2 . С этим согласуются и слова Апостола о том, что ветви неверия срублены этой секирой, чтобы отделить от дерева не корень, а побеги, растущие от корня, и можно было привить ветви дикой маслины к корню старого дерева (ср. Рим.11:17 ). «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Таков его конец – сгореть в огне. Затем говорится о трех группах людей, вопрошающих Иоанна о своем спасении: первая группа названа в Писании «приходивший креститься от него народ», вторая – «мытари», и третья – «воины». «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:10–11 ). 3 . Я не знаю, нужно ли было давать такое наставление простому народу, ибо говорить, чтобы тот, у кого есть две одежды, одну дал тому, у кого ее нет, следовало апостолам, а не народу. А чтобы убедиться, что такое наставление более подходит апостолам, чем простому народу, послушайте, что Спаситель говорит им: «Не имейте по две одежды» ( Лк.9:3 , ср. 10:10). Итак, мы облачены в две одежды, и каждому из нас велено отдать одну одежду «неимущему»; однако это имеет и другой смысл. И так же, как мы не можем «служить двум господам» ( Лк. 16:13 ; Мф. 6:24 ), Спаситель не хочет, чтобы у нас было две одежды или чтобы мы были одеты в двойное облачение, дабы одна одежда была ветхого человека, а другая – нового. Он, напротив, желает, чтобы мы совлеклись «ветхого человека с делами его» и облеклись «в нового» ( Кол.3:9–10 ). До этого места все объясняется достаточно просто. 4 . Далее посмотрим, как, согласно этому толкованию, отдать одну одежду тому, у кого ее нет. Кто есть тот, кому нечем прикрыть свое тело, кто обнажен, у кого нет никакой одежды? Этим я вовсе не хочу сказать, что щедрость, милосердие к нищим и даже непомерное мягкосердечие не заповеданы нам и мы не должны одеть нагого в свою лишнюю одежду. Я говорю это скорее к тому, что сказанное здесь, что должно нам отдать одну одежду тому, у кого ее нет, имеет более глубокий смысл. Кто есть тот, у кого нет одежды? Очевидно, тот, в ком нет Бога. Поэтому мы должны раздеться и отдать одежду тому, кто обнажен. У одного есть Бог , другой всецело лишен Его; очевидно, это – противная сила. И как сказано: «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ), так и мы должны совлечь с себя наши грехи и пороки и бросить их в того, кто стал для нас их причиной. Иоанн продолжает: «У кого есть пища, делай то же». У кого есть пища, должен дать ее тому, у кого ее нет, ему следует великодушно дать ему не только одежду, но и что-нибудь поесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Иез. 40 :44. И ввел меня во двор внутреннейший: и вот две комнаты 1080 во внутреннейшем дворе, одна против задней стороны ворот, обращенных на север, обращенная лицем 1081 на юг, а другая против задней стороны ворот, находящихся на юге и обращенных (лицем) к северу 1082 . Иез. 40 :45. И сказал мне: эта комната, обращенная на юг,-для священников, которые бодрствуют на страже храма. Иез. 40 :46. А комната, обращенная к северу, для священников, бодрствующих на страже жертвенника: они сыновья Садока, которые (одни) из (сынов) Левия приближаются к Господу, чтобы служить Ему. Иез. 40 :47. И измерил двор: сто локтей в длину, и в ширину сто локтей, по четырем сторонам его 1083 , и жертвенник пред храмом 1084 . Иез. 40 :48. И ввел меня в притвор храма и измерил столб 1085 притвора: пять локтей ширины в одну сторону и пять локтей в другую, а ширина дверей четырнадцать локтей; и бока 1086 у дверей притвора: три локтя в одну сторону и три локтя в другую. Иез. 40 :49. А длина притвора-двадцать локтей, а ширина-двенадцать локтей, и десятью ступенями поднимались к нему, и столбы были у притвора 1087 один по одну сторону, другой по другую. Глава 41 Иез. 41 :1. И ввел меня в храм и измерил столбы 1088 :-шесть локтей ширина в одну сторону и шесть локтей ширина столбов в другую сторону. Иез. 41 :2. И ширина ворот десять локтей и бока 1089 ворот-пять локтей в одну сторону и пять в другую. И измерил длину его 1090 -сорок локтей, а в ширину-двадцать локтей. Иез. 41 :3. И вошел во внутреннее помещение 1091 и измерил столбы 1092 дверей: два локтя, и двери шести локтей, а бока у дверей-семи локтей в одну сторону и семи в другую. Иез. 41 :4. И измерил длину (от) дверей 1093 -сорок локтей, а ширина-двадцать локтей, пред лицем 1094 храма, и сказал мне: это-святое святых. Иез. 41 :5. И измерил стену храма: шесть локтей ширины 1095 , в боковых (комнатах) 1096 -четыре локтя, кругом 1097 . Иез. 41 :6. А комнат, комната подле комнаты, было шестьдесят шесть 1098 и кругом было разстояние 1099 между стеною храма и комнатами, так что для входящих был просвет (заметен) и оне совершенно не прикасались к стене храма.