В домике матушки Александры потом жили и схимонахиня Марфа, и монахиня Елена Васильевна, хотя и числилась настоятельницей Девической киновии в пределах канавки. Не захотела подвижница покидать это благодатное место. Матушка Александра прожила в этом своем домике год и умерла в нем в 1789 году. Матушка Александра была тайной монахиней почти всю свою жизнь и по совету киевских старцев именовалась своим светским именем – Агафией Семеновной. Только за неделю или две до смерти была пострижена в великий ангельский образ – схиму во время вечерни казначеем Саровской обители о. Исаией, с именем Александра. Нужно понять то страшное для монастырей время, когда при Екатерине было закрыто 500 монастырей и насельники были совершенно бесправны. В Дивееве постоянное присутствие матушки Александры так же ощутительно, как и батюшки Серафима. Почти в каждой келии имелся ее или живописный, или литографический портрет. Прием паломников всегда начинался с приведения их к портрету матушки. Посещение ее могилки было неопустительное. Даже когда настало время назначить новую начальницу ее корпуса, после смерти предыдущей, то сама матушка Эмилия рассказывала мне: матушка-игумения накануне видела сон, что собрались все сестры, и матушка первоначальница говорит: «Где же моя Эмилия, мне нужно монахиню Эмилию». Она и была назначена начальницей, и это оказалось очень удачно. Теперь приведем несколько случаев, когда матушка Александра являлась людям и как она исцеляла многих. Мы уже приводили случай с отцом Василием Садовским. Всего не перечислить. Но видение матушки Александры затворнику иеромонаху Серафиму (Смыкову) в Краснодаре в 1942 году мне хотелось бы привести. Отец Серафим только что вышел из 12-летнего затвора, и я, узнав об этом, отправился к нему. Очень духовно мы побеседовали. Через некоторое время я опять зашел к нему, и он прямо кинулся ко мне и говорит: «Как вы счастливы!» – «Чем же, отец Серафим?» – «Сегодня ночью я видел матушку Александру в видении и она говорила мне о вас. Я в страшном удивлении воскликнул: «Матушка, вы знаете Степана Николаевича?» Я спросил о. Серафима: «Что же матушка ответила?» – «Этого матушка не велела говорить!» Так и осталось тайной. Отец Серафим, уже в сане архимандрита, присутствовал на моем рукоположении.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

На обратном пути, поздним вечером, на скоростной трассе, у нашей машины лопнуло колесо. Сзади неслось три дальнобойщика, мы прямо перед ними вынужденно перестроились из левого ряда вправо, на обочину. Запаски в машине не было. Так что мы на обочине отдохнули два часа, пока нас не заметила полиция, и тогда вызванный эвакуатор повез нас вместе с машиной в монастырь (за 400 долларов). Прибыли в обитель около четырех утра. Кто-то сказал, что бесы отомстили за Сергея. Слава Богу, хоть живы остались. А Сережа, поди, спит сейчас в теплой келье и видит добрые сны. «Эх, бедолага, ну спи, Серега!»  «Будьте, как дети» Только что вернулся с урока нашей Детской школы, у меня класс — 6–7летних. Давно бы нужно было начать записывать их перлы. Сегодня удержаться не могу. На уроке дети спросили меня, жил ли я при советской власти. С широко открытыми глазами слушали мой рассказ о той жизни; я приводил красноречивые примеры — параллели с современной жизнью, чтобы им было понятней. Правда, про мавзолей Ленина на Красной площади я смог рассказать в настоящем времени. Семилетний Андрей поинтересовался, как Ленин потерял веру в Бога, а шестилетний Тихон сказал, что у Ленина были рога, он, дескать, точно знает. Пришлось объяснить, что Ленин был обычным человеком и в детстве — таким же мальчиком, как они… Потом были такие диалоги: Я: «Мы сейчас с вами почитаем житие святого Евстафия Плакиды». Эмилия: «А он называется “Плакида”, потому что он всегда плакал?». Я: «Святой Евстафий Плакида жил в Риме. Вы знаете, где находится Рим?» Эмилия: «Да, там, где римляне живут». Я: «… и вот Евстафий Плакида решил отказаться от язычества и принять Христианство…» Тихон: «А его жена тоже вместе с ним стала русской?» Я: «Дети, а как вы думаете, в наше время существуют язычники?» Тихон: «Нет». Андрей: «Они есть!» Я: «А где они?» Андрей: «Не знаю». Я: «А почему же ты говоришь, что они есть?» Андрей: «Я так думаю, что они есть, но где они, я не знаю…» Я: «Много язычников живет в Индии». Тихон: «А почему русские не пойдут и не расскажут тем язычникам про веру в Бога?»

