Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 церковных головных уборов 2 мин., 22.09.2019 Содержание 01 Скуфья (греч. – чаша) Небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду. На скуфье патриарха и архиепископов нашит небольшой четырехконечный крест. 02 Камилáвка (гр. – из верблюжьей шерсти) Расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения. 03 Митра (греч. – головная повязка) Головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. Наверху митры – икона Троицы или крылатого серафима, у архиерейской – крест. По окружности митры расположено несколько иконописных образов. Епископская митра символизирует одновременно и царский, и терновый венец Христа. 04 Клобук (тюрк. – колпак) Клобук – это монашеская камилавка черного цвета с длинным, разделенным натрое шлейфом-наметкой. Монахи в священном сане носят клобук как во время богослужения, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный клобук с нашитым на него крестом, митрополиты – белый клобук с крестом. 05 Апостольник Головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, спину и грудь. Предмет одежды православной монахини. Поверх апостольника носят скуфью, камилавку или клобук. 06 Куколь русского патриарха Клобук русского патриарха по традиции также называется куколем. Куколь патриарха – твердая круглая шапка белого цвета с изображениями крылатых серафимов – «сионами» - на лбу и двух концах шлейфа, с небольшим крестом на маковке. Это повседневный головной убор. 07 Куколь схимника Мягкий остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Белыми нитками на куколе вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятого. Головной убор монаха великой схимы. Надевается поверх мантии. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/7-tserkovnyih-golovnyih-u...

366 Греч. πγης (аорист от πγνυμι – твердею, сгущаюсь), т. е. из зародыша образовался в человека (ср. 10:10, прим. 8). Слав. сгустился; пользуемся синод. пер. 368 Слав. или в советника тя употреби Бог соответствует ват. [? по гёттинг., только в катенах, у Олимпиодора, в альд. и сикстинском]; а в алекс. [и др.] – нет. 370 Оскобленному слав. не разумеем нет соответствия по-греч., а в Вульг. nesciamus, у бл. Августина nescimus. 371 Слав. старший соответствует πρεσβτερος – 157, Итала decrepitus, а обычно βαρτερος – тягчайший. 373 «Кто из людей может дать обещание быть праведником, если не теперь, то в будущее время?» (Дидим). 374 Т. е. ангелам (Knabenbauer. Commentarius in Job. P. 203) и древним патриархам: свв. Аврааму, Исааку и др. (Полихр.). 376 Слав. буд. вр. рекут соответствует ват. ροσιν (буд. вр. в значении прош. вр.), а в алекс. πγγειλαν – возвестили, у бл. Иеронима dixerunt. 384 Греч. περιστμιον – окружность рта; здесь, вероятно, разумеются жировые складки на бедрах, как символ тучности человека (Олимп.). 385 Оскобленное слав. хвала же его укоризна соответствует ανος δε ατο βρις – алекс., 137–139, 147, 167, 251, 254 и др., альд.; оскоблено по ват., в котором, [как и в син.,] этих слов нет. 386 Нечестивые; слав. мн. ч. они соответствует ват. ενοι, а в алекс. [и син. после испр.] ед. ч. ενος – более правильно, у бл. Иеронима ille. 387 Пусть будет срублен, как дерево: не останется от него ни пня, ни побегов, которые могли бы бросать тень на земле, т. е. не будет потомства и имени его на земле (Дидим). 391 Слав. облиственеет соответствует компл. εθαλσ, Вульг. proiciens florem и евр. т., а обычно по-греч. πυσ – сделается плотным, твердым. 396 Т. е. страдания – другим, обман и коварство в обращении с ними и суета – для себя: вот характер и последствия жизни нечестивца (ср. Псс. 9 и 36). Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А Юнгерова. Учительные книги/К 11 Под общ. и науч. ред. А. Г. Дунаева. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 920 с. с разд. пагин. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ VII патриарх К-польский (1 мая 1789 - 1 марта 1794, 12 дек. 1798 - 17 июня 1801). Родом из Смирны, мирское имя Николай. Учился в Евангелической школе под рук. дидаскала Иоанна (впосл. Иерофея) Дендрина; в числе его товарищей был греч. ученый-просветитель А. Кораис . По окончании учения Н. служил иеродиаконом при Вселенской Патриархии, а в мае 1771 г. рукоположен в сан митрополита Маронии; с этой кафедры был избран на Патриарший престол. Н. восстановил при Патриархии певч. школу (1791), собрал большую сумму денег (64 тыс. гросиев) на содержание Великой народной школы в К-поле и назначил 6 эпитропов для заведования ее делами. В 1793 г. Н. издал окружное послание против рационалиста Христодула из Акарнании, осудил его сочинения, написанные под влиянием европейских философов Б. Спинозы , Вольтера и Ж. Ж. Руссо , и запретил грекам приобретать и читать их. Первое низложение Н. произошло в результате интриг нек-рых членов Синода; Н. был отправлен османским правительством в ссылку на о-в Родос, затем на о-в Патмос и, наконец, на Св. Гору Афон . Во время 2-го Патриаршества Н. стремился установить в Церкви порядок. Напр., он позволил эфорам приходских храмов К-поля выделять средства из церковных сумм только на самые необходимые расходы - покупать свечи и масло, платить жалованье певчим, а крупные покупки, свыше 100 гросиев, разрешил делать только с ведома патриарха. При Н. был открыт ряд школ (на о-ве Наксос, в Силимврии). В 1800 г. с его разрешения и при финансовом содействии монах афонского скита Честного Предтечи Христофор издал в К-поле свой «Каноникон» (Κανονικν). При содействии Н. св. Никодим Святогорец напечатал составленный им вместе с иером. Агапием сб. «Кормило» («Кормчая», греч.: Πηδλιον. Λειψα, 1800) на совр. греч. языке. В Синоде по поводу издания Кормчей на совр. языке были продолжительные споры, но Н. отстоял работу св. Никодима, а впоследствии рекомендовал книгу для практического использования. После своего 2-го отречения 17 июня 1801 г. Н. был удален на Афон. Лит.: Соколов И. И. К-польская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1. С. 408-415; Μακραος Σ. Υπομνματα κκλησιαστικς στορας (1750-1800)// Σθας Κ. Μ. Β. Βενετα, 1872. Τ. 3. Σ. 386-387; Γεδεν. Πνακες. Σ. 671-673; Лебедев А. П. История Греко-вост. Церкви под властью турок. СПб., 2004. Т. 1. С. 297. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФАНГЕЛ (1760-е гг.- 1832, Адрианополь), Патриарх К-польский (26.09.1826-5.07.1830). Род. в деревне под Адрианополем ; учился в школе вместе с буд. К-польским Патриархом Кириллом VI . Юношей пришел на Афон и подвизался в Иверском мон-ре , приняв там монашеский постриг. В 1800 г. служил священником греч. прихода в Москве, в нояб. 1815 г. рукоположен в митрополита Белградского (1816-1825). А. был участником Народной Скупщины, провозгласившей Милоша Обреновича наследным князем Сербии (6 нояб. 1817); между митрополитом и князем была достигнута договоренность о поставлении Йована Томича, священника-серба, во протопресвитера соборной церкви в Белграде. При А. в 1822 г. сооружен иконостас в Любостиньском Успенском мон-ре , возведены кельи в Каленичском и Туманском мон-рях. Во время Греческого восстания 1821 г. А. в качестве заложника был посажен турками в тюрьму, где содержался неск. лет. В авг. 1825 г. он был поставлен в митрополита Халкидонского, через год возведен на Вселенский Патриарший Престол вместо низложенного и сосланного Патриарха Хрисанфа . После русско-тур. войны, закончившейся Адрианопольским миром (1829), турки предприняли