246–246 об.) и записи о проведении между ними очной ставки, на которой оба подследственных заявили о правдивости своих показаний (л. 247). Характерно, что следствие удовлетворилось таким итогом дознания. Столь странное невнимание Ушакова к доносу на одного из колодников вполне объяснимо – расследование этого эпизода привело бы к повторной передаче Дугина синодальным властям и затягиваем следствия с непредсказуемым результатом. Для характеристики исходящих от Дугина документов данное дело также имеет важное значение. С одной стороны, оно показывает, что Дугин в реальности был противником синодальной реформы и новшеств, привнесенных украинским духовенством. С другой стороны, мы видим, что, спасая себя, священник мог предать единомышленника. В интересах Ушакова было как можно скорее закрыть дело Дугина и предать его забвению. Для этого требовался приговор. Его вынесение зафиксировано в серии документов (л. 300–302а, 304). Это указ с приговором по делу Дугина (вечной каторге), выписка из журнала Канцелярии тайных розыскных дел, где сообщается о том, что Ушаков 3 декабря 1731 г. докладывал дело императрице, и она утвердила приговор, указ из Канцелярии тайных розыскных дел в Сыскной приказ об отправке священника на каторгу, запись о том, что он принят в Сыскном приказе, рапорт из Сыскного приказа об отправке на каторгу. Впрочем, несмотря на все надежды Ушакова, этот комплекс документов не стал последним. Выше говорилось, что Дугин еще раз попытался отправить послание императрице, после чего был казнен. Проведенный анализ источников по истории Дугина показывает, что в распоряжении исследователей имеется весьма обширный комплекс документов. Однако объективных материалов у нас практически нет. С одной стороны, Дугин стремился победить своих противников используя в качестве средства доносы и обвинения в государственных преступлениях. Истинность этих обвинений явно была для священника вторичной. Это не позволяет полностью доверять документам, исходящим лично от Дугина. С другой стороны, никто из должностных лиц, проводивших расследование по делу Дугина в 1731–1732 гг., не был беспристрастным и объективным.

http://sedmitza.ru/lib/text/10133706/

Закрыть «Это под силу только философскому уму» Алексей Николаевич Швечиков защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук 26.12.2009 304 Время на чтение 7 минут Вчера, 25 декабря, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена состоялась защита диссертации Алексея Николаевича Швечикова «Теоретико-методологические основы современного российского религиоведения» на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности «религиоведение, философская антропология, философия культуры», сообщает наш корреспондент. Ученый секретарь диссертационного совета А.М.Соколов кратко рассказал о научной карьере и научных работах А.Н.Швечикова. Известный ученый родился в 1936 году. В 1968 году окончил ЛГУ по специальности «преподаватель философии и общественных дисциплин». В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1988 году ему было присвоено ученое звание доцента по кафедре философии. За время написания докторской диссертации Алексея Швечикова было опубликовано 32 его работы, из них 3 монографии, 7 статей, опубликованных в журналах, рецензируемых ВАК РФ. Общий объем работ составляет более 70 печатных листов. Общий трудовой стаж А.Н.Швечикова около 50 лет, педагогический стаж около 35 лет. Затем соискатель ученой степени доктора философских наук Алексей Швечиков выступил с защитой диссертации. «Несмотря на тяжелое, реанимационное состояние современного российского общества, - начал свою защиту А.Н.Швечиков, - хотя и медленно, но в нем идет процесс осмысления и понимания того, что ключ к возрождению всех основ общественной жизни надо искать не в сфере товарно-денежных отношений, а в сфере духа. Религиоведение как духовная наука может и должна подключиться к этим духовным процессам и сыграть важную позитивную роль. Выносимое на защиту диссертационное исследование имеет своей целью способствовать тому, чтобы вклад религиоведения в процесс духовного возрождения стал более эффективным и значимым. Тема диссертации может показаться слишком претенциозной, поскольку религиоведение в качестве официальной науки о религии существует уже около 150 лет и, как и любая наука, зиждется на определенных теоретических и методологических основах. Однако исследование состояния теоретико-методологических основ современного религиоведения показало, что в нем не решены некоторые ключевые и важные проблемы. Необоснован системный, интегративный характер религии и религиоведения, не раскрыты в них содержание и структура предметно-объектных отношений, не определен критерий религии, не разработана духовная сторона религиоведения, размыт его научный статус, страдает неопределенностью содержание и структура религиоведения, рядом религиоведов отвергается философский компонент в религиоведении».

