Известно, что Патриарший крест самый тяжелый. На долю Патриарха выпадает обязанность принимать решения, которые в Церкви никто кроме него не примет. Молитва всегда помогала принять нужное решение. Не только всечасная (Святейший придерживался устава всечасной молитвы, для чего у него были карманные часики с боем) Патриаршая молитва за всех и за вся, но и особая, перед каким-то важным делом. Помню, вдруг ни с того, ни с сего служим вечером акафист у мощей святителя Московского Алексия, а то оказываемся в лавре у гробницы преподобного Сергия. И не раз и не два. О чем трегубо молился Первосвятитель? О Церкви, о стране, о нас с вами. Разве это могло остаться втуне? Умудренному многими испытаниями Святейшему Патриарху не свойственны были горячность и поспешность, он не был увлекающимся человеком, его действия были лишены крайностей и быстрых решений. В нелегкое время его Патриаршества голос Предстоятеля звучал в молитвенных воздыханиях, а не в кабинетах безбожной власти. Когда «власть» слишком наседала — молчал. Молчал и молился. Порой отставали. Какой дивный пример, какой образ праведного жития. Не случайно Святейший взрастил около себя целую плеяду иерархов и пастырей нашей Церкви. А сколько простых чад церковных обретало духовное счастье в молитве с ним, сколько их сейчас живет памятью о нем. В 70-е — 80-е годы в Церкви появилось много активной, деятельной молодой интеллигенции. Для кого-то это казалось чудовищным недоразумением, а оказалось, это было ядро будущего духовного возрождения. Как свойственно молодости, многим из них ждать не хотелось. Они жаждали борьбы и в своей борьбе не всегда чувствовали меру и время. На их упреки в бездеятельности Святейший глубоко вздыхал и с горькой иронией говорил: «Пусть пишут, походили бы они пару дней в моих башмаках…» или «Посидели бы они в моей золотой клетке». Однако многих, как мог, покрывал и помогал. Когда наступила «перестройка», Святейшему было уже ближе к 80-ти. Одолевали старость и недуги. Святейший, конечно, не поспевал за жизнью, ломались привычные ориентиры. Святейший радовался переменам, радовался открытию храмов, монастырей, но боязнь того, что все может вернуться, оставалась. Патриарх был информирован о нарастающих центробежных тенденциях в стране, трудностях жизни, отчетливо осознавал и предчувствовал, что вслед за развалом единого государства неизбежны попытки разрыва единого организма Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1226220.ht...

