В каждый день в начале утрени, литургии и вечерни священник, после начального возгласа, как в день Пасхи, поет: «Христос воскресе», трижды, и затем стихи: «Да воскреснет Бог». Священник сказано в Типиконе, стоит пред святой трапезой с кадильницей, коей, при возгласе, знаменует крестовидно (Тип., послед. Нед. Пасхи, вечера). Обыкновенно, в левой руке священник держит честный крест и свечу 1034 , а в правой кадильницу. Такое начало утрени, литургии и вечерни бывает до Фоминой Недели 1035 , до вечера, т. е. до малой вечерни Фоминой Недели. После утрени, пред отпустом 1-го часа, как в день Пасхи, произносится: «Господи, помилуй», 40 раз. «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых Отец наших». Лик: «Аминь». «Христос воскресе», трижды, «Слава и ныне», «Господи, помилуй», трижды, «Благослови» и отпуст. В Типиконе за сим указанием прибавлено: Сим образом поется за З-й, за 6-й час пред литургиею, такожде и пред вечерней за 9-й час, и за повечерие. Такожде и за полунощницу (Тип., послед. дня Пасхи, конец утрени). Таким образом, обыкновенно, в пасхальную седмицу бывает отпуст и после 6-го часа пред литургией, и после 9-го часа пред вечерней. В субботу пасхальной седмицы поются 1-й, З-й и 6-й часы пасхальные, а 9-й час трипсалмный (Тип. послед. Нед. ап. Фомы). В дни пасхальной седмицы, есть особенности: в конце песней канона прибавлены по два тропаря – Богородична, один на «Слава» другой на «И ныне». Пред ними не говорится: «Пресвятая Богородице, спаси нас», а пред ним произносится: «Слава», пред другим: «И ныне». В Богородичных призывается Матерь Божии к прославлению воскресения Христова 1036 . Для службы пятка светлой седмицы находится в Цветной Триоди особое указание, отличающееся от указания, находящегося в Типиконе. В Типиконе назначена для пятка Светлой седмицы служба, подобная той, которая должна для прочих седмичных дней Пасхальной седмицы. В Цветной же Триоди со службой Пасхальной соединяется служба на «Пресвятую Госпожу Владычицу Богородицу Живоносный Источник», и ради этой службы, по указанию Цветной Триоди (но не Типикона) несколько сокращается пасхальная служба, и некоторые пасхальные песнопения заменяются песнопениями службы «Живоносному Источнику».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– Леонид, Сведение… II, стр. 8–9. Г4 Четвероевангелие, библ. Москов. Дух. академии 2 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., на 341 л., XV–XVI в., с изображениями евангелистов (впрочем, изображение евангелиста Иоанна вырвано еще до нумерации листов). И по заставкам, и по правописанию, и по месяцеслову сходно с предшествующим Евангелием (Г3). Леонид, архим. Свед., II, стр. 10. Г5 Четвероевангелие, библ. Моск. дух. академии 3 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., в один ряд, по 12 строк, на 738 л., крупным уставом XV–XVI в. Изящно нарисованные по золотому полю и превосходно сохранившиеся изображения евангелистов, изящные заставки и заглавные буквы. Обложено парчей с золотыми разводам, жуки серебряные, застежки также серебряные, искусной филегранной работы. На внутренней стороне передней доски надпись: герасима солоунскаго. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсам. – Леонид, Свед., II, стр. 10–11. Г6 Четвероевангелие, библ. Моск. дух. академии 17 (Волокол.), пис. на бум., в л., на 386 л., полууставом XV в. На 1-м белом листе надпись древняя: писмо варлаама доброписца. а да его в до прчтые бци. Бывшен архиманритъ симоноскон гераси амыцкон. Пред каждым евангелистом написаны красками символические изображения, с пробликовкой по местам золотом: пред евангелистом Матфеем написан ангел, пред Марком – орел, пред Лукой – телец, пред Иоанном – лев. Пред месяцесловом изображен преподобный. Русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. Иосиф иером. Опись., М. 1882, стр. 4–5. Г7 Евангелие-апракос, хранящ. в ризнице Троице-Серг. Лавры, 5, пис. на пергам., в большой лист, в два столбца, по 20 строк, на 300 л. крупным уставом XIV–XV в. Вклад боярина Богдана Матвеевича Хитрово, как видно из надписи по листам. Обложено бархатом рытым по малиновому полю, цветы и узоры голубые. На верхней доске средник и наугольник серебряные с чернью, петли и концы застежек серебряные же. Перед евангелистами изящные в кругу по золотому полю символические изображения, перед евангелистом Иоанном – орла, дежащего книгу, пред Матфеем – ангела, пред Марком – льва, пред Лукой – тельца; сами изображения евангелистов красками по золотому полю, весьма изящной работы, также как заставки и заглавные буквы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