http://ruskline.ru/news_rl/2009/12/26/et...

Смерть горячо любимой им супруги в 1879 году и потеря двух малюток детей в 1882 г., унесенных в могилу на одной неделе дефтеритом, произвели на религиозного и мистически настроенного профессора глубокое впечатление, и он решил коренным образом изменить свой жизненный путь. В марте 1883 года А. В. Вадковский был пострижен в монашество правившим в то время Казанским архиепископом Палладием (Раевым), впоследствии митрополитом Петербургским, предшественником его по кафедре. Эта перемена в жизни профессора А. В. Вадковского произвела сильное впечатление на всех знавших его к особенно товарищей по службе в Академии, но всеми, однако, приветствована была весьма благожелательно. «Из недр Академии, писал академический хроникер, покойный профессор А. И. Гренков, не любивший расточать напрасно похвалы своим товарищам-сослуживцам, выходить не юноша, могущий увлечься высоким идеалом, а зрелый муж в полном развитый своих духовных сил. Что убо будет отроча ме? Мы не можем знать всех его убеждений, не знаем его точных идеалов. Но мы знаем его, как человека, христианина и товарища, и веруем, что идеал монашества найдет в нем художественное воплощение с своими лучшими и светлыми сторонами» (Прав. Собеседн., 1883, III, стр. 303). Казанский архипастырь, весьма обрадованный, что ему удалось привести к алтарю Господню «человека науки, несущего со собою доспехи христианского любомудрия и истинности» (там же стр. 304), приблизил о. Антония к себе, поместив его в архиерейском доме, и начал быстро повышать. 14 ноября того же года иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита и назначен управляющим заштатным Иоанно-Предтеченским монастырем; 12 декабря того же года советом Академии арх. Антоний возводится в звание экстраординарного профессора, а ровно через год назначается инспектором родной Академии. Но послужить в Казани среди горячо любивших его товарищей-сослуживцев, из которых многие были его глубокочтимыми профессорами, ему пришлось не долго. В 1885 году 12 августа архимандрит Антоний был перемещен на должность инспектора Петербургской Академии с Обязательством читать лекции по новому предмету – по Священному Писанию Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 80-е годы прошлого столетия Юрий Антонов спел «Анастасию»: Жизни даль распахнув мне настежь, Ты явилась, весны красивей. Птицы в небе щебечут: " Настя " , Травы вторят: " Анастасия " . Счастлив я, покоренный властью Этих глаз васильково-синих. Губы с нежностью шепчут: " Настя " , Сердце вторит: " Анастасия " . С тех пор популярность имени постоянно возрастает. В 2011 году 53 из ста новорожденных москвичек звали Анастасией. Несколько раз за последние 15 лет это имя выходило на первое место по популярности. В 2013 году оно было вторым, уступив в Москве первенство Марии. Именины Анастасии Редкие обладатели имени могут похвастаться таким обилием святых покровителей. Насти могут праздновать именины 4 января, 23 марта, 5 апреля, 28 апреля, 10 мая, 1, 5 и 9 июня, 4 июля, 17 июля, 10 августа, 11 и 12 ноября, 17 декабря. Святые с именем Анастасия В православном календаре можно найти не менее пятнадцати святых с этим именем, попробуем немного рассказать о самых знаменитых подвижницах. Анастасия Римлянка или Римляныня В 250 или в 256 году в Риме после продолжительных пыток обезглавили еще одну мученицу с именем Анастасия. Ставшая сиротой в возрасте трех лет, знатная девушка воспитывалась в христианской общине близ вечного города. Она была очень красива, и в 20-летнем возрасте отвергнутые женихи выдали ее градоначальнику