Главнейшие события из земной жизни Иисуса Христа в повести передаются более или менее согласно с каноническими Евангелиями. Более подробное добавление автор дерзнул сделать к проповеди Иоанна Крестителя, внеся в неё подходящие выражения из пророчеств – Давида, Исаии, Иеремии, Осии и Иоиля. В полном виде такая проповедь Иоанна Крестителя помещена на четырёх последних страницах книжки. Сочинены также автором некоторые вопросы апостолов, обращённые к Иисусу Христу, как например, вопрос Апостола Петра: «Учитель! Ты всем возвращаешь утраченные силы, как же можешь ты страдать, когда носишь в Себе Самом источник жизни для других» (стр. 151). На это Иисус Христос будто бы ответил Петру так: «Не сказано ли в Писании про Меня: „Он взял на Себя наши немощи и болезни“?». «Я приходящего ко Мне не изгоняю вон, ибо Я сошёл с небес для того, чтобы творить волю Пославшего Меня Отца» (151 стр.) Измышлена и беседа первосвященника Каиафы с Иисусом Христом в храме, в день изгнания торговцев (стр. 158). О Марии Магдалине имеются сообщения романического характера, будто бы она влюбилась в предводителя римского легиона Эмилия Лепида, не выдержала разлуки с избранником сердца и, ловко обманув бдительный надзор матери, бежала к нему (стр. 116). Подобный же роман был и в жизни Марии – сестры Лазаря. Эта Мария будто бы «поддалась обольщению любви и, поверив коварным обетам молодого князя Валерия Ирода, покинула для него родительский дом. Валерий Ирод, – сын и наследник царя Ирода Четвертовластника, обманул Марию, и она с неимоверным трудом бежала от него, пришла в Назарет к Марии, благословенной Матери Иисуса. Здесь она увидела впервые её Божественного Сына. Он уврачевал наболевшее её сердце и поручил праведной и непорочной Матери отвести заблудшую овцу в покинутое ею родное стадо» (стр. 205–206). В краткой статье трудно привести все добавления к Евангелию, какие имеются в повести – «Царь из дома Давида». Мы имели в виду установить факт существования таких добавлений, и, думаем, выполнили своё намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не успели эти слова быть произнесены, как у Эмилии необыкновенно легко, без страданий родилась дочь. Из бывшего видения родители ура­зумели, что она духом будет подобна святой равноапо­стольной Фекле. Мать тщательно заботилась о том, чтобы ничто нечистое не проникало в мысли и чувства даровитой дочки; вместо принятого тогда изучения классиков Макрина учила с радостью псалмы Давида и избранные стихи повто­ряла в случающихся прискорбностях; пение также было у нее лишь духовное и Божественное. Когда умер избранный для нее жених, Макрина объявила, что он не умер, а только на время разлучился с нею и что она за другого не пойдет и усугубила свои заботы о всех членах своей многочисленной семьи. Меньшой брат ее Петр находился совсем на ее попечении. Она же и обучала его всем на­укам. Мать свою она так берегла, что, несмотря на боль­шой достаток, мать ела только тот хлеб, который пекла сама Макрина, и одежду и белье носила лишь сотканные и сшитые ею. Когда святые жены удалились в обитель в Понте на берегу Ириса жизнь их еще усовершенствовалась. Никто не мог уловить в них ни признака гнева, ни зависти, подозрения или недоброжелательства. Пришлось свя­той пережить три великих потери, прежде чем высокая душа ее освободилась от оков земных: сперва принесли из пустыни бездыханный труп ее брата Навкратия и при этом мать и дочь выказали необычайную твердость: «ни вопля, ни стонов, ни слез и обыкновенных проявлений жестокой горести, матери и сестры: было только все достой­ное жен, посвятивших себя Богу». Затем, вскоре умерла благочестивая Эмилия, а четыре года спустя последовал за нею и Василий Великий . После девяти месяцев отошла в вечность и блаженная Макрина. Брат ее Григорий Нисский , предчувствуя близкую разлуку, спешил на свидание с ней, Когда он пришел в келлию сестры, «она лежала не на кровати, не на матраце, а на земле, на доске, покрытой власяницей. Сестра была очень больна и, когда увидела меня, не имея возможности встать, приподнялась на нищенском своем одре, чтобы принять меня с честью.