Введение. Понятие о церкви и определение задачи сочинения Понятие, означаемое словом « церковь », весьма растяжимо. Не говоря о том несобственном, переносном, которое подразумевается, когда говорят: «пойду в церковь », и взятое в собственном смысле, это слово заключает в себе несколько различных представлений. В самом широком смысле им обозначают, совокупность всех свободно разумных существ, не только верующих христиан, но и мир ангельский, мир всех святых небожителей. Действительно все разумно свободные существа, как творение Божие, для Бога составляют один нераздельный мир или одну Церковь , члены которой различаются лишь условиями жизни и степенями своего приближения к Богу. Жизнь разумных существ на нашей планете есть временная, даже очень кратковременная жизнь, отходя от которой, верующие уже причисляются к небожителям и по образу новой жизни в новых условиях становятся «равны ангелам» (σγγελο εσι, Лук.20:36 ) 1 . Но говоря собственно о Церкви Христовой, мы исключаем из нее не подлежащий искуплению мир ангельский и разумеем только верующих, искупленных кровью единородного Сына Божия ( Деян.20:28 ). Об этой именно Церкви говорит апостол Павел: «Христос возлюбил Церковь (τν κκλησαν) и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна или порока»... ( Ефес.5:25–27 ). И Сам Христос Спаситель, употребляя слово церковь ( κκλησα), разумел именно общество верующих в Него людей. «Создам Церковь Мою (μο τν κκλησαν) и врата ада (т. е. все зло этого мира, – соблазны, страсти, внешние преследования, а также смерть и власть дьявола в собственном смысле) не одолеют ее» ( Мф.16:18 ; ср. 18:17). А так как «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ), то Церковь Христову составляют не только все верующие, живущие в данное время на земле и стремящиеся к христианскому спасению, но и все наши братья во Христе, почившие в вере и покаянии, и даже ветхозаветные праведники, начиная с Адама, нашедшие себе вечное упокоение в Боге. Однако в отношении образа жизни мы разделяем эту Церковь на две половины: на «воинствующую» земную и «торжествующую» небесную. Как такая, Церковь собственно опять превращается в Церковь, взятую в указанном широком смысле. Ибо отошедшие от этого мира уже на самом деле «приступили к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов» ( Евр.12:22–23 ) и таким образом сочетались с миром ангельским. Великое искупление кровью Христа Спасителя это и иметь в виду, т. е. «все небесное и земное соединить под главою Христом» и следоват. создать одну Церковь, «которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем» ( Ефес.1:5–10, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Сейчас мы знаем, что проблема с геями и лесбиянками и им подобными стара как мир. Библейская история рассказывает о трагических событиях, происходивших много тысячелетий назад и предостерегает нас от того образа жизни, который вели жители Содома и Гоморры. Вот что говорится в Священном писании: «Городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам, мы познаем их» (Быт. 19: 4-5). Да, в те времена так попирались моральные устои общества, но и расплата за это была страшной: «Людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от молодого до большого так, что они измучились искав входа» (Быт. 19: 1-14). «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии и всю окрестность сию, всех жителей городов сих» (Быт. 19: 24-25). Вот так, около 3900 лет назад были уничтожены цветущие города за развратные действия их жителей. Казалось бы, что страшная участь Содома и Гоморры должна была вразумить последующие поколения. К сожалению, искоренить эту заразу не удалось. Получилось, как в той народной поговорке: «Одна паршивая овца всё стадо портит». И вот уже содомский грех поражает на Западе одну страну за другой. И он уже на пороге Беларуси, но белорусский народ настроен решительно: «Эту заразу в страну мы не пустим». На Западе начинают понимать: надо искать лазейку. Находят. В католических храмах Беларуси катастрофически не хватает ксендзов. Объясняется это тем, что белорусы не горят желанием идти учиться в католические семинарии. Тут надо особо отметить, что в Православии таких проблем со священниками нет. Есть и вторая причина. Как заявил Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко: «Руководство Римско-Католической церкви не заинтересовано в подготовке своих кадров в Беларуси». Подтверждает это и прозападный сайт «Наша Нива»: «Сейчас в Беларуси две католические семинарии, но рассматривается возможность оставить одну из них на всю Беларусь».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/01/op...