http://azbyka.ru/fiction/angely-prixodya...

    Свв. Эмилия, Макрина и Феозевия   Бабка, мать и две сестры Василия Великого, по благости Божией, были искренние, дивные рабыни Божий. Блаженная Эмилия в юных летах своих сильно желала остаться девственницей до смерти. Но рано лишившись матери и отца, у которого гнев императора отнял имущество и жизнь, вынуждена была поступить не по желаниям своим. Редкая красота выставляла ее предметом искательств молодежи, так что был замысел похитить ее. Безродство и опасности для души заставили ее искать себе опоры в благочестивом муже, а общее мнение о высоких качествах адвоката Василия расположило согласиться отдать руку Василию. Юная супруга Василия нашла себе великую наставницу в матери мужа своего св. Макрине. Бабка св. Василия Великого была дивная жена по уму и благочестию. Она была ученицей св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. Во время Диоклетианова гонения, продолжавшегося при Галерее и Мак–симине, она и муж ее были в числе тех, которые лучше решились скитаться из одного места в другое, терпеть нищету, голод и все беды, чем изменить вере. Они в 305 г. удалились в леса понтские и семь лет пробыли скитальцами. В дремучем лесу лишены они были всякого человеческого пособия, доходили до крайнего недостатка в пище, но Бог, по молитве их, посылал им дивную помощь. Прекрасные козы, спускаясь с горы, легко подходили к ним и сами отдавались в их руки. Этот видимый покров Всевышнего подкреплял изгнанников в терпении и борьбе за веру. При Ликинии (в 320 г.) конфискованы были имения их. Макрина оставалась твердой в вере. Понятно, как много такая великая жена значила для молодой супруги Эмилии. Внук ее, Василий Великий, писал в свое время к неокесарийцам: «О вере моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкой, блаженной женой, которая по происхождению ваша? Говорю о пламенной Макрине, от которой изучил я слова блаженнейшего Григория, которые и сама она сохраняла, как дар предания, и на нас, еще малютках, напечатлевала, образуя нас догматами благочестия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Друг юности свт. Василия Великого – свт. Григорий Богослов в надгробном слове ему говорил: «Первый возраст: Василий был повит пеленами и образован в лучшее и чистейшее создание под руководством великого отца... Под сим руководством чудный Василий обучался делу и слову, которые в нем возрастают вместе и соответствуют одно другому. И как благодетельно было для Василия, что он дома имел образец добродетели, на который взирая, вскоре стал совершенным» 33 . Родители отца Василия Великого , адвоката Василия, в годы гонений Диоклетиана в течение семи лет скрывались в лесах, мать его – Эмилия – была дочерью мученика. Эта семья во втором и третьем поколении дала миру еще двух святых. Начальное религиозное воспитание в этой семье шло в основном от женщин, а в более старшем возрасте большое влияние на детей и их друзей оказывал отец; он и запечатлелся в памяти их друга Григория Богослова . Читая письма и слова Василия Великого , его братьев и сестры Макрины, ощущаешь мудрую любовь между членами этой удивительной семьи. После смерти старшего брата Василия свт. Григорий Нисский закончил его творение «Шестоднев». Сестра Феозва сопровождала свт. Григория в ссылку, разделяя с ним все невзгоды жизни в изгнании. Не только любовь к Василию, товарищу школьных лет, но любовь и уважение ко всем членам вырастившей его семьи чувствуется во многих строках свт. Григория Богослова . «Умерла Эмилия, – писал