Петро-Павловский женский монастырь (Брянск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петро-Павловский женский монастырь - православная женская обитель в Брянской области. Монастырь был основан в 1275 году. Закрытие монастыря состоялось в 1923 году, передан Церкви только в 2002 г. В настоящее время монастырь действующий, но восстановление древней обители еще не закончено. Содержание История [ править править код ] Преп. Олег Брянский Древнейшую обитель Брянского края – Петро-Павловский монастырь города Брянска – можно сравнить с краеугольным камнем Православной веры на Брянской земле. Монастырь был основан в 1275 году и на протяжении веков почитался верующими, в особенности это было связано с пребыванием в нем Святых мощей его основателя – Преподобного благоверного князя Олега Брянского, который сочетал служение государственного мужа с монашеской аскезой, и удалившись от княжения, заботился о своем народе молитвой и милостыней. При императрице Екатерине II обитель была лишена всех вотчин и угодий, постепенно пришла в упадок и в 1830 году была упразднена. Однако по прошению градского Брянского общества и ходатайству местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление обители, для вдов, девиц и сирот, монастырь был восстановлен как женский на правах общежития. Многое для обители сделали Брянские меценаты братья Могилевцевы. К 1917 году в Петро-Павловской обители было два храма - соборный Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратный Святого пророка Божия Илии, семь каменных с деревянным верхом корпусов (в их числе странноприимный дом и больница) и 30 деревянных флигелей-келлий. Хозяйство было немалым и состояло из фруктового сада, скотного двора, лугов, земельных наделов и лесных угодий. Имелись рукодельня, иконописная и чеканная мастерские, церковно-приходская школа. В обители тогда было около 200 сестер. В июне 1923 года монастырь был закрыт. В Ильинском храме устроили рабочий клуб, затем кинотеатр имени Демьяна Бедного. В середине 70-ых этот храм разрушили, на его месте стоит ныне гостиница «Брянск». Введенский храм был разграблен и занят губернским архивом. Ограда и почти все строения обители, в том числе фонтан, устроенный братьями Могилевцевыми, были разрушены. Сохранилось здание монастырской больницы, которое занимает кожно-венерологический диспансер, и несколько домов-келлий.

http://azbyka.ru/palomnik/Петро-Павловск...

Прп. Амфилохий Почаевский Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца. В декабре 1965 года один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. Восемь часов пролежал батюшка в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем в честь святителя Амфилохия Иконийского , боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по прежнему шли и ехали к старцу за исцелением. С северной стороны двора построили длинный корпус и в нем устроили трапезную и кухню, приемную для больных, спальню для послушниц и домовую церковь - длинный зал с двумя боковыми комнатами: в одной хранилось церковное облачение, в другой - отец Иосиф молился и отдыхал. Старец, с детства любивший природу, сам сажал цветы и фруктовые деревья, послушницы помогали в работах на участке. О. Амфилохий предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда». Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке. Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться. Скончался 1 января 1971 года. Мощи преподобного Амфилохия Почаевского 3 апреля 2002 года канонизирован решением Священного Синода Украинской Православной Церкви . Чин прославления был совершён 12 мая того же года митрополитом Киевским Владимиром в Успенском храме Почаевской Лавры . 13 мая мощи преподобного были перенесены из Успенского собора в расположенную под ним церковь-крипту преподобного Иова Почаевского, где почивают и ныне рядом с мощами последнего.

http://drevo-info.ru/articles/13671436.h...

