Вернувшись в тюрьму, Адриан вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям: мученикам перебивали руки и ноги тяжелым молотом, отчего те в страшных мучениях умирали. Когда очередь дошла до Адриана, жена больше всего боялась, чтобы муж ее не смалодушничал и не отрекся от Христа. Она укрепляла Адриана и придерживала его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом. Скончался святой Адриан вместе с остальными мучениками в 304-ом году. Когда их тела начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния. Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие. Кондак: Жены богомудрыя божественная словеса в сердце положив, Адриане мучениче Христов, к мучениям усердно устремился еси, с супругою венец прием. Благоверный князь Александр Невский 12 сентября, 6 декабря (30 авг., 23 нояб. по церк.кал.) Из князей, защитников русской земли и Православной веры в период монгольского ига, в особенности прославился святой благоверный князь Александр Невский. Сын великого князя Ярослава, он родился незадолго до монгольского нашествия в 1220-ом году и под руководством своей благочестивой матери, святой княгини Феодосии, получил хорошее по тому времени образование, носившее глубоко-религиозный характер. Детство и юность свою он провел в Новгороде, где сначала княжил его отец, а затем и он в очень юные годы принял бремя правления. Новгородская область осталась свободной от татарского разорения, но подверглась усиленному натиску своих соседей с запада: литовцев, немцев и шведов. Святому князю Александру пришлось выдержать упорную борьбу с ними за самостоятельность Русской земли и за свободу Русской церкви от посягательств со стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДУЛИЯ АНАЗАРВСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мц. Феодулия (Феодула). Икона Феодулия (Феодула , греч. Θεοδουλη ) Аназарвская (+ 298 /ок. 304 ), мученица Память 5 февраля , 18 января (Греч. ) Пострадала в 298 году или ок. 304 года в городе Аназарве , в царствование римских императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (286-305). Правитель города Пелагий был очень жесток. Его слуги разыскивали по всей области христиан и приводили к нему на суд, где они, выслушав царский указ, должны были поклониться идолам. Однажды к нему привели женщину-христианку по имени Феодулия. Она боялась не столько мук, сколько того, чтобы не быть оскверненной неверными, и предлагала им много золота. Но слуги не взяли золота, а привели ее на суд к правителю. Пелагий спросил ее имя и велел поклониться языческим богам; в случае же отказа грозил ей жестокими муками. Святая Феодулия отвечала: " Я - христианка. Имя это мое почетное и вечное, люди же называют меня Феодулией. Я поклоняюсь Единому Истинному Богу и не поклонюсь камню " . Пелагий рассвирепел и приказал начинать пытки. Господь подал Феодулии Свою помощь. и она не чувствовала боли. Пелагий же приписал это действию богов, которые щадят Феодулию в надежде, что она обратится к ним. Святая Феодулия сказала правителю: " Где твои боги, которые щадят меня, покажи мне их, чтобы я могла воздать им честь? " Ее привели в храм Адриана, которого почитали могущественнейшим богом. Святая, помолившись Истинному Богу, дунула на идола, и он рассыпался. Увидев это, Пелагий затрепетал от ужаса. Если слух о сокрушении идола дойдет до царей, тогда он будет брошен на съедение зверям. С рыданиями припал он к ногам святой Феодулии, умоляя ее восставить из праха идола, обещая за это принять христианство. Святая сотворила усердную молитву Господу Иисусу, и идол, целый и невредимый, опять встал на свое место.

