Чин этого благословения не везде один и тот же. По римскому чину родильница приходит к дверям церковным с зажженною свечою и становится на колени. Священник окропляет ее св. водою, и после обычного начала, читает 23 псалом с антифоном прежде и после него, далее, давши жене край епитрахили, вводит ее в церковь при словах: «войди в храм Божий, поклонись Сыну бл. Марии Девы, Который даровал тебе оплодотворение семени». Вошедши в церковь , родильница коленопреклоняется пред престолом и благодарить Бога за ниспосланные ей благодеяния, священник сперва читает молитву Господню тайно с избранными стихами из псалмов и молитвою о родившей, а потом благословляет ее при крестообразном окроплении ее св. водою. По галликанскому чину священник читает над родильницею, кроме молитв, Евангелие от Луки об очищении Марии и оканчивает молитвословие песнию Симеона Богопрнимца (Nunc dimittis). Во многих епархиях благословляется еще при этом случае хлеб, которого одна половина дается жене, а другая – священнику. В Восточной-католической Церкви крещение предваряется, вскоре по рождении младенца, молитвами о родившей и новорожденном 50 . После сего ему нарекается христианское имя; для сего священник, после обычного начала, знаменует крестом его чело, уста и перси пред чтением приличной молитвы, потом взявши младенца на руки, начертывает им образ креста на воздух пред вратами храма или образом Богородицы, читая при этом тропарь праздника Сретения Господня. В четыредесятый день в преддверни храма, после обычного начала, священник преклоняет главу родильницы с младенцем, осеняет его крестным знамеем, и, касаясь его главы, читает молитву об очищении матери и благословенни отрока, затем – молитву о матери с главопреклонением, далее – молитву об отроке, при осененни его знамением креста, и еще молитву об отроке с главопреклонением. Потом, взяви младенца на руки, начертывает им образ креста пред дверями храма, говоря воцерковляется раб Божий, и пр., далее входит с младенцем в храм, воцерковляет его указанным образом вторично среди церкви и в третий раз пред царскими вратами алтаря. Наконец ели младенец мужского пола, то священник вносит его чрез южные двери в алтарь, обходит с ним престол, и, исходя северными дверями, отдает его матери, или восприемнику, или же, по чину, полагает его на земле пред царскими вратами. Если же младенец женского пола, то, после третьего воцерковления, священник не вносит его в алтарь, а отдает матери, или восприемнику, или же, по чину, полагает его на земле пред царскими дверями. Во время этого внесения младенца в алтарь, или же пред положением его на землю, священник читает песнь Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Тогда мы беседовали, братия, о приготовлении к исповеди. Теперь побеседуем о самой исповеди; узнаем, что требуется для того, чтобы исповедь была угодна Господу и принесла спасительные плоды для исповедающихся в своих грехах. В беседе нашей о сём предмете последуем указанию святой Церкви, которое заключается в кратком увещании духовника к приходящему на исповедь. Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твоё, говорит духовный отец исповеднику. Видите, братие, что первое условие истинной исповеди – это вера во Христа Спасителя. Когда вы на судилище покаяния стоите пред служителем Алтаря Господня, то представляйте себе так, что вы стоите как бы пред лицом Бога; помните, что вы не человеку исповедуетесь, а Самому Господу Иисусу Христу. И в самом деле, кто другой, кроме Господа Спасителя нашего, может судить нас за грехи наши, требовать раскаяния в них и разрешать или не разрешать их? Грехами мы нарушаем заповеди Господа нашего и делаемся виновными пред лицом Его вечной правды. Потому Он един наш Судия, который может отпускать и удерживать грехи наши. И Он действительно, при совершении таинства покаяния, Сам присутствует, приемля исповедь кающегося, хотя Его присутствие и невидимо для взора нашего. Почему невидимо? По немощи нашей и ради нашего же блага. Если бы Господь предстал пред очи твои во всей славе Судии живых и мёртвых, ты не мог бы взирать на Его пресветлое лицо и устоять на судилище покаяния; но то истинно, что сам Господь – Судия всего мира невидимо стоит пред кающимся грешником, внемля их исповеданию; предстоит Он Сам, пред очами коего вся нага и объявлена... В этом уверяет нас святая Церковь , поставляя пред нами на судилище покаяния святой Крест и Евангелие. «Не усрамися, ниже убойся, продолжает служитель Божий, и да нескрыеши что от мене. Известно каждому из нас, что стыд и страх очень много препятствуют чистосердечному исповеданию. Но кого стыдиться и кого бояться? Духовного отца? Но разве не знаете, что и он, подобно вам, грешник пред Богом? Притом ужели не знаете, что исповедь есть тайна, которая, по милости Божией, навеки должна оставаться тайною, доведомою одному Сердцеведцу? Покаяние, учит святой Димитрий Ростовский , это – море: грехи наши, это – камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Похваленом бывающим праведным, возвеселятся людие (Остр. взьвеселятся). Похваляемым праведным возвеселятся людие. – Премудр. IV. 1. Без смерти бо есть память его, яко от Бога познавается и от человьк. Не смертна бо есть память того, яко пред Богом ведома есть и пред человекы (Остр. безсмертие бо есть в памяти ея, яко и пред Богом познается и пред человеки). Безсмертие бо есть в памяти ея, яко пред Богом познается и пред человики.