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

р.б.Ольга 2011/10/07, 15:19:42 Пресвятая Богородице! Прости и помилуй нас. Умоли Господа Бога о прощении грехов р.б. Екатерины, р.б. Петра, р.б. Елены, р.б. Татианы, р.б. Максима, р.б.Александра и помоги нам исцелиться от наших болезней.Помилуй нас и даруй нам те блага в земной жизни, которые будут нам полезны в жизни вечной и спаси нас для жизни вечной. Умоли Господа Бога даровать любовь и спасти от одиночества р.б. Елене и р.б.Татиане. Аминь. Р.б. Татиана 2011/09/26, 09:18:55 Пресвятая Богородице Сладкое лобзание! Вразуми мою дочь рабу Божию Инну, чтобы не думала о плохих вещах, а занималась учебой, укрепи ее, охрани от дурных помыслов. Заступи, Заступница, вразуми раба Божиего Александра! раба Божия Ирина 2011/09/24, 22:12:25 Матушка Пречистая,Пресвятая Богородице,Царица неба и земли, слезно молюсь пред Святым Твоим образом Сладкое любзание, за сыночка моего Сергия!!! Воспитай его, вразуми,наставь на путь истинный,огради от всего дурного,что его развращает,даруй ему,грешному веру крепкую,любовь нелицемерную и послушание родителям,слава Богу за все! Наталия 2011/09/13, 16:19:52 Матерь Божия спаси и сохрани твоих рабов Георгия Руфину млад. Марию Георгий 2011/09/11, 22:10:01 Пресвятая Богородице спаси моего сына раба Божьего Романа от пьянства, гордыни и всякия скверны греховной. На Тя упование моё и надежда! Надежда 2011/09/11, 19:40:19 Пресвятая Богородице! Царица Небесная! Твоими святыми молитвами муж мой р.Б.Александр, даст Бог,скоро будет на святой Твоей Горе Афонской! Прошу тебя,умоляю,помоги ему грешному,исцели его от его болезни,Ты не просто сподобила его приехать к Тебе на Святую Гору,верю в то,что Ты Милосердная,поможешь ему,уповаю на милость Сына Твоего и Бога моего Иисуса Христа и прошу Господа исцелить р.Б.Александра,Господи,прости и помилуй нам грешных! Помоги нам, пропадем без Тебя,Спаситель наш! Слава Богу за все! р.Б.Наталия 2011/09/08, 12:02:03 Матушка!Заступница усердная! Вразуми моего мужа.Приведи к вере истиной,дай духа чистоты и целомудрия! Эмилия

http://isihazm.ru/1/?id=487&c_pid=9

Они – таинники сокровенной жизни Христа Царя, и когда она явится, возблистают славою, созерцая чистое сияние Троицы, воедино сходящейся и открывающейся очам непорочным, созерцая и великую славу небесного воинства не в темных обликах и не в немногих следах истины. Но сие будет впоследствии; по крайней мере, все здешнее есть ничего не стоящий дым и прах для тех, которые предпочли небесную жизнь...» 