В 3 часа дня Святейший встал, ему помогли пересесть в стоящее рядом кресло. Он трижды глубоко вздохнул и затих. Так мирно отошел ко Господу четырнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Пимен на девятнадцатом году своего первосвятительского служения. Крестный путь завершен, и Воскресший Христос принял душу его от великих трудов и подвигов в вечную радость. «…Блажени… умирающии о Господе» (Откр.14:13). Посмотрите, дорогие мои, родные, чада Божии и Церкви, на кончину жизни наших первосвятителей, начиная от ныне канонизированного Святейшего Патриарха Тихона, его преемников Святейших Патриархов Сергия и Алексия и до ныне поминаемого Святейшего Патриарха Пимена. Неужели праведная их в Боге жизнь не откроет пред нашим взором чуда промыслительного действия руки Божией, покоящейся на наших первосвятителях, а через них на нашей Церкви и на нас? Святейший Патриарх Тихон, терновым венцом которого были и клевета, и откровенная ложь, и заточение, в день радостного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы завершил свой крестный путь. Отслужив у престола Божия свою последнюю Божественную литургию, он в тот же день со словами: «Слава Тебе Боже, слава Тебе Боже слава Тебе Боже!» – предал многострадальную праведную душу свою в руце Божии. Не прошло и века, как весь мир, верующий и неверующий, объявил его избранником Божиим и святым угодником. Святейший Патриарх Сергий… Не явил еще Господь миру вполне его сокровенного подвига. Он продолжает нести и по смерти тяготу непонимания от многих, а часто и откровенной лжи. Но кончина его? Разве ни о чем не скажет она нам? Да она – Божие свидетельство о нем. В день кончины он служит свою последнюю Божественную литургию, причащается Святых Христовых Таин, совершает своими руками последнюю архиерейскую хиротонию, чтобы сказать в тот же день Господу: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Святейший Патриарх Алексий… Труды и труды, труды, превышающие меру сил девяностотрехлетнего старца. Службы Великого поста и ожидание великого праздника. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя…» желанием служить в этот день Божественную литургию и читать Евангелие лицом к народу.

http://pravoslavie.ru/35063.html

1. Сретение Господне . В сороковой день по Рождестве Пресвятая Дева принесла Своего Божественного Сына в Иерусалимский храм, чтобы, согласно закону, посвятить Его Богу и Себя очистить ( Лев. 12:2–7; 5:7 ). Хотя ни то, ни другое не было [Ей] нужно, однако же Законодатель никак не хотел преступить Свой закон, данный Им через Своего служителя и пророка Моисея. В то время череду в храме держал первосвященник Захария, отец святого Иоанна Предтечи. Он поставил Деву Марию в храме не на место женщины, а на место девушки. При этом вошли в храм две удивительных личности: старец Симеон и Анна пророчица, дочь Фануилова. Праведный старец взял на свои руки Мессию и сказал: Ныне отпущаеши (в серб.: Ныне отпусти ... – Пер.) раба Твоего, Владыко... яко видеста очи мои спасение Твое. И еще праведный Симеон сказал о Младенце: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий ( Лк. 2:34 ). Анна же [пророчица], с молодости служившая Богу в храме постом и молитвой, и сама узнала Мессию, и прославила Бога, возвестив жителям Иерусалима о пришествии Долгожданного. А фарисеи, присутствовавшие в храме, видевшие всё это и слышавшие, вознегодовали на Захарию за то, что тот поставил Деву Марию на место для дев, и донесли об этом царю Ироду. Уверенный в том, что это Новый Царь, о Котором сообщали ему звездочеты с Востока, Ирод тотчас послал [воинов] убить Иисуса. Но тем временем Божественное Семейство уже покинуло город и, по указанию Ангела Божия, отправилось в Египет. День Сретения Господня отмечался с самого начала [христианства], но особо торжественное празднование этого дня установлено в правление императора Юстиниана в 544 году. Когда зима весну-красну встречает, Святому старцу Симеону счастье выпадает: Встречает он Долгожданного, Пророками Предреченного; Его, Источник вечных благ – Зрит он Младенцем на руках. Сей старец так когда-то предсказал: – Вот жизни и моей закат настал; Лежит Сей, чтобы