беспощадное гонение на христиан. А., призывавший греков прекратить восстание, был обвинен в антинациональной политике и пособничестве туркам. Кроме того, ему инкриминировалось вмешательство в дела Иерусалимской Церкви, расхищение средств, произвол в церковном управлении и др. провинности, изложенные в жалобе на имя султана архиереев и знатных представителей греч. общины. В результате Патриарх был низложен и сослан в Кесарию, а затем в Адрианополь, где вскоре умер. В Патриаршество А. издано неск. окружных посланий, касающихся канонических вопросов: о монополии Вселенского Престола на приготовление св. мира (1826), о приданом при вступлении в брак (1827), об устройстве больниц (1827), о церковных имуществах (1828), о совершении таинства Крещения и др. А., прекрасно знавший болг., рус., тур. и франц. языки, был одним из самых образованных иерархов XIX в. Лит.: История православной Церкви в XIX веке. СПб., 1901. М., 1998Р. Т. 1: Православный Восток. С. 71-72; Γριτσπουλος Τ. Α. Αγαθγγελος//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 80-82; Српски jepapcu. С. 7-8. Савва, еп. Шумадийский, Б. А. Нелюбов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ СХОЛАСТИК [лат. Epiphanius Scholasticus], секретарь рим. писателя и гос. деятеля Кассиодора (487-578), канцлера остгот. кор. Теодориха Великого (493-526), переводчик. Кассиодор - единственный автор, к-рый упоминает о Е. С., называя его ученейшим мужем ( Cassiod. De inst. div. lit. 5, 8, 11, 17) или «схоластиком» ( Idem. Hist. eccl. tripart. Praef.). Когда между 560 и 580 гг. Кассиодор составлял соч. «О науках, божественных и человеческих» (Institutiones divinarum et humanum litterarum), Е. С. жил в его мон-ре Виварий. Е. С. мог сопровождать Кассиодора во временной депортации его в К-поль (между 540 и 555). Кассиодор сообщал, что Е. С. переводил с греч. языка сочинения Дидима Слепца «Толкование на соборные послания» (Enarratio in Epistolas Catholocas) и «Фрагменты толкований на Книгу Притчей Соломоновых» (Fragmenta in Proverbia; не сохр.) ( Cassiod. De inst. div. lit. 8, 5). Е. С. перевел также «Толкование на Песнь Песней Соломоновых» Епифания Кипрского (Expositio Epophanii Cyprii in Canticum Canticorum), «Окружное послание Халкидонского Собора» (Codex Encyclius), истории Церкви Сократа Схоластика, Созомена и блж. Феодорита Кирского. Эти переводы сохранились в переработке Кассиодора, известной как «Трехчастная церковная история» (Historia Ecclesiastica Tripartita). Кассиодор, как правило, выбирал из сочинений этих авторов наиболее подробные рассказы о событиях, указывая имя историка, у которого был заимствован текст. Сохранившиеся в первоначальном виде переводы Е. С. отражают его неглубокое знание греч. и лат. языков, но, возможно, лат. тексты были отредактированы Кассиодором. Ист.: Cassiodori-Epiphanii Historia Ecclesiastica Tripartita/Ed. W. Jacob, R. Hanslik. Vindobonae, 1952. (CSEL; 71); Schnitzler Th. Im Kampfe um Chalcedon: Geschichte und Inhalt des Codex Encyclius von 458. R., 1938. (AnGreg; 16). Лит.: Bidez J. La Tradition Manuscrite de Sozomène et la Tripartite de Théodore le Lecteur. Lpz., 1908. P. 51-55; Courcelle P. Les lettres grecques en Occident de Macrobe à Cassiodore. P., 19482. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782)

