Глава 25 1–11. Осуждение иудеев и их соседей на 70-тилетнее рабство вавилонянам. 12–29. Суд над Вавилоном и над язычниками вообще. 30–38. Суд над миром. Иер.25:1–11 . В 4-й год правления Иоакима, совпавший с годом воцарения Навуходоносора, одержавшего в этот год (605 г.) решительную победу над египетским царем Нехао при Кархамисе и ставшего, тем самым, властителем всей западной Азии и Сирии с Палестиною, пророк говорил речь, которая содержала в себе взгляд на прошедшее и пророчество о будущем. Он утверждал здесь, что его продолжительная 23-х летняя проповедь , в которой он призывал иудеев к покаянию, осталась без всякого результата. Поэтому теперь Господь поручает рабу Своему Навуходоносору захватить в свои руки Иудею и окружающие ее страны на 70 лет. Иер.25:9 .  вот, Я по­шлю и возьму все племена северные, говорит Го­с­по­дь, и по­шлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и при­веду их на землю сию и на жителей ее и на все окрест­ные народы; и совершен­но истреблю их и сделаю их ужасом и по­смея­ни­ем и вечным запусте­нием. «Племена северные» – см. Иер 1.15 . – Рабом Божиим Навуходоносор называется не в том смысле, как, напр., Давид, а просто как орудие божественного гнева. Иер.25:10 .  И пре­кращу у них голос радости и голос веселья, голос же­ниха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. По утрам в городах Палестины служанки обыкновенно мололи муку на домашних мельницах – жерновах, издававших при работе ими довольно сильный шум. – Светильники, обыкновенно, постоянно горели в доме, где жили люди. Иер.25:11 .  И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. Пророк точно определяет продолжительность подчинения иудеев вавилонянам. На это назначено Богом 70 лет. Очевидно, пророк считает годы с 605 г., когда Навуходоносор, через победу над фараоном Нехао, до сих пор владевшим Палестиною, стал властителем Иудеи и окружающих ее стран, еще даже не дойдя до них. Окончанием же рабства Иеремия полагает падение Вавилона в 539 г. или лучше, указ Кира, данный в 537 г. Таким образом всего выходит около 70-ти л. (точно – 68). Число 70 при этом имеет и символический смысл, так как представляет собою результат от умножения 7 на 10, а оба эти числа на языке Св. Писания означают полноту. – Прочие народы, конечно, постепенно были порабощаемы Навуходоносором, но пророк не считает нужным точно отмечать время и продолжительность этого порабощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А.А. Половцов Сидонский, Федор Федорович, протоиерей Сидонский , Федор Федорович, протоиерей, профессор богословия и философии, род. в 1805 г. в Тверской губ., Новоторжском уезде, селе Архангельском, воспитывался в Тверской семинарии, а в 1825 г. поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где и окончил курс в 1829 г. По окончании курса был оставлен при Академии сначала бакалавром английского языка, а потом философии; в том же году он был рукоположен в священники и получил место в Казанском соборе; в 1833 г. напечатал первое свое сочинение, под заглавием «Введение в науку философии», за которое получил Демидовскую премию в 1836 г. Затем С. принял на себя заведование богословским и философским отделами Энциклопедического словаря Плюшара. Семейные обстоятельства и недоразумения с сотрудниками заставили его, однако, отказаться от этого труда. После этого он на несколько лет посвятил себя частным урокам и литературной деятельности. К этому времени относятся следующие его произведения: «Жизнь Спасителя», «История времен апостольских», «Синоптическое обозрение Евангелий» и «Собрание собственных изречений Господа Иисуса Христа». Кроме этих сочинений следует отметить еще: «Рассуждение о переводе 70-ти толковников», «Еврейско-русский словарь», «Новый завет на греческом и славянском языках», «Таблицы для приблизительного (до полутора часового) вычисления новолуний, особенно пасхальных», перевод с еврейского языка притчей и «Генетическое введение в христианское богословие». В 1854 г. С. был избран членом-корреспондентом Императорского Археолог. Общества, в 1856 г. – действительным членом Академии Наук, поручившей ему разбор книг, представленных на соискание Демидовской премии. В том же году он был назначен членом-экспертом секретной комиссии о религиозных детоубийствах евреев, затем членом комиссии обеспечения сельского духовенства западного края и членом С.