Вскоре на горе посреди леса выросли храмы. В центре обители возвышался большой Преображенский собор. Чудно расписанный и богато украшенный собор имел четыре придела. Главный престол был освящен в честь Преображения Господня, правый придел был посвящен святителю Николаю, а левый – великомученику Георгию Победоносцу. Внизу, в подклете, находился придел во имя преподобных и богоносных отцов, в Киево-Печерской Лавре просиявших. К западу от собора расположилась надвратная колокольня. В ней была устроена церковь во имя святителя Фотия. Рядом с ней – небольшой храм Воскресения Словущего с трапезной палатой. А с юго-восточной стороны – церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с братским корпусом. Вся обитель была обнесена кирпичной стеной с башнями. Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. В обители имелась прекрасная библиотека, включавшая в себя значительное количество старопечатных и рукописных книг, значительное собрание старинных икон – около 500. Гуслицкий монастырь отличался своим стройным неторопливым богослужением, которое должно было производить впечатление на старообрядцев. В 1866 году был освящен огромный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. В соборе был один престол во имя Преображения. По местным преданиям, в храме было еще несколько престолов: Георгия Победоносца и Святителя Николая и Киево-Печерских святых в подклете под главным алтарем. Из собора шли два подземных хода. Первый из них направлялся к реке, второй в сторону монастырской бани. По ним можно было пройти еще в 1950-х годах, после чего они были засыпаны. Под 1863 годом в монастыре упоминается построенный, но еще не освященный храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это старейшее каменное и старейшее сохранившееся здание монастыря. При основании монастыря на его территорию была перенесена старая церковь упраздненного погоста Спаса-на-Мошеве. Неизвестно, какой вид она имела прежде, но в монастыре она была собрана двухэтажной, в верхней части поместился храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу – Воскресения Христова. Храм был одноглавый. Ныне не существует. Когда была построена ныне существующая двухэтажная кирпичная монастырская трапезная, также не установлено.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Все монастырские строения были снесены, кроме здания на монастырской Никольской заимке (совсем в другой части города), которое было приспособлено под светское учреждение. В 1997 году это единственное сохранившееся от монастыря здание было передано епархии. Ныне это храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». http://chelyabinsk.chelsi.ru/viewart.php?id=78; http://urpb.kirovka.ru/enc/index.php?id=1907; http://chelmuseum.ru/index.php?gl_page=76 Женская монашеская община в Челябинске возникла в 1848 году под руководством казачьей дочери Анны Полежаевой. 3 апреля 1862 году она занимала квартал, ограниченный улицами Большой, Степной, Никольской и Южным бульваром (ныне улицы Цвиллинга, Коммуны, Советская и проспект Ленина соответственно). В 1860 году была освящена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " . А в 1864 году был освящён Николаевский храм на загородном монастырском хуторе, где монахини занимались сельским хозяйством (сейчас это территория Ленинского района Челябинска). В 1896 году открылся вместительный храм Вознесения Господня. При монастыре работало 15 различных мастерских. Здесь писали иконы для уральских церквей. В золотошвейной и белошвейной мастерских вышивали стеклярусом и бисером; шили облачение, одежду и бельё. Монастырская пекарня готовила просфоры для всех челябинских храмов, работали переплётная, ковровая и столярная мастерские. В начале ХХ века в обители проживало более 360 насельниц. Одигитриевский - первый основанный в Челябинске - монастырь был крупнейшей южноуральской обителью. Официально статус монастыря получен в 1862 году. Монастырь располагал большим хозяйством: пашни и луга, леса и водоёмы, пасека, скотный и конный дворы, ветряная мельница, молочная ферма, фруктовые сады и теплицы. Здесь действовало три храма и две часовни, работала церковноприходская школа, функционировали приют для девочек на 25 человек, больница, мастерские. Как и подавляющее большинство православных монастырей в Советском Союзе, Одигитриевский не перенёс эпохи " ударного построения основ социализма " . Его закрытие пришлось на первые годы советской власти. Летом 1919 года, сразу после окончательного утверждения советской власти в Челябинске, Одигитриевский женский монастырь стал объектом пристального внимания большевиков, которых привлекали огромное монастырское хозяйство и архитектурный ансамбль в центре города.

