали ангелы при погребении Богоматери в слух верным.    Теперь более, теснее еще, чем в момент Благовещения; посему «с Тобою» впереди «Господь».     βαβα — о! ба!, междометие удивления.    греч. «чистая» γν, так и др.-слав.     μεθστημι — переставлять, переменять, изменять, удалять, переселять, умирать (Иосиф Флавий I в.), аор. II.     γηθεν — от (с) земли; поэт. Престол Божий переставлен с земли на небо.    Девство вознесло так высоко Пресвятую Богородицу.     κομησις — сон, почивание, о смерти (благочестивых) уже LXX (Сир 46:19; 48 13, ср Ин 11 11); Ерма I в., Ипполит, Ориген III в., собор Антиохийский, Евсевий, Златоуст IV в., о кончине Богоматери Модест Иерус Андрей Крит VII в.    С дальнейшими четырьмя всех 9 чинов ангельских, перечисляемых с поэтической свободой в порядке, по Дионисию Ареопагиту, где порядок такой: серафимы, херувимы, престолы (для Бога), господства (κυριτητες — господство над низшими ангелами и дают силу владеть собой), силы (через которых Бог творит чудеса), власти (ξουσαι — власть над диаволом), начала (управляют вселенной, царствами и обществами человеческими — ρχα), архангелы и ангелы, в греч. без «и» везде, исключая «херувимы и серафимы».    как высшие из чинов, хотя, по библейским описаниям, херувимы могут быть названы более страшными.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Причиной выхода Посланий к Коринфянам К. из церковного употребления, возможно, стало расширенное толкование 2-го прав. Вселенского VI Собора , признавшего еретичность «Апостольских постановлений», «данных через Климента». Хотя Послания к Коринфянам К. прямо не упоминаются в тексте канона, последующая традиция стала настороженно относиться и к ним. Так, в стихометрии свт. Никифора К-польского оба Послания упоминаются в числе апокрифов ( Zahn Th. Geschichte des neutestamentlichen kanons. Erlangen; Lpz., 1890. Bd. 2/1. S. 301), а в «Алфавитной синтагме» Матфея Властаря (гл. b 11) они прямо включаются в число осужденных Трулльским Собором вместе с «Апостольскими постановлениями». А. А. Ткаченко Послания «О девстве» и другие приписываемые сочинения Помимо 2-го Послания к Коринфянам под именем К. сохранились и некоторые др. сочинения. Среди них выделяются 2 послания «О девстве» (De virginitate, Ad virgines). Об этих посланиях упоминают свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. 30. 15) и блж. Иероним ( Hieron. Adv. Iovin. I 12). Послания обращены к проводящим девственную жизнь и представляют собой одно из самых ранних текстов, посвященных девству во Христе. Вероятно, изначально они представляли собой единый текст (об этом свидетельствуют отсутствие заключения у 1-го послания и введения у 2-го). Полный оригинальный греч. текст утрачен. Долгое время была известна только 1 сир. рукопись, в которой послания выписаны после Апостола (за Посланием Иуды),- Amst. Remonstrantsche Kerk. 184, 1470 (1-е изд.: Wettstein. 1752; улучшенное изд.: Beelen. 1856; рус. пер. выполнен с лат. перевода сир. рукописи: «Два окружныя послания...», 1869). Значительная часть греч. текста сохранилась в анонимных цитатах в «Пандектах Священного Писания» прп. Антиоха (ок. 620) ( Antioch. Hom. 17, 18, 21, 98, 99, 111, 112, 122, 130//PG. 89. Col. 1479-1488, 1495-1502, 1729-1736, 1773-1786, 1811-1818, 1841-1850; см. изд. параллельно с лат. переводом сир. рукописи: Funk, Diekamp. 1913). В XX в. была выявлена еще 1 сир. рукопись, в к-рой текст посланий очень близок к амстердамской, но при этом не связан с ней генетически (ркп. Mingana. Syr. 480. Fol. 344-351, 1712/3 г.). Фрагмент 1-го послания встречается среди святоотеческих цитат в рукописи Brit. Lib. Add. 12156. Fol. 69v, 562 г. (изд.: Rucker I . Florilegium Edessenum anonymum (Syriace ante 562)//SBA. 1933. H. 5. S. 3-4).