Дорофеем (Маммелисом) . По итогам переговоров М. отбыл в Нью-Йорк с целью возглавить местные греч. приходы. Его бывш. викарий еп. Родостольский Александр отказался признавать происшедшие в ЭПЦ перемены и в ответ на его отзыв обратно в Афины разорвал свои отношения с новым Синодом. Прибыв в США, М. разослал 8 марта 1921 г. окружное послание, в котором известил греч. приходы о своем вступлении в управление ими вместе с еп. Александром. Часть приходов отказалась признать М. 13 сент. М. открыл работу общего собрания признавшего его греч. духовенства, на к-ром была учреждена Греческая архиепископия Америки с центром в Нью-Йорке (юрисдикция к-рой распространялась на США, Канаду и всю Юж. Америку), приняты временный устав новой церковной структуры и решение обратиться к КПЦ с просьбой об урегулировании статуса нового образования. Собрание учредило Свято-Афанасиевскую семинарию для подготовки местного греч. духовенства. Здесь же, в Нью-Йорке, М. возобновил издание «Церковного вестника». Избрание М. вызвало раскол в КПЦ. Часть архиереев на Фанаре и епископы т. н. новых территорий во главе с митр. Фессалоникийским Геннадием, а значит, и подавляющее большинство епископата отказались признавать результаты выборов. Синод ЭПЦ предлагал созвать в Афинах собрание представителей всех восточных Церквей для урегулирования кризиса. В ситуацию вновь вмешался Венизелос, к-рый обратился с просьбой о поддержке М. к брит. властям (в марте 1920 Стамбул был оккупирован войсками Антанты, управление передано верховным комиссарам, главой правительства назначен брит. ставленник). М. отправился из Нью-Йорка в Лондон. Туда же как представитель оппонентов М. поехал и митр. Трапезундский Хрисанф (Филиппидис ; впосл. архиепископ Афинский) с целью убедить брит. церковные и политические круги не признавать М. патриархом. М. добился встречи с архиепископом Кентерберийским Рэнделлом Дэвидсоном, который по рекомендации мин-ва иностранных дел попытался уклониться от нее, но уступил и неофициально принял нового патриарха.

http://pravenc.ru/text/2562854.html

Когда в 1928 г. колониальные власти собирались отмечать 50-летие брит. правления на Кипре и пригласили участвовать в торжественных мероприятиях Кирилла III, тот после консультаций с греч. политиками призвал население к их бойкоту (окружное послание от 6 марта 1928). В связи с приходом к власти Лейбористской партии кипрские депутаты 10 сент. 1929 г. направили в Лондон делегацию во главе с митр. Никодимом для переговоров с министром по делам колоний, которые не принесли положительных результатов. В 1929-1930 гг. началась конфронтация греч. депутатов Законодательного совета с губернатором Р. Сторрсом по ряду тем (бюджет, реформа образования, цензура печати). В янв. 1930 г. по инициативе митр. Никодима вместо Политической орг-ции Кипра была создана Национальная орг-ция Кипра (ЕОК, Εθνικ Οργνωσις Κπρου), к-рую также возглавил Кирилл III. В число 37 руководителей этой орг-ции входили члены Свящ. Синода, игумен Киккского мон-ря, представители др. мон-рей, греч. депутаты Законодательного совета и др. деятели. 1-й акцией EOK была организация массовых мероприятий по всему Кипру за объединение с Грецией 25 марта 1930 г. После того как вопреки мнению Законодательного совета губернатор ввел в действие новый таможенный тариф (11 авг. 1931), греки-киприоты стали призывать своих депутатов покинуть совет. Митр. Никодим первоначально придерживался мнения, что уход греческих депутатов приведет к усилению произвола властей, но под давлением общественного мнения 17 окт. 1931 г. он вышел из состава Законодательного совета и распространил брошюру с призывом к гражданскому неповиновению колониальной администрации. 