Свв. Эмилия, Макрина и Феозевия    Бабка, мать и две сестры Василия Великого, по благости Божией, были искренние, дивные рабыни Божии.    Блаженная Эмилия в юных летах своих сильно желала остаться девственницей до смерти. Но рано лишившись матери и отца, у которого гнев императора отнял имущество и жизнь, вынуждена была поступить не по желаниям своим. Редкая красота выставляла ее предметом искательств молодежи, так что был замысел похитить ее. Безродство и опасности для души заставили ее искать себе опоры в благочестивом муже, а общее мнение о высоких качествах адвоката Василия расположило согласиться отдать руку Василию.    Юная супруга Василия нашла себе великую наставницу в матери мужа своего св. Макрине. Бабка св. Василия Великого была дивная жена по уму и благочестию. Она была ученицей св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. Во время Диоклетианова гонения, продолжавшегося при Галерее и Максимине, она и муж ее были в числе тех, которые лучше решились скитаться из одного места в другое, терпеть нищету, голод и все беды, чем изменить вере. Они в 305 г. удалились в леса понтские и семь лет пробыли скитальцами. В дремучем лесу лишены они были всякого человеческого пособия, доходили до крайнего недостатка в пище, но Бог, по молитве их, посылал им дивную помощь. Прекрасные козы, спускаясь с горы, легко подходили к ним и сами отдавались в их руки. Этот видимый покров Всевышнего подкреплял изгнанников в терпении и борьбе за веру. При Ликинии (в 320 г.) конфискованы были имения их. Макрина оставалась твердой в вере. Понятно, как много такая великая жена значила для молодой супруги Эмилии. Внук ее, Василий Великий, писал в свое время к неокесарийцам: «О вере моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкой, блаженной женой, которая по происхождению ваша? Говорю о пламенной Макрине, от которой изучил я слова блаженнейшего Григория, которые и сама она сохраняла, как дар предания, и на нас, еще малютках, напечатлевала, образуя нас догматами благочестия».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

«Нет, – тихо и ласково произнес Лаврентий, – ты должен жить, ты должен видеть торжество Церкви Христовой над гонителями. Ты увидишь, как славный Рим будет повержен перед Христом. Тогда цари и кесари будут отцами, а царицы будут кормилицами и матерями наследия Божия. Из небесного Рая увижу я это. Ты не плачь, брат мой во Христе Эмилий». Святой Лаврентий никогда не знал Эмилия, но Дух Святый открыл ему имя молодого человека. «Расстояние между нами будет невелико, – продолжал Лаврентий. – Мы будем молиться, и молитва соединит нас. А теперь иди. Христос будет с тобой. Аминь». Он поцеловал Эмилия в голову и удалился в угол камеры. Молодой человек быстро вышел, закрыв дверь снова на ключ, прошел тюремный двор, вышел наружу и скрылся в темной ночи. Прошло три дня. Наступило утро восьмого августа. Правитель Маркиан прибыл в город и стал вызывать на допрос видных преступников. Привели к нему и святого Лаврентия. «Ты, кажется, казнохранитель, Лаврентий, – сказал он мученику, – можешь ли ты сдать мне сокровища церковные?» «Могу, – ответил мученик, – только дайте мне два дня». «Даю», – сказал, улыбаясь, Маркиан и велел отпустить Лаврентия на два дня, чтобы он за это время собрал все сокровища храма и принес ему. Прошло двое суток. Утром на третий день явился святой Лаврентий к дому правителя в сопровождении большой толпы нищих. Маркиан встретил его при входе в атриум и спросил: «Собрал ли сокровища?» «Собрал, господин, – ответил Лаврентий. – Выйди и посмотри». Маркиан был поражен, когда увидел множество бедняков, калек, вдов, сирот, слепых, престарелых, увечных, стоявших рядами. «Что значит эта дерзость?» – воскликнул разгневанный Маркиан. «Это – сокровище Церкви, – отвечал Лаврентий, – вот девицы, вдовы, малолетние дети – драгоценные жемчужины Церкви. Вот слепые, хромые, обездоленные – истинное церковное богатство. Употреби их на пользу страны, императора и всего народа. Молитвы их пусть будут оружием в руках ваших против врагов Рима». «Ты смеешься надо мной! – закричал префект.