Глава III. С. Д. Нечаев Одновременно с увольнением Мещерского от синодальной службы последовало и высочайшее назначение обер-прокурором св. Синода д. с. с. Степана Дмитриевича Нечаева. 10 апреля 1833 года св. Синоду был сообщен именной императорский указ о назначении нового представителя государственной власти в высшее церковное учреждение, – указ, данный пр. Сенату 2 апреля того же года. «Члену комиссии духовных училищ, состоящему за обер-прокурорским столом в св. Синоде, д. с. с. Нечаеву», писал в своем указе император Николай 749 , «повелеваем быть обер-прокурором св. Синода, на том самом основании, как был предместник его, т. с. кн. Мещерский, с производством... всех окладов, кои штатом присвоены званию обер-прокурора св. Синода». Нечаев вступил в отправление обер-прокурорских обязанностей уже в достаточной степени подготовленным к своей новой службе, так как, состоя с 1 декабря 1828 года чиновником за обер-прокурорским столом в св. Синоде, он имел возможность, во время частых и иногда довольно продолжительных отлучек Мещерского из Петербурга, несколько раз официально исполнять обязанности синодального обер-прокурора 750 и успел приобрести довольно значительное влияние на церковное управление 751 . Располагая достаточной опытностью в исполнении специальных обязанностей представителя государственной власти в высшем церковном учреждении и умело пользуясь преимуществами своего положения. созданными предшествовавшею историей прокуратуры, Нечаев, не смотря на кратковременное пребывание в должности синодального обер-прокурора, успел оказать довольно важные услуги интересам обер-прокурорской власти и в значительной степени усилил ее влияние на разнообразные стороны церковной жизни. Предшественники Нечаева, окончательно закрепившие за прокуратурой исключительное право непосредственных сношений с верховной властью по делам духовного ведомства, поставили синодального обер-прокурора в такое положение, что он иногда имел возможность составлять различные императорские рескрипты и указы и, за высочайшею подписью, отсылать их по принадлежности. Представив. в первые же дни своей обер-прокурорской службы, один из таких рескриптов на утверждение государя и получив его обратно с надлежащей высочайшей подписью для доставления по принадлежности, Нечаев заявил в своем всеподданнейшем докладе от 8 апреля 1833 года, что порядок, соблюдающийся в аналогичных случаях по другим ведомствам, и самое приличие требуют рассылки подобных указов и рескриптов за именной императорской печатью. «Такой печати», писал обер-прокурор 752 , «не было исходатайствованно моим предшественником, кн. Мещерским. Я считаю обязанностью, как для настоящего случая, так и для могущих быть впредь рассылок именных указов и рескриптов духовным и светским лицам,... испрашивать у Вашего Величества повеления снабдить меня императорской печатью из Кабинета». Желание Нечаева было удовлетворено, и синодальный обер-прокурор получил в свое распоряжение императорскую печать 753 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода . Высочайшим указом 11 мая 1722 г. Сенату предписано было „в Синод выбрать из офицеров доброго человека, чтоб имел смелость и мог управление синодского дела знать и быть ему обер-прокурором». Затем 13 июня того же 1722 г. обер-прокурору была преподана Высочайше утвержденная инструкция, которою определялись его права и обязанности и указывалось его положение в государственном управлении. Здесь он именуется „оком государя“ в Святейшем Синоде и „стряпчим о делах государственных“ в области церковного управления; по этой инструкции он является посредником между Синодом и государственною властию, блюстителем за правильным, своевременным и закономерным течением дел, производящихся в Синоде, и вообще по управлению церковному. В виду такого положения обер-прокурора в государственном и церковном управлении, естественно и необходимо иметь ему в своем непосредственном ведении особую Канцелярию – учреждение, чрез которое он мог бы действовать в отправлении многочисленных и сложных обер-прокурорских обязанностей. В первое время существования должности обер-прокурора не