http://drevo-info.ru/articles/8968.html

7); и еще о труженике подвижнейшем, которого бес совратил в иудейство чрез сновидения (гл. 8). Подобная же повесть предлагается в Прологе на 9-й (22) день января. Молодой подвижник своевольно поселился в горную пещеру, принимал откровения от беса и поверил ему, что будет взят на небо, и, конечно, погиб бы, если б не сохранила его благодать и не внушила, хотя не с истинным расположением, открыть о том игумену… Заключение Итак, нет несчастнее, нет ближе к погибели того человека, который не имеет для себя руководителя на пути Божием, особенно, кто едва только отстал от худого образа жизни. Все приведенные нами свидетельства отцов-подвижников с совершенною ясностью убеждают нас, что старческое руководство необходимо для неуклонного следования по пути к духовному совершенству. А потому мы убеждены, что для подъема и укрепления монашеской жизни там, где она поослабла, следует прежде всего насадить старчество – пусть даже против желания обитателей этих монастырей. Ибо пройдет немного времени, и подчинившие себя руководству старцев увидят и поймут, ощутят на себе самих великую от него пользу. Дай Бог, чтобы это желание наше исполнилось поскорее. 10 Такой прием из чужих монастырей допущен преподобным по снисхождению к особым обстоятельствам того времени. Вообще же принимать из других монастырей не следует, так как монашествующие должны пребывать согласно обету в тех местах, в которых отреклись от мира (смотри 4-е правило IV Вселенского Собора) 23 «Сынове твои, обнищавшии, седяще на край всякого исхода, яко свекла недоваренная, исполнены ярости Господни, разслаблени Господом Богом» 24 Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем. Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб 31 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах 32 Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной. 39 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно. то, чему оно научило вас, в том пребывайте Читать далее Источник: Настольная книга для монашествующих и мирян/Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Псков : Псково-Печерский монастырь, 2021. - 304 с.Настольная книга для монашествующих и мирян/Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Псков : Псково-Печерский монастырь, 2021. - 304 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Господь сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь на тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди примирясь прежде с братом твоим» ( Мф.5:23 ). «Бог не принимает молитвы нашей, – говорит отец Иоанн, – если мы гневаемся, злобимся на кого-нибудь» (304, с.21). По мысли кронштадтского пастыря, приступать к Богу с молитвой, не примирившись с ближним, совсем не свойственно пастырю. Ведь священник – служитель Бога-Любви и Церкви Его, проникнутой любовью. А потому он должен прежде «стяжать в сердце истинную, глубокую любовь к Богу и людям, Кровью Христовою искупленным, по образу и подобию Божию сотворенным. Иначе служение его будет лицемерием» (337, с.209). Если пастырь, как посредник между Богом и паствой, встал на молитву, чтобы примирить паству с Небом, то он должен прежде сам примириться со своей совестью и принести покаяние в тех грехах, которые совершил в тот день. Но и при покаянии отец Иоанн предостерегает: «В молитвах церковных есть перечисление грехов, но не всех, и часто о тех-то самых и не бывает упомянутого, которыми мы связали себя. Надо непременно самому перечислять их на молитве с ясным сознанием их важности, с чувством смирения и сердечным сокрушением» (353, с.42). А теперь скажем о самом главном условии истинной молитвы. «В молитве главное, о чем нужно прежде всего позаботиться, – говорит отец Иоанн, – это живая, ясновидящая вера в Господа: представь Его живо пред собою и в себе самом, и тогда еже хощеши, проси о Христе Иисусе в Духе Святом – и будет тебе. Проси просто, ничтоже сумняся, – и тогда Бог твой будет все для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела...» (332, с.240). Отец Иоанн очень часто писал о вере, и это не случайно, так как «вера – основа христианской жизни» (304, с.4–5). Ведь и Господь, когда исцелял больного, то требовал от него прежде всего веры. Человек пал от лукавой недоверчивости к Богу, и теперь обратное возвращение, приближение к Нему не может быть иначе, как только через веру, через искреннюю доверчивость к домостроительству нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава 46 (1) Повержен Вил Низринутъ Нево 297 ! Очутились истуканы их На скот и рабочих животных; Носимые вами 298 