По важному значению молитвы, пред упражнением ею, нужно приготовление себя к ней. Прежде даже не помолишися, уготови себе, и не буди яко человек искушая Господа [ 228 ]. «Идя предстать пред Царем и Богом и возглаголать с Ним, — говорит святой Иоанн Лествичник, — не без приготовления совершим это, чтоб Он издалека не увидел, что мы не имеем оружия и одежд, потребных для предстояния пред Царем, и не повелел рабам и служителям Своим связать нас и отгнать куда-либо далеко от лица Его, а прошения наши раздрать и бросить нам в лицо» [ 229 ]. Первое приготовление состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Это приготовление заповедано Самим Господом. Егда стоите молящеся, повелевает Он, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших [ 230 ]. Дальнейшим приготовлением служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа. Одна жертва, принимаемая Богом от падшего человеческого естества, есть сокрушение духа. Аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, говорит Богу Пророк Его от лица каждого падшего и пребывающего в своем падении человека; но Ты не только какой-либо частной жертвы, телесной или душевной, но и полного всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [ 231 ]. Святой Исаак Сирский повторяет следующее изречение другого святого Отца: «Если кто не признает себя грешником, того молитва неблагоприятна Господу» [ 232 ]. Стой на молитве твоей пред невидимым Богом, как бы ты видел Его, и с уверенностию, что Он видит тебя, внимательно смотрит на тебя; стой пред невидимым Богом, как стоит уголовный преступник, уличенный в бесчисленных злодеяниях, приговоренный к казни, пред грозным, нелицеприятным судиею. Точно: ты стоишь пред полновластным Владыкою и Судиею твоим; ты стоишь пред таким Судиею, пред Которым не оправдится всяк живый [ 233 ], Который всегда побеждает, внегда судити Ему [ 234 ], Который тогда только не осуждает, когда, по неизреченному человеколюбию Своему, простив человеку согрешения его, не внидет в суд с рабом Своим [ 235 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Беззаконие – мысль, будто удовлетворять правде Божией может человек, а не удовлетворил Сын Божий (§ 195–205). Несправедлива и мысль, будто у святых есть запас дел сверхдолжных, тогда как, нравственное совершенствование безгранично (Мат. 5, 45. Лук. 17, 10 . 1Кор.4, 4 ). Нечестие – дерзость прощать грехи будущие или прошедшие, не имея в виду раскаяния. Эта дерзость, беззаконная по себе, пагубна по последствиям, как показал и опыт запада. Без основания и мысль, будто один папа имеет право на произнесение известных разрешений. Папа обязан молиться за грешников пред крестною жертвою и наравне с каждым другим епископом может разрешать грехи только по усмотрении раскаяния. Так и лучшие из папистов-Дуранд, Анзельм, Бернард писали, что в св. писании вовсе нет основания для индульгенций. § 270. По учению церкви В церкви Христовой всегда было признаваемо за необходимое исповедовать грехи свои пред служителем тайн;– на это имеем ясные доказательства и в учреждениях и в наставлениях церкви. В посланиях Климента 435 и Варнавы 436 читаем убеждения исповедовать ( ξομολογειν) грехи свои; а св. Киприан одобряет тех, которые, как говорить он, исповедовали пред священниками Божиими даже то, что (во время сильного гонения) хотя не приносили жертвы, но склонялись к тому помыслами 437 ; при сем видим как у Киприана, так и у других учителей церкви, что самое слово- εξομολγησις принимаемо было за известное выражение изустного исповедания грехов пред служителем тайны 438 . «Никто не говори, поучал блаженный Августин: тайно совершаю я покаяние, пред Богом совершаю... Если бы было так: напрасно сказано: что свяжете на земли, будет связано на небе; напрасно даны церкви ключи; мы сообщаем вам то, чего не дает Он» 439 . Св. Златоуст побуждает, чтобы исповедь была точная и не краткая ( ξομολγησις πολλ κι κριβς) 440 . «Ты стыдишься, говорит