Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (8.12.1773, Москва - 22.11.1844, имение Гаспра Ялтинского у. Таврической губ.), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (21 окт. 1803 - 24 окт. 1817), министр духовных дел и народного просвещения (24 окт. 1817 - 15 мая 1824). Из обедневшей ветви древнего княжеского рода Голицыных. Воспитанник М. С. Перекусихиной, камер-фрау имп. Екатерины II . В 1783 г. был определен в Пажеский корпус в С.-Петербурге, где подружился с вел. князьями Константином Павловичем и Александром Павловичем (впосл. имп. Александр I ), зачислен в пажи Александра и имел доступ ко двору. С 1791 г. камер-юнкер при дворе Александра Павловича, с 1797 г. действительный камергер. С 1794 г. поручик лейб-гвардии Преображенского полка. В мае 1799 г. уволен имп. Павлом I и получил приказ покинуть С.-Петербург, переехал в Москву. Кн. А. Н. Голицын. Литография. XIX в. (ГИМ) Кн. А. Н. Голицын. Литография. XIX в. (ГИМ) При имп. Александре I Г. был вновь принят на службу, 8 сент. 1802 г. получил пост обер-прокурора 2-го, 21 дек. того же года 1-го департамента Сената. Назначение Г. 21 окт. 1803 г. обер-прокурором Святейшего Синода со званием статс-секретаря удивило современников: в кругу аристократов он был известен как «веселый эротоман», «баловень прекрасного пола», скептик, к-рый резко отзывался о Церкви. Тем не менее члены Святейшего Синода встретили назначение Г., сменившего на этом посту властного А. А. Яковлева , с удовлетворением. Имп. Александр I хотел видеть в обер-прокуроре близкого человека, он предоставил ему право непосредственного доклада императору (одновременно члены Синода были лишены этого права). Получив столь высокий пост, Г. изменил образ жизни, занялся изучением истории христианства, чтением религ. книг. 21 сент. 1804 г. ввел новый порядок прохождения дел через Синод, поставив задачу сосредоточить в своей канцелярии все дела церковного управления. В 1807 г. епархиальным архиереям было предписано сообщать в канцелярию обер-прокурора о состоянии дел в епархиях и лично отчитываться перед Г.

http://pravenc.ru/text/165261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЕР-ПРОКУРОР Святейшего Правительствующего Синода, офиц. должность, учрежденная имп. Петром I Алексеевичем после отмены патриаршего управления и утверждения в церковной жизни с 1721 г. положений «Духовного регламента» (Русскую Православную Церковь возглавил Святейший Правительствующий Синод ). 11 мая 1722 г. имп. Петр I велел «выбрать из офицеров доброго человека, кто б имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер-прокурором и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал-прокурора Сената» (ПСЗ. 1830. Т. 6. С. 676). 13 июня 1722 г. была составлена и подписана инструкция, согласно к-рой О.-п. должен был «сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил, и во всех делах, которые по Синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял» (Там же. С. 721). О.-п. подлежал только суду императора. В инструкции также отмечалось, что О.-п., названный «оком» государя и «стряпчим о делах Государственных», должен «верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет» (Там же. С. 722). В распоряжение О.-п. предоставлялась Синодальная канцелярия, он был обязан находиться «в заседаниях присутствия». О.-п. Синода подчинялся генерал-прокурору, что свидетельствовало о неравнозначности Сената и Синода в системе гос. учреждений Российской империи. Первым О.-п. был полковник И. В. Болтин, назначенный на эту должность 13 июня 1722 г. и занимавший ее почти 3 года. Болтин, равно как и его преемник А. П. Баскаков, не пользовался теми полномочиями, которые были предоставлены ему по должности «петровской» инструкцией, и не вмешивался в адм. дела Синода, возможно, потому, что на тот момент система гос. управления еще формировалась. Во времена имп. Анны Иоанновны должность О.-п. не замещалась. При правительнице Анне Леопольдовне , 3 нояб. 1740 г., О.-п. был назначен Н. С. Кречетников, так и не приступивший к исполнению обязанностей. Лишь при имп. Елизавете Петровне система обер-прокурорской власти была окончательно восстановлена.

