Впрочем имеется и другая версия, в которой Марку усвояется символ льва. 812 Блаж. Иероним († 420) в предисловии к толкованию на Евангелие Матфея говорит: «Сии четыре евангелия предречены задолго ранее, что доказывает книга Иезекииля, в которой сказано: 1 гл. ст. 5 и 10. Первое лицо человека обозначает Матфея, который как бы о человеке написал в начале евангелия так: »книга родства Иисуса Христа сына Давидова сына Авраама ( Мф. 1:1 ). Второе лицо (львово) обозначает Марка, в коем слышится глас льва, в пустыне рыкающего: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господа, прямыми сделайте пути Его« ( Мк. 1:3 ). Третье лицо тельца, которое предъизображает евангелиста Луку, начавшего евангелие с Захарии священника. Четвертый образ орла относится к Иоанну, который, как бы на крылах орла вознесшись к горнему, рассуждает о Слове Бога... Посему и Апокалипсис... вводит четырех животных 4:7–8)... Этим всем ясно показывается, что должно принимать только четыре евангелия. 813 В толковании на пророка Иезекииля: «Некоторые, коих мнению последовали и мы в предисловии к толкованию на Матфея, думают, что в этих животных обозначены четыре евангелия: евангелие Матфея, потому что он описывает Христа какбы человека: книга родства ИисусаХриста, сына Давидова сына Авраамова (1:1); лик льва относят к Марку, который начинает так: начало евангелия Иисуса Христа Сына Божия, как написано у Исаии пророка: глас вопиющего в пустыне: приготовляйте же путь Господа, прямыми сделайте стези Его. Лицо тельца относят к евангелию Луки, который начинает священнослужением Захарии. Образ орла относится к началу евангелия Иоанна, который, уносясь горе, начал так: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово. Об этом мы высказали наше мнение в вышеназванном сочинении: полнее вид и имена этих животных применены к четырем евангелиям в Апокалипсисе Иоанна. 814 У блаж. Августина (род. 353 г., ум. 440) в одном месте читаем: «Четырех апокалипсических животных различно применяют к четырем евангелистам. Я предпочитаю мнение тех, кои под львом разумеют Матфея, под человеком Марка, под тельцом Луку, под орлом Иоанна – пред тем, кои усвояют человека Матфею, орла Марку, льва Иоанну, так как эти последние основывают свое мнение только на одних началах евангелий, между тем как надлежит иметь в виду общую и главную цель каждого евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

88 Как-то раз мне передали просьбу Старца зайти к нему. Я пошел, радуясь, что снова увижу его. Он был в приподнятом настроении, угощал меня, много шутил. Потом объяснил причину, по которой меня позвал. – Возьми это письмо, отвезешь его в монастырь, в Суроти. Подожди, я принесу марку. Я рассмеялся, подумал, что Старец шутит. Если я лично передам письмо, зачем нужна марка? Рассмеялся и Старец и продолжал шутить. А потом принес марку и, звучно пришлепнув, наклеил ее на конверт, не переставая при этом делиться некоторыми своими остроумными наблюдениями, которые заставляли меня буквально покатываться со смеху. После того как мы вволю посмеялись, Старец посерьезнел и сказал мне: – Я с серьезным намерением наклеил марку. Я посмотрел на него с удивлением, а он продолжал: – Да, именно так… Чтобы не нанести ущерба. – Кому бы Вы нанесли ущерб, отче? – Государству! По правилам, я должен был бы послать письмо по почте, заплатить и государство получило бы налог. А отправив письмо без марки, я украл бы этот налог у государства! – Но как же… другие воруют пачками пятитысячные купюры, а Вы переживаете из-за какой-то марки! – Не важно. Если кто-то вор, неужели и мне им становиться? Если другой убийца, то и мне убивать? Так не пойдет. – Но, отче, сейчас ведь все кому не лень пытаются обворовать государство, присвоить деньги, собранные в виде налогов. Приходят богатые, обещая построить какой-то завод или еще что-то сделать, получают от государства «дотацию» – деньги налогоплательщиков, а