«Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». ( Рим. 9, 14 ). Выслушай об этом притчу. В некоторой стороне был хозяин дома, у которого были два раба и три пары волов. Он дал одному рабу две пары волов, а другому одну и сказал им: «Пойдите, работайте, пока не приду к вам». Получивший две пары пошел, работал на волах и сам весьма разбогател, и волов откормил на удивление. А получивший одну пару пошел, привязал волов к яслям и вовсе ни на что не употреблял их, и сам лежал спал. Потом приходит господин рабов тех посмотреть на работу. И увидев работу и прибыток получившего две пары, благословил его. После того приходит и к другому рабу и находит его спящим, а волов привязанными к яслям и измученными от голода и жажды. ...Тогда сказал он себе: «Если оставлю волов у ленивого раба, он их погубит; поэтому отниму у него волов и отдам хорошему работнику». Это и есть: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Так и Господь говорит: «Я по благодати призвал его и дал ему возможность делать добро и приобрести жизнь вечную. Он же пренебрег Мною; за это и сам будет лишен чести». «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» ( Пс. 48, 13 ). «Не восхотел благословения, оно и удалится от него» ( Пс. 108, 17 ). За что же именно? За то, что «не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом» ( Пс. 35, 4–5 ). «Неужели неправда у Бога? Никак». Преподобный Ефрем Сирин ( 116, 432 ). Не в тайне и сокровенности положен этот закон Божий, повелевающий: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» ( Мф. 6, 3 ), – напротив, не темен, а весьма ясен и очевиден он для внимательных. Поскольку вслед за,добрым делом идет у нас тщеславие и желание показать себя. Господь говорит: ни одно доброе дело пусть не совершается у тебя страстно, и успех пусть не сопровождается кичливым помыслом. Если делаешь хорошее, не выставляй себя напоказ, не величайся, не гонись за похвалой здесь, а ожидай будущих венцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Господин сказал: возмите убо от него талант и дадите имущему десять талант: имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него (–28 и 29). «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов: ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неумеющего отнимется и то, что имеет». Господин приказывает у ленивого раба отобрать талант и передать его тому, кто более получил. Преподобный Ефрем Сирин слова Спасителя: имущему дано будет и преизбудет изъясняет такою притчею: «В некоторой стране был владетель дома, у которого были два раба и три пары волов. И он дал одному рабу две пары волов, а другому одну, и сказал им: «пойдите, работайте, пока не прииду к вам». Получивший две пары пошел, работал на волах, и сам весьма разбогател, и волов откормил на удивление. А получивший одну пару пошел, привязал волов к яслям, и вовсе ни на что не употреблял их, сам же лег и уснул. Потом приходит господин рабов тех посмотреть на работы их. И увидев работу и прибыток получившего две пары, благословил его. После того приходит и к другому рабу и находит его спящим, а волов привязанными к яслям и истомленными от голода и жажды. И когда господин раба сего увидел, что он ничего не делал, а волы истомлены, тогда сказал сам в себе: «если оставлю волов у этого ленивого раба, погубит он их: поэтому отниму у него волов своих и отдам хорошо работавшему и радевшему о деле своем: имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него» (Твор.ч.2:197–8 стр.). Вот ленивый раб лишился волов, а деятельный получил их от него. Так рассуждай и о талантах, будут ли они благодатными, душевными ли, или даже вещественными. Труд, деятельность и усердие сопровождаются преумножением талантов. Без этих последних нельзя начать великого дела устроения своего спасения. Благодать Божия есть совершенно необходимый талант для всех. Но и она даруется не в одинаковой мере каждому. Господь знает, кому сколько вверить, чтобы он мог спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вот что готовить нам небогобоязненность! Вот что приоретают неподчиненность и нерадение! Вот к какому концу привело