Симеон долго ждал этого дня. Если сказать, сколько он прожил, наверное, никто не поверит, хотя в Священном Писании мы находим свидетельства, что некоторые жили очень долго, а он, как повествуют святые отцы, дожил до 360 лет и жил надеждой, когда произойдет то, что было ему обещано. И когда Господь был принесен Его Пречистой Матерью и Иосифом Обручником в храм, их встретил старец Симеон. Духом Божиим ему было открыто, что именно этот Младенец — Богочеловек. Он взял Его на руки и произнес слова молитвы, которую мы часто произносим за богослужением: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля " . И вот сегодня мы, вспоминая это событие, проникаемся вновь и вновь верой в Промысл Божий, верой в присутствие Бога на земле, и особенно хочется об этом сказать в этом святом храме. Вы, дорогой отец настоятель, напомнили, как все здесь начиналось. Но начало было еще раньше, много лет назад, когда здесь были храмы Божии, когда один за другим построили сначала деревянный, потом каменный храм, а в прошлом веке была попытка стереть с лица земли и имя Божие, и храмы, и священнослужителей. Но что мы видим сегодня? Слава Богу, в нашей стране настало время полной свободы церковной жизни. Не только этот храм был разрушен, и я стремлюсь, пока есть возможность, к тому, чтобы все подмосковные святыни были восстановлены. Более пяти лет у нас действует Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь, нам помогают и благочиния, и частные благотворители. Я помню, как гуляя по этому району, увидел руины храма Божия. Это был один из первых храмов, которые мы стали восстанавливать, но по значению для меня он самый первый. Когда-то здесь были одни камни. Прошло 30 лет, и сегодня я как будто вошел в древний храм, где не только стены напоминают о нашей вере, но и люди, и особенно дети — будущее нашей Церкви. Ваш приход является примером того, как нужно восстанавливать порушенные святыни, как нужно все силы отдавать проповеди о спасении людей, о нашей вере христианской, как нужно воспитывать подрастающее поколение.

http://patriarchia.ru/db/text/5593088.ht...

Увидев Младенца, праведный Симеон по откровению Божию понимает, что обещание, данное ему Духом Святым, исполнилось: он видит своими старческими очами рожденного от Девы Спасителя мира. Взявши Божественного Младенца на свои бренные руки, праведный старец вдохновенно восклицает: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое» ( Лк.2:29–30 ). Триста шестьдесят лет прожил праведный Симеон, из них двести семьдесят он жил только надеждой по данному ему Духом Святым обещанию собственными глазами увидеть обетованного Спасителя мира. Достигнута цель его жизни, и глубокий старец с радостью заявляет о своей готовности оставить земную жизнь и присоединиться к праотцам своим, чтобы сообщить им радостную весть о пришествии всеми ожидаемого Мессии. Можно ли себе представить, что пережил праведный старец Симеон, когда собственными глазами увидел Спасителя мира? Как трепетало его старческое сердце, когда он держал Младенца на своих руках? Тысячелетия прошли со времени грехопадения прародителей Адама и Евы, из поколения в поколение переходила вера в грядущего Искупителя. Надеждой на Его Пришествие жили отцы и праотцы. И только ему, престарелому Симеону, судил Господь первому из всех ветхозаветных праведников и пророков видеть и даже держать на руках Божественного Младенца. Такого блаженства еще никто из обыкновенных смертных людей не переживал, кроме Пречистой Матери Божией и Иосифа Обручника. Об этом-то блаженном состоянии Сам Христос говорит Своим ученикам: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф.13:16–17 ). А мы – христиане переживаем ли это блаженное состояние? Да, переживаем всякий раз, когда слышим чтение Евангелия и особенно сильно чувствуем духовную радость, неземное блаженство, когда теснейшим образом соединяемся со Христом в Таинстве Святого Причащения Пречистых Тела и Крови Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Это чудное повествование, братия и сестры. Но остановим сейчас наше внимание на словах: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. Дорогие мои, Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел. Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения - стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его, как врага истины и блага людей. Так отнеслись ко Христу современники Его. Так относятся ко Христу на всем протяжении существования христианской Церкви вплоть до наших дней: одни - с верой и любовью, а другие - с неверием и ненавистью. И такое отношение будет во все века, до скончания мира и Пришествия Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий! В самом деле, тотчас же по рождении Христа началось и пререкание о Нем. Ангелы и добрые люди встречают рождение Его с ликованием и славословием и видят в Нем утеху и славу Израилеву, а другие вместе с Иродом ищут убить Его. Является Христос с проповедью Своего Евангелия, возвещает людям Божественную истину и святой закон любви и благотворит им - и что же мы видим? Одни принимают Его учение, с благоговением взирают на Его дела и делаются последователями Его, а другие ожесточаются против Него и простирают свою вражду и ненависть к Нему до того, что обрекают Его на страшные мучения и пригвождают ко Кресту. И спасительная смерть Его, и славное Воскресение не положили конца разделению людей на спасаемых и погибающих: одни из свидетелей страданий и смерти Его вразумились и спаслись, а другие погибли в своем ожесточении.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/15/...