http://pravenc.ru/text/190099.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛЯРИЧ [серб. Гаврило (1842, Эстергом (Гран), Венгрия - 13.01.1906, Мохач, там же), свящ., преподаватель Закона Божия, проф. серб. церковного пения. Закончил 7 классов гимназии, Богословский фак-т в Сремски-Карловци, один курс юридического фак-та Белградского ун-та. Рукоположен во диакона в 1868 г., во иерея - в 1869 г., в сан протоиерея возведен в г. Сараево в 1893 г. митр. Дабро-Босанским Георгием (Николаевичем) . Был членом консистории Будимской епархии, учителем Закона Божия в Кечкемете, затем в гимназии в Сараеве. Преподавал правосл. серб. церковное пение в учительской семинарии в Сараеве (Релево). В 1894 г. избран окружным протопресвитером в Мохаче. Был известен как проповедник, тексты его проповедей печатались в богословских журналах. С целью сохранить традиц. серб. церковное пение делал его нотные записи, к-рые публиковал совместно с Николо Тайшановичем. 1-я книга этого издания посвящена барону Федору Николичу из Рудны, старосте церковной общины в Пеште. 2-я книга не имеет посвящения, однако авторы выражают свою благодарность за оказанную помощь Петру Петровичу, сараевскому жителю и старосте церковной общины. Собрание сделанных Б. записей греч. напевов исчезло в Сараеве во время первой мировой войны. Муз. соч.: Мелография: Српско православно njehuje по карловачком старом начину. 1. Св. 1: [Лumyprujcke песме]; Св. 2: Ирмоси; Св. 3: [Из општег nojahja]; Св. 4: Уз часни пост, О Васкрсу и празницима; Св. 5: Cjeдaлhu и noлujeлejhu. Capajebo, 1887; 2: Св. 1-8: Октоих; Св. 9: [Из општег nojahja]; Св. 10: Beлuчahja и две kamabacuje. Capajebo, 1891. Соч.: Предговор: (Ucmopuja српског nojahja)//Српско православно njehuje. Сараево, 1891. 2: Октоих. С. I-VIII; Мала kamabacuja (пиказ Т. вила. Сараево, 1893. Т. 8. Св. 18. С. 275-276; Св. 19. С. 293-294. Лит.: J. П. Српско православно njehuje по карловачком старом начину//Босанска вила. Сараево, 1887. Т. 2. Св. 13. С. 206-207; Д. Српско православно njehuje//Там же. 1892. Т. 7. Св. 15. С. 236-237. Д. С. Петрович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149725.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Визант. имп. Василиск. Аверс солида. V в. Флавий [лат. Basiliscus Flavius; греч. Βασιλσκος Θλβιος], визант. имп. (9 янв. 475 - авг. 476), узурпатор. Брат августы Верины, жены имп. Льва I (457-474). В 465 г. был консулом. С 468 г. главнокомандующий (magister militum), в том же году возглавил экспедицию против вандалов (1100 кораблей, 100 тыс. чел.). Несмотря на полный провал похода и гибель флота, В. сумел благодаря заступничеству сестры избежать наказания. В 471 г. способствовал устранению военачальника-алана Аспара, за что получил от имп. Льва I звание первого сенатора (474). В нач. янв. 475 г. В., давно мечтавший об имп. короне, организовал вместе с Вериной заговор против только что провозглашенного императором исаврийца Зинона (474-475, 476-491). Зинон с женой бежал в Исаврию, а В. занял имп. трон, объявив свою супругу Зинониду августой, а сына Марка - кесарем, а затем августом. В церковной политике узурпатор принял сторону монофизитов. Все низложенные и сосланные монофизитские епископы (в т. ч. патриархи Александрийский Тимофей II Элур и Антиохийский Петр Гнафевс ) были восстановлены на своих кафедрах. По совету Тимофея В. издал окружное послание (Энкиклион, 475), в к-ром осудил и отверг как вероопределения Халкидонского Собора (451) и томос папы св. Льва Великого, так и крайнее монофизитское учение Евтихия ( Евагр . Церк. ист. III 3-7). Хотя большинство епископов подписало «Энкиклион», К-польский Патриарх Акакий (472-489) встал в оппозицию политике В., к-рый лишил его церковной юрисдикции в М. Азии, вновь возвысив Эфесскую митрополию. Акакия поддержал своим авторитетом прп. Даниил Столпник . Население К-поля, недовольное экономической и религ. политикой В., подняло восстание; в столице начались пожары. В опровержение «Энкиклиона» В. поспешил издать «Антиэнкиклион», возвращающий церковные дела в прежнее состояние, но было уже поздно: имп. Зинон, к-рого поддержали военачальники-исаврийцы, вступил в К-поль и вернул себе трон (лето 476). В. вместе с семьей был отправлен в одну из крепостей Каппадокии, где они умерли от голода. Лит.: Prosopography of the Later Roman Empire. Camb., 1980. Vol. 2. P. 212-214 [обзор ист-ков]; Croke B. Basiliscus, the Boy-Emperor//GRBS. 1983. Vol. 24. P. 81-91; Dovere E. L " «Εγκκλιον Βασιλσκου»: Un caso di normativa imperiale in Oriente su temi di dogmatica teologica//Studia et documenta historiae et iuris. R., 1985. Vol. 51. P. 153-188; Krautschick St. Zwei Aspekte des Jahres 476//Historia. 