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Сократ Схоластик (ок. 380440) уроженец Константинополя, ученик Евсевия Кесарийского , церковный иерарх и писатель. Он – автор «Церковной истории» в 7 книгах, при написании которой использовал не только труды Оригена , Афанасия Великого , Климента Александрийского , Евсевия Кесарийского , Руфина, но и письма политических деятелей, акты церковных соборов, окружные послания императоров и патриархов. В этом сочинении освещаются события с 306 по 439 гг.: военные походы Юлиана против варваров (франков, алеманнов, персов), борьба за единство церкви, преследование ариан и смерть Ария. Бедствия, обрушившиеся на Византию, Сократ Схоластик рассматривает как Божье наказание за преступления и грехи людей. Он обвиняет Юлиана в двуличии: император возродил языческие культы и пошел на некоторые уступки христианам, но затем запретил им получать эллинское образование. Писатель восхваляет «благочестивого» императора Феодосия I (379395), успешно боровшегося с арианской ересью, проповедует гибкую церковную политику, выступает в защиту христианской империи. Сократ Схоластик стремится к объективному освещению исторических событий, но в его труде содержится много ошибок и неточностей в хронологии. «Стадиасм, или Перипл Великого моря» географическое произведение, которое исследователи относят к ранневизантийскому периоду. Его название происходит от слова «стадий» (греч. «stadion») – меры длины, равной 600 футам (греко-римский стадий=176,6 м, олимпийский стадий=192,28 м, дельфийский стадий=177,55 м, новогреческий стадий=1000 м). Это произведение сохранилось в рукописи X в., принадлежавшей гуманисту Константину Ласкарису (XY в.). В нем описывалось побережье Средиземного и Чёрного морей, Северной Африки от Александрии до Геракловых столпов (древнее название двух скал на противоположных берегах Гибралтарского пролива), береговые линии островов Кипра и Крита. Расстояния между отдельными населенными пунктами выражены в стадиях. В книге содержались разнообразные сведения для моряков о портах, пристанях, гаванях, рейдах и якорных стоянках, о скалах, утёсах и мелях вблизи берега, об источниках пресной воды и маршрутах к ним, о господствующих ветрах и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 . Лутковский П., священник. Святой Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии. (Перевод с греч.). Машинопись. Киев, 1983. 13 . Мансуров М., священник. Очерки по истории Церкви. – Богословские труды. 1971, с. 79–116. 14 . Марен, аббат. Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330–898 гг.). Кн. 1. СПб., 1899. 15 . Монашеская жизнь по изречениям о ней святых Отцов подвижников. Псково-Печерский монастырь, 1994. 16 . Навкратия исповедника окружное письмо о смерти преподобного Феодора Студита . – Христианское чтение. 1837, ч. 4, с. 217–246. 17 . О трёх обетах монашества: девстве, нестяжании и послушании. Изд. 5. М., 1913. 18 . Правила святых Апостолов, святых соборов Вселенских и Поместных и святых отцов с толкованиями. М., 1913. 19 . Преображенский В., священник. Преподобный Феодор Студит и его время. М., 1896. 20 . Соколов Серафим, священник. Учение о нравственности по творениям преподобного Феодора Студита . Стипендиатский отчёт. Загорск, 1963. 21 . Тихон (Агриков) , иеромонах. Преподобный Феодор Студит , как организатор общежительного монашества. Курсовая работа. Загорск, 1954. 22 . Феофан (Говоров), святитель. Творения. Собрание писем. Вып. 1. М., 1898. 23 . Феофан (Говоров), святитель. Творения. Собрание писем. Вып. 7., М., 1901. 24 . Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. III. СПб., 1859. 3 Два древних полных списка жития святого Отца, на основе которых составлены исследования Гроссу и Доброклонского, помещены в полном собрании творений преподобного Феодора Студита . См.: т. I. СПб., 1907. С. 1–118. 4 Имеется также перевод творений преподобного Феодора Студита на русском языке (главным образом, его огласительных поучений), сделанный святителем Феофаном Затворником («Добротолюбие» т. IV). За основу этот перевод не взят по той причине, что представляет собой не полные поучения преподобного Феодора, а лишь извлечения из них, о чём говорится в самом начале сборника (с. III–V), и целью которого является не научное, а назидательное издание (с. VI).