VI. Учреждение особого присутствия для дел православного духовенства Дружное желание нашего общества внести необходимые улучшения в быте и строе православного духовенства, а также оживление в церковно-приходскую деятельность, побудило высшее правительство обратить серьезное внимание на эти важные общественные задачи. В 1861 году министр внутренних дел И. А. Валуев, представляя Государю в Ливадии выписки из конфиденциального отношения киевского генерал-губернатора о положении православного духовенства и русской народности в юго-западном крае и полагая, что состояние всего православного духовенства в империи требует преобразований и улучшений, предложил ряд мер к возвышению духовного сословия 107 . Эти меры должны были состоять: в наделении сельского духовенства землею, в предоставлении некоторых прав и преимуществ детям духовенства, окончившим курс в семинариях и академиях, и в ведении епископов в государственный совет. По воле Государя проект этот дозволено было сообщить только небольшому кружку лиц, а именно: обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому, митрополитам Исидору и Филарету и протопресвитеру Бажанову, а затем рассмотреть в особом комитет под председательством великого князя Константина Николаевича. Обер-прокурор Св. Синода граф А. П. Толстой находил неудачным проект о допущении епископов в государственный совет: предполагая, что этот совет, пользуясь присутствием епископов, будет решать дела подлежащие ведению Синода, и таким образом светское управление еще более прострет свою власть над церковью. Митрополит Филарет отнесся также отрицательно к предположению о введении епископов в государственный совет, в видах могущего произойти вследствие сего уменьшения значения Св. Синода и отвлечения епископов из их епархий. При этом митрополит Филарет указал, что еще на основании петровских законов в экстренных случаях возможны совместные конференции Синода и государственного совета, без нарушения независимости и целости каждого их них 108 . В заключении своего мнения митрополит Филарет высказал следующее суждение: «может быть не столько нужно то, чтобы епископ заседал в правительственном собрании вельмож, сколько то, чтоб вельможи и благородные мужи чаще и усерднее, вместе с епископом, окружали алтарь Господень, украшая тем церковь и ее праздники, утешая своим общением и поощряя епископа, и подавали назидательный пример народу, который довольно прилежно окружает епископа в праздники церковные» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Архив Пн В ПСТГУ прошла презентация монографии «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)» 5 марта 2024 г. 17:46 29 февраля 2024 года в главном здании  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке в Москве прошла презентация монографии «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)». В презентации нового исследования, вышедшего в этом году в издательстве Общества любителей церковной истории, приняли участие автор книги доктор исторических наук А.В. Соколов и ведущие исследователи новейшего периода Русской Церкви. На основании большого круга источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, в книге рассматриваются конфессиональная политика Временного правительства и его важнейшие мероприятия в отношении Русской Церкви, такие как созыв и ход Всероссийского Поместного Собора, передача церковных школ в ведение Министерства народного просвещения, церковная политика обер-прокурора В.Н. Львова и т.д. Презентацию открыл главный научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, профессор ПСТГУ священник Александр Мазырин. В приветственном слове он отметил, что в книге А.В. Соколова, посвященной переломному периоду в жизни Русской Церкви с февраля 1917 по январь 1918 года, события того времени изложены максимально тщательно, подробно и в то же время достаточно объективно. Даже для исследователей, давно занимающихся изучением новейшего периода, эта монография открывает что-то новое. Например, отец Александр отметил, что из раздела, посвященного грузинской автокефалии, он прояснил для себя, когда и в связи с чем на смену названию «Православная Российская Церковь» в официальный документооборот пришел термин «Русская Православная Церковь»: Временное правительство и обер-прокурор В.Н. Львов, признав грузинскую автокефалию, но продолжая ее числить в своем («российском») ведении, стали вводить терминологическое различие между Грузинской и Русской Церквями, при том что сама Православная Церковь в России продолжала официально именовать себя Российской, а не Русской и не признавала канонического самочиния грузинских автокефалистов.

http://patriarchia.ru/db/text/6108418.ht...