он, – которая даровала миру свет стольких превосходных чад, и сынов и дочерей, посягших и непосягших, которая была благочадна и многочадна... священная награда твоему благочестию – честь твоих чад, с которыми ты имела одно стремление» 34 . В этой семье с активным христианским воспитанием не было извечной проблемы «отцов и детей». Другая святая женщина – Нонна (†374, пам. 5 авг.) обратила в христианскую веру своего мужа-язычника, он стал пресвитером, а затем епископом Назианским (†374, пам. 1 янв.) 35 . В благочестии был воспитан их сын – великий учитель Церкви Григорий Богослов (пам. 25 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Лелевель, Иоахим (1786–1861) — выдающийся польский историк и прогрессивный общественный деятель; активный участник польского освободительного восстания 1830–1831 годов, после подавления которого эмигрировал в Париж, где возглавил эмигрантский Национальный польский комитет. Высланный из Франции за воззвание комитета «К братьям-русским», призывавшее к совместной борьбе против царизма, Лелевель поселился в Брюсселе и был избран вице-председателем Международной демократической ассоциации, основанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. В феврале 1848 года вместе с Марксом подписал адрес «Гражданам членам Временного правительства Французской республики». К. Маркс дал высокую оценку трудам Лелевеля по исследованию процесса закрепощения польского крестьянства. 159 То Litwinka, dziewica bohater, wódz Powstaców: Emilia Plater (Это литвинка, девушка-герой, вождь повстанцев: Эмилия Плятер) — строки из стихотворения великого польского поэта Адама Мицкевича (1793–1855) «Смерть командира» (1832). Эмилия Плятер (1806–1831) — польская патриотка, с детства мечтавшая о роли Жанны д’Арк. В период восстания 1830 года она организовала отряд и вела бои с царскими солдатами. Произведенная в чин капитана генералом Хлаповским, она не захотела с ним отступать в Пруссию, а решила пробиваться к Варшаве. Изможденная лишениями, она умерла в хате лесника 23 декабря 1831 года. По другой версии, Плятер была перенесена родственником в усадьбу и стала поправляться, но умерла от горя, узнав о падении Варшавы. 160 …из того же поэта можно было бы написать: I nie potrzeba tiumaczy Со ckc stysze, со zobaczy. 161 Трип (франц.) — шерстяной бархат. 162 Еще Гагстгаузен это видел…— Гагстгаузен, Август (1792–1866) — прусский барон, реакционер, автор работ по экономическим вопросам. По предложению Николая I в 40-х годах совершил поездку по России. В сочинении «Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России» (1847–1852) восхвалял деревенскую общину как оплот крепостничества и самодержавия. Герцен и Чернышевский подвергли реакционные выводы Гагстгаузена резкой критике. 163

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Понтус Фёдорович, рождение 1 марта 1806; женат на баронессе Анне Розен Лудвиг Христофорович, полковник; женат 1) на Анне Диконской; 2) на девице ф. Ярмерштет (от 1-го брака дочь) Ольга Христофоровна, за генерал-лейтенантом Александром Ермолаевичем Бурманом Германн † в юношестве Оттон, рождение 24 августа 1824; женат на Софие ф. дер-Ховен Мария, за бароном Адолардом Тизенгаузеном Паулина Амалия Матильда, за графом Эрнестом Мантейфелем Иозефина, за Аммосовым Агнеса Пётр-Александр, рождение 2 января 1813; женат на графине Юлие Карловне Ребиндер Георг-Эгмонт, майор, рождение 5 мая 1815 † 1852 Карл-Эдуард, флота лейтенант, рождение 1846 † 18.. Карл-Оттон, рождение 23 ноября 1819 Оттон-Ричард, рождение 