1841 Не ранее 1841. Мнение о том, правильно ли поступил один из епископов российской церкви, отказав Палмеру, бывшему диакону англиканской церкви, в просьбе о принятии его к священнослужению и приобщению Святых Таин без присоединения к Православной Церкви: «Известный Палмер, бывший диакон англиканской церкви, в одно из своих первых посещений Петербурга, признав истину учений православной церкви в важнейших пунктах, предложил одному епископу российской церкви принять его к своему священнослужению и к приобщению Святых Таин, не требуя от него отделения от англиканской церкви. Палмер думал чрез сие начать соединение церквей. Епископ отвечал: какое же будет соединение, если будем вместе приобщаться – один истиннаго Тела Христова, как верует православная церковь , а другой, не отделяясь от англиканской церкви, следственно и от ея учения, будет приобщаться только воспоминательного символа или знака?» (Мнения. Т. III. С. 47). Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «Вильгельм Палмер, Английской Церкви Диякон, приехавши в Августе в С.-Петербург, написал Латинское письмо к Обер-Прокурору, котораго просил: дозволить ему изучить Богословию, Богослужение и обряды Русской Церкви и Русский язык. Просил даже дозволения служить с нами в сане Диякона. (Письмо это Протасов мне поручил перевести на Русский.) Палмером тогда все восхищались, и я был за него же. Но Митрополит Филарет, успевши уже его видеть и с ним беседовать, сегодня мне “выразил сомнение в искренности желаний Палмера”. Справедливо. Палмер отверг с презрением Православие, а сделался Католиком. Он теперь, кажется, в Риме. (О переходе его в Католичество писали недавно.) Так верен взгляд на людей Митрополита Филарета» (Казанцев. С. 70–71). 1 января. Резолюция на прошении единоверческого диакона об увольнении его от должности для определения в какой-либо монастырь по вдовству: «Надобно прежде выучиться неукоризненно вести себя в мире, чтобы оказаться способным к высшим монашеским подвигам» (Резолюции. Т. 4. С. 186. 9425).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1843 1 января. Служение литургии и молебна в Чудовом монастыре в день рождения великой княгини Елены Павловны. Проповедь произнесена священником церкви свт. Антипия Пречистенского сорока Иваном Федоровым (МВ. 1843. 3. С. 19). Письмо M. М. Тучковой: «Что Е[вфросиния] старается увлечь от вас некоторых сестер – о том не скорбите. Расположенные жить у вас в мире и единодушии не пойдут. А которые пойдут – те не таковы, и следственно не нужно удаление их почитать потерей, а действием провидения Божия, вас облегчающего и общество ваше очищающего. Если же и благорасположенная увлечется прельщением, то может раскаяться и возвратиться с большим смирением» (Письма к игумении Марии. С. 65–66. 49). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Письмо сие доставит Вера Алексеевна Муравьева, знаемая князю Александру Николаевичу и в скорбной ее жизни получившая от него христианское подкрепление и утешение. Побеседуйте с нею о душевной пользе и утешении и споспешествуйте, чтобы ее пребывание в Лавре приобрело ей благословение Преподобного Сергия» (Письма преподобному Антонию. С. 286. 358). 2 января. Письмо обер-прокурору Св. Синода графу H. А. Протасову по поводу литографированного перевода Св. Писания: «Поскольку на главный предмет доноса свидетелей нет, то к открытию истины не представлялось инаго средства, как тщательное выспрашивание прикосновенных обстоятельств и умножение подробностей, которыя бы могли быть поверены посредством других лиц и некоторых документов и которыя бы согласием и сообразностию во всех частях показывали некоторый признак правды или несообразностию обличали неправду показуемаго. Совещание сие осталось словесным; и прикосновенных к делу положено призывать порознь пред самым вопрошением, дабы устранить всякое приготовление и взаимное соглашение» (Донесения и письма. 1891. С. 19). 3 января. Резолюция на рапорте исполняющего должность благочинного о пожаре в церкви села Подберезников: «Предписать благочинному, чтобы убеждал священника и прихожан исправить повреждения в храме, и, когда сие исполнено будет приличным образом, тогда, по освидетельствовании благочинным, по освящении воды и окроплении оною всего храма и по прочтении молитвы, положенной на обновлении, возобновить священнослужение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 99. 9787).