Приложения Письма епископа Полоцкого Смарагда к обер-прокурору Св.Синода С.Д.Нечаеву о частных присоединениях униатов (К.Ο.П. секр.дело 9-й, лл.1–38, 41–59) 1 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь и Благодетель! Из донесения моего Святейшему Синоду Ваше Превосходительство изволите усмотреть, что сего 9-го июля прибыл я в Полоцк и положил доброе начало присоединения (через одного из благочинных) 280 душ мужеска и 300 душ женского пола к православию. Консистория кое-как открыта, но людей для делопроизводства способных вовсе нет никаких; а назначенный секретарь доселе не является. Помещения для разных съехавшихся из других епархий служебных лиц не обретаю, и пока еще продолжается лето, они помещаются кое-как при здешнем беднейшем и расстроенном монастыре. Всенижайше прошу Ваше Превосходительство без дальнейших судебных делопроизводств попросить для архиепископской свиты дом помещика Гребницкого, о коем при сем прилагается формальное отношение и который есть ближайший к собору. Мы в оном имеем столь крайнюю нужду, какой Ваше Превосходительство и представить не можете; ибо жить оной свите со мной за шесть верст от города в униатском архиерейском доме невозможно, да и возить их в собор для служения нет на чем. Богослужения еще я не начинал за множеством недостатков и препон. He имею времени теперь писать более; но одним словом скажу, что скорблю и унываю... обозревая мои обстоятельства. Всенижайше прошу не оставлять меня особенным, благодетельным своим вниманием, без которого я не надеюсь иметь в здешней стране и при здешних обстоятельствах никакого успеха. Долгом поставляю навсегда быть, как и прежде был, Вашего Превосходительства, Милостивого Благодетеля моего усерднейший слуга Смарагд, Е.Полоцкий. Июля 14 ч. 1813 года. Полоцк. 2 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь и Благодетель! Степан Дмитриевич. С сей почтой за нужное почел я препроводих к Вашему Превосходительству отношение касательно случайно попавшегося мне беспорядка, относящегося к Полоцкой униатской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Раздел 8: Документы о ремонте храмов и подворий Русской Духовной Миссии В Иерусалиме. 1895–1902 570. Письмо обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева председателю ИППО великому князю Сергию Александровичу С.-Петербург 30 ноября 1895 г. Копия Ваше Императорское Высочество, Ваше Императорское Высочество письмом от 26 минувшего октября за 88, изволили уведомить меня, что находящиеся в Иерусалиме и состоящие в ведении местной Российской Духовной Миссии Троицкий собор, церковь Св. Марии Магдалины и дом Миссии пришли в разрушение и требуют капитального ремонта, и что состоящее под председательством Вашего Высочества Императорское Православное Палестинское Общество предполагает в виде помощи Миссии, выдать ей в ссуду 31658 р. 22 ½ к. золотом или 126 624 фр. 90 сан., но с тем, чтобы к этой сумме присоединен был долг миссии Обществу, составляющий к 1 июля сего года 18343 р. 77 ½ к золотом, или 73375 фр. 10 сан. и образовавшаяся таким образом общая сумма долга в 50000 руб. золотом, или 200000 фр. была уплачена Миссиею в 51 ¾ лет по расчету ½% погашения и 4 ½ % росту в год, а занятая сумма была употреблена исключительно на ремонт означенных зданий, но отнюдь не на приобретение или возведение новых построек. Святейший Синод, обсудив это предложение и признавая указанный заем выгодным для миссии, предоставил мне выразить Вашему Императорскому Высочеству глубочайшую признательность Синода за готовность Палестинского Общества придти на помощь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в удовлетворении ее потребностей, а названной Миссии разрешил приступить к займу вышеупомянутой суммы на изъясненных условиях. Приемлю долг почтительнейше довести о сем до сведения Вашего Императорского Высочества. С чувством глубочайшего почтения и совершенной преданности имею честь быть Вашего Императорского Высочества преданнейший Подписал: Константин Победоносцев . С подписанным верно: Секретарь Общества (подпись). Архив РДМ, п. 64, д. 835, 1 л. 571. Отчет архитектора К. Шика о состоянии Троицкого Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  3.6 из  5) Приложение Князь Николай Жевахов. Отвергнутый себя (Раб Божий Николай Николаевич Иваненко) Князь Николай Давыдович Жевахов Видный писатель и церковный деятель Николай Давыдович Жевахов (1874–1947) по отцовской линии происходил из грузинского княжеского рода, мать была из знатной черниговской фамилии Горленко, славной святителем Иоасафом, чудотворцем Белгородским. Юрист по образованию, Николай Давыдович долгие годы служил чиновником в Государственной канцелярии, одновременно глубоко интересуясь православной