потом различными способами их «проедают». Вкладывают эти деньги в зарубежные банки, покупают квартиры в Женеве, в Париже… Этим занимаются богачи, политики, все, кто пытается пробиться к власти… Зачем нам платить налоги? Чтобы эти люди их присвоили? – Те, кто это делает, – худшие из греков. Почему я молюсь, чтобы «подул ветер», смел их всех, политиков и прочих – и стали у руля другие, более порядочные. Строит политик себе виллу – ладно уж, чего там, пусть строит. Но пусть позаботится и о своем городе, о Родине, пусть сделает что-нибудь для общего блага. Современные же политики только о личной выгоде беспокоятся. Им совершенно безразличны общее благо, Родина, государство. До чего мы докатились! Раньше люди берегли свою честь. Если кто-то занимал ответственный пост, он старался сделать что-нибудь для других. «За меня проголосовали, мне оказали доверие» – человек об этом не забывал. Многие и из своего кармана добавляли средства, лишь бы была польза родному селу или Отечеству, государству. Родина как большая мать. Своими крылами она ограждает всех греков, чтобы они могли работать, жить спокойно, служить Богу! Представь, были бы здесь турки. Шел бы ты утром на работу, в поле, и не знал бы, вернешься ли живым! Работал бы, а плоды твоего труда силой бы у тебя отбирали… Или жену, или твоего ребенка. Мы, греки, пережили все это.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Что касается внутренних оснований, на которых основывает новейшая критика свое сомнение в подлинности последнего раздела Евангелия от Марка, то мы должны признать, что, действительно, не находим в этом разделе тех своеобразных черт стиля, какие вообще характеризуют евангелиста Марка, что здесь не встречается любимых Марком частиц «опять», «вдруг». Но нужно, с другой стороны, не упускать из внимания и того обстоятельства, что содержание этого раздела и не давало повода к употреблению указанных любимых Марком слов. Три явления Воскресшего изображены здесь в форме «лестницы», а эта форма Марку не чужда, и, с другой стороны, она требовала тех соединительных частиц ( μετ τατα и στερον), которые он здесь употребляет вместо частицы «опять» (стихи 9, 12, 14). Также употребление глаголов πιστεν и φανερθη, которые у Марка в других местах не встречаются, требуются здесь самим предметом повествования. Глагол πιστεν мы находим также в Евангелии от Луки только в Лк.24:11, 41 и глагол φανερθη в Евангелии от Иоанна только Ин.21:1 , именно в повествовании о явлениях Воскресшего. Глагол θεθη, также впервые употребленный здесь Марком (стих 11), является вполне точным обозначением созерцания людьми Воскресшего в Его прославленном теле. Трижды употребленный здесь Марком глагол πορεεσθαι (стихи 10, 12, 15) также не может быть назван вполне чуждым Марку выражением, так как сложный глагол παραπορεεσθαι употребляется им нередко ( Мк.2:23, 9:30, 11:20, 15:29 ). Притом этот глагол πορεεσθαι является во всех трех случаях вполне подходящим термином. Остальные выражения, не встречающиеся прежде у Марка, или и не могли быть ранее употребляемы евангелистом (например, γλσσαις λαλε ν καινας, – стих 15), или же представляют собой крайне незначительное отступление от встречающихся у Марка выражений (например, κσμον παντα, стих 15, ср. с λον τν κσμον в Мк.15:36 ). Странным только представляется, что евангелист Марк употребляет в 9-м стихе выражение πρτ σαββτου – «в первый день недели», тогда как во 2-м стихе он употребляет о том же самом другое выражение τ μι σαββτου. При этом выражение τ σββατον в смысле «недели» у него, да и в других Евангелиях, не встречается, за исключением Лк.18:12 . Но и эта странность может быть объяснена тем, что в том кругу верующих, к которому принадлежал Марк, могло уже войти в употребление слово σββατον в смысле «недели» и евангелист здесь употребил это, так сказать, новое выражение, тогда как во 2-м стихе употребляет другое, старое, параллельное выражение, которое, вероятно, употреблял апостол Петр, когда рассказывал Марку о Воскресении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