224 И хотя по своему психологическому типу св. Григорий отличался от св. Василия 225 , оба святителя были вполне единодушны в своих аскетических идеалах. И не случайно, что св. Григорий Богослов принимал достаточно деятельное участие в редактировании «Правил» св. Василия 226 . В принципе вполне согласен с ними в своем подходе к христианскому аскетизму был и третий великий каппадокиец – св. Григорий Нисский , хотя его личный жизненный путь отличался от пути святых Василия Великого и Григория Богослова 227 . Ибо «несмотря на подвижнический вообще дух того времени и особенное уважение к иноческой аскетической жизни, так высоко ценившейся благочестивыми христианами первых веков, несмотря даже на строго-подвижнические воззрения, усвоенные, по смерти отца, всем вообще домашним семейством св. Григория, – Григорий тем не менее вступает в брак с благочестивою христианкою по имени Феосевия, находя, что истинно христианская жизнь вполне совместима с брачным состоянием» 228 . Но традиции семьи, и прежде всего влияние брата, св. Василия, которого св. Григорий Нисский называет «общим нашим отцом и учителем» 229 , не могли не сказаться на миросозерцании будущего великого богослова, которого преп. Максим Исповедник называет «вселенским учителем», а VII Вселенский Собор – «отцом отцов» 230 . Не исключено, что св. Григорий посещал (скорее всего, до своей женитьбы) «семейный монастырь» в Анези, где помимо Василия подвизались его мать Эмилия и сестра Макрина, обретя там первые навыки иноческой жизни 231 . Поэтому не случайно, что, уже будучи женатым, св. Григорий пишет аскетический трактат «О девстве» (около 371 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

— Не может того быть, чтобы они уже умерли; всего прошло только семь часов с того времени, как их пригвоздили к кресту; впрочем я удостоверюсь в том сам. И быстро свернув в сторону, Пилат поспешил от них удалиться. Выехав из ворот, он тотчас послал сопровождавшего его Эмилия, от которого я впоследствии узнала все эти подробности, на Кальварий, чтобы немедленно привести к нему сотника, наряженного им для исполнения смертного приговора над Иисусом. Сам же тем временем продолжал подвигаться тихим шагом по тому же направлению. Когда явился сотник, Пилат спросил его: — Умер ли Иисус Назарей? — Уже час тому назад, — ответил он, — и одновременно с Его смертью разразилось землетрясение. Мне сдается, державный правитель, что в числе распятых сегодня злодеев находился один из богов, принявший на Себя образ человека. — Я сам того же мнения, Горациус, — промолвил Пилат, устремив в неопределенную даль задумчивый взор, и, немного помолчав, продолжал: — Иудеи просят по случаю наступающей их Великой субботы, распорядиться до зари уборкой тел умерших, а так как Кесарь не велит противиться исполнению обрядов, касающихся их религии, то пусть будет так, как они хотят. Живы ли злодеи? — Пока еще живы, — отвечал сотник, — но я тотчас же прикажу перебить им колени. Отпустив его, Пилат продолжал свой печальный обзор, осторожно объезжая громадные щели треснувшей земли и груды костей, исторгнутых из недр ее грозным проявлением возмутившейся природы. Вернувшись на Кальварий, сотник немедленно приказал покончить с злодеями, перебив им колени, что и было тотчас же исполнено привычными к этому делу солдатами. Когда же они подошли к Иисусу и увидели, что Он уже мертв, не сочли нужным подвергнуть Его подобному испытанию; тем не менее, в удостоверение несомненной смерти, один из воинов пронзил Ему копьем ребро. Иоанн, все еще не поддающийся вполне сознанию бесповоротного исхода всего совершившегося, не покидал подножия креста в смутном ожидании чудесного проявления уже не раз им виденного могущества Пророка. Когда же воин приложил конец острого копья к умолкнувшему навеки сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце верующего ученика; но вопль отчаянного бессилия замер в груди его от изумления, когда, подняв глаза, он увидел, что из прободенного ребра, словно из чудотворного источника, текли две разные струи. Одна — ярко-алой крови, другая чистой, как горный кристалл, воды!