было, однако, образовано отдельно для него Канцелярии. Инструкциею 13 июня 1722 г. ему, между прочим, повелено было „в своей дирекции иметь Канцелярию синодскую и служителей оной“ (т. е., по современному слововыражению, быть директором Канцелярии Святейшего Синода). В этой-то Канцелярии сначала и было выделено особое небольшое делопроизводство для ведения дел собственно обер-прокурорских. Но с течением времени такой порядок ведения этих дел становился все более затруднительным. Усложнялись дела государственные; развивались и преобразовывались государственные учреждения, – так, образованы были министерства, учреждено и некоторое время существовало и Министерство духовных дел; развивалась жизнь общественная. Умножались и усложнялись и собственно церковные дела; преобразовывались и появлялись новые учреждения и в главном управлении Синода, и в управлениях епархиальных, – так, между прочим, увеличение денежных капиталов, находящихся в непосредственном ведении Синода, требовало особого за ними наблюдения в соответственных учреждениях, особого же наблюдения требовали переданные в ведение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава III. Кн. Я. П. Шаховский Генерал-прокурор Трубецкой, присвоивший себе право выбора синодального обер-прокурора, сумел поставить его в такое положение, что сам Шаховский считал сенатского генерал-прокурора своим «командиром» 229 и беспрекословно исполнял все его распоряжения. Представив императрице, вместе с другими своими подчиненными, вновь назначенного синодального обер-прокурора, Трубецкой приказал 230 Шаховскому на следующий же день явиться в св. Синод и вступить в отправление порученных ему обязанностей. После первого заседания в Синоде, Шаховский счел своим долгом доложить обо всем виденном сенатскому генерал-прокурору, но получил от него приказание представить о том письменный «рапорт» 231 . Когда обнаруженное в Синоде отсутствие обер-прокурорской инструкции заставило Шаховского обратиться к генерал-прокурору с соответствующим рапортом, то Трубецкой, посылая синодальному обер-прокурору копию с известной Петровской инструкции, позволил себе внести в нее одно существенное изменение. Вместо непосредственных сношений с верховной властью, синодальный обер-прокурор, в силу измененной инструкции, должен уже был доносить обо всех делах, требовавших высочайшей резолюции, не самой императрице, а генерал-прокурору. Ему же Шаховский был обязан представлять в двух экземплярах и еженедельные доклады о делах, поступавших на рассмотрение св. Синода и решавшихся им; один экземпляр предназначался, для сведения, генерал-прокурору, а другой – через него же подавался на рассмотрение государыни 232 . По-видимому, произвольный поступок Трубецкого, лишившего синодального обер-прокурора громадных преимуществ, соединенных с правом непосредственного обращения к верховной власти по обязанностям своей службы. не мог не отразиться самым неблагоприятным образом на фактическом положении представителя прокуратуры в высшем церковном учреждении. В действительности, однако же, установленные Трубецким подчиненные отношения к генерал-прокурору, ослаблявшие возможность влияния обер-прокурора на членов св. Синода, нисколько не помешали Шаховскому не только делать постоянные попытки широко пользоваться разнообразными правами и полномочиями, предоставленными обер-прокурорской власти инструкцией преобразователя и выработанными предшествовавшей практикой, но и настойчиво стремиться к подчинению сильному влиянию прокуратуры высшего церковного учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Содержание Предисловие Введение Часть Первая Глава I. Назначение обер-прокурора в св. Синод Права и обязанности обер-прокурора Первый обер-прокурор И. В. Болтин А. П. Баскаков. Реорганизация св. Синода и назначение Баскакова членом второго синодального апартамента Глава II. Временное прекращение существования обер-прокурорского института в синодальном ведомстве. Н. С. Кречетников. Глава III. Кн. Я. П. Шаховский А. И. Львов Кн. А. С. Козловский Глава IV И. И. Мелиссино П. П. Чебышев С. В. Акчурин А. И. Наумов Гр. А. И. Мусин-Пушкин Кн. В. А. Хованский