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1907. Col. 619). Орос Собора подписан К-польским патриархом Кириллом V , Александрийским патриархом Матфеем Псалтом и Иерусалимским патриархом Парфением . Решение Собора 1756 г. на рус. практику принятия католиков не повлияло. Ист.: Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. P., 1907. T. 38. Col. 575-622. Лит.: Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 1. С. 589-591. Собор 1838 г. Собор посвящен опровержению лат. догматов и обычаев; главной темой была «уния». В окружном послании осуждаются индульгенции как средство обогащения ( Καρμρης. 1968. Σ. 898). Окружное послание подписали К-польский патриарх Григорий VI, Иерусалимский патриарх Афанасий V и 11 архиереев К-польского синода. Его текст был послан также отсутствовавшим патриархам Александрийскому Иерофею I и Антиохийскому Мефодию. Ист.: Καρμρης Ι. Ν. Τ Δογματικ κα συμβολικ μνημεα. Graz, 1968. Τ. 2. Σ. 894-902. Собор 1850 г. Признание автокефалии Элладской Православной Церкви . Автокефалия Элладской Церкви, провозглашенная в 1833 г. без согласия К-польского Патриархата, не была им признана. Попытки восстановить отношения с К-польской Церковью и добиться признания своей независимости предпринимались синодом Элладской Церкви в 1841 и 1843 гг., однако были неудачными. В 1850 г. греч. правительством было направлено послание К-польскому патриарху Анфиму IV с просьбой признать автокефалию, принять «священный синод королевства греческого... как брата во Христе, благословив дело благочестивого греческого народа» ( Курганов. 1871. С. 202). Для решения вопроса патриарх Анфим IV созвал Собор, в работе к-рого помимо членов патриаршего синода приняли участие также пять находившихся на покое К-польских патриархов и патриарх Иерусалимский Кирилл. Заседания Собора начались 16 июня 1850 г., а 29 июня было принято соборное определение, в к-ром признавалась автокефалия Элладской Церкви. Лит.: Курганов Ф. А. Устройство управления в Церкви королевства Греческого. Каз., 1871; Τ σωζμενα κκλησιαστικ συγγρμματα Κωνσταντνου πρεσβυτρου κα οκονμου το ξ οκονμων.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

1 Нехалкидонскими называют Церкви, отпавшие от Вселенского Православия на основании неприятия решений Халкидонского (IV Вселенского) Собора 451 г. В официальных документах Всемирного Совета Церквей эти Церкви именуются «Древними Восточными (Ориентальными)» или «Восточными Православными». В предании Православной Церкви нехалкидониты традиционно называются «монофизитами» (от греч. μνος – единый и φσις – природа), т. е. признающими во Христе, вопреки оросу IV Вселенского Собора, не две, а одну природу. В настоящее время существуют пять нехалкидонских Церквей: Коптская, Эфиопская, Армянская, Антиохийская (Сиро-Яковитская) и Малабарская (Сирийская Церковь Индии), которые объединяют до 60 млн. верующих. 2 Документы Объединенной богословской комиссии по диалогу в заседаниях 2328 сентября 1990 г. в Православном Центре Вселенского Патриархата, Женева М., 1994, Машинопись, пер. с новогреческого, с. 4. 3 ΜΙΚΤΗΕΠΙΤΡΟΠΗ ΤΟΥ ΔΙΑΛΟΓΟΥ ΜΕΤΑΞΥ ΤΗΣ ΟΠΘΟΔΟΞΟΥ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΚΑΙ ΤΩΝ ΑΝΑΤΟΛΙΚΩΝ ΟΡΘΟΔΟΞΩΝ ΕΚΚΛΗΣΙΩΝ ρθοδξου Κντρου το Οκουμενικο πατριαρχεου Σαμπεζ, 16 Νοεμβρου 1993. ΠΡΟΤΑΣΕΙΣ ΠΕΡΙ ΤΩΝ ΑΡΣΙΝ ΤΩΝ ΑΝΑΘΕΜΑΤΩΝ, Бг, бм, машинопись, с. 1. 4 Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848)//Догматические послания православных иерархов XVIIXIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 233. 5 В настоящей работе использовано основное произведение Ж. Лебона, посвященное исследованию монофизитской христологии: J. Lebon. La Christologie du monophysitisme syrien Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. Echter–Verlag Würzburg, 1951. Русский перевод сделан в Ленинградской Духовной Академии в 1975 году. Цитация приводится по русскому переводу: Лебон Ж. Христология сирийского монофизитства. Машинопись, Л., 1975. 8 Георг М. В., свящ. Новая жизнь в старой Церкви. Калькутта, 1963 (на англ. яз.). Цит. по: ЖМП, 1967, 2, с. 67. 9 См. Rev. V. С. Samuel. The Christology of Severus of Antioh. Abba Salama//Athens. 1973. Vol. 4, p. 126190.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

