прот. Иоанн Козлов Анна Кашинская Старообрядцы неправильно обвиняют православную церковь , будто она исключила Анну Кашинскую из лика святых. Это неправда, ибо всенародное ее прославление в 1909 году говорит как раз обратное. А если чествование и было патр. Иоакимом временно приостановлено, то на это были свои причины и из истории канонизации святых видно, что некоторых святых то прославляли, то приостанавливали почитание. Патр. Иоаким не исключал Анну Кашинскую из святых, о чем свидетельствует соборное постановление: «Великий собор 1678 г., подтвердив запрещение малого собора 1677 г. – икон не писать и отдельной службы не отправлять, – не сделал прямого запрещения чествования Благоверной Анны. Распечатав запечатанную малым собором церковь имени преподобной Анны Кашинской, великий собор посвятил ее всем святым: «да будет в оном храме и тоя имя вочтено купно со всеми святыми» («Житие и чудеса Анны Кашинской» свящ. Архангелова, стр. 64, изд. 1909 г. ). Что постановление собора 1678 г. «не состоялось окончательно, и не было надлежаще обнародовано в Кашине, подтверждение этому нельзя не видеть в дальнейшем чествовании Благоверной княгини Анны Кашинской. Замечателен в этом отношении, в Кашинском Воскресенском соборе, дар от князя Ивана Григорьевича Куракина – серебряные, позлащенные сосуды на имя Благоверной, причем на потире надпись: 1678 г. месяца апреля 20 приложил сия сосуды в соборную церковь благоверной княгини Евфросинии» ( у Архангелова стр. 75 ). «Со времени Московских соборов 1677–78 г.г.. в течение 230 лет, хотя и не была уже совершаема отдельная церковная служба в честь благоверной княгини Анны, тем не менее молитвенное почитание ее местное, имело обширные размеры и сохранилось в ясных и многочисленных памятниках. В 1728 году, по ходатайству бурмистра Леонтия Сысоева с товарищи Преосвященнейшим Феофилактом, архиеп. Тверским и Кашинским, в неделю Всех Святых разрешено крестное хождение из Воскресенского собора, где почивают мощи благоверной княгини Анны, по всем обителям и храмам г. Кашина. В сем крестном ходу постоянно носится икона благоверной княгини Анны, по преданию писанная на гробовой ее доске. Сей крестный ход жителями и приходящими богомольцами особенно чтится. Повсегодно мы видим усердствующих в крестном хождении, всякого возраста и звания, по нескольку тысяч человек» ( там же стр. 77–78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Впрочем, и после этого приказа, порицания против унии в Полоцке не прекращались: в 1646 г., августа 26-го один скорняк, по имени Федор Алексеевич, находясь в доме бурмистра, в присутствии полоцкого Есмана и других резко нападал на унию и, несмотря на запрещения от ляндвойта, десятки раз повторял: «Это вера дьявольская, шатанская, и не от Бога та вера, но от дьявола». И если в том же году был случай, что один полоцкий мещанин изменил православию и принял латинство, зато в 1645 г. семь лиц из полоцкого мещанства отпали от латинства и приняли православие . Над жителями Витебска сильнее тяготела рука униатского архиепископа Селявы. Известно, что они за убиение Иоасафа Кунцевича лишены были магдебургского права. По ходатайству Селявы Владислав возвратил им это право, но с условием, чтобы они все с своими семействами неизменно пребывали в унии под властию униатского владыки. Потому вначале они не осмеливались иметь у себя в городе православной церкви. И только два брата шляхтичи Семен и Иван Пышницкие, жившие вне Витебска в своих имениях, решились построить под Витебском какой-то шалаш, куда и собирались православные из Витебска для своего богослужения. Но Селява жаловался королю, и оба брата, строители шалаша, потребованы были (28 мая 1636 г.) на задворный королевский суд, а шалаш, по всей вероятности, был разрушен. В следующем году некоторые из витебских мещан показали более смелости и внесли (18 октября) в оршанский гродский суд протестацию против архиепископа Селявы, язвительную и весьма оскорбительную для его чести, а к 1639 г. построили даже в самом городе, или «на городской земле», под распорядительством шляхетного Юрия Пыпки здание наподобие церкви и отняли для нее у униатов какие-то давние церковные земли. Селява снова пожаловался, и король потребовал (23 ноября 1639 г.) тех мещан на задворный суд, а церковь велел разрушить и отнятые церковные земли возвратить униатам. Когда убедились, что ни в городе, ни под городом нельзя было православным Витебска иметь своей церкви, вельможный пан Лев Богданович Огинский, тиун троцкий, сын основателя монастырей Евейского и