непослушание! Посему не будем пренебрегать страха Господня, но смиримся под державною рукою Господа, служа друг другу в страхе Божием: и Господь будет нам стеною и защитником пред лицом врага, как написано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их (Пс.33:8). Господу слава во веки веков! Аминь. Поучение 28. На слова: имущему дано будет и преизбудет Написано: имущему дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него (Мф.25:29). Что убо речем? Еда неправда у Бога? да не будет (Рим.9:14). Выслушай на сие притчу. В некоторой стороне был владетель дома, у которого были два раба и три пары волов. И он дал одному рабу две пары волов, а другому одну, и сказал им: " пойдите, работайте, пока не приду к вам " . Получивший две пары пошел, работал на волах, и сам весьма разбогател, и волов откормил на удивление. А получивший одну пару пошел, привязал волов к яслям, и вовсе ни на что не употреблял их, сам же лег и уснул. Потом приходит господин рабов тех посмотреть на работы их. И увидев работу и прибыток получившего две пары, благословил его. После того приходит и к другому рабу, и находит его спящим, а волов привязанными к яслям и истомленными от голода и жажды. И когда господин раба сего увидел, что он ничего не делал, а волы истомлены, тогда сказал сам в себе: " если оставлю волов своих у этого ленивого раба, погубит он их; поэтому отниму у него волов своих, и отдам хорошо работавшему и радевшему о деле своем " : имущему бо везде дано будет, и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него. И Господь также говорит: Я, по благости, призвал его, дал ему возможность, чтобы, делая доброе, приобрел он жизнь вечную: он же уничижил Меня; за то и сам будет лишен чести. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:13). И не восхоте благословения, и удалится от него (Пс.108:17). За что же именно? За то, что не восхоте разумети, еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова (Пс.35:4.5). Еда не правда у Бога? да не будет. Посему, братия, постараемся благоугождать пред Богом со всеми святыми Его. Ему слава во веки веков! Аминь. Поучение 29

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

Ответ на возражение 1 . Поскольку Христос не был подчинен греху, то Он не был подвержен ни смерти, ни обращению в прах. Однако Он по Своей воле пожелал претерпеть смерть ради нашего спасения по причинам, которые были приведены выше (51, 1). Но если бы Его тело распалось или истлело, то это нанесло бы вред спасению человека, поскольку дало бы повод усомниться в присутствии в Нем божественной силы. Поэтому слова [Писания]: «Что пользы в крови моей, когда я обращусь во прах?» 262 ( Пс. 29, 10 ), сказаны о Нем, как если бы Он сказал: «Что пользы будет от пролитой Мною крови, если тело Мое истлеет?». Ответ на возражение 2. Тело Христа было субъектом тления со стороны страдательного состояния природы, но не со стороны причины обретения тленности, а именно греха. Поэтому божественная сила, воскресившая Христа из мертвых, уберегла Его тело от разложения. Ответ на возражение 3. Христос восстал из мертвых посредством божественной силы, которая безгранична. Поэтому Его воскресение из мертвых было достаточным доказательством того, что люди имеют восстать не только из мертвых, но и из всяческого праха. Раздел 4. Пребывал ли Христос в гробнице только один день и две ночи? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христос пребывал в гробнице не только один день и две ночи. Ведь Он Сам сказал: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 40 ). Но Он был в сердце земли тогда, когда пребывал в гробнице. Следовательно, Он пребывал в гробнице не только один день и две ночи. Возражение 2. Далее, Григорий в своей пасхальной проповеди говорит: «Как Самсон за ночь унес ворота Газы, так и Христос восстал в ночи, чтобы снести врата ада». Но после воскрешения Он более не пребывал в гробнице. Следовательно, Он не провел две ночи в гробнице. Возражение 3. Далее, благодаря смерти Христа свет возобладал над тьмою. Но ночь принадлежит тьме, а день – свету. Следовательно, телу Христа, пожалуй, приличествовало пробыть в гробнице