-Петербургской академической конференции; в 1860 г. был избран членом Германского национального музея в Нюренберге, а в 1868 г. – членом Лазаревского института восточных языков; в 1864 г., через год по восстановлении кафедры философии в Петербургском университете, получил степень доктора и был приглашен занять эту кафедру; в 1873 г. он был приглашен на кафедру богословия, которую и занимал до самой смерти (6 декабря 1873 г.). Его библиотека (около 25 т. томов) целиком приобретена С.-Петербургской Духовной Академией.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Спренгпортен, Георг Магнус Спренгпортен , Георг Магнус – финляндский генерал-губернатор, родился 16 августа 1741 г. в Финляндии. Родители его Магнус С. и вторая жена его баронесса Элиза Эльфенарре принадлежали к финскому дворянству; после русско-шведской войны 1741–43 гг. они бежали в Швецию, но вскоре были вынуждены возвратиться на родину, где в 1748 году умер отец С. Первоначальное образование С. получил дома, под руководством какого-то студента, а потом был отправлен в Швецию к богатому дяде, в доме которого, однако, прожил весьма немного: тетка, шокированная грубыми манерами сильного и рослого не по летам мальчика, потребовала удаления его из дому, и мать взяла его обратно в Финляндию. Дальнейшее воспитание С. носит чисто военный характер. 12-ти лет он попал, благодаря случайному стечению обстоятельств, в Стокгольм, в королевскую военную школу, нахождение в которой открыло ему доступ ко двору. В 1750 году школа, вследствие политических событий, была закрыта, и С. получил свободу. Служба его началась на родине, именно в Свеаборге, где в течение нескольких лет он находился под начальством знаменитого строителя этой крепости – Эренсверда, который первый дал военным способностям С. надлежащее направление. С Эренсвердом С. участвовал, между прочим, в Померанской войне. Возвратившись около 1764 г. из похода, он женился (на Анне-Елизавете Глассеншерн) и ближайшие затем годы посвятил самообразованию, занимаясь тактикой, военной историей, словесностью, рисованием и музыкой. В начале 70-х гг. XVIII стол. С. снова появляется на шведской королевской службе и принимает вместе со своими старшими братьями деятельное участие в стокгольмских событиях 1772 г. В 1777 г. он был назначен начальником Саволакской бригады в Финляндии, и с этих пор слухи о нем, как о лихом командире и прекрасном военном и гражданском администраторе, начинают проникать и в Россию. Деятельность С. в Саволаксе в период 1775–1778 гг. создала ему широкую популярность и кругах финского населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Девятнадцатый день. Поучение 1-е. Св. апостол Иуда. (О вечных мучениях). I. О св. ап. Иуде, память коего совершается ныне, церковный историк Никифор пишет: «божественный Иуда, не искариотский, но другой, которого также звали Фаддеем и Леввеем, сын Иосифа, брат Иакова, сброшенного с крыши церковной, уловил сетию св. Евангелия сначала Иудею, Галилею, Самарию, Идумею, потом города Аравии, Сирии и Месопотамии; напоследок пришел в гор. Едес, принадлежавший царю Авгарю, и где другой Фаддей, один из 70-ти апостолов, проповедывал Христа еще прежде него». По преданию известно еще, что ап. Иуда проповедывал Евангелие и в Персии, откуда написал соборное послание к верующим, краткое, но назидательное, в котором он предохраняет от лжеучителей и угрожает, что как было с Содомом и Гоморрою, «так точно будет и с сими мечтателями, злословящими то, чего не знают, ропотниками, ничем не довольными, поступающими по похотям своим (нечестиво и беззаконно); уста которых произносят надутыя слова»; «это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа», говорит апостол, «безводные облака, носимые ветром, осенния деревья, бесплодныя, дважды