http://pravenc.ru/text/2578043.html

Из-за чего сыр-бор загорелся? Где исходный пункт этого церковно-государственного пожарища, своими пламенными языками лижущего вершину государственного корабля?! На беглый взгляд все кажется ясно. Незаконно-де, властью синодального обер-прокурора и интригами; пресловутого ”старца” Распутина, уволили сперва из Св. Синода а затем и из епархии на покой Саратовского епископа Гермогена. А потом-де постарались скрыть следы этого беззакония под плащ велений Св. Синода и Верховной Власти. Так, по крайней мере, не раз заявлял через газетных корреспондентов якобы сам преосвященный Гермоген, – так вторили якобы ему, – или, вернее, его вынуждали вторить им, – его многочисленные «друзья», которые, к немалому нашему соблазну, оказались в большом числе из левых и даже крайних левых направлений!.. Но откуда-же, невольно спросишь, такая злоба явилась у г. обер-прокурора Св. Синода и пресловутого «старца» Распутина на епископа Гермогена? Здесь уже «друзья» еп. Гермогена сплели целую теорию координации названных лиц в походе на епископа Гермогена. Со слов якобы епископа Гермогена они трубили, что он жертва – с одной стороны г. обер-прокурора, который-де не вынес протестов еп. Гермогена против «введения в Церковь грубо противоканоническаго чина заупокойных молений об инославных еретиках, против еретического института Диаконисс, против маргариноваго патриарха и даже против расхищения богатств Оптиной пустыни». С другой – пресловутый «старец» Распутин мстил-де епископу Гермогену за его расхождение с ним и за начатый им против него поход. Так, буквально так оповещали всю Русь корреспонденты различных газет, не исключая «Речи», «Русск. Слова» и т. п., со слов якобы самого епископа Гермогена. Так оповещали повсюду «друзья» епископа Гермогена, среди которых пестрели и его недавние враги, – и не только принципиальные, но и, – что особенно достойно внимания, – так сказать, шкурные, т. е. по личным низменным рассчетам, которым он служил помехою!.. Сея ложь, эти ловцы собственных похотей часто изобличали самих себя. Так, они сами же рушили, и опять якобы со слов епископа Гермогена, легенду, которую обревизовал «уважаемый преосвященным Гермогеном епископ Кишинёвский Серафим», и результатом чего явилось обнаружение лишь административных нестроений, но не материальных едва не миллионных хищений!.. Затем, почтенная газета «Московские Ведомости» 11) сообщила уже подлинно слова епископа Гермогена: «история с Распутиным (т. е. резкий разрыв взаимных добрых отношений) вряд ли могла иметь какое-либо особенно серьезное значение в деле моего увольнения»!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

преосвященного Христофора, епископа Уфимского, от 3 декабря 1905 года Докладная записка по вопросу о переустройстве церковного управления В двухвековой период синодального управления Церковь русская управлялась не столько канонами вселенской Церкви, сколько Регламентом, составленным одним лицом, без уполномочия собора, и указами Св. Синода, большей частью – по предложениям обер-прокуроров разных направлений и взглядов, и циркулярными распоряжениями последних, отражавшими не столько действительные потребности Церкви, сколько желания Правительства и самих обер-прокуроров. Все эти указы и распоряжения обер-прокуроров, благодаря возникавшим новым учреждениям в Церкви и управлявшим этими учреждениями лицам, которые плотной стеной окружили Святейший Синод и фактически взяли всё управление церковное в свои руки, до того размножились, что нередко примирить их оказывалось трудным при практическом их осуществлении, и, в конце концов, внесли смуту в сознание и жизнь церковную и привели к результатам, благодаря которым возникло множество нареканий и жалоб на Церковь . Всё это естественно привело и общество и само церковное правительство к мысли о необходимости переустройства всего церковного управления, сложившегося в двухвековой период Синодального управления, на канонических началах. Задача этого переустройства или преобразования церковного должна состоять не в том, чтобы