11 июня 1828 Елена-Магдалина Шарлотта-Вильгельмина, за Лидерсом Шарлотта-Паулина Оттон Иванович, рождение 2 февраля 1806 † 1834 Егор Иванович, действительный статский советник, рождение 4 августа 1807 Гертруда-Елисавета, за Бернгардом ф. Цурмилен Иоанна-София, рождение 1805 † 18.. Граф Александр Иванович Бреверн де-Лагарди, свиты Е. И. В. генерал-майор и командир кавалергардского полка, рождение 4 января 1814; женат на Марие Александровне Воейковой Юлий Иванович, рождение 24 августа 1821 Магнус Иванович, рождение 14 декабря 1825 Юлия-Люция Екатерина-Иоанна, за бароном Оттоном Стакельбергом Екатерина-Маргарита Иван Христофорович, статский советник и лифляндский вице-губернатор; женат на Екатерине ф. Арпс Александр Христофорович, флигель-адъютант Юлия, за ф. Эльзеном Терезия, за Альфонсом ф. дер-Рооп Эмилия Елисавета, за ф. Кригерном Клаудина, за Григорием ф. Бреверн Дитрих, рождение 6 января 1816; женат на Елисавете ф. Платер Эдуард Николай, рождение 10 декабря 1831 Вильгельмина-Юлия-Елисавета Александра-Эмилия-Шарлотта Карл-Ганс, рождение 1808 † 1837 Юлия, рождение 1811; женат на баронессе Марие Икскуль ф. Гильденбандт Григорий, рождение 1814; женат на Клаудине Бреверн Паулина-Генриетта, за Германом ф. Гарпе КОЛЕНО VI: Александр Елисавета, за бароном Лудвигом Икскуль ф. Гильденбандтом

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

христиане были огорчены тем, что не смогли их достойно похоронить ( Aug. De cura pro mortuis gerenda ad Paulinum// S. Aurelii Augustini Opera/Ed. J. Zycha. Vindobonae, 1900. T. 5/3. P. 633-638. (CSEL; 41); см.: Rose P. J. A Commentary on Augustine " s «De cura pro mortuis gerenda»: Rhetoric in Practice. Leiden; Boston, 2013. P. 64, 221, 227-235). Греч. текст «Церковной истории» был использован в визант. комментарии на 1-е Послание Петра, к-рый приписывается Икумению; автором Послания Лугдунской Церкви там назван Ириней Лионский (PG. 119. Col. 535-538). В латинские агиографические сборники повествование о Л. м. из «Церковной истории» включено как самостоятельное произведение, озаглавленное «Мученичество 48 мучеников, пострадавших в Лугдуне» (иногда оно именовалось Мученичеством Бландины или Потина; см.: Quentin. 1908. P. 149-150). Самая ранняя рукопись, в к-рой содержится Мученичество,- Кодекс Вельзера, созданный в сер. VIII в. в Сев. Франции (Monac. Clm. 3514. Fol. 215-232). В «Церковной истории» названы имена лишь 10 мучеников (Александр, Алкивиад, Аттал, Библида, Бландина, Веттий Эпагат, Матур, Понтик, Потин и Санкт). По свидетельству Евсевия, в Послании был приведен полный список имен Л. м. с указанием обстоятельств их кончины. Этот список, скорее всего восходящий к агиографическому своду Евсевия, сохранился в ряде лат. источников: в Иеронимовом мартирологе, в сочинении Григория Турского «О славе мучеников»; в легендариях он приложен к Мученичеству Л. м. Согласно А. Кантену, самым близким к первоначальной версии является перечень имен в легендарии Brux. 207-208 (XIII в.). Исследователь так реконструировал список мучеников: Веттий, Захария, Макарий, Алкивиад, Сильвий, Прим, Ульпий, Виталий, Комминий, Октобер, Филомин, Геминас, Юлия, Альбина, Грата, Эмилия, Потомена, Помпея, Родана, Библис, Кварта, Матерна, Эльпис (она же Аммас); отданные на растерзание зверям: Санкт, Матур, Аттал, Александр, Понтик, Бландина; умершие в темнице: Арестий, Потин, Корнелий, Зосим, Тит, Зотик, Юлий, Аполлоний, Геминиан, Юлия, Авсона, Эмилия, Гамника, Помпея, Домна, Мамилия, Юста, Трофима и Антония (всего 48 имен).