В.И. Аскоченский Общие преобразования духовных училищ Русский Венценосец, спасший целость и свободу Европы и возведший народ свой на высшую степень величия и славы, между многими царственными заботами о внутреннем благоустройстве своего обширного наследия, положил дать училищам духовным новый, точный и совершеннейший вид. Возвысив с 1807 года сумму на содержание духовных училищ до 338,863 p., Государь Высочайшим указом от 29 ноября того же года повелел учредить комитет об усовершенствовании оных, назначив и утвердив членами людей, известных великими заслугами отечеству, глубокою учёностью и изведанной опытностью в деле народного просвещения. Это были: Амвросий, митрополит новгородский, Феофилакт, епископ калужский, Иоанн Семёнович Державин, обер-священник армии и флотов, князь Александр Николаевич Голицын, обер-прокурор св. синода и Михаил Михайлович Сперанский, статс-секретарь. Бывший тогда епископ старорусский (в последствии митрополит киевский) Евгений сочинил план об усовершенствовании духовных училищ, который и был представлен комитету. Не более как в один год комитет рассмотрел этот план, обозрел весь ход образования училищ в России с древнейших времён, исчислил суммы потребные на содержание, уже не одних учебных заведений, но и всего духовенства; определил источники, откуда заимствовать эти суммы, составил правила исные, точные и связные для преобразования училищ и поднёс Императору свой доклад вместе с Начертанием правил. С каким удовольствием Благословенный Монарх принял и одобрил сей доклад, – это можно видеть из трех Высочайших указов, данных 26 июня 1808 года, из коих в первом – св. Синоду – Государь утверждает все меры комитета во втором – государственному казначею – повелевает отпускать суммы па содержание духовенства, а в третьем – самому комитету – «изъявляет особенное своё благоволение и признательность, отдавая совершенную справедливость усердию и отличной деятельности его». В следствие начертания и предположений комитета, образование духовных училищ получило такой вид и распорядок:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместо предисловия. Из истории Саратовской Православной Духовной семинарии Кирилл Краснощёков Священник Духовное образование как система появилось в Русской Православной Церкви в начале XIX в., когда в контексте предпринятых императором Александром I реформ была проведена и реформа системы духовного образования. Задача её состояла прежде всего в том, чтобы придать единство действовавшим в ней программам обучения и обеспечить преемственность всех степеней духовных учебных заведений. Вместе с тем преследовалась и важная цель повышения общеобразовательного уровня духовно-учебных заведений, а в академиях – и развития богословия. 29 ноября 1807 г. был учреждён Комитет об усовершенствовании духовных училищ, в который вошли петербургский митрополит Амвросий (Подобедов) , назначенный председателем, калужский епископ Феофилакт Русанов , обер-прокурор Синода А.Н. Голицын, духовник царя протопресвитер Сергий Краснопевков, обер-священник армии и флота Иоанн Державин и статс-секретарь М.М. Сперанский, координировавший всю работу этого комитета. Сперанский, сам прошедший все ступени духовного образования, великолепно знал его нужды и стоявшие перед ним проблемы. Изданный 26 июня 1808 г. закон создавал новую структуру духовных учебных заведений, определял учебную, воспитательную и административную функции духовных школ, а также устанавливал источники их материального обеспечения 1 . Подобно созданной в 1803–1804 гг. четырёхступенчатой системе светских школ и университетов устанавливались и четыре ступени духовно-учебных заведений: 1) приходские училища; 2) уездные училища; 3) семинарии, дававшие среднее духовное образование; 4) духовные академии. По аналогии со светской школой вводилась и окружная система организации духовного просвещения: создавались четыре учебных округа во главе с духовными академиями – Санкт-Петербургский, Московский, Киевский и Казанский. Каждая епархия округа должна была иметь 1 семинарию, 10 уездных и 30 приходских школ, а вся система духовных учебных заведений – 4 академии, 36 семинарий, 360 уездных и 1080 приходских училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кистыш. Александр Суворов. Храм 12.06.2018 674 Время на чтение 5 минут Храм святителя Василия Великого, построенный великим сыном Росии Александром Суворовым в память о своем батюшке Василии Ивановиче, крестнике Петра I. Первое упоминание