Прежде всего спросим: что это за «мир», о котором столько говорят сегодня? Как ни странно, но при всем своем внимании к нему мы, кажется, упускаем из виду основную антиномию, заложенную в традиционно христианском понимании этого термина. Похоже, мы забыли, что в Новом Завете, да и во всем христианском Предании мир предстает как объект двух диаметрально противоположных отношений: подчеркнуто-выразительного приятия – да, и столь же выразительного отрицания – нет. «...Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного ... не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.» ( Ин. 3, 16–17 ); но вместе с тем: «...не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей...» ( 1Ин. 2, 15 ). Текстов, подобных этим, можно привести ad libitum (сколько угодно); в них – вся история Церкви с присущей ей полярностью утверждения «христианского мира» и попечения о нем, с одной стороны, и отрицания и отказа от него во имя «единого на потребу» – с другой. Итак, вопрос в том, ставит ли нас эта полярность перед простым выбором, иначе говоря – позволяет ли она выбрать одну из двух позиций – да или нет, исключив тем самым другую. Соблазн такой редукции всегда велик. Если в прежние времена существовала определенная традиция, видевшая в любом проявлении обращенности к миру признак измены и отступничества, то сегодня слышатся голоса, осуждающие любую форму выхода из мира (монашество, духовное созерцание и даже богослужение), как «неактуальную» и недостойную, и зовущие нас к безоговорочной капитуляции перед миром и его ценностями. Но в том-то и дело, что и Новый Завет , и христианское Предание не дозволяют нам ни выбора, ни редукции. Они одновременно и принимают, и отрицают мир, выдвигают да и нет как одну, а не две позиции, и парадокс этот неизбежно оказывается исходным пунктом христианского отношения к миру и любым формам его обновления. Но парадокс ли это? Не забываем ли мы, что основной предмет внимания в христианстве не мир, но Царство Божие и что противоречивое по видимости мироотношение оказывается и богословски, и экзистенциально согласованным, когда его объект – мир – соотносится с центральным для христианства понятием Царства Божия? Да и нет предстают в таком случае как два аспекта, одинаково существенные и необходимые, одного и того же отношения. Ибо, с одной стороны, мир, который Бог создал и сделал хорошим, открывается нам как «вещество» Царства Божия, которое призвано наполниться содержанием и преобразиться так, чтобы Бог стал в конце концов все во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

И православные уже просто шарахаются от обязанности свидетельствовать о своей вере. А ведь в Новом Завете сказано: «Еретика после второго и третьего вразумления отвращайся». Но после первой надо две, три встречи провести как минимум, чтобы свидетельствовать этим людям о нашей вере. Потом надо обратить внимание на то, что Златоуст или тот же апостол Павел в послании к римлянам пишут о необходимости миссии среди язычников, настаивают на том, что с язычниками нас сближает природа. Апостол Павел, например, пишет: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим 2,14-15) т.е. по природе, оказывается, закон делают. Они не знают Христа, они не читают Писание, но Бог вложил Свою волю в природу каждого человека. И мы должны на это обратить внимание. Тот же Златоуст писал: «И не говори мне таких бессердечных слов: что мне о них заботиться?  У меня с ними нет ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом. Со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу. Населяют одну и ту же  землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку Бога, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как мы». Как это они с нами получили один и те же законы? Рассуждая об этом в своем комментарии к Посланию апостола Павла  к римлянам, один известный богослов  писал: «Очевидно, что язычники, не имеющие закона по природе, исполняют предписанное законом – это  говорится не в том смысле, что они соблюдают субботы, а в нашем случае воскресный день не празднуют, как мы. Но в том, что они по природе способны к разумению». Например, что нельзя совершить убийство или прелюбодеяние, красть, лжесвидетельствовать, что нужно почитать отца и мать и т.д. Может быть,  и то, что Бог  - единый Творец всего, тоже вписано в сердца язычников.

http://radonezh.ru/text/protoierey-oleg-...