Гр. Д. И. Хвостов Часть Вторая Глава I. Преобразования Александровского царствования. А. А. Яковлев Глава II. Кн. Голицын. Учреждение министерства духовных дел Кн. П. С. Мещерский Глава III. С. Д. Нечаев Гр. Н. А. Пратасов Заключение     Предисловие Обширный и сложный вопрос об отношениях государства к господствующей в России православной церкви, за время двух последних столетий, является очень мало разработанным в нашей исторической литературе. Мы не имеем претензии вполне восполнить этот крупный пробел в существующей литературе и не задаемся целью представить в научно обработанном виде двухвековую историю взаимных отношений русской церкви и государства. О такой широкой постановке вопроса не может быть и речи в специальном исследовании, не желающем ограничиться одной общей характеристикой затрагиваемых им исторических явлений. Наша задача несравненно более скромна; она заключается в детальном научном обследовании только одной из сторон такого обширного и сложного вопроса, а именно – отношений обер-прокуроров св. Синода, как представителей государственной власти, к высшему церковному учреждению, поставленному во главе управления русской церковью. Вопрос об обер-прокурорах св. Синода или, точнее, о том положении, в какое они были поставлены верховной властью по отношению к высшему церковному учреждению, а также и самый исторический процесс постепенных изменений в области взаимных отношений обер-прокуроров и правительствующего Синода не только не разработаны, но даже почти совершенно незатронуты в нашей литературе; между тем, едва ли нужно доказывать, что историческое прошлое синодальных обер-прокуроров, характер их деятельности, их отношения к предоставленным им правам и обязанностям, их столкновения с членами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

А.А. Половцов Львов, Афанасий Иванович Львов , Афанасий Иванович, статский советник, обер-прокурор Святейшего Синода; родился в 1703 г., назначен обер-прокурором 18 декабря 1753 г. В силу обер-прокурорской инструкции 1722 г., которая вменяла обер-прокурору бдительно наблюдать за тем, чтобы Св. Синод все дела рассматривал и все свои обязанности исполнял «истинно, ревностно и порядочно, без потери времени, по регламенту и указам», Львов признал необходимым подчинить епархиальные учреждения Синодального ведомства обер-прокурорскому надзору и 2 мая 1754 года предложил Св. Синоду разослать во все учреждения духовного ведомства копии с вышеозначенной инструкции. Эта инструкция предусматривала на местах особых прокуроров, которые должны были следить за своевременным исполнением подчиненными Синоду учреждениями и лицами синодальных указов, а равно и доносить о причинах неисполнения таковых и вообще представлять отчет о деятельности епархиального начальства. Имея в виду то, что таких прокуроров в епархиях не было, что инструкция 1722 г. к тому времени не была распубликована по ведомству Св. Синода и епархиальные архиереи пользовались полнотою власти, Св. Синод не находил нужным исполнять требование обер-прокурора, хотя оно и было повторено им в предложениях от 13 мая и 6 июля. Подобно своим предшественникам, обер-прокурор Львов не был единственным посредником между Верховною властью и высшим органом церковного управления, к тому же он не пользовался особым расположением императрицы: ему приходилось объявлять Св. Синоду к исполнению лишь те Высочайшие указы, которые уже были объявлены, но не были исполнены Св. Синодом. Так, в предложении от 20 апреля 1754 года объявлено было Св. Синоду, что если указ об обязательном назначении «и великороссиян на праздные ваканции в архиереи и архимандриты, устно сообщенный императрицею синодальным членам, остается без должного исполнения, то императрица вменяет в непременную обязанность немедленно же записать в Св. Синоде Высочайшее повеление «для неотменного исполнения и о всем том донести ему, обер-прокурору, Ее Императорскому Величеству».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1907 году 27 Февраля Синодальный Обер-Прокурор Извольский обратился к Первенствующему Члену Святейшего Синода Преосвященному Митрополиту С.