Именно Вознесением определяется содержание Пятидесятницы, а, следовательно, и пятидесятничных икон. Итак, в Синаксарии Вознесения, мы читаем: «Возвращшася же апостоли (после Вознесения Господня), внидоша в горницу, в ней же беша сошедшеся с мироносицами женами и Матерью Слова, постом и молитвами, и молением упражняющиеся, и нашествия Святого Духа ожидающе, якоже бе обещание». По этому тексту, как мы видим, исполнение обещания относится к Богоматери так же, как ко всем собравшимся в Сионской горнице, где Она, наряду с другими, ожидала сошествия Утешителя. Перед этим, тот же Синаксарий дважды упоминает о присутствии Богоматери при Вознесении Господнем. Если же мы обратимся к новозаветным текстам, повествующим о Вознесении, то увидим, что присутствие при нем Пресвятой Богородицы обходится полным молчанием и в Евангелии ( Лк.24:50–53 ) и в Деяниях Апостольских ( Деян.1:4–12 ). Мы не находим в них даже намека на Ее присутствие при этом событии. Все здесь сосредоточено на апостолах. И, тем не менее, мы не только не имеем, но и не можем себе представить иконы Вознесения без Богоматери. Именно Она занимает здесь центральное место среди апостолов и ангелов. Внешне ничем не оправдано здесь и противоречит историческим данным и присутствие апостола Павла. Что же касается иконы Сошествия Святого Духа, то она не только по самой своей схеме и по изображенным лицам, но и по своей внутренней настроенности находится в значительном противоречии с текстом Деяний (илл. 2). В самом деле, не говоря уже о числе изображенных лиц (12, а не около 120), вместо общего смятения ( Деян.2:1–13 ), которым сопровождалось Сошествие Святого Духа, мы видим совсем обратное: иератическое спокойствие и торжественность; Апостол Павел в это время также, как в момент Вознесения, не имел никакого отношения к христианству и был еще Савлом; а изображается он во главе апостольского круга вместе с апостолом Петром. Евангелисты Лука и Марк из числа 70-ти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не принадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Источник: http://www.kuremae.com/hram-proroka-ilii.html Первоначальный храм был не деревянный, как часто пишут в Интернете, а каменный. 9 марта 1808 года было выдано дозволение на освящение каменной Ильинской церкви, «а священника находящагося там при исправлении христианских треб Петра Калинина, и дьячка Михайлу Симонова утвердить при ней местными священно- и церковнослужителями» л. 114об.]. К 27 апреля того же года «новопостроенной в помянутом селе Сыренце каменной церкви освящение учинено» л. 201]. Настоятелем храма, как уже сказано, был назначен священник Петр Калинников (Калинин). Храм действовал около 70-ти лет, пока 18 декабря 1873 года не освятили построенный рядом с ним одноименный более величественный трехпрестольный храм. На следующий год первоначальный храм за ветхостью был разобран, на месте его алтаря была поставлена маленькая часовенка в честь пророка Божия Илии, для возведения которой использовался материал, из которого была построена старая церковь. В 1924 году вместо этой часовни, уже обветшавшей, была построена новая, которая существует и поныне Источники: 1. Дроздик О. А. История строительства Ильинской церкви в Сыренце (Васкнарве)// http://www.narova.eu/syrenec-hram . 2. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 2. Д. 2640: О постройке в д. Сыренец Везенбергского у. Эстляндской губ. деревянной церкви. 1798–1799 гг . 3. ЭИА (EAA). Ф. 30: Eestimaa kubermanguvalitsus. Оп. 2. Д. 2793: Переписка с С. Петербургским губернским правлением и духовной консисторией, Эстляндской казенной палатой и др. о праве крестьян дер. Верхнее Село им. Паггар на ловлю угрей в реке Нарове, о причислении крестьян к новой церкви Св. Ильи в дер. Сыренец, снесении принадлежащих вейсенштейнскому купцу Иванову и др . Л. 114–115. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Информация о храме на сайте Эстонской Православной Церкви МП: http://www.orthodox.ee/index.php?d=pyhtitsa/vask Сыренецкий (Васкнарвский) приход сохранился после II Мировой войны (что дало возможность впоследствии поднять из руин его грандиозный каменный храм) лишь потому, что архиереи " Советской Эстонии " получили и сохранили возможность, при остром недостатке духовенства, назначать одного священника для обслуживания 2-3 соседних прихождов. Тот же о. Василий Борин в 1963 г. был зарегистрирован настоятелем церкви в Лохусуу и и.о. настоятеля церкви в Алайые; Сыренец в 1969 г. стал третьим приходом, который он обслуживал " по совместительству " . Можно только представить, сколько храмов удалось бы уберечь от закрытия с середины 1940-х до конца 1980-х гг. в Российской Федерации, если бы ее архиереи добились такого же права.