многих низложить Или возвысить – Дух велит мне возвестить! Пророчество старца точно сбылось:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После песни: «Свете тихий» ... поется прокимен , т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: «Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся», а в другие дни поются иные стихи. По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии . Паремиями называются избранные места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем. После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т. е. усиленную ектению: «Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем» ... Затем читается молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам»... После этой молитвы, диакон произносит просительную ектению: «Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)...» В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов . Лития, слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника. Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея , в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного Богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся. После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются «стихиры на стиховне» . Так называются особые стихи, написанные в память воспоминаемого события. Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» , затем чтением трисвятого и молитвою Господней: «Отче наш...» , пением Ангельского приветствия Богородице: «Богородице Дево, радуйся...» или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» , завершительным благословением священника: «Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием – всегда, ныне и присно, и во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

§ V Действенная есть смерть. Первая – праведников, вторая – грешников. I. Смерть праведников есть разрешение души от тела к вечному покою. Блажени, – говорит тайновидец, – мертвии, умирающии о Господе отныне; ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих ( Откр.14:13 ). Таков был Павел: он хотел разрешитися и со Христом быти ( Флп.1:23 ). Убо 1) Драгоценна есть смерть праведных, поскольку они свободно умирают. Умирают же свободно: α) потому, что они ничего столько в мире сем не любили, чего бы лишиться всегда готовы не были; всё, что они из земного ни имели, было подобно одеянию, которое сбросить очень легко; ß) потому, что они уже исполнены дней, которые в мире сем препровождали с претерпением бед и напастей. Куда ни обращались – везде видели гонения, напасти, озлобления; куда ни приклоняли ухо своё – везде слышали стон бедной собратии своей, роптание богатых, угнетение сирых, неправды, оклеветания, осуждения; видели, как Иоанн говорит: весь мир во зле лежащий ( 1Ин.5:19 ). Посему они хотят скорее избавиться многоплачевной юдоли мира сего, a по сей причине – свободно умирают. γ) Праведные свободно умирают потому, что они переходят от трудов к покою, от войны к миру. Они яко добрые делатели, делали целый день жизни своей в вертограде Божием, посему и желают скорее почить от трудов своих. Сон сладок, – пишет Екклесиаст, – работающему, аще мало или много снесть ( Еккл.5:11 ). Они яко добрые воины, сражались во всю свою жизнь с плотью и миром, и диаволом; посему требуют отдохновения и венцов. δ) Праведные свободно умирают потому, что они аки птицы улетают от неволи на свободу, и умирают с величайшею охотою. Так пишется о Патриархе Иакове: и возложив Иаков нозе свои на одр умре ( Быт.49:33 ). Зри как охотно переселяется от жизни сей. И Моисею повелел Бог: взыди на гору, скончайся тамо ( Втор.32:4950 ). Не говорит: и скончаешься, но – скончайся; сие бо значит – охотная смерть. Так Иоанн Богослов жива себе погребе. Так Симеон исповедася Господеви: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром ( Лк.2:29 ). Так и все праведники с Давидом взывают: изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему ( Пс.141:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Будем праведны, будем благочестивы: тогда возгласы Церкви: «Причастие Святаго Духа со всеми вами, мир всем» не будут для нас пустыми звуками, тогда и мы