копировать целиком древние формы церковного управления, которые приспособлены были к обстоятельствам своего времени, а чтобы возвратить русской Церкви независимое положение во внутреннем её управлении и дать такое устройство, которое бы соответствовало её достоинству и обеспечивало бы ей полную свободу деятельности к осуществлению возложенных на неё задач. Положение автокефальной русской Церкви среди других Церквей православных, равно как господствующее положение Церкви православной в обширном и могущественном государстве Российском, объединение многочисленных обширных епархий и конкретное представление единой церковной власти, её отношения к власти государственной, представляемой Государем, её живого союза с главой государства, её авторитета и назначения в государстве, как божественно-человеческого учреждения, как творчески-жизненного тела Христова, объемлющего всех право верующих во Христа и Евангелие и являющего видимо силу и пришествие Господа и Спасителя Иисуса Христа и Его Царства на земле, для обращения неверующих и обличения и вразумления заблуждающихся, – всё это требует, чтобы в основу Церкви положено было соборное начало, одушевлённое идеей братства во Христе, с патриархом во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Муж верности и разума В 79 Санкт-Петербурге 10 марта 1907 г. скончался действительный тайный советник, член Государственного Совета, сенатор, статс-секретарь Константин Петрович Победоносцев . Выдающийся государственный деятель второй половины XIX и начала XX в., крупный ученый-юрист, верный слуга четырех Императоров и опытный сподвижник трех из них, он почти 60 лет с усердием и любовью служил России, которую, благодаря своим связям с самыми различными людьми, имевшими к нему доступ, знал хорошо до самых глухих уголков ее. Будучи глубоко верующим, он неустанно трудился на благо Церкви, состоя 25 лет обер-прокурором Святейшего Синода. Постигнув своим большим умом пользу монархического образа правления и исключительное значение для России исторически сложившегося Самодержавия, Победоносцев с искренностью, силой и талантом исповедовал свои убеждения, никогда не страшась плыть против течения. Понимая, каким должно быть народное образование, чтобы дать зрелые и здоровые плоды, он весь отдался делу насаждения церковно-приходских школ, при полном сочувствии этому Императора Александра III, с которым тесно был связан в течение 29 лет, и Императора Николая II. В последние годы Царствования Императора Александра II церковно-приходских школ значилось 273 с 13 035 учащимися, в 1902 г. – 43 696 с 1782 882 учащимися... Полвека назад мне, воспитаннику первого выпускного класса Императорского Училища правоведения, довелось стоять во время панихиды на дежурстве у смертного одра старшего питомца того же училища – К.П. Победоносцева . Тело его еще почивало в постели. Шествовал и я за гробом, вынесенным из обер-прокурорского дома на Литейном проспекте. Заупокойная литургия и отпевание были совершены в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре на Забалканском проспекте 80 . Служили три митрополита. Присутствовал Государь. Мы, правоведы, несли дежурство у гроба.       Тогда уже я имел представление о большом государственном значении Победоносцева. Утверждался я в положительном мнении о нем, зная, как ненавидели его либералы всех мастей, ценность которых определилась для меня вполне их вредными действиями во время войны с Японией и смуты. Много хорошего слышал я потом о нем от одного из ближайших его сотрудников, князя А.А. Ширинского-Шихматова, бывшего его последним товарищем обер-прокурора, вместе с ним в 1905 г. покинувшего свой пост и в 1906 г. недолго состоявшего обер-прокурором. Но полное представление о его большом уме, знании России и отзывчивой душе, определяемой славянофилом И. С. Аксаковым, тоже правоведом, как «слишком болезненно чувствительная ко всему ложному и нечистому», я получил, изучая изданные большевиками книги: « К.