" Мои родители: отец, Михаил Александрович Ридигер, уроженец Петербурга, потомственный дворянин, и мама - Елена Иосифовна Писарева, тоже дворянка, дочь полковника царской армии из Ревеля, его расстреляли большевики. Наш род дал России знаменитых военачальников и юристов. Среди них, например, герой Отечественной войны 1812 года генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер, имя которого было увековечено на одной из памятных досок в храме Христа Спасителя. После революции 1917 года отец со своими родителями, братьями и сестрой оказался в эмиграции в Эстонии. Здесь и сочетались браком мои родители. Я у них единственный сын. У нас была очень дружная семья, которую объединяли не только узы кровного родства, но и сердечная душевная дружба. Но главное - всех нас связывал особый дух православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и сама семья становится, говоря словами апостола Павла, " домашней церковью " . На этом снимке изображены сразу три Патриарха Русской Православной Церкви, сменявшие друг друга: Алексий I, Пимен и Алексий II (справа налево). " Одним из главных людей в моей жизни стал Патриарх Алексий I (Симанский). Я сразу почувствовал его отеческую заботу обо мне. На этой основе возникло огромное доверие, с которым Святейший Патриарх Алексий с самого начала моей деятельности в качестве епархиального архиерея, а чуть позже и заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) неизменно относился ко мне. В 1964 году именно по представлению Святейшего Патриарха Определением Священного Синода я был назначен Управляющим делами Московской Патриархии и стал постоянным членом Священного Синода. Скромность Святейшего Патриарха Алексия, его благородство, высокая духовность - все это оказывало на меня огромное, непреходящее влияние. Последнее богослужение, которое он совершил незадолго до своей кончины, было в 1970 году, на Сретение. В патриаршей резиденции в Чистом переулке после его отхода в мир иной осталось Евангелие, раскрытое на словах: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром... (Лк. 2,29) " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, с миром. Слова оказались пророческими. В тот день дул ледяной ветер, граф простудился, слег и через пару недель скончался. Смерть такого знатного человека была большим событием. Обер-камергер, член Государственного совета, сенатор, президент Императорской академии художеств, директор Публичной библиотеки, первый граф в роде, один из наиболее выдающихся русских меценатов. Его меценатство было столь широко, что к концу жизни несметные богатства Строганова почти иссякли. 3 октября Александра Сергеевича отпевали в Казанском соборе. Собрался весь Петербург. И вот, после отпевания, перед столь огромным количеством народа с прощальным словом выступил архимандрит Филарет. И это стало событием. Подобно Шекспиру, который в 66-м сонете восклицал «Tired with all these, for restful death I сгу...» (Утомленный всем этим, зову я смерть, успокоительницу... (англ.)) и далее перечислял несовершенства мира сего, Филарет сокрушался: – Зависть враждует против достоинства; любочестие старается подавлять заслугу; корысть сражается с правом; безопасность поддерживается силою, испровергается другою превозмогающею силою; союз, утвержденный на выгодах, разрушается от малейшего их неравновесия; сердца, соединенные состраданием, разлучаются непостоянством... И только смерть освобождает человека от мучительных страданий видеть все несправедливости мира дольнего. Смертный одр есть камень испытания прошедшей жизни; человек отлагает на нем то, чем он казался, и остается тем, чем он был... Государь потребовал прислать ему текст и несколько раз перечитывал. – Ты спрашивала меня, чем отличается вера католиков и православных, так вот пусть этот монах тебе объяснит, – сказал Александр своей супруге Елизавете Алексеевне. В прошлом она была принцессой баденской Луизой Августой. Как и положено, выйдя замуж за российского монарха, приняла православие, но так до сих пор не знала, в чем же не внешние, а глубинные отличия двух главных европейских христианских вероисповеданий. Гораздо раньше своего супруга она стала проникаться верой и, в сущности, была более православной, нежели православный русский царь. Удивительная женщина! Не случайно в нее тайно был влюблен юный Пушкин...