умершие, исторгнутые, свирепыя волны морския, пенящияся срамотами своими, звезды блуждающия, которым блюдется мрак тьмы на веки»... Св. ап. Иуда далее пишет в своем соборном послании, что Господь, не пощадивший и ангелов, накажет всякого грешника, не старающегося исправить жизнь свою. Св. ап. Иуда скончался мученически в Месопотамии (около 80-го года по Р. X.), он был распят на кресте; место погребения его осталось неизвестным. II. Обратим внимание, братия мои возлюбленные, на те страшные угрозы грешникам вечными мучениями, которые в пророческом духе изречены в послании св. ап. Иуды, и побеседуем в настоящий раз «о вечных мучениях грешников в аду». Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимаго, и посмотрите там на заключенного горящего в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышняго тремя страшными стрелами и наносит ему три страшные раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Израильская хронология Относительно к нам или к нашему летосчислению, первое явление чисто историческое, летопись дома израилева определяется довольно ясно. Оно современно или почти современно появлению Евреев в виде народа, живущего отдельно от других народов под одним уставом духовным и гражданским, т. е. исходу Израиля из земли египетской в XVI или, по другим, в XVIII веке до Р.Х. Но летопись, писанная вскоре после переселения Евреев в южные пределы Палестины, уже получает твёрдое историческое основание с отделением семьи Авраама от всех прочих человеческих семей, т. е. с XIX или XXIII века до Р.Х. Заметим мимоходом, что, кроме сказания еврейского, нет ни одного в целом мире, которое возводило бы народ до его семейного зародыша. Следует определить древность этой летописи в отношении к человечеству вообще, или к её собственным показаниям о младенчестве рода человеческого. В ней описаны две главные эры до Авраама: первая – творение человека; вторая – всеобщий потоп и возобновление рода человеческого от одной избранной семьи. Период между первой эрой и второй, важный в смысле религиозном и философском, не имеет полного значения исторического. Духовно связанный с последующим периодом, вещественно он от него оторван, и человечество, заключённое снова в одном семействе, развивается в форму племён, народов и общин, не от Адама, а от ноевой эры. В отношении к ней и должно определить время Авраама, т. е. начало истинной истории. Тут представляются великое затруднение и несогласие между летосчислителями. Для приведения в ясность разногласящих исчислений, надобно сперва сравнить показание еврейского текста и Вульгаты с показанием греческого перевода, приписанного 70-ти толковникам. По тексту еврейскому Арфаксад родился после потопа через два года, сын его Салах через 37 лет; сын Салаха Эвер через 67 лет; сын Эвера Фалек через 101 год; сын Фалека Рагав через 131 год; сын Рагава, Серух через 163 года; сын Серуха Нахор через 193 года; сын Нахора Фарра через 222 года; старший сын Фарры через 292 года, и Авраам, второй или третий сын Фарры, немного спустя после этого времени или около 300 лет после потопа или после рождения Арфаксада, сына симова и родоначальника дома израилева. Приводя годы их рождения и лета жизни в таблицу, выходит следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Первоначально он поступил в центральный константинопольский торговый суд, где окончательно рассматривались различные торговые дела. Среди торговцев, особенно в столице турецкой империи, было достаточно и болгар. Но скоро молодой юрист должен был убедиться, что правды в турецком суде нельзя найти, почему он оставил судебную службу и отдался литературным занятиям. Его статьи начали появляться на болгарском и французском языках, напр., в газетах: «Македония», «Право» и др., а с 1871 г. он около года был редактором особого журнала под названием «Читалище». Начало 70 годов было моментом критическим для болгар в их борьбе с греками за церковную самостоятельность. Лучшие силы болгарского народа были сосредоточены тогда на решении церковного вопроса. В 1872 г. была образована