-Петербургскому Антонию с письмом такого содержания: «В настоящее время на законодательное рассмотрение внесен вопрос о передаче следственной части дел о расторжении брака в ведение светского суда. Мероприятие это, имея целью упорядочить формальную сторону бракоразводного процесса, не касается существа действующего ныне брачного права. Между тем неотложные требования жизни и соображения о пользе государства побуждают к скорейшему представлению на законодательное разрешение и вопроса об увеличении законных поводов к разводу. К сему же приводит и то еще обстоятельство, что из епархии северо-западного и юго-западного края поступают в Святейший Синод все учащающиеся ходатайства о расторжении смешанных браков, вследствие отпадения одного из супругов в католичество и нежелания продолжать брачное сожительство по причине отказа со стороны другого супруга отступить от Православия, – каковые вопросы, не будучи предусмотрены действующим законом, нуждаются в возможно скором решении». Ввиду изложенного, Обер-Прокурор просил Митрополита, «не признано ли будет полезным учредить при Святейшем Синоде Особое Совещание для обсуждения и выработки Проекта положений о поводах к разводу, согласно указаниям Предсоборного Присутствия, с целью представления сего Проекта на законодательное разсмотрение параллельно с реформою бракоразводного процесса». Ответом на это письмо было учреждение, по определению Святейшего Синода от 28 того же Февраля, помянутого Совещания, под председательством сначала Преосвященного Митрополита Киевского Флавиана (3 заседания), а затем Преосвященного Епископа Тамбовского Иннокентия, ныне Экзарха Грузии. В состав этого Совещания, работавшего в два приема – с 21 Марта 1907г. по 16 Мая того же года и с 19 Декабря 1908г. по 22 Мая 1909г. – и имевшего на пространстве этого времени 22 заседания, входили: Обер-Прокуроры Святейшего Синода Извольский (до ухода его из ведомства 5 Февраля 1909г.) и Лукьянов, Товарищ Обер-Прокурор Рогович, Управляющий Канцеляриею Святейшего Синода Григоровский, Юрисконсульт при Обер-Прокуроре Святейшего Синода Дылевский, Обер-Секретарь Святейшего Синода Рункевич. При обсуждении же вопросов, имеющих отношение к медицинской науке, принимали участие в Совещании только в первую его сессию избранные Медицинским Советом совещательные члены оного: Бехтерев, Отт и Бертенсон. Во вторую сессию Совещания в состав его вошли еще следующие лица: Преосвященный Епископ Холмский Евлогий и Обер-Секретарь Святейшего Синода Исполатов (в первой сессии принимавшие участие лишь при решении вопроса об уклонении одного из супругов от Православия как поводе к разводу), член Учебного при Святейшем Синоде Комитета Остроумов и профессора С.-Петербургской Духовной Академии Глубоковский и Соколов. Делопроизводителями Совещания состояли Секретари Святейшего Синода: сначала Соколов, а затем Попов и Судницын.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Глава II. Кн. Голицын. Учреждение министерства духовных дел С увольнением из св. Синода обер-прокурора Яковлева, обнаруживавшего явные стремления придать обер-прокурорской власти новый характер, сообразный с государственными административными реформами Александровского правительства, но не успевшего в своих намерениях вследствие нетактичности и отсутствия необходимой близости к верховной власти, император Александр признал уже необходимым назначить в высшее церковное учреждение такого обер-прокурора, который бы мог беспрепятственно применить к церковному управлению новые правительственные идеи, выразившиеся в учреждении министерств вместо старых Петровских коллегий. Именным императорским указом, данным Сенату 21 октября 1803 года, преемником Яковлева по должности обер-прокурора св. Синода был назначен князь Александр Николаевич Голицын 630 . Для нас имеют важное значение те соображения, какими руководился император Александр при выборе нового представителя прокуратуры в синодальном ведомстве. Нужно иметь в виду, что князь Голицын, по его собственным словам 631 , был не только совершенно не подготовлен к исправлению порученной ему должности, но, по своим убеждениям и образу жизни, менее всего отвечал и тем