Он знал также, что Богу должно приносить духовные жертвы, и, несмотря на это, приносил жертвы и плотские. Ибо не мог он быть первосвященником живших в то время, если не совершал жертвоприношений. Поэтому верно сказано, что этот первосвященник был облачен в две одежды. Но апостолам, которые впоследствии сказали: «Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» ( Гал.5:2 ) и также сказали: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего» ( Кол.2:16–17 ), запрещено иметь две одежды, дабы могли они полностью отвергнуться подобного рода установлений буквы закона и не утомлять учеников иудейскими баснями (ср. Тит.1:4 ) и не возлагать «на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» ( Деян.15:10 ). Довольно им одной одежды – «внутренней», ибо нужна им не наружная риза закона, а данная свыше. И Иисус позволяет им иметь одну одежду – «внутреннюю». Наконец Моисей возлагает на первосвященника и «ефод», представляющий собой богато украшенное одеяние, закрепляемое на плечах. Но плечи символизируют работу и труд. Таким образом, он хочет, чтобы первосвященник был украшен делами, а одного лишь знания не довольно, ибо «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ). 4 . Сказано также: «Опоясал его поясом ефода» ( Лев.8:7 ). Уже говорилось, что Моисей «опоясал его поясом» поверх хитона, и теперь он снова опоясывает его «поясом ефода» (ср. Лев.8:7 ). Что означает этот двойной пояс, которым Моисей хочет со всех сторон обвязать первосвященника? Он должен быть сдержан в словах, в делах, свободен от всего лишнего, чтобы не было в нем никакой распущенности, никакой нерадивости. Он должен быть препоясан всеми добродетелями души, воздерживаться от плотских пороков. И не следует ему бояться никаких проступков души или тела. Надлежит ему всегда иметь оба пояса, чтобы быть чистым «и телом, и духом» (ср. 1Кор.7:34 ). Хорошо для него быть опоясанным «поясом ефода», ибо в своих делах и трудах он будет носить пояс добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Наталия.В духовной жизни всё взаимосвязано.Здесь скорее не две разных аскетики,а две стороны одной.Например,чтобы не раздражаться,не гневаться нужно побороть гордость и приобрести смирение.Для этого в отношениях с другими надо не отвечать на обиды(,,смутихся и не глаголах " ),прощать,уступать и т.д.,а также самоосуждать,самоукорять себя,сокрушаться о грехах и о своей никчёмности.Но и воздерживаться от просмотра фильмов где превозносятся гордые люди,не слушать такую музыку(особенно рэп),т.е. воздерживаться от внешних гордых впечатлений.Получается даже три стороны аскетики.И если на одну из них не обращать внимания,то будем одной рукой собирать,а другой расточать. Иоанна_ 5 августа 2020, 06:26 /Но стараться подтягивать его к своему уровню (примером, разъяснением, молитвой за него)//Нет, не надо " стараться подтягивать " ! Это его дело, его СВОБОДНОЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ. Разъяснения - только если спросят, молитва - да, конечно, а вот думать, что я своим примером или своими уговорами могу кого-то " подтягивать " - самонадеянность и гордыня. Не сделать бы хуже - уже слава Богу! Надо больше надеяться на Бога, чем на себя - это и будет смирение. А " подвиги " стараться творить незаметно. Алла 5 августа 2020, 00:41 игорь ковалев: " Например,употребление мяса не в пост разрешено.Но для духовного состояния оно вредно " А вот, что говорит нам Слово Божье: " Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. " (1Тим.4) Что Бог назвал хорошим, то вредным не может быть по определению! Наталия 4 августа 2020, 21:58 Аскетика, о которой пишет и. Павел, помогает создавать, сохранять и укреплять взаимоотношения в семье, а аскетика, о которой пишет Игорь Ковалев, способствует тому, чтобы сохранять и укреплять личную веру во время различных находящих житейских искушений. Здесь два разных вопроса. Что же касается духовного уровня мужа и жены, кажется правильным такое положение дел, когда более продвинутый супруг считается с возможностями второго, а менее продвинутый желает духовно стремиться за первым.