жизнью России. В августе 1916 года князя Жевахова назначили товарищем Обер-прокурора Святейшего Синода и на этом ответственном посту он оставался вплоть до начала Февральской революции. После ареста и допросов «следователей» над ним нависла угроза тюремного заточения. Лишь по милости Божией Николай Давыдович избежал узилища. Начались горестные скитания по стране. Одно время князь нашел себе приют на Монастырщине, под Киевом. Но и сюда докатился погром. В середине января 1920 года Жевахов вместе с беженцами отплыл на пароходе «Иртыш» в Константинополь. Но жить возле Святой Софии пришлось недолго, в феврале 1921 года он переехал в Сербию, где и обосновался. Сербский период жизни Николая Давыдовича отмечен значительным творческим взлетом — здесь он написал три тома своих воспоминаний. К сожалению, напечатаны из них только два («Воспоминания товарища Обер прокурора Святейшего Синода». Т. I. Мюнхен, 1923; Т. II. Новый Сад, 1928). В его книгах с убедительной прямотой отображена церковно-общественная жизнь России в период перед началом Первой мировой войны, во время войны, а также в пору революционного лихолетья, когда страна подверглась жертвенному уничтожению. Перед читателем предстал не просто свидетель трагических событий, а ревностный защитник веры Православной, инициативный государственник и бесстрашный разоблачитель врагов Отчизны. «Воспоминания» князя Жевахова — один из самых ярких документов эпохи. Вместе с тем его книги — подлинная сокровищница образов, включая Государя, Государыни, церковных Деятелей и духоносцев. Несколько незабываемых страниц автор посвятил Оптиной Пустыни, ее подвижникам, сострадавшим народному горю и молитвенно звавших Россию встать на пусть спасения.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Разделы портала «Азбука веры» Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. В Избранное ( 6  голосов:  4.3 из  5) Оглавление В истории наших заграничных духовных миссий самое блестящее время — это 50–60 годы прошлого столетия. После неудачной Крымской войны и печальных последствий ее для нашего отечества, когда в Западной Европе распространялись неблагоприятные сведения о России и Русской Церкви, в столице враждебной нам Франции образовался кружок из трех лиц, который, не смотря на свою незначительность, заставил врагов православия быть осторожнее в своих нападках и зорко прислушиваться к высказываемым этим кружком суждениям. Кружок этот составляли: о. Владимир Гетто, С.П.Сушков и протоиерей Иосиф Васильев. Инициатором, организатором и душей кружка был протоиерей Васильев, принадлежавший к числу весьма крупных духовно-общественных деятелей XIX века, имя которого хорошо известно не только в России, но и заграницей. Уроженец Орловской губ. (1821 г.) протоиерей Васильев, по окончании курса С.-Петербургской Духовной Академии со степенью магистра в 1846 году, он был назначен священником при русской посольской церкви в Париже, где и пробыл до 1867 года, когда, по Высочайшему повелению, был определен председателем Учебного Комитета при Св. Синоде, в каковой должности и скончался 27 декабря 1881 г. Последний год своей жизни, протоиерей Васильев всей душой предался делу учрежденного им «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви». Деятельность сего общества была столь ему по душе, что он был готов, по его словам, оставить все другие занятия и исключительно предаться этому великому делу, к которому он чувствовал и способность, и призвание. Двадцатилетнее пребывание протоиерея Васильева за границей было всецело посвящено энергичному и в высшей степени успешному труду на пользу Православной Церкви, с обрядами, учреждениями и духом коей он старался познакомить заграничную публику, для чего перевел на французский язык наши молитвы, богослужение, целый ряд сочинений наших духовных писателей, основал православно-богословский журнал «L’Union Chrétienne», входил в частые сношения с учеными богословами Франции, Англии, Германии и Америки, старался рассеивать неверные понятия и предубеждения Запада против Православной Церкви, выясняя и устанавливая истинную на нее точку зрения. Обладая глубокой эрудицией, прекрасным даром слова и силою убеждения, протоиерей Васильев явился для своих противников убежденным борцом за Православную Церковь и высоко поднял ее знамя за границей.