И мы должны быть уверены, что благочестивым обычаем возжигать лампады перед иконами можно достигнуть пользы и спасения души своей только тогда, когда с этим будет соединена неленостная и сердечная молитва и решимость направлять жизнь нашу из мрака страстей к невечернему свету Царствия Христова. а) Возжигая лампаду пред образом, мы больше всего должны подумать о том, чтобы сердце наше горело любовью к Богу и наша молитва была пламенна. Точно так же, когда православный христианин ставит свечу пред иконой, он должен знать, что эта жертва его усердия может быть принята Богом благоволительно, если только в этом выражается его благоговение и горячее усердие к молитве. Горение лампады или свечи пред иконою само по себе ничего не значит и для человека не принесет никакой пользы, если при этом он остается холоден в молитве и сердце его не будет пылать и возноситься к Богу, подобно пламени горящей свечи. А как часто и очень часто бывает между нами, что, ставя свечку или зажигая лампаду пред иконами святых, мы только наружно это исполняем, а душа наша не участвует в богопочитании! Так вообще все установленные Церковью благочестивые упражнения, когда исполняем мы их только наружно, лишаются значения и не приносят той пользы, какую должны приносить по намерению Церкви. Например, молитва с самыми большими поклонами, без возношения ума и сердца нашего к Богу, не только не богоугодна, но даже может прогневлять Господа; пост телесный, при всей строгой разборчивости в пище, но без поста духовного, состоящего в воздержании от страстей, тоже не принесет нам оправдания пред Богом; оттого становится бесполезной наша заботливость о внешнем украшении икон, если мы вместе с тем не будем прилагать попечений об украшении себя добродетелями. Вот то же должно сказать и о возжжении свечей и лампад пред иконами. б) Не будет нам пользы, когда мы только наружно возжигаем лампады пред св. иконами, а в душе нашей при этом не возбуждается никакого благоговейного расположения и решимости направлять жизнь нашу от мрака страстей и суеты сей временной жизни к невечернему свету Царствия Христова. Бог и святые Его, коих мы хотим почтить возжжением пред их иконами вещественного света, конечно, не нуждаются в этом, потому что они всегда пребывают в присносущем свете и небесном блаженстве. Но для нас, земнородных, это возжжение света должно быть возбуждением к нашему духовному просвещению, к святой и горячей ревности по вере и вообще к жизни такой, чтобы она светилась добрыми делами. Вот таким образом мы можем достигнуть благоволения Божия, и Бог примет всякую, даже самую малую жертву нашего усердия, как благовонное кадило пред Собою и как великую жертву всесожжения, в святом Своем небесном жертвеннике и возниспошлет нам дар благодати Пресвятого Своего Духа (см. «Воскр. день», 1893 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Возжжение светильников в храме согласуется с песнопениями и священнодействиями служб. Чем живее бывает радость Церкви о Господе и чем торжественнее совершается в храме Богослужение, тем более бывает света при Богослужении. Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать светильников более, а при менее торжественных. печальных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит менее светильников, нежели на вечерне, утрени, литургии. И в этих торжественных службах в дни праздничные, радостные – более зажженных свеч, нежели в дни непраздничные, седмичные, будничные. Наконец, в более торжественных службах не все светильники возжигаются в начале служб, но многие зажигаются только в то время, когда наступает торжественное пение и чтение. На повечерии устав предписывает зажигать светильники пред Спасовым и Богородичным образами (Тип., гл. 25). Те же светильники обыкновенно зажигаются на полунощнице и на часах. На вечерне на день непраздничный (т. е. когда не поется на ней «Блажен муж») в начале ее возжигаются свечи пред образом Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и пред образом храма на десней стране Спасителева образа (Тип., гл. 24 и 25). По стихологии же кафизмы, т. е. в начале пения: «Господи воззвах», пения во славу Господа, пришедшего просветить мир, зажигаются еще свечи: пред аналогием и пред образом Спаса Христа в тябле 129 и в алтаре у престола (Тип., гл. 25). А на вечерне, на день праздника или памяти святого, когда поется первый антифон кафизмы («Блажен муж»), прославляющий Господа, просветившего мир чрез искупление, все эти свечи, т. е. пред аналогием, пред образом владычным в тябле и в алтаре у престола (Тип.. гл. 25) возжигаются в начале вечерни. На вечерне же на Неделю (воскресение), на праздники Христовы, Богородицы, святых (с бдением) зажигается более свеч, нежели в другие дни, именно: на малой вечерне в начале ее, кроме свечей пред образами Спасителя, Пресвятой Богородицы, храма, вжигается еще свеча пред аналогием, где обыкновенно полагается икона праздника (Тип., гл. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Май 1882 г. 1 мая Большое смущение пред утреней, начавшееся дома по поводу любопытства домашних моих в писчий стол мой и иногда похищения вещей моих, действительного или мнимого; и дома, и в церкви долго боролся и молился об избавлении от этой мечты. Наконец избавился, и благодатный мир во мне воцарился пред исповеданием, но не надолго: во время чтения эксапсалмов 140 заметил, что над моей головой горит свеча вопреки моему приказанию, ибо она каплет на голову и на ковер царских врат, и опять смутился и не мог успокоиться, и ектению говорил крадучи, усеченно, концы возгласов; по окончании ее опять покаяние, и опять избавление; после сугубой ектении пред Христе, Свете истинный опять резкое искушение, опять победа и избавление; пред молебном Иверской Божией Матери злое упрямство, неохота служить, молитва о помощи и спасении – и опять избавление от злого упорства и мир сердца; потом во время чтения канона и молитвы причастницам ужасная смертная теснота несколько раз, опять молитва и припадание к святому престолу – и опять державное, всемилостивое избавление, спасение и помощь. По приходе домой новые искушения, и вновь по молитве двукратное избавление. После обедни. Жутко донял меня супостат сегодня пред самой обедней, во время ее, особенно пред причащением и по причащении причастниц женщин (из-за Параскевы Ивановны Ковригиной: зачем подходит первой и становится впереди всех, – а она не виновата в первенствовании, так как другие не подходят первыми), и когда я читал благодарственные молитвы пред царскими вратами, жутко мне тоже было от врагов, смертельно теснивших меня, однако же дочитал в тесноте и потом долго ежился пред Святой Чашей пред употреблением Святых Даров, доколе не помиловал, не избавил Господь от врагов, и я покойно употребил их. Домой пришел – опять беда: Пасынкова оказалась невнимательной ко мне, отворотив лицо, подавала руку. Опять молитва покаяния, и опять избавление. Слава Богу, не попустившему сатане поглотить меня. А уже было жутко, смертельно тесно. А каково в аду грешникам! Ужасно и подумать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Священнослужащие, по Уставу Православной Церкви, при совершении литургии, должны непременно приобщаться Святых Таин (Апост., прав. 8) и, приступая к совершению страшного таинства, должны приготовить себя к нему. Они должны, во 1-х, удалить все нравственные препятствия к совершению ее: как-то – укор совести, вражду, уныние и тому подобное, и быть примирены со всеми. Во 2-х, утвердить себя в благоговейном молитвенном расположении исполнением так называемого «правила пред причастием» (Извест. учит. в Служебн. Номок. 