http://pravoslavie.ru/132982.html

2 . Далее, хотя в Священном Писании принято называть четыре стороны света, которые называются либо «страны», либо «земли», в описании пределов колена Иудина упоминаются только две. Сказано: «Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к западу 20 ». И когда установлены границы на западе, сказано: «Пределом же к востоку все море Соленое» ( Нав.15:5 ), а остальные две части света, то есть север и юг, не упоминаются 21 . Посмотри, не наполнено ли все это тайнами. И хотя мы не в силах ни понять, ни объяснить ни одну из них, мы все же попытаемся рассмотреть каждую из них по отдельности в той мере, в какой будет угодно Господу и в какой мы сможем постичь. Сказано: «Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к западу». Таким образом, границы владений Иудиных проходят рядом с границами Идумеи. Но «Идумея», как мы уже часто говорили, означает «земное». Следовательно, земли Иуды начинаются сразу после земного. Однако сказано также: «Была пустыня Син». «Син» значит «искушения». Таким образом, земли наследия Иудина начинаются после искушений. Говорится о западе и востоке, а соседние земли, о которых упоминалось выше, являются смежными. Кроме того, «долина Египта» ( Нав.15:4 ) обозначает земли, соседние с западными частями и простирающиеся от пустыни на запад. А на востоке граница проходит по берегу Соленого моря. 3 . Затем сказано: «От холмов, ведущих к западу; и восходит от запада к Кадес-Варне» ( Нав.15:2–3 ) и таким образом простирается от запада к западу Кадеса. Это границы с Африкой, и от нее земли тянутся до долины Египта. Видишь, как в западных пределах упоминаются Африка и Египет, равно как и заход солнца? Без сомнения, чтобы всякий знал, что должно всего этого избегать и переступать через них, дабы мог он, наконец, достичь рода царского, о котором Апостол говорит: «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» ( Евр.7:14 ). «В смежности с Идумеею была пустыня Син» ( Нав.15:1 ). Несколько ранее мы сказали, что пустыня Син обозначает «искушения», и потому нам необходимо перейти через эту пустыню искушений, чтобы обрести наследство сынов Иудиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда услышать слово Божие из Христовых уст собралась огромная толпа, Он, чтобы все Его видели и слышали не мог бы найти лучшего места, чем одна из рыбачьих лодок. А здесь, на берегу, стояли две лодки, и рыбаки были заняты вымыванием своих сетей. Лодки эти - самые обычные рыбацкие шлюпки с парусами, какие и сегодня используют на озере Геннисаретском. Лодка, в которую вошел Господь, принадлежала рыбаку Симону, будущему апостолу Петру. Итак, Господь попросил Симона отплыть несколько от берега, а когда Симон так и сделал, Спаситель сел и начал учить народ. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Входя в лодку, Господь заранее имел в виду несколько благих целей, которых хотел достичь. Во-первых, из лодки ему легче было учить народ и служить народу, питая его душу Своим сладчайшим учением. Во-вторых, зная, что рыбаки обеспокоены и огорчены тем, что в ту ночь ничего не поймали, Он хотел их утешить богатым уловом рыбы и, таким образом, удовлетворить их телесные и другие внешние потребности. Ибо Бог заботится о нашем теле, так же как и о душе нашей. Он есть Даяй пишу всякой плоти (Пс.135:25). В-третьих, хотел Господь напитать души Своих избранников верою в Себя, в Свое всемогущество и всеблагость. И наконец, самое главное, Господь хотел ясно показать ученикам Своим, а через них и всем нам то, что с ним и в Нем верным все возможно, также как и то, что все труды и усилия человеческие без Него пусты, как пусты были и сети рыбаков, которые ловили всю ночь и ничего не поймали. Как только Господь достигает одной цели, дав поучение народу, Он тут же стремится к другой. Для сего он повелевает Симону отплыть на глубину и снова закинуть сети.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

«Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимут и то, что он думает иметь ( Лк.8:18 )», как и следующее: «кто имеет уши слышать, да слышит ( Мф.13:9 и др.)», т. е. у кого в телесных ушах были уши духовные, чтобы слышать Его духовное слово, тем дал учение и наставление более обильное, чем они имели прежде. Но у тех, кои мнили себя имеющими, отнял и то, что они имели, как сказано: «глазами смотреть будут и не увидят ( Ис.6:9–10 ; Мф.13:14 ; Мк.4:12 ; Лк.8:10 и др.)» «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимут и сие». Тот, кто недостоин того, чем обладает, каким образом может надеяться приобрести себе то, чего не имеет? Итак, кто достоин того, что имеет, тому придано будет и то, чего он не имеет; у того же, кто недостоин, отнимут и то, что имеет. Сколько (Продолжение следует) Кипарисов В.Ф. Учение веры и дисциплина в церкви христианской//Богословский вестник 1896. Т. 2. 