Прову. Тот потребовал отречься от Христа и выйти замуж за какого-нибудь патриция. Анастасия отказала, взбешенный гонитель приказал мучить ее голой пред толпой,   но святая продолжала славить Спасителя и в конце-концов была казнена. Ее тело было найдено местными христианами и погребено в окрестностях Рима. День памяти Анастасии Римляныни - 11 ноября. Анастасия Узорешительница Среди подвижниц с именем Анастасия на первом месте по известности окажется покровитель заключенных – святая великомученица Анастасия Узозрешительница. Самое раннее ее житие, дошедшее до нас, составлено в VI веке, поэтому о жизни этой святой нам почти ничего не известно. Великомученица Анастасия пострадала в 304 году во время жестоких гонений императора Диоклетиана. Это был император, желавший спасти распадающуюся Римскую империю. Как отмечает христианский писатель Лактанций в сочинении «О смерти гонителей», преследования за веру были тотальными: «Всех людей, (без различия) пола и возраста, сгоняли на костер; причем их было такое множество, что их окружали не по одиночке, а толпами, и предавали огню; прислугу (же) топили в море, привязав каждому к шее жернов. . Не менее дикое гонение коснулось и прочего народа, ведь судьи, рассеявшись по всем храмам, гнали всех на жертвоприношения.. Застенки были полны, выдумывались неслыханные виды пыток, и, по какому бы делу не вершился суд, в уединенных местах и перед трибуналом были расположены алтари, чтобы участвующие в тяжбе прежде приносили жертвы и при таких обстоятельствах высказывались о своих делах».

http://foma.ru/imya-anastasiya.html

В сентябре 1879 г. получила от консула Иларионова предписание о немедленной высылке из Иерусалима (АРДМ. П. 49. Д. 915), но осталась в городе, затворившись в своей квартире на все время до смены консула. «Достало же терпенья у бедовой старицы сидеть безвыходно 6 месяцев в комнате!» – прокомментировал Антонин (дневник от 17 апреля 1880 г.). Была близка к греческому епископу Епифанию – по характеристике Антонина, ее «духовнику, другу и соавтору». По возвращении в Иерусалим консула Кожевникова (...1880) вновь сблизилась с его семьей и жила в их доме. После смерти своих покровителей (жена консула, Любовь Емельяновна, умерла 2 августа 1884 г., сам Василий Федорович – 21 марта 1885 г.), по сведениям, дошедшим до Антонина, «передалась руконожно грекам, приняла турецкое подданство и клевещет Патриарху на меня, якобы злейшего врага греков» (дневник от 12 декабря 1885 г.). 304 Речь идет об архимандрите Никодиме, драгомане Иерусалимской Патриархии, впоследствии Патриархе Иерусалимском (1883–1890). Прозвище, под которым он часто фигурирует в письмах и дневниках Антонина, объясняется ассоциацией с церковнославянским текстом Евангелия: Бе же человек от фарисей, Никодим имя ему, князь жидовский ( Ин.3:1 ). 305 Кошкин Семен Николаевич (1801–1882) – владелец каменноугольных и антрацитовых копей, торговец железом и скобяным товаром в Ростове-на-Дону, Одессе и др. городах Новороссии. Из донских торговых казаков, личный почетный гражданин (1874). Щедрый благотворитель, ктитор Михайловской церкви в Новочеркасске, в которой и был похоронен. Награжден за благотворительную деятельность золотыми медалями на Аннинской (1849) и Владимирской (1868) лентах, а также бриллиантовым перстнем от императрицы Марии Александровны. Несколько раз совершил паломничество в Святую Землю, состоял в переписке с о. Антонином. В последующие годы, при строительстве Вознесенского храма на Елеоне, а также колоколен на Елеоне и в Горнем, поставщиком железа и гвоздей для архимандрита Антонина был сын и преемник Кошкина, Иван Семенович, купец первой гильдии, столь же активный благотворитель и храмостроитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

