Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОТИЯ НИКЕЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Память 29 июля , 22 декабря Святая мученица Феодотия с тремя малолетними детьми жила в царствование императора Диоклетиана (284-305). Она была христианкой, уроженкой города Никеи Вифинской . Святая Феодотия, овдовев, вела благочестивый образ жизни и воспитывала своих сыновей в христианской вере. Она была в духовной дружбе со святой Анастасией Узорешительницей (память 22 декабря ). Когда начались гонения на христиан, святых жен арестовали. На суде сановник Левкадий пленился красотой святой Феодотии и решил взять ее к себе в дом, намереваясь жениться на ней. Находясь со своими детьми в доме Левкадия, святая Феодотия хранила себя в чистоте, не уступая ни уговорам, ни ласкам, ни угрозам язычника. Разгневанный непреклонностью святой, Левкадий отослал ее с детьми в Вифинию , к начальнику области Никитию. Когда при допросе судья стал грозить ей муками, старший сын святой Феодотии - Евод сказал, что христиане не боятся мук, а боятся быть оставленными Богом. Мальчика жестоко били на глазах у матери, так что он истекал кровью. Святая Феодотия молилась, чтобы Господь укрепил в страданиях ее сына, и радовалась, что он удостоился мученической кончины за истину. Святую Феодотию отдали на поругание, но Бог сохранил ее. На глазах у всех совершилось чудо: Ангел Господень преградил путь нечестивцу, дерзнувшему приблизиться к святой. Приписывая чудо волхвованию, судья приговорил святую и ее детей к сожжению на костре (+ 304 ). Использованные материалы Редакция текста от: 14.03.2023 16:53:49 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/1843.html

Событие это по разным данным произошло примерно в 304–316 году. Существует предание, что тело великомученицы Екатерины исчезло. Будто бы ангелы подхватили тело и перенесли на гору Синай. Там, три века спустя, был построен монастырь св. Екатерины. В нем и по сей день пребывают мощи святой. Так как святая великомученица Екатерина была канонизирована еще до разделения церквей, то она почитается и католиками, и православными. На иконах великомученицу изображают в царском венце, подчеркивая ее благородное происхождение. Багряный плащ-накидка свидетельствует о мученической кончине святой. Святые с именем Екатерина Новомученица Екатерина Арская. Фото 1910-1920 гг. В истории известны и другие Екатерины, ставшие святыми. Всего их пять человек. 7 декабря вспоминаем великомученицу Екатерину Александрийскую. 17 декабря мы чтим память новомученицы Екатерины Арской, расстрелянной в 1937 году вместе с архиепископом Гавриилом (Воеводиным). 5 февраля церковь вспоминает преподобномученницу Екатерину (Черкасову), расстрелянную на Бутовском полигоне. 17 февраля отмечается день памяти Екатерины (Декалиной) или Екатерины Симбирской – монахини, расстрелянной в подвале Ульяновского НКВД. 20 марта 1938 года за «систематическую контрреволюционную агитацию» была расстреляна и погребена в общей могиле послушница монастыря в честь иконы «Всех скорбящих Радость» святая Екатерина Константинова. Кольцо святой Екатерины Один из сюжетов жития великомученицы Екатерины вошел в анналы мирового изобразительного искусства. История о том, как святая Екатерина, представ перед Христом, получает от него обручальное кольцо, стала любимейшим сюжетом художников эпохи Возрождения. Рафаэль, Барталомео Фра, Веронезе Паоло, Лоренце Лотто, Пуссен, Джованни Батиста Бертуччи, Пармиджанино, Ганс Мемлинг и другие великие художники более поздних времен, писали святую Екатерину. В истории европейской религиозной живописи даже сложился своеобразный канон. На полотнах «Обручение святой Екатерины» мученица изображается в царских одеждах. Склонившись у ног Богоматери, сидящей на троне, святая Екатерина берет кольцо из рук младенца Христа.