Вероятно, Никольская церковь была построена по заказу человека из ближайшего окружения Петра I. Самым близким ее аналогом, а возможно, и конкретным прообразом, является Знаменская церковь в подмосковном селе Перове (ныне в черте Москвы), возведенная в 1699-1708 (или в 1690-1705) годах по заказу князя Петра Алексеевича Голицына. Князь принадлежал к древнейшему и знатнейшему боярскому роду, в 1700-1701 гг. был первым русским послом в Вене. Перовская церковь в свою очередь ориентирована на собор Петра Митрополита в московском Высоко-Петровском монастыре. Этот центрический храм до недавнего времени датировали концом XVII века, когда Нарышкины (мать Петра Наталья Кирилловна), особо покровительствовашие монастырю, его реконструировали и переосвятили. Позже выяснилось, что собор относится к XVI веку и задуман итальянцем Алевизом в духе идеальных центрических храмов Ренессанса. Что за реплика и по чьему заказу появилась в Рудневе – пока неразрешимый вопрос. Она, кстати, по размерам гораздо больше перовской церкви. Перед революцией в Рудневе была усадьба князей Оболенских. Сохранился огромный красивый парк с прудом и фруктовым садом, угадывается место главного дома. http://av4.livejournal.com/9791.html Село Руднево расположено на ровном месте и находится на большой Коломенской дороге, которая теперь более известна под именем Каширской. Местность возвышенная, обильная рощами, перелесками и садами. От г. Тулы оно отстоит в 21 версте на с северо-восток. Когда получил свое начало этот приход и почему он так назван, неизвестно. Прихожане живут в следующих четырех селениях: в самом селе Рудневе и деревнях Ершовой, Синей Тулице и Елкине. Число их простирается до 486 душ муж. пола и 501 д. жен. пола. О первоначальном происхождении существующаго в настоящее время приходскаго храма свидетельствует сохранившаяся доселе написанная киноварью надпись на иконостасе, которая буквально гласит следующее: „Лета от сотворения мира 7263 году, от Рождества Христова 1755 году построен сей храм Божий тщанием и трудами полковника Ивана Степанова Игнатьева”. Храм во имя Святителя н Чудотворца Николая, каменный, с таковою же колокольнею, и приделом во имя Св. Иоанна Златоустаго, оставался в своем первоначальном виде до 1875 года, когда к нему был пристроен теплый придельный храм во имя преподобнаго Сергия на средства, изысканные церковно-приходским попечительством. Из икон наиболее замечательные по живописи и древности икона Умиления Божией Матери. По достоверному преданию, эта икона следующего происхождения. Образ Умиления Божией Матери был дан римским папою храмостроителю Игнатьеву, бывшему послом русским в Италии. К наиболее чтимым иконам относится образ влмч. Пантелеймона, пожертвованный Ея Императорским Высочеством Великою Княгинею Александрою Петровною доктору Бурцеву, а этот последний передал эту икону в церковь села Руднева.

http://sobory.ru/article/?object=02368

Когда О. Моисей сделался настоятелем из зданий, ныне украшающих Оптину Пустынь, существовали в теперешнем виде: одна церковь (Казанская) 25 , колокольня, старое здание трапезы, настоятельский корпус, два братских корпуса деревянных и два каменных одно-этажных. Был и собор Введенский, но очень тесный. Была и больничная церковь в память явления Владимирской иконы Божией Матери, но без притвора и пристроек. В настоятельство же О. Моисея, Введенский собор распространен и устроены два боковых придела, с крытыми папертями; к больничной церкви сделана пристройка; в старой братской трапезе, устроена церковь во имя Преп. Марии Египетской; построена кладбищенская церковь. Над двумя одно-этажными каменными корпусами надстроены верхние этажи; вновь построено семь братских корпусов внутри монастыря; каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостинницы (восемь корпусов с тремя флигелями для богомольцев различных сословий); два конных двора с братскими кельями, скотный двор, заводы кирпичный и черепичный, мельница вблизи монастыря, выстроена вновь; новое братское кладбище, весь Скит с его церковью, кельями и службами – все это возникло при О. Моисее. На земле Высочайше дарованной монастырю в 1853 году, устроен был хутор для сбора сена и для рыбной ловли. Заведен прекрасный рогатый скот, крупной породы. Улучшены прежние и вновь устроены большие огороды, сделавшиеся необходимыми при умножении числа братий и богомольцев. Разведены фруктовые сады, около монастыря и на хуторе. При вступлении в должность О. Моисея, Оптина Пустынь владела всего 197 десятинами и 1564 кв. саж. земли под монастырем, лугами, огородами, озерами, дорогами и лесом, из которых было около 80 дес. собственно леса и луговой земли, за исключением неудобной и находящейся под строением, реками и дорогами до 50 десятин, а в год кончины О. Архимандрита Моисея было у Обители 348 дес. 1464 к. саж. земли и в том числе 188 дес. леса. – О. Моисеем устроено каменное помещение для монастырской библиотеки, о котором мы упомянули выше, устроена и самая библиотека. Началом последней, послужило множество книг (до 2100) и не мало рукописей, принадлежавших лично О. Моисею. Монастырская ризница обогатилась прекрасными и многочисленными облачениями. Церкви – хорошею стенною живописью и иконостасными иконами в окладах. – Личное безкорыстие и нестяжательность подвижника Настоятеля привлекали усердие богомольцев к Обители и ее храмам, а это усердие и помогало О. Моисею в деле устройства монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