8 декабря 1828 года Посмотрите в сердце Ваше пристально, чтобы не оставалось в нем чего враждебного против кого-нибудь, дабы не стеснять места Христу, желающему вселиться верою и любовью в сердца наши. Сие сказать подали мне мысль печальные строки письма Вашего, в которых некоторую вещь назвали Вы мерзостью запустения, право, слишком сильно; и я, может быть, согрешил, что повествованием моим подал Вам случай говорить с неудовольствием. Простите меня; берегите мир души Вашей и не толкуйте без нужды чужих дел, когда они непонятны. О рассказавшем видение и сновидение по записке сказанных во сне слов напоминаю Вам, что говорили прежде, что на такие вещи не надобно заглядываться, а идти своим путем, подобно страннику, поспешающему домой, который, слыша от незнакомых весть о своих родных, говорит спасибо и, не останавливаясь, продолжает путь, не входя в расспросы, которые более замедляют, нежели удовлетворяют, а иногда и расстраивают. За вестями же из Горнего Отечества гоняться особенно неудобно; потому что там празднословных ведомостей не ведают и празднословных писем не пишут, как у нас, а открывают тайны Царствия бережливо и осторожно, так что иногда и получив уже в руки тайну, не скоро найдешь к ней ключ. Я не испытатель духов, но, по приметам, кажется, не так там говорят, как в записке написано, от чего такова записка во сне или наяву сделалась такою, не наше дело разбирать, а наше дело – не судить и соблюдать осторожность. Недавно, помнится, был урожай хлеба с головнею 304 ; люди ели хлеб, думали быть сыты и крепки; и делались больны. […] 30 января 1829 года Милость и мир от Господа. Бог да укрепит душу Елисаветы Петровны Глебовой в ее борьбе. Теперь не она действует, а ее болезнь. Но случай сей дает нам наставление, пока есть довольно силы и свободы, преломлять свою волю и покоряться добрым советам, дабы в минуту искушения привычное упрямство нашей воли не сделалось орудием нашего врага против нас. […] Мысль ходатайствовать об отрешенном точно есть искушение, а не духовное побуждение, ибо в нем кроется помысл дерзости. Притом Вы непременно судите того, чье решение хотите переменить Вашим ходатайством. Не судите, да не судими будете. Укажу Вам еще пример. Что святее, что вожделеннее для христианина, как исповедать Христа пред языческим правительством во славу Христову, в утверждение верующих, в наставление неведущих? Но верные рабы Божии не спешили вызываться на сие, а ожидали звания Божия. И Спаситель сказал: пред владыки же и цари ведены будете Мене ради… прилунится же вам во свидетельство… Когда ведены будете, тогда имеете случай свидетельствовать 305 о истине, и свидетельствуйте о ней; а не быв призваны, не бросайтесь; имейте ревность, но берегитесь дерзости. Кто может, пусть дает безместному место, пособие, совет: вот дело человеколюбия; надобно его делать, а не других заставлять.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Жизнь девицы христианки есть жизнь, сокровенная в Боге, духовная, внутренняя, смиренная, простая, кающаяся, примерная, назидательная, уединенная, не любящая показывать себя. Девица христианка никогда туда не ходит, где ее целомудрие было бы в опасности, и избегает всех случаев к тому. Она занимается Богом, вознося почасту к Нему свой дух и свое сердце, поя или читая псалмы и прочие духовные песни; она отвращает очи свои от всех изображений и картин бесчестных, соблазнительных и неблагопристойных и от всего того, что противно