http://sobory.ru/article/?object=35047

12/25 апреля 1900. Среда Светлой Седмицы. На пути в Оказаки и в Оказаки. Так как христиане в Оказаки просили прибыть на их Симбокквай, имеющий состояться завтра там для всех христиан прихода о. Матфея Кагета, и я обещал, если не встретится каких-либо непреодолимых препятствий, то сегодня в шесть часов утра и отправился. Дождь лил как из ведра начиная с сего раннего часа весь день. В Сидзуока, Хамамацу и Тоёхаси христиане ожидали на станциях; виделся с ними из окна вагона, только в Хамамацу Лидия, жена доктора Моисея Оота, с несколькими христианами вошла в вагон и презентовала ящик фруктов в сахаре вареных. В Оказаки братия с о. Матфеем во главе встретили, а в Церкви ожидало множество христиан, почему по прибытии туда, в пять часов, стали служить Пасхальную вечерню, причем о. Матфей много путал, певчие тоже; я хладнокровно останавливал и поправлял, уча служить Пасхальную службу, которую еще совсем не знают (в чем я же всего больше виноват); выходило, впрочем, все добропорядочно, потому что я благодушно учил, о. Моисей благодушно следовал, христиане благодушно молились. Проповедь – о воскресении, которым и мы ожили. Потом разговор о церковных делах. На вопрос мой, какие же церковные вопросы или нужды намечены к рассмотрению? Ответили, к моему удивлению, «никаких». Тогда я предложил 3 варианта: 1) избрать священника для Оказаки и Тоёхаси. О. Матвей и катехизатор Василий Таде в один голос заговорили: «Думали об этом, но средств на содержание священника нет». Я ответил, что «священником, конечно, может быть избран только старый почтенный катехизатор, каковой и ныне получает не менее 16 ен от Миссии; это содержание остается за ним; нужно будет прибавить ен 9, что христиане сих больших Церквей, конечно, могут сделать». – «Не могут», – возразили. Тогда я горячо выговорил о. Матфею и катехизаторам, что «вот при этом „не могут“, которое я всегда слышу от тех, которые должны учить христиан, что „они могут и обязаны”, действительно, никогда не будет „можно”. Японская Церковь ныне содержится на гроши и копейки, жертвуемые русскими христианами, – доколе же японские христиане будут немощными младенцами, обязанными своим христианским существованием милосердию русских бедных людей!» И так далее. Молча слушали, но прок едва ли будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В этой келлии мы жили двое. Я вышел из Греческого монастыря и до поступления в Выдубецкий жил в этой келлии с о. Иларионом. Здесь был сад, в котором росли разные фруктовые деревья: груши, яблоки, сливы, вишни, орехи. Место это было отгорожено от Выдубецкого монастыря забором и по уличке внизу шириною 7 сажень. Когда о. Иларион здесь жил один, он видел выходящее из земли пламя, охватившее всю местность, где ныне стоит малая церковь . Видел огненный столп огромный, доходящий до небес, столп виден был даже на горе, где ныне собор. Много ему было страхов от диавола. Диавол гнал его отсюда. К нему приходили неоднократно воры и грозили убить его, но Бог его во всем хранил и укреплял. Диавол поносил его и говорил, зачем он здесь живет, лучше жить в монастыре, чем здесь. Диавол рыдал всю осень, зиму и весну, ходя по переулку и кляня о. Илариона, Николая и Романа, которые жили втроем, приговаривал: «Проклятые черноголовые, длинноволосые калугеры зудят мне, гонят меня и покою мне не дают, из наследия моего древнего и давнего гонят меня». Все это слышали братия и терпели. Спустя 2 года, как они поселились здесь, о. Иларион видел большой разлив