— Эти два выражения не настолько определенные, чтобы ставить ранее или позже времени, обозначенного в первом евангелии, но, во всяком случае, здесь речь идет о женах, явившихся на гроб совершенно неподготовленными к проповеди воскресения, и нет никакой нужды настаивать на том, что среди них была Мария Магдалина: напротив, эти два евангелиста дают полную возможность принять противоположную мысль, а именно ту, что Магдалины среди них не было. Оба евангелиста разделяют три события: а) покупку (Марк) или же предварительную заготовку (Лука) ароматов; б) пришествие жен ко гробу и беседу с ангелом (Марк) или ангелами (Лука) и в) возвещение апостолам. Начнем с последнего момента. Не нужно думать, будто по Марку испуганные женщины так и вовсе не поведали о видении ангела и не исполнили его поручения к апостолам; Марк только отмечает, что они не могли сразу этого сделать, и что апостолы узнали о сем прежде всего от Марии Магдалины, которой Господь «явился сперва» (Мк.16:9). Видите, Марк сам выделяет ее из ряда прочих мироносиц и, следовательно, упоминает о событии, не связанном с принесением ароматов. Но ведь Мария Магдалина, по Марку, участвовала и в этом принесении? Вовсе нет. Он говорит только об ее участии в покупке мира (Мк.16:1) и перечисляет по именам участниц покупки, которая происходила по прошествии субботы, то есть по нашему европейскому счету — в субботу вечером, после шести часов, а ушла Магдалина на гроб «еще сущей тьме» без ароматов, прочие же женщины понесли ароматы «при восходе солнца» (Мк.16:2). Господь же явился не всем, а только «Марии Магдалине», которая, следовательно, и по Марку была не вместе с ними (Мк.16:9).    Если Марк, определенно поименовав тех жен, которые взирали на погребение Господне и тех, которые покупали ароматы, не повторяет именований, говоря о принесении мироносицами ароматов ко гробу, то Лука не называет имен ни заготовщиц ароматов, ни принесших оные на гроб Господень, но упоминает, что состав тех и других был не одинаков («вместе с ними некоторые другие» (Лк.24:1)).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, в Вербное воскресенье Страсти по Матфею, во вторник – Страсти по Марку, те, которые у Баха не сохранились; в среду – Лука и в Великую пятницу – в единственный день католического литургического года, когда не совершается Евхаристия, Страсти по Иоанну. На всякий случай повторяю: воскресенье – Страсти по Матфею, вторник – по Марку, среда – Лука и в Святую пятницу – Страсти по Иоанну. Приближается к концу Святая неделя. Первый день Святой недели – это воспоминание, согласно Евангелию от Иоанна, о том, как Мария взяла драгоценный мирро и возлила его на ноги Иисуса, а Иуда стал возмущаться тем, что можно было бы его продать за триста динариев и раздать эти деньги нищим, на что Иисус сказал: Нищих всегда имеете с собой, – сказал Он, цитируя Второзаконие, — а Меня не всегда, а она приготовила Меня к погребению. Во вторник Страсти по Марку – это стояние в церкви Святой Приски, а среда – это уже Santa Maria Maggiore. Это стояние в одной из больших базилик Рима в церкви Santa Maria Maggiore, большой церкви Святой Марии, в которой, между прочим, Кирилл и Мефодий впервые в истории христианства отслужили Литургию на славянском языке. Вот в этой самой церкви исторически совершалось чтение Страстей по Луке в среду Страстной седмицы. Четверг – это день, когда вспоминается Тайная Вечеря. Начинается богослужение с так называемых ноктурнов (вернее, надо сказать ноктурн, потому что они женского рода, эти ночные часы nocturne), а в треугольном подсвечнике перед алтарём зажигается пятнадцать свечей, потому что ноктурны состоят из четырнадцати псалмов; после каждого псалма гасится одна из свечей, пока не остаётся последняя. Последнюю гасят и прячут за