– 1. Цар. 11. 30. Прославляющая мя, прославлю. Прославляющаго мя, прославлю. Прославляющия мя, прославлю. В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. Готово сердце его уповати на Господа, утвердися и не подвижеся В память вечную будет праведник, от слуха зла неубоится. Готово сердце его уповати на Господа. утвердися сердце его и неубоится. В память вечную будет праведник. от слуха зла не убоится. Готово сердце его уповати на Господа; утвердися сердце его, не убоится. Премуд. V.15,16 Праведници во веки живут и от Господа мзда им есть, и строение от Вышняго; сего ради приимут царствие красоте, и венец доброте от руки Господня, яко десницею покрыет я, и мышцею защитить я. Праведници во веки живуть и пред Господем есть мзда их. (Остр: И в Господе мзда ихъ) и помышление тех (Остр: ихъ) пред Вышнимъ: сего ради приимут Царствие красоты и диадиму доброты от рукы Господа Бога своего (Остр: от руки Господни) яко десницею своею прикоснется их и мышцею святою защитит тех. (Остр: согласно с Нестор. только вм. я сказ. ихъ). Праведницы во веки живут и в Господе мзда их и попечение их у Вышняго. Сего ради приимут царствие благолепия и венец доброты, от руки Господни яко десницею покрыет их и мышцею защитит их. в) Сличение харатейной Псалтыри со списком Иоакимовским 1) Псалтирь харатейная 1) Список Иоакимовский Блажен муж иже не иде на свет нечестивых. и на пути гръшных не станет и на седалищи губитель неседе. н в законе Господни воля иего. и в законе иего поучится день и нощь, и иесть акы древо саженоие в преисходищих вод. и иеже плод свой даст въвремя своие. и лист иего неопадеть. и вся иелико створить поспеиетъся иему. Нетако нечтиви нетако. н яко прахь иего же вськрывает ветр от лица земли. Сего ради не вьскрьснуть нечьстиви на суд. ни грешници в светь праведных. яко свесть Господь путь праведных и путь нечтивых погибнеть..

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

Откр.7:9 .  После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Это новое видение говорит о том, как вознаграждаются на небе те христиане, которые совершают свое земное поприще среди скорбей мира и особенно среди ужасов последнего времени. Иоанн видит великое множество людей, т. е. души людей, которые были облечены в человеческие образы (ср. Откр.6:9 ). – Бесчисленность здесь не абсолютная, взятая в отличие от 144 т. запечатленных, но бесчисленность относительная. Состав многочисленной толпы указывает на ее общечеловеческий характер; и, несомненно, она, подобно душам Откр.6:9 , находится на небе пред престолом Божиим, а не в земле, как те запечатленные 144 тысячи. Так что, очевидно, здесь имеются ввиду все умершие христиане, достигшие совершенства и угодившие Богу теми или другими подвигами веры и благочестия. Следовательно, на вопрос, имеют ли утешение совершенные христиане, умершие до времени всеобщего суда и воздаяния, разбираемое видение отвечает, что души совершенных христиан после их смерти переселяются на небо и предстоят пред Престолом и пред Агнцем в знак близости к Господу как источнику блаженства. На это указывают и белые одежды, и пальмовые ветви, как ветви праздничной радости. Откр.7:10 .  И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! Слова восклицания всего множества сообразно с указанным значением пальмовых ветвей и в соответствие содержанию хвалы ст.12 есть выражение чувства восторга пред Богом и Агнцем, спасающими мир многоразличными судьбами. Великое множество спасенных христиан было не одиноким пред престолом в прославлении Господа. Здесь же Иоанн созерцает Ангелов, и старцев, и животных. Все они в ответ на прославление святых спасенных, подтверждая его словом Аминь, поклонялись пред Сидящем на престоле и Агнцем и со своей стороны воссылали им хвалу ( Откр.5:12 ) за их семь добродетелей и совершенств 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Верование в молитвенное предстательство скончавшихся праведников за живущих на земле существовало еще в церкви Ветхозаветной. Так, Сам Бог, положивший предать бедствиям нераскаянный народ Свой, говорил пр. Иеремии: аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людям сим (Иер. 15, 1). Этими словами Господь показал, что при других обстоятельствах Моисей и Самуил, уже умершие тогда, могли бы ходатайствовать пред Ним ο Его народе, и их ходатайство могло бы быть