о селе Кистоши, что рядом с древним русским городом Суздалем относится к 1521 г. По одному из преданий Петр I пожаловал его Ивану Григорьевичу СУВОРОВУ , деду великого русского полководца, который с молодых лет находился на воинской службе. С начала 80 гг. XVII века он служил в стрелецком Стремянном полку, который нес охрану Кремля и во время стрелецких бунтов 1682 и 1688 гг. сохранил верность Царю Петру Алексеевичу. В документах 1690 г. Иван Суворов упоминается уже десятником. Как один из наиболее грамотных и преданных Петру был назначен подьячим (1695) лейб-гвардии Преображенского полка и уже через четыре года имел чин Генерального писаря этого же полка, а затем и лейб-гвардии Семёновского полка. Эту должность Иван сохранил за собой до конца жизни, несмотря на многочисленные изменения в службе. Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана СУВОРОВА, запросто захаживал в его дом и в 1705 году согласился стать крестным отцом его сына Василия СУВОРОВА, отца будущего великого русского полководца. Когда его крестнику исполнилось 14 лет, Петр I взял его на трудную, сложную, но почетную службу личным денщиком Императора и многократно поручал особо сложные и опасные поручения. В «формулярном списке» Василия Суворова говорится: «В бытность его в обер-офицерских чинах по именным указам употреблен был в различных и важных комиссиях и посылках внутри и вне государства». Дослужился отец Суворова до генеральских чинов, некоторое время был воеводой г. Владимира, затем обер-прокурором и т.д. Как гласит предание, именно Василий Иванович СУВОРОВ построил с селе Кистоши первый деревянный храм в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. 30 июля 1775 г. Василий Суворов скончался. Александр Васильевич тяжело переживал утрату горячо любимого отца.

http://ruskline.ru/video/2018/iyun/12/ki...

Знакомство со скитом вызвало у Зедергольма ощущение, что в этом месте он будет жить до смерти. Тем не менее он провел еще немало лет в миру, оставаясь под духовным руководством старца Макария, периодически приезжая к нему и поддерживая переписку. Был домашним учителем у детей Е. Е. Жуковской, вдовы В. А. Жуковского , с 1853 г.- у Киреевских, давал уроки рус. и нем. языков, истории, географии, арифметики. В 1858 г. Зедергольм был причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, с 1860 г. служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре гр. А. П. Толстом , ставшем его другом и покровителем. Получил чин коллежского асессора. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. по поручению Толстого подготовил ряд докладных записок, текст к-рых согласовывал со старцем Макарием, а иногда и с митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) : о необходимости противодействовать старообрядцам, против расширения их прав; о том, что желательно не спешить с переводом Свящ. Писания на рус. язык и запросить мнение вост. патриархов по этому вопросу; о важности ради церковного единства поддерживать К-польскую Церковь в условиях давления на нее со стороны османского правительства и болгар; о необходимости добиваться примирения сторон греко-болг. церковного спора, против резкого осуждения греч. духовенства болгарами. Принял участие в разработке устава Русско-греческого об-ва, призванного популяризировать греч. духовную и светскую лит-ру в России, а русскую - в Греции (об-во так и не было создано). Участвовал в публицистической полемике. Составил критический ответ М. Н. Каткову на его записку в защиту болгар, «возражение» А. И. Герцену на его письмо имп. Марии Александровне, где тот критиковал систему воспитания наследников престола. Подготовил записку «Об опасностях, угрожающих Православной Церкви в России», в к-рой сравнивал ситуацию в царствование Николая I и Александра II. Делал вывод не в пользу совр. царствования, т. к. это время отличалось менее твердой политикой по отношению к неправославным, в печати царило вольномыслие, распространялось равнодушие к вере. Для автора записки было характерно представлять Николая I образцом строгого монарха.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА 27 февр. 1917 г. состоялось последнее перед отречением св. мч. имп. Николая II Александровича заседание Святейшего Синода. Предложение составить воззвание к народу по поводу «событий момента» (начало Февральской революции 1917 г .) и в поддержку монархии было отклонено членами Синода во главе с Первоприсутствующим Киевским и Галицким митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) . 