целомудрию. Она закрывает очи свои от сует мирских; ее речи и разговоры чисты; все в ней показывает целомудрие; она не знает шуточных слов; она умерщвляет свое тело, свои чувства, свои страсти и обращает очи только на такие предметы, которые соблазнить и искусить не могут. Она умеренна в пище и питии; она мирна и согласна со всеми. Она всюду и каждому внушает любовь к целомудрию своею кротостью и своими словами; она покрывает свое тело с величайшею скромностью, дабы ничто не показывало противного христианской кротости и благопристойности. Она не ходит гордо, не делает знаков глазами и телодвижениями, не озирается на все стороны, но всегда ходит скромно; она воздыхает о грехах, содевающихся против целомудрия; она не привязана к миру, к чести, богатству, удовольствиям. Она часто молится Богу о том, чтобы все жили целомудренно; она любит уединение, безмолвие, тишину. Она беспрестанно бдит над своим сердцем, словами, разговорами, очами и над всеми своими чувствами. Мудрая дева всегда имеет елей в своем сосуде: она ждет Небесного Жениха, бодрствует и исходит во сретение Ему своими воздыханиями и желаниями. 8-го декабря 1828 г. 304. К П.И.А. По милости Божией, ваше усердие ко спасению вечному может довести вас до священного попечения о будущей жизни, которой не будет конца!!! Конечно, вас притесняет мир и делает запинание, чтобы смутить душу и привести в ропот на делающих неправду или, еще и более, завести в тяжбу и судиться с людьми, ищущими только своих выгод.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Перепись населения в России. Инфографика и цифры Население Российской Федерации по сравнению с 2002 г. сократилось на 2261,5 тыс. человек или 1,6 %. Среднегодовые темпы снижения численности населения по сравнению с предыдущим межпереписным периодом возросли в два раза 20 декабря, 2011 Население Российской Федерации по сравнению с 2002 г. сократилось на 2261,5 тыс. человек или 1,6 %. Среднегодовые темпы снижения численности населения по сравнению с предыдущим межпереписным периодом возросли в два раза Перепись проходила с 14 по 25 октября 2010 года. Россия в мире По предварительным итогам всего при проведении Всероссийской переписи населения  2010 года учтено 142905,2 тыс. человек, постоянно проживающих в Российской Федерации. Кроме того, было переписано 90,2 тыс. граждан России, находившихся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов власти Российской Федерации (включая проживающих с ними членов их семей) и 487,3 тыс. лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом. Российская Федерация занимает восьмое место в мире по численности постоянного населения после Китая (1325 млн. человек), Индии (1150 млн. человек), США (304 млн. человек), Индонезии (229 млн. человек), Бразилии (190 млн. человек), Пакистана (162 млн. человек) и Бангладеш (145 млн. человек). По данным Всероссийской переписи населения 2002 года Российская Федерация занимала седьмое место. Население Российской Федерации по сравнению с 2002 г. сократилось на 2261,5 тыс. человек или 1,6 %. Среднегодовые темпы снижения численности населения по сравнению с предыдущим межпереписным периодом возросли в два раза и  составили 0,2% против 0,1% в 1989-2002 гг. Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода. Группировка городов по численности населения по данным переписи 2010 года Группировка сельских населенных пунктов по численности населения по данным переписи 2010 года Учтено Всероссийской переписью населения 2010 года Число женщин на 1000 мужчин по данным переписей населения

http://pravmir.ru/perepis-naseleniya-v-r...