1986. [T.] 35. S. 344-371; Глушанин Е. П. Военная знать ранней Византии. Барнаул, 1991. С. 130-132, 141-142; Salamon M. Basiliscus cum Romanis suis//Studia Moesiaca/Ed. L. Mrozevicz, K. Ilski. Pozna, 1994. S. 179-196. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА II (1655/56, Шатишта (Сачишта), ныне Сьятиста, Греция - 1745, там же), архиеп. Охридский. Род. в семье священника. Был женат, имел сына, овдовев, постригся в монашество. Его брат Фома также был священником. В 30 лет (1686) З. стал митрополитом Сисанийским и принял активное участие в церковно-политической борьбе за кафедру Охридского архиепископа, которую вели т. н. автохтонная партия и сторонники К-поля. Впервые З. был избран Охридским архиепископом после смещения архиеп. Игнатия III, поскольку снискал расположение автохтонной партии. Избрание проходило в храме Богородицы Перивлепты Охридской на церковно-народном соборе 9 июля 1695 г. 8 июля 1699 г. З. был неожиданно отстранен от кафедры в пользу еп. Херонейского Рафаила, ставленника К-поля. Основанием послужило нарушение церковных правил: одновременное управление Охридской архиепископией и Сисанийской епархией. После его ухода неск. епархий архиепископии перешли под юрисдикцию К-поля. Воспользовавшись недовольством охридского клира, З. летом 1707 г. снова занял архиепископскую кафедру. После повторного смещения с Охридской кафедры в мае 1708 г. З. вернулся в качестве проедра в Шатишту и постоянно ссорился с Охридскими архиепископами, стремясь не допустить их вмешательства во внутренние дела епархии. Как архиепископ он упоминается и 4 июня 1709 г., поэтому нек-рые считают, что он и третий раз, не позднее 11 июня 1708 г., взошел на кафедру, но в следующем году был отстранен. Несмотря на это, З. вслед. поддержки среди духовенства председательствовал на отстранившем Охридского архиеп. Филофея соборе в Маврово (Маврохори; 6 июля 1718). Прославился богатыми пожертвованиями на нужды Церкви. Руководил греч. школой в Шатиште, но был обвинен в присвоении школьных денег и церковной недвижимости и отстранен. В возрасте 90 лет отошел от дел и вскоре скончался. Погребен в храме св. Илии в Шатиште. Из его трудов известны добавление к форме анафемы и неск. окружных посланий. Лит.: Димевски С. Црковна ucmopuja на македонскиот народ. Ckonje, 1965. С. 83-84; Охрид и Охридско низ ucmopujama. Ckonje, 1978. Кн. 2: Од под османлиска власт до kpajom на првата светска bojha. С. 77; Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1931. Т. 2: От паденето и под турците и до нейното унищожение (1394-1767). С. 133-134, 204, 293, 344-345, 419. А. Сафонов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200045.