он же, открыть раны человеку, а не стыдишься пред всевидящим Богом наносить себе их, не хочешь исповедать ( ομολογτραι) их и покаяться: но в страшный оный день не пред одним, не пред двумя, а пред всею вселенною представятся они» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На великой вечерне на упомянутые праздники в начале ее зажигаются свечи не только пред образами Спасителя, Богоматери, храма и пред аналогием, но еще и пред Владычным образом в тябле (Тип., гл. 24). По 1-м же антифоне 1-й кафизмы, в начале пения «Господи, воззвах» зажигаются прочие свечи (там же). Угашают свечи также не в одно время. Те, которые были зажжены в начале вечерни, гасятся на отпусте вечерни. Свечи же, зажженные на «Господи воззвах», гасятся ранее, именно – по конечном Трисвятом (Тип. гл. 24 и 25). На утрени, именно в начале ее, возжигаются свечи пред образами Спасителя, Божией Матери и храма 130 При пении же «Бог Господь» – пении, возвещающем о явлении к нам Господа Бога, зажигаются и пред иконою на аналогии и пред иконою Спасителя в тябле. Таким образом, во время чтения шестопсалмия, по уставу, предписывается немного зажигать свечей, так как в этих псалмах выражается покаяние и умиление 131 . Если же на утрени поется полиелей, то при начале пения его возжигаются все свечи в храме (Тип., гл. 24 и 25). По предписанию устава, свечи горят во время пения канона, хвалитных стихир и великого славословия. Но во время пения канона, на некоторых песнях его устав повелевает гасить эти свечи и потом снова зажигать, именно: «в начале полиелея подобает зажигати вся свещи, и оставляти я (их) горети, до скончания 3-я песни и тогда паки погашати я (их), и на 8-й песни вжигаем паки вся и оставляем я горети до конца великаго славословия (Тип., гл. 24 и 25). Таким образом, устав предписывает гасить светильники на то время, в которое при пении канона назначается так называемое «чтение» именно по 3-й и 6-й песнях канона (Тип., гл. 2, 3 и другие). На литургии, как самом торжественном Богослужении, во все дни в году (т. е. будничные и праздничные) зажигается более свечей, нежели на других службах. Возжжение свеч начинается с того места, где начинается Богослужение, – с жертвенника; потом зажигаются свечи на престоле и засим во всей церкви. На жертвеннике вжигается свеча пред началом литургии (Тип., гл. 24). «И егда иерей облачится в ризы, приспевшу времени звона» (когда наступит время звона) – «прежде вжигати свещу на престоле; таже в церкви, якоже предречеся» (т. е. пред иконами: Спасителя Христа, Пресвятой Богородицы, храма, пред аналогием и в тябле). При начале же чтения св. Евангелия возжигаются свечи во всем храме (Тип., гл. 24), в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Слова Господа нашего Иисуса Христа можно относить ко всем трем добродетелям, указывая в Господе их предмет и источник; и можно — к одному упованию: последнее представляется более уместным. Христос Господь прямо именуется упованием нашим (1 Тим. 1,1; Кол. 1, 27) и есть существенный предмет упования не только потому, что все надежды наши почивают и утверждаются на Нем, но и потому, что Он Сам ждется, и чрез второе Его пришествие и с ним соединенное раскрытие славы Царства Христова исполнится упование славы, и как бы само упование прославится (Тит. 2, 13). Не трудно заметить, что этим приложением святой Павел с самого начала выдвигает вперед упование пред другими его спутницами, потому что после должен был говорить о главном предмете его — втором пришествии Христовом. Пред Богом и Отцем нашим можно относить к поминающе и можно — к трем христианским добродетелям. Святой Златоуст, блаженный Феодорит и Экумений говорят, что можно относить к тому и другому, но больше склоняются на последнее, которое и надобно предпочесть. Ибо если принять первое, — то есть, что святой Павел поминал непрестанно о христианских добродетелях солунян пред Богом и Отцом, — то здесь будет та же мысль, что