7. На Святой земле благодаря императрице Елене был построен ряд храмов. Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий. Житие святой Елены, написанное позднее, b VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят: 8. Город Константинополь (ныне Стамбул) был назван в честь святого Константина, который перенёс туда столицу Римской империи. Отказавшись от язычества, Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. 9. Имя святых Константина и Елены носит один из старейших болгарских курортов на побережье Черного моря. Расположен он в 6 километрах к северо-востоку от города Варна. В дополнение к привычным развлекательным центрам, гостиницам и спортивным сооружениям на территории комплекса находится часовня, которая когда-то была частью монастыря, построенного в честь императора Константина и его матери императрицы Елены. Еще до болгар это побережье населяли греки. Вся близлежащая местность была колонией Византийской империи и носила название Одессос. 10. Остров святой Елены, на который был сослан Наполеон Бонапарт, также назван в честь матери святого Константина. Он был открыт португальским мореходом Жуаном да Нова во время путешествия домой из Индии 21 мая 1502, в день памяти этой святой. Португальцы застали остров необитаемым, на нём было в достатке свежей воды и древесины. Моряки завезли домашних животных (в основном коз), фруктовые деревья, овощи, построили церковь и пару домов, однако постоянного поселения они не основали. С момента открытия остров стал критически важным для кораблей, возвращающихся с грузами из Азии в Европу. В 1815 году остров Святой Елены стал местом ссылки Наполеона Бонапарта, который скончался там в 1821 году. Остров находится во владении Великобритании, однако небольшая его часть – два дома, где жил Наполеон, и долина, где он был похоронен, – принадлежат Франции.

http://pravmir.ru/10-faktov-o-svyatyih-k...

В начале XX столетия в Мензелинском монастыре находилось около 350 сестер. Здесь проживало немало призреваемых сирот и престарелых. В обители было четыре храма. Монастырю принадлежало три земельных дачи (до 800 десятин земли). Кроме того, в пяти верстах от города, за рекой Мензелей, находилось монастырское хозяйство (ныне поселок совхоза им. Воровского). С 1868 г. при монастыре существовала женская церковно-приходская школа, в которой обучались дети горожан. С 1899 г. она переехала в довольно просторное здание и всецело содержалась на средства обители. Монастырь имел пять зданий. В трех из них проживали два священника и один дьякон, в четвертом было женское училище, а пятый использовался под гостиницу. В обители располагались кельи, иконная, столярная, швейная, обувная и переплетная мастерские3. Через дорогу от монастыря находилось кладбище с Ильинской церковью и деревянным флигелем для сторожей. На погосте хоронили не только монахинь, но и притесняемых властями людей. Прежде всего это были военнопленные австрийцы, чехи, словаки времен Первой мировой войны, а также гражданские поселенцы, сосланные в административном порядке. Только в 1915 г. на кладбище было похоронено 30 пленных и поселенцев4. В годы Советской власти погост был полностью разрушен. В начале XX столетия Пророко-Ильинский нештатный общежительный монастырь был одной из крупнейших женских обителей Уфимской епархии. Здесь имелось налаженное монастырское хозяйство с фруктовыми садами, огородами, пасеками. Монахини трудились в гостинице для паломников, в иконописной, золотошвейной, столярной, портняжной, чеботарной и переплетной мастерских, а также в просфорной, трапезной, хлебной. В монастыре была даже собственная фотолаборатория, что по тому времени было чрезвычайно редким явлением. В начале 1917 г. в обители проживало 50 монахинь и 248 послушниц. Одной из последних настоятельниц обители была весьма почитаемая в православном народе игуменья Маргарита(Гунаропуло Мария Михайловна), по происхождению гречанка.