воды по всему саду, вода стояла стеною на полтора аршина. Это видение было ночью. О. Иларион хотел выйти ночью, отворил стенную дверь и увидел большой разлив, посмотрел, выйти с порога нельзя. Он страшно испугался, начал черпать воду руками и умывать руки и лицо. Тогда у нас ночевало много богомольцев Воронежской и Харьковской губерний с детьми. Дочь одних, девица, вышла с другими на двор и увидела воду не бегущую, а стоящую глубоко на одном месте. Они очень перепугались, а братия их просила успокоиться, не делать ночью шума, чтобы не обеспокоить соседей. Они от испуга всю ночь не могли спать, утром пришли ко мне в Выдубецкий монастырь и все мне рассказали, О. Иларион вытерпел там много горя, скорби, болезни, наготы и голоду. Никто не хотел верить, что на этом месте будет монастырь. Некоторые из братии Выдубецкого монастыря насмехались над нашей надеждой, говоря, что здесь будет монастырь, когда у них вырастут волосы на ладони. Когда о. Иларион впадал в скорби и терял веру в возможность построить монастырь, то повторял слова этих братии: «Когда у меня на ладони вырастут волосы, тогда будет здесь монастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще больше затруднений представлял другой вопрос, который должна была исследовать комиссия, – вопрос о наличных средствах Белокриницкого монастыря, достаточны ли они, чтобы навсегда обеспечить существование епископа. Легко было расписать в уставе доходы с разных угодий и садов, небывалых рыбных прудов, хлебных запашек и т. п.; комиссия же не ограничится одними уверениями: нужно будет как-нибудь прикрыть обман, как-нибудь доказать комиссии, что монастырь нисколько не нуждается в средствах. Но как это сделать? – недоумевали все знавшие тогдашнюю крайнюю скудость монастыря; недоумевал и сам Павел. В одном из своих писем к благотворителям он очень откровенно и живо изобразил, в каком затруднительном положении находился в то время. «Не безызвестно вам, – писал он, – какие наши общества малодушные и без числа мнительные; они еще и от прежних, бывших за нас о роде жизни вопросов большую оскомину имеют. А это дело не маловажноеи Они прямо всегда так говорят, как что-нибудь противное в состоянии повстречается, то иноки все разбегутся, как зайцы, и вся опека ляжет на них. Почему страшатся и помыслить к чему-либо в нашем этом деле подписываться. Что же касается до состояния монастыря нашего, может ли он всегда соответствовать епископскому, вкупе и братскому содержанию своею собственности, то какая всей здешней окрестности вещь удивлению есть достойна, на что мы только надеясь, так дерзаем и кого утруждаем?и Самого императораи Не только сие удивляет посторонних, но ужасает даже неких и наших монастырских о Христе братий, малодушных сущих, такую принимать на себя ужасную обязанность, мысля в себе так: кто знает, что далее будети Ибо собственные наши доходы соответствовать могут только разве для одного немудрого крестьянина, а не для монастыря и толикого числа народа: а кольми паче для епископии и помыслить страшнои Обязательство же дать самому императору, дело не маловажное, – как говорится, близ царя, близ смертии Да хотя бы монастырь и дерзнул заверять императора, что имеем два сада с фруктовыми деревами, пожертвованные от христолюбцев собственно монастырю в вечность, с одного же собираются для продовольствия своего, а с другого фрукты отдаются в продажу, с коего ныне получили 195 левов, то-есть по-русски 185 рублей ассигнациями: но что это значит для содержания всего монастыря, а паче епископа? Правительство почтет, по их ценности, только для одного епископа сию статью, аки комар для слонаи Разве будем увеличивать свои статьи и поставлять цену как бы комара за вола?