Им услышано. В одной из книг Ветхого Завета (правда, не канонической) приводится и случай такого ходатайства пред Богом праведника за грешника: Иуда Маккавей, перед вступлением в битву с Никанором, видел в сновидении бывшего первосвященника Онию и пр. Иеремию, умерших, молящихся за народ иудейский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал; «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Об Иеремии же Ония открыл: сей есть братолюбец, иже много молится ο людех, и ο святом граде, Иеремия, Божий пророк (2 Мак 15, 12, 14). В Новом Завете ο молитвенном предстательстве за церковь Земную святых, сущих на небе, наиболее прямо засвидетельствовано тайнозрителем Иоанном. Он удостоился видеть, как двадесят и четыре старца падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы (чаша) златы, полны фимиама, иже молитвы святых (Апок 5, 8). В другой раз он же видел, как прииде ангел и ста пред алтарем, имеяй кадильницу злату; и даны быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на алтарь златый, сущий пред престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки ангела пред Бога (Апок 8, 3–4). Убеждение в молитвенном предстательстве святых за церковь Земную оправдывается и предполагается и общим смыслом и духом откровенного учения. Святые, движимые любовью, молились за других на земле и помогали своим ближним, чем могли. Эту любовь к земным братиям они переносят и в загробную жизнь, ибо любы николиже отпадает (1 Кор 13, 8); там любовь их к ближним становится еще чище и искреннее. Исполняемые этою любовью, они и в загробной жизни не могут не заботиться ο нас и не употреблять для нашего блага всего, что могут сделать, a первейшим средством для этого может служить молитвенное их ходатайство пред Богом за своих земных собратий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Такое покаяние пред Богом поведет к совершенству или к святости без особых подвигов, как сказали св. Отцы; Бог не требует от нас чрезвычайных подвигов, но малых только и постоянных, сказал св. И. Златоуст. Это мы сказали о покаянии пред Богом. Теперь скажем об исповеди пред духовником. Пред ним надо исповедоваться искренно, со смирением, без утаения грехов, без извинения, но с самоосуждением, с намерением исправить свою жизнь при помощи Благодати Божией, — и удаляться от причин ко греху. Причем надо крепко верить в крестные подвиги Господа нашего Иисуса Христа пред Отцем Своим Небесным и что и наши грехи Он разодрал на кресте и даровал нам великую милость, нами незаслуженную. И не только надо верить, что исповеданные достодолжно наши грехи прощены, в момент чтения разрешительной молитвы духовником над кающимся, но при сем надо верить и тому, что в сей же момент вселяется в нашу душу Благодать Св. Духа, укрепляющая нас в борьбе со страстями. А потому — никакая страсть греховная не может усиливаться, но будет умаляться и совершенно исчезнет при надлежащей исповеди и вере кающегося, который должен быть вполне согласен с духовником и исполнять смиренно епитимию, от него данную. А пред тем, как идти к духовнику, надо сказать себе пред Богом: «Господи, помоги мне чистосердечно покаяться», имея в виду, что без благодати Св. Духа — мы и покаяться как должно не сможем. Затем надо вспомнить, как проведено время от последней исповеди до настоящего времени. А также припомнить: нет ли таких грехов, кои не были сказаны на прежней исповеди, — либо по забвению, либо по стыдливости — и те надо теперь же сказать духовнику. Вообще же — исповедовать грехи надо те, кои сделаны от последней исповеди, а те грехи, которые были совершены и исповеданы на прежней исповеди духовнику и они не повторялись, то их и не надо говорить снова духовнику, т.к. они уже прощены Богом и не помянутся Им и на Страшном Суде. Такова сила таинства исповеди! Однако, одно из условий получить от Бога прощение грехов есть то, что и мы сами должны простить ближнему обиды, сделанные против нас: «рече бо Господь: аще вы не отпущаете ближнему согрешений, не простит и вам Отец Мой Небесный» (Мф. 6:15). А св. Апост. Иоанн сказал: (1 Иоан. 3:15), подобный сатане. За одно только всегдашнее покаянное чувство, можно спастись, т.к. память о покаянии не даст воли согрешить. Но бывают случаи, когда враждующие и попростятся лично, однако чувства злопамятности не могут оставить и забыть. Говорит один от таковых: я ему все прощаю, но не желаю с ним встречаться и видеть его. Это есть вид злопамятности, и когда становится сей на молитву, невольно вспоминает и воображает пред собою обидчика своего; такому человеку и молитва в грех, не приемлется Богом, но даже гнев Божий нисходит на таковое творящих и предается злопамятный в руки сатаны. Злопамятность происходит от того, что мы простили обидчику нашему не от сердца. Рече бо Господь: прощайте друг другу от сердец ваших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3506...