2 марта власть перешла к Временному правительству, образованному Временным комитетом Государственной думы. Временное правительство осознавало себя как власть принципиально вневероисповедную. 3 марта оно издало «Декларацию Временного правительства о его составе и задачах» (Сб. указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917. Вып. 1. Отд. I. 5. С. 7-8), в к-рой провозгласило «полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным» и «отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений». Однако порядок гос. управления церковными делами формально остался прежним: в отношении правосл. Церкви он осуществлялся через обер-прокурора Святейшего Синода, в отношении всех остальных вероисповеданий - через Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД. 3 марта Временное правительство назначило обер-прокурором Святейшего Синода В. Н. Львова (принадлежал к партии октябристов, член Государственной думы и председатель думской комиссии по церковным вопросам) и ввело его в свой состав на правах министра. 4 марта на заседании Синода он приказал вынести из зала заседаний царский трон и объявил об освобождении правосл. Церкви от былой зависимости от гос-ва и о ее праве самой определить форму церковного самоуправления. 6 марта Синод выпустил обращение об обнародовании в правосл. храмах актов 2 и 3 марта об отречении царя от престола и об образовании Временного правительства, а также о совершении молебствий «об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой державе Российской и Благоверному Временному правительству» (ЦВед. 1917. 9-15. С. 58). Епархиальному начальству рекомендовано было проводить съезды с принятием резолюций в поддержку новой гос. власти.

http://pravenc.ru/text/155432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857, С.-Петербург), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57). Род. в семье советника канцелярии Коллегии иностранных дел статского советника кн. Сергея Васильевича Мещерского (1737-1781) и Александры (Анны) Ивановны Мещерской, урожденной Кушелевой (1753-?). По муж. линии происходил из старинного рода бояр Мещерских, обладавших княжеским титулом, по женской - был праправнуком боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Наталии Кирилловны Нарышкиной, супруги царя Алексея Михайловича и матери имп. Петра I Алексеевича . М. получил домашнее образование, еще в детстве был записан унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновский полк. 22 апр. 1797 г. поступил на действительную военную службу в звании прапорщика. 8 сент. 1798 г. уволен в отставку с мундиром. 5 дек. 1805 г. М. присвоили чин камер-юнкера и он был определен на службу членом Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Проявил себя добросовестным исполнителем в деле поселений для иностранцев. В 1808-1809 гг. занимал должность херсонского гражданского губернатора. Оказывал помощь иностранным поселенцам в крае, особенно внимательно относился к вопросам улучшения быта. Осуществлял вспомоществования, в т. ч. и из собственных средств. Первой женой М. была Екатерина Ивановна (1782-1851), дочь правителя Костромского наместничества, сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва (1736-1793) и Евдокии Дмитриевны Ланской (не ранее 1760-1816). В 1808 г. у супругов род. единственный сын Элим (1808-1844), впосл. известный дипломат и писатель. Второй женой М. стала Прасковья Егоровна Панова († 1860). 8 июня 1809 г. М. после присвоения ему чина действительного статского советника был назначен обер-прокурором 2-го отд-ния 5-го департамента Правительствующего Сената и прослужил в этой должности до 1817 г. В окт. 1812 г. был командирован в Москву с различными поручениями. В 1813 г. М. избран одним из директоров С.-Петербургского комитета Библейского об-ва. В 1816 г. утвержден действительным членом совета Императорского человеколюбивого об-ва. С 1824 г. помощник главного попечителя. По поводу увольнения М. в 1846 г. по собственному желанию с этого почетного поста митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) , первенствующий член Синода, писал: «…не могу не изъявить Вашему сиятельству искреннего моего сожаления о потере в Вас сотрудника, неусыпному и истинному христианскому попечению коего Человеколюбивое общество обязано учреждением большей части существующих ныне в ведении его благотворительных заведений и настоящим их состоянием для пользы неимущих» ( Панов. 1857. С. 1492).