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Рядом с оградой находилась 2-этажная гостиница для богомольцев. Монастырские стены окружал фруктовый сад-парк, по преданию разведенный в нач. XIX в. за один день Калужским еп. Евлампием (Введенским) с семинаристами, окруженный каменной оградой. К мон-рю примыкала слобода Подзавалье, за которой находилась Лаврентьевская (ныне Комсомольская) роща. Дорога от обители к Калуге была вымощена камнем в 1857 г. (ныне Широкая ул. в черте Калуги). Л. К. м. принадлежала Крестовская часовня с кельей на Б. Московской дороге близ Калуги (ныне в черте города), сооруженная, по преданию, после пожара 1622 г. в Калуге для спасенного чтимого креста. Часовня была сначала деревянной, а затем каменной. В 1827 г. от креста получил исцеление полковник П. С. Чебышев. В 1830 г. в ознаменование этого события вместо часовни был сооружен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. Он имел форму равностороннего креста, снаружи его концы были оформлены портиками. Чудотворный деревянный крест с резным изображением Спасителя, украшенным драгоценными камнями, помещался в юж. части церкви под балдахином. В 1855 г. был устроен левый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица». С западной стороны к церкви была пристроена 2-ярусная столпообразная колокольня. Крестовоздвиженский храм находился в ведении Л. К. м. и получил статус кладбищенского, при нем формировалось кладбище. Калужский еп. свт. Гавриил (Городков) распорядился, чтобы во время крестных ходов в Л. К. м. у церкви делалась остановка для совершения молебна Честному Животворящему Кресту. В сер. XIX в. храм был окружен каменной оградой с угловыми башенками в готическом стиле, открылась богадельня для больных и престарелых священнослужителей Калужской епархии. Сюда на жительство присылались монахи обители. В кон. XIX в. храм был обращен в Крестовский заштатный муж. мон-рь, к-рый, как и Л. К. м., был приписан к Калужскому архиерейскому дому. Оба мон-ря управлялись одним наместником. В 1918 г. Крестовский мон-рь был закрыт. К 2015 г. возрождается в качестве архиерейского подворья. Настоятели и братия

http://pravenc.ru/text/2462415.html

Мокшан. Мокшанский Казанский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1857 и 1895. Адрес: Пензенская обл., р.п. Мокшан, ул. Милосердия, 1 (Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей) Координаты: 53.449802, 44.575458 Проезд:Бывший монастырский комплекс находится в 500 м от въезда с автодороги М-5 " Урал " (со стороны Москвы). Проезд от Пензы автобусом Пенза-Плёсс непосредственно до места, либо автобусом Пенза-Мокшан до автостанции в центре Мокшана, далее около 2,5 км пешком по улицам Советской, Клочкова, Энгельса, Засечной (держаться все время главной дороги). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основан в 1857 году по инициативе жены мокшанского купца М.А.Барсуковой как женская община, получившая название по располагавшемуся рядом кладбищенскому храму во имя Казанской иконы Божией Матери. Община была официально утверждена в 1861 году, а в 1881 году ей придали статус монастыря 3-его класса. Располагался в одной версте от Мокшана на берегу р.Мокши. Комплекс монастыря окончательно сформировался к 1914 году и включал в себя: пятиглавый Троицкий собор (1865-83 г.г.); Казанскую церковь (1853, 1872 и 1885 г.