Вазов Иван (1850—1921) — болгарский писатель 4 июля в Зимнице мы все обедали, когда по дороге прошла похоронная процессия с телом одного молодого офицера, утонувшего во время перехода через Дунай и найденного на берегу через несколько дней. Император встал из-за стола и пошел в сопровождении всех нас в маленькую церковь, находившуюся в нескольких шагах от главной квартиры. Он простоял всю церемонию и, узнав, что нашли саблю и фуражку покойника, приказал отправить их матери. Уэллеслей Ф. А. (1844—1931) — английский военный атташе при Александре II в 1871—1876 гг. На другой день Систово имело счастье дождаться и Императора Александра. Царь прибыл на лодке в сопровождении главнокомандующего Великого Князя Николая Николаевича, Наследника, Горчакова, Игнатьева. Восторг был неописуемый. Клики, цветы, слезы от радости. Поп Христо приветствовал Царя речью. Царь проезжал по улицам, усыпанным цветами, и направился к церкви. Он ехал на черном коне возблагодарить Бога за великую победу. Мне рассказывали о степени народного восторга в тот день. Одни целовали его стремена, матери протягивали к нему детей, чтобы он их поласкал, девушки, рискуя быть растоптанными лошадьми, подносили ему букеты цветов. Восьмидесятилетний уважаемый старец, Иваница Алексов, явился пред лицо Императора и воскликнул: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко!» и в тот же день умер от радости. После благодарственного молебна в церкви Царь обнял и поцеловал своего брата Николая Николаевича, а народ в исступлении закричал «ура!», все лица были мокры от слез. Царь вынул платок и отер свои глаза: и он заплакал! Божественные царские слезы! Вазов Иван (1850—1921) — болгарский писатель Из Вены я поехала в Петербург и видела Императора Александра II за неделю до его смерти. Меня пригласили участвовать в придворном концерте с певцом Котоньи. Когда я была представлена Императору, отличавшемуся серьезностью и добротой, то он спросил меня, отчего я не пела произведений Шопена, которые я так великолепно исполняла, по словам всех поляков. Вслед за тем он подошел к роялю и просил меня спеть одну из мазурок Шопена. Я была поражена его словами и думала, что было бы изменой петь по-польски пред царем, а я не умела петь Шопена иначе, чем по-польски. «Я не пела Шопена, Ваше Величество, — отвечала я, — потому что не умею петь его иначе, чем по-польски». «На этом языке я и желаю его слышать, — ответил Александр II, — без сомнения, Шопена следует петь только на его родном языке». Делать нечего, я сама себе аккомпанировала и спела две или три мазурки Шопена. Государь был в таком восторге, что на следующий вечер, играя в опере «Севильского цирюльника», я вставила в урок пения одну из мазурок Шопена. Театр был переполнен поляками, и они подняли страшные крики: польский язык не был слышен на русской сцене со времени польского восстания.

http://pravoslavie.ru/1785.html

Ведь это не случайная встреча … вероятно, многие встречали на улицах Иерусалима руконосимого младенца Иисуса, но однако только один   Симеон принял Его в объятия и оказался Богоприимцем. Может быть вам знакома глубоко верная мысль, что не общество или среда определяет и характеризует личность гения, высокоодаренного человека, но наоборот сама личность гения характеризует, определяет общество и даже влияет на него. Вы знаете, что историческая жизнь собственно создается не народами, не толпой, но лучшими сынами из народа, гениями – героями, которые творят историю и обнаруживают в своем творчестве, в своих подвигах: насколько велик, могуч, жизнеспособен и духовен народ, породивший своего гения. Если мы перенесемся в область чисто духовной культуры, в область истории религии, то, конечно, мы скажем, что в этой области тоже есть гении, что эти гении наиболее ценны для человечества, потому что их гениальность называется святостью, потому что только в их подвигах отдельные люди и целые народы видят и сознают идеальную высоту своего человеческого и национального назначения. Вот и старец Симеон… Это не простой религиозный еврей, это религиозный гений, муж праведный и благочестивый, в нем Дух Святый, он святой и потому – пророчествует вдохновенно. Ветхозаветная праведность – эта духовная культура еврейского народа – дожила до Христа, мало того она породила целый ряд религиозных гениев: это Мария – Богоматерь, Симеон – Богоприимец, Иоанн Предтеча и другие… Но среди них именно Симеон является олицетворением всего Ветхого Завета. Богоматерь рождена Ветхим Заветом, но с Нее уже начинается Новый Завет, Креститель Иоанн рожден в Ветхом Завете, но он имел особое назначение – готовить путь Завету Новому; но старец Симеон – весь в Ветхом Завете, он только дожил до Христа, чтобы увидеть Его, явить Ему свою святую веру и заключить Его в свои объятия, он не может жить дольше и молится Христу: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…» и уходит в вечность, — а с ним уходит и Ветхий Завет и Закон.

http://pravmir.ru/slovo-na-sretenie-gosp...