http://sobory.ru/article/?object=12699

К этому переводу близко подходит композиция Успения в Строгановском подлиннике, различие, главным образом, в том, что в последнем – между Спасителем и лицами в святительских одеждах два юноши (вероятно, диаконы) держат по светильнику в руках; в вышеупомянутой же рукописи этого нет. В Софийском подлиннике под 15 августа сказано только: « Пресвятыя Богородицы. Надъ Спасомъ херувимъ огненъ». По греческому подлиннику Дионисия Успение изображается так: «Здание. Посреди Святая Дева усопшая, лежит на одре, руки сложены крестом на груди. По сторонам одра подсвечники с зажжёнными свечами. Перед одром жидовин, его отрубленные руки держатся за одр; около него ангел с обнажённым мечом. В ногах Богородицы св. Пётр кадит кадилом, в головах св. Павел и Иоанн Богослов к Ней наклоняются: кругом прочие апостолы и святитель Дионисий Ареопагит , Иерофей и Тимофей с Евангелиями, жёны плачут. Вверху Христос держит в руках душу Богородицы, одетую в белом. Она окружена светом и сонмом ангелов. В воздухе видно ещё двенадцать апостолов, приближающихся на облаках. Сверх того, вверху по сторонам здания изображаются Иоанн Дамаскин и Косма Песнопевец со свитками» 31 . В Сийском подлиннике л. 109 «Успение Пресв. Богородицы: Богоматерь лежит на одре, позади которого стоит И. Христос с душой Богоматери; ореол И. Христа окружают ангелы; а возле одра Богоматери стоят апостолы и народ мужи и жёны, среди апостолов два лица в епископских одеждах, с омофорами: ап. Иаков, первый епископ иерусалимский, и Дионисий Ареопагит , бывшие, по преданию, при погребении Богоматери. Внизу ангел отсекает руки жидовину Авфонии, пытавшемуся ниспровергнуть гроб Богоматери» 32 . По сводному подлиннику указана композиция весьма сложная: «Преставление Божией Матери пишется сице: в храмине или в дому Иоанна Богослова Пресвятая Богородица, пренепорочная девица, лежит честно на украшенном одре и в храмине многим свечам возожжённым и фимиаму; а святым апостолом округ оного одра предстоящим умиленно; у главы Пречестной стоит апостол Пётр, в руках держит кадило, и святой апостол Иоанн Богослов держит ветвь райскую финиковую, и святой апостол Иаков, первый патриарх Иерусалимский, в руках книга, а в ней написано: „Во исходе Израилеве от Египта“ и прочее, у ног Пресвятой стоит наклонно апостол Павел, бяше же со святым Павлом последователь его Дионисий Ареопагит и Иерофей дивный и Тимофей такожде и прочие от 70-ти апостолов, всех собравшу Духу Святому, токмо не бывшу Фоме апостолу, и певшим псалом Давидов: во исходе Израилеве от Египта и к коемуждо стиху прилагается аллилуйя; а при апостолах множество народа предстоящих благоговейных мужей и жён и честнейших девиц, пришедших на преставление Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Кроме этого, нужно отметить, что нашу епархию в 2011-м году посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на центральной площади Луганска им была совершена Литургия. Неоднократно посещал нашу епархию и (ныне покойный) Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Конечно, мы ожидаем посещения нашей епархии Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием. Надеемся, что наладится военно-политическая обстановка, и Блаженнейший сможет посетить нашу епархию, преподать нам благословение, утешить нас. Блаженнейший владыка всегда при встрече интересуется тем, как протекает жизнь, что происходит в епархии. Уповаем на Бога, что всё изменится к лучшему, и Предстоятель нашей Церкви сможет посетить нашу епархию. – Каково состояние епархии на сегодняшний день? – В настоящее время епархия, несмотря на трудности, живёт полноценной духовной жизнью. Один из существенных отрицательных моментов – то, что епархия сегодня разделена линией фронта на две части. Это доставляет определённые трудности в управлении епархией. На сегодня епархия насчитывает 145 приходов, в которых несут служение 254 клирика: 232 священника и 22 диакона. В четырёх монастырях (два мужских и два женских) подвизается около 70-ти монашествующих. Такова статистика нашей епархии. Несмотря на трудности, стараемся жить, трудиться, молиться. Таково в общих чертах положение нашей епархии. – Будучи управляющим епархией, что Вы ставите в основу своего служения? – Основная задача пастыря, тем более епископа – забота о духовном и нравственном возрастании вверенной паствы. Всё это совершается через молитву, через совершение Таинств, через проповедь Евангелия, через социальную работу. Выделить что-то отдельно из данных обязанностей, сказать, что что-то приоритетно, а что-то второстепенно – я не могу. Всё это в совокупности составляет смысл служения епископа. Моя задача – правильно организовать процесс, проконтролировать ход процесса духовно-нравственного обновления нашего общества. На мой взгляд, это главная задача епископа.

