Гордостию же надмени, литовские люди тяжко и беспрестанно ратующе град Троецкой, прокативше туры и тарасы многие ко граду. Из града же удариша изо многих пушекъ и пищалей по щитом и тарасом ихъ, которые быша близ града, и много литовских людей побили. Дню же наставшу, из града вышедше конные и пшие люди и от града литовских людей отогнаша. Они же побгоша, гонимы гнвом Божиим. Градстии же людие приступныя козни их вся огню предаша, а иныя во град внесоша. В четвертый же день того же мсяца в нощи паки литва своим длом промышляюще, но издалеча, а ко рву и къ стнам близко приходити не смюще. Из града же вышедше пшие люди к литовъским людем к Нагорнему пруду за надолобы близко подкопново рву. Литва же и руские измнницы восташа изо рвовъ и изъ ямъ, яко дмоны, нападоша на градских людей и сотвориша бой велик. На бою же том убили троецкого слугу Бориса Рогачева и многих слугъ, и стрлцов, и казаков поранили; тогда же емше казака Ддиловского ранена. Онъ же в роспросе и с пытки сказал, что подлинно подкопы поспвают, а на Михайлов день хотят подставливати под стны и под башни зелие. Воеводы же водяще его по городовой стн, он же все подлинно указал мста, под которую башню и под городовую стну подкопы ведут. И изнемогаше от многих ранъ и начат умирати. И вопияше великим гласомъ со слезами и рыданиемъ: «Сотворите мн, винному и бдному человку, великую милость, дайте мн, Бога ради, отца духовнаго, сподобите мя быти причастника Святым Христовым Тайнам!» Архимарит же Иасафъ повел его, поновив, причастити Святых Христовыхъ Тайнъ. Воеводы же во град против подкопов от Подолныя стны до Святых ворот велли острог поставити и тарасы насыпати и наряд устроити. О ИВАНЕ РЯЗАНЦЕ Тоя же нощи прииде в Троецкой монастырь выходецъ из Лисовских табаръ казакъ Иван Рязанец станицы атамана Пантелймона Матерово, а сказал, что подкопы подлинно поспли под нижнюю под Круглую башню. Да тот же казакъ Иванъ Рязанецъ сказал сицеву повсть: «Дялося де в прошлую нощь с суботы на недлю: было явление атаманомъ и казаком, а сказывал атаман нашъ Пантелймон Матерой, такоже и от нас мнози видли своима очима, и иных станицъ атаманы и казаки многие то же видние видли и глаголы старца слышели жестоки з запрещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершенно иначе процесс проходит на востоке. Отделение от всего, от чего можно было отделиться, включая киевское православие, которое было литовским и враждебным. При Иване III, середина 15 века, Литва становится не другим русским государством для московских политиков, она становится главным врагом. То, что там еще сильно православие, тем хуже, потому что оно претендует на объединение всей русской земли, а Москва не хочет с ними объединяться. Почему? Потому что мы единственное православное царство. Литва стала в основном католической, значит, она ушла в латинство. К-поль завоеван. Где еще православные царства? Их нет. И возникает теория Москвы – Третьего Рима. Первым об этом пишет иеромонах Симеон Суздальский в середине 15 века. Он еще князя Василия Васильевича, отца Ивана III, именует царем всея Руси и белым царем, говорит в Руси православие более всех. Он уже после падения К-поля начинает разговоры, что Русь – это единственная православная держава. И когда Иван III становится великим князем, и особенно, когда вдовеет в первом браке, он всё более и более мыслью стремится утвердить этот принцип единственного православного царства. Для этого он сватается к племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. В 1472 году, т. е. через 19 лет после падения К-поля, Софья Палеолог вступает в брак с Иваном III. Но этот брак только по видимости является воссоединением с Византией, только по форме. Да, с Софьей Палеолог на Русь приезжает двуглавый орел, который с этого времени становится геральдическим символом Руси, и многие обычаи византийского двора. Князь все больше отделяется от своих бояр, он уже не первый среди равных, он принципиально иной. Что внушали всегда греки, митрополиты и патриархи, русским, что вы русские князья не равняйтесь с к-польским императором, таких как вы князей много, а царь один во всей вселенной. Как писал патриарх Антоний еще великому князю Василию Дмитриевичу в самом начале 15 века: невозможно христианам иметь церковь и не иметь царя, ибо царство и церковь находятся в тесном союзе и невозможно отделить их друг от друга. Конечно, канонически это абсолютная чепуха. Но к тому времени так уверены в этом греки. К-поль тогда еще не пал, и смысл письма заключается в том, что вы не обращайте внимание, что К-поль слаб, что остался всего один город, окруженный турками. Все равно в нем царь всего православного мира. Он ваш глава и он в соединении с патриархом управляет всей православной церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Западные народы – шведы, немцы и литва, видя, что Русь порабощена и разорена татарами, захотели покорить себе важнейший из северных городов русских – Новгород, оставшийся неразоренным татарами и дотоле неподчиненным им. Первые напали на