Верование в молитвенное предстательство скончавшихся праведников за живущих на земле существовало еще в Церкви ветхозаветной. Так, в книге пр. Иеремии передаются слова Самого Бога: " аще станут Моисей и Самуил пред лицам Моим, несть душа к людям сим " (Иер. 15, 1). Во 2 кн. Макк. упоминается о молитве умерших праведников первосв. Опии и пророка Иеремии - за народ иудейский (2 Мак. 15, 12, 14). В Новом Завете истина о молитвенном предстательстве святых за церковь земную наиболее ясно засвидетельствована св. Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Он удостоился видеть, как " ангел ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату: и даны быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святих всех на олтарь златый, сущий пред престолам. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки ангела пред Бога " (Ап. 8, 3, 4). В другом месте он же говорит о видении 24 старцев, приносящих Богу молитвы святых. Вера в молитвы святых за церковь земную оправдывается и соображениями о смысле и духе христианской религии. Святые, полные любви к земным братьям, переносят эту любовь и в загробную жизнь, ибо " любы николиже отпадет " (1 Кор. 13, 8). И если они молились за близких им по духу на земле, то эта молитва не прекращается и на небе. Святые - это те, кто уподобился Христу в духе веры и любви. А так как Он есть наш постоянный Ходатай ко Отцу, то и уподобляющиеся Ему праведники не могут не быть предстателями о нас пред престолом Божиим: иначе они не имели бы в себе духа Христова, не были бы подобны Спасителю. Верование Церкви в ходатайство пред Богом святых и в их готовность оказать помощь членам Церкви земной служит основанием для живущих на земле к тому, чтобы призывать святых в молитвах. Призывают их, конечно, не как существа, обладающие собственною властию совершить что-либо, а как близких Богу, как друзей Божиих, как ходатаев пред Ним, которые своим предстательством могут усиливать значение наших молитв пред Богом. Такое призывание святых, являясь одною из форм общения в духе любви, может быть только благоугодно Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2197...

Исповедуя грехи свои пред Богом, Давид говорит: пред Тобою одним, Господи, согрешил я и против Тебя содеял это зло. Хотя и каждый согрешающий грешит против Бога, нарушая Его святой закон и презирая Его благую волю; но в то же время он грешит и против ближнего, когда отнимает, например, у него собственность, его честь, его труды, здоровье и т.д.; грешит и против себя самого, оскверняя душу и тело завистью, гневом, блудодеянием, гордостью и разными другими пороками. Так и Давид, согрешив против Бога, согрешил и против ближних, против Урии и его жены, и тем подав соблазн своим подданным, согрешил также и против себя, осквернив дух и тело завистью и прелюбодеянием. Что же значат слова его: пред Тобою, Господи, пред одним Тобою я согрешил? Это не значит, чтобы он не признавал вины своей пред ближними, а значит только, что эту вину он признает тяжелою в особенности (потому что она была вместе виною против Бога, заповедавшего любить ближних во свидетельство любви к Нему, и потому обиды ближним относящего к Самому Себе). Притом же, как царь, Давид во всех делах своих повинен одному Богу: никто не смеет требовать от него отчета, никто другой его судить не может, никто не смеет, никто не может его ни награждать, ни наказывать. На все преступления других людей полагаются разные рода наказаний, а за преступления самого царя нет судьи и наказаний ни в законах гражданских, ни в божественных. Бог один его судия и мздовоздаятель, потому-то Давид и говорит: пред Тобою, пред единым Тобою я согрешил и пред очами Твоими соделал зло, зло великое, непростительное, такое, которое никто в мире, кроме Тебя, не исправит; но Ты праведен в слове Твоем (оправдишися во словесех Твоих) и чист в суде Твоем. Ты уже произнес на меня суд чрез Нафана пророка, Ты уже сказал, что меч за меч, кровь за кровь, бесчестие за бесчестие. Я заслужил это наказание и еще большего наказания заслуживаю, а потому вижу одну праведность в том, что Ты изрек против меня, на Твоей стороне перевес, или правда, Ты победиши, внегда судити Ти, т.