Великомученица Анастасия Узорешительница    Святая Анастасия была дочь знатного и богатого римлянина. Отец ее был язычник, мать – христианка. Отличаясь умом и красотою, она получила блестящее воспитание. Мать и один ревностный христианин, по имени Хрисогон, возжгли в ее сердце любовь ко Христу и, ради Его, ко всем бедным и страждущим, в особенности же она сострадала заключенным в темницах. По кончине матери она была, против своей воли, отдана в замужество. Муж ее был человек жестокий и, опасаясь, что она все богатство свое расточит на заключенных, стал держать ее взаперти. Лишенная свободы и возможности посещать томившихся в темницах, она писала своему воспитателю: «Моли за меня Бога, за за любовь к Которому я страдаю до изнеможения». Старец ей ответил на это: «Не забывай, что ходящий по водам Христос силен утешить всякую бурю». Вскоре после сего муж ее умер, и она получила свободу. Теперь она уже не ограничивалась темницами одного Рима но переходила из города в город, из страны в страну – доставляла узникам пищу, одежду, омывала их раны, просила темничных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны, и за это платила им большие деньги. За все эти подвиги человеколюбия и присвоено ей наименование Узорешительницы. Один раз, придя в темницу к узникам, которым она служила еще накануне, она не нашла их на месте, так как ночью все они были казнены, и горько заплакала. Заключив из этого, что и она христианка, ее взяли и представили на суд к правителю. Употреблены были все меры, чтобы склонить ее к отречению от веры, но все они остались безуспешными. Тогда присуждена была ей страшная казнь: привязать к четырем столбам, под ними развести огонь и сжечь живую; но прежде чем разгорелось пламя, она скончалась (около 304 г., память ее 22 декабря). Великомученица Екатерина и царица Августа    Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростию и красотою.    Многие богатые князья искали руки ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Св. великомученица Анастасия Узорешительница Св. Анастасия была дочерью знатного и богатого римлянина. Отец её был язычником, мать — христианкой. Отличаясь умом и красотой, она получила блестящее воспитание. Мать и один ревностный христианин, по имени Хрисогон, зажгли в её сердце любовь ко Христу и, ради Него, ко всем бедным и страждущим. В особенности же она сострадала заключенным в темницах. После кончины матери, она была против своей воли выдана замуж. Муж её был человек жестокий и, опасаясь, что она всё богатство расточит на заключённых, стал держать её взаперти. Лишенная свободы и возможности посещать томившихся в темницах, она писала своему воспитателю: " Моли за меня Бога, за любовь к Которому я страдаю до изнеможения " … Старец ей ответил на это: " Не забывай, что ходящий по водам Христос силен утишить всякую бурю " . Вскоре муж её умер, и она получила свободу. Теперь она уже не ограничивалась темницами одного Рима, но переходила из города в город, из страны в страну — доставляла узникам пищу, одежду, омывала их раны, просила тюремных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны, и за это платила им большие деньги. За все эти подвиги человеколюбия и присвоено ей наименование Узорешительницы. Один раз, придя в темницу к узникам, которым она служила ещё накануне, она не нашла их на месте, так как ночью все они были казнены, и горько заплакала. Заключив из этого, что и она христианка, её взяли и отдали на суд правителю. Употреблены были все меры, чтобы склонить её к отречению от веры, но все они остались безуспешными. Тогда присуждена была ей страшная казнь: привязать к четырем столбам, под ними развести огонь и сжечь живою; но прежде, чем разгорелось пламя, она скончалась (около 304 г. Память ее 22 декабря). Великомученица Екатерина и царица Августа Св. великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростью и красотой. Многие богатые князья искали её руки. Мать и родные уговаривали её вступить в супружество, чтобы богатство отца её не перешло в чужие руки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