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Один инок (по имени Исихий хоривский), о котором рассказывает св. Иоанн лествичник , заболел и умер. Но чрез час действием Божественной силы снова пробудился к жизни. С тех пор он совершенно изменил свою жизнь, весь отдавшись молитве и высоким подвигам. Пред смертию он сказал братии только следующее: «кто стяжал память смерти, тот никогда не может согрешить». Итак, память о смерти может спасти человека от гибельного греховного усыпления, дать ему в руки духовное оружие, праведность, при помощи которого он в состоянии более или менее спокойно, без особенного смущения и страха, встретить смерть, этого врага своей земной жизни. б) Второе средство против страха смерти – чистая совесть. У кого чистая совесть, тот спокойно может переступить порог вечности – смерть телесную, у того совесть, которая пробуждается, как показывает опыт, с особенною силою пред смертию, не будет терзать душу поздним и бесполезным сожалением о даром потраченной земной жизни, о зарытых в земле талантах, о несправедливостях и обидах, причиненных ближним, о невозможности исправить свои ошибки, о неблагодарности к Богу за все Его неизреченные благодеяния; она не устрашит его восстановлением пред его сознанием, в предсмертные часы, всех его беззаконий и не повергнет его в бездну отчаяния, ужас которого превосходит самую смерть. Человек с спокойною совестью, стоя на краю вечности, перед тем, как догорающая лампада его жизни вспыхнет последним пламенем, может сказать с праведным Симеоном: «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко... с миром». Но у кого же может быть спокойная совесть пред смертию? У того, кто старался жить христианскою жизнию, кто был послушным сыном церкви, кто примирился с Богом и людьми, кто успел приготовиться к смерти таинством покаяния, которое снимает тяготеющее над совестию бремя грехов, и вкусить в Таинстве Св. Причащения Тела и Крови Христовой, как источника вечной жизни. Такой христианин, предав все свое существо в волю милосердого и правосудного Бога, не малодушно и робко, но смело и уверенно может встретить смерть, как зарю будущей блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Опыт этот записан в житиях святых, в их пути. Глубина самого человека. Глубина Бога. И ты познаешь любовь Божию. Святой блаженный Августин, обращаясь к Господу, говорит: «Ты ранишь человека любовью к Себе». И он уже не может успокоиться. Рана эта - живая боль. И человек этой глубины уже нигде не может найти. Оказывается, что можно купаться не в речке, а в океане. И все остальное тоже меняет масштаб.  Радость эта обычно становится началом времени неофитства, времени, когда еще человек весь в страстях, еще не начал с ними бороться, но Господь это покрывает и авансом дает ему ощутить Свое присутствие в жизни, Свой промысел. Когда он откликается почти на все молитвы внутренним благодатным чувством. Когда легко каяться, легко преодолевать грехи. Это с Божией помощью все легко совершается.  Символом этой радости, которую мы когда-то пережили, во многом может стать Закхей. Однако потом начинается длинный путь. Святой праведный Симеон для нас всех символ того, как этот путь благозавершить, исполнить, не растерять.  Есть предание, что когда-то давно Симеону было открыто Духом Святым, что он не узнает смерти, доколе не увидит Христа. Из тех поколений, которые были ему современниками, большинство людей уже умерли, выросли внуки и правнуки, все поменялось. Стремительно меняется культура, история. А эта радость должна остаться.  Как ее сохранить? Почему мы поем: «веселися и ты, старче праведный». Он умирает: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Он идет домой, чтобы умереть. Смысл жизни исполнился. На иконах и на картинах это отображается с трепетом, радостью. Симеон берет на руки Богомладенца. Как ему удалось это сохранить? Почему и для нас этот вопрос становится только острее? Мы видим, что многие люди, кто 15-30 лет назад пришли в храм, ходить перестали. Таких людей становится все больше. Мы знаем, что и монахи разочаровываются и попирают постригальные обеты, которые давали Господу. Как? Почему? Почему человек теряет эту радость? Что нужно сделать, чтобы ее удержать? Господь промышляет о человеке.