Кронского, основал в имении своем Маркове, находившемся неподалеку от Витебска, вниз по течению реки Немана, на возвышенном берегу ее, православный монастырь и 27 августа 1642 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Баринов доложил преосвященному, отметив при этом, что церковные деньги ушли на постройку кладовой, не столь необходимой сейчас как завершение отделочных работ. Правящий архиерей, видимо, потребовал объяснений, и Воскресенские священнослужители дали их, сославшись по старой русской традиции на погоду: «работа по церковной отделке замедляется от самой весны частою безведренностью». Кладовая была таки успешно закончена в 1846 году, а штукатурные работы завершились лишь к октябрю 1847 года. Вскоре на Нижегородской ярмарке был закуплен чугунный пол. Оставался открытым вопрос с внутренним благолепием храма: «внутри настоящей церкви… нет ни иконостаса, ни икон, ни лампад, ни подсвечников, ни прочей утвари необходимой для церкви не заготовлено, и самый даже пол, купленный в прошлом 1847 году на Нижегородской ярмарке в церкву не внесен, а хранится под наблюдением бурмистра Федора Шагина» — докладывал благочинный Макарьевского уезда священник Иоанн Разумов. Крестьяне села по-прежнему, как и много лет назад, не проявляли должного участия в строительстве, и в 1848 году отец Иоанн Разумов идет если не на крайнюю, то весьма решительную меру. Он предлагает Нижегородской Духовной консистории исключить крестьян вотчин господина Левашова, графини Толстой и баронессы Дельвиг из прихода, «…а в число понесенных крестьянами г-жи Немчиновой денежных расходов причитающуюся в их части долю взыскать в пользу Воскресенской церкви». Пока предпринимались безуспешные попытки побудить господ и крестьян к скорейшей сдаче объекта, строительство кирпичной ограды вокруг храма принял в мае 1848 года «из-за усердия на свой счет» крестьянин вотчины госпожи Немчиновой Иван Захарович Плеханов. Последний документ в «Деле о построении каменной церкви в селе Воскресенское» датирован 30 мая 1852 года. Это — обращение Нижегородского Губернского правления к предводителю Дворянства Макарьевского уезда «…что бы он оказал зависящее от него содействие к принятию крестьянами г-на Левашова, графини Толстой и баронессы Дельвиг участия в достройке церкви в приходском их селе Воскресенском».

http://sobory.ru/article/?object=29032

Архиеп. Филарет вслед за митр. Евгением ошибается, говоря, что сказание о жизни и чудесах Симеона Верхотурского написано сибирским митр. Игнатием 541 . Это сказание состоит из нескольких статей, и Игнатию принадлежит лишь первая из них, повесть об открытии мощей в 1694 году, которое Игнатий описывает как главное действующее лицо при этом. За этой повестью следуют без хронологического порядка чудеса в селе Меркушине по открытии мощей и повесть о перенесении их в 1704 году из Меркушина в Верхотурье с дальнейшими чудесами до 1731 года 542 . Эти статьи составлены разными авторами: так, рассказ о чуде 1696 года написан кем-то из свиты иеромонаха Израиля, посланного Игнатием для обозрения епархии; чудеса в Меркушине записаны священниками села, которым поручил это Игнатий и одним из которых был Иоанн. Во всех этих статьях есть любопытные черты епархиального управления в XVII-XVIII веках. Когда писалось житие Елеазара Анзерского, никого из учеников пустынника не было в живых; биограф упоминает о смерти патриарха Никона и о его подробном житии, говорит об иконе, написанной этим Никоном в Анзерском скиту 65 лет назад. Никон пришел к Елеазару не раньше 1635 года. Таким образом, житие составлено около 1700 го да. Биограф дает понять, что до него жизнь Елеазара никем не была описана, что он собрал сведения о святом «точию от слышания» и лишь некоторые из чудес последнего времени «в памяти обретошася» 543 , но что в Помории ходили по рукам другие записки о чудесах Елеазара; так, некто из Каргополя говорил, что у него есть немалая повесть о них, которой не мог достать биограф. Одним из первых учеников Иисуса Анзерского в житии его является монах Макарий 544 . Последний в 1710 году по поручению Иисуса составил вкладную книгу, или систематическую опись вещам, пожертвованным в Анзерский скит; здесь записан и вклад каргопольского купца, приказного чудовского бурмистра Ивана Андреева – «списанные им чудеса преп. Елеазара» 545 . При житии и в повести о соловецких пустынножителях помещали «свиток» или автобиографическую записку Елеазара, подлинник которой будто бы хранился в Анзерской библиотеке и в которой Елеазар преимущественно рассказывает о своих