запросам, какие казалось уместным предъявить к обер-прокурору высшего церковного учреждения. «Какой я обер-прокурор», думал он про себя 632 , «ведь я ничему не верю». – «Разве вам неизвестно», говорил Голицын государю 633 , «что, приняв назначаемую вами обязанность, я решительно ставлю себя в ложное отношение сперва к вам, потом к службе, да и к самой публике. Вам не безызвестен образ моих мыслей о религии, и вот, служа здесь, я буду прямо уже стоять наперекор совести и вопреки моим убеждениям». Но у государя существовали свои особые соображения, побудившие его, при назначении в св. Синод нового представителя государственной власти, остановиться именно на Голицыне, как человеке, очень близком к нему и, в силу подобной близости, имевшем возможность, без больших усилий и соблазнительной борьбы с синодальными членами, придать прокуратуре то громадное и важное значение в области церковного управления, к какому так настойчиво и упорно, но неудачно стремился Яковлев. «Я бы очень желал», говорил Голицыну император Александр 634 , «чтобы ты занял место обер-прокурора в Синоде;... мне бы хотелось, чтобы преданный мне и мой, так сказать, человек занимал эту важную должность. Я никогда не допускал к себе Яковлева, никогда с ним вместе не работал, а ты будешь иметь дело непосредственно со мной, потому что вместе с тем я назначу тебя и моим статс-секретарем».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

V. Исполнительные органы Святейшего Синода и обер-прокурор Секретариат: обер-секретарь и секретари. – Канцелярия: первые заботы об образовании ее; канцеляристы, подканцеляристы, копиисты, писчики, содержание их; высшие канцелярские чины: регистратор, актуариус, нотариус или протоколист; канцелярские порядки и канцелярская работа; из внутренней жизни канцелярии; канцелярские расходы. – Агент или экзекутор. – Переводчики. – Архив, библиотека, органы специального назначения. – Обер-прокурор при Синоде. I В двадцать восьмой главе генерального регламента, носящей название: «о канцеляриях», сказано: «надлежит все то отправлять, что от коллегии определено, и принадлежат к тому: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, регистратор, канцеляристы, копиисты» 1038 . Далее в генеральном регламенте следуют главы: «о секретарском управлении», «о должности нотариуса», «о должности переводчика», «о должности актуариуса», «о чине регистраторском», «о канцеляристах» и т. д. 1039 В сороковой главе: «о определении в канцеляриях», сказано, что «в канцеляриях надлежит секретарям особливый стол с замком иметь» 1040 . Таким образом, обе эти главы генерального регламента, двадцать восьмая и сороковая, помещают секретаря в канцелярии. Но в то же время секретарь «в коллегии докладывает», «над протоколом и канцеляриею имеет, под вышнею дирекциею коллегии, надзирание», наконец, «хотя в коллегии гласу не имеет, однако ж надлежит ему коллегии по всей возможности надлежащее уведомление давать и о нужном напамятовать» 1041 . Эти обязанности секретаря выдвигают уже его из рамок канцелярии. И хотя вскоре по учреждении Синода секретари и обер-секретарь Синода на практике стали считаться принадлежащими к канцелярии, но в начале это не было так. Первым обер-секретарем Синода был асессор Синода. Именовались обер-секретарь и секретари всегда обер-секретарем и секретарями «святейшаго Синода». В генеральном регламенте изложены подробные указания о канцелярии, секретаре, «канцелярных и конторных служителях» 1042 . В духовном же регламенте имеются указания только о членах Синода, о секретариате же и канцелярии не говорится ни слова 1043 . По-видимому, предполагалось устроить эти части применительно к указаниям генерального регламента и практике Сената. Но, во всяком случае, Синод категорически замечет, что «генеральный регламент не во всем свойственный» духовному ведомству, а «дан светским коллегиям» 1044 . II