http://radonezh.ru/radio/2021/03/01/15-1...

Пастыри, пасшие стада близ Вифлеема, узнав от Ангела о рождении Спасителя, пришли и поклонились Ему. Таким образом первыми поклонниками Господа были люди простые, нехитрые умом, искренние сердцем: свойства, наиболее приближающие к Господу. Но скоро пришли с востока мудрецы, или волхвы, и, под водительством чудесной звезды достигнув Иерусалима, спрашивали: Где родился Царь Иудейский? Мы видели звезду Его и пришли поклониться Ему ( Мф. 2:2 ). Ирод, правивший Иудеею, был встревожен вестью о рождении Спасителя, потому что опасался, чтобы Он не отнял у него власти. На вопрос его о месте рождения Христа книжники отвечали, что, по пророчеству, Христу должно родиться в Вифлееме. Волхвы, выйдя из Иерусалима, опять увидали чудесную звезду, которая и привела их к месту рождества Христова. Поклонившись Младенцу, как Богу, и открыв свои сокровища, они принесли Ему дары: золото, ладан и смирну, драгоценные и благовонные вещества, которыми отечество их было богато. По закону иудейскому Младенец был обрезан в восьмой день и получил знаменательное имя: Иисус (с еврейского Спаситель), нареченное Ему еще во время Благовещения Ангелом. А в сороковой день по рождении Он был принесен, как первенец, в Иерусалимский храм для представления Богу. Здесь встретил Его старец Симеон, которому обещано было от Бога, что он умрет не прежде, как узрев Спасителя. Взяв на руки Младенца, он сказал: Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое. Но пророчествуя о Божественной славе Младенца, старец упомянул и о неверии, которое встретит Его, и о страданиях, которые Он испытает и которые тяжко отзовутся в сердце Матери Его. Благочестивая старица Анна, проживавшая при храме в посте и молитве, по вдохновению Божию также славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим пришествия Спасителя (см.: Лк. 2:25–38 ). Между тем Ирод замыслил погубить Иисуса. Он ожидал от волхвов определенного известия о месте рождения Господа; но эти люди, по наставлению Ангела, отправились из Вифлеема прямо в свое отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Переходит от смерти в живот (Ио. 5, 24) тот христианин, кто был послушен Святой Церкви, по ее зову приходил в святой храм Божий, любил святые праздники, верующей душой переживал священные события, воспоминаемые в дни наших великих праздников, почитал угодников Божиих, в храме благоговейно внимал словам молитв, словам Божественного Евангелия Господа нашего Иисуса Христа и пастырской проповеди. Жаждущий умереть истинным христианином — в течение всей своей жизни ищет у ног Христовых оправдания своим беззакониям и греховным сквернам, не откладывает покаяния во грехах на неведомое для него " завтра " . Он умеет плакать о своих падениях, оскорбляющих святость и любовь к нему Небесного Отца. Со страхом, верой и любовью он принимает Святые Тайны Христовы, как залог вечной жизни и на­шего вечного, никогда не прекращающегося в жизни будущего века, общения со Сладчайшим Господом. Умирает в Господе тот, кто — если благословляет ему Господь умирать в сознании — призывает служителя Христовой Церкви и напутствует себя последним напутствием, прощаясь с земной жизнью, стоя у таинственного порога смерти, через который неизбежно все мы переступим, когда придет для каждого из нас этот последний час. Умирающий в Господе — блажен, говорит нам слово Божие. Когда бы Господь ни восхитил душу его к Себе, — в глубокой ли человеческой старости, в расцвете ли земной жизни; пройдет ли этот человек через долгие жизненные испытания, болезни и скорби или еще не успеет вкусить страданий и искушений; будет ли умирать, окруженный своими близкими и родными, как бы на руках самых дорогих ему людей, или, может быть, Господь пошлет человеку смерть вдали от всех, покинутому всеми и оставленному без всяких забот, может быть, среди тяжких мучений, от которых никто не мог его спасти или их облегчить,— тот, кто прожил в Господе свою жизнь, умирая, скажет своим верующим сердцем: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко! " Скажет такой раб Божий в своем сердце: " Ты, Господи, выводишь душу мою из телесной темницы, берешь ее к Себе из страны плача, слез и скорбей туда, где нет ни воздыханий, ни болезней, ни печалей. Ты призываешь мою душу к Себе, чтобы я увидел Тебя там и поклонился там Тебе перед Твоим Пречистым Ликом. Да будет благая воля Твоя! "

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/mert...