г.), с пристроенным к ней больничным корпусом с просфорней и кельей ктиторши; двухэтажный трапезный корпус с келарней и училищем-приютом для девочек (1863 г.); образной корпус (1914 г.); корпус привратниц (1885 г.); трехъэтажный жилой корпус с мастерскими для иконописной, позолотной и чеканной работ (1895 г.); игуменный корпус (1870 г.); два корпуса для сестер (1873 г.); хлебопекарню (1886 г.); и множество хозяйственных построек. С трех сторон территорию монастыря окружала каменная ограда с одной угловой башней, с четвертой стороны примыкал фруктовый сад, доходивший до р.Мокша. В 1890-1892 годах напротив монастыря, через дорогу (ныне трасса Москва-Челябинск), были построены гостинный двор и дома для церковного притча, а в 1915 году - новое здание школы. К настоящему времени утрачены оба храма, часть строений и ограда. Из сохранившихся зданий монастыря, архитектура которых выражена в эклектичном духе с использованием в декоративной отделке фасадов, приемов, тяготеющих к древнерусскому зодчеству, следует отметить трехъэтажный жилой корпус, сооруженный в так называемом " русском " стиле. В настоящее время бывшее здание монастыря занимают училище-интернат и детский дом. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн.2 " Храмы " (электронная версия); опубликовано на сайте http://pravoslavie58region.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20120

Красилов. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Фотографий пока нет Добавить статью В Красилове есть церковь во имя Рождества Господа нашего Иисуса Христа, в местном населении именуемая «Надольною», а приход Долинным. Построена в 1876 г. на средства прихожан, при пособии от казны в 3 000 руб., взамен старой деревянной Пятницкой церкви, находящейся ныне в развалинах в саду возле священнического дома. Каменная, с такою же колокольнею, обширная, о 7 главах, крытых белою «аглицкою» жестью; крыша крыта сибирским железом и покрашена зеленою краскою. В 1886 г. устроен новый иконостас, и церковь внутри раскрашена на средства прихожан на сумму 3 400 руб. В 1879 г. вокруг церкви устроена каменная ограда, крытая железом и покрашенная зеленою краскою. Утварью, ризницею и богослужебными книгами достаточна. Метрические книги хранятся с 1748 г., а исповедные ведомости с 1820 г. Опись церковного имущества имеется от 15 июня 1868 г. Приход 5 класса. Церковно-приходское попечительство существует с 1870 г., при 12 членах, с доходом до 300 руб. в год. Земли усадебной 3 дес., пахотной 50 дес., сенокосной 10 дес. По последнему специальному измерению земли и снятии ее на план уездным землемером Кензерским оказалось всего церковной земли 63 дес. 957 саж. Причт состоит из священника, псаломщика и пономаря. Для священника дом новый, на каменном фундаменте, построен в 1878 г. на средства помещичьей экономии, хоз. постройки перестроены. Для псаломщика дом нов, из хоз. построек имеются новый дерев. амбар, под ним каменный погреб и сарай для хлеба. Для пономаря дом перестроен прихожанами из старого дома псаломщика. Дворов 219, прихожан 1739 душ обоего пола. Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», том 4. Почаев: типография Почаевской лавры, 1899 г. Каменный храм в Красилове Рождества Христова построен в 1876 г., вместительный, украшен благолепно. Прихожан 2100 душ. Причт: священник, псаломщик и просфорня. Причтовые помещения находятся в четверти весты от церкви, ремонтированы на синодальные средства в 1913 г., удобные; надворные постройки тоже ремонтированы. Есть фруктовый сад и огород.