124-й 571 , 1Кор.11:28–30 ). В 3-х, с вечера воздерживаться от излишнего употребления нищи, с полуночи не вкушать и воды и совершать литургию, не пивши и не евши и проч. (VI Всел. Соб., прав. 29. Корф. Соб., прав. 41, 47, 58. Извест. учит. в Служебн.), и вообще приступать в чистоте души и тела (VI Всел. Соб., прав. 13. Сн. 13 Канон. Прав. св. Тимофея, епископа Александрийского). Придя в храм для совершения литургии, священнослужители прежде всего приготовляют себя молитвословиями. Они становятся пред Царскими дверями и молятся пред алтарем. Диакон испрашивает благословение: «Благослови, Владыко». священник благословляет, говоря: «Благословен Бог наш». Затем читают те молитвы, которыми обыкновенно начинаются службы, именно – молитву к Святому Духу: «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш»; затем – покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи», на «Слава»: «Господи, помилуй нас», на «И ныне»: Богородичен – «Милосердия двери отверзи нам». По произнесении сего поклоняются пред иконами Спасителя и Богоматери и целуют их, произносят: пред иконою Спасителя тропарь: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий», и пред иконою Богоматери – тропарь: «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице». По целовании икон Священник просит Господа, чтобы Он ниспослал руку Свою с высоты святого Своего жилища и укрепил его в предлежащую службу. Затем «творят к ликам поклоны по единому» (т. е. но поклону к каждому лику), прося тем у предстоящих прощения в обидах и оскорблении. Священнослужители, хотя бы имели вход в алтарь и не чрез церковь , не иначе начинают литургию, как прочитав пред Царскими дверями указанные входные молитвы. Ибо, приступая к страшному престолу Божию для совершения бескровного жертвоприношения, при уповании на милость Божию, должно иметь сознание своих грехов, принесть покаяние пред вратами алтаря и смиренно просить о помиловании 572 . После поклонения иконам священник и диакон входят в алтарь, произнося псалом: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». Вшед в алтарь, они делают три поклона пред святым престолом и целуют святое Евангелие, лежащее на престоле и изобразующее Самого Господа, крест Господень, потом целуют святый престол 573 , почитая его как седалище живого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сам владыка стоял по средине церкви с служебником в руках; мы стояли несколько в стороне, но так, что лицо молящегося святителя видно было. Взор его направлен был на иконы, но заметно, что он созерцал нечто высшее, духовное; на лице показалась краска, какая является во время духовного просветления. По всему видно, что святитель совершал умно-сердечную молитву, сопровождаемую иногда поклонами. Так простоял он всю службу, не садясь, хотя стул стоял возле, куда он клал служебник» 68 . Чтобы иметь возможно полное и ясное представление о высшей христианской молитве, а вместе с тем и о высоте молитвенного подвига Преосв. Феофана, необходимо привести его учение о самом хождении пред Богом, составляющем существо духовной молитвы: «Бог везде есть, все видит и все исполняет: ходи пред Богом. Когда царь осматривается вокруг себя с высоты престола своего, то всякий из присутствующих держит себя так осторожно, как бы царь на него одного смотрел, – так, как бы тут были один только он и царь, забывая все прочее. Царь нравственного мира, Бог , не только все видит, но и все исполняет существом Своим, – есть везде весь и видит не внешнее только, но и внутреннее, и притом полнее и совершеннее, нежели как видит себя тот, кого Он видит. Всякая разумная тварь обязана, как помнить сие вездеприсутствие и всеведение Божие, так и располагать дела свои и внутренние, и внешние с чувством его, стоя как бы пред очами Бога, под Его взором, до того, чтоб все другое выходило из мысли и внимания, а был только он – действующий – и Бог, видящий его и дело его, или, что то же, ходить пред Богом, ибо настроение духа – действовать как пред очами Божиими есть хождение пред Богом. Оно обязательно для всех... Помни или не помни ты, но Бог все видит, и дела твои все открыты Ему, или совершаются пред лицом Его. Так зачем скрывать истину и превращать ее в ложь? Что к сей мысли должно прилагать и Богоприличное расположение дел, сего требует почитание Бога. Когда сын пред лицом отца, или подданный пред лицом царя действуют, забывая о достоинстве их, то тем оскорбляют их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

15 июля 1885 г. Речь пред приведением к присяге Московского Дворянства пред выборами Достопочтенные и именитые мужи! Пред св. алтарем и при многоцелебной раке святителя Христова Алексия, великого радетеля о Русской земле, вы собрались ныне молитвенно испросить у Господа благословения на предстоящее вам дело и произнести здесь торжественно клятвенное обещание. Так великое дело служения общественного предшествуется великим обетом. Величайшее священнодействие совершает христианин, когда призывает во свидетельство истинности и правдивости своих слов и действий высочайшее имя Божие: этим он торжественно пред лицом Св. церкви исповедует свою веру в Господа; призывая имя Божие во свидетельство, он поставляет себя пред лицом Господа не только как Промыслителя и Создателя, но и нелицеприятного и грозного Судии, пред Которым некогда должен будет дать отчет. Призывая имя Божие, он освящает этим свое общественное служение, показывает, что руководится не личным интересом, не личными земными отношениями, но интересом общим. Пред вами поучительный образец верности, любви к общественному благу, доходившей до полного самоотвержения, – в предлежащем в своих нетленных мощах святителе Божием Алексии. Как служитель св. церкви, молю Господа, чтобы Он, «богат сый милостию» к нам, по святым молитвам угодника Своего, помог вам пребыть верными обету, который вы имеете произнести, и честно, и нелицеприятно отнесетесь к предстоящему вам делу выбора на служение общественное, – выбора лиц, достойных тех важных обязанностей, которые будут поручены им; лиц, способных, преданных делу, уважительных к закону, руководящихся чувством любви к ближним и могущих оправдать как ваше доверие, так и ожидания и желания ваши. Молитвенно призывая на вас Божие благословение, приглашаю вас произнести клятвенное обещание пред Сердцеведцем Богом, внемлющим не только нашим словам, но и мыслям, и намерениям. Речь пред приведением к присяге гласных г. Москвы Служение, на которое вы вступаете, весьма важно как по существу его, как дела общественного, как дела братства во Христе, так особенно по значению и положению самой Москвы, которая не без основания зовется сердцем России. Здесь в Москве, как в центре, бьется главный жизненный нерв всего русского и отселе во все концы земли русской разносятся отражения его и то или иное оставляют впечатление. Поэтому Москва должна иметь и представительство в людях, достойных своего положения, способных и могущих всем жизненным проявлениям давать правильное и полезное направление.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Им принадлежало право и крестить; так некто Анания крестил ап. Павла ( Деян. 22: 16 ); Фипипп, научив вере во Христа евнуха, «приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его“ ( Деян. 8: 38 ). Крестил Филипп и самарян ( Деян. 8: 1–16 ). Преемникам Апостолов дано право совершать преломление до скончания мира; «всякий раз, говорит ап. Павел, не бывший на тайной вечери, но совершавший преломление ( Деян. 20: 11 ), когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он прийдет“ ( 1Кор. 11: 26 ). Св. ап. Павел не был среди одиннадцати Апостолов, в то время, когда они получили непосредственно от Христа право прощать грехи, однако и к нему «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои“ ( Деян. 19: 18 ); не был там и епископ Тимофей, судивший однако грехи грешников не только мирян, но и пресвитеров Церкви ( 1Тим. 5: 19–20 ). Но сектанты, отвергая власть законных епископов и пресвитеров Церкви Христовой отпускать грешникам их грехи, сами позволяют своим незаконным лжепресвитерам совершать крещение, преломление, браки, позволяют им учить себя, хотя на все это никто никогда не давал им права. 