будем иметь счастье со временем бестрепетно идти в путь отцов наших от этой земной жизни и дерзновенно сказать: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Аминь. Подражание святым 31 «Как звезды с неба освещают землю и светом своим указывают дорогу путникам, так святые своею жизнью освещают нашу жизнь и показывают нам дорогу к небу. Взирая на звезды эти, позаимствуемся от света их». Так рассуждает один из св. отцов Церкви о том означении, какое имеют для нас святые. Празднуя сегодня память св. великомученика и целителя Пантелеимона, постараемся и мы из его жизни извлечь для себя полезные уроки и наставления. Св. Пантелеимон жил за 1500 лет до нашего времени. В то время и цари, и большая часть народа были по вере язычники, христиан было очень немного. Страшное то было время для христиан. Язычество как бы чуяло свою близкую гибель и все усилия употребляло, чтобы сохранить свою жизнь и задушить веру Христову. Христиан жгли, топили, распинали, казнили, зашивали в звериные шкуры и отдавали на съедение собакам, бросали на растерзание зверям, обматывали паклей, напитанной смолой, и живыми зажигали. В такое-то время жил Пантелеимон. Отец его был язычник, мать – христианка. С детства благочестивая мать учила сына вере во Христа, с ним молилась, с ним посещала богослужение. Но когда Пантелеимон был еще отроком, мать его умерла и стал его воспитывать отец, водил его по языческим храмам, приносил жертвы идолам. И стал Пантелеимон отвыкать от веры своей матери и сделался язычником. Видел он гонение христиан. При нем случилось такое страшное событие: христиане в день св. Пасхи молились в храме; в это время, по приказанию царя, на них напали воины, разрушили храм и избили 20 000 человек. «Если бы у меня было тысяча языков и железные уста, – пишет один очевидец этого гонения, – то и тогда я бы не мог пересказать всех ужасов и мучений, которые претерпевали верующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В обоих случаях роль первосвященников – Иодая и Захарии – в сокрытии младенцев в Храме в течение ряда лет была определяющей. Отметим, что оба праведных мужа были близкими родственниками царственным младенцам. Таким образом, праздник Введения помимо своего бесспорного символического содержания, находит вполне определённое обоснование в Священном Писании. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Протестанты, следующие лютеровскому принципу «только Писание», не празднуют Введение по той причине, что отвергают церковное Предание, как источник веры. Без Предания и Писание не всегда понятно. Например, почему (в Лк,гл 2) именно Симеону было предсказано, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня. И почему, увидев его, говорит " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко " — т.е. он может, наконец, отойти в вечность, уставший от безмерно долгой жизни. Спасибо о.Константину, неустанному борцу с ересями и скептиками, покушающимися в своем невежестве на Св.Предание, за предметное доказательство достоверности события Ведения в Храм Пресвятой Богородицы, через аналогичный прецедент в ВЗ. Пречистая Матерь, Божия, моли Бога о нас и России. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2023/12/08/k_vopr...

В Псалмах, читаемых на шестом часе (53: Боже, во имя Твое спаси мя; 54: Внуши Боже молитву мою, и 90: Живый в помощи Вышняго,) выражается упование на Господню защиту от врагов, и на помощь Вышнего. В Псалмах девятого часа (83: Коль возлюбленна селения Твоя; 84: Благоволил еси Господи землю Твою; и 85: Приклони Господи ухо Твое) живо изображается красота селений Господа сил и величие милостей Божиих. Вечернее молитвословие составляют: благохваление Бога, прославление Его беспредельной благости, всемогущества и премудрости в сотворении мира и промышлении о всех тварях, что содержится в Псалме 103: Благослови душе моя Господи, Господи Боже мой, возвеселился еси зело; во время коего Священник пред Царскими вратами читает Светильничные молитвы, которыми просит Господа принять наше вечернее славословие, сохранить нас в настоящий вечер и приходящую ночь от всякого зла и диавольского мечтания; просветить сердца наши