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Александр III заключил с императором сепаратный мир. В соответствии с мирным договором, подписанным сначала в 1176 году в Ананьи, а через год в Венеции, Фридрих признавал Александра III законным папой, а антипапам и их сторонникам выплатил компенсацию. Александр также добился того, что император отказался от назначения своего префекта в Риме, тем самым и от прав на Патримониум Святого Петра. Папа - за исключением наследства Матильды - вновь получал свои прежние владения. Император признавал вселенскую власть папы, а папа признавал законную власть Фридриха и его наследников. Таким образом, папство во второй раз вышло победителем из борьбы с императором. Воины императора доставили папу в Рим, где в 1179 году на III Латеранском соборе он торжественно отпраздновал свою победу над антипапами. Первый из 27 принятых на соборе канонов гласил, что в будущем для избрания папы необходимо большинство в две трети голосов от общего количества присутствовавших кардиналов. Этот канон действует и в настоящее время, но устанавливает большинство в две трети плюс один голос. Среди прочих декретов собора важным был декрет о запрещении симонии, конкубината (сожительства), а также накопления церковных благ (cumulacio beneficiorum). Папские законы, регулировавшие избрание пап, и решения собора на практике не действовали. Об этом свидетельствует тот факт, что от первого, наиболее известного постановления о порядке избрания пап, декрета 1059 года «In nomine Domini», до 1180 года было наибольшее количество антипап: против 15 считавшихся законными пап боролись 13 антипап. Тем временем Фридрих I одержал дома победу над своим противником Генрихом Львом и заключил в 1183 году мирное соглашение с ломбардскими городами. Император после Леньяно намеревался заложить фундамент своей власти на полуострове не в Ломбардии, а в Центральной Италии. Государство папы было охвачено кольцом императорских владений (Сполето, Анкона, Романья, Тоскана), к тому же Южная Италия находилась в руках норманнов, что еще больше изолировало Церковное государство от внешнего мира. Фридрих во времена понтификата бездеятельного папы Луция III (1181-1185) путем династических браков заполучил для своей семьи Сицилию. Фридрих обручил своего сына, будущего Генриха VI, с наследницей сицилийского королевства, Констанцией; бракосочетание состоялось в 1186 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/441611/

Пий IX все чаще собирал вокруг себя епископов вселенской церкви, чтобы перед ними и над ними осуществлять свою наставническую миссию. 8 декабря 1854 года перед собравшимися в Риме приблизительно двумястами епископами папа провозгласил постулат о непорочном зачатии Девы Марии. Догматическое решение о почитании Девы Марии как бы подтвердилось и усилилось благодаря Лурдскому чуду - явлению Марии одной пастушке . Все это не могло не показаться игнорированием науки, вызовом по отношению к научному мышлению. В то время как церковь спасалась от действительности бегством в мир чудес, буржуазное развитие неудержимо шло вперед. Этот процесс наблюдался и в Италии. Война Франции и Пьемонта 1859 года против Австрии закончилась сокрушительным поражением австрийцев под Маджентой и Сольферино, и они были вытеснены почти изо всей Северной Италии. Полному освобождению Италии помешал Наполеон III. Дипломатия Кавура в период войны объединила все итальянские освободительные движения. Так, на стыке 1859 и 1860 годов значительная часть Церковного государства высказалась за присоединение к Пьемонту (Модена, Парма и Романья). Тем временем Гарибальди начал освобождение Южной Италии, находившейся под господством Бурбонов. После занятия Сицилии и Неаполя войска Гарибальди с юга двинулись на Церковное государство. С севера пьемонтская армия вторглась на территорию, еще занимаемую Церковным государством. Тогда Пий IX собрал почти двадцатитысячный иностранный легион, состоявший большей частью из французов, австрийцев, швейцарцев и бельгийцев, для защиты своего государства. Однако 18 сентября 1860 года папская армия потерпела от пьемонтских войск полное поражение. В начале ноября к единой Италии были также присоединены Умбрия и маркграфства. С этого времени власть папы оказалась ограниченной до размеров Рима и Патримониума Петра (четвертая часть прежней территории государства). Этот остаток Церковного государства был спасен для папы лишь благодаря оккупации его французской армией. Пий IX отлучил от церкви «грабителей» Церковного государства, в том числе и короля Пьемонта.

