Лк.3:9 .  Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Эти стихи представляют собой почти буквальное повторение Мф.3:7–10 . Различие состоит только в том, что у Матфея Иоанн обращается с обличениями к фарисеям и саддукеям, а у Луки – к толпам народа. Но, как видно из грозного тона речи, Лука имел в виду и то, что в народной толпе преобладающее значение имели фарисеи и саддукеи, – только он отдельно не упомянул их. Прочее см. в комментариях к Мф.3:7–10 . Лк.3:10 .  И спрашивал его народ: что же нам делать? Лк.3:11 .  Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Лк.3:12 .  Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Лк.3:13 .  Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Лк.3:14 .  Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Наставления Иоанна простому народу, какие тот дал в ответ на вопрос народа, передает один евангелист Лука. Общая мысль этих наставлений такая. Настоящие плоды покаяния – это не что-либо особенное, непосильное, а просто честное исполнение принятых на себя обязанностей. «У кого две одежды...». Этим Иоанн напоминает об обязанности каждого помогать своему нуждающемуся ближнему, чем кто может. «Дай», т.е. одну. «У кого есть пища» – не только большие запасы пищи, а и малое количество. «Делай то же», т.е. делись и куском хлеба. «Мытари» (см. комментарии к Мф.5:46 ). Мытари могли думать, что Иоанн заставит их совсем отказаться от их ненавистного народу служения. «Более определенного вам», т.е. больше того, что вам велело собирать с народа правительство. Обыкновенно же мытари требовали немало и в свою личную пользу. «Воины». Тут могли быть и воины из евреев, и римские солдаты разных других наций, которые также были увлечены проповедью Иоанна. Они так же, как и мытари, чувствовали себя отчасти виновными в том, что содержание их тяжким бременем ложилось на народ. Нередко им также приходилось во время походов насильно брать чужое имущество, и это казалось им неизбежным делом их профессии. Как же им теперь каяться? Совсем, что ли, оставить военную службу, раз она вынуждает их к совершению таких несправедливостей по отношению к ближнему? Иоанн в ответ им говорит, что они могут обойтись и без таких несправедливостей – пусть живут своим жалованьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Воспев Богу: “Сей день, который сотворил Господь” ( Пс 117:24 ) 3 , скажем, что даст нам Господь [сказать на эту тему]. Этими пророческими словами Священное Писание стремится возвысить наш ум до понимания истинного смысла этого события. День Господень – это не тот обыкновенный день, зримый только очами плоти, не тот, который начинается с восходом и кончается с заходом, но который увидел восход, захода же не имеет! В псалме сказано: “Камень, который отвергли строители, тот самый соделался главою угла; от Господа соделался и дивен в очах наших” ( Пс 117:22–23 ). И затем следует продолжение: “Сей день, который сотворил Господь” ( Пс 117:24 ). Почему? Начало этого дня возьмем от краеугольного камня. Кто является краеугольным камнем, который отвергли строители? Сам Господь Иисус Христос , ибо сведущие в Законе иудейские книжники отвергли Его, говоря: “Не от Бога Сей, Который нарушил субботу” ( Ин 9:16 ). Вот сказали вы, книжники иудейские: Не от Бога Сей, Который нарушил субботу, и отвергли Того, Кто соделался во главу угла. Каким же образом Христос стал во главу угла? Почему Он назван краеугольным камнем? Потому что всякий угол соединяет две различные стены. Пришли апостолы из рода иудейского, пришли через обрезание. Пришли вместе с ними и те толпы, которые сопровождали Господа, шествующего на осленке, восклицая словами нашего сегодняшнего псалма: “Благословен грядущий во имя Господне!” ( Пс 117:26 ). Пришли оттуда и многие Церкви, о которых говорит апостол Павел: “Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру и прославляли за меня Бога” ( Гал 1:22–24 ). Все они были иудеями, но последовали за Христом подобно апостолам, пришли, поверили Христу – и образовали одну стену. Оставалась другая стена. Ее составила Церковь язычников. И они, эти две Церкви, обрели друг друга, обрели, соединились во Христе, краеугольном камне, ибо Он есть мир наш, “соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду” ( Еф 2:14 ). Поэтому в псалме дальше следуют слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Итак, Писание говорит о Боге и Боге, но не о двух богах, об одном и одном, но не о двух и не об одном, так как Отец и Сын вместе не одно, а едино. Этот способ выражения показывает, что единство Бога не есть численное, но единство родовой