престол, а затем ее достанут – в знак того, что Иисус умер и воскрес. На что указывают эти пятнадцать свечей? Толкователи говорят, что либо имеются в виду апостолы, которые один за другим отпадали от Иисуса во время Его Страстей. Другие говорят, что имеются в виду пророки, которые предсказывали Иисуса и один за другим были убиваемы иудеями. Так вот, то ли апостолы, то ли пророки – в данном случае символика не совсем ясна, но ясен обряд: гасится первая свеча, вторая, третья, и так четырнадцать – все, за исключением последней, после каждого прочитанного псалма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Илл. Maestas Domini с символами евангелистов, Германия, Юго-западная Германия, XIII в. Psalter mit Kalendarium (Псалтирь с календарем) (BSB Clm 11308), 1235 г., местонахождение: Германия, Мюнхен, Баварская национальная библиотека (BSB) Подобные изъяснения встречаются в приписках греческих и славянских Евангелий. В елисаветградском Евангелии символы евангелистов истолкованы следующим образом: Бог сидит на херувимах, которых Писание называет четвероличными; отсюда – Бог дал нам четверообразное Евангелие, содержимое одним духом. Подобно лицам херувимов Евангелию усвоены символы: Иоанну – лев, царь и владыка, так как Иоанн от царского и владычественного сана начинает Божество Слова, когда говорит: «в начале бе Слово»; Матфею – человек, потому что он начинает Евангелие описанием плотского рождения Иисуса Христа; Марку – орел, потому что он начинает с пророчества Иоанна, а пророческая благодать прозорлива, как орел; орла называют острозрительным, потому что он один может смотреть на солнце не мигая; Луке – телец, так как он начинает Евангелие со священства Захарии» (Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М. 2001. С. 51–52). Другой версии придерживались западные богословы свт. Ипполит Римский (217/218–235), блж. Августин Иппонский (454–430), блж. Беда Достопочтенный (672/673–735). «Поэтому мне кажется, – рассуждал блаж. Августин, – что при объяснении значения четырех животных из Откровения в отношении к евангелистам более правы были те, которые отнесли льва – Матфею, человека – Марку, тельца – Луке и орла – Иоанну, нежели те, которые приписали человека – Матфею, орла – Марку, льва – Иоанну. Действительно, последние искали основания в начальных словах книг, а не в целостном направлении мысли, которое одно и должно было исследоваться» (Августин Иппонский блж. Творения//Четыре книги О согласии Евангелистов. Кн. 1. Киев. 1906. С. 8–9). По мнению блаж. Августина, в Евангелии Матфея идет речь о царском происхождении и достоинстве Иисуса Христа (поклонение волхвов) – отсюда символ льва; в Евангелии Марка описываются деяния Иисуса Христа как человека – отсюда человек; в Евангелии Луки священническое служение Господа – отсюда телец; в Евангелии Иоанна возносится мысль превыше человеческой немощи – отсюда орел.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Пробыв несколько времени в церкви антиохийской, Павел и Варнава решились посетить основанные ими во время первого путешествия церкви и потом распространить свою деятельность еще далее. Варнава опять хотел взять с собой своего племянника Марка. Но Павел не согласился: он не мог простить Марку того, что он допустил привязанности к отечеству победить в себе чувство звания служения Господу, – и считал того, кто не был готов всем жертвовать Ему, не стоящим этого звания. В Павле обнаружилась в настоящем случае ревность его характера: где дело шло о требованиях звания Божия, там Павел отрицался всех личных естественных ощущений, и хотел того же в других. Снисходительность Варнавы к Марку могла происходить из особенной мягкости его христианского характера, или из начал еще непрепобежденной силой христианского духа любви к родственнику. Что такие человеческие отношения могли еще довольно действовать на Варнаву – доказывает его обращение в Антиохии в присутствии