http://sedmitza.ru/lib/text/441683/

В 952 г., разгромив даннов (датчан), король разделил Ютландию на три епископии и подчинил их Гамбургскому архиепископу. То же случилось и с городом Ольденбургом, который Оттон отвоевал у славян, – созданное здесь епископство он также переподчинил архиепископу Гамбурга. Таким образом, четыре народа – шведы, данны, норманны, а также славяне Балтии оказались под духовной властью Гамбургского архиепископа. Король же назначал в случае вдовства епископской кафедры новых архиереев, включая епископа влиятельного города Регенсбурга 239 . Столь же религиозной была и его семья. Достаточно сказать, что один из сыновей Оттона Великого, Вильгельм, станет архиепископом Майнца, а его единственная дочь Матильда, «украшение монахинь», будет единогласно избрана аббатисой известной обители св. Сервация в Квидленбурге. И когда в Риме начались ужасные нестроения, папа Иоанн XII по вполне понятным причинам воззвал к Оттону Великому. Не в правилах короля было сидеть без дела, и он, перейдя границы Италии, ввел в Рим свое войско. В качестве благодарности 2 февраля 962 г. король был торжественно коронован папой императором Западной Римской империи, и сам понтифик принес ему клятву верности 240 . Впрочем, и император по старому Каролингскому обычаю дал понтифику клятву, в которой содержались следующие строки: «Обещаю тебе, что когда вступлю в Рим, сделаю все от меня зависящее для твоего и Римской церкви благополучия. Обещаю, что никогда не буду покушаться на жизнь и здоровье папы и не позволю другим, насколько это в моей власти, причинять ему какой-либо вред. Находясь в Риме, не буду ни проводить собраний, ни издавать постановлений по делам, относящимся к папе и населению города без твоего, святой отец, согласия. И все, что перейдет ко мне из собственности Римской церкви, возвращу обратно. Моих заместителей, назначаемых для управления Итальянским королевством, заставлю присягнуть, что они будут твоими помощниками и защитниками вотчины св. Петра». Новый император подписал помимо этого так называемую «Оттонову грамоту» ( " Ottonianum»), в которой перечислялись территории, находящиеся во владении понтифика. В частности, Римское герцогство, Равеннский экзархат, Романья и Пентаполь, Сицилия и Южная Италия признавались вассалами папы. Это был переломный момент в истории Запада. После долгих десятилетий забвения Оттон Великий реставрировал старую Каролингскую империю и сделал папу своим капелланом, орудием императора, своей «частной Церковью» и вассалом. Хотя, с другой стороны, исключительно папа получал права короновать то или иное лицо императорской короной. И то обстоятельство, что в ближайшие 25 лет двадцать один Римский епископ будет поставлен императорской властью, в значительной степени уравновесится тем, что ни один император Запада не становился оным без папского благословения 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа имел формальный сюзеренитет над городами, обладал правом постоя, особенно актуальным в связи с частыми беспорядками в Риме в XIII в., правом ежегодного получения от городов денежных выплат и военной помощи. Перенос резиденции пап в нач. XIV в. в их южнофранц. владения (см. «Авиньонское пленение пап» ) имел негативные последствия для П. о. в Италии. Венецианская республика захватила Феррару (1308-1317), правитель Милана Джованни Висконти - Болонью (1350), в Риме предводитель пополанов Кола ди Риенцо дважды пытался восстановить Римскую республику (1347, 1354). Значительных успехов в восстановлении папской власти в Центр. Италии добился кард. Хиль (Эгидий) Альварес Каррильо де Альборнос (1302-1367), к-рого папа Римский Иннокентий VI (1352-1362) в июне 1353 г. назначил своим легатом и викарием с неограниченными полномочиями. Уже к сер. 1357 г. Альборнос смог восстановить контроль над большей частью П. о., в сент. 1358 г. (после отставки