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иисус в дом Петра, они в дом Симона и Андрея с Иаковом и Иоанном . увидел тёщу его, лежащую в Тёща же Симона лежала в горячке. горячке; и тотчас говорят Ему о ней И подойдя , И коснулся руки её, и Он поднял её, взяв за руку; и оставила её горячка, и она встала и оставила её горячка и она служила ему. служила Ему. Когда же народ был выслан, Он, выслав всех, берёт с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и войдя, входит туда, где девица лежала. взял руку И, взяв руку девицы, говорит ей: талифа куми, что значит: девица, тебе говорю, встань. и девица встала И девица тотчас встала и начала ходить; ибо была лет двенадцати . и одежды Его сделались и одежды Его сделались блистающими , белыми, как свет (вариант: снег) белыми весьма, такими, что белильщик на земле не может так выбелить (сделаем) здесь три скинии: Тебе одну, сделаем (здесь) три скинии: Тебе одну, Моисею одну и Илии одну. Моисею одну и Илии одну. Ибо не знал, что отвечать, потому что они были напутаны. И когда сходили они с горы, заповедал И когда сходили они с горы, заповедал. им Иисус, говоря: никому не говорите о видении, доколе Сын им, чтобы никому не рассказывали о том, что видели, пока Сын Человеческий не восстанет из мёртвых Человеческий не восстанет из мёртвых. И это слово они удержали, рассуждая между собой, что значит: когда Он воскреснет из мёртвых Две последних ремарки представляют для нас особый интерес, поскольку первая относится непосредственно к апостолу Петру и касается его внутреннего состояния замешательства – «ибо не знал, что отвечать»; а вторая указывает на происходящее и сокрытое в узком кругу трёх апостолов (Петра, Иоанна и Иакова) – «И это слово они удержали, рассуждая между собой». Необъяснённым остаётся отсутствие у Мк выражения «и просияло лицо Его, как солнце» ( Мф.17:2 ) [которое в формулировке Лк, имеет более нейтральный характер «и сделался вид лица Его иным» ( Лк.9:29 )], а также стихи ( Мф.17:6–7 ), не имеющие параллели ни у Мк, ни у Лк. (5) «Предсказание об отречении Петра» ( Мф.26:30–35 , Мк.14:26–31 ). Этот рассказ, обнаруживающий у обоих евангелистов почти дословное сходство, включает в версии Мк три дополнения, причём два первых имеют характер уточнения, а третье изображает непосредственно реакцию апостола Петра (!):

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Другой, говорит: Это и прежде было, но только поставлено как бы в образе; ибо Авраам был патриархом обоих народов и необрезанных и обрезанных; то служило только образом, a сие самим делом. Богоносного Максима: Христос сделался главою угла, т. е. соединил с собою два народа и сделался главою церкви. Ибо, по словам Писания, угол есть церковь; поелику как угол соединяет две стены, связывая их взаимно в одну нераздельную совокупность; так и церковь соединяет два народа—из язычников и иудеев, сопрягая их одним союзом веры и совокупляя в один дух, которого краеугольный камень, как глава всего тела,—Христос. Ибо как союзом двух стен бывает угольный камень, связующий их нераздельным союзом, так и устроение воплощения Владыки, совокупив в одного нового человека два народа вселенной и составив из них одно тело и один дух, сделалось главою угла, сохранив чрез посредство свое единение сие непоколебимым. Феодорита: Сих слов иудеи не могут приложить ни к кому другому, хотя бы тысячекратно выказывали свое бесстыдство. Ибо хотя по разделении колен, в древности, и начальствовал у них Зоровавель, но не на долгое время. Но Христос Господь, совершенно далеко отстоявшие друг от друга стены, т. е. уверовавших из иудеев и язычников, собрал в одно и совокупил дальнее одною верою и составил из обоих одну церковь и одну паству, Сам как бы уподобившись угловому камню, связывающему две стены и совокупляющему одну с другою. О сем-то камне Бог предсказал и чрез Исаию: се, Я полагаю в Сионе камень драгоценный, избранный, краеугольный, честный, в основание ему. Тоже сказал и блаженный Павел: будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Сей камень видел отторгшимся без рук и божественный Даниил. И сам Иисус Христос сказал сии слова Давида иудеям: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли зиждущие, тот самый сделался главою угла (Матф. 21, 42). 23. От Господа бысть сей, и есть дивен в очесех наших. Сей, говорит, угол, сие единение двух народов и сей союз сделался от Бога, а не от простого человека, и он дивен в очах наших, которыми удостоились мы видеть его. Ибо как не дивно столь великое и всемогущее