Преподобный Константин обучался духовной жизни под руководством преподобного Варлаама и преемника его, преподобного Антония. Около 1220 года оставил он Хутынь монастырь и в 3 верстах от Старой Руссы, на уединенном острове, основал свою обитель во имя святителя Николая. Обитель сия называлась Косиною оттого, что реки Полисть и Снежная, омывающие остров, образуют косу 185 . В рукописных святцах замечено, что «преподобный Константин, ученик Варлаама Хутынского, игумен монастыря, иже за Руссою, преставися июля в 29 день», но год кончины не показан; здесь же преподобный Константин назван чудотворцем. Святой мученицы Феодотии и трех чад ее Молодая вдова Феодотия, родом из Никеи, жившая в Фессалонике, разделяла благочестивые труды святой Анастасии Узорешительницы (память 22 декабря) и за это была обвинена перед Диоклетианом. Один сановник из свиты царя, по имени Левкадий, увидев Феодотию, приготовившуюся к мукам, был поражен ее красотою и выпросил ее себе. Не успев однако же ни склонить ее к отречению от Христа, ни к вступлению в брак с собою, он отослал ее на родину к проконсулу Вифинии Никитию, который приказал предать истязаниям Феодотию со всеми ее детьми, после чего все они были брошены в печь и сожжены около 304 года. (Память ее вторично вместе со святой Анастасиею Узорешительницею 22 декабря). Святого мученика Евстафия Мцхетского В 541 году прибыл из персидской деревни Арбукети, принадлежавшей к городу Ганракили, в город Мцхет сын одного жреца (мага), по имени Бробандав, 30 лет от роду, и стал жить тут, пропитывая себя своими трудами. В Мцхете жило в это время много христиан. Видя их благочестивую жизнь и искреннее служение Богу Христу, сын жреца полюбил веру этих людей и, узнав, в чем состоит учение христианское, уверовал во Христа всею душою, принял Святое Крещение, при котором наречен был Евстафием, и стал жить чистою христианскою жизнью, вступив при этом в брак с женою христианкою. Обращение перса в христианскую веру ускользало в продолжение некоторого времени от внимания его соплеменников, но оно обнаружилось, когда он не явился на одно из их религиозных празднеств, и на вопрос, почему он не принимает участия в исполнении требуемого их законом, отвечал прямо, что он – христианин и, просвещенный светлою истиною, не может принимать участия в празднике тьмы, соблюдаемом непросвещенными людьми…

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

на 36 году царствования Иустониана, в 562 р. (Дю-Канж III. 2. Bandurii II. 770—777). Но с 24 числа, в которое сначала праздновалось (см. прологи Соф. и др.), перенесено на 23 декабря ради навечери Р. Хр. Это празднество было двудневное: 22 декабря оно начиналось отверзением дверей Софии и хождением около нее со свещами. 24     Св. Евгения. Бароний бросает тень на достоверность актов ее потому главным образом, что Филиппа отца ее нет в епископах александрийских ни у Евсевия, ни у Никифора. Впрочем Рабану уже известны были ее акты. Что касается до памяти ее; то она есть в древнейших мартирологах: у Иероннна и Беды, а Прот и Иакинф в Бухериарском календаре IV века. В пятом веке, как свидетельствует Авит Вьенский, была славна память их в церкви (сн. Бутлера 25 дек.). Впрочем Бутлер касательно времени мучения их сомневается, потому что в календаре Либерия упоминается Василла, вероятно, из дружины Евгении, пострадавшая 22 сентября 304 года, следовательно при Диоклитиане, но это не есть еще твердое доказательство; могла быть не одна Василла; о Проте и Иакинфе говорится в стихотворениях папы Дамаса (сагт. 27). Гробы их открыты при сем папе в 366 г. и над ними выстроена была вскоре церковь. В настоящее время мощи Прота почивают в Риме в церкви I. Предтечи у Флорентинцев, мощи Иакиафа в церкви ап. Павла остийской, мощи Евгении в церкви 12 апостолов, мощи Василлы в церкви Пракседы.     Рождество Христово. Древнейшее свидетельство о сем празднике находится у Климента александрийского († 217 г.): есть такие, которые остроумно определяют не только год, но и день Рождества Господа, говоря, что оно было в 28 год царствования Августа 25 Пахона (9 мая). Последователи же Василида празднуют и день его крещения, проводя всю предыдущую ночь в чтениях. Они говорят, что оно было в 15 год Тиверия 15 числа месяца Туби (12 янв.), другие, что оно было 11 числа того месяца (8 янв.), а есть и такие, которые говорят, что он родился 24 или 25 Фармуфия (19 или 20 апреля. Strom. lib. I. 349. ed. Potteri).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3. Сентября 15 дня, к церкви св. великомученика Никиты 301 . 4. Октября 1 дня, к церкви Покрова пресвятой Богородицы, что в Каменном городе. 5. Октября 23 дня, к церкви Иакова брата Божия на Добрыню улицу. 