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Скачать epub pdf Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Основные события истории Русского государства, включая государственную политику по отношению к Церкви Основные события истории Русской Церкви 1917, 2 марта Отречение императора Николая II от престола. Образование Временного правительства во главе с князем Г. Е. Львовым 1917, 3 марта – 25 июля Обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов 1917, 2 марта Явление иконы Пресвятой Богородицы «Державная» в с. Коломенском     1917, 3–4 июля Большевистский бунт в Петрограде 1917, 14 июля Издание закона «О свободе совести» 1917, 25 июля – 5 августа Обер-прокурор Св. Синода А. В. Карташов   1917, 5 июля Указ Св. Синода о созыве Поместного Собора     1917, 15 августа – 1918, 7 (20) сентября Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917, 27–31 августа Выступление генерала Л. Корнилова 1917, 25 октября Захват власти в Петрограде большевиками и левыми эсерами. Образование Советского правительства (Совнаркома) во главе с В. И. Лениным   1917, 28 октября Убиение прот. Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против Церкви   1917, 28 октября Постановление Поместного Собора о восстановлении патриаршества 1917, 5 ноября Избрание Патриарха Московского и Всероссийского в храме Христа Спасителя   1918, 6/19 января Разгон Учредительного собрания   1918, 20 января (2 февраля) Издание декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»   1918, 19 января (1 февраля) Послание Св. Патриарха Тихона, анафематствовавшее всех проливающих невинную кровь 1918, 25 января (7 февраля) Убиение сщмч. Владимира, митр. Киевского 1918, 3 марта Брестский мир: капитуляция России перед Германией 1918, 12 марта Переезд советского правительства в Москву     1918, 4–10 июля V Всероссийский съезд Советов. Принятие Конституции РСФСР     1918, 18 марта Послание Св. Патриарха Тихона с осуждением Брест-Литовского мирного договора 1918, 18 апреля Постановление Собора о канонизации сщмч. Иосифа Астраханского и свт. Софрония Иркутского

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Раздел 3. Материальная помощь Иерусалимскому Патриархату Предисловие Материальная помощь Иерусалимскому Патриархату традиционно составляла одно из важнейших направлений русско-палестинских церковных связей. Со времени Ивана III и Ивана Грозного хождения ближневосточных иерархов и патриархов в Москву «за милостыней» были повседневным явлением. В 1725 г. были введены так называемые палестинские штаты, регламентировавшие суммы и сроки дотаций, назначаемых восточным патриархатам. К концу XIX в., по оценке отечественных и зарубежных историков, российские субсидии составляли едва ли не основную статью пополнения бюджета Иерусалимской Церкви. При этом каналы и размеры денежных вливаний могли быть самые разные: частные пожертвования, пособия от Святейшего Синода, безвозвратные «ссуды» из государственной казны. В Архиве внешней политики Российской Империи, в фондах «РИППО» и «Греческий стол», пухлые папки наполнены документами о дарах и пожертвованиях: «на Гроб Господень», «на Иерусалимскую Церковь », «на Гроб Божией Матери в Гефсимании», «в Вифлеем», «на нужды церквей, страдающих от магометанства». Настоящий раздел включает лишь несколько документов из огромного их числа непосредственно относящихся к официально, через государственные инстанции оформленным, формам субсидии. Так, в течение 1884 г., по справке МИДа, через Азиатский департамент было передано Иерусалимскому Патриарху 100 000 руб. (документ 41). В декабре того же года по предложению обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева Синод рассматривает вопрос о выделении Патриарху Иерусалимскому Никодиму 4000 руб. для строительства храма (документы 43–44), а уже в мае 1885 г. поступает ходатайство Блаженнейшего Никодима о предоставлении ему на новые храмы ещё 16 000 руб. (документ 45). И этот вопрос решается положительно: из средств частных жертвователей, имевшихся в распоряжении Синода, требуемая сумма отправляется в Иерусалим (документы 47–49). В феврале 1888 г. консул Д. Н. Бухаров вновь сообщает послу в Константинополе А. И. Нелидову о «расстройстве финансов» Иерусалимской Патриархии (документ 50). Патриарх Никодим обращался в этом случае за помощью не только в официальные инстанции, но и к руководству Православного палестинского общества (документы 51–52). Общество готово было обсудить вопрос о займе Патриархии при условии благоприятствования русским гуманитарным инициативам в Палестине (прежде всего в вопросе об открытии русских школ, учреждаемых ППО). Но заем не состоялся, так как Патриарх вскоре был смещён. Ко времени правления Патриарха Дамиана (он занимал Иерусалимский Патриарший Престол в течение длительного периода времени: 1897–1932) относится переписка 1904 г. о ссуде Патриархии 400 000 руб. на перестройку Иерусалимского подворья в Москве (документ 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Часть вторая. Новейший период Глава 1. Поместный собор русской православной церкви 1917–1918 гг. и восстановление патриаршества 