светом своей истины и возставить утвержденных в заповедях Его. За сим следуют молитвы, возносимые в Псалмах, 140-м: Господи воззвах к Тебе, и 141-м: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся, коими просим мы у Господа покровительства от врагов наших; молим предохранить нас от соблазнов во время молитвы; и выражаем свое упование на Господа, ибо у Него милость и многое избавление, и Он избавит верующих от всех беззаконий их. Потом поется вечерняя хвалебная песнь: Свете тихий, в прославление Живоначальныя и Пресвятыя Троицы, приносится общее моление, да сохранит нас Господь в вечернее время без греха, и да научит и вразумит нас всегда творить Его святые заповеди; благодарение словами Св. Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, за то, что удостоились видеть свет духовный, озаривший нас спасительным Богопознанием и вещественный, освещающий нас во дни сиянием солнечным. Сии Божественные службы в древней Церкви иногда соединялись вместе; в празднества Господские и Мученические они, начинаясь с вечера, продолжались во всю ночь до первого часа дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во исполнение обета, данного у Гроба Господня, отец Аникита отслужил в скиту сорок Литургий, после чего с соизволения игумена там была заложена церковь во имя святителя Митрофана. Иером. Аникита, поручив схимонаху Феодору постройку церкви и передав ему значительную сумму средств, собранных в России, оставил скит и направился исполнять волю своего церковного начальства - служить настоятелем посольской церкви в Афинах. Находившийся на Афоне в 1839 г. другой ученик старца Арсения Афонского инок Парфений заметил в своих путевых заметках, что совесть греков Пантелеимонова монастыря была отягощена тем, что они «изгнали русских, князя со святым Митрофаном» из обители, за что навлекли на себя гнев Божией Матери и святителя Пантелеимона 4 . Игумен Герасим понимал, что, изгнание русских из обители поставило его монастырь на грань разорения. Это стало очевидно и старцу Венедикту, который стал инициатором повторного приглашения русских в Свято-Пантелеимонов монастырь. Ему было видение, что он до тех пор не умрет, пока не будут отпе-вать его русские, поэтому озаботился принятием их в Руссике. По его инициативе в ноябре 1839 г. в Руссике собрали собор и решили пригласить иеромонаха Павла (уроженцем Калуги) со всей его русской братией. Дело в том, что отец Павел, собравший русскую братию из великороссов и малороссов, был избран ими игуменом Ильинского скита. В результате восстания малороссов против веденного игуменом Павлом по-рядка и общежительного устава великороссы были изгнаны из скита вместе с иеросхимонахом Павлом, прожившего в скиту 35 лет. Тут-то и поступило приглашение геронта Венедикта, на что отец Павел, по благословению старца Арсения, дал согласие на поселение в Пантелеимонове монастыре. Когда 21 ноября 1839 г. русские монахи-великороссы во главе с бывшим игуменом Ильинского скита иеросхимонахом Павлом пришли в обитель для постоянного проживания, старец Венедикт направился в гостиницу, где угощали пришедших гостей и, положив три земных поклона, со слезами прочитал молитву: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Египетский царь Птоломей Филадельф, отовсюду собирая книги для устроенной им Александрийской библиотеки, пожелал иметь в ней и книги иудейского закона на употребительнейшем в то время языке греческом. На сей конец он отправил посольство в Иерусалим с письмом к первосвященнику Елеазару, в котором просил, чтобы последний прислал в Египет мужей, которые бы могли исправно перевести священные книги еврейские на греческий язык. Первосвященник из двенадцати колен израилевых избрал по шести мужей и со списком священных книг отправил их в Египет. Когда они туда прибыли, то были отправлены на остров Фарос, где и трудились над переводом Священного Писания . Между этими мужами-переводчиками был и праведный Богоприимец Симеон. На его долю досталось переводить книгу пророка Исаии. И вот, когда в ней Симеон дошел до места, где сказано: «се, Дева во чреве преимет и родит Сына», то усомнился и сказал: «Может ли это быть? Может