http://pravoslavie.ru/123892.html

Маркиан, первый епископ всего Запада Об этом забыли на Западе, а на Востоке и не знали: первый христианский епископ в Западной Европе – это Маркиан (он же Марциан, или Маркелл), священномученик Сикелийский, т.е. Сицилийский. …Когда апостолы начинали свои миссии, бросив в Иерусалиме «географический» жребий, Петр-Кифа получил Италию, однако сначала он послал туда своего ученика, грека Маркиана. Он-то и стал первым епископом Запада, ведь сам Петр еще оставался на Востоке. Сведения об апостольских временах собирались значительно позднее, и агиографию Маркиана составляли уже сами сицилийцы, гордившиеся греческим фундаментом Сикелийской Церкви. Вот что в итоге рассказывают о «протоепископе» Маркиане. Юношей Маркиан был последователем Симеона-волхва и воочию узрел просрамление мага молитвами апостола Петра. Уверовав во Христа, высокообразованный грек получил апостольское благословение отправиться на Сицилию – нести благую весть тамошним язычникам и иудеям и основать на острове христианскую Церковь. По другой версии, Петр просветил юношу своей проповедью в Антиохии, где жил юный Маркиан. Из Антиохии он и отплыл, около 40 г. после Рождества Христова, на Сицилию, получив от апостола хиротонию. Позднейший византийский кондак, который приписывают св. Иосифу-песнописцу, выходцу с Сицилии, славит Маркиана как « первую звезду, взошедшую с Востока, дабы светить народам Запада ». Маркиан несколько десятилетий проведывал неведомое тут прежде Евангелие, крестил островитян, устраивал храмы. Он уже давно нес свою миссию в Сиракузах, когда тут в порту бросил свой якорь корабль с арестованным апостолом Павлом. В местных преданиях их возможное сослужение отнесено к катакомбам, носящим сейчас имя св. Иоанна Богослова. Приоритет христианской миссии на Сицилии при этом всегда оставался за апостолом Петром, как, само собой, и его приоритет в Риме (лишь несколько городов в Италии осмеливаются «уклониться» от главенства петровой миссии, как, например, в Милане, где утверждают, что их Церковь основал апостол от 70-ти – киприот Варнава).