П. Победоносцев и его корреспонденты: «Novum Regnum» (1923) и «Письма Победоносцева к Александру III» (1926), содержащую также письма к Императору Николаю II и Великому Князю Сергею Александровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38     «Дела наши пойдут вслед за нами на праведный суд Господень» (пис[ьмо]36). После 25-летнего доблестного служения Церкви Божией в ответственном и исключительном по положению звании обер-прокурора Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев отошел в вечность в самый разгар смуты, а потому и неудивительно, что память его как верного слуги Церкви и Отечества была омрачена грязными наветами врагов его политики. «Слышу, – пишет он (37 п[исьмо]), – от многих гаждение и злохуление». Так было еще при его жизни. В литературе того времени откровенно было высказано и то обстоятельство, которое сделало К. П. Победоносцева ненавистным известной части общества – это его отрицательное отношение к конституционным стремлениям, проявившимся в конце царствования Александра П. В годину цареубийства, когда по всем расчетам должно было пасть Самодержавие, силою характера и преданности царскому престолу Конст[антин] Петр[ович] удержал Россию на краю пропасти социализма и отстоял самодержавие Императора. С того времени он выступил в высшем управлении России как лицо определенного направления, характеризовавшегося заботой об укреплении Православия, самодержавия, народности. Пока Конст[антин] Петр[ович] был силен, пока власть не была еще расшатана, как это случилось в годы смуты, выступать открыто против твердого обер-прокурора печать не осмеливалась. Однако нельзя сказать, что она ему не вредила. Знакомые с уловками прессы в наше время, мы можем представить план кампании, составленный печатью против К[онстантина] П[обедоносцева] и в то время. Разными извилистыми путями и окольными дорогами в сознание общества проводилась одна определенная мысль, что обер-прокурор Святейшего Синода своей тяжелой рукой давит все светлые проявления жизни и тормозит движение свободной мысли. По опыту знаем, как эти мысли внедрялись в умы учащегося духовного юношества и как это последнее было настроено против своего главного начальника. О последних годах служения Конст[антина] Петр[овича] уж и говорить нечего, мы выше слышали его собственные слова об этом. Все это служит показателем того, что Конст[антин] Петр[ович] был слишком большой величиной, если им так интересовались его враги; что он вел церковный корабль по бурному морю твердой рукою, потому что чем устойчивее корабль идет против бурных волн, тем сильнее режет он напор ветра, тем выше всплеск волн, тем резче свист и завывание непогоды. Немало было и сочувствовавших К[онстантину] П[етровичу]. «Простые люди со всех концов России пишут мне сочувствие минувшей моей деятельности», – замечает он в своем письме (37). Но засилье в обществе взяла пресса «освободительная», а умеренная часть общества вследствие мирности своего характера на все нападки отвечала только частным письменным выражением своего сочувствия, не решаясь выступать в печати публично.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1883 6 июля введен я был в Святейший Синод и приведен к присяге 1 , в присутствии Первенствующего Члена Св. Синода, Высокопреосвященного Митрополита Новгородского и С-Петербургского Исидора 2 и Членов архиепископа Холмско-Варшавского Леонтия 3 и Духовника Их Величеств, Протопресвитера Василия Борисовича Бажанова 4 , а также г. Обер-Прокурора, Действ. Тайного Советника Константина Петровича Победоносцева , его товарища Тайного Сов. Николая Павловича Смирнова 5 и чиновников Синодальной Канцелярии. Затем, открыто было обычное заседание Св. Синода. Обер-секретари и секретари Синодской Канцелярии поочередно докладывали дела, каждый по своей части. На первый раз мне пришлось слушать, между прочим, дело по представлению Настоятеля Иерусалимской миссии, архимандрита Антонина 6 , о построении во граде Иудове (в Горней) домовой церкви, под названием: «Встретение Божией Матери праведной Елизаветой». Определено наименовать церковь : «Благовещение» и дозволено в 30-й день марта совершать службу Благовещения 7 . Вечером в тот же день