Поступок св. Пелагии всего через год повторила одна благочестивая мать, св. мученица Домнина . По свидетельству святителя Иоанна Златоуста , составившего ей похвальное слово, она утопилась вместе с дочерьми Виринеей и Проскудией , чтобы сохранить их от поруганий (304 г., память свв. мучениц 4 октября). На Руси так же, как св. Пелагия, в 1237 году поступила св. Евпраксия Рязанская (21 декабря). А в XX веке, в годы Второй мировой войны этот подвиг повторила 17-летняя сербская девушка, св. мч. Яглика Пиеская. См. Приложение. Некоторые мученики после перенесенных ими страданий продолжали какое-то время жить и почили в мире. Так, сщмч. Григорий Великий , просветитель Армении (†335, память 30 сентября), претерпел мучения, на 14 лет был брошен в ров с тиной, наполненный змеями, потом стал епископом, крестил армян и соседние племена, а перед кончиной удалился на безмолвие в пустыню. Мирная кончина была у св. 9-летней мученицы Василисы Никомидийской (3 сентября, гонения Диоклетиана), мученика Феодора Антиохийского (23 ноября, пострадал при Юлиане Отступнике), сщмч. Феодота , еп. Киринийского (2 марта, его страдания прекратились с воцарением Константина Великого ) и других святых мучеников. В лике святых мучеников, как видим, христиане прославлены за различные виды страданий. Объединяют их внутренние побуждения к подвигу, что они шли на эти страдания добровольно, в спокойной и радостной готовности претерпеть их ради Христа или за Его заповеди. Ими двигала всепобеждающая вера в победу, одержанную Христом над смертью, вера в превосходство подлинной жизни с Ним и в Нем над жизнью этого видимого мира, образ которого проходит ( 1Кор.7:31 ) 293 . 3.3. Почитание мучеников 3.3.1. Почитание мучеников в первые века христианства. Мученические акты и мартирологи Почитание мучеников, как мы уже говорили, появилось в древнейшие времена. По свидетельству «Мученичества Поликарпа (Смирнского)», ежегодно в день смерти мученика 294 верующие собирались на его могиле, служили Литургию и раздавали милостыню нищим 295 . Евхаристия совершалась с особым чином благодарения за мученика. На торжествах читались также деяния о его страданиях, и потому самим житиям мучеников на Востоке было усвоено название «пролог», то есть вступительное чтение или «синаксарь» – чтение на торжественных собраниях. На Западе жития назывались legenda, то есть подлежащее прочтению 296 . Празднования могли включать также трапезу поминовения. К III веку такой порядок был уже всеобщим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу (ипостаси) изображенного на ней. Таким образом мы следуем апостолу Павлу и всему сонму Божественных апостолов и святых отцов, содержа принятые нами Предания». Седьмой Вселенский Собор закончился благодарственной молитвой Господу и пением вечной памяти защитникам Православия. 12-й день Святые мученики Пров, Тарах и Андроник Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в городе Тарсе Киликийском. На предложение язычников принести жертву идолам святой Тарах, старый воин, ответил, что он приносит жертву Единому, Истинному Богу в чистом сердце. Видя твердость святых в исповедании истинной веры, проконсул предал их пыткам. «Когда день мое тело страдает, – говорил идолопоклонникам святой Пров, – тогда душа моя исцеляется и оживляется». Истязатели изощрялись в мучениях, какие только могла измыслить злоба, а потом разрубили тела святых на части. Христиане тайно взяли останки мучеников и похоронили. Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов , родом из Иерусалима, воспитывался родителями преподобного Иоанна Дамаскина (память 4 декабря) вместе с их сыном и получил прекрасное образование. Когда святой Косма достиг совершеннолетия, то поступил в одну из палестинских обителей, где прославился монашескими подвигами. Во время гонения на святые иконы преподобный Косма день вместе с преподобным Иоанном выступил в защиту Православия. Они написали много сочинений против иконоборцев. В 743 году Косма был поставлен епископом Маиумским. Преставился он в глубокой старости († ок. 787), оставив после себя много канонов на праздничные дни и трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы. Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скончался 5 апреля 1879 г. и погребён в селе Казанском-Подберёзове. Местная память доселе относится к о. Сёмову гораздо благосклоннее, чем позволяют это историку официальные и бесспорные документы: если первая видит в нём страдальца за правду, то вторые скорее убеждают, что он больше сам виноват в своих бедствиях, а его «правда» всегда была смешана со скандалом и обнаруживала ревность не по разуму. – Η. Г.] 57 (XXXI) 295 30 Декабря того же 1859 года Архипастырь [Смарагд] пишет мне [о. Иерофею]: «Благодарю за поздравление меня с праздником Рождества Христова и новым годом; и, взаимно приветствуя вас милостиею Божиею, приведшею вас в сии дни, молю Господа нашего, Иисуса Христа, да в грядущем лете соблюдёт тя здрава, долгоденственна и благоденственна, преспевающа во всех Христианских добродетелех». Описав жестокую болезнь свою, в которой переворачиваем был на простынях, не владел руками и ногами, и не имел силы даже подписывать к Начальству бумаг, [Смарагд] ответствует мне на письмо, в котором я известил, что по воле Орловского Епархиального Начальства предназначен я к переводу из Мценского Монастыря в Свенскую Обитель 296 ; и говорит: «Не скорби, отче, если, по изволению Правительства, перемещён будешь в Свенский Монастырь. Конечно, скучно и нестерпимо оправлять руины разных Монастырей 297 : но и то должно сказать, что Свенский Монастырь не имеет ещё таких развалин, какие вы себе представляете. Единственный в свете иконостас 298 его никогда не может быть возобновлён частными усилиями. О сем и думать нечего 299 . А ябедного и сумасшедшего Лазаря может исправить только могила» 300 . Особенно поражала Святителя скорбь о его больном брате, на болезнь которого Владыка и прежде жаловался 301 . Ныне и ещё более скорбит о нём Архипастырь: «С[емён] П[етрович] доселе ещё живёт здесь, доселе раздирает мою утробу!.. Я вовсе не знал, что он пал в зло глубже самого сатаны 302 ... Грустно, очень грустно! Дети, имеющие такого 303 отца, погибают и должны погибнуть 304 . Прося священнических молитв ваших о себе, с братскою о Христе любовию» и проч. 58 (XXXII) 305 По случаю состоявшегося перемещения моего в Брянский Свенский Монастырь 306 , Владыка [Смарагд] от 19 Июня 1860 года изволит писать: «Приимите наше недостойное благословение для служения Господу и Его Церкви на новом месте. Я весьма благодарен вам за писания ваши и за памятование ваше... Надеюсь, что и в молитвах своих к Царице Небесной, Свенской 307 вы меня не забываете».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Позднее по рекомендации архимандрита Феофана Иван Федченков служил домашним учителем детей Обуховых – Николая и Нины. В 1917 году С. Н. Обухов был назначен вице–губернатором Чернигова. В 1920 году он умер от тифа. В том же году Ольга Владимировна эмигрировала, дочь Нина осталась в советской России. Находясь в Константинополе, О. В. Обухова узнала, что ее сын Николай расстрелян большевиками. За границей О. В. Обухова приняла монашеский постриг с именем Анна, стала духовной дочерью владыки Вениамина (Федченкова) . В течение долгого времени монахиня Анна была духовным другом и помощницей митрополита Вениамина. Когда владыку назначили экзархом Московской Патриархии в Америке, она отправилась с ним за океан; вместе с митрополитом Вениамином в 1947 году вернулась в Россию. 