Эти пророческие слова праведного Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле - находили себе подтверждение в течение двадцати истекших веков. И в наше время, как и во все времена, Христос лежит одним на падение, а другим на восстание, служит предметом пререканий. Достойно слез, братия и сестры, что Сладчайший наш Господь, пришедший дать людям счастье и радость, положивший из любви к человеческому роду Свою бесценную жизнь, является предметом противоречий, вызывающих у некоторых самое настоящее озлобление. Христос лежит на пути всех людей, занимает в жизни и судьбах человечества такое положение, что, куда бы люди ни пошли, они везде непременно встречаются с Ним и, встретившись, или восстают, утверждаясь на Нем, или претыкаются об Него и падают. Се, лежит Сей на падение и на восстание многих - не только во Израиле, но и во всем человечестве; не только для современников Своих был Он предметом противоречий, но и для людей всех времен и народов. Дорогие братия и сестры, кроме усвоения этой Божественной истины, настоящее чтение и праздник научают нас многому полезному и доброму в отношении нашей собственной жизни. Праведный Симеон, который, по преданию, жил триста шестьдесят лет, ибо было ему предсказано, что не увидит он смерти, пока не увидит Христа Спасителя, когда взял на руки Младенца Христа, то духом возрадовался и воспел дивную песнь: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое (Лк. 2, 29-30). Его очи видели спасение миру, и потому он спокоен и отраден и мирно, спокойно умрет. Но, чтобы такую песнь мог при смерти воспеть и каждый из нас, для этого нужно и нам стать Богоприимцами и Богоносцами. Праведный Симеон сподобился быть таковым не потому только, что он принял Младенца на свои руки, но наипаче потому, что он в сердце своем носил Христа вместе с Отцом и Святым Духом. Поэтому не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство. Аще кто любит Мя, - сказал Господь, - слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). И в другом месте: Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3, 20).

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/15/...

  Знатные и простые, говорливые и застенчивые, счастливые своим материнством, они приносили полагающуюся по Закону Моисея жертву очищения после рождения детей. Симеон радовался вместе с ними, благословлял старческой рукой новую жизнь, и каждый раз, оставаясь один, в смирении склонял голову у Скинии и возле жертвенника со словами: «Да будет воля Твоя». Дева Мария Долгожданная гостья появилась совсем просто, одетая скромно, и, пожалуй, бедно. Перед Ее входом в храм не было пышных процессий, песней с тимпанами и ликования толпы. Рядом был лишь человек преклонных лет, в глазах которого светилась бесконечная любовь и нежность к Ней и Ее Младенцу. Изящная, ростом чуть выше среднего, с оливковой кожей лица и темными задумчивыми глазами, как будто и не замечавшая своей необыкновенной красоты, Она поднималась навстречу Симеону по ступеням храма. Он узнал Ее Духом. Узнал еще до того, как смог различить черты лица, по Ее поступи, по складкам длинного покрывала, по нежному силуэту фигуры, соединившему простоту и целомудрие Девы. Она не видела Себя, как большинство тех счастливых матерей, которые являются центром всеобщего внимания вместе с новорожденным ребенком. Она видела только Его, Младенца, сокровище, Которого покоила на руках и несла в Дом Его Отца. Чистота и полная покорность воле Бога…   Симеон никогда не дерзал представить себе Мать Христа, но теперь его душа узнавала Ее, радуясь этой встрече, как с давно знакомым и любимым существом. На нем самом исполнилось то, что предстояло пережить всякой душе, ищущей спасения. Приняв Младенца на руки, он произнес пророчество, соединенное с покаянием: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение яз ыков, и славу людей Твоих Израиля».   Что мог сказать он Деве Марии? Не от себя, не простое похвальное слово, суетное, не достойное Ее, но открытое ему Богом пророчество возвещает он Ее юной душе: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» , — зная, что Мария первая из людей пойдет отныне в сретение Богу, разделив с Ним тяжесть Его земного креста.

http://pravmir.ru/sretene-oznachaet-vstr...