http://sobory.ru/article/?object=27359

Курилово. Тихвинский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1890. Адрес: Республика Мордовия, Ромодановский район, с. Курилово Координаты: 54.456069, 45.466662 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Куриловский Свято-Тихвинский (в честь Тихвинской иконы Божией Матери) женский монастырь возник вблизи эрзянских д. Старая и Новая Куриловка Саранского у. Пензенской губ. (ныне Ромодановского р-на РМ), соответственно 74 и 45 дворов. Так значилось в «Списке населенных мест Пензенской губернии» за 1869. В чересполосицу с крестьянами в деревне Новая Куриловка значились земли двух помещичьих семей – Савиновых и Тепловых, последним принадлежали имения в нескольких у., усадебные участки в Саранске, дом в Пензе. Один из Тепловых,  Африкан Васильевич, штаб-ротмистр в отставке, отличался набожностью, часто совершал паломничества в Саровскую пустынь, где встречался с прп. Серафимом, благословившим помещика на основание женской общины. В имении появились первые черницы (1830-е). В 1860 епископ Пензенский Варлаам дал благословение на строительство помещений для монахинь новоутвержденной Серафимовской Куриловской общины. В 1890 Св. Синод узаконил общину в ранге монастыря во имя Тихвинской иконы Божией Матери, чудовторный список которой имелся в обители. Первая настоятельница монахиня Ангелина за 15 лет правления построила несколько корпусов, гостиный двор, вырыла два пруда, наладила хозяйство, увеличила земельный надел, рассадила фруктовый сад. Вторая настоятельница монахиня Евстолия реконструировала воздвигнутый Тепловым в 1830-х Тихвинский храм, расширило хозяйство за счет животноводства. Игумения Рафаила заложила новый Крестовоздвиженский собор, освященный в 1895, построила три каменных корпуса и подворье в Саранске. Мать Рафаила умерла в 1897, ей унаследовала игуменья Серафима, построившая трехъярусную колокольню, два каменных корпуса, много хозяйственных зданий, устроила в обители водопровод. Своеобразие планировки обители состояла в том, что вся остальная площадь была свободна от зданий утилитарного типа – здесь располагались два храма, вид на которые со стороны села не преграждали никакие строения, кроме каменной невысокой декоративной стены и арочных ворот, обрамленных башенками.

http://sobory.ru/article/?object=17592

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 6. Старец-настоятель архимандрит Моисей (Путилов) Как писал отец Ювеналий, «когда отец Моисей сделался настоятелем, из зданий, ныне украшающих Оптину пустынь, существовали в теперешнем виде: одна церковь (Казанская), колокольня, старое здание трапезы, настоятельский корпус, два братских корпуса деревянных и два каменных одноэтажных. Был и собор Введенский, но очень тесный. Была и больничная церковь в память явления Владимирской иконы Божией Матери, но без притвора и пристроек. В настоятельство же отца Моисея Введенский собор распространен и устроены два боковых придела с крытыми папертями; к больничной церкви сделана пристройка; в старой братской трапезе устроена церковь во имя преподобной Марии Египетской; построена кладбищенская церковь. Над двумя одноэтажными каменными корпусами надстроены верхние этажи; вновь построено семь братских корпусов внутри монастыря; каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями для богомольцев различных сословий); два конных двора с братскими келиями, скотный двор, заводы кирпичный и черепичный; мельница близ монастыря выстроена вновь; новое братское кладбище, весь скит с его церковью, келиями и службами – все это возникло при отце Моисее» 61 . Перечисляя все, что создано с Божьей помощью в монастыре отцом Моисеем, отец Ювеналий говорит и о том, что сделано было впоследствии. «На земле, – пишет он, – Высочайше дарованной монастырю в 1853 году, устроен был хутор для сбора сена и для рыбной ловли. Заведен прекрасный рогатый скот крупной породы. Улучшены прежние и вновь устроены большие огороды, сделавшиеся необходимыми при умножении числа братии и богомольцев. Разведены фруктовые сады около монастыря и на хуторе. При вступлении в должность отца Моисея Оптина пустынь владела всего 197 десятинами и 1564 кв. саженями земли под монастырем, лугами, огородами, озерами, дорогами и лесом, из которых было 80 десятин собственно леса и луговой земли, за исключением неудобной и находящейся под строением, реками и дорогами до 50 десятин, а в год кончины отца архимандрита Моисея было у обители 348 десятин, 1464 кв. саженей земли, и в том числе 188 десятин леса. Отцом Моисеем устроено каменное помещение для монастырской библиотеки... устроена и самая библиотека. Началом последней послужило множество книг (до 2100) и немало рукописей, принадлежавших лично отцу Моисею. Монастырская ризница обогатилась прекрасными и многочисленными облачениями. Церкви – хорошею стенною живописью и иконостасными иконами в окладах. Личное бескорыстие и нестяжательность подвижника-настоятеля привлекали усердие богомольцев к обители и ее храмам, а это усердие и помогало отцу Моисею в деле устройства монастыря» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010