18 окт. митр. Никодим выступил перед жителями Ларнаки, а 20 окт. в Лимасоле. На митинге 21 окт. в Никосии эконом ц. Пресв. Богородицы Фанеромени архим. Дионисий Киккотис провозгласил восстание. Когда собравшиеся двинулись к резиденции губернатора, он возглавил шествие, неся флаг Греции. Резиденция была подожжена, а войска открыли огонь и разогнали собравшихся. 24 окт. митр. Никодим был арестован. 25 окт. митр. Киринийский Макарий не был допущен полицейскими в столицу. Вернувшись в Киринию, он произнес речь, в к-рой резко осудил брит. тиранию, а затем повел народ к зданию брит. комиссара Киринии, на к-ром подняли греч. флаг вместо английского. Прибывшие в город англ. воинские части захватили митрополичью резиденцию и арестовали митр. Макария. Китийский и Киринийский митрополиты, а также архим. Дионисий были отправлены в ссылку. Впосл. Дионисий Киккотис стал епископом Мареотидским Александрийской Православной Церкви. Митрополита Леонтия Пафосского во время восстания в окт. 1931 г. не было на Кипре, он участвовал в международных симпозиумах (догматическая комиссия Церквей в Лондоне и съезд старокатоликов в Бонне). Британские власти запретили ему возвращаться на Кипр. Только в июне 1932 г. в результате мн. усилий Кириллу III удалось добиться для митр. Леонтия разрешения вернуться на остров.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

артоса - круглой пасхальной просфоры). Паникадило (греч. - многосвечие) - в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад. Пантократор (греч. - вседержитель) - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии, - Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу. Получает широкое распространение начиная с IV-VI веков в связи с проникновением в христианское искусство элементов позднеантичной иконографии (прежде всего, иконографии императора). В более позднее время, наряду с изображением в рост, становится широко известен поясной тип Пантократора, различающийся лишь в деталях: положение книги или свитка, жест благословляющей руки и т.п. Папоротки - в иконописи изображение нижних перьев на крыльях архангела, обычно имели другой цвет или оттенок по сравнению с остальной частью крыла. Параманд (греч.) - деталь монашеского облачения; четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает тот крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем. Парус - в архитектуре один из элементов перекрытия крестовокупольного храма; сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах средневекового или древнерусского храма располагались, как правило, изображения четырех евангелистов. Плавь - жидкое письмо, тонкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Доличное проплавляется обычно один-два раза, личное (лик, обнаженные части тела) пишутся несколькими плавями. Плащаница - полотнище с изображением Христа во гробе, после снятия с Креста. В Великую пятницу торжественно выносится из алтаря на середину храма и полагается на катафалке для поклонения верующих - до пасхальной полунощницы, после чего возвращается в алтарь. Туринская плащаница считается именно той тканью, в которую было завернуто тело Иисуса Христа во время погребения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Д. Е. Афиногенов Собор 867 г. (Т. н. Фотиев «Вселенский Собор»). Несмотря на то что К. С. 861 г. подтвердил законность возведения свт. Фотия на престол, папа Николай I отказался признать деяния собственных легатов и дезавуировал их подписи под соборными актами. Более того, в 863 г. Римский Собор низложил Фотия и отлучил его от Церкви. Резкое обострение произошло и в Болгарии: св. равноап. Борис, князь Болгарский , принявший крещение вместе со всем народом по греч. обряду от визант. священников, в 866 г. вступил в контакты