303 Имеются в виду Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы, которые жили в эмиграции под фамилией Валконен. Их духовным отцом в свое время был прп. Варнава Гефсиманский (Меркулов, † 1906). Лидия Николаевна была в тайном постриге монахиней Марией. Архиепископ Феофан как духовник царской семьи знал Пороховых еще по Санкт–Петербургу: Федор Васильевич и Лидия Николаевна были близки ко Двору, к императрице Марии Федоровне. (См.: Бэттс Р, Марченко В. Духовник Царской Семьи: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. М., 1996. С. 159–165.) 304 В 1939 г. архиепископ Феофан переселился в местечко Лимерэ по приглашению бывшей полтавской помещицы Марии Васильевны Федченко, которая владела там небольшим поместьем. Последние месяцы владыка жил затворником в известковой пещере, которая была на территории поместья. В соседней пещере святитель устроил маленькую церковь . (См.: Бэттс Р, Марченко В. Духовник Царской Семьи: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. С. 165–166.) 305 Свт. Филарет, митрополит Московский († 1867), выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, известный богослов, библеист, проповедник, был канонизирован в 1994 году. Память святителя чтится 19 ноября/2 декабря. 306 Прп. Евфросиния (в миру – Евдокия, † 1407), великая княгиня Московская, после смерти своего супруга – благоверного великого князя Димитрия Донского – основала в Кремле женский монастырь в честь Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Житие Преподобного Сергия свидетельствует, что Преподобный Сергий поставил Савву игуменом Стромынского Дубенского монастыря, основанного Преподобным Сергием по желанию великого князя Димитрия Ивановича Донского в благодарность Богу за победу над Мамаем: «Постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, еже бысть преже в его монастыре великом духовным всему братству, старец честен и учителей зело» (Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. XI. С. 145). Инок Маркелл, который по поручению митрополита Макария в первой половине XVI в. составил службу святому и написал его Житие (Житие преподобного Саввы Сторожевского, изданное в Москве в 1646 г., входило в Великие Четьи-Минеи, Четьи-Минеи Германа Тулупова, Святителя Димитрия Ростовского и в ряд сборников XVI–XIX вв.), заключил, видимо, что преподобный Савва Сторожевский и Савва, игумен Стромынский, одно и то же лицо. Это утверждение Маркелла вошло в месяцесловы, Жития русских святых архиепископа Филарета (Гумилевского) и др. Как справедливо замечает С. Смирнов (Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1877. С. 124–129), в сказании об основании Стромынского монастыря разумеется Савва, скончавшийся и погребенный в монастыре Стромынском. В описи Стромынского монастыря (ОР РГБ. Ф. 304. 60), составленной в 1616 г. при архимандрите Троице-Сергиевой Лавры Дионисии, читаем: «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось изображение Саввы 1684 г., на фреске надпись: «Преподобный Савва Стромынский». Преподобный Савва Сторожевский на иконах изображается в соответствии с иконописным подлинником: «Брада Макария Желтоводского, плешив». Савва Стромынский, напротив, с густыми волосами. В «Книге глаголемой о российских святых» память преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря, а «преподобного отца Саввы, игумена Стромынского монастыря, иже на реце Дубенке» – 20 июля (ГБЛ, ф. Московской Духовной Академии, 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Начало установления праздника Рождества Христова возводится ко временам апостольским 296 . В конце третьего века (в 286-м году), видим уже значительно великое стечение христиан на праздник Рождества Христова в Никомидийском храме, и оттуда заключаем о торжественнейшем его праздновании. По повелению нечестивого императора Диоклетиана (в десятое гонение), празднующие христиане заключены были во храме и сожжены две тмы, то есть двадцать тысяч человек. Память сих святых мучеников совершается Церковью 28-го декабря. Нравственные