общности и подобия природы. У Отца и Сына одинаковая природа, именно природа Божественная, в силу врожденности Сыну Отчей природы. И имя этой природы есть Бог 2347 . Так как природа вообще у вещей того же рода одна и та же, то она не счисляется в наименовании этих вещей, не допуская множественного числа, а потому две вещи с одной и той же родовой природой называются не двумя вещами, а одной вещью той же природы. «Имя, – говорит Иларий, – обозначающее каждую вещь, указывает также и вещь того же рода, и таким образом это уже не две вещи, а одна вещь того же рода. Сын Божий есть Бог, и это выражено в имени. Не двух богов счисляет одно имя, так что для одной и безразличной природы есть одно имя – Бог. Так как именно и Отец – Бог, и Сын – Бог и так как Тот и Другой носят собственное имя Божией природы, то оба едино суть, ибо хотя Сын существует через естественное рождение (ex nativitate naturae), однако сохраняет единство в имени, и рождение Сына не вынуждает к исповеданию двух богов веру верующих, которая исповедует Отца и Сына имеющими как одну природу, так и одно имя» 2348 . В этих словах без всяких оговорок единство Отца и Сына уравнивается с единством всяких других вещей, принадлежащих к тому же роду. В рождении Сына от Отца указывается момент Его самостоятельного реального бытия, а в одинаковости имени Отца и Сына – момент Их единства: природа в Том и Другом одинакова и в этом смысле едина, а потому и имя для Отца и Сына – одно и то же. Если при единстве природы имя не допускает счисления двух богов, то это же имя, прилагаемое к отцам разной природы, такое счисление допускает. «Анафематствую, – говорит Иларий, – тех, которые говорят о трех богах, потому что соответственно истине природы эта сущность не приемлет числа наименований (не допускает множественного числа в наименовании), как обыкновенно допускает это в отношении к людям и ангелам, так как имя «бог» дается им в честь заслуги при различии субстанции между ними и Богом, и потому они многие боги». «В природе же Бога Бог один, однако так, что и Сын – Бог, потому что в Нем не отлична природа, и так как Бог из Бога, то не может не быть Богом Тот и Другой, у Которых по безразличию рода не различается сущность 2349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Как может кто-либо достигнуть нерассеянности в молитве? Может этого достигнуть, когда не будет сомневаться, что Бог пред его очами. Ибо если тот, кто видит пред собою начальника и беседует с ним, нерассеянным имеет свой взор, то насколько более будет молящийся Богу иметь ум нерассеянным пред Испытующим сердца и утробы, исполняя сказанное в Писании: «Воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Возможно ли достигнуть нерассеянности во всем и во всякое время и как возможно этого достигнуть? Что достигнуть этого возможно, показал нам Псалмопевец, сказавший: «Очи мои всегда ко Господу» ( Пс.24:15 ) и: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Пс.15:8 ). А возможно этого достигнуть, если не будем давать душе времени быть праздной от размышлений о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все 683 . Нестяжательность Господь повелевает не заботиться о том, «что нам есть, или что пить, или во что одеться» ( Мф.6:31 ). До какого же предела простирается эта заповедь и как выполняется? Заповедь эта простирается «даже до смерти», как и всякая заповедь, потому что Господь был «послушным даже до смерти» ( Флп.2:8 ). А выполнена может быть она при твердой вере в Бога. Ибо Господь, запретив заботу, прибавляет обетование: «Потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Мф.6:32 ), прежде, нежели вы попросите у Него. Такую именно веру имел апостол Павел, который говорит: «Имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» ( 2Кор.1:9 ), то есть по душевной решимости и готовности ежедневно умирал, но Божиим благоволением был сохраняем. Посему с дерзновением и говорил: «Нас почитают умершими, но вот мы живы» ( 2Кор.6:9 ). Если человек охвачен пламенным рвением и ненасытимым желанием к выполнению заповедей Господних, то у него уже нет и досуга рассеиваться заботой о телесных потребностях 684 . В рассуждении нестяжательности назначена нам та мера, что каждый должен ограничиваться в приобретении собственности последним хитоном. Иоанн Креститель говорил: «У кого две одежды, тот дай неимущему» ( Лк.3:11 ). И Господь запретил Своим ученикам иметь две одежды ( Мф.10:10 ) и к этому еще прибавил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» ( Мф.19:21 ). Сюда же относится и притча о бисере: купец, «нашедший одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:46 ) 685 . Непорочность