два дня и одну ночь, а не наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Тяжело нам читать, что великое милосердие Божие к ниневитянам не порадовало, а глубоко огорчило пророка, ибо не сбылось его пророчество о разрушении Ниневии через сорок дней. Не благословил он Бога за Его безмерное милосердие по отношению к великому множеству грешных ниневитян. Узнаем даже, что и в Фарсис пытался он бежать из опасения, что не сбудется то, о чем проповедовать повелел ему Бог. Итак, свою честь пророка Иона поставил выше великого милосердия Божьего к ниневитянам. За это так укорил его Бог . Раздраженный Иона вышел из города и сел с восточной стороны его, чтобы видеть, чем кончится его пророчество. Сильная жара жгла его голову, и Богу угодно было в одну ночь произрастить возле него растение, тень которого защищала голову пророка и радовала его. Но радовался он недолго: уже на другой день растение, подточенное червем, засохло, и солнце жгло голову Ионы. Опять возопил он к Богу, прося себе смерти. Но Бог пристыдил его, сказав: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Ион.4:10–11 ). Две важнейших истины находим мы в книге пророка Ионы. Из того, как чудесно и изумительно наказал Господь Бог хотевшего уклониться от Его святой воли Иону, повелев киту проглотить его и через три дня извергнуть на землю, запомним, что не только грешно, но и невозможно человеку противиться воле Божией, но непременно и всегда все совершается так, как угодно Богу. Не только пророк Иона, но и множество других людей пытались и доныне стараются сохранить душу свою, поступая по своим похотям, вопреки воле Божией, и губят ее, добиваясь изо всех сил исполнения своей воли. Но безмерно более святая воля Божия всегда и во всем исполняется и торжествует, и должны мы смиренно и покорно подчиняться и смиряться под крепкую руку Божию. Это первый закон для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

(...) «Господи, помилуй!» Хотя вы уже взрослые и понимаете значение этих слов, но я все-таки буду говорить с вами об этом. Спасителя назвал Господом в первый раз Симон, или Петр. Те, которые были здесь в прошлый раз, вероятно, слышали, как я объяснял, что апостол Петр пожаловался Спасителю, говоря: «Наставник, мы целую ночь трудились и ничего не поймали». Господь благословил их труд, так что две большие лодки наполнились пойманной рыбой. Сердце содрогнулось у апостола Петра, и он, припав к коленям Иисусовым, воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Господь видел сердце этого доброго рыбаря и сказал ему: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков». Своими словами апостол Петр показал, какой сильный страх и трепет, а вместе с тем благоговение почувствовал он к Господу после такого чудесного лова рыб. Во второй раз Петр опять помянул: «Господи», когда был на горе Фаворе во время славного Преображения Господня. Когда Петр увидел славу Учителя своего и двух пророков, Моисея и Илии, то он с великим чувством благоговения и восторга воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь, сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». В третий раз назвал Петр Иисуса Христа Господом на Тайной вечери. Иисус Христос, обращаясь к ученикам, сказал: «Один из вас предаст Меня». Тогда апостолы с ужасом спрашивали: «Не я ли, Господи?» Только Иуда Искариотский спросил: «Не я ли, Равви?» Архиереи, фарисеи, саддукеи не называли Иисуса Христа Господом, а Равви – учителем. Видимое дело, что дьявол и Иуде внушил: «Не называй Его Господом, я ведь твой господин». Господь – это значит господин. В Ветхом Завете Давид тоже помянул это слово «Господи». Вспомним, как пророк Нафан явился ему. Давид согрешил, отнял у Урии жену его Вирсавию. Явился к нему пророк Нафан и предложил Давиду следующую притчу. Он сказал: «Один богатый человек имел большие стада, а около него жил бедняк, у которого была одна любимая овечка. Вот богач устраивает пир, собирает друзей, знакомых, но жаль ему трогать своих овец, и говорит он слугам: «Возьмите овечку у соседа и заколите мне на пир». Тогда Давид понял все и в ужасе воскликнул: «Господи, согрешил, прости меня!»