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Зах.11:7–9 . И я взял себе две розги: одну Я назвал благопристойность, а другую – узы [или: землемерный канат] и пас стадо. И поразил Я трех пастырей в один месяц, и опечалилась душа Моя на них, так как и их душа изменилась в отношении ко Мне. И Я сказал: Я не буду пасти вас: что умирает, пусть умирает, и что убивается, пусть убивается, и остальные пусть пожирают, каждый плоть ближнего своего. LXX: И Я возьму себе две розги: одну Я назвал благопристойность, а другую землемерный канат, и буду пасти овец. И погублю Я трех пастырей в один месяц, и отяготится [гневом] на них душа Моя, потому что и их души злобно вопияли на Меня. И сказал Я: Не буду пасти их; что умирает, пусть умирает и что ослабевает, пусть ослабевает, а остальные пусть пожирают, каждый плоть ближнего своего. – Выше он сказал: Посему бедные из стада и, сделав умолчание (facta ποσιωπσει), подразумевал: обратите внимание на то, что врата Ливана открыты, и дубы Васана, ели и кедры посечены, и затем прибавил угрозу: Больше Я уже не пощажу обитателей земли, говорит Господь. Кажется, что это говорится об одном народе Иудейском, потому что избивши пророков, Иудеи подняли руку даже на Сына Божия и в безумии восклицали: Кровь Его на нас и на детях наших. ( Мф.27:25 ). Ныне Творец всего и Бог излагает тайны мира своего и говорит, что Он имел две розги, из которых одну Он назвал благопристойность [или: доброта], а другую – узы, и что этими двумя розгами Он будет пасти связанное стадо: трех пастырей поразит Он в один месяц, и опечалится или будет негодовать, или, – как перевели Семьдесят, – отяготится [гневом] на них душа Моя; несомненно, что этим Он указывает на пастырей, которых Он поразил в один месяц. Он прибавляет также и причину, почему Он так сильно вознегодовал на пастырей, что поразил их в один месяц. Так как и их душа изменилась в отношении ко Мне. Значение этого места таково: Не в полноте сердца своего они возлюбили Меня; и не возлюбили пастыри – наемники Истинного Пастыря: Ибо Пастырь Добрый душу Свою полагает за овец Своих ( Ин.10:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

43 . Как же происходит, что они не обращают внимания на сказанное евангелистом Иоанном, что и безбожным эллинам кажется страшным: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . И Слово стало плотью и обитало с нами» ( Ин. 1, 1, 14 ). 44 . И опять в соборном послании своем: «что было он начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 1 – 2 ). 45 . И опять он же говоря о Господе: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечна»я ( 1Ин.5:20 ). 46 . Что же говорят к апостолу Павлу, утверждающему по явлению славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит 2, 13 ). 47 . И опять: их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь ( Рим.9:5 ). 48 . Показав, что Христос истинный Бог, покажем, что один Христос. Вы слышали апостола Павла, говорящего: «Один Бог Отец, из Которого все, … и один Господь Иисус Христос, Которым все» ( 1Кор. 8, 6 ) 49 . И это мы привели из божественных писаний, отвергая нечестие следующих за Павлом и Несторием, которые, не принимая домостроительство великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и складывая в Нем по отдельности две природы, сочиняют две ипостаси и два сына, то есть два Христа. То самое мы и сказали чуть выше, как святой Кирилл, отвергая нечестивое разделение 84 их 85 , воспользовался подобием человека, научая нас, что, как у человека две природы, то есть душа и тело, и не два человека, но одного человека образуют, таким же образом и у страшного домостроительства две природы Божества и человечества не два сына и не два Христа, но одного Господа нашего Иисуса Христа образовали. А именно, в первом послании к Сукенсу, приводя пример человека, говорит: 50 . «И если угодно, рассмотрим для примера соединение их 86 в нас, по которому соединению мы – люди. Ибо мы составились из души и тела и видим (в себе) две природы: одну – души, другую же – тела, и (это) не приводит к тому, что от двух соединяющихся природ получается два человека, но один человек по соединении, как я сказал, из души и тела» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/pe...