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

17. Если всегда будешь помнить, что над всяким действием души или тела Бог стоит наблюдателем, то в своих молитвах и делах не согрешишь, а будешь живущим вместе с Богом. 18. Как приятно смотреть на море с суши, так приятно спасенному вспоминать о трудностях. Слово 53-е. О душе 1. Мф. 10, 39 : Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 2. 2Кор. 4, 16 : Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. 3. Сир. 10, 51; 37, 31 : Сын мой! В продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не всё полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. 4. Притч. 1, 18–19 : Разрушение мужей законопреступных зло… нечестием бо свою душу отъемлют. 5. Притч. 11, 25 : Душа благословенна всякая простая. 6. Свт. Василий Великий : Нужда тела – богатство души. Ибо когда первое богатеет, вторая беднеет. 7. В природе следует ценить прекрасное, а в душе – благое. 8. Никто не презрит свое дитя, собирающееся упасть в яму, и не бросит попавшее в несчастье; насколько же ужаснее оставить душу, попавшую во глубину зол, на погибель. 9. Свт. Григорий Богослов : «Что тебе хочется? – спрошу я свою душу. – Что для тебя больше и что меньше из ценимого смертными? Ищи ревностно только нечто светлое, и дам тебе». 10. Душой жертвуй Богу больше, чем способом молитвы. 11. Для меня убедительны слова мудрых, что всякая добрая и боголюбивая душа как скоро, по разрешении от сопряженного с ней тела, освободится отселе, приходит в состояние чувствовать и созерцать ожидающее ее благо, а по очищении или по отложении (или еще не знаю, как выразить) того, что ее омрачало, услаждается чудным каким-то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке, потому что избегла здешней жизни, как несносного узилища, и свергла с себя лежавшие на ней оковы, которыми крылья ума влеклись долу. Тогда она в видении как бы пожинает уготованное ей блаженство. 12. Свт. Иоанн Златоуст : Все двойное дал нам Бог по природе: два глаза, два уха, две руки, две ноги; если как-нибудь что-то из них повредим, то уменьшим вред посредством второго. Душу же Он дал одну. Если ее погубим, с чем будем жить?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Наконец, и в отдельных действиях Божиих в отношении к миру и человеку последняя цель их есть слава Божия. Спаситель свидетельствует, что величайшее дело любви Божественной – искупление человеков имеет целью славу Божию: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем, говорил Он в прощальной беседе с учениками ( Ин.13:31 ; сн. 8:50, 54; 17:1, 4). Точно также и второе пришествие Господа на землю будете ради славы Его: приидет (Спаситель мира), говорит апостол, прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2Фес.1:10 ). Короче, все действия Божии имеют одну цель – Его бесконечную славу, или проявление Его вечных совершенств во временном и внешнем бытии: Все сделал Господь ради Себя (по переводу некоторых с еврейского – «чтобы соответствовало Ему» – Притч.16:4 ), говорит Мудрый. По словам апостола: все Им и для Него (εις Ατον – для Него) создано ( Кол.1:16 ), для Которого все и от Которого все ( Евр.2:10 ); Ибо все из Него, Им и к Нему (εις Ατν) ( Рим.11:36 ). Все направлено к тому, да будет Бог все во всем ( 1Кор.15:28 ). Примечание. – Сотворение мира ради славы Божией не стоит в каком-либо противоречии с учением о сотворении всего для блаженства тварей. По существу – это не две цели, а только две стороны одной и той же цели, рассматриваемой с разных точек зрения и в различных отношениях. Слава Божия не есть что-нибудь подобное славолюбию человеческому. Бог ищет Себе славы не так, как ищут ее люди: Его слава неразрывно соединена с блаженством тварей, – она и есть их совершенство и блаженство. На сколько тварь усвояет или отображает славу Божию или Его совершенства, и чрез то приобщается к Творцу, источнику истинного совершенства и блаженства, на столько возможно и блаженство ее. Слава Божия в природе видимой есть ее красота и благосостояние, в существах разумно-свободных – их духовный совершенства и соединенное с ними блаженство. Мир чистых духов есть мир полного блаженства, доступного твари, потому что ангелы Божии сознательно и свободно, постоянно и неизменно служат Богу, и в этом служении – их высокое совершенство, их ближайшее общение с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Еще апостолам были даны престолы учительские, с которых они просветили народы, и в будущем веке они будут даны им, по обетованию, для суда над отвергшими проповедь Евангелия, как