http://sobory.ru/article/?object=33178

Приход граничит с Выскатским, Черновским и Польским приходами. В нем находятся следующие мызы и деревни. Мызы: Сижно, Шапки и Сукновщина; деревни: Попкова Гора, Глазова Гора, Папаницы, Вязище, Горбово, Перебор, Пуговичина, Клин, Белошуково, Строки, Погорелец, Новинка, Савиновшина, Песвицы, Дворище, Мельничище, Ищево, Забородка, Березняк, Залесье, Кукшина Гора, Пустынька, Вербит, Закуп, 3амошье, Боровня, Щучкино, Вощенег, Шевцово, Казино и Горка. Всех прихожан мужского пола 1273, женского 1304. Озера в приходе следующие: Кушела и Глухое, речки: Кушелка, Боровенка и Сиженка. Леса: Сиженский и Сукновский. Занятия прихожан следующие: в Попковой Горе, Глазовой Горе, Папаницах, Залесье, Вязище, Новинке, Строках и Клину — арендуют фруктовые сады и продают фрукты; зимой продают рыбу, покупая ее на Чудском озере; иные обрабатывают колеса, сани; есть каменщики, слесари; в Патреевой Горе есть горшечники, конные барышники и прочие. Остальные заняты земледелием. Приходское училище, основанное в 1847 году, сперва поме¬щалось у священника, а в 1862 году, по желанию прихожан, переведено в деревню Выскатку. В 1863 — 1864 годах здесь было до 80 учеников и до 20 учениц. Второе училище, от¬крытое в 1862 году в деревни Савиновщине, имело до 26 учащихся; в третьем, открытом в 1863 году, в деревне Вербит, училось до 15 человек. Ныне есть начальное училище в Попковой Горе, в 2-х верстах от церкви. В храм Божий прихожане ходят исправно: в праздники их бывает до 500 человек. Кроме общих праздников празднуют Архангелу Михаилу — почти во всех деревнях; Воздвижение — в Горке, Патреевой Горе, Савиновщине, Казине и Дворище; Николаю Чудотворцу — в Клину и Белошукове; Дмитрию Солунскому — в Новинке; Георгию (26 ноября) — в Погорельце; Покрову — в мызе Шапках и Мельничище; пр. Илии — в Клину и Белошукове, по случаю повальной болезни; Флору и Лавру — в Большом Вербите, в память скотского падежа; Ильинской Пятнице — также по случаю пожара; Рождеству Богородицы в Пуговишине и Рождеству Христову — в Казино в память бывших некогда урожайных годов. Крестные ходы совершаются: в день Флора и Лавра в Большой Вербите; в Рождество Богородицы — в Пуговичину — в День Святого Духа — в Выскатку, учрежденный в 1856 году, в память прекращения повальной болезни. В этом Крестном ходе участвует почти весь приход.

http://sobory.ru/article/?object=00114

Пустынь не имела приписных сел и деревень, поэтому так называемую ругу - хлебное и денежное жалованье, насельники пустыни получали из Приказа Большого дворца. иногда случалось, что жалованье подолгу задерживалось, а то и вовсе не поступало в монастырь. Так было, например, в 1714-1716 годы, когда три десятка насельников – священнослужителей, монахов и трудников не получили из Приказа ни хлебной, ни денежной помощи. " От великой нужды " останавливалась даже церковная служба, а голодающие монахи побирались по близлежащим селам. В марте 1717 года строитель пустыни иеромонах Гавриил пишет на имя государя Петра Алексеевича отчаянное послание: " ...Ныне мы, богомольцы твои, весьма оскудели и платьем обносились... И дров, и хлеба, и свеч купить не на что, а без одежды и без дров от морозов погибаем смертию " . С 1764 года пустынь числится заштатной. Она имеет девяносто девять десятин земли под березовым лесом, орешником, пашней и сенокосом. В монастыре была неплохая библиотека, с книгами необходимыми для богослужения и душеполезного чтения. Для приезжих богомольцев в монастыре срубили деревянную «светлицу», в ограде монастыря разбили фруктовый сад, выкопали пруд. Надвратная церковь свт. Димитрия Ростовского в Свято-Екатерининский монастыре г. Видное, 23 сентября 2015 Война 1812 года не причинила обители особого вреда. Ворвавшиеся в Екатерининскую пустынь французы лишь постреляли немного по колоколам. По ходатайству патриарха Тихона , в 1918 году помещения Екатерининского монастыря были переданы монахиням Красностокского монастыря . Остававшиеся в мужской обители монахи были переведены в разные монастыри Московской губернии. По закону о социализации земли, монастырям, подлежащим закрытию, предоставлялась возможность «самореорганизовываться» в трудовые артели. И Екатерининская пустынь после заселения ее монахинями – их было сто шестьдесят четыре - была превращена в одно из таких хозяйств. При этом в монастыре был оставлен один действующий Екатерининский храм, который обрел статус обычной приходской церкви.

http://drevo-info.ru/articles/13674071.h...