Ибо Сам сказал: Разрушьте храм сей, и в три дня воздвигну его (Ин. 2:19). Евангелист Иоанн, объясняя это, говорит: Но это сказал Он о храме тела Своего. И апостол Павел упоминает, что Христос предложил Себя за нас так: Итак, подражайте Богу, как дети возлюбленные; и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и принес Себя за нас в приношение и жертву Богу в приятное благоухание (Еф. 5:1, 2). Поэтому Христос сотворил для нас Свое тело и храм и принес жертву. Апостол свидетельствует, что тело Его есть благословение всей Церкви, говоря о Самом Господе: Он есть Глава тела Церкви (Кол. 1:18). Он еще говорит (ст. 24): «И недостающее в страданиях Христовых восполняю в плоти моей, за Тело Его, которое есть Церковь». Но Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы следовали по Его стопам. Поэтому Христос научил нас Своим примером и показал, что Он жертва, а мы храм. Но мы не только храм Отца и Сына, но и Святого Духа: потому приносим одну жертву Отцу и Сыну и Святому Духу в мольбе. А так как в храме есть две главные обязанности, то есть молитва и жертвоприношение, то состояние человека оказывается направленным на служение этому единому и истинному и благому Богу, поэтому Спаситель наш, входя в храм, говорит: Дом Мой будет называться домом молитвы (Матфея 21:13); и говорит, что двое вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (Лк. 18:10). Соответственно, кто отрицает жертву, принесенную Отцу, Сыну и Святому Духу, пусть знает, что он чужой для членов Христовых. Потому что святая Церковь, которая есть истинное Тело Христово, знает, что есть один храм и одна жертва Святой Троицы, поэтому она всегда приносить одну жертву Отцу и Сыну и Святому Духу в истине. веры, надежды и любви. Посему Святой Троице, Которой мы обязаны единым и отдельным служением во всем, как приносим одну жертву, так и поем одну славу с верной преданностью. Ибо, поскольку очевидно, что есть одна природа Святой Троицы, то достойно, чтобы одна слава воздавалась Отцу, и Сыну, и Святому Духу, верными, в гимнах и псалмах.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Вот что готовить нам небогобоязненность! Вот что приоретают неподчиненность и нерадение! Вот к какому концу привело непослушание! Посему не будем пренебрегать страха Господня, но смиримся под державною рукою Господа, служа друг другу в страхе Божием: и Господь будет нам стеною и защитником пред лицом врага, как написано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их (Пс.33:8). Господу слава во веки веков! Аминь.  Поучение 28. На слова: имущему дано будет и преизбудет Написано: имущему дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него (Мф.25:29). Что убо речем? Еда неправда у Бога? да не будет (Рим.9:14). Выслушай на сие притчу. В некоторой стороне был владетель дома, у которого были два раба и три пары волов. И он дал одному рабу две пары волов, а другому одну, и сказал им: " пойдите, работайте, пока не приду к вам " . Получивший две пары пошел, работал на волах, и сам весьма разбогател, и волов откормил на удивление. А получивший одну пару пошел, привязал волов к яслям, и вовсе ни на что не употреблял их, сам же лег и уснул. Потом приходит господин рабов тех посмотреть на работы их. И увидев работу и прибыток получившего две пары, благословил его. После того приходит и к другому рабу, и находит его спящим, а волов привязанными к яслям и истомленными от голода и жажды. И когда господин раба сего увидел, что он ничего не делал, а волы истомлены, тогда сказал сам в себе: " если оставлю волов своих у этого ленивого раба, погубит он их; поэтому отниму у него волов своих, и отдам хорошо работавшему и радевшему о деле своем " : имущему бо везде дано будет, и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него. И Господь также говорит: Я, по благости, призвал его, дал ему возможность, чтобы, делая доброе, приобрел он жизнь вечную: он же уничижил Меня; за то и сам будет лишен чести. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:13). И не восхоте благословения, и удалится от него (Пс.108:17). За что же именно? За то, что не восхоте разумети, еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова (Пс.35:4.5). Еда не правда у Бога? да не будет. Посему, братия, постараемся благоугождать пред Богом со всеми святыми Его. Ему слава во веки веков! Аминь. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