с папой; в Болгарию прибыли рим. миссионеры, начавшие вытеснять греч. духовенство и осуждать отличавшиеся от латинских греч. обычаи. Патриарх Фотий резко изменил прежде дипломатичную политику в отношении Рима и перешел к жестким действиям. Весной 867 г. он отправил окружное послание вост. патриархам с приглашением на «вселенский Собор», на к-ром предполагалось рассмотреть острые вопросы, возникшие в отношениях с Западом. На 1-е место были вынесены те догматические и канонические отклонения западной церковной традиции, которые выявились в ходе столкновения латинского и греческого духовенства в Болгарии. Прежде всего предстояло рассмотреть и осудить такое догматическое «новшество», как добавление Filioque («и от Сына») в Никео-Константинопольский Символ веры , Кроме того, речь шла об отклонениях в соблюдении Великого поста, о непризнании миропомазания, совершенного священниками, о требовании безбрачия духовенства и др. более мелких отступлениях «латинян». Характерно, что вопрос об использовании опресноков за литургией не поднимался. Наконец, Собору предстояло рассмотреть жалобы на канонические нарушения «епископа Италии» (перевод окружного послания см. в сб.: Фотий, свт. Антилатинские сочинения. С. 125-145). Узнав о содержании этого текста, папа Николай в свою очередь разослал окружное послание к Западной Церкви, призывая епископов всех частей распавшейся к тому времени Франкской державы к объединенной борьбе с Востоком. Он потребовал, чтобы возглавлявшие поместные Церкви Запада архиепископы созывали свои Соборы, дав единодушную отповедь «нападкам» Фотия. Один из наиболее авторитетных иерархов в Западнофранкском королевстве, архиеп. митрополии Реймса Гинкмар , несмотря на натянутые отношения с папой, с энтузиазмом поддержал его послание. Полемические трактаты в защиту лат. обычаев написали Парижский еп. Эней и Ратрамн , мон. из Корби ( Aeneas Parisiensis. Liber adversus Graecos//PL. 121. Col. 685-762; Ratramnus Corbeiensis. Contra Graecorum opposita Romanam ecclesiam infamantium//Ibid. Col. 225-346; см.: Hergenr ö ther. 1867. S. 668-674; Лебедев. 1998. С. 229-267).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Дикирий – двусвечник, употребляемый архиереем для осенения и благословения предстоящего народа во время церковного богослужения. Он знаменует два естества Иисуса Христа – Божеское и человеческое. (Нов. Скриж.). Диптих (греч.) Это две таблицы, сделанные из бумаги или пергамента и вместе сложенные, как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения на литургии имена живых, а на другой – имена умерших. (Нов. Скриж. ч. II, § 78). – Это тоже, что наши поминаньицы, грамотки. Дискос (греч.) значит блюдо, тарелка. Так называется небольшое священное блюдо, утвержденное на особенным образом устроенном подножии, с изображением на нем Предвечного Младенца Господа Иисуса Христа и с вырезанными в окружности его словами: „се Агнец Божий вземляй грехи мира“. На дискосе во время литургии полагаются св. агнец и частицы из других просфор, вынутые в честь Богоматери, пророков, апостолов и всех святых, а также в воспоминание живых и умерших. В разное время литургии дискос собою знаменует то вертеп и ясли, где родился Иисус Христос, то гроб, в котором погребено было многострадальное тело I. Христа. Девятичиновная просфора. Так называется одна из пяти приносимых на проскомидию просфор, из которой, в подражание девяти ангельским чинам, вынимается девять частиц в честь и память: 1. Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, – 2. Св. Пророков, – 3. Св. Апостолов, – 4. Святителей, – 5. Св. Мучеников, – 6. Преподобных, –7. Безсребренников, – 8. Св. Праведных Богоотец Иоакима и Анны (и св., ихже есть день) и 9. Св. Иоанна Златоустог о или Василия Великого (чья литургия совершается). Диакон (греч.) – служитель, низшая степень священства. Лица, облеченные этою степенью, называются так потому, что сами они не совершают таинств, а только служат, помогают епископу и священнику при совершении их. Первоначально, при св. Апостолах, обязанность диакона состояла в попечении о бедных и больных, – ныне же (кроме сослужения епископу и священнику при совершении таинств и исправлении приходских треб) обязанности диаконов состоят в ведении церковного письмоводства, a в последнее время – в непосредственном деятельном учительстве в церковно-приходских школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

1908. С. 236). «Я... сделал кое-что довольно прочно, не сидел без пользы, полонизм поборол изрядно,- 10 нояб. того же года писал Л. в письме еп. Тульскому и Белевскому Никандру (Покровскому) ,- но дух шляхетский и жидовскую меркантильность в духовенстве нашем не скоро еще выкурить можно. Надеюсь на семинарию и училища, которые идут у меня добрым путем». В письме архиеп. Никандру от 8 апр. 1874 г. Л. признавался, что «измучился и здоровье испортил» ( Корсунский. 1893. С. 398-399). 25 окт. 1874 г. Л. был переведен в Херсонскую и Одесскую епархию. С 6 по 14 нояб. длилось его прощание с подольской паствой и учащимися как светских, так и духовных учебных заведений. 21 нояб. Л. совершил 1-ю литургию в одесском кафедральном Преображенском соборе. К весне 1875 г. были освящены теплая церковь при одесском Успенском храме, сев. придел во имя вмч. Димитрия Солунского (3 февр. 1875) в греч. Троицком храме. В апр.-мае 1875 г. Л. совершил путешествие по епархии, посетил более 116 приходов, Бизюков Пропасной во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, мужской монастырь , имел собеседования с 280 причтами. Вернувшись из поездки, он отдал духовной консистории неск. предписаний: о перераспределении благочиннических округов, об учреждении благочиннических советов, а также окружных и благочиннических б-к и класса иконописания при семинарии, об избрании окружных депутатов, о ведении церковноприходских летописей, о проведении воскресных собеседований в приходах, в т. ч. с целью преодоления распространения в народной среде штундизма. В 1876 г. началось инициированное Л. издание «Одесского Воскресного листка». Архиепископ ежемесячно посещал семинарию, стремился бороться с уклонением ее воспитанников от церковного служения. В новоустроенную семинарскую церковь он пожертвовал образа Вознесения и святителей Ростовских Исаии, Леонтия и Игнатия. По инициативе Л. в Одессе были открыты женское епархиальное и мужское духовное училища в отдельных зданиях, а также устроено помещение консисторского архива, отремонтированы архиерейские покои.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

2114 Асс. беша – нецыи и Остр. а др.: етери, едини, – вшедшихъ Остр. Мар. Зогр. Мир. Ник. Ал. вшедших, Юр. Тип. поздн. пришедших греч: ναβαινντων. 2115 Так согл. автор. греч. вм. Слав.: и паки Андрей… Ал.: иже от… приходит… глаголет… глаголют… Андрею… Иисусу вм. древнесл.: иже бе прииде… глагола… глаголаста… Андреови… Иисусови. 2117 Отсюда это место цитуется на сирском языке у Севера «Против Иоанна Грамм.» Гл. 18, – См. у Пюзея, стр. 311, примечание. 2118 Слова: «ибо один – вочеловечения», имеются в сирском у Севера и в некоторых, но не во всех греческих. 2119 Этот отрывок, переведенный с сирского, взят Пюзеем из упомянутого сочинения Севера против Иоанна Грамматика. 2121 «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри прияли», – говорили идущие на реку для крещения. Житие блаженного Володимира. Е. Голубинский . История русской Церкви. Т. 1-ый, 1-ая полов, изд. 1901 г. Приложения, стр. 231, столб. 