Ты видел в церкви мытаря и фарисея? Тот называл свои свершения: – Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: – Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Говорю вам, что оправданным пошел мытарь в дом свой (ср.: Лк. 18, 11–14 ). Святой Ефрем говорит: «Сделай две повозки: в одну запряги смирение с грехом, а в другую гордость с праведностью, и увидишь, что первая повозка, смирения, хоть оно и с грехом, опередит другую» 173 . Потому что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ). Богослов: Итак, отец Клеопа, когда испытываешь радость на молитве, мир и словно время тогда останавливается, это признак того, что молитва хороша, или что это может означать? Отец Клеопа: Брат, как бы это не доставило нам довольства собой. Богослов: Не довольство, а словно чувствуешь тогда, что помолился как следует. Отец Клеопа: Да. Вот, брат, я написал одну проповедь о самолюбии. Ты увидишь там, святость твоя, как самолюбие бывает матерью, и корнем, и источником всех грехов под небом. Потому и Спаситель первым ставит такое условие: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Лк. 9, 23 ). В самолюбии – неразумной любви к плоти… – кроются все беззакония. Ты видел, что из него рождаются гордость, высокомерие, надменность, ненависть, зависть, интриги, злое рвение… Богослов: Отец Клеопа… Отец Клеопа: …вспыльчивость, гнев, нетерпение, ропот, сетование, недовольство полученными благами, неблагодарность, злопомнение, злоречие, клевета, ложь, шутки, смех, балагурство, пустословие, осуждение, любовь к показности, тщеславие, лицемерие, лукавство, хвастовство, саможаление, щадение себя, самооправдание, самодовольство, самохвальство, разглагольствование о себе, самоугождение, самомнение, самоцен, самовозношение, воображение о себе, самосознание, надмение, честолюбие, повышенная самооценка, самоуверенность, опора на самого себя, самонадеянность, дерзость, бесчувствие, окаменение сердца, грехи пяти чувств, невнимание…

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

В ответ на его мольбы, преподобный Стефан сказал ему: — Не сам ли ты избрал это и захотел искусить Живого Бога, почему же теперь отказываешься? Кудесник же кланяясь до земли и припадая к ногам святого, говорил о своем бессилии и, сознавая свою вину, обличил суетность своего обольщения, и открыл, что, желая устрашить св. Стефана, придумал такой способ решения спора, будучи уверен, что раб Живого Бога убоится. Но ухищрение кудесника обратились на его голову и на верх его неправда его сошла. Точно также не пошел старейшина пермских волхвов и в воду, хотя на реке уже приготовили две проруби: одну вверх по течению, а другую вниз; предполагалось войти обоим, держась за руки, в одну прорубь, и идя подо льдом, выйти вон в другую; когда св. Стефан стал понуждать кудесника идти вместе с ним в прорубь, то последний отказался. Так обнаружилось бессилие всех его чародеяний и ложь его, обольщавших раньше, учений. После этого св. Стефан спросил кудесника: — Хочешь ли веровать и креститься, так как ты уже побежден? Но он отказывался от принятия христианской веры и святого крещения. Тогда святой сказал народу: — Вы свидетели тому, что он окаянный сам изобрел способ определить правую веру огнем и водою и не захотел исполнить своего же слова, не желая идти ни в огонь, ни в воду. И теперь всё таки не верует, не требует крещения. Что вы думаете о нем? Скажите. Народ же закричал: — Подлежит смертной казни! И, схвативши его, отдали в руки святого Стефана, чтобы он предал его какой хочет смертной казни. При этом они говорили: — Если отпустить его живым, то он будет причинять тебе еще большие неприятности. Святой же отвечал им: — Нет, да не будет рука наша на враге нашем. Не послал меня Христос бить, но благовествовать, не повелел мне мучить, но учить с кротостью и увещевать со спокойствием. Точно также не завещал мне Владыка мой казнить, но наказывать с милостью по сказанному: «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня» (Пс. 140:5). А так как он не хочет веровать, будучи ожесточен и ослеплен злобою, то для него будет вечная казнь. Ибо Господь наш говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мрк. 16:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   Но на сколько больше и несомненно строже спросится с нас, пастырей, теперь - в Новом Завете! Вспомним для того, чтобы это себе ясно представить, хотя бы две глубоко-трогательные притчи Господа Иисуса Христа: одну — о добром пастыре  (Иоан. 10 гл.), а другую — об овце заблуждшей (Лук. 15:4—6).    