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

– Почему мы не могли выгнать его? Он сказал им: – По неверию вашему, к тому же сей род изгоняется только молитвою и постом. Достигши Фавора, Иисус Христос в сопровождении Петра, Иакова и Иоанна взошел на гору для молитвы. Когда же Он стал молиться, ученики сели в некотором от Него расстоянии и задремали. Вдруг глаза их были поражены целыми потоками света. Они пробуждаются и видят своего Учителя, окруженного дивным светом. Лице Его изменилось и сияло, как солнце, ризы Его были белы и блистали, как снег. Подле Него в небесной славе стояли два великих древних пророка – Моисей и Илия – и беседовали о смерти, ожидавшей Его в Иерусалиме. Взоры учеников не могли довольно насытиться зрелищем, которое было пред ними. Потому, когда Петр заметил, что беседовавшие с Иисусом Христом пророки хотят удалиться, он в каком-то самозабвении воскликнул: – Наставник! Хорошо нам здесь, сделаем три сени: одну для Тебя, одну для Моисея и одну для Илии. Но не успел он кончить своей речи, как их осенило – облако и из средины его послышался глас: – Сей есть Сын Мой возлюбленный: Того послушайте! При этом голосе ученики сильно испугались и в страхе попадали на землю. Когда таким образом они лежали, к ним подошел Иисус Христос и, слегка коснувшись до них, сказал: – Встаньте и не бойтесь. Они поднялись, посмотрели вокруг себя и ничего не видели, кроме стоявшего подле них Учителя и уже в обыкновенном виде. Спускаясь с горы, Господь запретил им рассказывать о виденном до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. § 53. Чудесное получение монеты для подаяния на храм Mф. XVII:24–27 . Бог установил чрез Моисея, чтобы каждый иудей по достижении двадцатилетнего возраста платил ежегодно на содержание и украшение Скинии по две драхмы. Этот закон остался в действии и по сооружении храма. Когда Иисус Христос от горы Преображения возвратился в Капернаум, собиравшие здесь подаяние на храм, встретясь с Петром, спросили его: – Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Петр, нисколько не задумываясь, отвечал: – Даст. И немедленно пошел к своему Учителю за деньгами. Но прежде чем он успел сказать ему о дани, требуемой на храм, Господь предложил ему такой вопрос:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Апостол Павел в своем послании к Коринфянам, объясняя учение Христово о браке, писал: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор.7:4 ). Слова о том, что жена и муж не властны над своими телами, нужно понимать в том смысле, что они не владеют своими телами, так как единство плоти мужа и жены в их браке основывается прежде всего на том, что муж предоставляет свое тело в исключительное обладание, владение жене. А жена предоставляет свое тело в такое же безграничное использование и владение своему мужу. При появлении постороннего человека, завладевающего телом одного из супругов, происходит разрыв соединившихся двух плотей в одну, и разрушение брачного союза. Вот почему, придавая браку огромное значение как явлению, установленному Самим Богом, Иисус Христос все же разрешал развод по одной существенной причине – из за прелюбодеяния. Так как при совершении прелюбодеяния одного из супругов, то есть появление третьего лица, происходит разъединение мужской и женской половины, ранее объединенной в одно целое. Возникает раскол брака, состоящего из женской и мужской части на две самостоятельные части, и деление одной плоти на две, что в свою очередь приводит к распаду брачного союза, так как мужчина и женщина в браке уже не представляют собой одно целое. Из слов Иисуса Христа видно, что Он относится к браку не как к простому сожительству мужчины и женщины, а как к священному союзу, установленному Самим Господом Богом в начале начал. И коль брачный союз освящен Богом, то он должен быть не расторжим. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф. 19,6 ). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать как указание на то, что брачный союз, представляющий собой священное объединение двух человеческих полов (половинок) в одно целое, не должен расторгаться и разрушаться, за исключением конечно единственного случая, когда брак перестает быть браком, по причине прелюбодеяния при вмешательстве в брак постороннего человека. Поэтому при совершении брака и нужно осмотрительно и вдумчиво выбирать себе такую супругу (половину), с которой не втягость можно было бы прожить всю жизнь, деля с ней радости и огорчения, и не допуская развода. Ведь Господь Бог создал для мужчины только одну женщину (как для Адама была сотворена одна Ева), с которой он должен прожить всю свою земную жизнь. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