Заметим Фаррару по этому поводу: как могут ночные птицы следить и проверять высокие полёты небопарных орлов, возносящихся к солнцу и свободно зрящих сияние лучей света! После сего вкратце сказанного, желаем приступить к самому содержанию фарраровской веры и изобличить её при свете учения нашей Православной Церкви, так как сочинения Фаррара приняты у нас повсюду, и многие неведущие истины о Христе выдают его злохуление за подлинную царскую монету. О Рождестве Христа Спасителя Первый приступ Фаррарова «лжеевангелия» начинается не по примеру Богодухновенного Евангелия, но иным путём: не дверью входит Фаррар к описанию жизни Иисуса Христа, но «прелазит инуде», именно начинает своё повествование от Вифлеема, а не от Назарета, где совершилось первое раннее событие – Благовещение Пресвятой Деве Марии от Архангела Гавриила и прочия бывшия там события, в которых открылась нашему разумению великая благочестия тайна воплощения Сына Божия на земле. Дальше в 5 главе, на 33 стр., Фаррар говорит, что Дух Святый почил на Христе Спасителе от дней детства Его, когда он стал познавать в Боге своего Отца. Замечание Из этого видно, что Фаррар исповедует свою веру во Христа, якобы Он не от начала рождения явися Бог во плоти, а только тогда, когда стал познавать в Боге Отца Своего, тогда и Дух Божий стал почивать на Нём, от времени познания. Наше же православное исповедание, по гласу Архангела Гавриила при Благовещении Пресвятей Деве Марии: Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя: тем же и раждаемое Свято наречется Сын Божий. Сыном Божиим Рожденный от Девы признан также и по пророчеству Исаии: Отроча родися нам Сын и дадеся нам, и дальше именуется: Бог крепкий и Отец будущаго века ( Ис. 9:6 ), и ещё яснее: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил , что значит с нами Бог ( Ис.7:14 ). Когда же праведный Симеон воспринял на руки сорокадневного Божественного Младенца, то речь свою молебную обратил к Нему не как ко младенцу, но как к Богу: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. Младенца держит, Владыкой и Господином именует. Фаррар же, не признавая Его Богом рождшимся во плоти, не написал и о Благовещении Архангела, что составляет главизну нашего спасения и первый догмат нашего христианства, как святая Церковь всем чадам своим возвещает в тропаре на праздник Благовещения: днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает. О детстве Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/obli...

И все же, праздник Сретения Господня не исчерпывается этим. Наибольшее внимание в богослужении уделяется праведному Симеону Богоприимцу. Долгие годы ожидал он этого дня, так как было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня . И вот, это произошло, и Симеон поучаяся, позна Тя Бога явльшагося плотию. И яко жизнь лобзаше, и радуяся старчески взываше: отпусти мене, Тебе бо видех Живота всяческих (седален по полиелеи). В праведном Симеоне объединились как святость по закону, присущая ветхозаветной праведности, так и святость по благодати, вследствие особого вмешательства в его жизнь Спасителя. Так что это еще и праздник святых, прежде всего праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, а в их лице и всех ветхо- и новозаветных святых. И хотя память Симеона и Анны отмечается на следующий день, этим святым немало уделено внимания в праздничном богослужении. Но и этим не исчерпывается праздник. Неслучайно на каждом вечернем богослужении мы поем песнь Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Если мы, каждый из нас, не встретил Христа в своем сердце, если Он не освободил нас от рабства греху, тогда нам нечего делать на этом чужом празднике жизни. Сочетавшись Христу, мы, христиане, стали причастниками благодати Христа, сопричастниками света вместе с Симеоном и Анной. Праздник Сретения Господня — это и наш с вами праздник. Праздник личной встречи измученного страстями человека и Бога, пришедшего во плоти, чтобы нас, освободив от уз греховных, возвести в обители Отца Небесного. Пленным же [Господь] подаст всем оставление, и прозрение слепым, яко и немым вопити: благословен Бог отец наших (тропарь 7 песни канона). Вот как много всего в этом загадочном дне! Читайте также: Иконография Сретения Господня (+Иконы) Неизвестное Сретение Уроки праведного старца Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-praz...