Петра и Павла ( Гал. 2 ). Как бы то ни было, но эта мгновенная размолвка была поводом разделения между двумя мужами, доселе заодно действовавшими в служении Господу. Следствием разделения между Павлом и Варнавой было то, что прибавился еще новый круг действования в пользу Евангелия. Варнава с сего времени образовал себе определенный круг, отправившись с Марком сначала на родину свою в Кипр, а потом вероятно и в другие места для проповеди. Что Варнава не был недеятелен в распространении христианства, это не только можно заключать из его прежней деятельности; но и доказывать тем, что Павел много спустя после настоящего случая указывает на него, как на известного по своей непрестанной деятельности в проповедовании Евангелия мужа ( 1Кор. 9:6 ). Строгость Павла в отношении к Марку могла быть полезна и для самого Марка; она должна была привести его в сознание своей вины и он показал себя потом верным своему призванию. Наконец это разделение было только преходящее. Впоследствии мы видим Павла, Варнаву и Марка опять тесно между собою соединенными, хотя Варнава с сей поры, кажется, имел уже отдельный независимый круг действования. Вместо его Павел взял себе в товарища Силу или Силуана, отправленного из Иерусалимской церкви в Антиохию с посланием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

р.б. Ирина 2016/06/18, 20:36:53 Преподобный Сергий Радонежский, спасибо большое за помощь моему внуку рабу Божьему Марку в сдаче экзаменов. Прошу Тебя, будь милостив , и не оставь нас в дальнейшем. Помоги моему внуку Марку сдать оставшиеся экзамены на отлично и получить повышенную стипендию, он очень старается и ему очень нужна твоя поддержка. Помоги ему, поддержи, не дай усомниться и растеряться .Защити, заступись за него. Молю тебя, Отче, не оставляй его без твоего внимания и покровительства, благослови его на успешную сдачу, пошли надежду и веру. Ниспошли на его преподавателей, которые будут принимать экзамены благодать, доброе здравие и хорошее расположение духа, пусть они будут благосклонны к внуку моему, рабу Божьему Марку . Простите нам все грехи наши вольные и невольные. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Раба Божья Лариса р. б. ЛАРИСА 2016/06/18, 20:29:38 О, Преподобный СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ! Прости нам все грехи наши вольные и не вольные! О, Преподобный СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, услышь молитву материнскую мою, прошу тебя от всего сердца материнского и от всей души, Помоги моему сыну рабу Божьему Станиславу сдать экзамен ЕГЭ по физике 20 июня 2016г, будь с ним и поддержи моего сына, Пусть ему попадутся вопросы на которые он знает точные ответы и выполнит все задания легко и правильно. Убереги его от ошибок и невнимательности, Пошли ему: Здоровья, Уверенности в Своих Знаниях ,Ясность Ума, Твёрдую Память, Сообразительность, Физическую и Духовную Силу, Сподвигни его на правильные решения и верные ответы. Сниспошли на его преподавателей благодать, доброе здравие и хорошее расположение духа, чтобы они были благосклонны к сыну моему, рабу Божиему Станиславу. Простите нам все грехи наши вольные и невольные. На Вас только уповаем. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Аминь! Аминь! Святой Сергий Радонежский! Испроси рабу Божьему Станиславу у Христа и Бога Нашего здравие душевное и физическое и помоги ему Защити ,заступись за него. Молю тебя Отче не оставляй его без твоего внимания и покровительства,благослови его на успешную сдачу,пошли надежду и веру .Непрестанно молимся и надеемся на заступление и спасение.Во имя Отца и Сына и Святого Духа ,Аминь! Спасибо за помощь.