искушениях и видениях. Нет основания отвергать подлинность этой записки; но биограф о ней не упоминает, и в житии трудно указать черту, из нее заимствованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Тогда же община заказала живописцу храмовую икону Покрова, на которой ему предстояло изобразить мещан Сухомлинки, духовенство, казацкую старшину. Также есть данные, что церковь построена «тщанием и иждивением Ивана Зимаковського, бурмистра магистрата Новгородского». Найдена была закладная свинцовая доска, на которой было написано, что 1721 Покровская церковь «обновыся». Вторая, более поздняя закладная деревянная доска свидетельствует, что Трёхсвятская церковь была заложена 28 мая 1766 и освящена 29 июля 1767 г. Специалисты считают, что это был редкий случай, когда каменную церковь (хотя и не высокую) построили в течение одного года. Далее на доске написано, что Покровская церковь «во обновление основася того же 1767 года Июля 17 дня, а совершися 1768 года 30 Октобрия». По типу плана Покровская церковь принадлежала распространенной группы памятников, состоящие из шестигранного алтаря, восьмигранного центра и квадратного притвора. Но и у неё свои свойства, и ряд других присущих ей черт. Церковь одноэтажная, с какой-либо точки снаружи подчеркивала порывы масс вверх. Формы ее стройные, срубы алтаря и притвора были покрыты стожковой крышей с «димничкамы» на торцах. Преддверия с юга и севера, центральный участок и покатая крыша создавали впечатление подпор, предоставляя композиции стабильности. Сруб стен центрального участка выглядел очень высоким, значительно выше действительной десятиметровой высоты. При западной стене над дверью были расположены хоры с ажурным парапетом. Усиливала стройность строения вертикальная обшивка, покрывавшая сруб от опасения вплоть до светового фонаря. В целом же иллюзионная внутренняя высота центрального участка церкви казалась огромной, хотя в действительности она была более 18 м. Значительное внимание мастера Покровской церкви уделяли окнам. Они были разных размеров и разной формы: то небольшие, почти квадратные (в опасением), то одинарные с 6 рядов по 2 стекла в каждом ряду (в срубах алтаря и притвора), то сдвоенные и большего предыдущих размеры (в срубе центрального участка), то тройные, выше боковые со средним полотнищем (в западной грани сруба притвора), то очень узкие и высокие (в фонаре). И маленькое круглое окошко «воловий глазок» мастер разместил над сдвоенным окном центрального участка.

http://sobory.ru/article/?object=40045

Покровское. Климовский Покровский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Архитектурный комплекс Покровского монастыря расположен в шести километрах от поселка Климово, что в Брянской области. Из летописей известно, что в конце 18 столетия из Ветки в Климову слободу по инициативе климовского бургомистра А. Хрущева была перевезена Покровская церковь. Ее установили в густом лесу неподалеку Климовской слободы. Из Ветки сюда бежало множество монахов, которые стали обустраивать себе жилища на территории Покровской церкви. Впоследствии из этих келий сложился монастырь. Михаил Калмык обнес территорию деревянной оградой, а в центре установил новую деревянную часовню. Первым игуменом Климовского Покровского монастыря стал Тарасий. Именно по его настоянию неподалеку от мужского монастыря был образован Казанский женский монастырь. Официально свой статус Климовский Покровский монастырь получил в апреле 1768 года. В 1917 году, после революции все владения были отобраны местными властями. Начиная с 1919 года, на его территории находилась детская колония, а позже – Климовская школа-интернат. В настоящий момент монастырь переживает свое второе рождение. Сейчас на его территории проводятся работы по восстановлению всех разрушенных сооружений. Возрождение Покровского монастыря осуществляется силами местных властей и жителей Климовского района. После церковных реформ патриарха Никона многие приверженцы старых обрядов пытались найти убежище на окраинах или за границей Российского государства. Одним из центров их обитания стали земли Стародубского полка и слобода Ветка под Гомелем, находившаяся тогда в пределах Речи Посполитой. После разгрома Ветки многие раскольники были поселены на землях Стародубья. Во время этих событий в 1765 году и был основан Покровский монастырь. Главной его святыней была вывезенная по брёвнышку из упразднённой Покровско-Ветковской обители деревянная церковь Покрова. Это было сделано по предложению Климовского бурмистра Алексея Васильевича Хрущёва.