30 Окружное послание Александра, епископа Александрийского//Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 16. 32 Кстати говоря, такое признание, доведенное до логического конца, часто приобретает пантеистическую окраску, см.: Булгаков С. , прот. Купина неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927. С.262–264. В иудейской кабалистике есть учение о пяти божественных ликах ( ); данное понятие лика ( ) происходит от греч. πρ σωπον (лик, личность). Некоторые каббалисты понимают его в смысле божественной пятиипостасности и сопоставляют его с христианским учением о божественной триипостасности. 40 Темпорологией называют философские, богословские, религиоведческие, психологические, а также некоторые другие гуманитарные и естественнонаучные исследования, посвященные времени. 42 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 10–11. Migne J.-P. Patrologiae Cursus Completus: Series Patrologia Graeca . Paris, 1857. T. 29b. Col. 16–17. (Далее тома этой серии указываются аббревиатурой PG.) В приведенном отрывке Василий подразумевает, что библейские слова «В начале ( ) сотворил Бог» пони­маются так: «Во главе ( ) сотворил Бог». То есть первомомент бытия тварного мира Бог создает «оглавленно», и в этом первомоменте заключено все последующее бытие мира, которое разворачивается в течение веков и веков, подобно тому как в оглавлении книги кратко содержится все, о чем книга расскажет читателю на протяжении многих и многих страниц. 43 Темпоральные интуиции Василия Каппадокийского и исихастов относятся к разным предметам. Василий говорит о моменте творения мира из ничего, об однократном событии в далеком прошлом, которое представляет собой непротяженный миг, отделяющий временное бытие от небытия. Исихасты говорят о мгновении мистического опыта, которое может иметь место и в XXI в. Некоторые мистики переживали этот мгновенный опыт обожения несколько раз в течение жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

362 См. Maassen. Geschichte der Quellen und der Literat, des canonischen Rechts in Aberlande, S. 426, 642–721; Беляев, стр. 83–84; Ianus, S. 85 и др. 366 Правила св. апост., вселенск. и поместн. соб. и св. о.о. Издание московск. общ люб. духовн. просвещ. Т. 2, стр. 1191–1192. 403 Maassen. Цитир. соч., В. I, S. 420–797; Kunstmann. Grundzuge eines vergleichenden Kirchenrechts. München. 1867. S. 21–31. 407 Ibid. S. 428–429; Kunstmann, S. 22; Беляев. Догмат папск. непогр., стр. 84; Иоанн. Опыт курса церков. законов, стр. 113. 413 Janus, S. 101; Беляев, стр. 86; Лебедев. Разности в уч. о церкви, стр. 148; Предтеч. Развитие влияния пап на д. Зап., ц., стр. 227. 440 Döllinger. Kirche und Kirchen, S. 7–8. Катанский. История попыток к соединению церквей. Стр. 33 и далее. 441 «Вопроса о соединении церквей собственно не существовало, а был только вопрос о подчинении восточной Западной», – справедливо замечает проф. Курганов (Курганов. Устройство управления в ц. корол. греч., стр. 45). 442 Ограничиваемся возможно кратким указанием попыток соединения церквей. За подробным же ознакомлением с этим вопросом отсылаем читателя к специальному сочинению А. Катанского – «История попыток к соединению церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении». С.-Петербург. 1868. 444 Бердников. Краткий курс церк. права, стр. 12–18; Еп. Иоанн. Опыт курса церк. законоведения, стр. 86, 92–93; Соколов. Из лекций по церк. пр., 172, 176–177. 450 Таковы, например, соборы: 867 г., собор при патриархе Антонии, 1054 г. 1168 г. 1283, 1443, 1722, 1772 гг. и др.; таковы, например, окружные послания: Фотия от 867 г., Михаила Керуллария, Германа при императоре Дуке Ватакисе, Иосифа при Михаиле Палеологе, Анфима от 1848 г. и др. 451 Катанский. История попыток к соедин. ц., стр. 58. Pichler. Geschichte der kirchlichen Trennung. В. 1, 8. 263. 461 Mansi, t. XVI, p. 318–319; Лебедев. Очерки внутренней истории византийско-восточной ц. в IX, X и XI вв., стр. 151; Барсов. Канонический элемент в церк. упр., стр. 227.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010