В наше время, когда, вследствие крайнего упадка духовной жизни, многие чрезмерно увлекаются чисто-внешним деланием в ущерб, а иногда и в отмену внутреннего делания, часто приходится слышать, что для успешного пастырствования и, следовательно, для успеха внутренней миссии, необходимо быть прежде всего хорошим администратором. Но Сам Пастыреначальник-Христос ровно ничего не говорит об этом. Он говорит, что истинным пастырем, то есть таким, который может иметь успех в деле внутренней миссии, является тот, кто «зовет своих овец по имени», и за кем сами овцы идут, «потому что знают голос его», что «пастырь добрый душу свою полагает за овцы», что он знает своих овец, и овцы знают его (Иоан. 10:1—15); что он, потеряв одну из своих овец, оставляет 99 овец в пустыни и идет искать заблуждшую, пока не найдет ее, а нашедши, возьмет ее на плечи свои и пришедши с нею домой, радуется о ней больше, чем о 99-ти незаблуждших (Лук. 15:4—6). И Св. Апостол Павел главным деланием доброго пастыря поставляет не «администрацию», а чисто-духовное делание: пастырство, по его словам, это «дело служения к совершению святых, в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова»  (Ефес. 4:11—13). Ставя себя в пример Ефесским пастырям, Св. Ап. Павел говорил: «Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго из вас»  (Деян. 20:31). А к Солунянам он писал: «Вы помните, братие, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами верующими, потому что вы знаете, как каждаго из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшаго вас в Свое царство и славу»  (1 Солун. 2, 9—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Ближайший от Иерихона город был Гай. Он лежал на северо-запад от Иерихона, не доходя Вефиля. Иисус Навин послал туда людей осмотреть местность. Посланные, возвратившись, сказали, что жителей в Гае немного; и потому достаточно будет отправить тысячи две или три, чтобы поразить город. Отправлено было три тысячи. Но жители Гая отразили их, прогнали их с горы своей и убили у них до тридцати шести человек. Потеря, по-видимому, незначительная; но она показывала, что Господь оставил Свой народ. Все Израильтяне пришли в смятение. Иисус Навин, разодравши на себе одежды и посыпавши прахом голову, вместе со старейшинами пал на землю перед ковчегом, и молился до самого вечера. Он говорил: «Господи! с какими словами я обращусь к Тебе, после того как Израиль обратился в бегство перед врагами своими? Хананеи и все живущие на сей земле, услышавши это, окружат нас и истребят самое имя наше с земли. И как сохранится после сего неприкосновенным величие имени Твоего? Господь сказал Иисусу: «встань! зачем ты здесь лежишь на земле! Израиль согрешил. Взяли из заклятого и скрыли между своими вещами: потому и не устояли перед врагами. После этого Я не буду с вами, пока не удалите от себя заклятого. Скажи, чтобы народ приготовился очищением и воздержанием к утру: завтра Я обличу, кто похитил заклятое: и вы сожгите огнем и его, и все, что у него, за это беззаконие». На другой день собран был весь народ: приказано было подходить по коленам, потом изобличенному колену по племенам, далее по семействам, и, наконец, по одному человеку. Посредством жребия виновный указан в колене Иудином: это был некто Ахар. Иисус сказал ему: «сын мой! воздай теперь славу всеведению Бога Израилева и исповедайся пред Ним; скажи мне, что сделал, и не скрывай от меня». Ахар отвечал: «точно, я согрешил пред Господом Богом. Между добычею увидал я одну прекрасную Сеннаарскую одежду; она мне очень понравилась; нашел еще серебра двести сиклей и кусок золота, весом в пятьдесят сиклей 63 : все это я взял, и скрыл в земле под шатром моим». Иисус послал обыскать шатер его, и, действительно, из земли вырыли и одежду, и золото, и серебро и принесли к Иисусу. Тогда взяли Ахара с похищенными им вещами, сыновей и дочерей его, которые знали и радовались об этом незаконном приобретении, и вывели на одну долину, сюда же пригнали его скот, перенесли его шатер и все, что у него было. И сказал Иисус: «зачем ты навел на нас истребление? Теперь Господь наводит на тебя погибель». И побили его все Израильтяне камнями, и, сжегши трупы их и все имущество огнем, набросали огромный холм камней. С тех пор это место известно стало под именем долины Ахор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Эти две курицы, как мне