особая, независимая от константинопольского патриарха, болгарская экзархия. Способности и литературная деятельность Л. Иовчева не остались незамеченными, и он был назначен главным экзархийским секретарем. Должность эта была очень ответственной. Как экзархийский секретарь, Иовчев должен был составлять наиболее важные акты и письма, вел обширную корреспонденцию от имени экзархии полемизировал (на болгарском и французском языках) с греческой печатью. Кроме того, ему приходилось устранять мелкие препирательства между самими болгарскими деятелями по церковному вопросу (напр., при выборе первого экзарха) для пользы общего дела. Широкое образование, сильный ум, красноречие и близкое знакомство со всем, что касалось церковного вопроса, – эти качества, присущие экзархийскому секретарю, были оценены по достоинству первым болгарским экзархом, блаженнейшим Анфимом I. Желая навсегда приобрести для церкви эту крупную силу, он начал склонять Иовчева к принятию монашества. Предложение не стояло в противоречии и с общей настроенностью Иовчева: кроме того, оно открывало ему широкий простор для деятельности на пользу своего народа, что составляло предмет его всегдашних желаний. При всем том Иовчев попросил 14-ти-дневного срока для размышления, а после того дал свое согласие на пострижение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Собор 70-ти апостолов (комментарий в свете веры) Апостол от семидесяти Варнава. Икона XX века 17 января православные празднуют память собора 70–ти святых апостолов. В ряде источников св. ап. Варнава называется главой Собора апостолов от семидесяти. Апостол от 70–ти Варнава О. В. Лосева Статья из т. VI «Православной Энциклопедии», Москва. 2003 г. Варнава (ок. 57), ап. от 70 (пам. 11 июня). Считается основателем Кипрской Православной Церкви и ее первым архиепископом. Источники Кроме Деяний святых апостолов важнейшими источниками, повествующими об апостольской деятельности ап. Варнавы, являются апокрифические «Хождения и мучение Апостола Варнавы» (Акты Апостола Варнавы) (V в., до 488 г.), приписываемые ап. Марку, и Энкомий (похвальное слово) (кон. V – нач. VII в.; наиболее вероятно — 2-я пол. VI в.) мон. Александра Кипрского. По словам агиографа, Энкомий написан на основе сочинений Климента Александрийского (III в.) и «др. древних авторов». Ряд сведений о ап. Варнаве содержится в житиях кипр. святых I в.— Ираклидия, еп. Тамасского (BHG, N 743), и Авксивия, еп. Солийского (BHG, N 204, 743 — оба не ранее VI в.). Начало апостольской деятельности. Ап. Варнава происходил из состоятельной евр. семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия (Деян 4. 36). Апостолы нарекли его Варнавой. (Деян 4. 36), что означает «сын утешения» или «сын пророчества». Он принадлежал к колену Левитову (Деян 4. 36), причем Александр Кипрский уточняет, что Варнава вел свой род от прор. Самуила (1.9). Согласно Александру Кипрскому, ап. Варнава в юности был послан родителями в Иерусалим, где вместе с Савлом (буд. ап. Павлом) обучался у известного законоучителя Гамалиила. Благодаря Варнаве, убедившего апостолов в искренности обращения Савла, прежний гонитель христиан вошел в общение с учениками Христа (Деян 9. 27). Семья Варнавы имела богатые владения не только на Кипре, но и в Иерусалиме. Сам он, продав земельный участок около города, передал деньги апостолам на нужды иерусалимской христ. общины (Деян 4. 37).

http://sedmitza.ru/text/413003.html

Святой апостол от 70-ти Варнава Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом ) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит " сын утешения " . После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе ( Деян. 4, 36-37 ). Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Павлу на пути в Дамаск ( Деян. 9, 26-28 ). По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: " Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем " ( Деян. 11, 23 ). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Павла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь ( Деян.

http://patriarchia.ru/db/text/910798.htm...