http://sobory.ru/article/?object=01636

Таким образом, то, чего так ныне боятся новые педагоги, опасаясь " переутомления детей " , являлось прочным фундаментом не только нравственного воспитания, но и филологического знания. Созидалась как бы сама собою та атмосфера церковности, которой жил русский человек почти тысячу лет. Вся наша древняя письменность носила на себе этот отпечаток славянского языка: как будто русский человек считал неприличным писать о важных предметах иначе, как только по-славянски. Я замечал, во дни своего отрочества, что некоторые крестьяне, даже безграмотные, выражались по-славянски, когда речь шла о предметах священных. Я знал одного безграмотного бурмистра, который не мог даже имени своего подписать, прикладывая вместо того свою печатку, а житие Филарета Милостивого из Четий-Миней знал и читал все наизусть. Сам плакал при этом и заставлял своим трогательным чтением других плакать. Такова была наша матушка-Русь еще на нашей памяти. Таким благодеянием для нас было ученье по Часослову и Псалтири. Это была практическая школа церковности. Душа русская сживалась с славянским языком Церкви как с родной стихией, проникалась церковностью, умела находить в ней духовное утешение, духовную сладость. А это застраховывало простой народ от заражения немецкими верами: баптизмом, штундизмом и другими сектами. Больше было опасности от раскола - старообрядства, потому что сам раскол получил начало от неразумного отношения к букве церковного языка и обряда. Но это - враг домашний, старый знакомый, который сам собою выдохнется, с распространением какого бы то ни было книжного образования. Опасность грозит с другой стороны, от иноземщины, все от тех же немцев, отравляющих наш народ баптизмом и подобными ересями. Возможно, что раскольники-старообрядцы, отведав так называемого " просвещения " , по своей врожденной вражде к Церкви, скорее пойдут в лагерь баптистов, когда сознают свое неумное буквоедство, чем в недра Церкви. Ведь в Церковь надо войти в духе смирения и покаяния, а в баптизме ничего такого не нужно: там, напротив, царит дух критики и протеста по отношению к Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/13/sl...

— Я видела, Иоганн с двумя солдатами бросился вплавь через озеро… Больше его не видала… — Плакать, Катерина, не надо… Молода… Другого наживешь… Есть хочешь? — Очень, — ответила она тонким голосом, подняла похудевшее лицо и опять улыбнулась, — покорно, доверчиво. Борис Петрович подошел к ней, взял за плечи, поднял, поцеловал в тонкие теплые волосы. И плечи у нее были теплые, нежные… — Садись к столу. Покормим. Обижать не будем. Вино пьешь? — Не знаю… — Значит — пьешь… Борис Петрович крикнул денщика, строго (чтобы солдат чего не подумал лишнего, Боже упаси — не ухмыльнулся) приказал накрывать ужинать. Сам за ужином не столько ел, сколько поглядывал на Катерину: ишь ты — какая голодная! Ест опрятно, ловко, — взглянет влажно на Бориса Петровича, благодарно приоткроет белые зубки. От еды и вина щеки ее порозовели… — Платьишки твои, чай, все погорели?.. — Все пропало, — беспечно ответила она… — Ничего, наживем… На неделе поедем в Новгород, там тебе будет лучше. Сегодня — по-походному — на печи будем спать… Катерина из-под ресниц темно поглядела на него, покраснела, отвернула лицо, прикрылась рукой. — Ишь ты, какая… Катерина, баба… — Сил нет, до чего нравилась Борису Петровичу эта комнатная девушка… Потянувшись через стол, взял ее за кисть руки. Она все прикрывалась, сквозь пальцы чудно блестел ее глаз. — Ну, ну, ну, в крепостные тебя не запишем, не бойся… Будешь жить в горницах… Мне економка давно нужна… 3 Когда разбитые под Нарвой войска возвращались в Новгород, — много солдат убежало — кто на север в раскольничьи погосты, кто на большие реки: на Дон, за Волгу, на низовье Днепра… Ушел и Федька Умойся Грязью, угрюмый, все видавший мужик… (Ему бы и так не сносить головы за убийство поручика Мирбаха.) В побег сманил Андрюшку Голикова — все-таки вместе когда-то тянули лямку на Шексне, долго ели из одного котла. Андрюшке после нарвского ужаса все равно куда было идти, только не опять под ружье… Ночью со стоянки они увели полковую клячу, продали ее в монастырь за пятьдесят копеек, деньги разделили, завернули в тряпицы. Пошли стороной от большой дороги, от деревни к деревне, где прося милостыню, а где и воруя, — у попа со двора унесли куренка, в Осташкове у бурмистра со двора унесли узду наборную и седелку, продали кабатчику. Два раза удалось сорвать церковную кружку, но одна — пустая, в другой — копеечка на дне.