мысли, взятые из службы праздника Рождества Христова 1) Воспоминание бедного вертепа и убогих яслей, в которых положен был рождейся от Девы Младенец – Предвечный Бог, внушает смирение всякому земнородному. Всяка гора и холм смирится, всякого рода гордыня житейская пусть приникнет к этой убогой обители, к этому жалкому вместилищу, – в них же возлеже не вместимый Христос Бог, – и смирится. Иже Сый сияние славы и образ ипостаси Его (Бога), нося же всяческая глаголом силы Своея 297 , иже во образе Божии Сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек 298 . Так смирил себя Искупитель наш, да посрамит нашу человеческую гордость. Сие, бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе 299 . Смирим себя под крепкую руку Божию. Боже великий, Царю невидимый, како зрю Тя и разумети таинства не могу безмерныя нищеты Твоея; вертеп бо малейший и сей чуждий внутрь вмещает Тя рождшегося 300 . Полный истощевается, превечный начинается, Слово одебелевает, Содетель зиждется, невместимый вмещается, во чреве Твоем воплощаем, Богоблагодатная 301 . Так воспевает Церковь Божественное истощание в Рождестве Христовом! 2) Благоговейною радостью, умилением и благодарением да исполнится верующая душа, воспоминая Божественное истощание в Рождестве Христовом, явленное для спасения нашего. Все обетования, все пророчества о нашем спасении исполняются, когда пришел на землю от Девы воплотившийся Бог, Который спас все человечество. Эту радость святая Церковь многообразно выражает в песнопениях праздничных: слыши небо и внуши земле, яко Бог и Творец в плотское одеяся здание 302 .... Услышите горы и холмы, яко грядет Христос, да спасет его же созда человека, яко человеколюбец 303 . Горы и холмы, древа дубравная, реки и моря, и всякое дыхание в веселии взыграйте: ныне приближается спасение 304 ....

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 138 об. Молитва св. отца Памова, егда стужен будеть человек злыми помыслы от лукаваго беса злым лукавством сотониным, моляся к Богу, сице глаголи на дьявола. Нач. Уповаю на Господа Бога Вседержителя, на силу честнаго животворящаго Креста Господня и на пречистую Его Матерь. л. 141. Молитва ко препод. Сергию. См. 663 л. 597. В конце была какая-то припись, но с углом листа оторвана, на обор. его сверху остались слова... от Ильинсково священника Карпа благословение от Троицкаго Сергеева монаст... С л. 143 до конца статьи выписаны, кажется, из Сборника смиренного иером. Макария (срав. 747). л. 143. Мес. априля 1, житие и жизнь препод. матери нашея Марии египетьския. л. 167 об. Мес. декабря 21, мучение св. мученици Иульянии. л. 182. Слово Паладия мниха о втором пришествии, и о страшном суде, и о будущой муце, и о умилении души. л. 216. Слово Евагрия мниха о страсе будущих мукь и о покаянии. л. 220. Житие и жизнь препод. отца нашего Онуфрия пустынаго, написано от Пафнутия мниха и ошелника. л. 246 об. Слово о египетских черноризцех. л. 250. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Костянтинаграда, Златаустаго Слово в начале Индихту. л. 253. Мес. сентября 1, житие препод. отца нашего Сумеона Столпника. л. 267. Мучение св. и славнаго Христова мученика Дмитрея. л. 276. Слово Климента, папы римьскаго, Похвала о четверодневном Лазари. л. 280. Слово св. отца нашего Евьсевья, епископа александрейскаго, о пришествии Иоанна Предтечи во ад, и о предании Христове, и о страсти, и о воскресении. л. 293 об. Мес. августа в 15 день, Слово Иоанна Богослова о покои пресв. Владычици нашия Богородици и Приснодевици Марьи. л. 304. В тойже день, Похвала на Преставление пресв. Владычици нашия Богородици и приснодевици Марии, створено епископом Климентом. л. 308. Житие и жизнь препод. отца нашего Филимона. Отрывок. л. 308 об. От Патерика печерьскаго, слово о Пимине, егоже Ангели постригоша в иноческий образ. л. 313. Мес. априля в 23 день, мучение св. и славнаго великомученика Георгия. л. 335. Мес. априля в 23 день, поучение на память св. мученика Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