6. Ноября 27 дня, к церкви Знамения Богородицы 302 . 7. Декабря 27 дня, в церковь св. Апостола Стефана архидиакона 303 . 8. Января 20 дня, в домовую архиерейскую церковь Евфимия Великого. 9. Января 25 дня, к церкви Никиты великомученика в придел св. Моисея архиепископа новгородского 304 . ! 10. Апреля 18 дня, к церкви Успения Богородицы на Козью бородку, в придел св. Нифонта 305 . 11. Апреля 25 дня, в церковь св. Апостола и Евангелиста Марка. 12. Июня 23 дня, к церкви Знамения Богородицы, для празднества Владимирской иконы ее 306 . 13. Петрова поста в первую пятницу в Хутынь монастырь на память преп. Варлаама 307 . 14. После Петрова дня, в первую пятницу в Антониев монастырь 308 . 15. После Петрова дня, в первое воскресение вокруг Софийской стороны. 16. Июля 2 дня, в Зверин монастырь 309 . 17. Июля 11 дня, к церкви Успения Богородицы на Козью бородку, где совершалось празднование явления Ржевской иконы Богородицы 310 . 18. Июля 20 дня, к церкви прор. Илии крестный ход по особенному назначению и извещению 311 . 19. В первое воскресение после Ильина дня около Торговой стороны. 20. Июля 29 дня, в Николаевский Розважский монастырь, где в это число праздновали там св. Николаю, в память его рождения. 21. Августа 6 дня , к Спасо-Преображенской церкви, что над воротами в Каменном городе. 22. Августа 26 дня, в Сырков монастырь 312 . 23. В субботу 5 недели поста в церковь Похвалы Богородицы. 24. В неделю ваий, во Входо-Иерусалимскую церковь . 25. В неделю 6 по пасхе в Сковородский монастырь 313 . 26. В неделю 7 по пасхе в церковь Святых Отец на Ярославле Дворище. 27. В неделю 1 по пятидесятнице всех святых также, как и в неделю пред воздвижением, к Спасо-Преображенской церкви 314 . Примечание. Кроме сих крестных ходов, по свидетельству летописей, были частные крестные ходы из Софийского собора, по распоряжению преосвященнейших архиереев, к приходским церквам, во время моровых поветрий, глада, засухи, чрезмерного Д ождя, пожаров и даже в междоусобные у граждан брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Иоанна отшельника. Син. 1. (3 и 7 дек.) Флора , еп. амийского. Мак. (18 декабря). Поставление Иоанна Златоустого патриархом. 239. 1425 (15 дек.). Муч. Анастасии . Остр. (22 дек.) 22 I. Св. великомуч. Анастасии узорешительницы и Хрисогона учителя ее и Феодотии, Евода и Евтихиана и прочих с нею пострадавших в Иллирии и Македонии при Диоклитиане ок. 304 г. Конст. 42. Син. 1. и все (кроме Коал. 1 и Кап.). †. МКр. М. 12 в. Канон Иосифа. В Гр. М. еще другой канон Иосифа. Стихира Студита по Гр. М. 1870, а не Симеона по Долоцкому. Служба. (Остр. 21 дек. дек. 24. 239. 244. окт. 29 вместо Анастасии при Декии. Хрисогона Неап. 239. МГр. М. Р. Карф. Б. и др. 24 нояб. †. Анастасии М. Р. Иерон. Б. и все 25 дек. Феодотии втор. 29 июля). Препразднство Р. X. Канон неизвестного. Стихира Романа сладкопевца. Служба. II. Память муч. Зоила . 1295. Отверзение дверей Великой церкви (для освящения, которое было 23 декабря). Нан. 2. Акад. 1295. Соф. пролог с тропарем. Светохождение около Великой церкви (пред освящением). 1295. сн. Дю-Канж III. 10. IV. Ефрема . Неап. V. Капитона , еп. херсонского. Вас. 239. Рум. и др. (7 мар.). Ирины, Атапия и Хионии . Вас. 239. и др. (16 апр.). Пр. Анастасии патрикии. Мак. (10 мар.). Пр. Авраамия . Неап. Екл. (29 октября). 23 I. Св. десяти мучеников, иже в Крите, Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста при Декии. Неап. и все (кроме Кап.).М.Р. МКр. М. 12 в. Канон в Богородичных Георгия. Служба. Пр. Павла , архиеп. неокесарийского. Был на 1 вселенском соборе в 325 г. 1295 и др. Пр. Нифонта , еп. Констанции града кипрского. Асс. Хлуд. 28 и 35 51 дек. 29). Пр. Нифонта монаха. УКр. 247. 248. У. 328. Мак. Препразднство Р. Х. М. 447. Канон Иосифа. Стихир. Романа сладкопевца, Анатолия. Служба. II. Освящение Великой церкви или Св. Софии . LVII. Екл. Нан. 2. Акад. Слепч. (Соф. Прол. и др. 24 дек. см. заметку). Св. о. н. Наума , просветителя Болгар, в 9 в. Муч. Схинона мечем. (Неап. Син. 1. 1295. Сирл. 24). III. Преставление св. Феоктиста , архиеп. новгородского, † 1310. 