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Вследствие этого православные неоднократно подавали жалобы на притеснения в земский трибунал вел. княжества Литовского. А иногда, выведенные из терпения непрестанными обидами со стороны своих врагов, они отплачивали и им тем же: например, в 1643 г., сорвали повешенные на городских воротах католические иконы св. Казимира и Иосафата Кунцевича, исцарапали их, втоптали в грязь; кроме того открыто поносили унию, грозили униатам и возбудили против них народное волнение, как можно заключить из приказа, данного тогда полоцким воеводою Янушем Кишкою. Ссылаясь на королевскую привилегию 1635 г. униатам, не допускавшую существования православных церквей в Полоцке, и на королевское письмо к нему, воеводе (от мая 1638 г.), которым король поручил ему оказывать особое покровительство униатскому духовенству, Кишка именем короля запретил православным жителям Полоцка строить церкви, отправлять в них богослужение, иметь свое училище, делать угрозы, хулить униатскую веру; в противном случае угрожал пенею в 50.000 на короля и в 10,000 на него, воеводу 121 . Впрочем и после этого приказа «хулы» на унию в Полоцке не прекратились. В Августе 1646 г. скорняк Феодор Алексеевич, находясь в доме бурмистра, в присутствии полоцкого ляндсвойта, резко нападал на унию и, не смотря на просьбы ляндсвойта – замолчать, несколько раз повторял: «это вера дьявольская, шатанская, и не от Бога та вера, а от дьявола 122 . Во второй половине XVII в. положение православных в Полоцке изменилось к худшему. Избранный по смерти Владислава IV в короли Ян-Казимир подтвердил грамату своего предшественника о запрещении православным иметь в Полоцке свои храмы. В городе началось господство иезуитов 123 . В таком плачевном положении нашел православных в Полоцке царь Алексей Михайлович, занявший город своими войсками в сентябре 1654 г. Государь тотчас, по сдаче Полоцка, начал жаловать граматами восстановлявшияся в городе церкви и монастыри. Особенно он покровительствовал полоцкому Богоявленскому монастырю: царь не только возвратил ему его прежние владения, но и наделил новыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Убедившиеся в истине воскресения Христова апостолы «поклонишася Ему». С тех пор и мы, хотя не видим Его чувственно, поклоняемся Ему, «яко Царю нашему и Богу» . Мы творим пред Ним поклоны земные, поясные и коленопреклонения. Какие душевные расположения свойственны творящим поклоны? Им свойственны чувства благодарения, смирения и благоговения. Что делает человек, когда хочет выразить благодарность к своему благодетелю? Он выражает ее не только словами, но и поклонами, и чем щедрее благодеяние, тем ниже поклоны. Благодеяния роду человеческому Христа Спасителя неизмеримы. Посему если мы в знак благодарности земным благодетелям кланяемся пред ними, то не тем ли паче должно поклоняться Христу в знак искренней благодарности за Его милость к нам? — Что делает человек, провинившийся пред кем-либо, когда хочет выразить пред ним раскаяние в своей вине и испросить у него прощения? Он смиренно кланяется пред ним и стоит на коленях пред ним до тех пор, пока не выслушает прощения. Мы все кругом виноваты пред Господом Иисусом. Посему чем глубже и живее сознаем свою вину, тем смиреннее должны преклоняться пред Ним. — Что, наконец, делает человек, когда хочет засвидетельствовать почтение к сильным мира сего? Он кланяется им. И чем выше по общественному и церковному положению лицо, тем почтительнее совершаются пред ним поклоны. Несравненно обязательнее для нас выражать почтение и благоговение пред Христом, Царем нашим и Богом. Пред Ним благоговейно поклоняются Херувимы и Серафимы. Можем ли мы не оказывать подобного благоговения? Пред именем Иисуса преклоняется «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10). Даже обитатели преисподних, духи злобы от страха преклоняются пред Ним и страшатся имени Иисуса и крестного знамения. Но их страх лицемерен. Будем поклоняться Христу не по страху только, но по чистой любви к Нему и благоговению. Итак приидите поклонимся Христу Цареви и Богу нашему с исповеданием искренней благодарности к Нему, глубочайшего смирения и благоговения пред Ним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010