http://pravenc.ru/text/2110761.html

513 О возможном монтанизме лионского мученика Алкивиада см.: Tabbernee W. Fake Prophecy and Polluted Sacraments. P. 223–224. 515 Ириней Лионский (ок. 130–202 гг.) – христианский теолог и писатель. Возможно, происходил из Малой Азии, был учеником Поликарпа Смирнского . После мученической смерти Потина стал еписокпом Лиона, где, как считается, и был казнен в 202 г. Основной литературный труд Иринея – «Обличение и опровержение лжеименного знания». Подробнее о нем см.: Федченков С. А. Святой Ириней Лионский . СПб., 2010; Osborn О. Irenaeus of Lyons. Cambridge, 2001; Irenaeus. Life, Scripture, Legacy/Ed. S. Parvis, P. Foster. Minneapolis, 2012. 516 Этот сборник мученичеств, составленный Евсевием, утрачен; сохранилось лишь его сочинение «О Палестинских мучениках» (см.: Carriker A. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden, 2003. P. 250–255). 517 «Хроника» Евсевия-Иеронима относит преследования в Лионе к 167 г. (Hier. Chron., 236), но сам Евсевий пишет, что это произошло в семнадцатый год царствования Антонина Вера (Марка Аврелия). Современные исследователи полагают, что гонения произошли если не в 177 г., то около этого времени. (См.: Barnes Т. D. Eusebius and the Date of the Martyrdoms//Les martyrs de Lyon. P. 137–143; Dehandschutter B. A Community of Martyrs: Religious Identity and the Case of the Martyrs of Lyons and Vienne//More than a Memory. The Discourse of Martyrdom and the Construction of Christian Identity in the History of Christianity/Ed. J. Leemans. Leuven, 2005. P. 6–8.) 518 Их имена приводит Григорий Турский : Веттий Эпагаф, Захария, Махарий, Алкипиад (Alcipiadis), Сильвий, Прим, Альпий, Витал, Комминий, Октобер, Филомин, Гемин, Юлия, Альбина, Грата, Эмилия, Постумиана, Помпея, Родоны, Библида, Кварта, Матерна, Элпенипса, Стамас, Санкт, Матур, Александр, Понтик, Бландина, Аресций, Фотин, Корнелий, Зотим, Тит, Зотик, Юлий, Эмилия, Гамниты, Помпея, Алюмна, Мамилия, Юста, Трифимы, Антиония, Фотин епископ (Mir., I, 48). (Подробнее см.: Quentin H. La liste des martyrs de Lyon de l’an 177. P. 113–138.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так у кого же больше прав отчаиваться, – у тех ли, кто пользуется здоровьем, жизнью, но будет должен, может быть, всю оставшуюся жизнь больше работать, или у тех, кто знает, что возможно, скоро умрет, а как бы еще хотелось поработать и порадоваться, но этого не будет? Эмилия из Тыргу-Жиу – одна из тех, для кого медицина не могла уже ничего сделать. У нее была огромная рана на ноге, не поддававшаяся лечению, и врачи в один голос предлагали ей отрезать ногу. И хотя ее мучили страшные боли, она не отчаивалась, с горячей верой молясь Богу. Пока в конце концов один батюшка со Святой Горы не рассказал ей о той освящающей благодати, какой обладают мощи святых узников коммунистических тюрем, и о помощи, какую получают сегодня многие люди по ходатайству этих новомучеников Христовых. Узнав, что часть их святых останков хранится в храме тюрьмы Аюд, Эмилия не стала долго раздумывать. Она села в такси и пересекла более половины территории Румынии, чтобы поклониться тем, кто своими страданиями, сравнимыми со страданиями мучеников первых веков христианства, обрел великое дерзновение пред