и в предыдущем стихе, где он говорил, что благодарит Бога, память о них творя в молитвах своих. Между тем по течению мысли видно, что ему следовало не то же самое сказать пояснее, или другими словами, а указать, что побуждало его благодарить Бога за солунян. Это же будет ясно само собою, когда слова: пред Богом и Отцем сочетаем с указанными пред сим добродетелями. Что же побуждало? — Совершенство христианских добродетелей их пред Богом и Отцом. То достойно похвалы и благодарения, что и дело веры, и труд любви, и терпение упования солуняне являли пред Богом и Отцом, Ему их посвящая при мысли о Нем, в присутствии Его совершая их, и, следовательно, со всем тщанием и усердием, со всею искренностию и чистотою побуждений. Помнили солуняне, что «над всем этим надзирает Бог всяческих» (блаженный Феодорит), что «Он все видит и что У Него не предается забвению ничто из того, что ими делается» (Экумений). Потому и постарались явить в себе означенные добродетели в такой силе. Здесь святой Павел видит в солунянах то же совершенство, преуспеяния в котором — большего и большего — желает он им потом в конце первой части послания, молясь, чтоб Господь утвердил сердца их непорочна во святыни пред Богом и Отцем нашим (3, 13). И это очень прилично было означить, так как вслед за сим выражением отношения солунян к Богу Апостол хочет помянуть и об отношении Бога к ним, как бы так: вы все делаете пред Богом — и достойно есть так действовать; ибо и Бог много к вам милости показал, избрав вас. в) Божие к ним благоволение, явленное в избрании их (1, 4–7)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Но я опасаюсь сказать вам сие, дабы не погрешить пред Господом Богом моим. Ибо колико грешно есть пред Богом служителю Христовой церкви не говорить о небесных истинах, не открывать оных овцам словесного стада Христова: толикоже грешно есть пред Богом и говорить о небесных истинах неистинно, говорить об них, не объясняя существенного смысла их, отнимая у них настоящую силу их, и превращая их совсем в другой вид, и говорить тако не столько по неведению, сколько по человекоугождению, по послаблению людям. На пример: грешно пред Богом служителю церкви Христовой не говорить вверенным ему, что должно, сколько возможно чаще, исповедовать грехи свои пред Богом, просить в них прощения у Него, причащаться Тела и Крови Христовой: но толико же грешно пред Богом, и утверждать пред людьми, что всякая исповедь, какая бы она ни была, есть действительна пред Богом, и что всякое причащение, с каким бы кто духом ни приступал к оному, есть для души спасительно. Грешно пред Богом утверждать сие. Ибо Слово Божие противореча сему явно вопиет, что есть покаяние, якоже лицемерие, и есть причащение во осуждение. Егда людие поститися будут, не услышу прошения их; и аще принесут всесожжения и жертвы, не благоволю в них: яко мечем, и гладом, и мором Аз скончаю их 118 , тако гласит Оно о лицемерном покаянии. Подобно и о причащении говорит; иже аще яст хлеб сей, или пиете чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни. Яды бо и пияй не достойне, суд себе яст и пиете, не рассуждая тела Господня 119 . И сие по самое останавливает меня поздравить вас всех вообще с достойным получением духовных небесных даров, дабы лицемерного покаяния не оправдать, и причащения во осуждение спасительным не представить. Но чтобы по причине лицемерных Христиан не лишить духовного утешения и истинно кающихся, и при истинном покаянии достойно причащающихся: то мы в настоящей беседе рассмотрим, какое покаяние есть покаяние истинное, такое, которое делает Христиан способными причащаться Тела и Крови Христовой, соединяться с Божественным Существом Его, и которое может уверять, что они достойные Царствия Божия сыны; рассмотрим сие, взяв в руководство к тому пример из продолжаемой нами Священной Истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Глава VIII Явление семи Ангелов с трубами и Ангела с золотою кадильницею (1–4). Падение крови и огня на землю после трубы первого Ангела (6–7), большой горы в море после второй трубы (8–9) и большой звезды – полыни после третьей трубы (10–11); поражение третьей части вселенной после четвертой трубы (12–13). Откр.8:1 .  