При открытии Г. м. в 1843 г. было назначено ежегодное пособие 2155 р. серебром. Имп. указом от 17 февр. 1845 г. Г. м. был передан «земельный плац и здание упраздненного католического монастыря бонифратеров». К 1865 г. мон-рь владел 2 земельными участками размером 360 дес., имениями Грандзичи (Грандичи) и Русота, фруктовым садом, мельницей, рыбным озером. В 1874 г. Г. м. была передана часть суммы (2500 р.) упраздненных мон-рей Литовской епархии. Осенью 1864 г. по инициативе ген.-губернатора края М. Н. Муравьёва при Г. м. был создан приют для девушек-сирот из семей священнослужителей и дочерей бедного чиновничества, открыта б-ка. По ходатайству еп. Гродненского Иоакима (Левицкого) определением Синода от 25 июля 1900 г. Г. м. был переведен в урочище Красносток Гродненской губ. (ныне Ружанысток, Польша), в помещения бывш. доминиканской обители (упразднена в 1846). В 1912 г. издан «Устав Свято-Богородицкого Красностокского женского общежительного монастыря». Мон-рь в Красностоке стал основным, а в Гродно - приписным. Красносток был известен благодаря древней чудотворной Красностокской иконе Божией Матери, подаренной, по преданию, в XVI в. кн. Урусовым семье подляшского воеводы Василия Тышкевича. Им был возведен правосл. храм, где, вероятно, и находилась чудотворная икона. В 1663 г. икона перенесена в католич. костел, построенный на месте правосл. храма. Со времени возобновления в Красностоке правосл. прихода (1866) чудотворная икона находилась в местной церкви, а с 1901 г. стала главной святыней перенесенной из Гродно жен. обители. 7-8 сент. 1901 г. крестным ходом, в к-ром участвовало до 20 тыс. чел., икона была перенесена в Г. м. Пасхальное яйцо. 20–30-е гг. ХХ в. Работа монахинь гродненского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (Белорусский гос. музей истории религии, Гродно) Пасхальное яйцо. 20–30-е гг. ХХ в. Работа монахинь гродненского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (Белорусский гос. музей истории религии, Гродно) Здания в Красностоке были капитально отремонтированы и приспособлены для нужд православных. В 1901 г. под рук. игум. Елены (Коноваловой; 1912-1923) при мон-ре была открыта 2-летняя школа для девушек; в 1903 г.- церковное братство, объединившее представителей духовенства и мирян с целью диаконической и социальной деятельности; в 1907 г.- 3-годичная учительская семинария (Алексеевская школа) для подготовки учителей церковноприходских школ Литовской, Минской, Варшавской, Волынской и Гродненской епархий. При Г. м. действовали приют для сирот и девушек из бедных семей, сельскохозяйственная школа, аптека, амбулатория, госпиталь, ткацкая, золотошвейная, иконописная и др. мастерские. Сестры опекали 7 окрестных школ. Благодаря хозяйственной деятельности мон-рь мог содержать 250 насельниц, до 600 детей. За 10 лет пребывания в Красностоке количество сестер возросло с 30 до 200.

http://pravenc.ru/text/168165.html

В 1903 году, по милости Божией, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор иконы преподобного Серафима Саровского особо почитаются местными прихожанами. В 1920-е годы верующим еще удавалось отстаивать свои храмы. В 1934 году в Новых Выселках каменный храм был полностью разрушен, до фундамента. Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны историческими памятниками архитектуры XVIII века и поставлены под государственную охрану. Однако вскоре Покровский храм был снесен. В 1991 году образовалась самостоятельная Саранская епархия. В том же году жители села Покровские Селищи ходатайствовали к светским властям о возвращении церкви и к владыке Варсонофию с просьбой о возрождении прихода. В 1992 году была возвращена Никольская церковь, полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. В честь открытия Саранской епархии под руководством владыки Варсонофия старый приход стал именоваться Свято-Варсонофиевским. 7 февраля 1992 года во вновь освященной церкви в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) совершилась первая Божественная литургия. Постепенно при приходе образовалась сестринская община. Активное участие в этом принял настоятель и духовник отец Алексий: воспитывая сестер, он был первым во всех работах и молитве. Община постепенно увеличивалась и под руководством настоятеля храма иеромонаха Алексия обустраивала территорию будущего монастыря. Вся обитель была огорожена бетонной стеной высотой в 2,5 метра, с железными вратами арочного типа. Построены корпус для настоятеля (ныне игуменский), просфорная, отремонтирован корпус бывшей библиотеки для первых сестринских келий. Началось строительство пекарни, молочного цеха, бани, жилого дома для послушниц, коровника. Стали разбивать огород и фруктовый сад. К 1996 году под руководством отца Алексия было уже 20 сестер, и такое количество насельниц позволило общине обратиться к владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Варсоноф...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010