http://pravoslavie.ru/66521.html

Поступок св. Пелагии всего через год повторила одна благочестивая мать, св. мученица Домнина . По свидетельству святителя Иоанна Златоуста , составившего ей похвальное слово, она утопилась вместе с дочерьми Виринеей и Проскудией , чтобы сохранить их от поруганий (304 г., память свв. мучениц 4 октября). На Руси так же, как св. Пелагия, в 1237 году поступила св. Евпраксия Рязанская (21 декабря). А в XX веке, в годы Второй мировой войны этот подвиг повторила 17-летняя сербская девушка, св. мч. Яглика Пиеская. См. Приложение. Некоторые мученики после перенесенных ими страданий продолжали какое-то время жить и почили в мире. Так, сщмч. Григорий Великий , просветитель Армении (†335, память 30 сентября), претерпел мучения, на 14 лет был брошен в ров с тиной, наполненный змеями, потом стал епископом, крестил армян и соседние племена, а перед кончиной удалился на безмолвие в пустыню. Мирная кончина была у св. 9-летней мученицы Василисы Никомидийской (3 сентября, гонения Диоклетиана), мученика Феодора Антиохийского (23 ноября, пострадал при Юлиане Отступнике), сщмч. Феодота , еп. Киринийского (2 марта, его страдания прекратились с воцарением Константина Великого ) и других святых мучеников. В лике святых мучеников, как видим, христиане прославлены за различные виды страданий. Объединяют их внутренние побуждения к подвигу, что они шли на эти страдания добровольно, в спокойной и радостной готовности претерпеть их ради Христа или за Его заповеди. Ими двигала всепобеждающая вера в победу, одержанную Христом над смертью, вера в превосходство подлинной жизни с Ним и в Нем над жизнью этого видимого мира, образ которого проходит ( 1Кор.7:31 ) 293 . 3.3. Почитание мучеников 3.3.1. Почитание мучеников в первые века христианства. Мученические акты и мартирологи Почитание мучеников, как мы уже говорили, появилось в древнейшие времена. По свидетельству «Мученичества Поликарпа (Смирнского)», ежегодно в день смерти мученика 294 верующие собирались на его могиле, служили Литургию и раздавали милостыню нищим 295 . Евхаристия совершалась с особым чином благодарения за мученика. На торжествах читались также деяния о его страданиях, и потому самим житиям мучеников на Востоке было усвоено название «пролог», то есть вступительное чтение или «синаксарь» – чтение на торжественных собраниях. На Западе жития назывались legenda, то есть подлежащее прочтению 296 . Празднования могли включать также трапезу поминовения. К III веку такой порядок был уже всеобщим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монастырь Бенедиктбоерн Имя Анастасия в переводе с греческого означает «воскресение», и поэтому в народных преданиях является олицетворением воскресного дня. Этим именем названы и три святые: Анастасия Римляныня (называемая Старшей, III в., память 29 октября, 30 октября), Анастасия Узорешительница (называемая Младшей, † ок. 304, память 22 декабря) и Анастасия Патрикия, известная как отшельница Александрийская († ок. 567/568, память 10 марта). Анастасия Патрикия происходила из знатного византийского семейства и славилась благочестием. Ее красоту заметил император Юстиниан I . Чтобы скрыться от любовных преследований и интриг императорского двора, Анастасия тайно покинула Константинополь. Она подвизалась сначала в Александрийском монастыре, а позже – в отдаленной пещере, где под именем евнуха Анастасия провела многие годы в молитве и умерщвлении плоти. После смерти «евнуха Анастасия» авва Даниил открыл его подлинное имя и поведал миру историю жизни святой Анастасии. Что же касается житий двух других святых Анастасий – Старшей и Младшей, то известно, что в ряде древних агиографических памятников сведения о жизни и подвигах Анастасии Римляныни (Старшей) и Анастасии Узорешительницы (Младшей) четко не разделяются, что приводит к трудностям с идентификацией их мощей, изображений на иконах и посвящением им храмов. Сохранились данные о том, что в 1200 году Антоний Новгородский видел в Константинополе мощи обеих святых Анастасий – Старшей и Младшей . Часто вместо жития Анастасии Римляныни приводится житие Анастасии Узорешительницы и, наоборот, мученичества Анастасии Старшей включаются в жития Анастасии Младшей. Наблюдается и сближение иконографий обеих святых мучениц. Обычно святая Анастасия Римляныня изображается в монашеском облачении, с крестом и пальмовой ветвью в руках, а Анастасия Узорешительница – в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и с маленьким сосудом лечебного масла в левой. Но встречаются и иконы, на которых изображен только лик и подпись «святая Анастасия», без указаний, какая именно, и без характерных для образов каждой из мучениц деталей.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/03/...