е. когда произносишь суд Твой надо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В Церкви есть пастырство и паства, следовательно есть две части: учащая и учимая. Авторитет церковного учительства не может быть умаляем безнаказанно. Однако его наличие совсем не означает, что пастырству принадлежит вся сила учительства, а миряне вовсе лишены ее, имея только одну обязанность – пассивного приятия учения. Такое понимание, резко разделяющее церковное общество на две части – активную и пассивную, не соответствует христианству, и нужно противопоставить ему идею всеобщего священства и помазанности народа Божиего. К нему, к этому народу, ко всем верующим, ко всем христианам, а не к одной только иерархии (как это обычно понимается чрезмерными сторонниками разделения иерархии и мирян) обращены слова Господа: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа; уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:19–20 ) или: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мк. 16:15–16 ). Насколько тайнодействие, которое выражалось, в частности, в низведении даров Духа Святого через рукоположение, составляло достояние апостолов (а впоследствии поставленной ими иерархии), настолько проповедание Евангелия считалось делом всякого верующего, который призывается Самим Господом исповедовать Его пред людьми. Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим небесным ( Мф. 10:32 ); всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими ( Лк. 12:8 ), а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным ( Мф. 10:33 ) ...тот отвержен будет пред Ангелами Божиими ( Лк. 12:9 ). И мы, действительно, видим, что проповедание Христа изначала совершается не только апостолами, но и вообще верующими, притом не только мужчинами, но и женщинами, из которых иных Церковь ублажает как равноапостольных именно за проповедь Евангелия целым народам: святую равноапостольную Марию Магдалину, святую первомученицу Феклу, святую Нину, просветительницу Грузии, и святую равноапостольную княгиню Ольгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мф.10:32 .  Рече Господь Своим учеником: всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. Кто, говорит, исповедает Меня пред человеки, что Я есмь Христос Сын Бога живаго, и Я исповем его пред небесным моим Отцем, что таковый человек есть верный и истинный Мой ученик. Для чего же Бог ищет исповедания веры пред человеками? Если сердце наше верует, что Христос есть Сын Божий: какая нужда исповедывать то еще пред человеками, наипаче же, когда таковое исповедание сопряжено будет с смертною опасностию? Поелику человек состоит из души и тела и прославляется от Бога, по воскресении из мертвых и по всемирном суде не токмо душа, но и тело: для того нужно во всякой добродетели не токмо душе, но и телу участвовать. Душа приемлет и любит веруемая, да явится праведною пред Богом, яко отвергнувшая всяку ложь и возлюбившая истину: «сердцем бо, говорит Божественный Апостол, веруется в правду» ( Рим.10:10 ); а уста, то есть, рот, губы, язык возвещают то, чему верует душа, да получит человек вечное спасение: «усты же исповедуется во спасение». Таким образом составляется совершенная добродетель веры, и бывает ходатайцею спасения: «яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися» ( Рим.10:9 ). Вера без исповедания есть вера скрытная, несовершенная и притворная. Когда иному веруем сердцем, а другое исповедаем устами, лжецы и притворники есмы. Когда веруем сердцем, но ради страха, или ради другой какой-либо мирской причины, не исповедаем веруемая пред человеками, малодушны тогда и животолюбивы есмы. Страх человеческий бывает тогда более веры нашей, и животолюбие паче любви Божией. Вера же исповедаемая есть явная, совершенная, непритворная. Кто верует сердцем и исповедает устами, тот имеет веру совершенную, полную, истинную: тот веру предпочитает страху человеческому и любовь Божию – своей жизни. Но неужели столько нужно есть таковое исповедание, что если кто не учинит сего, потеряет и спасение? Воистину так.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010