был у меня Ключарь Казанского собора, протоиерей Павел Константинович Цветков, мой земляк, сын учителя моего по Шуйскому духовному училищу – Константина Николаевича Цветкова 8 . О. Цветков прежде состоял на службе в Финляндии; был предстоятелем тамошнего духовного Правления. Он рассказывал мне о положении православного духовенства в Финляндии и об отношениях к пастве. Содержание причтов в каждом приходе строго определено точными актами, утвержденными высшей властью. Были попытки и у нас в России обеспечивать материальное положение причтов мирскими приговорами; но эти приговоры, большей частью, не были прочны и ненадолго сохраняли обязательную силу. 8-го числа был у меня другой почтенный земляк, настоятель Владимирской церкви, протоиерей Александр Николаевич Соколов 9 . Родина его – село Кохма, Шуйского уезда, в 20-ти верстах от моей родины, села Гориц. Мы вместе с ними учились в Шуйском училище и во Владимирской семинарии, но он шел курсом впереди меня. Много лет не видевшись, мы взаимно обрадовались теперь друг другу. Беседа между нами на этот раз была самая искренняя и откровенная. Вспомнили мы , между прочим, об общем земляке, старшем нас, недавно скончавшемся придворном протоиерее и Члене Св. Синода, Иоанне Васильевиче Рождественском 10 . А. Н-ч говорил о нем, как о ревностном защитнике в Синоде интересов белого духовенства; сообщал, что он строго преследовал злоупотребления синодских чиновников и даже раскрыл какой-то подлог покойного Товарища Обер-Прокурора Ю. В. Толстого 11 ; и что не пользовался расположением митрополита. Но последнее, кажется не совсем верно. По крайней мере, владыка Исидор, во время пребывания своего в Москве на коронации, мне лично выражал свое сожаление о кончине Иоанна Васильевича и с благодарностью вспоминал о его прилежном и тщательном занятии делами синодскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

6 авг. 1830 г. Н. окончил курс академии 5-м магистром и 13 авг. того же года был назначен инспектором Тульской ДС и профессором богословия и евр. языка. 14 апр. 1832 г. переведен в Новгородскую ДС инспектором и преподавателем философии. 24 окт. 1833 г. из-за конфликтов с новгородским духовенством Н. был возвращен инспектором в Тульскую семинарию, ректором которой служил его однокурсник по МДА архим. Никон (Щеглов). С 11 февр. 1835 г. ректор Вятской ДС и с 19 марта настоятель Трифонова вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря ; 17 апр. того же года возведен в сан архимандрита. В период ректорства Н. в Вятке происходил процесс преобразования учебной программы в духовных учебных заведениях. В 1837 г. ректорам семинарий было предложено представить в Синод свои проекты преобразования - «Богословские конспекты». Проект Н. привлек внимание обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова , который в 1838 г. вызвал молодого ректора в С.-Петербург и поручил ему составление нового устава семинарий и духовных уч-щ. Беседу с обер-прокурором Н. записал впосл. по памяти. Существовавшая система обучения, по мнению Протасова, не соответствовала ни целям гос-ва в отношении народного просвещения, ни обязанностям Церкви по отношению к гос-ву. О подготовке своего устава Н. информировал митр. Московского Филарета (Дроздова), к-рый сдержанно относился к планам Протасова. К сент. того же года Н. написал об учебных порядках, о части административной, нравственной, экономической, оставив в стороне вопросы учебного курса. Вероятно, взгляды Н., не желавшего стать «орудием расстройства духовной части», и обер-прокурора на реформу были различны и черновой вариант устава вятского ректора не получил одобрения Синода. О периоде пребывания в столице и взаимоотношениях со свт. Филаретом, оказавшим большое влияние на последующую его деятельность, Н. писал в своих воспоминаниях (О Филарете. 1877. С. 34-43; Антипов. 2005). Во время встречи с митр. Филаретом в Москве 7 июня 1838 г. святитель подарил Н. «четки, новыя, белой кости, с голубою бисерною кисточкою» (Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова). 2012. Т. 3. С. 349).