Христом. Добравшись до Аюда, она, облобызав святые мощи, взяла освященного елея из лампад, возжигаемых у святых мощей, и вернулась домой. Эти елеем она мазала больную ногу, и уже через три дня боли прекратились, и нога стала заживать. Кто же должен больше отчаиваться, – тот ли, кто по милости Божией здоров, но у него большой кредит в банке, или женщина, которая видит, что у нее гниет нога, и ее жизнь в опасности? И, тем не менее, первый отчаивается, подобно Иуде, а больная женщина прибегает к тем, кто угодил Богу, чтобы они ходатайствовали о ней перед Царем всех. Но кто же эти люди, кости которых начали источать миро, люди, достигшие такой меры, что могут ходатайствовать пред Богом о нашем исцелении? Это христиане нашего с вами рода и племени, – может, это даже деды кого-нибудь из наших коллег и друзей. Они всего пятьдесят лет тому назад хоть и пострадали в тысячу раз сильнее, чем мы сегодня, но не утратили надежду на Воскресение Христово и поэтому перешли из смерти в жизнь. Почему же, вместо того, чтобы взять этих святых в образец для подражания, мы отчаиваемся подобно язычникам, которые, не зная Христа, не имеют никакой надежды?

http://pravoslavie.ru/55152.html

Впоследствии он был епископом Церкви Христовой, как и два других брата – святители Василий Великий (†379; память 1 и 30 января) и Григорий Нисский (†395; память 10 января). Святая Макрина благотворно влияла и на других братьев и сестер. Когда брат Василий вернулся домой после долгих лет учения в разных странах и по молодости лет стал гордиться своими знаниями, преподобная Макрина кроткими и богодухновенными речами наставила его в смирении, так что вскоре он избрал для себя монашескую жизнь. Другой брат, Навкратий, следуя наставлениям святой Макрины, в юности ушел в пустыню и, послужив там престарелым пустынникам, отошел к Богу еще будучи молодым. Преподобная Макрина убедила и свою мать-вдову удалиться от мира. Устроив своих детей и отпустив на волю слуг, святая Эмилия вместе с преподобной Макриной постриглась в монашество. Святые Эмилия и Макрина поселились в обители, которую построили в Понте, на берегу реки Ириды недалеко от горы Ивора. До самой кончины преподобная Макрина подвизалась в этом монастыре, пребывая в посте и молитве, изнуряя свое тело трудами. Она спала на жесткой постели, одевалась в ветхие одежды, на шее носила железные крест и обруч, в котором была частица Креста Господня. Телесный труд сменялся молитвой, пением псалмов, чтением святых книг и богомыслием. Чистота и воздержание были свойственны преподобной во все дни ее жизни. О силе веры святой Макрины свидетельствует следующий случай. Однажды святая Макрина тяжело заболела. Мать уговаривала обратиться к врачам. Но святая Макрина не хотела показывать свое тело постороннему взору. Всю ночь она молилась Богу, творила земные поклоны и орошала землю слезами, испрашивая исцеление. Затем, взяв горсть смоченной слезами земли, приложила ее к больному месту. К утру боль и рана исчезла, остался только небольшой шрам в память о чудесном исцелении. Со временем преподобная Макрина стала игуменией монастыря. Она с любовью и страхом Божиим наставляла сестер в иноческих добродетелях, являя им пример равноангельской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010