Тогда в темнице содержались еще 47 узников. Видя чудеса, совершаемые апостолами в темнице, Прокесс и Мартиниан, а равно и 47 заключенных, уверовали во Христа и все были крещены апостолом Петром водой из упомянутого чудесного источника. Свою веру во Христа свв. Прокесс и Мартиниан вскоре запечатлели мученической кровью. Мощи их ныне почивают в Ватиканском соборе. Память сорока семи лиц, разделявших узничество апостолов Петра и Павла в темнице и крещенных апостолом Петром, как местночтимых святых, совершается в Риме 14 марта нов. ст. Из Мамертинской темницы апостолы Петр и Павел вместе были выведены на мученическую кончину. За городскими воротами, именуемыми ныне Павловыми (Porta San Paolo), апостолы были разлучены друг с другом: апостола Петра отвели на Яникульский холм для распятия, а апостола Павла — за город в местность, называвшуюся «Сальвийские Воды», для усечения мечем. Мамертинская темница была особенно переполнена христианами в середине III в. и в начале IV в. Здесь в гонение Валериана содержались святые мученики: Адриан; супруга его Павлина и чада их Неона и Мария; брат упомянутой Павлины Ипполит, диакон римской Церкви; диакон Маркелл; пресвитер Евсей; св. Сикст, папа римский; диаконы Фелициссим и Агапит и другие. Память святых мучеников Сикста, папы римского, и диаконов Фелициссима и Агапита совершается 10 августа; память других поименованных мучеников, как местночтимых святых, совершается в Риме 2 декабря нов. ст. В страшное гонение Диоклетиана в Мамертинской темнице содержались святые мученики: Сисиний и Кирим диаконы; старец Сатурнин; Смарагд; Ларгий; Крискентий и другие, всего числом 21 человек — о всех их повествуется в Четьих Минеях под 7 числом июня, в житии священномученика Маркелла, папы римского (304-310). Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г. Катакомбы [ править править код ] Катакомбы — это одна из самых красноречивых святынь Рима, которая не оставит равнодушным никого из посетителей. Это подземные кладбища, где христиане первых веков полагали своих усопших и мучеников, а также совершали богослужения.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Для настоящей темы важна датировка упоминавшегося выше старейшего списка памятника (РГБ, ф. 304/1, собр. Троице-Сергиевой лавры), 745). Р.Д. Босли обнаружил аналог 1424 г. филиграни его бумаги и указал на идентичность почерков того же списка и рукописи 1428/29 г. В результате он отнёс этот список к 1420 г. 216 . Но, исходя из тех же аргументов, правильнее его датировать 1420 годами. Как видим, датировка Жития в работах исследователей колеблется в пределах от конца XIII до начала XV в. И ни одна из этих версий не была надёжно доказана или полностью опровергнута. Переходя к непосредственному рассмотрению поставленного вопроса, можно сказать, что у нас для его решения пока имеется лишь один, более или менее, надёжно установленный факт: Житие уже существовало в 1420 годах. Это будет отправным пунктом последующих рассуждений. Старейший список службы Игнатию, содержится в пергаменной минее 217 , которую до недавнего времени датировали второй половиной XIV в. 218 , но А.А. Турилов считает, что эта рукопись создана лишь в начале XV в. 219 . В данной службе содержатся пересказы эпизодов Жития 220 . Следовательно, оно существовало в начале XV в. Далее проверим, действительно ли, как считает Р.Д. Босли, Житие и Симеоновская летопись текстуально совпадают. Наше сопоставление этих произведений показало следующее. В Житии действительно есть один фрагмент, который близок только одному фрагменту данной летописи. Ниже для сравнения приведены соответствующие отрывки из упомянутой летописи и из двух старейших списков Жития, научного издания которого пока не существует. Симеоновская летопись 221 Житие Игнатия Ростовского Toe же зимы въ Филипово говино преставися князь Глб Василковичь Ростовскии Егда же изволи Богъ преставити его отъ житья сего, тихо и кротко испусти душу и приложися к отцамъ и ддомъ и праддам своимъ, поболе 7 дней, но въ 8 преставися, месяца Декабря въ 13, на память святого мученика Еустратиа и дружины его. Слышавшие же смерть его все люди града Ростова стекошася на дворъ его, велиции и малии плачемъ великимъ плакаху по немъ, убозии, яко кормителя, вдовици и сироты яко заступника и подателя, бояре