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1844 1 января. Служение молебна в Чудовом монастыре по случаю обручения великой княжны Александры Николаевны с принцем Фридрихом Гесен-Кассельским. Служение литургии. Проповедь произнесена протоиереем церкви свв. Адриана и Натальи Сретенского сорока Димитрием Петровым. В заключение отслужен молебен о даровании долголетия Императорскому дому (MB. 1844. 3. с. 18). Письмо епископу Николаю (Соколову): «Положение священников, посланных в военное поселение, довольно странно. При начальнике, от котораго зависело сие прежде, вероятно, не то было бы. Думаю, Вам надобно секретно написать к синодальному обер-прокурору о затруднительном положении священников, обращающемся в торжество для раскола. Боровские раскольники ссылаются на рогожских; а Вы посему можете жаловаться на нашу недеятельность. Что прикажете делать? Политика московских раскольников золотая. Недавно на них обращено внимание человека, достойно пользующагося высоким доверием. И против сего прокрались с клеветою; и министр внутренних дел думает, что их нужно покровительствовать. Но Вы не глядите на нас; а действуйте, уповая на Бога. Во Ржеве основалась единоверческая церковь : почему и не в Боровске?» (ЧОЛДПр. 1870. Кн. 11. С. 27. – Материалы). Письмо архиепископу Парфению (Черткову) : «Правду сказали вам, что благочестивейший Государь удостоил меня милостиваго внимания в Москве. Такожде и Государыня Императрица и прочие члены Высочайшей фамилии, да с новым утешением приношу о них смиренную молитву. Неожиданно для меня было, когда Государь Император изъявил мне свою волю, чтобы я совершил в его присутствии молебствие для воинов и чтобы говорил к ним. Не мог я понять, как могут услышать мой слабый голос несколько тысяч слушателей, которые не могут подойти ко мне довольно близко, потому что стоят в военном порядке. Говорят, что довольно было слышавших, а для неслышавших Государь в тот же день повелел напечатать 10.000 экземпляров моей малой речи. Бых несмыслен, рассказывая о себе. Вы мя понудисте» (ПО. 1872. Кн. 2/3. 9. С. 46–47. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1854 год 1 Я в Петербурге Октябрь. Вечером второго дня октября, в субботу прибыл в Петербург и остановился в гостинице, что супротив Павловского кадетского корпуса. 3, воскресенье. Пишу о своем первом свидании с митрополитом Никанором. Он принял меня сухо и, проговоривши: «Давно мы ожидаем вас», – спросил: «зачем вы ездили в Рим?». – Я ответил: «Туда увлекло меня желание поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла и изучить древнейшие памятники христианского зодчества и иконописания». «Но вам не было позволено ездить туда», – возразил он деспотически и отпустил меня с наказом, чтобы я с просьбами моими обращался к его наместнику. Наместник указал мне две грязные кельи в верхнем жилье подле лаврского собора у южной стороны его. В одной из них поместился я, а в другой служивший при мне в Иерусалиме студент семинарии Петр Соловьев. Нас разделяли холодные сени. Моя поездка в Рим, как сдается, взбудоражила духовное начальство. За неудовольствием его скрывается что-то таинственное. Не явился ли в Питер дьявол ранее меня и не нашептал ли, что я в Риме сделался католиком? Время раскроет сию тайну. 4, понедельник. В час пополудни я по долгу службы явился в азиатский департамент министерства иностранных дел. Директор его Николай Иванович Любимов принял и проводил меня весьма ласково, расспросив о политическом проявлении умов в Италии и Австрии. Товарищ же канцлера Лев Григорьевич Сенявин через Любимова просил меня придти к нему в середу, во втором часу пополудни. В министерстве мне два теплых ветра веют и два солнца греют. 6, Середа. А в духовном ведомстве обдал меня холод. Обер-прокурор Протасов, выслушав вызванный им самим рассказ мой об аудиенции моей у папы, и только этот рассказ, простился со мною, отвернувшись от меня по-солдатски направо кругом. За то и душа моя стала к нему задом. Директор канцелярии его, Сербинович, принял меня и отпустил, ни о чем не спросивши и извинившись каким-то недосугом. А милый Сенявин обласкал меня, как нельзя лучше, и обещался поддерживать всеми силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1859 год 67 Январь. День 1. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое... Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Твоим владычним утверди мя. Из Иверского монастыря отправлено письмо мое к синодальному обер-прокурору графу Александру Петровичу Толстому о моей находке бесед Фотия, патриарха Константинопольского . День 12. Получено письмо сего графа от 20 ноября прошедшего года. Я не отвечал на это письмо по недостатку у меня времени. Но теперь, при начертании «Книги бытия моего», во-первых, помещаю здесь выдержку из письма моего к графу от 4 октября 1858 года, во-вторых, повинность свою в неточном знании предмета, о котором писал мне Толстой. Выдержка. В книгохранилище Есфигменова монастыря есть греческое Четвероевангелие, написанное на пергаменте в 1311 году. На первых страницах его указан известный порядок чтений Апостола во весь круглый год, а в конце изложено соответствующее ему последование чтений Евангелия. В самом же начале этой рукописи сказано, что такой порядок и такое последование чтений бывает в кафолической и апостольской церкви великого града Божия Антиохии. Итак, вот где придуманы, избраны и установлены ежедневные чтения Нового Завета – в Антиохии! Греки составили из них особенный, отборный, рядовой Апостол и особенное, отборное, рядовое Евангелие. А славяне означали их в середине и на полях всех четырех Евангелий, Деяний и Посланий апостольских, в конце же прилагали указатели их сообразно с антиохийским уставом. Правда, и у нас употреблялось подобное греческому отборное Евангелие с отборным Апостолом; но рукописи этого рода очень редки, да и в числе их немногие писаны в XI веке: полных же Евангелий и Апостолов славянских с указанием в них чтений весьма много старинных и новых, рукописных и печатных. Такое отличие славянских изданий церковного Евангелия и Апостола от изданий греческих поясняется только тем, что для славян полный Новый Завет с указаниями ежедневных чтений оного переведен был ранее появления в греческой церкви отборного Евангелия и Апостола и что они прежнее сокровище свое постоянно предпочитали этому нововведению. Да и в библиотеках восточных я не видывал греческих рукописей такого Евангелия и Апостола ранее XI века. Впрочем, если бы и нашлись такие из них, кои писаны были в IX, VIII или VII столетии, то все-таки надлежит думать, что просветители и пастыри славян заблагорассудили переводить Новый Завет не с них, а с полных Четвероевангелий и Апостолов, дабы дать этому новопросвещенному народу полное новозаветное откровение с указанием чтений его на полях и в конце рукописей, как это водилось древле.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1861 год 6 Я в Петербурге Октябрь. 22 день . Продолжительно было мое путешествие из Одессы в Питер через Москву; только сегодня я приехал в нашу северную столицу, а остановился в Знаменской гостинице, что против вокзала Николаевской железной дороги, и прожил тут неделю, потому что в Александроневской лавре не отведено было мне удобное помещение. 28 день. Наконец-то поместили меня здесь в просторной и теплой квартире лаврского эконома. Сегодня получено мной вчерашнее письмо от князя Урусова. Высокопреподобный отец архимандрит, Милостивый Государь! По желанию Вашего Высокопреподобия спешу уведомить Вас, что в Азиатский департамент не доставлена еще от князя Лобанова церковная рукопись на пергаменте из Солунского монастыря. 7 При сем имею честь сообщить Вам, Милостивый Государь, что Директору Азиатского департамента весьма желательно иметь с Вами свидание, и что его от 12-ти до 3 часов дня во всякий присутственный день можно найти в департаменте. С совершенным .... и проч. Ноябрь. 1 день. Сегодня я обедал у синодального обер-прокурора графа Толстого и в часы обеда говорил ему вот что. На Афоне пять монастырей: Лавра, Ксиропотам, Свято-Павел, Кутлумуш и Каракалл отдались под покровительство Англии. Нынешний константинопольский патриарх Иоаким не любит Афона, потому что тамошние монахи не очень почтительно обращались с ним тогда, когда он еще в сане епископа за что-то сослан был туда. Он усиливается подчинить своему контролю доходы и расходы святогорских монастырей, а они не слушают его. Только один Каракалл повинуется ему. Афоно-греко-русский монастырь Св. Пантелеймона тайно имеет в России 500 сборщиков подаяний и, нам говорят, всюду рассылает свое причастие. Местные средства к содержанию его скудны; однако, он непрестанно расширяет свои постройки и содержит 300 братий, да в каждое воскресенье и в большие праздники поит и кормит многих греков, которые приезжают на своих лодках в пристань его для того, чтобы даром покормиться. Их зазывают греческие монахи этого монастыря, дабы противопоставить их русским поклонникам, получающим там даровое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1863 год 23 Я иду. Но ведет меня Бог. Январь. День первый. Всесвятая Богородице, на время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя. В этой Книге Бытия Моего нет места нынешней разработке тех материалов, которые были собраны мной во время долговременного пребывания