377 Глубокую любовь свою к закону Божию Давид выразил в псалме 118: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». Псалом 100-й изображает правила суда и милости, которыми Давид руководствовался в отношении к своим подданным: «Милость и суд буду петь. Дело преступное я ненавижу. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню. Кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев» 378 Давид имел постоянное войско, состоявшее из 12 «дивизий», из которых в каждой было по 24000 человек, и каждая состояла на службе один месяц в году (1 Парал. 27) 379 Поразив моавитян, Давид положил их в ряд на землю и смерил веревкой, и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых, то есть две трети их предал смерти, а одну треть оставил в живых и сделал своими рабами, платящими дань. Такая казнь постигла моавитян за их нечестие и развращение 381 Евреи считали бороду лучшим украшением мужчины и умащали ее благовонными мазями. Касаться чужой бороды считалось оскорблением. Брались за чужую бороду только целуясь. Обрить ее другому было признаком рабства или посмеяния. Брить себе бороду было запрещено, потому что это было одним из видов языческого богослужения. Рвать себе бороду считалось выражением великой горести 382 Дворцы и дома богатых людей обыкновенно строились четырехугольником, в средине которого был внутренний двор, представлявший гостиную и приемную, окруженную галереями, обсаженную деревьями, вымощенный мрамором, имевший посредине фонтан или водоем для охлаждения воздуха и омовений. Двор был открыт сверху, но в случае ненастья его закрывали кожами, полотном, досками. На дворе устраивались праздники и семейные беседы. С улицы во двор вела дверь или ворота, а со двора уже были двери в комнаты. Задние комнаты предназначались для женщин и детей. Комнаты снабжены были столами, стульями, софами, диванами, коврами, подушками. Постельные места украшались иногда слоновой костью. Крыша домов устраивалась плоская, устилалась черепицей или камнем и огораживалась перилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Мф.24:37–39 .  Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого. Спрашивается: каким образом выше написано: «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней», а теперь предсказывается, что будет происходить то, что служит признаком мирного времени. Но [для объяснения этого] должно принять во внимание, – на основании слов апостола, – что после войн, раздоров, губительных болезней, голода и землетрясений и прочего, чем уничтожается род человеческий, на короткое время наступит 568 мир, который обещает полное спокойствие (quieta omnia), так что вера верующих укрепится, или с прекращением бедствий они станут надеяться, что Судия придет 569 . В самом деле, ведь это и есть то, что мы читаем у апостола Павла: «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» ( 1Фес. 5, 3 ). Мф.24:40–41 .  Тогда двое будут на поле: один берется, а один оставляется. Две [будут] мелющие жерновом: одна схватывается, и одна оставляется 570 Тогда, – говорит Он, – будут двое на поле, это когда в день кончины и суда будут найдены двое людей, одинаково исполняющих одну и ту же работу и сеющих как будто одно и то же семя, но не одинаково получающих плоды своего труда. Также будут две женщины, мелющие вместе; но одна схватывается, другая оставляется. Под двумя людьми, проводящими время на поле, и под двумя женщинами, которыя одинаково мелют, ты понимай или Синагогу и [или] Церковь , потому что они, – по видимости, – одинаково трудятся над законом (molere videantur in Lege) и от одних и тех же Писаний получают хлеб (farinam terere) заповедей Божиих; или же понимай 571 прочие ереси, которые из того и другого Завета, или какого-нибудь одного, по-видимому, извлекают хлеб своих учений. Но хотя они имеют притязание на одно [и то же] имя христианина, однако они получают не одну и ту же награду, так как одни из них схватываются, а другие оставляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010