и повторного назначения легатом) добился признания власти папы в Болонье. Одновременно с восстановлением власти Римского понтифика в П. о. шло формирование правовой базы отношений между Папским престолом и городскими коммунами: 29 апр. 1357 г. Альборнос обнародовал «Liber constitutionum Sanctae Matris Ecclesiae» (Книгу установлений святой Матери-Церкви), известную как «Consmimumiones Aegidianae» (Эгидианские конституции). Эти установления действовали в качестве уложения Папского гос-ва до эпохи наполеоновских войн и принесли Альборносу славу второго его основателя ( Schimmelpfennig. 1996. S. 244). Согласно «Consmimumiones Aegidianae», П. о. делилась на 7 провинций: Анконская марка, герц-ство Сполето, Романья, Патримоний св. Петра в Тусции, Кампания, Маремма, Беневенто. Важным достижением стало создание единой системы папских судов. Несмотря на эти успехи, попытка папы Урбана V (1362-1370) вернуть папскую резиденцию в Рим потерпела неудачу из-за противодействия миланского рода Висконти. В 1375 г. при поддержке Флорентийской республики начались антипапские восстания в ряде городов П. о. («война восьми святых»). Восстания были подавлены к 1378 г., но начавшаяся схизма в католической Церкви привела к новым беспорядкам в П. о. (см. в ст. Климент VII , антипапа).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Церковь Сан-Джованни-Эванджелиста (424-434, клеристорий ок. 600, многократно перестраивалась) имеет ряд греч. черт, в частности граненую апсиду и 2 башни на зап. фасаде (предположительно реконструированные). То же можно сказать и о ц. Сант-Аполлинаре-Нуово (ок. 490 - ок. 505), совмещающей зап. план с граненой апсидой, а также включающую привезенные из К-поля капители ( Krautheimer. 1986. P. 185-187). Церковь Сан-Микеле-ин-Аффричиско (545), полностью перестроенная в светское здание, имела характерное для Сирии разделение нефов арками большого пролета на массивных столбах. Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе (532-549), наиболее сохранная из равеннских базилик, также имеет полигональную апсиду и даже небольшие пастофории с апсидами на концах боковых нефов. Вост. черты проникали и в архитектуру соседних с Равенной земель. Так, базилика Санта-Мария-делле-Грацие в Градо близ Аквилеи (обл. Фриули-Венеция-Джулия) имеет апсиду, скрытую с востока стеной, что характерно для христ. Востока. При этом стоящая по соседству, прекрасно сохранившаяся базилика Сант-Эуфемия (после 571-580) имеет обычную для И. полуциркульную апсиду. Полигональную апсиду имеет редкая, хорошо сохранившаяся однонефная ц. Сан-Микеле-ин-Ачерволи в Сантарканджело-ди-Романья близ Римини (кон. VI в.). Наиболее выдающейся постройкой Равенны является центрический храм Сан-Витале (525-547), относящийся к наивысшим достижениям архитектуры христ. Римской империи. Развивая традиции, заложенные в ц. Сан-Лоренцо в Милане и храмах Св. Софии (532-537) и Сергия и Вакха (после 527 - до 536) в К-поле, зодчий создал огромное, осененное куполом пространство, окруженное 2-ярусной арочной галереей. Здесь это пространство решено в виде октаконха с 7 идентичными арочными экседрами и углубленной вимой с полуциркульной апсидой. Октаконх вписан в пониженный октагон внешних стен, из к-рого пространственно выделяются вима с граненой апсидой и 2 диагонально примыкающие к ней ротондальные капеллы, а также нартекс с 2 боковыми апсидами и 2 лестничными башнями.