1. 2126 Н.Я. Аристов. Первые времена христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей. СПБ. 1888 г., стр. 38–39. В послании новгородцам (1467 г.) митрополит Филипп называет церковь «земным небом». А.И. т. 1, стр. 132, столб. 2. 2144 Это обвинение, укоренившееся в древнерусской письменности, впервые высказано в повести о восьмом соборе священно-инока Симеона Суздальца, сопровождавшего митрополита Исидора из России во Флоренцию. В. Малинин. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев 1901 г. стр. 450–451. Приложен. XIX. 2145 Окружное послание митрополита Ионы Литовским епископам от 1458–1459 г. Русск. Истор. Библиот., т. VI, столб. 623. Послание митрополита Филиппа (I-ro) Новгородцам от 1471 г. ibid. столб. 724–725. 2154 Акт. Истор. т. I. 78. стр. 128, столб. 1. Послание митрополита Феодосия Новгородцам и псковичам. 2156 Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПБ. 1868 г., стр. 134–135. Сравн. Просветитель, Казанск. изд., 1-ое, стр. 42. 2169 Эту мысль развивает «слово на латину» – литературный памятник, относящийся к началу 2-ой половины XV-ro в. и приписываемый Пахомию Логофету. См. Малинин, цитов. соч. стр. 476–480.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

63. Пер. с франц. Т. Майданович по изд.: «Les Stigmates». Messager de l’Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1963, p. 192—203. Доклад 1963 г. 64. Гостия (лат. hostia, русск. облатка) — в Католической Церкви — предложенный для жертвоприношения хлеб, в таинстве Евхаристии претворенный в Тело Христово. 65. Мифомания (греч.  — миф,  — страсть, безумие) — патологическая лживость, разновидность истерических фантазий, при которой человек не способен отличить реальные события от вымышленных. 66. Питиатизм (истор.; греч.  — убеждать,  — лечение) — термин, введенный Ж. Бабинским для обозначения расстройств, возникающих в результате внушения либо самовнушения и устраняемых также внушением. 67. Особняком стоит стигматизация святого Франциска Ассизского (1224 г.), у которого без предварительных медитаций или экстазов впервые в истории появились раны на теле в точности в том виде, как они были нанесены Христу, после видения в небесах распятого серафима. 68. Беседа в лондонском приходе осенью 1990 г. Публ.: «Пути христианской жизни». Вопросы и ответы взяты из разных бесед. 69. См., напр.: «По поводу одного окружного послания». Хомяков А. С. Богословские сочинения. СПб: Наука, 1995, с. 120. 70. Русская гимназия в Париже, среднее учебное заведение, основанное группой русских педагогов в 1920 г., просуществовала до 1961 г. 71. Первый русский катехизис Православной Церкви, составленный святителем Филаретом Московским. См.: «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви». М.: Разн. изд. 72. Радиобеседы в религиозной программе Русской службы Би-би-си «Воскресение», 1981 г. Публ.: «Беседы о вере и Церкви». 73. Тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот (жизнь) даровав». 74. «Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения». Последование погребения мирских человек. Прокимен. 75. Пер. с англ. по изд.: «God and man». London: Darton, Longman and Todd, 1971. Телеинтервью, вышедшее в эфир 5 и 12 июля 1970 г. Публ.: Альфа и Омега. 2000,

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