же и слуги, яко господина оставше. Епископъ же Игнатии съ игумены и съ попы, и диаконы, и черноризци идоша на двор его и взяше тло его, и принесе въ соборную церковь святую Богородицю въ Ростове, и пвше над ним, положиша честно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие Преподобного Сергия свидетельствует, что Преподобный Сергий поставил Савву игуменом Стромынского Дубенского монастыря, основанного Преподобным Сергием по желанию великого князя Димитрия Ивановича Донского в благодарность Богу за победу над Мамаем: «Постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, еже бысть преже в его монастыре великом духовным всему братству, старец честен и учителей зело» (Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. XI. С. 145). Инок Маркелл, который по поручению митрополита Макария в первой половине XVI в. составил службу святому и написал его Житие (Житие преподобного Саввы Сторожевского, изданное в Москве в 1646 г., входило в Великие Четьи-Минеи, Четьи-Минеи Германа Тулупова, Святителя Димитрия Ростовского и в ряд сборников XVI–XIX вв.), заключил, видимо, что преподобный Савва Сторожевский и Савва, игумен Стромынский, одно и то же лицо. Это утверждение Маркелла вошло в месяцесловы, Жития русских святых архиепископа Филарета (Гумилевского) и др. Как справедливо замечает С. Смирнов (Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1877. С. 124–129), в сказании об основании Стромынского монастыря разумеется Савва, скончавшийся и погребенный в монастыре Стромынском. В описи Стромынского монастыря (ОР РГБ. Ф. 304. 60), составленной в 1616 г. при архимандрите Троице-Сергиевой Лавры Дионисии, читаем: «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось изображение Саввы 1684 г., на фреске надпись: «Преподобный Савва Стромынский». Преподобный Савва Сторожевский на иконах изображается в соответствии с иконописным подлинником: «Брада Макария Желтоводского, плешив». Савва Стромынский, напротив, с густыми волосами. В «Книге глаголемой о российских святых» память преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря, а «преподобного отца Саввы, игумена Стромынского монастыря, иже на реце Дубенке» – 20 июля (ГБЛ, ф. Московской Духовной Академии, 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу (ипостаси) изображенного на ней. Таким образом мы следуем апостолу Павлу и всему сонму Божественных апостолов и святых отцов, содержа принятые нами Предания». Седьмой Вселенский Собор закончился благодарственной молитвой Господу и пением вечной памяти защитникам Православия. 12-й день Святые мученики Пров, Тарах и Андроник Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в городе Тарсе Киликийском. На предложение язычников принести жертву идолам святой Тарах, старый воин, ответил, что он приносит жертву Единому, Истинному Богу в чистом сердце. Видя твердость святых в исповедании истинной веры, проконсул предал их пыткам. «Когда день мое тело страдает, – говорил идолопоклонникам святой Пров, – тогда душа моя исцеляется и оживляется». Истязатели изощрялись в мучениях, какие только могла измыслить злоба, а потом разрубили тела святых на части. Христиане тайно взяли останки мучеников и похоронили. Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов , родом из Иерусалима, воспитывался родителями преподобного Иоанна Дамаскина (память 4 декабря) вместе с их сыном и получил прекрасное образование. Когда святой Косма достиг совершеннолетия, то поступил в одну из палестинских обителей, где прославился монашескими подвигами. Во время гонения на святые иконы преподобный Косма день вместе с преподобным Иоанном выступил в защиту Православия. Они написали много сочинений против иконоборцев. В 743 году Косма был поставлен епископом Маиумским. Преставился он в глубокой старости († ок. 787), оставив после себя много канонов на праздничные дни и трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы. Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 138 об. Молитва св. отца Памова, егда стужен будеть человек злыми помыслы от лукаваго беса злым лукавством сотониным, моляся к Богу, сице глаголи на дьявола. Нач. Уповаю на Господа Бога Вседержителя, на силу честнаго животворящаго Креста Господня и на пречистую Его Матерь. л. 141. Молитва ко препод. Сергию. См. 663 л. 597. В конце была какая-то припись, но с углом листа оторвана, на обор. его сверху остались слова... от Ильинсково священника Карпа благословение от Троицкаго Сергеева монаст... С л. 143 до конца статьи выписаны, кажется, из Сборника смиренного иером. Макария (срав. 747). л. 143. Мес. априля 1, житие и жизнь препод. матери нашея Марии египетьския. л. 167 об. Мес. декабря 21, мучение св. мученици Иульянии. л. 182. Слово Паладия мниха о втором пришествии, и о страшном суде, и о будущой муце, и о умилении души. л. 216. Слово Евагрия мниха о страсе будущих мукь и о покаянии. л. 220. Житие и жизнь препод. отца нашего Онуфрия пустынаго, написано от Пафнутия мниха и ошелника. л. 246 об. Слово о египетских черноризцех. л. 250. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Костянтинаграда, Златаустаго Слово в начале Индихту. л. 253. Мес. сентября 1, житие препод. отца нашего Сумеона Столпника. л. 267. Мучение св. и славнаго Христова мученика Дмитрея. л. 276. Слово Климента, папы римьскаго, Похвала о четверодневном Лазари. л. 280. Слово св. отца нашего Евьсевья, епископа александрейскаго, о пришествии Иоанна Предтечи во ад, и о предании Христове, и о страсти, и о воскресении. л. 293 об. Мес. августа в 15 день, Слово Иоанна Богослова о покои пресв. Владычици нашия Богородици и Приснодевици Марьи. л. 304. В тойже день, Похвала на Преставление пресв. Владычици нашия Богородици и приснодевици Марии, створено епископом Климентом. л. 308. Житие и жизнь препод. отца нашего Филимона. Отрывок. л. 308 об. От Патерика печерьскаго, слово о Пимине, егоже Ангели постригоша в иноческий образ. л. 313. Мес. априля в 23 день, мучение св. и славнаго великомученика Георгия. л. 335. Мес. априля в 23 день, поучение на память св. мученика Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Безусловно, И.М. был глубоко верующим человеком правоконсервативных взглядов, хотя и не избежал в годы молодости влияния социал-демократических и либеральных идей. «Наше мировоззрение, – отмечал он в предисловии к уже упоминавшейся здесь работе «Очерки по истории русской литературы 19 века», – мировоззрение православного христианина, верного сына Православной Русской Зарубежной Церкви» с. I]. А. Бергсон, Н.О. Лосский и С. А. Алексеев (Аскольдов) – вот, по словам самого И.М., три ступени его философского развития. «Философского, но не религиозного, – отмечал он. – На последнем пути у меня были другие учителя: епископ Феофан Затворник , епископ Игнатий Брянчанинов , Оптинские старцы и приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский , а затем – добротолюбие и, вообще, святоотеческая православная литература. С оптинским старцем Нектарием, я был в длительной переписке, а со старцем Досифеем в личном общении. Дважды я имел личное общение с о. Иоанном Кронштадтским . Наученный ими строго-православному духовному методу (если можно так выразиться), я закрепил его незабываемыми впечатлениями от посещения замечательных русских монастырей (Валаам, Соловки, Киево-Печерская Лавра, Саров, Дивеево, Оптина Пустынь и др.). В результате мне стал ясным выбор между охранительным православием о. Иоанна Кронштадтского и «модернизированным» православием Вл. Соловьева и его школы. Не колеблясь, я выбрал первый путь» с. 304]. И.М. был трижды женат. С первой женой – Таисией Робертовной Поль (род. 1898 г.), от которой у него был рано умерший сын Михаил и дочь Татьяна, он расстался в 1928 году в связи с арестом. Со второй, Еленой Михайловной Сосновской, о которой у нас уже шла речь – в 1944 году, в связи с уходом с немцами на Запад с. 116]. Третий раз И.М. женился уже в Америке на вдове своего ученика о. Викторина Михайловича Добронравова, (расстрелян в 1937 году в тюрьме города Боровичи Новгородской области), Анне Константиновне, на руках дочери которой – З.В. Трифунович (1925–1993) он и доживал свои последние годы после разбойного нападения на него в лифте в Нью-Йорке в 1971 году. Скончался И.М. Андреевский 30 декабря 1976 года, «отойдя, – по словам З.В. Трифунович, – от жизни последние пять лет до своей смерти, потеряв память и сознание, а вместе с ними и контакты с друзьями и многочисленными последователями» » с. 211]. Похоронили его на православном монастырском кладбище в Джорданвиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010