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Летом 1280 г. по поручению папы Николая III Джироламо да Асколи участвовал в переговорах о мире между герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291) и сицилийским кор. Карлом I Анжуйским (1266-1282). Николай IV, папа Римский. Скульптура в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 2-я пол. XVI в. Скульптор Л. Сормани Николай IV, папа Римский. Скульптура в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 2-я пол. XVI в. Скульптор Л. Сормани При преемниках Николая III Джироламо да Асколи сохранил и упрочил свое положение в Римской курии. Папа Римский Мартин IV (1281-1285) возвел его в достоинство кардинала-епископа Палестрины (12 апр. 1281). Это, по-видимому, способствовало налаживанию тесных связей кардинала с представителями знатного рим. рода Колонна, поскольку центром их владений была именно Палестрина. В 1283 г. Джироламо да Асколи и кард. Джакомо Колонна как папские легаты вели переговоры о заключении мира между гвельфами и гибеллинами в обл. Романья. Вероятно, Джироламо да Асколи участвовал в подготовке буллы папы Мартина IV «Ab fructus uberes» (13 дек. 1281), предоставлявшей членам ордена францисканцев новые привилегии (в т. ч. право проповедовать и принимать исповеди на основании разрешения только от их собственного начальства). В 1285 г. по поручению папы Римского Гонория IV (1285-1287) он инспектировал положение дел в жен. монашеской общине, основанной Маргаритой († 1280), сестрой кард. Джакомо Колонна и сенатора (светского правителя) Рима Джованни Колонна, в Кастель-Сан-Пьетро, близ Палестрины. Для монашеской общины был составлен устав по образцу устава кларисс ; по совету Джироламо да Асколи папа Римский Гонорий IV перевел общину в помещение при ц. Сан-Сильвестро-ин-Капите, одной из старейших и богатейших рим. церквей. Выборы нового папы Римского, начавшиеся после смерти Гонория IV (3 апр. 1287), ознаменовались противостоянием разных партий и, затянувшись на 10 месяцев, были омрачены смертью 6 кардиналов и эпидемией чумы в Риме, приведшей к приостановке на нек-рое время процесса голосования.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

По мнению Л. С. Ле Нена де Тиймона и болландистов, Житие святых М. и Льва было составлено в IX-X вв.; совр. исследователи датируют его рубежом IX и X вв. (напр.: Frioli. 2010. P. 100; Savigni. 2010. P. 53, 55). Ланцони предположил, что Житие редактировалось под влиянием агиографических сказаний о св. епископах, почитавшихся в разных городах обл. Романья. Исследователь связывал эти сказания с росписями базилики в Форли, сгоревшей в 1173 г., к-рые интерпретировались как изображения победы христ. миссионеров над язычеством и арианством ( Lanzoni F. San Mercuriale vescovo di Forlм nella leggenda e nella storia. R., 1905). Одно из этих сказаний было посвящено св. Гауденцию, еп. Ариминскому, о к-ром не сохранилось точных сведений (с VII-VIII вв. его почитали как покровителя Римини). По мнению Ланцони, первоначально св. Гауденция считали 1-м епископом города, жившим в эпоху гонений на христиан, при императорах Диоклетиане и Максимиане. Это предание повлияло на «краткую редакцию» Жития святых М. и Льва, сохранившуюся, как полагал исследователь, в рукописи R. Впосл. возобладало мнение, что Гауденций жил в IV в. и защищал правосл. веру во времена арианского кризиса; после Собора, созванного имп. Констанцием II (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор ), епископ бежал из города и впосл. был убит арианами. Поэтому в «интерполированную редакцию» Жития М. и Льва было внесено упоминание о еретике Марциане и гонениях на православных (см.: Lanzoni. Diocesi. P. 707-710). Однако Донати и Дзанфини доказали несостоятельность гипотезы Ланцони, к-рый ошибочно считал искаженный текст в рукописи R ранней редакцией Жития ( Donati. 2010. P. 201). Сохранившиеся Жития св. Гауденция были составлены не ранее XI в. (BHL, N 3275-3276; см.: Frioli. 2010. P. 91-96; Simonetti A. Santi romagnoli tra anmichima e medioevo: Gaudenzio da Rimini//Hagiographica. 2010. Vol. 17. P. 1-37). Т. о., нет оснований считать, что эти произведения могли повлиять на Житие М. и Льва, хотя можно согласиться с мнением Ланцони о том, что рассказ о еретике Марциане основан на воспоминаниях об арианстве и Ариминском Соборе ( Donati. 2009. P. 124).