http://pravenc.ru/text/2563150.html

Помянуть древняя и поучиться, несомненно полезно и назидательно ... Митрополит Арсений (Стадницкий) Содержание От редакции Дневник на поместный собор 1917–1918 17-я тетрадь 8 августа 1917 г. –22 января 1918 г. на Поместный Собор Приложения Комментарии и примечания Приложение 1. Заявление в Святейший Правительствующий Синод от группы членов Синода о сложении своих полномочий Постановление Святейшего Правительствующего Синода по заявлению группы членов Синода о неканонических действий Обер-прокурора В. Н. Львова Статья из газеты «Русское слово» о конфликте между членами Священного Синода и синодальным Обер-прокурором В. Н. Львовым Прошение митрополита Московского Макария (Невского) Святейшему Синоду о современных церковных делах, с приложением выписок из канонических правил Чин молебного пения при открытии Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 29 августа 1917 г. Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 30 августа Статья из газеты «Утро России» о заседании Собора, посвященного обсуждению вопроса о преподавании Закона Божия в школе от 23 сентября 1917 г. Доклад Священному Собору председателя Отдела о Высшем Церковном Управлении епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) и особое мнение членов Отдела по поводу формулы перехода к очередным делам Обращение группы членов Собора в Соборный Совет о совершении торжественных похорон у стен Кремля воинов, погибших во время революционных боев Постановление Собора Всероссийской Православной Церкви по поводу погребения на Красной площади лиц, во дни междоусобной брани убиенных Обращение Московского Совета рабочих и солдатских депутатов в Священный Собор Православной Российской Церкви по вопросу совершения религиозных обрядов Заметка из газеты «Московский листок» с публикацией заявления Собора по вопросу о мирных переговорах большевиков с Германией Статья из газеты «Московский листок» об интронизации Патриарха Поздравление монашествующих Новгородской епархии в связи с возведением архиепископа Арсения в сан митрополита Статья В.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

прот. Александр Смирнов Глава I Общие сведения о служении Филарета в Петербурге. Учреждение Комиссии духовных училищ, состав ее и круг действий. Вызванная к жизни на место бывшей Александро-Невской семинарии С.-Петербургская Духовная Академия и назначение ректором ее бывшего доселе ректором Троицкой Лаврской семинарии архимандрита Евграфа. Вызов в Петербург учителя Троицкой Лаврской семинарии, иеродиакона Филарета. Состояние его духа при объявлении ему об этом вызове. Скорбь по сему случаю митрополита Платона. Отъезд иеродиакона Филарета из лавры и Москвы. Дорога и прибытие в Петербург. Служение Филарета в Петербурге на разных степенях иерархического достоинства, в звании иеродиакона, иеромонаха, архимандрита и епископа, продолжалось не много более десяти лет (с конца декабря 1808 года по 15 марта 1819 года) и посвящено было почти исключительно образованию духовного юношества. 1808 год – замечательный год в истории русских духовных школ. В этом году 26 июня Государем Императором Александром I был утвержден план о преобразовании духовных училищ; в этом же году образована была Комиссия духовных училищ. Членами Комиссии назначены были шесть лиц: С.-Петербургский митрополит Амвросий (Подобедов) , епископ Калужский Феофилакт (Русанов) , тайный советник М.М. Сперанский, синодальный Обер-прокурор князь А.Н. Голицын, придворный духовник П.В. Криницкий и Обер-священник военного духовенства И.С. Державин. Круг деятельности Комиссии сосредоточивался на устройстве и управлении всех духовных школ в России. Комиссия приняла на себя все заботы о приведении в исполнение высочайше утвержденного проекта о преобразовании духовных школ. Решено было начать преобразование по новому плану академии, семинарии и училищ С.-Петербургского округа. 17 февраля 1809 года получила новый устав Петербургская Духовная Академия. В новоустроенную академию вызваны были для высшего образования студенты из четырех прежде бывших высших духовных школ, именно: Александро-Невской, Киевской, Московской и Казанской, и из 23 семинарий, всего в числе 100 человек, которые должны были образовать первый курс новой Петербургской академии. Потребовались для нее, кроме бывших профессоров, и новые наставники из разных семинарий. Ректором ее утвержден был вызванный пред тем в С.-Петербург на чреду священнослужения ректор Троицкой Лаврской семинарии архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов), близкий знакомый Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010