ли Дева, не познавшая мужа, родить сына?» И с этими словами взял нож, чтобы изгладить из книги столь смутившее его место. Но этого сделать ему не пришлось. Ему явился Ангел, удержал его руку и сказал: «Не сомневайся в написанном; ибо исполнение оного ты сам узришь на деле. И ты не увидишь смерти до тех пор, пока не сподобишься узреть собственными очами имеющего родиться от Чистой Девы Христа Господня». Тут уже Симеон поверил словам ангельским и пророческим, ожидал с нетерпением явления в мир Христа Спасителя и был житием праведен и непорочен, удаляясь от всякого зла, пребывая постоянно в церкви и молясь усердно Господу. Когда же Господь родился и в сороковой день принесен был в храм, тогда и Симеон принял Богомладенца на свои руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля». В то же время Симеон пророчествовал о страданиях Христовых и о том, что во время оных и Самой Богородице сердце пройдет оружие печали и скорби. «И тако, – заключает сказание, – благодарив Бога, преставися с миром в старости глубоцей».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

«Клади, клади деньги, говорил мулла, – загораживая выход, клади рубль для масла, свечи, здесь Мария». Пришлось осмотреть вслед за проводником муллой и все магометанские святыни мечети, вплоть до священного волоса из бороды пророка Магомета и тех таинственных гвоздей, от которых, по мнению магометан, зависит время кончины мира, везде оставляя по заведенному благочестивому обычаю бакшиш и покорно выслушивая все благочестивые легенды магометан... Выйдя из мечети под сильным впечатлением от ее внутренней роскоши и оригинальности, мы затем долго любовались и внешним видом ее. Громадный круглый купол, воздушным шатром опустившийся над зданием, чрезвычайно грандиозен: нет в Иерусалиме места откуда бы его не было видно, тогда как купол над храмом Воскресения трудно заметить даже привычным глазом. Осмотром мечети Омара не ограничивается обозрение горы Мориа: она вся полна историческими памятниками. Двор великой мечети весь обставлен рядами построек. Самой выдающеюся из них является другая мусульманская мечеть Эль-Акса – святейшая, обращенная в мечеть из храма Введения. Таково наиболее распространенное мнение, но за историческую достоверность его ручаться нельзя. Несомненно только одно, что Эль-Акса была ранее храмом: об этом свидетельствует ее крестообразная форма. (См. Олесницкого, I т. 113 стр.). В нее мы отправились из мечети Омара аллеей вековых кипарисов мимо изящных киосков и журчащего фонтана. У последнего – живописная группа народа, чисто восточная картина: разносчики воды в широких шароварах и синих халатах с водоносами за спиной из цельной бараньей шкуры, сквозь которую просачиваются капельки воды, испаряющиеся на солнце: чисто библейские женщины с полузакрытыми лицами и глиняными кувшинами на головах; неизбежные собаки. Мечеть Эль-Акса – это построенный крестоносцами на месте древнего Юстинианова храма – храм во имя Введения Пресвят. Богородицы, обращенный в мечеть султаном Саладином. Внутри вся исписана изречениями из Корана, а на месте христианского алтаря в ней стоит магометанский мираб, обращенный в сторону Мекской Каабы, высшего святилища мусульман. Но тем не менее Эль-Акса более христианская святыня, чем магометанская: с ней более соединено христианских воспоминаний, чем магометанских. Здесь показывают место, где молился Христос, и отпечаток Его стопы на мраморной плите, а также и то место, где праведный Симеон принял из рук Богоматери в свои руки Божественного Младенца Христа, сказав: «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Но христианские воспоминания переплетаются здесь с мусульманскими легендами. В этой мечети показывают молельню Омара, колодезь листа, через который, по верованию магометан, можно проникнуть в рай, две чудесные колонны, сквозь которые могут пролезть только праведные, и т. д. Впечатлений от осмотра двух мечетей было вполне достаточно, даже слишком достаточно, но необходимо было еще осмотреть подземные сооружения на горе Мориа, известные под именем «подземелья трех тысяч колонн».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010