209 †. Есть тропарь и кондак. Погод. Мощи в Юрьеве монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Молодая вдова Феодотия, родом из Никеи, жившая в Фессалонике, разделяла благочестивые труды св. Анастасии Узорешительницы (пам. 22 декабря) и за это была обвинена перед Диоклитианом. Один сановник из свиты царя, по имени Левкадий, увидев её, приготовившуюся к мукам, был поражён её красотой и выпросил её себе. Не успев однако же ни склонить её к отречению от Христа, ни к вступлению в брак с собой, он отослал её на родину к проконсулу Вифинии Никитию, который приказал предать истязаниям Феодотию со всеми её детьми, после чего все они были брошены в печь и сожжены около 304 года. (Память её вторично вместе с св. Анастасиею Узорешительницеё 22 декабря). Св. мученика Евстафия Мцхетского В 541 г. прибыл из Персидской деревни Арбукети, принадлежавшей к городу Ганракили, в город Мцхет сын одного жреца (мага), по имени Бробандав – 30 лет от роду и стал жить тут, пропитывая себя своими трудами. – В Мцхете жило в это время много христиан; видя их благочестивую жизнь и искреннее служение Богу – Христу, сын жреца полюбил веру этих людей и, узнав, в чём состоит учение христианское, уверовал во Христа всей душой, принял святое крещение, при котором наречён был Евстафием, и стал жить чистой христианской жизнью, вступив при этом в брак с женой христианкой. Обращение Перса в христианскую веру ускользало в продолжение некоторого времени от внимания его соплеменников, но оно обнаружилось при одном случае, когда он не явился на одно из их религиозных празднеств и на вопрос, почему он не принимает участия в исполнении требуемого их законом, отвечал прямо, что он – христианин и, просвещённый светлой истиной, не может принимать участия в празднике тьмы, соблюдаемом непросвещёнными людьми... Услышав это, бывшие приятели Евстафия донесли начальнику Мцхетской крепости, что в городе живёт их бывший единоверец, который называет себя христианином и хулит народную веру и закон. Комендант велел привести к себе Евстафия. Сначала смутился духом новообращённый и хотел даже скрыться, но, размыслив, сказал: «вот, прежние друзья сделались моими врагами... но неужели я убоюсь их? Пойду, явлюсь перед лицом властелина и исповедаю перед ним Христа, потому что знаю слова моего Бога, Который говорит в Евангелии: – всякого, кто исповедует Меня перед людьми, исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным, а кто отречётся от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным» ( Мф.10:32–33 ). Затем, осенив себя знамением креста, сказал: Господь со мной! – и последовал за воином к коменданту.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Дамас I, папа Римский Дамас I (лат. Damasus; ок. 304/5 - 384 ), папа Римский (с 1 октября 366), святитель Память 11 декабря (Итал. , Исп. и Португ. , Зап. ) Родился около 304/5 года в Риме . Согласно Liber Pontificalis, предки Дамаса были родом из Испании , родители (Антоний и Лауренция) получили статус граждан Рима. Отец Дамаса, овдовев, а по другой версии получив согласие жены на развод, служил в сане диакона в римской церкви св. Лаврентия, впоследствии став субурбикарным епископом. При той же церкви начинал служение и Дамас. В 355 году он покинул Рим вместе с папой Либерием (352-366), которого имп. Констанций II (337-361) отправил в ссылку во Фракию из-за нежелания папы осудить на Миланском Соборе 355 года свт. Афанасия I Великого. В отсутствие Либерия в Риме оставшиеся клирики во главе с архидиаконом Феликсом (впосл. антипапа Феликс II) на особом собрании, в котором принимал участие и Дамас, торжественно поклялись в присутствии мирян, что, " пока Либерий жив, они не примут никакого другого епископа " . Однако, когда в 355 году имп. Констанций утвердил Феликса новым епископом Рима, большинство римских клириков встали на его сторону, а миряне поддержали Либерия. После смерти Феликса (22 ноября 365) его сторонники решили не избирать преемника, папе Либерию на некоторое время удалось восстановить единство римского клира. 24 сентября 366 года, в воскресенье, Либерий умер. Противники Либерия в тот же день собрались в базилике Юлия (церковь Санта-Мария ин Трастевере) и в присутствии семи пресвитеров и трех диаконов избрали новым папой диакона Урсина (366-367), которого сразу же рукоположил во епископа Павел, еп. Тибурский . Другая партия римлян собралась на краю Марсова поля в Луцинской базилике (церковь Сан-Лоренцо ин Лучина), где папой был избран Дамас. Его рукоположение было отложено до следующего воскресенья, 1 октября. Но, узнав вечером о посвящении Урсина, сторонники Дамаса отправились громить базилику Юлия. Беспорядки в городе, в которых были человеческие жертвы, продолжались три дня .