Ис.25:3–5 . Сего ради благословят тя людие нищии, и гради человеков обидимых возблагословят тя. Был бо еси всякому граду смиренному помощник, и изнемогающим за оскудение покров, от человек злых избавиши их: покров жаждущих, и дух человеков обидимых, (благословят тя) аки человецы малодушнии жаждущии в Сионе, яко избавиши их от человек нечестивых, имже нас предал еси. Израиль призван был к познанию Бога чрез воспитание в законе и обогащен был божественными дарами; ибо спасен был и получил в наследие землю обетования: бесчисленное же множество других народов, живущих, говорю, во всей поднебесной, совершенно было лишено духовных и свыше сходящих благ: они не вкушали дарований божественных, были некоторым образом лишены одежды и обнажены, не имели ни божественной защиты и покрова свыше, ни духовного богатства, происходящего из добродетели, ни чего-либо другого, что заслуживают похвалы и достойно всякого удивления. Когда же явился сам Христос и, изъяв их из власти диавола, привел к Богу и Отцу, и когда они обогатились светом истины, участием в Его славе, величием жизни, сообразной с Евангелием; тогда за все это они стали возносить благодарственные песни Богу и Отцу. Итак, говорят, поскольку Ты, Господи, совершил совет древний и истинный, восстановивши все во Христе, просветивши сущих во тьме и сокрушивши миродержителей века сего, как бы некоторые весьма крепкие города, то благословит Тебя народ бедный и все города прославят Тебя; ибо Ты для всех их стал помощником и стал защитой для тех, которые терпели невыносимую скорбь вследствие скудости отеческих благ, и избавил их от лукавых людей. Ибо и в Сионе некоторые малодушествовали подобно людям, изнуренным от жажды; и может быть, сими словами пророк и указывает нам на это. Но были, несомненно были в Израиле и такие, которые жаждали пришествия Спасителя и сильно желали видеть Спасителя и Искупителя всех. Таков быль некий праведный Симеон, который, взяв на руки новорожденного Иисуса, сказал: Ныне отпущаети раба твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром, яко видесте очи мои спасение твое, еже уготовал еси пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля ( Лк.2:29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В это время пришёл в храм, по внушению Духа Святого, старец Симеон и, приблизившись к благодатной Марии, принял из Её рук Новорождённого, почему и называется Богоприимцем. Прославив Бога, старец в священном восторге произнёс пророчественную песнь о Спасителе мира: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Священное Писание говорит об этом Симеоне: «Человек бе праведен и благочестив, чаяй утехи Израилевы». В церковных песнопениях Симеон называется священником и святителем, приносившим законные жертвы. Есть также предание, что Симеон, будучи одним из учёнейших людей своего времени, находился в числе 72 толковников, переводивших священные книги, по желанию египетского царя Птоломея-Филадельфа, с еврейского языка на греческий. В истории Никифора Каллиста повествуется, что при переводе книги пророка Исайи Симеон остановился на известном пророчестве: «Се Дева во чреве зачнет» – и хотел исправить это место, зачеркнув слово Дева, и написать Жена; но явился ангел, удержал его руку и, запретив исправлять пророчество, сказал ему, что не умрёт он, пока сам не увидит исполнение пророчества: «Веруй написанному; ты сам увидишь исполнение». С тех пор Симеон каждый день ходил во храм и, по внушению Святого Духа, узнал Деву Марию с Богомладенцем на руках, потому что они были озарены необыкновенным светом. «Отпусти, Владыко, раба Твоего, потому что видели очи мои спасение Твое!» – воскликнул Симеон в священном восторге. Праведный старец обращался к Иисусу, как бы не к Младенцу, а к Владыке и Господу, имеющему власть отпускать в другую жизнь или удержать на земле. Возвратив Младенца в руки Матери, Симеон благословил Её и Иосифа. По внушению Святого Духа, Симеон, провидев крестные страдания Спасителя, слёзы и скорби Его Матери, продолжал пророчество своё: «Се лежит сей на падение и на востание многих во Израили и в знамение пререкаемо, и Тебе же Самой душу пройдёт оружие, яко да открыются от многих сердец помышления». «Твой Сын принёс на землю спасение, – объясняет он, – но не все воспользуются им: восстанием от падения Он будет для верующих и последующих за Ним; но камнем преткновения для неверующих и отвергающих Его. Он всегда будет предметом противоречий: чтобы открылись помышления людей. Люди предадут смерти своего Спасителя, и Ты будешь свидетельницею всех Его страданий: и тебе самой душу пройдёт оружие». Так предсказывал вдохновенный Симеон, представитель Ветхого Завета, дождавшийся пришествия обетованного Мессии, Первенца Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Воскресная песнь по чтении Евангелия Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Песнь Пресвятой Богородицы Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Припев. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его. Припев. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Припев. Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Припев. Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Припев. Молитва праведного Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Псалом 50, покаянный Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/perviesh...