И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. В 8 главе в явлениях и образах дается объяснение, какие именно скорби постигнут мир и все человечество. Иоанн снова видит таинственную книгу в деснице Сидящего, видит и Агнца. Агнец снимает последнюю, седьмую печать с запечатанной книги. Но Иоанн уже не упоминает более ни о животных, ни о старцах, ни о светильниках, их уже не было пред взором Иоанна. Непосредственным следствием снятия седьмой печати было то, что на небе водворилось молчание как бы на полчаса. Молчание означает не просто тишину, прекращение звуков вообще, но прекращение звуков человеческой речи. И если теперь, по снятии седьмой печати, на небе водворилось безмолвие, то, стало быть, прекратилась песнь хвалы небожителей. Все небожители, невольно обнаруживая благоговение пред Вседержителем, замолкли на короткое время пред предстоящими обнаружениями Божественного гнева как непостижимыми действиями Божественного промысла. Но это молчание могло быть только кратковременным, как бы получасовым. Именно, выражение «как бы на полчаса» имеет значение приблизительного указания времени и не может быть понимаемо в буквальном смысле слова. Откр.8:2 .  И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. Откр.8:3 .  И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Откр.8:4 .  И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Под семью Ангелами, которые и в дальнейших видениях остаются пред престолом подобно четырем животным и старцам ( Откр.7:13 ), можно видеть указание на Ангелов известного чина, предстоящих пред престолом Божиим. Это их значение предуказывается уже в их атрибуте – семи трубах, которые являются в значении труб, возвещающих суд Божий над грешным миром, как своего рода сигналы к началу последующих явлений. Кроме семи Ангелов Иоанн видит еще новое. Этот последний предстал не пред престолом, но пред жертвенником, о котором упоминалось в ст.9 и под которым нужно разуметь жертвенник всесожжения. С этого жертвенника Ангел должен был взять горячих угольев для своей золотой кадильницы. При этом фимиам дан был Ангелу для того, чтобы он (Ангел) помог молитвам святых дойти до престола Божия, как возносится дым фимиама и бывает приятным благоуханием жертвы. Дым кадильный здесь не средство возношения молитвы, но лишь простое указание на это возношение; и Ангел – не посредник и приноситель жертвы, но слуга, который по повелению Божию (фимиам дан от Бога) приставлен служить святым 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господи, нет у нас указанного богатства – безмолвия, молчания и воздержания, прости нас и помоги приобрести эти добродетели. Человек не должен принимать особенно двух помыслов: блуда и осуждения ближнего. Но когда враг подложит какой из них, то должно встать на молитву и с плачем против них молиться Богу, и Бог избавит его. Господи, мы виноваты пред Тобою, что часто, ох как часто! принимаем эти помыслы. Вставать на молитву и молиться Богу против них не имеем привычки, а если и встанем, то не имеем терпения и веры дождаться, когда Господь избавит нас от них. Прости нас, Господи. Священное Писание говорит, между прочим, о гордости и это: «Не возносися сердцем твоим паче братий твоих… зане в гордыни погибель и развращение многих» ( Тов. 4, 13 ). «Во одеянии риз не похвалися и в день славы не превозносися: яко дивна дела Господня и тайна дела Его пред человеки» ( Сир. 11, 4 ). «Возненавидена пред Богом и человеки гордыня» ( Сир. 10, 7 ). «Нечист пред Богом всяк высокосердый» ( Притч. 