8) Сектант: Нужно каяться не пред священниками, а пред каждым христианином, особенно пред которым мы согрешили, как и учит ап. Иаков: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника“ ( Иак. 5: 16 ). Объяснения православного: Приведенное место св. Писания говорит против самих же сектантов, ибо слова ап. Иакова: «признавайтесь друг пред другом в проступках», как это видно из предшествующих слов св. Апостола, говорят о необходимости признания в грехах именно пред пресвитерами. Раньше Апостол говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставигь его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему“ ( Иак. 5: 14–15 ). Сказав, что по молитвам пресвитеров болящий исцелится и получит прощение грехов, Апостол далее говорит, чтобы христиане не скрывали пред пресвитерами грехов, а признавались в них друг другу, (ст. 16), то есть пресвитерам. Если больной не исповедует грехи пред пресвитерами, то и не получит прощения, ибо, не зная грехов больного, как пресвитер простит их ему? Вот почему Апостол и велит признаваться в грехах друг другу, разумея здесь больного и молящихся о нем пресвитеров. Св. Иоанн Златоуст так объясняет разсматриваемые слова ап. Павла: «вы, болящие, исповедуйте пред пресвитерами согрешения ваши, а вы, пресвитеры, молитесь за болящих“ (слово о священстве 1: 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И я, бывшей архимандрит Никонор, исповедаюсь пред Господом Богом, и пред святейшим папою и патриархом Паисием Александрийским и судиею вселенским, и пред святейшим патриархом Макарием Антиохийским и всего востока, и пред святейшим патриархом Иоасафом Московским и всея Росии, и пред преосвященными митрополиты, архиепископы и епископы и пред всем освященным собором: аще и смущен бех доныне в неведении, ныне же Божиею благодатию услышав от пресвятейших патриархов, от пресвятейшаго папы и патриарха Паисия Александрийскаго и судии вселенскаго, и от пресвятейшаго патриарха Макария Антиохийскаго и всего востока, и от пресвятейшаго патриарха Иоасафа Московскаго и всея Росии, и от преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, и от всего освященнаго собора, без сомнения приемлю, якоже исправлено, и верую и исповедую сице: Верую во единаго Бога Отца (следует весь Символ с православным чтением). К сему же аллилуия 3-жды, в четвертое Слава Тебе Боже: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже. Знамение крестное на лицы своем воображаю тремя первыми персты. Крест четвероконечный приемлю, яко истинный есть крест. И молитву Иисусову глаголю сице: Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. И прочая исправленная святейшими патриархи и преосвященным собором вся усердно приемлю и без сомнения держати обещаваюся. 62 . Запись о принесении Никанором и некоторыми другими расколоучителями покаяния пред собором 1667 года 948 В нынешнем во 175 году, апреля в 21 день, пред святейшими патриархи, пред Паисеею Александрийским, и перед Макарием Антиохийским и перед Иоасафом патриархом Московским и всея Русии, Соловецкого монастыря старец Никонор, прежде бывый Савинскаго монастыря архимарит, да того ж Соловецкого монастыря черной поп Обросий, да дьякон Пахомий, да старец Никита прощение просили, что Символ православныя веры, и трегубая аллилуия, и сложение перстов крестнаго изображения и о прочих, о всем, в чем прелщалися, обещалися держати истинно, так, как соборная и апостольская церковь содержит, и в новоисправных книгах печатных, которые печатаны при Никоне бывшем патриархе Московском, и ни в чем не прекословити, и которых суемудрством прелщали, приводити на истину такожде, как соборная и апостольская церковь содержит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010