По евангельскому свидетельству, старец Симеон был «человеком праведным и благочестивым». Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. Когда царь Египта Птоломей Филадельф решил для Александрийской библиотеки заказать перевод на греческий язык священных книг иудеев, праведный Симеон был в числе тех семидесяти ученых мужей, что были призваны для этого. Ему выпало переводить Книгу пророка Исаии. Со страхом Божиим приступил ученый муж к переводу, стараясь в точности передать слова пророка греческими речениями. Но, дойдя до строк: «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14), усомнился в словах Писания, решил, что слово «Дева» употреблено в тексте по ошибке, и хотел уже было исправить его на слово «Жена». Но в этот момент к нему явился ангел, удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам. Ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Уверовав в слова эти, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа. Прошли годы, Симеон превратился в древнего старца. Однажды по вдохновению явился в он Иерусалимский храм – в тот самый день, сороковой по Рождестве Христовом, когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли в храм, чтобы совершить там обряд, как это предписывал иудейский закон – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Это ритуальное принесение младенца во храм близко по значению к жертвоприношению и может восприниматься как прообраз грядущей искупительной жертвы. Дух Святой открыл старцу Симеону, что Младенец на руках Марии и есть Тот ожидаемый Спаситель. Симеон, взяв Младенца на руки, произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Слова эти стали неотъемлемой частью каждой вечерни. Это молитва умиротворенного сердца, радующегося тому, что обетование исполнилось и Господь отпускает из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную. Это напоминание верующим о вечере их жизни.

http://pravoslavie.ru/4003.html

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца 38 , дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде ( Лк.2:21 ). Сретение Господне Когда исполнились дни очищения 39 , по закону Моисееву, принесли Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа 40 , как предписано в законе Господнем, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий Утешения Израилева 41 : и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым 42 , что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм; и когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, он взял Его на руки 43 , благословил Бога, и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего 44 , Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет в откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем ( Лк.2:22–33 ). И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий 45 (и Тебе Самой оружие пройдет душу 46 ), да откроются помышления многих сердец». Тут была также Анна пророчица, достигшая глубокой старости, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет 47 ( Лк.2:34–39 ). Поклонение Иисусу Христу волхвов Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы 48 с востока, и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его 49 на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился (и весь Иерусалим с ним) 50 и, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Поэтому Православная Церковь установила благодарственные молитвы после Причащения заканчивать вдохновенной песнью праведного Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людий: свет во откровение языком, и славу людий Твоих Исраиля» ( Лк.2:29–32 ). Родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд . Лк.2:27 В Таинстве Святого Крещения человек рождается для новой духовной жизни во Христе, становится христианином. Но чтобы получить полноту духовной жизни, каждый христианин должен быть членом Святой Христовой Церкви. Вне Церкви нет спасения. Почему? А потому, что духовная жизнь человека осуществляется посредством Таинств Церковных. Только через Таинства дается человеку благодать Святого Духа, необходимая для его духовного роста. Вне Церкви нет Таинств, нет и благодати Божией. Ведь