16, 5 ). «Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется» ( Лк. 18, 14 ). «Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом» ( Лк. 16, 15 ). «Касаяйся смоле очернится, и прикасайся гордому точен ему будет» ( Сир. 13, 1 ). Господи, мы постоянно замечаем за собой, что любим возноситься сердцем своим перед братьями, в одеянии риз похвалиться, провоцируем в людях ненависть нашей гордыней, являем пред Богом свою нечистоту высокосердием, не смиряем себя, думая о себе высоко, на самом деле являем свою мерзость пред Богом и, прикасаясь гордому, становимся точной его копией. Прости нас, Господи, за столь пагубные «успехи» пред Тобою. 18. Приготовление себя к вступлению в небесное наследство Священное Писание, между прочим, о смирении говорит это: «Чадо, в кротости дела твоя препровождай, и человеком приятным возлюблен будеши. Елико велик еси, толико смиряйся, и пред Богом обрящеши благодать. Мнози суть высоцы и славни: но кротким открываются тайны, яко велия сила Господня, и смиренными славится» ( Сир. 3,17–20 ). «Иже убо смирится яко отроча, той есть болий в Царствии Небесном» ( Мф. 18, 4 ). «Да хвалит тя искренний, а не твоя уста, чужия, а не твои устне» ( Притч. 27, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

е) Есть два ада – нижний на конце земли, и верхний (иначе чистилище) на высоких горах и островах при море. В последнем «души мучится, кои спасены будут». ж) Божию Матерь крестили Апостолы: Петр и Иоанн Богослов. з) Апостол Павел первее прообразовал Пресвятую Богородицу. и) Моисей не погребен, а унесен в рай Ангелами. В одном рукописном цветнике между прочим находятся следующие мнения: а) Сатана зародился на море Тивериадском в 9 валу. б) Ангелы сотворены от солнца, ветра и света. в) Адам сотворен и умер в земле Мадиамстей. г) Земля основана на трех великих китах, питающихся райским благоуханием. д) Где земля стоит на четырех железных столпах – «ту и адово жилище». е) Кланяться на восток первый научил Моисей на горе Сионской. О почитании 12 пятниц – Во многих списках распространено между Перм. староверами краткое поучение о том, «како почитати во всем году 12 пятниц». Здесь говорится, что а) кто почитает пятницу В. поста на первой неделе: тот не умрет внезапною смертью; б) за почитание пятницы пред Благовещением Пресв. Богородицы будет спасен от великого убийства; в) за почитание пятницы на Великой неделе спасен будет от неприятеля; г) кто почитает пятницу пред Вознесением, тот избавлен будет от потопа водного; д) за почитание пятницы пред сошествием Св. Духа, человек спасен будет от острого меча; е) кто чтит пятницу в Петров пост и в день Св. Иоанна Предтечи, тот человек от убожества и нищеты избавлен будет; ж) почитание пятницы пред Ильиным днем избавляет от вечныя муки; з) кто почитает пятницу пред Преображением Господним, того человека сам Господь на руках своих держати будет; и) за почитание пятницы пред Успением Пресв. Богородицы, человек избавлен будет от великого лесного заблуждения; i) за почитание пятницы пред Козьмою и Дамианом человек от великого глада и грозы сохранен будет; к) кто почитает пятницу пред Михайловым днем, того человека Пречистая Богородица в руках своих держати будет; л) за почитание пятницы пред Рождеством Христовым человек при смерти своей узрит Пресвятую Богородицу со Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

По важному значению молитвы пред упражнением ею нужно приготовление себя к ней. «Прежде даже не помолишися, уготови себе, и не буди яко человек искушая Господа» ( Сир. 18:23 ). «Идя предстать пред Царем и Богом и возглаголить с Ним, – говорит святой Иоанн Лествичник , – не без приготовления совершим это, чтоб Он издалека не увидел, что мы не имеем оружия и одежд, потребных для предстояния пред Царем, и не повелел рабам и служителям Своим связать нас и отогнать куда-либо далеко от лица Его, а прошения наши разодрать и бросить нам в лице» 113 . Первое приготовление состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Это приготовление заповедано Самим Господом. «Егда стоите молящеся, – повелевает