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

151 Авиньонское пленение – период вынужденного пребывания пап в Авиньоне (Южная Франция) с 1309 по 1377 г., начало которому положил Климент V, подчинившийся диктату французского короля Филиппа IV в ходе спора о прерогативах духовных и светских властей. Период Авиньонского пленения являлся наглядным свидетельством кризиса папства в условиях роста национальных монархий. Наиболее одиозными фигурами были Иоанн XXII и Климент VI, двор которого Петрарка метафорически назвал «Вавилоном», а Авиньонское пленение – «вавилонским». Опасаясь потерять власть в Папской области и пользуясь ослаблением Франции, Григорий XI последовал призыву Екатерины Сиенской и вернулся в Рим. 152 Пилат Понтий – римский прокуратор, управлявший Палестиной как частью римской провинции Сирии во время земной жизни Иисуса Христа. 153 Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 339–397) – святой, видный представитель латинской патристики, один из учителей Церкви. Около 370 г. стал правителем области Эмилия-Лигурия, в 374 г. был избран епископом Милана (Медиолана); способствовал победе над арианами на Западе. Прославился как борец с язычеством, добился устранения из здания Сената в Риме Алтаря Победы. Оказывал влияние на политику многих императоров, принудил Феодосия I к публичному покаянию после резни в Фессалониках (390). Способствовал обращению в христианство блаж. Августина (387). Его главное соч. «Об обязанностях слуг Божьих» является христианским переложением сочинения Цицерона «Об обязанностях». Автор многих церковных гимнов. Григорий Турский (ок. 538 – ок. 594) – франкский хронист, святой, один из знаменитых историков средневековой Франции. С 573 г. – епископ в Туре – городе, имевшем значение религиозного центра Галлии, хранившем мощи св. Мартина. Его главное сочинение – «История франков». 154 Феодосий Великий – последний император всей Римской империи (382–395). Издал ряд декретов против еретиков, запретил нехристианские культы, закрыл языческие храмы. После смерти Феодосия Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византия).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

РАССКАЗАЛА Антонина Ивановна про одну совсем уж таинственную гостью. Постучали. Стоит на пороге нищенка. Слепая. Говорит, что привела ее в Державино Почаевская икона Божией Матери. Вошла в горницу, встала перед образами. – Матронушка, вот она, моя Матронушка, – сказала, как пропела, да и подошла безошибочно к иконе блаженной Матронушки, приложилась. Два дня жила. Много интересного Ефимовым рассказала, как по Руси ходит, как в монастырях живет, те только дивились – слепая, без денег, и как ей это удается. Чужих людей странница боялась, пряталась за занавеской. Тихонько жила, не досаждала. Да только вдруг засобиралась в дождь и темень – пора мне, ухожу. Уговаривали, без толку. Ушла. Один раз, приехав в Державино, многие паломники рвутся сюда вновь. Очень уж велико и явно чудо в этом доме. Иконы мироточат так обильно, что редко кто уезжает без пузыречка с миром. Вот и Эмилия Ивановна Бобкова из Самары не первый раз сюда приезжает. Первый раз отправилась одна. Добралась на рейсовом автобусе. Пришла к Ефимовым, а народу у них – никого. Стала молиться, да как-то так само и вырвалось – за новопреставленного Николая. Испугалась, сына ее Николаем зовут. В страхе помчалась домой. Звонит с вокзала: Сыночек! А сын в слезах: – Вчера мой друг умер, Николай… Вот ведь как открыл Господь перед святыми иконами, чья душа просила молитв. А еще мне задавали в Державино один и тот же вопрос: – Почему именно у Ефимовых иконы мироточат? Кто они такие, что удостоились чуда? Чем они лучше нас? Вопрос, на который мне никогда не ответить. Вопрос, на который не ответить никому, потому что только духоносным старцам, святой жизни христианам, по силам будет ответ. Могу сказать лишь одно – значит так надо. Чудеса и являются нам, дабы усмирить непомерную гордыню всезнайства. Я все могу рассчитать, предусмотреть, объяснить, я образован, я начитан, я умен, я не склонен к мистике. А вот и объясни, умный, начитанный и трезвый, как может картонная, тонюсенькая, почти прозрачная на свет, иконка плакать настоящими человеческими слезами или благоухать нездешним ароматом от обильно истекающей благодатной влаги? Объясни. Не можешь?