Или, например, песнь Анны Пророчицы, матери Самуила, применялась к состоянию церкви Христовой: как бездетная Анна была в унижении, а после рождения от неё Самуила возвеличилась, так и церковь Христова первоначально была унижаема и гонима, а затем возвеличилась и прославилась. В таком-же прообразовательном смысле понимались и другие песнопения, заимствованные древними христианами из церкви ветхозаветной. Так относилась к самой церкви Христовой песнь Ионы пророка, а также и песнь трех отроков, брошенных в печь огненную. В обоих случаях усматривалось, конечно, торжество церкви Христовой. Как не погиб пророк Иона, не погибли три отрока, так не погибнет и церковь Христова, несмотря на все гонения на нее со стороны язычества. Сходство доходило здесь до буквализма, ибо и христиан гнали и мучили, как огнем, так и водою, и отдавали на съедение диким зверям. Наряду с ветхозаветными псалмами, христиане уже апостольской древности употребляли песнопения, вошедшие в Священное Писание Нового Завета. Так, употреблялась изреченная Спасителем молитва «Отче наш“, заповеди блаженства, песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем“, песнь св. Захарии, отца Иоанна Крестителя: «Благословен Господь Бог Израилев“; приветствие архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах“ положило основание нашей молитве «Богородице Дево, радуйся“. В виде архангельского приветствия она, однако, употреблялась в самые первые времена христианства. Так-же точно, со времен еще апостольских, употреблялось при богослужении славословие ангелов, воспетое ими при рождении Спасителя, это именно «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Затем, с первых же дней существования церкви Христовой в ней стала исполняться за богослужением молитва Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром“. Таким образом, древнейшие из христианских песнотворцев – это Матерь Божия, пророк-священник Захария и Симеон Богоприимец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исполняя обещание, данное Симеону, Бог одновременно отвечает на молитву Своего благочестивого служителя. Старец преисполнен радостью, и приносит благодарение Богу, благословляя Его: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Чудный Старец знает, что только услышание нас Богом может наполнить нашу жизнь. Кто же мы, если, приняв однажды дар благодати, остаемся по-прежнему недовольными и продолжаем требовать от Бога не мужества жить по этому дару, а чего-то еще? Едва Бог ответит на одно наше прошение, как мы спешим к Нему с новым, порою даже не находя времени принести Ему благодарение. Симеон был услышан только однажды. Теперь он может умереть. Он переполнен жизнью с избытком. Он услышан в полноте и чудесно, но также в предельной простоте, которая требует от него совершенной веры. Сколько было тогда в Храме тех, кто принес своего перворожденного к Богу, чтобы исполнить Закон Моисеев! Все родители должны были, подобно Божией Матери и праведному Иосифу, приходить в Храм на сороковой день после рождения первенца. Как же узнал в этот день Симеон Младенца, Которого он ждал? Пречистая Божия Матерь и праведный Иосиф хранят молчание пред Старцем. Они не рассказывают ему ничего из того, что узнали от пастухов Вифлеема и от волхвов. Волхвы ушли домой иным путем. Пастухи возвратились к своим полям. Сын Давидов входит в Храм без царских почестей. Небо не открылось, Ангелы не воспели хвалу Богу. Не воссияла звезда. Ни одного знамения не было явлено от Бога, ни одного чуда не совершилось. Ничего не произошло. Ничто не свидетельствовало, что этот Младенец — Христос. Пречистая Дева стоит со Своей нищенской жертвой — двумя птенцами, и Младенец — похожий на любого младенца из самой бедной семьи. Однако Симеон узнает Его. Он узнает Его верой, самой смиренной, самой чистой. Откуда у этого человека родилось убеждение, глубокое как очевидность: «Это Он»? Божия Матерь не сказала ни слова, и Бог молчал. Не было нужды в чудесах. Довольно было веры Симеона. Это и есть вера в чистом виде. Чтобы принять младенца на руки, надо чтобы они были свободны от всего. У Симеона были такие руки в течение долгих лет. Когда он принял Христа, его сердце наполнилось светом, его жизнь стала полной в одно мгновение. Симеон был так наполнен даром жизни, что мог умереть. Он не просит ни о чем, кроме как уйти в мире.