говорит об этом Давид: тамо взыдоша калена, колена Господня, свидение Израилево, шпове-датися имени Господню, яко тамо седоша престали на суд (Пс. 121,4-5). И всем вообще святым мученикам, пострадавшим за Христа и отвергшим начертание мысленного зверя или изображение его отступления, будет дан суд, власть судить, которою они и доныне судят демонов, уже участвуя в славе Христовой до скончания этого мира, почитаясь благочестивыми царями и князьями и обнаруживая дарованную им Богом силу против демонского действия и телесных недугов. Диавол, антихрист и лжепророк общи друг с другом как именами, так и действиями, ибо каждый называется зверем. Поэтому сатана или змий изображается имеющим семь голов и десять рогов с десятью венцами, антихрист, или зверь, выходящий из моря, является одетым подобным же образом, а лжепророк обнаруживает одну с ним силу, разум, волю и деятельность к погубле-нию прельщаемых. Избежавшие этой гибели будут царствовать указанным прежде образом со Христом до Его второго пришествия, когда они получат еще более Божественных обетовании. Статья шестьдесят вторая О первом воскресений и второй смерти Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Мы знаем из Священного Писания, что существуют две жизни и две смерти: первая жизнь по причине преступления заповеди плотская и временная, а вторая за исполнение заповедей Божиих — вечная, обещанная святым. Сообразно этому и два рода смерти: одна телесная и временная, а другая вечная, посылаемая в будущем в наказание за грехи, то есть геенна огненная. Есть также различие и между мертвыми: одни, по слову Исаии, живота не имут (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/h...

Подлинно девство есть весенний цветок, нежно произращающий на своих всегда белых листьях цвет нетления. По сему Он не стыдится открыто выражать свою любовь к цветущей красоте его. Пленила сердце мое ты, сестра моя, невеста, говорит Он далее, пленила сердце мое ты одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. О, как прекрасна грудь твоя, и благоухание одежд твоих лучше всех ароматов! Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста, мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана! Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник (4:9–12). Такие похвалы Христос воспевает тем, которыя вступили на поприще девства, изображая всех их под одним именем невесты, так как невеста должна соответствовать жениху и по названию приспособляться к нему; равно как должна быть чистою и непорочною подобно запечатанному саду, в котором растут всякие ароматы небеснаго благоухания, чтобы один Христос пришедши срывал их, произрасших от бестелесных семян» речь 7, гл. 1]. В этом запечатленном саду, вдыхая ароматы духовных дарований и добрых дел, среди девственных душ пасет Христос. И сам запечатленный сад есть образ девы, плотью не познавшей мужа, душой отрешившейся от всякого греховного растления этого мира. Две красоты Две есть красоты – плоти и духа, но одну только возлюбил Небесный Жених, одна только красота пленила Христа! И это есть красота духа. А что другая красота, телесная? Не от Бога ли? Сама по себе красота телесная, конечно, от Бога-Творца, сотворившего ее. Но она тогда только приятна Богу и подлинна, если она в Боге, если она отражает пламень духовной красоты. А без последней она мертва и безжизненна, как кусок глины, или даже безобразна, если начинает отражать пламень страстей и пороков. Об этом так говорит дева Прокилла на пире десяти дев: «Ибо ничто плотское не удостаивается любви Слова, так как Оно по существу своему не услаждается ничем тленным, например, руками или лицем, или ногами (как это, например, делают многие современные искусствоведы, рассуждая об иконах! – Г.Ф.), но взирает на невещественное и духовное и им утешается, не прикасаясь к красоте телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

4) Человек, говорят третьи адвентисты, если и живет после смерти сознательной жизнью, то только «духом», а не «душой», ибо человек состоит из трех начал: тела, души и духа. Дух и «возвращается к Богу», а душа погибает вместе с телом: «Слово Божье, учит Апостол, живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» ( Евр. 4:12 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5:23 ). 