чтобы жить плотскою физической жизнью, для этого недостаточно только родиться на свет Божий, но необходимо еще регулярно питаться, физически развиваться и постепенно крепнуть. От недостатка питания каждый человек неизбежно слабеет, а полное отсутствие питания влечет за собой смерть. Это всем известно и для всех понятно. Таков закон природы. Но если для жизни телесной имеются определенные законы, которые нельзя нарушать безнаказанно, то и в жизни духовной должны быть соблюдаемы установленные Богом законы. Сам Господь Иисус Христос в сороковой день после рождения был принесен Пречистою Своею Матерью из Назарета в Иерусалимский храм, чтобы совершить все по закону Господню. «Родители принесли Младенца Иисуса, – повествует евангелист Лука, – чтобы совершить над Ним законный обряд» ( Лк.2:27 ). И далее прибавляет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» ( Лк.2:40 ). По примеру Спасителя нашего Православная Церковь установила для всех новокрещеных особый обряд воцерковления, совершаемый над новокрещеными в сороковой день после их рождения. В чем же состоит этот обряд?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Преподобный Петр родился в Галатии. Будучи восьмилетним отроком, ушел из родительского дома в Иерусалим, потом переселился в Антиохию, где затворился в погребальной пещере и проводил жизнь в строгом посте и непрестанной молитве; обладали даром чудотворений и скончался около 492 г., имея 99 лет отроду. Преподобный Вендимиан был учеником св. Авксентия (11 февраля), прожил 42 года в расселине скалы в Вифинской пустыне. Постом, бдением и молитвой приобрел дар чудотворений, скончался 99-ти лет. Жил в начале V столетия. 2-е число Сретение Господне. Так назван праздник потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен в храме святыми Симеоном и Анной пророчицей. У евреев был закон, чтобы каждый первенец, т. е. первый сын, в 40-й день по рождению, был посвящаем Богу, и мать приносила бы в выкуп за него и вместе за свое собственное очищение жертву Богу. Вследствие сего закона, в сороковой день по рождению, и Господь Спаситель наш Своею Пречистою Матерью и Ее праведным обручником принесен был в Иерусалимский храм. В это время жил в Иерусалиме Симеон, муж благочестивый, которому обещано было от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. Это было, когда он, переводя книгу пророка Исаии с еврейского языка на греческий, остановился на предсказании его о рождении Спасителя от девы ( Ис.7:14 ) и хотел слово дева заменить словом замужняя женщина. По внушению Духа Божия, старец Симеон пришел в храм. Увидев св. Богородицу с младенцем Иисусом, он узнал в Нем обещанного Спасителя и, взяв Его на руки, исповедал, что Он есть Спаситель мира. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое...» произнес св. Симеон, когда взял на руки Богомладенца. Вместе с Симеоном Анна пророчица, праведная старица, узнала Спасителя, восхваляла Бога и говорила о Спасителе всем, которые с верой ожидали пришествия Его. 3-е число Св. Симеон Богоприимец быль сын священника Ионы. Он был одним из переводчиков Священного писания для Птоломея, царя египетского. При переводе слов пророка Исаии о рождении Спасителя от Девы ( Ис. 7:14 ), когда хотел слово дева заменить словом замужняя женщина, явился ему ангел, запретил заменять и в доказательство, что пророчество сбудется, обещал, что он не умрет до тех пор, пока сам не увидит Спасителя. Так и случилось: в 40-й день по рождению св. Симеон увидел Спасителя, узнал Его, взял на руки, отчего и назван Богоприимцем, предсказал Его страдания и смерть и затем вскоре умер, прожив всего 360 лет. Частица мощей св. Симеона хранится в Покровском соборе Пантелеймонова монастыря на Афоне. Св. Анна, это была 84-х летняя старица-вдова, жившая только 7 лет в замужестве и затем посвятившая себя Богу, проводившая день и ночь в молитве. По указанию Духа Святого, она узнала Младенца Спасителя, прославляла Бога, даровавшего людям Спасителя, и говорила о Нем всем ожидавшим явления Мессии. За святость жизни и за проповедь о Спасителе св. Анна называется пророчицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010