видится, имеют некое сходство с двумя козлами, одного из которых приносят в жертву Господу, а другого отсылают «в пустыню» (ср. Лев.16:10 ); так и здесь, из двух куриц одну заколают, а другую отпускают «в поле» (ср. Лев.14:7 ). Таким образом, тот, кто очистился от проказы, дает одну часть, которая отсылается «в пустыню», а другая приносится за него в жертву Господу. Здесь, однако, тот, кто очистился от проказы и жертвует куриц, еще не приносит к жертвеннику то же, что жертвуется Господу за него, а именно горлиц или голубей (ср. Лев.14:22 ). Ибо в тот же день, когда кто-либо очистился от проказы, он еще не достоин приносить жертвы к Божьему алтарю. Потому Законодатель повелевает, в тот день, когда он очистился, «взять для очищаемого двух куриц» (ср. Лев.14:2, 4 ). Но думается мне, что здесь содержится скрытое понимание этих двух куриц, через которое совершается очищение грешников и о котором написано: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как курица 56 собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф.23:36 ). Однако очистившемуся необходимо очиститься еще и «кедровым деревом» (ср. Лев.14:4 ). Ибо невозможно прокаженному очиститься от греха без «древа» креста, если не обратится он к «древу», на котором Спаситель, по словам апостола Павла, «отнял силы у начальств и властей, восторжествовав над ними на кресте» ( Кол.2:15,14 ). Далее для очищения от проказы также необходимы «червленая нить и иссоп». «Червленая нить» несет на себе образ священной крови, вытекшей из бока Спасителя, пронзенного «копьем» (ср. Ин.19:34 ). «И иссоп». Эта трава обладает лечебными свойствами и имеет способность смягчать и очищать, если какая-либо нечистота обнаружится в груди человека вследствие пагубных воздействий вредных соков организма. Поэтому неудивительно, что эта трава служит образом очищения от грехов. Ярко-красный цвет часто воспринимается как символ спасения, и мы часто встречаем его в Божественных Писаниях, например, «во время родов» Фамари, когда, как сказано, «показалась рука; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый» ( Быт.38:28 ); или когда блудница Раав приняла соглядатаев и получила обещание спасения от тех, кто сказал: «Когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила» ( ИсНав.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Читая притчи Иисуса, мы не можем не обратить внимание на то, что в большинстве из них и главными, и второстепенными героями являются мужчины. Для патриархального общества, где роль женщин сводилась к воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, это было вполне естественно. Мужчины работали на полях и в виноградниках, брали деньги взаймы и возвращали их, получали деньги под проценты и пускали их в оборот, строили дома, пасли овец, торговали жемчужинами, ловили рыбу, строили башни, вели войны – одним словом, занимались тем, о чем стоит рассказывать в притчах. Жизнь женщины редко становилась объектом публичного внимания, о женщинах вообще редко говорили или писали. Четыре притчи, однако, составляют исключение из правила. В них упомянут женский труд или женский быт: о закваске ( Мф. 13:33–35 ; Лк. 13:20–21 ), о десяти девах ( Мф. 25:1–13 ), о потерянной драхме ( Лк. 15:8–10 ) и о докучливой вдове ( Лк. 18:1–8 ). При этом только в притче о потерянной драхме женщина является образом Бога 230 . Три из упомянутых четырех притч являются «близнецами» к притчам, в которых главную роль играют мужчины: притча о закваске – к притче о зерне горчичном ( Мф. 13:31 ), притча о докучливой вдове – к притче о докучливом друге ( Лк. 11:5–8 ), а притча о потерянной драхме – к притче о заблудшей овце. Союз «или» связывает обе притчи: Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15:8–10 ). Драхма – мелкая серебряная монета греческого происхождения, имевшая широкое хождение в Иудее. Вес драхмы колебался в зависимости от эпохи и от места чеканки: так, например, аттическая драхма весила 4,32 грамма серебра, эгинская – 6,24. Две драхмы составляли дидрахму ( Мф. 17:24 ), четыре – тетрадрахму или статир ( Мф. 17:27 ), сто драхм (или 25 статиров) – одну мину ( Лк. 19:13 ). Один аттический талант составлял 60 мин, или 6 тысяч драхм, а коринфский талант – 100 мин, или 10 тысяч драхм. Покупная способность драхмы во времена Иисуса была примерно равна покупной способности динария – монеты, составлявшей дневной заработок поденного рабочего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010