Автографы 2013 . Fonki B. L. Markos Eugenikos als Kopist//BZ 1991–1992. 84–85. 17–23. Б. Л. Греческие рукописи европейских собраний 3 .196). М. 1999. 109–117. 2014 . Фонкич Б. Л. Новые автографы Марка Евгеника//ВВ 1997. 57. 157–160. Б. Л. Греческие рукописи европейских собраний 3 .196). М. 1999. 118–121. 2015 . Фонкич Б. Л. Новые автографы Марка и Иоанна Евгеников (в печ.). Рукописи 2016 . Τ ερισκμενα Μρκου το φσου ν τ βιβλιοθκ το Βατοπεδου//GP 1918 .2. 734. 2017 . Oikonomides Ν. Περ χειρογρφων Μρκου το Εγενικο// Νον Αθναιον. 1955. 1. 41–48. Перечень 6 .2033. 423–440. (116 Полного научного перечня творений (как изд., так и неопубл.) до сих пор нет. Предвар. списки насчитывают не менее 115 произведений (Mamone K. E. Μ ρκος Εγενικς, βος κα ργον 6 .2044). 553–563; Boulovits 6 .2031). 499–508), из к-рых половина не издана. Ниже приведен неполный список (в осн., произведений, переведенных на рус. яз). Для паламитских споров наиболее важны трактаты «Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов» 6 .2019) и неизданные соч. ( Προς τ πρτα, Πρς τ δετερα). Обзор учения Марка Ефесского о различении Божественной сущности и энергии см. в фундам. работе еп. Иринея (Буловича) 6 .2031), учитывающей ркп. Приводим сод. публикации А. Норова , где впервые был издан ряд соч. св. Марка: 2018 . Неизданные сочинения Марка Ефесского /[Изд. и] пер. с рук. Парижской имп. б-ки Авраам Норов . [Текст парал. греч. и рус.) Париж 1859. 89. 2 ХЧ 1860. 1. 3/4 [в Приложении с отд. пагинацией] и отд. изд.: СПб. 1860. 79. Текст парал. греч. и рус. пер. Предисл. 10–31: Окружное послание (др. изд.: 1698//РО 1923. 17. 449–459). 32–41: Назидательные мысли (Отдельные поучения, κεφλαια παραινετικ πνυ φλιμα). 42–47: Предсмертное завещание Георгию Схоларию. 48–51: Георгия Схолария ответ на предсмертное завещание Марка Ефесского . 52–55: Предсмертные слова (Исповедание, произнесенное св. Марком при самой его кончине). 56–77: Надгробное слово Марку Ефесскому . 78–79: Эпитафия Марку Ефесскому] [Норов].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

– (Византийская библиотека. Источники). 21 . Мефодий. Пир. – Св. Мефодий Патарский . Пир десяти дев//Святый Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-ro века. Полное собрание его творений/пер. с греч. Е. Ловягин . – Изд. 2-е. – СПб., 1905. 22 . Муч. Игн. – Мученичество святаго Игнатия Богоносца //Христiанское чтение. – СПб. – 1822 г. – Часть VIII. – С. 340–356. 23 . Муч. Полик. – Мученичество св. Поликарпа [Окружное послание Смирнской Церкви к Церкви Филомелийской]//Писания мужей апостольских. – Рига: ЛБО, 1994. Ориген. Против Цельса. – Ориген . Против Цельса [в 8 книгах]: Кн. 1 – 4/Пер. с греч. Л. Писарева . – Казань, 1912. 24 . Пастыть – Пастерь Ерма//Писания мужей апостольских. – Киев, 2001 ПМА, 2003. – 25 . Послание к Диогнету. – Послание к Диогнету//Св. Иустин Философ и мученик. Творения, 1995. – (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т.1) 26 . Пс.-Дионисий, О мист. бог. – Дионисий Ареопагит . Сочинения. Толкования Максима Исповедника . – СПб.: Алетейя, 2003. – (Византийская библиотека. Источники). 27 . Тертуллиан. Прескрипц. – Тертуллиан . О прескрипции [против] еретиков//Избранные сочинения. – М.: Прогресс, 1994. 28 . Феодорит, Толк. Рим. – Бл. Феодорит, еп. Кирский. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла//Бл. Феодорит. Творения. – М.: Паломник, 2003. – (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т.12). 29 . Феофил. К Автол. – Св. Феофил, еп. Антиохийский. Три книги к Автолику. – Интернет публикация. 30 . Феофилакт. Толк. на Ин. – Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие, в четырех книгах. [Толкование на] Евангелие от Иоанна. – М.: Лепта, 2001. 31 . Fr. of Papias. – Ante-Nicene Fathers, Vol. Fragments of Papias. – www.ccel.org. 32 . Jerome. Chron. – Jerome. Chronicle, 2005. – Интернет публикация с сайта CCEL. – www.ccel.org. 33 . Photius. Biblioth. – Photius. Bibliotheca or Myriobiblion (Cod. 1–165, Tr. Freese). – Интернет публикация с сайта CCEL. – www.ccel.org. 34 . Tertullianus. Ad. Valent.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010