6. С. 339–365 (2-я пагин.). (Начало.) —399— В богословской науке раздельно рассматриваются две области: область веры и область дисциплины. «Учение веры» – с одной стороны, а с другой – предметы дисциплины, «установления дисциплинарные»: термины эти нередко почти противополагаются одни другим, и, во всяком случае не отожествляются. И в самом деле – вера есть акт внутренний, во вне показуемый только через исповедание, подобно тому как состояние мысли и чувства показуемо лишь через слово и действие; «учение веры», или учение о том, что воспринимается верой, точно так же составляет предмет внутренней жизни и состояния человека (твердость убеждения в истинности учения веры, или наоборот колебание в вере, ревность к учению веры, или равнодушие к этому учению, правота или заблуждение в содержимой вере и т. д.). Дисциплина же имеет своим предметом область действований христианина, обусловливаются ли они требованиями христианского нравственного закона или вытекают только из требований церковного благоустройства. Поэтому не только старинное школьное богословие запада (а вслед за ним и наше русское в эпоху его зависимости от западных систем), но и западная официальная терминология обозначали эти две области – одну, как область того, quae credenda sunt, другую как область того, quae agenda sunt. Но, так как носительница содержания веры, иначе учения веры, есть мысль человеческая; то вследствие этого область веры справедливо будет назвать и областью мысли: ибо учение веры, будучи усвояемо сердцем, даруется христианину в то же время и как «учение для уразумения», иначе – как учение для по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последующие две притчи – о сокровище и жемчужине – говорят о ценности самого Царства Небесного и о том, на какие жертвы человек может пойти, чтобы его приобрести. Большинству из тех, кто слушал поучение Иисуса из лодки, этот образ ничего бы не сказал, поскольку никто из них пока еще ничем не пожертвовал ради Царства Небесного и ради Иисуса. Ученики, напротив, уже оставили всё и последовали за Ним ( Лк. 5:11 ). Они не могли не задаваться вопросом, который в конце концов будет озвучен Петром от лица всей группы: Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? ( Мф. 19:27 ; Мк. 10:28 ; Лк. 18:28 ). Группа людей, которых Иисус оторвал от обычных занятий, отделил от родственников, приучал к непривычному для них образу жизни и которой при этом ничего не обещал, кроме страданий, гонений, ненависти и непонимания со стороны людей ( Мф. 10:16–23 ), – эта группа нуждалась в моральной поддержке. Такую поддержку Иисус предложил им, в частности, в притчах о сокровище и жемчужине. Эти две притчи настолько близки по структуре и содержанию, что их удобнее рассматривать вместе, чем по отдельности. Обе они приводятся только в Евангелии от Матфея: Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее ( Мф. 13:44–46 ). Сходство наблюдается, во-первых, во внешней структуре обеих притч и в используемом в них образном ряде. Сокровище и жемчужина – два близких по значению, родственных по смыслу образа. В обоих случаях речь идет о находке, которую делает человек. В обоих случаях для того, чтобы приобрести найденное, он должен продать все, что имеет. Разница заключается в том, что сокровище скрыто на поле, и чтобы им завладеть, нужно купить поле, тогда как жемчужина покупается в единственном экземпляре, без какой бы то ни было нагрузки. Еще одно отличие состоит в том, что в первом случае упоминается о радости, которой сопровождается обретение, и о том, что человек утаил находку; во втором не говорится ни о том, ни о другом. Наконец, третье отличие – в том, что Царство Небесное в одном случае уподобляется покупке, в другом покупателю. Однако это не более чем особенность речи Иисуса: совсем не всегда в Его притчах конкретный предмет точно увязывается с его подобием; часто уподобление относится к ситуации в целом, а не к отдельному ее элементу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Такие тяжелые мысли могут возникнуть даже при чтении Священного Писания . «А ты кто, человек, что споришь с Богом? – говорит апостол Павел, – Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого»? ( Рим. 9, 20–21 ). Читаешь эти строки, и закрадывается мысль, что если создал тебя Господь горшком, то ничего, кроме горшка, из тебя и не выйдет. Действительно, не существует ли страшной предопределенности о людях, которые не могут спастись в принципе? Но на это нам отвечает само Евангелие, говоря, что Бог не желает смерти грешника, что нет Божией воли, «чтобы погиб один из малых сих» ( Мф. 18, 14 ). Воля Божия заключается в том, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 3–4 ). У аввы Дорофея есть замечательный пример того, как суды Божии не похожи на суды человеческие и насколько иначе может смотреть на человека Господь, чем смотрим на ближних своих мы своим немилосердным и лишенным любви взглядом. Он пишет, что в одном городе продавали рабов. На рынок пришли две женщины: одна – монахиня, а другая – блудница. Они увидели, что продают двух девочек, и монахиня купила одну девочку, чтобы воспитать ее в страхе Божием, а вторую девочку купила блудница, чтобы сделать ее сосудом греха в сто раз хуже себя. Спрашивается, если эти две девицы, повзрослев, согрешат одним и тем же грехом, скажем – блудом, неужели Господь будет их судить одинаково? «Конечно же, нет», – отвечает авва Дорофей . Господь знает, кому что было дано, в какой ситуации каждый прожил и как оплакал потом свой грех . Каков будет Его суд? Это известно только Ему одному. И в какой мере человек проявляет свою свободу и свою волю ко спасению, тоже судить не нам. Но единственное, в чем мы можем быть уверены, так это в том, что в какой бы стране и с каким бы цветом кожи человек ни появился на свет, на каком бы языке ни разговаривали его родители и какие бы представления о мире они ни имели, каждый человек рожден ко спасению. Любого человека, рожденного как в Новой Гвинее, так и в Нью-Йорке, в семье миллиардера или в семье бедняка, ищет Господь, чтобы спасти его бессмертную душу; чтобы она встретилась с Ним в этой жизни; чтобы при выборе между добром и злом человек оказался способным по велению своей совести выбрать добро; чтобы естественный закон Божий, который Господь вложил в каждого из нас, как совесть, как призыв к Богоподобию и христианству даже в нехристианине, был осуществлен до самого конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010