1. Русская Церковь при Временном правительстве После отречения императора Николая II и образования Временного правительства 9 марта 1917 г. Святейший Синод обратился к всероссийской пастве с посланием: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути». Чудесное явление иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенском под Москвой 2 марта, в день отречения императора, стало великим и знаменательным событием, свершившимся в эти трудные дни. Это явление любви Богородицы к русскому народу, вступающему на путь крестных испытаний, было и материнским утешением, и увещеванием, и призывом к молитвенному покаянию, к духовной собранности, к исповеднической верности Христу. Между тем в России начинался развал государства, фронт подступал к столице, на окраинах страны сепаратисты, не дожидаясь Учредительного собрания, в явочном порядке провозглашали автономии, парализовав деятельность правительственных служб и местных учреждений власти. Повсюду происходили самочинные экспроприации. Разлагающие веяния проникли и в церковную среду. Сразу же после Февраля возобновила свою деятельность образованная в 1905 г. «группа 32-х» священников, переименованная затем в «Союз церковного обновления»; по инициативе священников И. Егорова, Д. Попова, А. Введенского в Петрограде под председательством протоиерея Димитрия Попова был учрежден «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян». Действуя под покровительством Временного правительства, этот союз настаивал на скорейших преобразованиях церковного строя, которые должны были принять самый радикальный характер. Опасность раскола угрожала и с другой стороны: на окраинах бывшей империи – в Грузии и даже на Украине – вслед за политическими автономиями готовилась почва для провозглашения автокефалии. Уже в марте Святейший Синод по настоянию обер-прокурора В. Н. Львова, назначенного Временным правительством, уволил на покой петроградского митрополита Питирима (Окнова), престарелого московского святителя Макария (Невского) и архиепископа Тобольского Варнаву (Накропина), обвинив их в тесных отношениях с Распутиным. Вслед за этим по всей стране начались увольнения архиереев, либо под предлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, либо даже по юридически несостоятельному и не имеющему никакого канонического значения обвинению в поддержке старого режима. На покой были уволены архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский), Воронежский Тихон (Никаноров), Харьковский Антоний (Храповицкий) . Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был даже арестован и некоторое время содержался в заключении. Низвержение архипастырей и самоуправство в епархиях радовали обер-прокурора: «Я боюсь равнодушия, а всякий бунт приветствую; я исполняю волю народа, я гоню архиереев, ибо народ этого требует».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Широкое сердце Победоносцева Вы были человек сердца доброго и снисходящего... Епископ Антоний (Храповицкий) " Полный 82 Православный богословский энциклопедический словарь», оценивая деятельность Победоносцева как обер-прокурора, пишет, что все сделанное при нем в церковной области «обязано его влиянию, таланту и инициативе». Далее говорится: «Особенное внимание он обратил на образование народа в духе преданности Царю и Церкви. Церковно-приходская школа в полном смысле слова была обязана своим появлением и развитием К.П. По его стараниям в распоряжение духовного ведомства были отпущены большие средства для развития церковно-приходских школ и церковного просвещения народа. Не менее был озабочен К.П. вопросом об улучшении материального быта духовенства. И в этом отношении им было сделано очень много. Благодаря ему из государственного казначейства был значительно увеличен отпуск сумм на жалованье духовенству, а в 1902 г. был издан устав о пенсиях духовенству. Его желанием было, чтобы духовенство, окрепнув материально и освободившись от принижающего гнета нужды, заняло в общественном и государственном строе то место, которое отвечает его действительному значению». Отмечается учреждение новых епархий, приходов и устройство при возникавших женских обителях школ и благотворительных учреждений для окрестного населения. Пересмотрены были уставы и штаты духовно-учебных заведений. Стараниями Победоносцева особенно развилось церковно-книжное издательство. Большую ценность представляет оценка Победоносцева владыкой Антонием (Храповицким) , тогда епископом Волынским, изложенная в письме к нему в начале ноября 1905 г., вскоре после оставления первым своего поста. Владыка подчеркивает при этом свое расхождение с ним по некоторым вопросам и то, что не раз навлекал он на себя неудовольствие обер-прокурора. Приводим выдержки из письма, начинающегося так: «Я откладывал со дня на день сие начертание вам русского слова прощайте и спасибо, сомневаясь в том, доставляю ли Вам удовольствие или, напротив, – неприятное чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