А.А. Половцов Геннадий (Гонзов), святитель, архиепископ Новгородский и Псковский Геннадий Гонзов (Гонозов), святой, архиепископ Новгородский и Псковский. О жизни его до 1472 г. не сохранилось почти никаких известий; по-видимому он происходил из боярского рода (Степенная книга называет его «сановитым») и владел вотчинами (по свидетельству Иосифа Волоцкого , подарил Иосифову Волоколамскому монастырю село Мечевское, сельцо Чемесово в Рузе и две деревни). Время рождения его неизвестно, но вероятно, родился он около 1410 года. По мнению преосв. Филарета («Житие святых Рос. Церкви») он был родом из Москвы. Уже в ранней юности Г. решил посвятить себя монашеской жизни и удалился от мира на Валаам. Здесь он по собственному его свидетельству был учеником преподобного Савватия Соловецкого: «Савватий егда на Валааме был, аз у него ученик, а он мне старец был», – говорил Г. игумену Досифею. Принимая во внимание, что Г. умер в 1506 г., а Савватий ушел с Валаама в 1425 или 1429 г., надо допустить, что Г. жил на Валааме в очень юном возрасте, но вряд ли моложе 15-ти лет. О дальнейшей жизни Г. в продолжение более 40 лет нет никаких сведений. Неизвестно, где принял он монашеское пострижение. Мы находим его уже в зрелом возрасте (лет около 60) в Московском Чудове монастыре, куда его привлекла «велия вера» к святителю Алексию. В 1472 г. или 1473 г., по мнению одного исследователя (Грандицкий), или в конце 70-х годов – по мнению другого (по «Житиям святых на русском языке», в феврале 1477 г.), «добродетельный – по выражению Степенной книги, – разумный и Божественному писанию довольный», Г. был возведен в сан архимандрита Чудова монастыря. В 1479–1481 гг. он принимал участие в возникшем по поводу освящения перестроенного Успенского собора споре, как нужно ходить крестным ходом при освящении храмов – по солнцу ли, или против солнца, как это сделал митрополит Геронтий. Большинство было за митрополита, против него только несколько человек с великим князем во главе, к ним примкнул и Г., что испортило его отношения с митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Глава II. Развитие церковного устройства от IV в. до разделения церквей восточной и западной § 14. Образование церковно-приходских общин 108 Епископская церковная община (παροκια, parochia)109 постепенно покрылась сетью приходов, парохий в тесном и собственном (нынешнем) смысле слова. Образование приходов шло двумя путями: во-первых, путем низведения хорепископов на степень приходских священников, подчиненных епископу городскому, и, во-вторых, путем превращения отдельных богослужебных пунктов, с временно назначавшимися в них членами епископского духовенства, в приходские церкви с приуроченным к ним приходским духовенством. Институт хорепископов для многих соборов, начиная с IV в., послужил предметом ограничительных определений, в основании которых лежала тенденция сосредоточить около городского епископа, как около центра, возможно больший географический район, в видах большого единства в управлении церковном, тем более что политическая организация римской империи, с которой вообще при христианских императорах стала сообразоваться церковная организация, не знала каких-либо самостоятельных, независимых от городов сельских административных округов110. Так собор неокесарийский111 говорит, что хорепскопы поставлены во образ 70 апостолов, а не 12-ти, как епископы. Собор анкирский112 запрещает хорепископам поставлять пресвитеров и дьяконов. Как собор местный, анкирский собор не мог предписать обязательных для всей церкви правил. Поэтому в 10-м правиле позднее состоявшегося (в 311 г.) антиохийского собора хорепископу, как получившему епископское рукоположение, предоставляется поставлять чтецов, заклинателей и иподьяконов, а с дозволения городского епископа – даже дьяконов и пресвитеров. Еще позднее сардикский собор 843 г. запретил на будущее время поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, а лаодикийский (между 343 и 381 гг.) определил вместо хорепископов ставить периодевтов, т. е. странствующих с целью наблюдения визитаторов, поставленным же раньше хорепископам ничего не делать без воли епископа городского113.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010