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава II. Временное прекращение существования обер-прокурорского института в синодальном ведомстве. Н. С. Кречетников. Увольнение Баскакова от должности синодального обер-прокурора на некоторое время совершенно освободило высшее церковное учреждение от всякого контроля со стороны прокуратуры, так как, состоявшееся 14 июля 1726 года, высочайшее распоряжение о назначении. вместо обер-прокурора Баскакова, простого прокурора Раевского не было приведено в исполнение св. Синодом 212 . Институт прокурорского надзора за высшими государственными учреждениями, обязанный своим происхождением преобразовательным идеям Петра, при его ближайших преемниках уже, видимо, не пользовался никаким сочувствием правительства. Главный представитель прокуратуры, Ягужинский, назначенный преобразователем генерал-прокурором Сената, с появлением Верховного Тайного Совета, отстранившего «око государя» от непосредственных сношений с источником его полномочий, утратил всякую возможность действительного, фактического влияния на ход государственного управления и даже, как позволяет думать один исторический документ, не мог исполнять своих генерал-прокурорских обязанностей. По крайней мере, в высочайшем манифесте от 2 октября 1730 года 213 императрица Анна Иоанновна констатировала, как несомненный факт, уничтожение генерал-прокурорской должности по смерти Петра, хотя ей и были неизвестны виновники такой печальной участи сенатского генерал-прокурора. Уничтожение Верховного Тайного Совета. как известно, было соединено с восстановлением Сената в том первоначальном значении, какое ему принадлежало в общей системе государственного управления при жизни его основателя – Петра 214 . По-видимому, можно было бы ожидать, что восстановленный в первоначальном виде правительствующий Сенат будет соединять в себе вместе с коллегиальными началами, положенными в основу его организации, и введенное в него личное начало, воплощенное в должности генерал-прокурора. Но на первом же заседании обновленный Сенат признал нежелательным восстановление института прокуратуры и нашел более удобным совершенно освободить себя от генерал-прокурорского и обер-прокурорского контроля 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

А.А. Завьялов 1898 г. 1. -Предложение Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода о принятии мер, дабы послушники принимаемы были в обители с строгою осмотрительностью и с должным о них исследованием. И, по справке, Приказали: Предписать Московской и Грузино-Имеретинской Святейшего Синода Конторам и Епархиальным Преосвященным о принятии, согласно циркулярным указам Святейшего Синода от 21 Июля 1804 года, 23 Апреля и 30 Июля 1841 года 9 Сентября 1873 года, о неослабном соблюдении самых действительных мер к тому, чтобы в число послушников и послушниц монастырей были допускаемы только те лица, за благонравность коих могут вполне поручиться настоятели и настоятельницы монастырей, и чтобы послушники или послушницы, замеченные монастырским начальством в несвойственном иноческой жизни поведении, если они не состоят в числе указных, немедленно были удаляемы из монастырей, состоящие же указными подвергаемы были мерам исправления и взыскания, установленным действующими по духовному ведомству положениями. О чём, для надлежащего руководства, послать Синодальным Конторам и Епархиальным Преосвященным циркулярные указы. Февраля 25 дня 1898 года. 5 .-слушали: предложение Г. Товарища Синодального Обер-Прокурора, от 29 минувшего Августа за 5676, с приложением отзыва Товарища Министра Внутренних Дел, полученного вследствие сделанного сношения о внесении в программы действий комиссионерских контор по устройству похорон выработанных особою комиссией и одобренных Святейшим Синодом правил. Приказали: Определением Святейшего Синода от 13–23 Мая сего года одобрены составленные учреждённою Г. Обер-Прокурором, по соглашению с Преосвященным Митрополитом С.-Петербургским, комиссией правила для действий контор по устройству похорон и предоставлено Г. Обер-Прокурору просить Министра Внутренних Дел о внесении сих правил в программы деятельности как существующих, так и впредь открываемых означенных контор. По сделанном по сему предмету сношении, Товарищ Министра Внутренних Дел князь Оболенский уведомил Г. Обер-Прокурора, что упомянутое в п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010