стали ношею, Бременем для усталых животных. (2) Низринуты , повержены разом; Не могли спасти носимого, И сами в плен идут. (3) «Послушайте Меня, дом Иаковлев «И весь остаток дома израилева, «Носимые Мною от чрева, Поддерживаемые Мною от рождения. (4) «И до старости 299 Я сам «И до седин Я буду носить; «Я создал и Я буду носить, «И поддерживать буду и охранять. (5) «Кому уподобите Меня и прировняете? «С кем сопоставите Меня, чтобы мы были схожи 300 ? (6) «Высыпают золото из кошелька 301 , «И серебро на весах 302 весят; «Договаривают художника, чтобы он сделал из него бога, «Кланяются, даже повергаются на землю... (7) «Поднимают его на плечо, " Несут его, «И ставят его на подставку его 303 , «И он стоит, «С места своего не тронется; «Хотя бы кто кричал к нему, «Он не отвечает; «От беды его «Не спасёт его. (8) «Вспомните это и обсудите зрело, «Положите, отступники, на сердце. «Вспомните прежде бывшее от века, «Ибо Я – Бог , и нет другого, – «Бог, – и нет подобного Мне, – (10) «Возвещаю от начала то, что на конце, «И наперёд – что еще не сделалось, – «Скажу, – определение Мое неизменно, «И все, что Мне угодно, Я сделаю; – (11) «Призываю с востока хищную птицу 304 , «С земли отдаленной – совершителя судеб Моих. «Я сказал, и – исполню, «Предначертал, и – сделаю. (12) «Будьте внимательны ко Мне, «Жестокие сердцем, «Удалившиеся от правды! (13) «Я приближаю правду Мою: – «Она не далеко, «И спасение Мое не замедлит; «Ибо Я даю на Сионе спасение, «Израилю – славу Мою. XXXVII 297 и , Βλ и Ναβ замечательнейшие вавилонские идолы. Вил, по Иерониму, есть тот же Belus греков и Saturnus латинян. Он был в большом почтении у древних восточных народов, которые приносили ему человеческие жертвы: родители в честь его закалывали собственных детей. В этимол. отношении представляет сокращение халдейской формы хозяин, владелец. – Нево – планета Меркурия, – занимал среднее место между добрыми и злыми гениями. Эта планета представляла у древних небесного актуариуса, постоянно занимающегося записыванием событий неба и земли, и имеет аналогию с Гермесом или Абунисом египетским, с которым статуи Нево имели и одинаковую форму. Арабы в четвертый день недели приносили в жертву Нево молодого человека, искусного в письмоводстве, для того, чтобы душа его облегчала труд всемирного актуариуса. Нево у сабеян значит interpres deorum, т. е. близко подходит к значению еврейского слова Nabi. Значительное число собственных имён, в состав которых входит слово Пево, показывает, что этот культ был очень распространён в Вавилонии и Ассирии: Nabucchadnezar (Меркурий говорит) Nebusaradan (князь и хозяин) Nebuschasban (почитатель Меркурия) Naboned, Nabonassar, Naburian, Samhar Nebu и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Д. Добродетели христианина, содействующие ему в исполнении первой заповеди Божия 1. Отвергнись от себя а) Что значит «отвергнуться от себя»? Самоотвержение по словам св. Василия Великого состоит в следующем: «сам себе отрицается той, иже совлечеся ветхого человека с деяньми его, тлеющего в похотех прелестных, – отрицается и всех пристрастий мирских, яже препятствовати могут намерению благочестия; совершенное же отвержение в том состоит, еже и к самой жизни беспристрастну быти и осуждение смерти имети, во еже бы на себе не надеятися», т. е. «сам себя отрицается тот, кто старается подавлять в себе все греховные привычки, как в мыслях и намерениях, так и в самых делах, свойственные человеческой природе, не очищенной от греха благодатию Божиею чрез веру Христову, – кто отрицается от всех мирских пристрастий, могущих препятствовать стремлению к благочестию; совершенное же отвержение состоит в том, чтобы не иметь пристрастия к самой жизни земной и не надеяться на свои силы». – По словам св. Златоуста, «отвергнуться себя» значит отказаться от своей собственной, естественной воли и предаться воле Божией, ради Христа отказаться от всего, если то потребуется, и быть готовым ради Него на всякие скорби, лишения, говения, страдания, если Ему угодно будет послать их нам, как бы ни больно было, чего бы ни стоила нашей воле такая жертва всем, что для вас дорого» 65 . (См. «Толков. еванг.», еп. Михаила, т. 1, стр. 304). б) Библейские примеры самоотвержения. I. Апостолы: Симон, Андрей, Иаков, Иоанн: проходя-же близ моря Галилейского, увидел (I. Хр.) Симона Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, прошедши оттуда, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке, починивающих сети; и тотчас призвал нх и они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, наследовали за Ним. (Марк. И, 16 – 20). II. Бедная вдова: ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. ( Лyk. XXI, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8 . Смерть 170 послал Господь на Иакова, и пришла она на Израиля. 