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-nikolay...

Требуя в награду только веру во Христа, безмездно исцеляли больных великомученик и целитель Пантелеймон , мученики Трифон и Орест Таинский . За подвиг христианского милосердия к недугующим и страждущим прославлен Сампсон странноприимец (27 июня/10 июля). Он жил при имп. Юстиниане, был родом из богатой римской семьи, получил хорошее образование, особенно основательно изучил врачебное искусство, причем изучил с одной только целью – послужить ближнему. После смерти родителей Сампсон раздал наследство нуждающимся, отпустил всех рабов на свободу и ушел в пустыню. Однако вскоре Бог призвал его на другой подвиг: он поселился в небольшом доме в Константинополе и стал принимать странников, больных, нищих. Когда Сампсон исцелил от тяжелой болезни императора Юстиниана (527–565), он, отказавшись от богатых даров, просил построить странноприимный дом с больницей. Император выполнил просьбу святого и назначил этим учреждениям необходимое содержание. Святой безболезненно почил в глубокой старости ок. 530 г., к его гробнице стекалось множество болящих в надежде на его предстательство пред Господом. Служение св. Сампсона в XX веке повторила святая мученица Великая княгиня Елизавета , основавшая в Москве Марфо-Мариинскую обитель, в которой была бесплатная больница, приют, курсы для сестер милосердия, библиотека и др. Уход за больными, забота о нищих и бездомных в обители были соединены с назиданием их в вере и добродетели. Еще один подвиг мирянина – это православное воспитание детей, которое, конечно, немыслимо без личного благочестия. В лике святых прославлены христиане, давшие миру великих святителей, мучеников, преподобных. Напомним их имена. Это мать свт. Григория Богослова св. Нонна; бабушка свт. Василия Великого св. Макрина (исповедница веры) и его мать Эмилия ; мать свт. Григория Двоеслова Сильвия; блж. Моника , мать блж. Августина ; мать прп. Симеона Дивногорца св. Марфа; мать вмч. Пантелеймона св. Еввула ; родители мученика Конона, современники апостолов Нада и Нестор; мать святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских Феодотия ; родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

на время покинул пределы своей епархии из-за угроз со стороны противников его преобразований, направленных на исправление нравственного и духовного состояния клира, монахов и мирян. Прекрасный ритор, автор многих речей, схолий и посланий, а также ряда филологических трактатов - комментариев к античным произведениям. Оригинальностью и остротой отличаются его труды - «Об исправлении монашеской жизни», «О лицемерии». 44. Святитель Василий Великий (330-378) - архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский отец и учитель Церкви. Его родители - пресвитер Василий старший († ок. 341) и святая Эмилия (Эммелия) († 375), имели десять детей, пятеро из которых причислены к лику святых - преподобная Макрина (327-379) и праведная диаконисса Феозва (Феозевия) († 385), а также святители Григорий Нисский (335-394) и Пётр, епископ Севастии Армянской (349- ок. 392). В своих трудах святой Василий фактически заложил основы всей богословской терминологии, всего строя православной догматической мысли, разделив и определив понятия ипостаси и усии (сущности). Отношение лиц Троицы он выражает так: Бог один по существу, но троичен по ипостасям. Богословие святителя послужили основой и для всей христологии IV, V и VI Вселенских Соборов. Святой сыграл видную роль в победе над арианством. С именем святителя Василия связана одна из основных литургий Церкви, совершаемая десять раз в году. Он также ввёл в богослужение антифонное пение. Святой Василий был родоначальником малоазийского общежительного монашества. Оставил после себя множество творений, среди них особенно известен «Шестоднев», излагающий принципы христианской космогонии. За своё милосердие и помощь бедным, а также из-за того, что его память отмечается первого января по старому стилю, в Греции святитель Василий (Ай-Василис) почитается так же, как на Западе святой Николай (Санта-Клаус). 