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

На квадрате 10 метров было обнаружено около 150 останков тел. Люди лежат в пять слоев. А это значит, что убитые и раненные падали на мертвых. При помощи аэрофотосъемки удалось восстановить топографию рвов: их больше десятка. Огромные 60– 70-ти – метровые траншеи шириной в 4- 5 метров, «П»-образной, «Г»образной формы. В них погребены люди 60 национальностей, самых разных общественно-политических взглядов, разного культурного уровня. Бутово стало одним из самых ужасных следствий апостасии 20–30-х годов и одновременно – одним из самых значительных символов верности Христу. …В ту первую поездку в Бутово я поймала себя на мысли, что по этой земле страшно ступать. На ней буквально нет свободного места. Это сплошная «братская могила». Когда не осталось пространства на огражденном квадрате, расстрелы небольших партий заключенных производились в лесу неподалеку. И все же, несмотря на онемение, которое наступает здесь в первый раз от исключительной жестокости, масштаба и близости этой трагедии, понемногу приходит и другое чувство. Я никак не могла подобрать слово, понять, где и когда это уже было. И только потом вспомнила: точно, то же было и в Риме на Аппиевой дороге, в катакомбах первых христиан! Раки с мощами мучеников, убитых на Колизее, множество женских, детских погребений, и вдруг, в простенке в одном из гротов, на стене – рисунок: тонкой, изящной линией выписаны райские, праздничные павлины. Символ нетления в раннем христианстве. Удивительно яркие красная, бирюзовая и фиолетовая краски. Вечная Пасха! Да, Бутово – это наша «Аппиева дорога», наша «Голгофа». Стоял декабрь, а на могилах-рвах, будто художник тронул красками, повсюду были рассыпаны пунцовые розы, нежные гвоздики и астрамерии. Шапочки света от затепленных тут же свечей согревали воздух над травкой, покрытой толстым слоем инея. Больше смерти И вот они, пасхальные символы этого великого, святого места: высокий легкий памятный крест-голубец (работа архитектора Д.М. Шаховского, сына убиенного иерея Михаила Шика ), один на всех, объединенных страданиями и надеждой на Воскресение, замечательный живой образ священномученика Серафима (Чичагова) и икона новомучеников и исповедников Российских.

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-v...

Однако недолго подземный монастырь был отдохновением монашеских душ. С приходом на российский престол Екатерины II для монастыря наступают не лучшие времена. Самодержавица Всероссийская в 1764 году своим указом упразднила монастырь, который просуществовал всего 144 года. Холковский мужской монастырь стал одним из многих упраздненных по Российской империи монастырей. Спустя более полувека после упразднения Холковского монастыря, когда в Российском государстве начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь. Стараниями князя А.Б. Голицына в 30-х гг. XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, и пещерная церковь были возобновлены к действию, но по разным причинам монастырь не открыт. В последующие годы служба проходила в Верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. Шли годы... И в 1890 г. местный житель села Холки Никита Бычков по религиозным убеждениям начинает рыть недалеко от главной пещеры еще одну. Тяжелый труд Н. Бычкова продолжался до 1920 г. Главной его целью в течение 30-ти кропотливых лет было соединиться с главной пещерой, а помощниками ему служили лопата, кирка и ведро. Однако осуществить замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его в подземном коридоре, на 98-м метре работы, когда до соединения с монастырем оставалось около 40 метров. В память о Н. Бычкове местные жители называют это подземное сооружение «Никитские пещеры». С 70-х годов XX века в с. Холки началась активная подготовка к возрождению пещер (у истоков стоял Василий Дмитриевич Понамарев). Благодаря стараниям энтузиастов 14 октября 1990 г. в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие Холковских пещер для посетителей, а приказом управления культуры Белгородской области был учреждён музей «Холковские пещеры» — филиал муниципального бюджетного учреждения культуры «Чернянский районный краеведческий музей». Для дальнейшей деятельности по восстановлению монастырского комплекса в 1997 г. был сформирован попечительский совет. Его возглавил начальник вневедомственной охраны Чернянского района В.В. Сбитнев. Активную поддержку в создании комплекса оказали главы администраций: Белгородской области Е.С. Савченко и Чернянского района — И.С. Ааптев, П.В. Гапотченко.