9 . И уразумеют 171 весь народ Ефрема и живущие в Самарии, гордо и с надменным сердцем говорящие: 10 . Кирпичи пали, но придите, вытешем камни, и порубим сикоморы и кедры, и построим себе башню. 11 . И сокрушит Господь восстающих на гору Сион и врагов Своих рассеет: 12 . Сирию с восхода солнца и эллинов с запада солнца, пожирающих Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока 172 . 13 . И народ не обратился, пока был поражен, и Господа не взыскал. 14 . И отнял Господь у Израиля голову и хвост, великого и малого, в один день: 15 . Старца и почтительных к (высокопоставленным) лицам, – это голова, и пророка, учащего беззаконию, – это хвост. 16 . И будут ублажающие народ сей льстецами и обольстят, чтобы поглотить его. 17 . Посему о юношах их не порадуется Господь и сирот их и вдов их не помилует, потому что все они беззаконны и лукавы и уста всех говорят неправду. При всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока. 18 . И разгорится, как огонь, беззаконие, и, как сухой тростник, будет пожран огнем 173 , и разгорится в чащах леса, и все, что в окрестности холмов, истребит. 19 . Яростию гнева Господня сожжена вся земля, и народ будет как бы пожжен огнем; не пощадит человек брата своего: 20 . Но наклонится направо, потому что голоден, и будет есть и по левую сторону и не насытится человек, поедая плоть мышцы своей; ибо Манассия будет поедать Ефрема, и Ефрем – Манассию, и оба вместе будут воевать против Иуды. 21 . При всем этом не отвратится ярость Его 174 , но рука Его еще высока. 165 Т. е. получай и исполняй в жизни описываемое ниже благодатное возрождение и просвещение (Вас. Вел. и Кир. Алекс.). 166 Слав. видеша соотв. εδε в комп. изд.; в др. изд. δ и δετε – ват., text. recept., алекс. Есть чтения: δτω, εδτω – Злат., Ориг., Феодор. и др. В синод. пер. увидит. По этим параллелям, контексту и новозаветной цитате и мы перевели будущим. 170 В слав. смерть и в большинстве греч. спп. LXX: θνατον, но в син. и у Вас. Вел. λγον – слово, а также в 239, 304, 305, 306, 307, 308 и в евр. – слово. Вас. Вел. относит 8 ст. к посланию Слова воплотившегося. Кир. Алекс. разумеет определение о наказании и смерти нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

6 . И иссякнут протоки и каналы речные, и высохнет всякое вместилище вод во всяком озере, поросшем тростником и камышом, 7 . И вся зеленая трава вокруг реки и все, посеянное при реке, посохнет от знойного ветра. 8 . И застонут рыбаки, и застонут все, бросающие уду в реку, и закидывающие невод и сети оставящие возрыдают. 9 . И будут в стыде чешущие лен и обрабатывающие виссон. И будут в скорби делающие 295 это. 10 . И все приготовляющие сикеру 296 опечалятся и заскорбят душою. 11 . И объюродеют князья танисские, мудрые советники царя; совет их будет безумным. Как скажете вы царю: мы сыны мудрецов, мы сыны древних царей? 12 . Где ныне мудрецы твои? Пусть же возвестят тебе и скажут, что определил Господь Саваоф о Египте? 13 . Оскудели князья танисские, и возвысились князья мемфисские 297 , и введут они в заблуждение каждое племя в Египте. 14 . Ибо Господь послал 298 на них дух обольщения 299 , и они ввели Египет в заблуждение всеми делами своими, как блуждает изрыгающий пьяный. 15 . И не будет у египтян дела, которое имело бы 300 голову и хвост, начало и конец 301 . 16 . В тот день египтяне будут, как женщины, в страхе и трепете от руки Господа Саваофа, которую Он возложит на них. 17 . И будет страна Иудейская в страх египтянам; при всяком напоминании им о ней, они будут трепетать от определения 302 , которое постановил Господь Саваоф о ней. 18 . В тот день пять городов в Египте будут говорить языком ханаанским и клясться именем Господа Саваофа; один город назовется городом Аседек 303 . 19 . В тот день будет жертвенник Господу в земле Египетской и столп 304 в пределах ее Господу. 20 . И будет он навеки знамением о Господе в земле Египетской; потому что они возопиют к Господу на притеснителей своих, и пошлет им Господь человека, который спасет их. Судящий 305 спасет их. 21 . И познан будет Господь египтянами, и узнают египтяне Господа в тот день, и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят. 22 . И поразит Господь египтян язвою великою, но и исцелит их совершенно; они обратятся к Господу, и Он услышит их и исцелит их совершенно 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010