http://moral.ru/sretenie/

«Когда Симеон увидел Христа, он пропел: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое " (Лк. 2:29-30), - продолжил архипастырь. - Симеон был великим человеком Ветхого Завета, мы мало ему молимся, а ведь он не меньше святителя Николая. Это прозорливый, духовный человек. Он провидел, что Младенец будет одним на восстание, другим на падение, светом для язычников и славой для народа Израилева, а Матери Его сказал, что Ей оружие пройдет сердце (Лк. 2:35). Он видел, как Спаситель примет страдания на Голгофе - все было открыто этому великому человеку, как он предсказал, так все и совершилось. Старцем Симеоном заканчивался Ветхий Завет с его обрядами, предписаниями, и наступал Новый Завет, потому что явился Христос - родоначальник Нового Завета. И Он уже поменяет все, что было в Ветхом Завете. Например, в Ветхом Завете было понятие о мести. В Новом Завете мести мы уже не находим, наоборот, Иисус говорит: " Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую " (Мф. 5:39). Господь призывает молиться за врагов своих – в Ветхом Завете это не предполагалось. Он поднимает на новый уровень отношения людей друг с другом и отношения человека и Бога. Господь устанавливает Новый Завет, и люди по-другому начинают жить, потому что пришла благодать, которая помогает бороться с грехами, страстями. И теперь целью человека становится стяжание благодати Святого Духа. Она поможет избавиться от всего греховного, что в нас есть, даст силы». «Господь призывает людей к покаянию, к исправлению, к тому, чтобы поменять свою жизнь на жизнь во Христе. Для этого всем нужно идти на встречу со Христом. А где можно с Ним встретиться? Когда мы делаем добрые дела, оказываем помощь ближним, мы как бы в руки Христа это передаем. Когда приходим в храм, мы доходим до солеи, Господь навстречу нам выходит, и происходит встреча с Ним, когда мы причащаемся Его Тела и Крови, и уже Христа в себе носим. Надо как можно чаще приходить в храм и причащаться, чтобы встретиться с Господом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/16/my...

Когда старец взял на свои руки Младенца, о Котором он узнал, что это не просто младенец, а Бог, ставший человеком, он обратился к Нему со словами молитвы, которую мы произносим и до сегодняшнего дня. Этой молитвой оканчивается каждое вечернее богослужение — «Ныне отпущаеши (то есть, „вот теперь ты отпускаешь“) раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, потому что видели очи мои Твоё спасение, которое Ты приготовил пред лицем всех людей, свет для откровения язычникам и славу людей Твоих, Израиля». Симеон также обратился к Деве Марии, сказав Ей пророчество о том, что сердце Её будет страдать, когда Она будет видеть, как люди относятся к Её Сыну, Который пришёл для их спасения. «Сердце Твоё пройдёт оружие», — такими были его слова. Он пророчествовал об этом Младенце и тем людям, которые находились в Храме: Он Тот, Который лежит на падение и на восстание многих, на разделение людей. Но это не значит, что Христос пришёл разделить людей. Просто так всегда получалось, что те, кто избирали следование за Христом, шли против этого мира, против обычаев, по которым было принято в этом мире жить. Это вызывало удивление, раздражение, а часто и ненависть, которая изливалась в то, что христиан преследовали, мучили, заставляли страдать за имя Христово. Эту встречу Симеона с Младенцем Христом и называют Сретением и празднуют в сегодняшний день. А что же мы с вами? Можем ли мы рассчитывать встретить Бога раньше того времени, когда мы все Его встретим? О том времени тоже говорит нам сегодня Евангелие. Так совпало, что в этом году праздник Сретения празднуется в Неделю о Страшном суде, когда Церковь свидетельствует нам о том, что у каждого из нас, независимо от того, верующие мы или неверующие, хотим мы этого или не хотим, произойдёт встреча с Богом. И на этой встрече будет некий диалог, который засвидетельствует о том, можем ли мы с Богом существовать дальше в вечности, или вся вечность для нас пройдёт без Него. Можем ли мы надеяться на встречу с Богом до того, как произойдёт этот момент, или это только праведному Симеону было обещано, что он встретит Бога прежде своей смерти? Что нам об этом говорит Священное Писание? Оказывается, после того, как Спаситель пришёл в мир, каждый из нас может встретить Бога в своей жизни подобно тому, как Его встретил Симеон. Даже больше — Сам Господь хочет, чтобы эта встреча произошла. И ещё больше — Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20).