http://pravenc.ru/text/2562048.html

(Ок. 1053-1055, Бледа или Галеата, Романья - 21.01. 1118, Рим; до избрания папой - Райнерий (Раньери)), папа Римский (с 13 авг. 1099). Сведений о происхождении и молодых годах Райнерия почти нет. Известны лишь имена его родителей (Кресценций и Альфатия) и 4 братьев ( Servatius. 1979. S. 9-10). В раннем возрасте Райнерий принес монашеские обеты, возможно, в бенедиктинском аббатстве св. Илария (Сант-Эллеро) близ Галеаты. Церковный историк Ордерик Виталий называет Райнерия монахом мон-ря «Vallis Brutiorum» (вероятно, Валломброза, но идентификация остается спорной - The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis/Ed. M. Chibnall. Oxf., 1979. Vol. 5. P. 194). Согласно написанному кард. Пандульфом (по др. версии - его анонимным продолжателем) папскому жизнеописанию в Liber Pontificalis , в возрасте 20 лет Райнерий приехал по делам своего мон-ря в Рим, где снискал расположение папы Григория VII (1073-1085) (LP. T. 2. P. 296). Он стал аббатом мон-ря св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура), принадлежавшего к Клюнийской конгрегации ( Sigeberti Gemblacensis Chronica//MGH. SS. Scr. T. 6. P. 368-369), после 1078 г. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Климента. В 1089 г. папа Урбан II (1088-1099) назначил Райнерия легатом в Кастильско-Леонском королевстве для разрешения конфликта вокруг епископской кафедры Сантьяго-де-Компостела. Созванный Райнерием Собор в Леоне (март 1090) восстановил на кафедре еп. Диего Пелаэса (1070-1088), к-рый был смещен по решению кор. Альфонсо VI (1065-1109), но обратился с апелляцией в Рим. Альфонсо VI отказался признать решение Собора и вскоре добился от папы Урбана II подтверждения смещения с кафедры еп. Диего. На обратном пути Райнерий совершил крещение (или, более вероятно, конфирмацию) Понтия, сына графа Мельгея (в Лангедоке), буд. аббата Клюни (1109-1122). С 1091 г. Райнерий входил в ближайшее окружение папы Урбана II, сопровождал его в поездках по Италии и Франции, в т. ч. на Клермонский Собор (1095). После смерти Урбана II его сторонники, собравшиеся в базилике св. Климента, избрали папой Райнерия (13 авг. 1099), к-рый принял имя Пасхалий, очевидно в честь папы Пасхалия I (817-824), получившего от имп. Людовика Благочестивого привилегию (Pactum Hludovicianum) о праве свободного избрания папы Римского без вмешательства светской власти. Тем самым П. декларировал намерение продолжить политику предшественников, в т. ч. борьбу за инвеституру против имп. Генриха IV (1084-1106) и его ставленника - антипапы Климента III (1080-1100). Сразу после избрания П. был облачен в пурпурную мантию - знак имп. достоинства, затем состоялась церемония интронизации перед Латеранским дворцом, где папа получил знаки власти над Патримонием св. Петра (см. Папская область ): 7 ключей, 7 печатей и скипетр. На следующий день (14 авг.) он был коронован в базилике св. Петра (LP. T. 2. P. 296-297). Коронация П. стала одним из первых примеров подобной церемонии в отношении папы Римского (подробнее см. в ст. Николай II , папа Римский).

http://pravenc.ru/text/2579159.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010