Он, – отпущайте, аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших» ( Мк. 11:25–26 ). Дальнейшим приготовлением служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа. Одна жертва, принимаемая Богом от падшего человеческого естества, есть сокрушение духа. «Аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо», – говорит Богу пророк Его от лица каждого падшего и пребывающего в своем падении человека; но Ты не только какой-либо частной жертвы, телесной или душевной, но и полного «всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс. 50:18–19 ). Святой Исаак Сирский повторяет следующее изречение другого святого отца: «Если кто не признает себя грешником, того молитва неблагоприятна Господу» 114 . Стой на молитве твоей пред невидимым Богом, как бы ты видел Его и с уверенностью, что Он видит тебя, внимательно смотрит на тебя; стой пред невидимым Богом, как стоит уголовный преступник, уличенный в бесчисленных злодеяниях, приговоренный к казни, пред грозным, нелицеприятным судиею. Точно: ты стоишь пред полновластным Владыкою и Судиею твоим; ты стоишь пред таким Судиею, пред Которым «не оправдится всяк живый» ( Пс 142:2 ), Который всегда побеждает, «внегда судити Ему» (Пс.,50:6), Который тогда только не осуждает, когда, по неизреченному человеколюбию Своему, простив человеку согрешения его, не внидет «в суд с рабом» Своим ( Пс. 142:2 ). Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, увидишь безвидно, духовно, Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Пс.17:25 . И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима его. Давид, прославляя благодеяния Божии, показывает здесь причины, чего ради угодно было Богу избавить его от врагов. Главнейшая же причина есть сия, что он сам тщился благоугодно и непорочно жительствовать пред Богом. Воздаде ми, глаголет, по правде моей, и по чистоте руку моею награди мене. Не должно мнить, аки бы Давид по гордости и кичению проповедовал здесь правду свою, и прочия добродетели, представляя оныя аки заслуги. Ибо несть то гордость и кичение, когда что по вдохновению Божию глаголется, и где признавается Бог виновником благ. Притом должно заметить здесь, как и выше сказали мы, что Давид не о праведных делах своих глаголет, которыми никто не может похвалиться пред Богом, но о справедливости дела своего, которое имел он со врагами. Сверх сего надлежит рещи и то, что Давид потому упоминает здесь о правде своей, понеже он в самом деле оную хранил: ибо и Бога от искренняго сердца чтил, и во истинном благочестии пребывал, и никогда идолам не кланялся, и твердое намерение имел, чтоб никогда закона Господня не преступать: а хотя иногда и согрешал, однако тотчас каялся, и от всея души обращался к Богу. А что сам инде глаголет: не оправдится пред Тобою всяк живый ( Пс. 142:2 ), сие глаголет о тех, которые без благодати Божией предшествующей сами собою или делами своими оправдитися пред Богом мнят. Тако бо никто пред Ним оправдитися не может: зане всяк праведный благодатию Божиею оправдается. На сем основании Давид изрек оныя слова: не оправдится пред Тобою всяк живый. Впрочем представлять невинность свою пред Богом никому не запрещается, как то видим из примера Неемии, Езекии, Есфири и самаго Давида ( 2Езд. 5 ; Исх. 38 ; Есф. 14 ). Пс.17:26 . С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, Пс.17:27 . и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Изъясняет вышереченныя слова, показывая причину, чего ради рекл: воздаде ми Господь по правде моей: понеже де Бог праведен есть, и потому праведных любит, помогая, защищая и покровительствуя им. Беседует убо к самому Богу, и глаголет: с преподобным преподобен будеши, то есть, с человеком, милующим ближняго, и Ты милостиво поступаеши. Я поступил снисходительно и кротко с моим главнейшим врагом: убо и Ты милостив был еси ко мне. Подобным образом разуметь должно и прочия слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010