Господин сказал: возмите убо от него талант и дадите имущему десять талант: имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него (–28 и 29). «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов: ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неумеющего отнимется и то, что имеет». Господин приказывает у ленивого раба отобрать талант и передать его тому, кто более получил. Преподобный Ефрем Сирин слова Спасителя: имущему дано будет и преизбудет изъясняет такою притчею: «В некоторой стране был владетель дома, у которого были два раба и три пары волов. И он дал одному рабу две пары волов, а другому одну, и сказал им: «пойдите, работайте, пока не прииду к вам». Получивший две пары пошел, работал на волах, и сам весьма разбогател, и волов откормил на удивление. А получивший одну пару пошел, привязал волов к яслям, и вовсе ни на что не употреблял их, сам же лег и уснул. Потом приходит господин рабов тех посмотреть на работы их. И увидев работу и прибыток получившего две пары, благословил его. После того приходит и к другому рабу и находит его спящим, а волов привязанными к яслям и истомленными от голода и жажды. И когда господин раба сего увидел, что он ничего не делал, а волы истомлены, тогда сказал сам в себе: «если оставлю волов у этого ленивого раба, погубит он их: поэтому отниму у него волов своих и отдам хорошо работавшему и радевшему о деле своем: имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него» (Твор.ч.2:197–8 стр.). Вот ленивый раб лишился волов, а деятельный получил их от него. Так рассуждай и о талантах, будут ли они благодатными, душевными ли, или даже вещественными. Труд, деятельность и усердие сопровождаются преумножением талантов. Без этих последних нельзя начать великого дела устроения своего спасения. Благодать Божия есть совершенно необходимый талант для всех. Но и она даруется не в одинаковой мере каждому. Господь знает, кому сколько вверить, чтобы он мог спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Мне один афонит сказал несколько месяцев тому назад. Знаете, что в монашестве самое трудное? Это сожитие. И пусть Православию отшельничество знакомо, но все-таки Феодор Студит , один из самых великих монахов говорит, что высшая ступень это общежитие. И слава Богу, потому что общежитие – это Церковь . Нас Бог не создал быть отшельниками, и слава Богу, кто может. Но отшельник только как сторож, которого мы поставили там, который больше видит, как пророк, как прозритель, но он к Телу Церкви принадлежит, он должен причащаться. И великие отцы – помните Симеона Столпника, когда он поднялся на столб, отцы говорят: «Пойдите к нему и скажите, пусть он с него сойдет, пусть вернется к нам, и он послушался. Хорошо, тогда он подлинный пустынник, пусть подвизается. Значит, проверка Церкви. Даже больше того: Христос лично пригласил Савла перед Дамаском, и Он его сделал апостолом, но потом говорит: «Пойди к Анании, крестись». Митрополит Антоний это очень подчеркивает. Он его подтянул к Церкви. Пусть Он его пригласил, вне Петра, вне двенадцати. Прямо взял его: «Иди сюда, ты будешь Мой апостол». И Павел согласился, конечно. Но потом Христос говорит: «Пойди к Анании», а Анания из 70 апостолов, даже не из 12. Это значит, что Христос свою Церковь строит. Вот это строение Церкви и есть то, что очень важно для нашей повседневной жизни. Значит, надо строить свое личное совершенство, христианское, свою святость. Но в то же самое время надо себя встраивать в Тело Церкви. В конце концов, Христос сказал, что если я буду святой, если буду чудотворить, но когда пойду к Христу, то Он мне скажет: – Я тебя не знаю, кто ты такой? – Господи, я твоим именем святой был! – Нет, Я не знаю Тебя, кто ты такой? Ты моих братьев знал? Около тебя Церковь знал? Мы все время имеем два измерения, наподобие Креста. Личное совершенствование, личная святость, личная вера, личные подвиги, добродетели, личное приближение к Богу. Это такая вертикаль. Но без горизонтали мы не имеем Христа, а значит, не имеем христианского бытия. Эта горизонталь – любовь к Церкви, к братьям во Христе, любовь к Христу в каждом из нас. Поэтому Христос, – конечно, только Бог мог так сделать, – весь закон и пророки, всё-всё собрал в две заповеди. И именно в две, не забывайте, не в одну. Две, связанные неотделимо, и равные: любовь к Богу и любовь к ближнему. Его апостол Иоанн, апостол любви повторяет это в своём послании: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». И ниже обратное говорит: «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ). Он приводит в зависимость одну заповедь от другой.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010