И долгую-долгую жизнь прожил старец, находясь в святом Иерусалимском храме и моля Бога о том, чтобы при нем исполнилось пророчество. И когда по закону Моисееву в сороковой день от Рождения Младенца Пресвятая Дева Мария принесла Его в храм, старец Симеон встретил их и, взяв на руки Младенца, произнес те слова, которые стали молитвой, возносимой за каждым богослужением: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля " . Обращаясь к Богоматери, он сказал: " Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец " (Лк. 2:34-35). Это было предсказание о том, как отнесутся ко Христу люди во всем мире, и мы видим, что и сегодня еще имя Христово является " знамением пререкаемым " . Но мы, возлюбленные, счастливы, что исповедуем Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа как Сына Божия, пришедшего в мир ради нас и ради нашего спасения. Этот праздник вошел в нашу жизнь как праздник православной молодежи, и я очень счастлив, что вера Христова вселяется в сердца детей и молодежи. Для нас важно, чтобы наши дети воспитывались в вере православной, которая в силах предостерегать их от всяких греховных поступков. Конечно, мы знаем, что молодежи помимо веры и молитвы необходимы занятия спортом, физкультурой, и мы стремимся этому способствовать. Однако наша главная задача — воспитать их в вере православной, которая бы сопутствовала им в течении всей их жизни. Я счастлив, что этот день мы отмечаем в этом храме, возрожденном и прекрасном, вспоминая о том, как наши предки на этом святом месте молились Богу и проводили богоугодную жизнь. Мы встречаемся с вами за несколько дней до Великого поста. Мне хочется от души пожелать всем нам, чтобы этот пост был для нас спасительным, чтобы мы, осознав свои грехи и исповедав их перед священником, причастившись Святых Христовых Таин, ожидали великого дня Пасхи Христовой. Поскольку мы не увидимся с вами в предстоящее Прощеное воскресенье, я прошу у всех вас прощения. Бог вас всех да простит и благословит на подвиг святого и Великого поста. Храни вас всех Господь!»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5148740...

Мы должны жить для того, чтобы увидеть Христа, но не так, как мы хотим, а как Бог благоволит. Не так, как нам самим иногда хочется, но чтобы Господь открылся нам Своею благодатью. Часто этой встречи с Богом люди ищут через ложную духовность, без смиренного ожидания, без верности Христу. Но может быть и так, что Господь хочет открыть нам Свою благодать только в последний час, когда мы уже готовимся к исходу из этого мира. И она должна открыться нам прежде, чем наступит наша смерть, потому что многие святые говорят, что если мы до смерти в этой жизни не встретим Христа, то в жизни будущей нам этой встречи не видать. Мы будем в том мраке, где нет света Христова. Много людей было в Иерусалимском храме, когда Божия Матерь принесла туда Своего Младенца, но никто из присутствующих, кроме святого праведного Симеона и Анны Пророчицы, не увидел в этом Младенце Бога. Будем молить Господа научить нас жить, углубляясь в тайны жизни, и всегда помнить о том, ради чего мы живем. Встречи, которые Господь дает нам с Собою через других людей, особенно когда у них страдания и беды; встречи, которые Он открывает нам через наши собственные скорби, через Свое слово и через таинство приобщения Его Пречистому Телу и Крови, должны стать для нас раскрытием тайны смысла нашей жизни и приближением нашей последней встречи с Господом. Будем молить Бога о том, чтобы вся наша земная жизнь наполнилась этим смыслом. Чтобы старение и увядание, которые являются естественным уделом для всех людей, не пугали нас, и мы видели, что старость дается человеку для того, чтобы его душа достигла дивной зрелости. Чтобы мы увидели, что наше старение, на самом деле, - это рост и подъем до того мига, когда нам откроется свет Христов, и мы сможем с благодарностью, изумлением и доверием ко Господу воспеть песнь праведного Симеона: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром... " , потому что завершился весь путь, ради которого мы были на земле. Будем помнить, что жизнь святого Симеона, через которого всему человечеству дано было благословение и надежда о спасении, имеет большое значение для других людей. И когда мы устраиваем нашу жизнь согласно главному ожиданию встречи с Богом, то нам открывается, что через нас Господь может много дать другим людям, находящимся рядом с нами, и, в конце концов, всему народу.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_12...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010