1855 год 11 Январь. В первый день пламенно молюсь: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. В праздничные дни я удостоверился, что в «Воскресном чтении», издаваемом Киевской Духовной Академией, действительно напечатана была 12 , как говорил мне Джунковский в Вене, статья о безгрешном зачатии Пресвятой Девы Марии. Но после моего допроса цензору архимандриту Нектарию оказалось, что он пропустил ее не читавши. Что касается приведенного в ней учения Константинопольского патриарха Германа о создании Марии безгрешной, то учения такого он не излагал, а сказал только то, что Она украшена была всеми дарами благодати. Это я прочитал в книге его 13 , взятой из библиотеки здешней духовной академии. Человек, яко трава: дни его, яко цвет сельный, тако отцветет. В час пополуночи под шестнадцатый день текущего месяца волей Божией скоропостижно скончался обер-прокурор св. Синода граф Протасов от болезненного расширения сердца. Приглашенный к нему священник уже не успел исповедовать его и причастить Святых Таин и только прочел отходную молитву. Sic transit gloria mundi! Sic ex medio vivorum extirpantur potentes! Est Deus, Qui ad Suum terribile judicium appellat homines usurpantes sanctae ecclesiae jura 14 . Исправление должности обер-прокурора поручено старшему в Синоде чиновнику Александру Ивановичу Карасевскому. Это – человек большого роста с небольшим умом. В 21 день. Я, по указанию 12-го параграфа, представил директору азиатского департамента министерства иностранных дел Николаю Ивановичу Любимову свой отчет об ученых и художественных занятиях нашей духовной миссии в Иерусалиме в течение прошлого года для препровождения его в св. Синод. День 29. Этот директор письменно уведомлен мною о том, что состоявший при нашей Иерусалимской миссии иеромонах Феофан, по прошению его, причислен к Петербургской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Артюшенко М. В. Воспоминания монахов Донского монастыря об Отечественной войне 1812 г. История Отечественной войны 1812 г. отражена в большом количестве исследований и в опубликованных документах Источники, относящиеся к этому периоду, в 1812–1816 гг. издавались в различных периодических изданиях Постепенно появляются все новые материалы, позволяющие осветить малоизвестные события военного времени. К их числу относятся воспоминания монахов московского Донского монастыря о пребывании в обители французов. В Центре хранения документов до 1917 г. Центрального государственного архива Москвы в фонде Донского монастыря хранится «Описание, что происходило во время нашествия неприятельского в Донском монастыре. 1812 г.» История этого документа следующая. В октябре 1817 г., во время пребывания императора Александра I в Москве обер-прокурор Святейшего Синода князь А. Н. Голицын представил ему список московских монастырей, пострадавших во время нашествия французов. Рассмотрев реестр, царь пожелал узнать, что именно происходило тогда в московских обителях. Для этого он повелел Голицыну связаться с управляющим Московской митрополией архиепископом Дмитровским Августином, чтобы тот собрал с настоятелей и наместников монастырей подробные описания событий 1812 г. В отношении обер-прокурора на имя архиепископа Августина от 30 октября 1817 г. указывалось: «В требуемом описании не нужно никаких прикрас, витийства; простой слог и истина должны не иначе составлять его украшение. Государь император изволит требовать таковых сведений единственно в намерении узнать короче бывшие происшествия; впрочем, не предполагается делать ни обследований, ни суждений о лицах. Следовательно, тот, кто будет описывать оные, должен быть удостоверен, что чистосердечное объявление примется во благо. Для руководства и единообразия при составлении сведений я долгом почитаю изложить следующий порядок. Во-первых, нужно упомянуть в описании, в какое именно время кто из монастыря выехал, куда, с кем, и кто оставался при неприятеле? Во-вторых, были ли вывозимы церковные вещи, с которого времени кто начал убираться, и что случилось в дороге? В-третьих, при вторжении неприятеля что делали оставшиеся в каком либо монастыре, какие замечали происшествия, особенные случаи, анекдоты и тому подобное? В-четвертых, как где поступал неприятель; что с ним происходило в бытность в монастыре, в каком виде оставались святыни, вещи, здание, и что случилось достопримечательного?»

http://sedmitza.ru/lib/text/6033388/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010