http://drevo-info.ru/articles/13680421.h...

ныне Милан — в Италии. обычаю того времени, в построении церкви должны были принимать участие все случившиеся около места постройки. Проезжие, в силу этого обычая, не могли бы отказаться помочь строителям, если бы были приглашены. верхняя одежда, мантия, плащ. Житие и страдания святого священномученика Евсевия, епископа Самосатского главный город сирийской провинции Коммагены; был расположен на западном берегу реки Евфрата, ныне — Самсат. отрицал единосущие Сына Божия с Богом Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественного совершенства. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на первом (325 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах. Константин царствовал с 306 г. по 337г . (II-й) правил с 337 г. по 361 г. патриаршествовал в Антиохии с 357 г. по 358 г.; в Константинополе с 360 г. по 370 г. святого Мелетия совершается 12-го февраля. еретик III-ro века, утверждал, искажая православное учение о Святой Троице, что Бог имеет Одно Лицо: как Отец, Он соприсутствует на небе, как Сын — на земле и как Дух Святой — в творениях. Отступник царствовал с 361 г. по 363 г. управлял римскою империею с 363 г. по 364 г. Валент правил с 364 г. по 378 г. взято из 2-го послания Петра (гл. 2, ст. 22). управлял западной половиной римской империи с 375 г. по 383 г. святого архидиакона Стефана совершается 27-го декабря. святого священномученика Евсевия последовала ок. 380 г. Память святых мучеников Зинона и Зины объяснению преосвященного Филарета («Жития святых», Июнь, стр. 165) Филадельфиею аравийскою называлась северная часть Переи или Заиорданской страны в Палестине и носившая название Декаполя. Месяцеслову императора Василия и греческому синаксарю Зинон был воином. мученики скончались в 304 году в царствование Максимиана Геркула, соправителя Диоклитиана с 286 г. до 305 г. или Кипарисс — местности в Константинополе. Память святой мученицы Агрипины Валериан управлял римскою империею с 253 г. по 259 г. святой мученицы Агрипины последовала в половине III-ro века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

св. Евстолии относится к 610 г., св. Сосипатры к 625 г. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > Память святого мученика Александра Селунского начале IV b. Страдание святого мученика Ореста древний город Каппадокии, у подножия Тавра, близ Киликийских ущелий. древняя мера длины. Она равнялась пространству от конца большего пальца до конца мизинца. мученика Ореста последовала около 304 года. Память его празднуется еще 9 июля. мера расстояний, равняющаяся нашим 690 саженям. Следовательно, двадцать четыре поприща составляют тридцать три версты с небольшим. св. Димитрий Ростовский. коих празднуется Церковью 13 декабря. Страдание священномученика Милия области Рахизинской. образование св. Милий получил в Бет-Лапете, в 80 верстах от Испагани, одного из значительнейших городов Персии. страна или область лежала по ту сторону Тигра, между южною Месопотамиею, Мидиею, Вавилониею и Ираном. Сузы — древнейший город Персидский, бывший богатою столицею Сузианы и резиденцией первоначально Еламских, затем Персидских царей. разумеется Персидский царь Canop II. в 350 году. Память его совершается 4-го октября. Нитрийская, излюбленное место подвижничества древнехристианских отшельников, в Нижнем Египте, в 70 милях от Александрии. двойной город на р. Тигре, один из важнейших древних торговых пунктов на Востоке. было в 334 году. Церковной раздор произошел из-за того, что один епископ Папа, еще за десять лет до этого отказавшийся от кафедры, заявил незаконные притязания на власть в Церкви. было в 341 году 12-го ноября, но ради св. Иоанна Златоуста память их перенесена на 10 ноября. Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта ныне Патрас — богатый торговый город в королевстве Греческом, на берегу Патрасского залива. кончина Апостолов Олимпа и Родиона последовала в 67 году. в Греции. город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным городом Ликаонской области; ныне — Коние, главный город Малоазийской Турецкой области Карамании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010