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Когда старец взял на свои руки Младенца, о Котором он узнал, что это не просто младенец, а Бог, ставший человеком, он обратился к Нему со словами молитвы, которую мы произносим и до сегодняшнего дня. Этой молитвой оканчивается каждое вечернее богослужение — «Ныне отпущаеши (то есть, „вот теперь ты отпускаешь“) раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, потому что видели очи мои Твоё спасение, которое Ты приготовил пред лицем всех людей, свет для откровения язычникам и славу людей Твоих, Израиля». Симеон также обратился к Деве Марии, сказав Ей пророчество о том, что сердце Её будет страдать, когда Она будет видеть, как люди относятся к Её Сыну, Который пришёл для их спасения. «Сердце Твоё пройдёт оружие», — такими были его слова. Он пророчествовал об этом Младенце и тем людям, которые находились в Храме: Он Тот, Который лежит на падение и на восстание многих, на разделение людей. Но это не значит, что Христос пришёл разделить людей. Просто так всегда получалось, что те, кто избирали следование за Христом, шли против этого мира, против обычаев, по которым было принято в этом мире жить. Это вызывало удивление, раздражение, а часто и ненависть, которая изливалась в то, что христиан преследовали, мучили, заставляли страдать за имя Христово. Эту встречу Симеона с Младенцем Христом и называют Сретением и празднуют в сегодняшний день. А что же мы с вами? Можем ли мы рассчитывать встретить Бога раньше того времени, когда мы все Его встретим? О том времени тоже говорит нам сегодня Евангелие. Так совпало, что в этом году праздник Сретения празднуется в Неделю о Страшном суде, когда Церковь свидетельствует нам о том, что у каждого из нас, независимо от того, верующие мы или неверующие, хотим мы этого или не хотим, произойдёт встреча с Богом. И на этой встрече будет некий диалог, который засвидетельствует о том, можем ли мы с Богом существовать дальше в вечности, или вся вечность для нас пройдёт без Него. Можем ли мы надеяться на встречу с Богом до того, как произойдёт этот момент, или это только праведному Симеону было обещано, что он встретит Бога прежде своей смерти? Что нам об этом говорит Священное Писание? Оказывается, после того, как Спаситель пришёл в мир, каждый из нас может встретить Бога в своей жизни подобно тому, как Его встретил Симеон. Даже больше — Сам Господь хочет, чтобы эта встреча произошла. И ещё больше — Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20).

http://pravoslavie.ru/77319.html

Лк. 2:22–40 Сретение. Встреча. Заматеревший в годах своих, совсем дряхлый старик, праведный Симеон встречает Того, на Кого он возлагал упование. Того, о Ком он имел от Бога обещание, что не умрет до тех пор, пока не увидит Его. Встречает Христа. И эта встреча отпускает Симеона. Как и каждого из нас встреча с Богом, если она происходит, отпускает, дает чувство счастья, принадлежности к миру Христову, абсолютного спокойствия и знания, что ты убережен. Встреча эта, произошедшая в Иерусалимском храме, настолько важна в истории взаимоотношений человека с Богом, что песнопение Симеона поется в наших храмах за каждым вечерним богослужением. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» В этой истории мы, как правило, сосредотачиваемся на ожидании Симеоном Спасителя. Но Симеон не сидел сложа руки, ожидая, пока Христос ему явится. Симеон был человеком Божьим. Если бы, получив обетование о том, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира, он удалился бы заниматься своими делами – зарабатыванием денег, устройством семьи, карьерой, – не дался бы ему на руки Младенец Христос. Симеоново ожидание деятельно. Христос вручается ему на руки, а он отдает Богу – и здесь он олицетворяет все человечество – все то напряженное молитвенное ожидание и делание, на которое способен человек. В этом отличие церковнославянского «чаю» от русского «жду». Если заменить в Символе веры «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» на «жду воскресения мертвых и жизни будущего века», важнейшая часть смысла отпадет. Чаю – нахожусь в напряженном, действенном ожидании, тружусь для наступления чаемого. Между мною и Богом уже такая струна натянута, что прикоснись к ней – она зазвенит. А жду – это я сижу на камне. На вокзале можно ждать. Симеон не ждет Спасителя на камне. Его фигура всегда изображается на иконах почтительно склоненной. Она потому и склонена ко Христу, что весь опыт жизни Симеона привел его к тому, что среди многих и многих сотен детей, которых ежедневно приносили в Иерусалимский храм, он узнал Того Единственного Младенца, Кого всегда будут писать теперь с большой буквы. И мы будем знать, что никакого другого младенца, равного Этому, нет.

http://pravmir.ru/simeon-ne-sidel-slozha...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010