4) Слова «дух» и «душа» обозначают одну и ту же духовную природу в человеке и употребляются в Писании одно вместо другого. О смерти Рахили, жены Иакова, так говорится: «и когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя Бенони. Но отец назвал его Вениамином» ( Быт. 35:18 ); «и испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему» (ст. 29). «Безумный, говорит Бог богачу, в сию ночь душу твою возьмут у тебя» ( Лк. 12:20 ). О смерти Сапфиры говорится: «Вдруг она упала у ног его (ап. Петра) и испустила дух» ( Деян. 5:10 ). Перед крестными страданиями Христос говорит: «душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ), а на кресте говорит последние слова: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). Если и различаются в Св. Писании душа и дух, то не как отдельные и самостоятельные в человеке начала, а как две стороны или две силы одной и той же духовной природы его, именно: словом «душа» обозначается низшая сторона души, направленная на отношение ее к внешнему, чувственному миру, а словом «дух» называется более внутренняя, высшая сторона одной и той же человеческой души, направленной к познанию Бога, себя самой и мира духовного. На это есть указание у ап. Павла, который учит: «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно; но духовный судит о всем» ( 1Кор. 2:14–15 ). Как душевный человек, будучи возрожден благодатью Св. Духа, может сделаться духовным и «служить Богу в обновлении духа» ( Рим. 7:6 ), так и духовный может лишиться благодати Божьей и низойти даже на степень плотского, может, «начав духом, окончить плотью» ( Гал. 3:3 ). О том, что дух и душа одно и то же, и что человек состоит из двух, а не трех природ, свидетельствует нам и наше самосознание, ибо мы сознаем себя состоящими только из двух начал: телесной и духовной природы, а не из трех начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

5:13). Поэтому и пророк в таинственной речи воспевал: внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя (Псал. 26:2). И Иов говорит нечто подобное: кто дал бы нам от плотей его насытитися (Иов. 31:31)? И об учителях, которые ищут прибыли от учеников, но нисколько не заботятся об их спасении, говорится: снедающии люди Моя в снед хлеба (Псал. 52:5). О них и апостол говорит: и снедают домы вдовиц (Лук. 20:47). Можем относить отцов, которые ели сыновей, и сыновей, которые ели отцов, не только к вавилонской, но и к римской осаде. Слова же: и весь остаток твой развею по всем ветрам более относятся к римскому пленению, когда они были рассеяны по всему миру. Тоже означает и рассеяние волос из головы и бороды по всем ветрам.    Так как LXX выше поставили четыре части, относительно которых пророческая речь при изображении сожжения, меча и рассеяния подтвердила, что их было только три, так что излишне было делить одну сожигаемую часть на две, то и в этом месте они ту же первую часть разделили на две части, сказав: четвертая часть у тебя будет истеблена смертию и четвертая часть у тебя погибнет от голода среди тебя и четвертая часть у тебя падет в окрестностях твоих и четвертую часть у тебя развею по всем ветрам, хотя поставленное нами: и четвертая часть у тебя падет от меча прибавлено из издания Феодотиона под астерисками. Но очевидно, как читается в еврейском подлиннике, было три части. Из них о первой говорится: и третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя. Гораздо лучше было бы перевесть то, что написано, нежели защищать худо переведенное. Но мы не говорим, что это сделано теми, коим древность придала авторитет, а это в течение веков искажено по вине писцов и читателей, хотя и Аристей, и Иосиф и вся школа иудеев утверждают, что Семидесятью переведены только пять книг Моисея. Так как об этом отделе мы выше сказали, то теперь, кажется, можно его оставить. Прибавлю только то, что необходимо относительно слов: и исполню ярость Мою, и утолю гнев Мой на них, и утешусь, и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда Я исполню гнев Мой над ними. Как следует понимать ярость, гнев и ревность Божию, относительно этого мы часто разъясняли, что Бог говорит [применительно к] человеческим состояниям, — не в том смысле, что Он Сам гневается, а в том, что Мы чрез наказания и мучения чувствуем гнев Божий. Ревность же должна быть понимаема метафорически, как [ревность] жены и мужа, который, пока любит жену, бывает ревнивым, а если пренебрегает ею, то говорит то, о чем мы далее скажем: „отступит ревность Моя от тебя и уже не буду гневаться на тебя“ (ниже 61, 42). Что же касается присоединения: и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, то не те, которые сокрушены голодом и язвою, и не те, которые пали от меча в окрестностях города, а те, которые развеваются по всем ветрам, уразумеют в смерти других и в своих бедствиях гнев Бога, которого благость они не хотели уразуметь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010