45. Пневматомахи, или полуариане (греч. духоборцы ), - еретики, которые правильно и православно думая о Сыне (они признавали Его единосущие с Отцом), хулили Духа Святого, не сопричисляя Его по Божеству Отцу и Сыну, считая Его сотворённым, подобно Ангелам, существом, находящимся в подчинении Богу-Отцу и Христу. Они не допускали именования Святого Духа Богом и отрицали Его единосущие с Отцом и Сыном. Одно из названий духоборчества, македонианство, происходит от имени Македония I, епископа Константинопольского (342-346 и 351-360), который не был напрямую причастен к ереси, но этим именем после его смерти прикрывались еретики.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Баронесса Елисавета-София-Элеонора Баронесса Вильгельмина-Екатерина-Кунигунда КОЛЕНО XII: Вильгельм-Магнус, подполковник, рождение 1799 Лудвиг-Готгардт, рождение 1800 Леонгард-Георг-Готлиб, рождение 7 мая 1785; женат: 1) на Софие Кюлевейн † 1831; 2) на Елисавете Кюлевейн † 1835 Пётр-Лудвиг, подполковник, рождение 12 ноября 1786 † 1834; женат; 1) на Соббе; 2) на Антонине Ребиндер (во 2-м браке за фон-дер-Лауницом) Готгардт-Магнус-Густав, рождение 1789 † 18.. Александр-Генрих, рождение 24 марта 1805 Фридрих-Вильгельм-Густав-Магнус, рождение 1 января 1807 Иосиф-Константин-Готгардт, рождение 23 июня 1812 Шарлотта-Генриетта София-Мария Генриетта-Евфросиния Эмилия-Елисавета-Иозефина Леонтина-Каролина Николай-Оттон, женат на Марие Будберг Мария, за Будбергом 69) Барон Генрих-Оттон-Карл, рождение 17 декабря 1841 Барон Оттон-Госвин, рождение 21 июня 1847 Готгардт-Вильгельм 5), шведский полковник и комендант крепости дюнамюндской, и братья его: ландрат эстляндский Готгардт-Иоанн, и ландрат лифляндский, шведский подполковник Леонгард-Густав, возведены были Королём Шведским Карлом XI, 21 февраля 1693 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Правнук Леонгарда-Густава, барон Готгардт-Вильгельм, был российским поверенным в делах в Стокгольм и в Неаполе, потом тайным советником и лифляндским губернатором; известен был как писатель, и оставил любопытные рукописи (см. энциклопедический лексикон, том VII, стр. 243). Из старшей, курляндской ветви дворян Будбергов происходил Яков-Фридрих фон-Будберг, живший в половине XVIII века. У него было 3 сына: 1) Андрей Яковлевич (Андрей-Эбергард, рождение 1750 † 20 августа 1812), состоял при воспитании Императора Александра Павловича и Великого Князя Константина Павловича; потом был генералом от инфантерии, кавалер всех российских орденов, и находился министром иностранных дел с июня 1806 по июль 1807 года; женат был на Анне-Елене-Шарлотте Мек; оставил двух дочерей: Екатерину Андреевну и Елену Андреевну; сия последняя, за бароном Будбергом 37); 2) Иван Яковлевич (Готгардт-Иоанн, рождение 1754 † в марте 1798), полковник; женат был на Анне Ивановне Барановой (в последствии графиня Эльмпт, см. статью о графах Анреп-Эльмпт); оставил двух сыновей: а) Андрея Ивановича (рождение 1796), полковника, от брака с Амалиею Стокгорн имеющего двух сыновей: Николая Андреевича (рождение 24 ноября 1834) и Андрея Андреевича (рождение 31 мая 1836); б) Александра Ивановича (рождение 1797), ныне генерал-лейтенант, генерал-адъютант и кавалер святого Александра Невского; 3) Карл Яковлевич (рождение 1755 † 18..) служил подполковником.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010