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Сим же преступившим заповдь святыхь отець седми сбор. Исидору же сему злу умышлению велику поспшнику бывши, и съставишя осмыи собор. Марку же епископу Ефесскому и Иверьскому епископу Григорью и Тростинскому епископу Исакию и Газскому епискому Съфронию никако же съблагословящися с ними, но всячьскы гнушающимся и отвргъшимся съборовати осмаго собора, и от них избгшим из града [их]. Силному же по Боз Марку Ефесскому посреди их стоящю, яко столпу непреклонну или адаманту негиблему, пребывающю и обличяющи суетство их и латынею поношающи имъ. И колико от нихпретерп прещение и муку, имния ласканиа, и никто же можеть одолти его. [И нкогда сдящу ему] посреди събора их [множьства] латынскаго, и видв ихъ буиственое кичение и гордость, и рече к ним: «О Латыня, аще кто преступит заповдь святыхъ апостолъ и святыхъ отець седми събор и святыхъ седми папежеи римскых и вселенскых учителеи, да будет анафема». Пап же и иже с ним вонъ избгшим с мстъ своих, не стръпвшим сего словеси, яко же от огня попаленым, посрамленым бывшим и ничто же смвшим что к сему рещи ему. Прозвитеръ нкто именем Семионъ, и пришедшю ему с Сидором митрополитом, пребываа в клии его, съи приходя к великому Марку Ефесскому и от него укрпляем, не съблаговоляя митрополиту Исидору, но съпротивная творяаше ему, и обличаа и укаряа, [того ради скорби] и мукы от него претръп. Молитву приемля [и] наказаниа от святого епископа Марка, тако же посылаем от него всм крестианом о сеи прельсти предварив, провъзвстити, да не прельстятся. Исидору же сътворшю волю латыньскую, отшедшю от них и пришедшю въ град Внецию. Сему же прозвитеру свщавшуся с посломъ Тверскиа земля, ему же имя Фома, с Сидором и въ собор бывши, бгу ся яша от Внеции града къ своеи земли, к Русскым странам, хотяще възвстити, что хощет быти от Сидора прелесть крестианом. И тако отбжавшим имъ немало растояние, Божьею благодатью сьхраняеми. И прилучися купцем страны тоя идущим в путь их, [и приидоша в] непроходнаа мста, в них же горы высокы и стремины страшны, и межь ими единь путь, над ними же градь утвержень бысть, Наньстраньтрос именем, за Дунаем, [в нем] же человци злии разбоиници, паче же крестианстии врази.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Наблюдение над миниатюрами их помогает решению спорного вопроса о символах евангелистов. Напомним сначала кратко о происхождении этих символов. В первые века христианства символами евангелистов служили четыре райские реки, как это видно из многочисленных памятников древнехристианского периода 72 ; на смену их в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию прор. Иезекииля ( Иез. 1:10, 10:14 ; ср. Откр. 4:6–7 ). Символы эти относит к евангелистам уже Ириней Лионский : Матфей – человек, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев 73 . Блаж. Августин усвояет ев. Матфею символ льва, Марку – человека, Луке – тельца, Иоанну – орла; в то же время, считая более вероятным такое распределение символов, он замечает, что иные относят к Матфею символ человека, Марку – орла, Иоанну – льва 74 . Блаж. Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел 75 . Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен ев. Матфею, а не другому евангелисту, лев – Марку и т. д. По мнению Блаж. Августина, в Евангелии Матфея идет речь о царском происхождении и достоинстве Иисуса Христа (поклонение волхвов) – отсюда символ льва; в Евангелии Марка описываются деяния Иисуса Христа как человека – отсюда человек; в Евангелии Луки священническое служение Господа – отсюда телец; в Евангелии Иоанна возносится мысль превыше человеческой немощи – отсюда орел. Объяснение Блаж. Иеронима: в Евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в Евангелии Марка голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыне…, в Евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в Евангелии Иоанна – о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение Григория Двоеслова , допускающего, впрочем, возможность и иного объяснения в приложении к Самому Иисусу Христу, который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел) 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010