http://pravenc.ru/text/2565588.html

Аннотированный именной указатель к переписке К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским Августин Аврелий (13.11.354 – 28.08.430), блаженный, виднейший богослов, епископ Иппонский. – 61. Авчинников Василий Иванович, с 1862 по 01.03.1866 вице-директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. До назначения вице-директором служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре. С 23.11.1865 по 19.12.1868 управляющий канцелярией обер-прокурора Св. Синода. – 63, 102, 105, 133. Агапит (Лопатин), архимандрит, настоятель лихвинского Покровского Доброго монастыря. С 1849 инспектор Калужской духовной семинарии. В 1853 возведен в сан архимандрита с оставлением в должности инспектора. С 1858 ректор Калужской духовной семинарии. С 1860 по 1864 – ректор Харьковской духовной семинарии. – 64, 68. Агафангел (Соловьев) (08.12.1812 – 08.03.1876), архиепископ. В 1854 председатель редакционного комитета по изданию журнала «Православный собеседник». 31.03.1857 хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. 06.02.1860 – епископ Вятский и Слободской. 17.06.1866 переведен на волынскую кафедру. 31.03.1868 возведен в сан архиепископа. – 132. Александр (Яновский) (1819 – 25.04.1876), иеросхимонах. Поступил в Оптину пустынь в 1855. В 1857 пострижен в рясофор. 22.10.1857 назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. 14.11.1857 отбыл в миссию. В 1861 пострижен в монашество с наречением имени Христофор и рукоположен во иерея. Скончался в 1876 в Тихоновой пустыни, перед смертью приняв схиму с именем Александр. – 50. Александр 2 (Романов) (17.04.1818 – 01.03.1881). С 18.02.1855 по 01.03.1881 император Всероссийский, царь польский и великий князь финляндский. В его царствование проведены широкомасштабные реформы. В русской историографии известен под эпитетом Освободитель в связи с отменой крепостного права по манифесту 19.02.1861. – 71, 80, 82, 132, 134, 151, 154, 158, 167, 176, 177, 178, 184, 185. Алмазов Борис Николаевич (27.10.1827 – 03.04.1876), поэт, переводчик, литературный критик. В 1857 поступил на службу в контору Московской синодальной типографии. В 1859 в сборнике «Утро» напечатал критические статьи «О поэзии Пушкина» и «Взгляд на русскую литературу в 1858 г.». В 1861 вышел в отставку в чине губернского секретаря и полностью посвятил себя литературной деятельности. – 51

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Выбор государя оказался довольно удачным для интересов синодальной прокуратуры, так как Яковлев, при своих взглядах на права и обязанности обер-прокурорской власти и при своем энергичном, решительном и властолюбивом характере, не мог мириться с незавидным фактическим положением прокуратуры, созданным при его предшественнике громадным влиянием на церковное управление митрополита Амвросия. Без сомнения, такой обер-прокурор более отвечал видам и намерениям нового правительства, задававшегося самими широкими планами государственных преобразований, которые, при тесной связи церковной жизни с жизнью государственной, не могли не отразиться известным образом и на системе церковного управления. Как известно, преобразовательные планы императора Александра I были самые грандиозные; мечтая сделать Россию счастливой и свободной, он не только хотел произвести разнообразные частные преобразования, но и был намерен подвергнуть коренной реорганизации всю многосложную систему государственного управления. Не чуждый печального знакомства со злоупотреблениями русской администрации конца царствования Екатерины II, наблюдавший и даже испытавший на себе самом резкие проявления деспотизма, Александр, получив в свои руки неограниченную власть над государством, стремился освободить его жизнь от тех ненормальных, нежелательных явлений, какие имели место в царствовавшие Екатерины II и Павла. Правда, в своем манифесте о вступлении на престол 587 император Александр торжественно заявил, что вместе с прародительским троном он принимает на себя и «обязанность управлять народом по законам и по сердцу... государыни Екатерины Великой», но, конечно, в данном случае внук Екатерины имел в виду не практическую деятельность своей бабки, тем более не последние годы ее царствования, а лучшие идеальные стремления императрицы, наиболее ясно и отчетливо высказанные в ее знаменитом Наказе. Подобное предположение находит для себя подтверждение и в дальнейших словах того же манифеста, где Александр указывает конечную цель, какой он стремился достичь, намереваясь управлять народом по закону и по сердцу Екатерины; «да по ее премудрым намерениям шествуя, – писал он в своем манифесте, – достигнем вознести Россию на верх славы и доставить ненарушимое блаженство всем верным подданным нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010