О проявлении многочудесного и целебоносного тела Преп. и богоносного Антония чудотворца, л. 234–247 об. Нач. «Минувшим летом многим по преставлении Преподобного». Преложение честного и многочудесного тела Преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина Новгородского чудотворца, л. 248. Нач. «По преставлении же отца нашего Антония чудотворца.» О чудесах Преп. Антония (21 чудо), л. 231–303 об. В 4-й день. Мучение св. и блаженой мученицы Евдокеи, л. 304–313 об. Нач. «Иногда Еллинским требам неправды закон держаше.» В той же день и Октября в 21-й день память свв. 7-ми отрок, иже но Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна, слово вкратце, л. 316–320. Нач. «Сии святии бяху при Декии царе; и время обретше и совещавшеся.» Слово от Патерика, еже не осуждати никогоже. Осуждаяй бо иного, яко антихрист есть, л. 320 об. Нач. «Чудный Иван Саваитский поведание глаголя: «Яко седящу ми, рече, на краи пустыни». В той же день и Декабря в 21-й день св. Петра Митрополита Московского и всея России чудотворца, л. 322–329 Нач. «Сей убо блаженный Петр родися от христиану и благоговейну родителю». Августа в 24-й день пренесение мощей св. Петра Митрополита Московского, л. 330–333. Нач. «Пренесены быша мощи иже во святых отца нашего Петра Митрополита». В 5-й день.       – Мучение св. мученика Евсигния, л. 334–346 об. Нач.» Иулиан царь отвергся Христа; бе живый во Антиохии.» В 6-й день. Св. И. Златоуста слово на Преображение Господне, л. 348 – 353. Нач. «Слышасте ныне Владыку нашего Иисуса Христа.» Кирилла Архиепископа Александрийского слово на Преображение Господне, л. 354–360. Нач. «Иже умеют добре братися. Преп. Ефрема Сирина слово па Преображение Господне, л. 362–377. Нач.» От нивы жатва и радовании». Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, л. 378–389. Нач. «Бог исперва человека сотвори и в рай всели его.» В 7-й день. Повесть полезна, от древнего списания сложена, воспоминание являющи преславно бывшего чудеси, егда Персы и варвары царствующий град облепила бранию, иже и погибоша Божиим судом и искушени бывше, град же неврежден быв молитвами Пречистый Госпожи нашея Богородицы, и оттоле молебное благодарение поется неседальное, день той именуя, л. 390–413. Нач. «Стих: песньми неусыпными благодарствует тебе, град Твой, Богородице, иже в пособии неусыпную воспевает Заступницу.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Григорий, священномученик из Сполето (†304 год, память 24 декабря согласно Римскому Мартирологу, 23 декабря в Кёльне, 22 декабря в Сполето, 2 января в Трире) Святой Григорий, священник из Сполето, после долгих мучений был обезглавлен по приказу императора Диоклетиана 24 декабря 304 года. Согласно преданию, его останки были брошены диким зверям, которых держали для публичных игрищ. Однако благочестивая христианка, имя которой осталось неизвестным, выкупила их за большие деньги и приготовила к погребению. По приказу императора Священной Римской Империи Отто I мощи святого были перенесены в Кёльн вместе с мощами свв. Феликса и Набора. В 993 году часть мощей святого была перенесена в Трир епископом Эгбертом. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составление и перевод А.А. Бурова Святая Люсия (†304, память 13 декабря) Святая Люсия родилась на Сицилии, в городе Сиракузы в дворянской семье в конце III века. Она отказалась от замужества, и прежде чем посвятить себя целиком Богу, раздала все свое имущество бедным. Во время Диоклетиановых гонений он предпочла умереть от рук палача, чем потерять невинность (304). Будучи нечувствительной к пламени костра, она погибла, когда ее горло пронзили копьем. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010