При поддержке СОЦБСС в Голой Пристани открыт первый церковный гуманитарный центр в Херсонской области. Здесь пострадавшие от наводнения мирные жители получают продуктовые наборы, бытовую химию, одежду, а также адресную помощь. Работу организует специальный гуманитарный центр Крымской митрополии при поддержке епархий: Джанкойской, Ростовской, Симферопольской, а также при участии епархий: Калужской, Петрозаводской и Тверской. К декабрю 2023 года церковную социальную помощь в Голой Пристани получили более 6000 пострадавших мирных жителей. В церковном центре гуманитарной помощи Бердянска с июля получили гуманитарную помощь более 1500 человек. В гуманитарном штабе благотворительного фонда «Волонтерский корпус 36» Воронежской епархии в Волновахе с открытия в июне помощь получили 1700 человек. В церковный медико-социальный центр больницы святителя Алексия в Мариуполе, оказывающий первичную медицинскую помощь и стационарную социальную помощь (прачечная, душевая, обогрев), поступило более 20 000 обращений (за отчетный период — более 9000 обращений). В церковных штабах помощи беженцам Москвы, Екатеринбурга, а также Белгородской, Воронежской и Ростовской епархий за весь период работы было принято и обработано свыше 168 000 обращений (в том числе за отчетный период — более 30 000). Центральная клиническая больница Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, продолжает оказывать комплексную помощь беженцам, пострадавшим мирным жителям и раненым в зоне конфликта: осуществляет лечение в стационарах и амбулатории больницы в Москве и ее филиале в городе Жуковском Московской области. Всего с марта 2022 года за помощью в больницу обратились 1507 человек (за отчетный период — 217). Врачи больницы еженедельно эвакуируют из зоны конфликта пациентов, нуждающихся в стационарном лечении. С мая 2022 года вывезено 304 пациента (за отчетный период — 88). Всего медицинскую помощь больницы получили более 18 000 пострадавших. В филиале больницы в Жуковском открыт Центр протезирования и реабилитации. Центр оказывает медико-социальную помощь пострадавшим с ампутированными конечностями. С сентября 2022 года 42 пациента завершили протезирование.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С. 489. Мизер — нищета, убожество (франц. misère). 302 С. 490. Суперфлю (франц. superflu — лишний, бесполезный) — здесь: изысканная; в этом смысле это слово было употреблено Ноздревым в «Мертвых душах» Гоголя (см. примеч. к с. 401). 303 С. 490. …бонтоннее… — более соответствующее вкусу хорошего общества (франц. bon ton — хороший тон). 304 С. 494. …получаю несметные миллионы и тотчас же жертвую их на род человеческий… — Эта мечта «подпольного» героя возродилась позднее в «ротшильдовской» идее Подростка, который тоже хотел, скопив огромное богатство и насладившись могуществом, отдать свои миллионы людям (см.: «Подросток». Ч. 1, гл. 5, III). 305 С. 494. …чего-то манфредовского… — здесь: чего-то гордого, возвышенного. Манфред — герой одноименной драматической поэмы Байрона (1817), в которой нашла отражение философия «мировой скорби». 306 С. 494. …разбиваю ретроградов под Аустерлицем… — Здесь и далее герой представляет себя в роли Наполеона I. В данном случае имеется в виду победа Наполеона I под Аустерлицем 20 ноября (2 декабря) 1805 г. над объединенными русско-австрийскими войсками. В мечтах героя исследователи обнаружили некоторую перекличку с историей Икара в социально-утопическом романе Кабе «Путешествие в Икарию» (1840). Филантроп-преобразователь в утопии Кабе — также разбивает коалицию королей-ретроградов в битве при Аустерлице (см.: Комарович В. Л. Юность Достоевского//Былое. 1924. С. 37). 307 С. 494. …папа соглашается выехать из Рима в Бразилию… — Конфликт Наполеона I с папой Пием VII, в результате которого Наполеон I был отлучен в 1809 г. от церкви, а папа Пий VII в течение пяти лет был фактическим узником французского императора, закончился возвращением в 1814 г. Пия VII в Рим. 308 С. 494. …бал для всей Италии на вилле Боргезе, что на берегу озера Комо… — Очевидно, имеется в виду празднование в 1806 г. основания Французской империи, которое было приурочено к 15 августа, дню рождения Наполеона I. Вилла Боргезе в Риме, основанная в первой половине XVIII b., украшенная изящными постройками, фонтанами и статуями, принадлежала в это время Камилло Боргезе, за которым была замужем сестра Наполеона I Полина. Озеро Комо расположено в Итальянских Альпах. 309

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010