моего на Востоке, а житейские случайности мои записываются в ней. Случайности в январе 10, Четверток. Сегодня я представил митрополиту Исидору послужной список мой за 1862-й год и отчет о деловых и художественных занятиях моих с 1855 года по 1863-й. Преосвященный, приняв от меня эти бумаги мои, сказал: любопытно прочесть отчет ваш, потом промолвил: некоторые недовольны вашим мнением о Синайской рукописной Библии. – Недовольны Норов, Муравьев? подхватил я. – Да, недоволен Норов. Он, когда быль министром народного просвещения, усердно содействовал отправлению Тишендорфа на Синай. Тогда императрица сказала ему, что если синод не захочет дать денег Тишендорфу на дорогу, то даст их она. – Что же особенно порицается в моем мнении? спросил я. – Митрополит ответил: вы напечатали, что нынешний синайский архиепископ Кирилл отвергаем был двумя иерархами. 24 Надлежало бы сказать это мягче. Ведь, он рукоположен, следовательно признан достойным архиерейского сана, как бы то ни было. Не нам судить дела чужих иерархов. – Я увлекся сознанием правды, зная, что государь император нарядил следствие по делу о Синайской Библии. – Это дело нам известно. Константинопольский патриарх подал султану челобитную, что синайский архиепископ Кирилл расточает монастырское имущество. Султан сослал бы его в заточение; но наш посланник Лобанов избавил его от опалы, дав ему свидетельство, что Синайская Библия взята в Россию под распиской с условием возврата ее в монастырь по рассмотрении ее или по издании в свет. После сего митрополит объявил мне, что св. синод передаст мне помянутую Библию для рассмотрения ее и в помощь мне назначит двух священников (Не передавал и не назначил). Января 30 дня . Подано мною письмо обер-прокурору Ахматову.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1867 г. В отчете обер-прокурора Св. Синода за 1866 г. на стр. 11-й о Полоцкой епархии сказано: «В епархии Полоцкой хотя и держится еще при некоторых церквах обычай обливания, но народ православный глубоко уважает погружение и считает его преимуществом в таинстве (крещения), что должно служить залогом успешности предпринимаемых мер к уничтожению в пастве последних остатков латинства». День нового, 1867 г., я встретил и начал, вместе с новою, Богом врученою мне паствой, общею молитвою в своем Кафедральном Храме. После литургии совершен обычай обычный молебен. Читаемые на этом молебне прошения к Богу «о еже низложити вся ереси и отступства и насадити всюду правоверие и благочестие и обратити всех отступивших от правые веры к познанию своей истины и соединити их святой своей православной Церкви» повторены были мною в душе теперь с более живым и глубоким чувством, чем когда-либо прежде. После обедни по обычаю приветствовали меня с новым годом, как городское духовенство, так и светские власти, – Но при этих личных поздравлениях, я получил одно письменное приветствие из отдаленного уездного городка. Протоиерей г. Лепеля Иоаким Копавич 700 писал мне от 1-го января, и в одушевленном письме своем выражал такие чувства: «Ваше преосвященство, милостивейший архипастырь и отец! В настоящий день отверзаются двери нового лета, и новый сын вечности – новый год вступает в пределы свои, нося с собою новые дары щедрот Строителя времен и судеб человеческих. Если кто может и должен понимать ощутительнее и достойно ценить такое и столь премудрое распределение лет времени и всех событий на земли благим Небом, то это именно счастливая паства Твоя, которая, с новым годом сим встречает в Тебе новую восходящую зарю своего благоденствия и, в восторге духа и сердца, торжествует лето спасения своего, еже сотвори нам Господь, призревший на скорбь и тесноту нашу. Преосвященнейший владыка! не зная еще тебя, но проливая горькие слезы, воздыхало о тебе к Отцу Небесному немощное здешнее православие, которое, едва только было возрождено здесь многотрудные насаждением деятельных вертоградарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1869 г. Апреля 23 д. Общество ревнителей Православия и благотворителей в Северо-Западном Крае было открыто, но только лишь 14-го сентября того же года оно имело первое общее собрание членов. В этом торжественном собрании, в присутствии Литовского архиепископа 877 , произведены были выборы в члены совета и между 10-ю избранными лицами к удивлению, не оказалось имени г Спичакова, главного виновника и деятеля при образовании Общества. Это, как слышно было, очень опечалило его, и он едва ли тотчас же не оставил это Общество. 