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН V († 18.08(?).675, К-поль), свт. (пам. 18 авг.), патриарх К-польский (с 25 нояб. 669). До избрания на престол был пресвитером, занимал посты скевофилакса и эконома патриаршего ведомства Св. Софии (вероятно, в разное время). Избран на Патриарший престол после смерти патриарха Фомы II 15 нояб. 669 г. Подробных сведений о Патриаршестве И. нет. Большую часть этого периода Византийская империя находилась под угрозой нападения арабов, флот которых господствовал в Геллеспонте и в 670-677 гг. с моря осаждал К-поль. В период Патриаршества И. в Византии продолжал формально действовать Типос 648 г., запрещавший диспуты по проблеме монофелитства . Взаимоотношения К-польской Церкви и Рима оставались неясными, хотя активной полемики не велось. Вскоре после возведения на престол И. отправил окружное послание в Рим, однако оно не было принято папой Виталианом . Тем не менее на VI Вселенском Соборе в 681 г. И. был признан православным, его имя внесено в церковные диптихи. И. причислен к лику святых в Византии, вероятно вскоре после VI Вселенского Собора. По мнению И. Делеэ, день памяти 18 авг. (SynCP. Col. 908; Mateos. Typicon. T. 1. P. 376) одного из К-польских патриархов по имени Иоанн и патриарха Георгия I (679-686) относится к И. (SynCP. Col. 1033). Совместная память святителей Иоанна и Георгия, патриархов К-польских, повторена под 29 марта в служебной Минее Vindob. Theol. gr. 300, XIII-XIV вв. (SynCP. Col. 567-568). Ист.: Zonara. Annales. 1844. Vol. 2. P. 220-221, 225; Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 457; Theoph. Chron. P. 351; Niceph. Const. Chronogr. 1880. P. 118; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 107; SynCP. Col. 908; Mateos. Typicon. T. 1. P. 376; ACO. Vol. 2. Pt. 2. P. 612-619. Лит.: Dieten J.-L., van. Geschichte der griechischen Patriarchen von Konstantinopel: Von Sergius I. Bis Johannes VI (610-715). Amst., 1972. S. 121-122; PMBZ, N 2704. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/469586.html

лиц в связи с деятельностью А. и учрежденной им старообрядческой митрополии. Крайнее недовольство высших российских кругов и требование российского имп. Николая I Павловича в дек. 1847 г. закрыть Белокриницкий мон-рь грозили разрывом дипломатических отношений, сложившаяся внешнеполитическая ситуация требовала удаления А. из среды староверов. 13 дек. 1847 г. австр. властями А. был вызван из Белой Криницы во Львов, оттуда переправлен в Вену, где старообрядческий митрополит должен был ответить на 9 вопросов, в к-рых были сформулированы выдвинутые против него обвинения. А. назвал причинами своего бегства из Стамбула в Белую Криницу несправедливости, чинившиеся по отношению к нему К-польскими Патриархами, и моление народа (старообрядцев) занять пустовавшую кафедру. А. не было разрешено вернуться на Буковину, местом жительства был выбран Цилли. Революция 1848 г., последствием к-рой стало обещание австр. имп. Фердинанда дать конституцию, а вместе с ней и свободу вероисповедания, позволила А. обратиться в правительство с просьбой оставить его вместе с семьей сына в Вене или Будапеште, однако 23 июня 1848 г. австр. министр внутренних дел ответил, что А. «является виновным в затруднениях австрийского правительства из-за липован с Россией», а потому «он обязан согласиться с определением ему места пребывания» (Цит. по: Крамер. С. 123). В Цилли А. жил уединенно, общаясь лишь с семьей сына. Изредка его навещали старообрядцы из Белой Криницы и России - Павел, Иероним, Браиловский еп. Онуфрий. Тульчинский еп. Иустин, иерод. Ипполит советовались с А. по поводу разделения старообрядцев, вызванного «Окружным посланием» (1862). Н. И. Субботиным опубликована переписка тех лет (Переписка раскольничьих деятелей. Вып. 2). А. был похоронен сыном Георгием на греч. кладбище в Триесте (совр. Италия), заочное отпевание совершил старообрядческий еп. Кирилл в Белой Кринице. 21 мая 2000 г. останки А. были перенесены в Покровский кафедральный храм старообрядческой митрополии в г. Брэила (Румыния). На всемирном соборе старообрядцев Белокриницкого согласия в нояб.

http://pravenc.ru/text/114398.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010