http://sobory.ru/article/?object=11658

Талмуд много содержит в себе мелочности, пустого формализма и уклонения от духа закона ради внешней его буквы. Например, одних постановлений касательно запрещенной пищи в нем насчитывается более 3 000, касательно умывания рук – до 100, соления мяса – до 200, субботнего покоя – 949. В вероучительной части талмуда, в самом учении о Боге сообщаются поразительные нелепости. Бог стал мыслиться евреями совершенно антропоморфически. Математически высчитывается рост Его. Подробно рассказывается, какие у Него плечи, руки, ноги, шея, борода. Шехина (позднейшее иудейскос наименование Бога) несколько часов в сутки изучает талмуд, играет с Левиафаном, часто плачет о разорении Иерусалима, три раза в день рыкает, как лев. Только евреи почитаются происходящими от Бога, все же прочие народы происходят от 70-ти низших божеств, живущих на 7-ми планетах. Души евреев сотворены Богом прежде создания мира посредством особого процесса в самом Божественном существе, весьма близкого к естественному рождению. В нравоучительной своей части талмуд страшно унижает достоинство женщин, а других народов не-евреев не считает даже за людей. Особенная ненависть провозглашается в талмуде по отношению к христианам. Что же касается до самой каббалы, то в противовес практической мелочности талмуда, каббала представляет из себя другое направление – мистическое или таинственное. Учение каббалы выразилось по преимуществу в двух книгах: Сеф р-Еццира (книга творения) и Зогар (книга света сияния). Первая появилась приблизительно около Рождества Христова, а вторая составлялась трудами многих поколений каббалистов и в окончательной своей форме появилась только в конце XIII века. Несмотря на это, как талмудисты в своем талмуде, так и каббалисты в своей каббале заявляют, что эти книги современны синайскому законодательству, и что Сам Бог будто бы их открыл Моисею на горе Синае. «Каббала, – говорит ученый автор вышеуказанного руководства, – это ни религия, ни философия в смысле, а так сказать, религиозная философия, или, точнее философия религиозного предания иудейского. Она рассуждает почти исключительно о мире духовном и его отношении к миру чувственному; но рассуждает об этом на основании авторитета какого-то таинственного небывалого предания и произвольно понимаемого и превратно изъясняемого Священного Писания , т.е. в сущности на основании разума и фантазии. Не вдаваясь в подробности, мы кратко охарактеризуем важнейшие пункты каббалистического учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В прошлом заседании попечительского совета куратор программы от Правительства Москвы Владимир Ресин  докладывал , что в 2011-2012 годах были начаты строительные работы на 20-ти земельных участках, на 11-ти из которых строительство предполагается завершить до конца этого года. На 2012 год подготовлен и утвержден график проектирования храмов и храмовых комплексов, который включает 44 объекта.  Сколько участков запланировано?  Владимир Ресин, 16 апреля 2013 г.: «Сформирован перечень из 208 земельных участков для размещения храмовых комплексов: первая очередь - 61 участок, вторая очередь - 77, третья - 53 участка и четвертая очередь – 17, на территории реорганизуемых промышленных зон». Мэр Москвы Сергей Собянин: «По 70 участкам, где планируется строительство храмов, уже выданы градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ). То есть никаких проблем в дальнейшем при возведении храмов на этих территориях не будет. Есть большой задел для того, чтобы вести строительство без излишней суеты и спешки». В какой срок планируется построить 200 храмов?  На заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов 16 апреля Владимир Ресин называл срок 10-15 лет. Мэр Москвы Сергей Собянин предложил сдавать как минимум по 1 храму в месяц, что составит в итоге около 15 лет. Патриарх предложил уложиться в 10 лет. Сколько стоит построить храм?  По оценке Владимира Ресина, строительство одного храмового комплекса обходится в 150-170 млн руб. Таким образом, смета программы превышает 30 млрд руб.  Откуда поступают средства?  Бюджетные средства на стройку не выделяются, но город подключает за свой счет храмы к коммуникациям.  Об этом  говорил  Сергей Собянин на первом заседании Попечительского совета 29 марта 2011 года: " «Город будет предоставлять безвозмездно земельные участки, а также содействовать обеспечению инженерными коммуникациями, помогать в осуществлении проектных и экспертных работ " . Здания храмов строятся по программе, внутреннюю отделку осуществляют приходы. «Задача заключается в том, чтобы вовлекать прихожан и в работу по собиранию средств, потому что каждый, кто связывает себя со строящимся храмом, должен чувствовать свою причастность к этому делу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010