15-го числа, известный автор многих книг церковно-исторического содержания граф Мих. Влад. Толстой 878 , препровождая ко мне экземпляр 3-й книги своих Рассказов из Истории Русской Церкви», писал мне: «Прилагая экземпляр третьей кииги моих «Рассказов из Истории Русской Церкви» покорнейше прошу ваше преосвященство принять его на память об авторе, глубоко чтущем вас и искренно вам преланном. Тут же вложена и 2-я книга, не дошедшая до вас прошедшею весною. Глубокою скорбию поразила всех нас кончина нашего великого и приснопамятного Святителя. Для меня особенно прискорбно было то, что я не мог отдать последнего долга почившему, как бы желал. В самый день выноса тела в Чудов монастырь я занемог и пролежал две недели: не был ни при отпевании, ни при погребении в Лавре. Не знаем, кто будет преемником почившего о Господе старца. Я спрашивал об этом обер-прокурора Св. Синода 879 , постившего меня во время болезни, но он отозвался незнанием. Впрочем, весьма хвалил преосвящ. Димитрия Херсонского 880 и Антония Казанского 881 . Не один ли, из иих?». В ответ на это я писал графу от 19-го числа: «Спешу принести вашему сиятельству искреннюю благодарность за ваш приятный для меня дар. Усердно желаю, чтобы Господь помог вам довершить начатый вами столь полезный труд, во славу его пресвятого имени и в, назидание чад православиой церкви. Скорбь Москвы о лишении великого ее архипастыря есть скорбь не только целой России, но и всего Православного, Востока». Я был, можно сказать свидетелем зарождения «Рассказов из Истории Русской Церкви» Графа М. В. Толстого . В 1860–1861 г. напечатаны были в Москве даровитою писательницею Г-жею Бахметевой «Избранные Жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих-Миней, по месяцам, в 12-ти книжках». Сочинение это подало Графу мысль составить и напечатать в таком же роде Жития собственно Русских Святых. Раз летом, – это было, кажется, в 1863 или 64 г., – я приезжаю утром к Графу Толстому, который в это время жил в собственном доме за Пресненскими прудами, и между разговорами он сообщил мне, что он начал писать Рассказы о Русских святых по примеру «Избранных житий святых» Бахметевой. Рассказы эти, начиная с св. Владимира, писатель-Граф начал помещать с 1865 г. в Душеполезном Чтении и довел их до XVIII столетия. Рассказы очень обстоятельные и написаны легким и приятным языком 882 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1882-й год В январе нового года мы обменялись всего несколькими письмами, так как в этом месяце мне пришлось раза два лично видеться с о. Павлом и беседовать о наших делах. В это время, по поручению от г. обер-прокурора, я занят был, между прочим, отзывом об одной книжке вятского миссионера, протоиерея Кашменского, и в письме от 13-го числа извещал о. Павла: «посылаю завтра в Петербург отзыв о сочинении отца Кашменского, – отзыв, разумеется, благоприятный». A вслед за тем послал о. Павлу отдельный оттиск только что напечатанной тогда в академическом журнале статьи моей «Из истории Рогожского Кладбища». Побуждением к составлению этой статьи служили все те же, продолжавшиеся тогда, настойчивые хлопоты раскольников австрийского согласия о предоставлении особых прав их духовенству и о распечатании олтарей на Рогожском Кладбище для служении незаконно введенных туда их попов австрийского поставления: в статье приведены и рассмотрены некоторые подлинные документы, из которых ясно открывается, что как Рогожское Кладбище основано без ведома правительства, так и главная, самая обширная церковь на кладбище, та самая, олтари которой запечатаны по повелению императора Александра II-ro, построена обманным образом и не по плану, утвержденному правительством, за что императрица Екатерина II сделала даже замечание тогдашнему московскому главнокомандующему. 26-го января о. Павел отвечал мне : «Благодарю вас за брошюру. Она показывает, как было начало Рогожских больших часовен, и с какою целью. Цель та же самая, которую и теперь имеют старообрядцы в своих хлопотах о распечатании олтарей, или, сказать обширнее, которую имели родоначальники раскола, т.е. низпровергнуть сделанные при патриархе Никоне исправления, восстановить мнимое в обрядах православие, и взять верх над Церковию. Какую цель имел папа, действуя против восточной Церкви, ту же имеют и старообрядцы, действуя против православной русской Церкви. Но Владыка Церкви да восстанет и утишит волны, запретив морю и ветрам! О исконной цели старообрядцев – овладеть Церковию не худо бы тщательному ученому перу изложить историю: она не лишена была бы значения и могла бы осветить всю историю старообрядчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010