Русь шведы. В 1240 г. огромное войско их двинулось на Русскую землю. Александр не мог собрать большего войска, но, уповая на помощь Божию, усердно помолясь в Софийском Новгородском соборном храме, устремился навстречу врагам. Он встретил их на берегу р. Невы и начал готовиться к битве. На солнечном восходе 15 июля, в день памяти Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира, в Русском стане один благочестивый военачальник, по имени Филипп, увидел чудное видение. Он увидел ладию, плывшую по заливу (при устье Невы), и в ладии двух благолепных мужей, одетых в пурпуровую одежду и держащих руки друг у друга на плечах, а гребцы были как бы в тумане. Один из порфироносных мужей сказал другому: «брате Глебе, повели грести скорее, да поможем сроднику нашему на сопротивных Великому Князю Александру» и другой отвечал: «добре, орате Борисе». Из сих слов узнал военачальник, что то были Св. мученики Борис и Глеб, сыновья Св. Равноапостольного Владимира, и поспешил возвестить о сем видении Князю. Св. Александр прославил Бога и вступил в сражение. Произошла ужасная сеча. Александр с шестью своими богатырями сражался впереди всех и нанес рану самому шведскому полководцу. Шведы были разбиты, и Русская земля была спасена от шведского рабства. За эту Невскую победу Александра и прозвали Невским. Таким же славным победителем явился благоверный, укрепляемый Богом, Князь и когда нападали немцы и литва. Так в 1242 г. он освободил от владычества немцев завоеванный ими пред тем город Псков и после того, 5 апреля он одержал над немцами особенно славную победу на льду Чудского озера, отчего и самая эта победоносная битва его с немцами названа «Ледовым побоищем». Услыхал о мужестве Св. Александра хан татарский Батый и захотелось ему подчинить себе Новгород и посмотреть на непобедимого Новгородского Князя. Он велел явиться Александру к себе в Орду для изъявления покорности. Св. Александр видел, что он не в со стоянии бороться с сильными и грозными татарами, понимал, «что рабство татарское – присужденная Самим Богом кара русским людям за их грехи, и поехал в Орду, чтобы умилостивить хана. Хан был поражен мудростью и величественным видом представшего пред ним Князя и с честью отпустил его в Новгород. Слава Св. Александра пронеслась по всей Орде татарской, и татарские женщины пугали даже своих детей именем Александра. Благоверный Князь ходил потом и еще несколько раз в Орду для умилостивлена хана и чрез то охранял русскую землю от новых татарских разорений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Христова. 1472 1) Явление 134 иконы Пресвятыя Богородицы Успения, старой, в пещере Псково-Печерского монастыря и начало оного. 1523 2) Начат строением Псково-Печерский монастырь на нынешнем месте, а до того времени стоял на горе. Тогда же начались и чудеса от новой Печерской иконы Божией Матери Успения (в житии). 1532 3) Августа 15 погорело во Пскове Стадище, за Варлаамом, «а в то время Псковичи к Пречистой в Печеру ходиша». 1537 4) Старцы Печерские во Пскове, в своём дворе приезжем поставили церковь каменную на погребе, за Николою Святым (на Усохе), Пречистыя Одигитрии, на Иванове дворе Познякове Тверитина сведенного. 1540 5) Освящена церковь Благовещения Богородицы с трапезою в монастыре Печерском, а церковь тамошняя, 40 мучеников, перенесена на гору в приезжий монастырский двор. 1547 6) Царь Иоанн Васильевич, с братом своим Юрием, из Новгорода заезжал во Псков 28 Декабря и, пробыв сутки, ездил на Вороничь и в Печерский монастырь, а возвратясь, поехал в Москву. 1562 7) Выгорело во Пскове Застенье, но Печерский двор и церковь во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы уцелели. 1563 8) В Сентябре Литва нечаянно ворвалась во Псковские области, а в следующем году произвела страшные опустошения, убийства и пожары в окрестностях Красного, Белья, Воронина и Печер. 1564 9) В Псково-Печерском монастыре над Святыми вратами устроена каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. 1566 10) Литва произвела разорения около Печер. 1581 11) Жестокая осада Псково-Печерского монастыря войсками польского короля Стефана Батория и чудесная защита обители Царицею Небесною. 1592 12) Шведы напали на Псково-Печерский монастырь, разорили и сожгли оный с церквами, а братию убили. 1598 13) При избрании Бориса Годунова на Российский Царский престол, были на соборе в Москве и подписались: из Пскова Епископ Геннадий, Псково-Печерский Игумен Иоаким, Снетогорский Игумен Исаия, Крыпецкий Игумен Феодосий и Святогорский строитель Зосима Завалишин. 1601 14) Епископом Геннадием утверждён чин или устав ежегодного крестного хода в Псков, с чудотворными иконами Псково-Печерского монастыря в неделю седьмую по Пасхе, для благодарственного воспоминания об избавлении обители сей и Пскова от осады польского короля Стефана Батория.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Николаевская соборная церковь. Приход этой церкви состоит из городской части и деревень: Рогозинки, Фомина, Алешиной слободы, Вереникиной слободы, Рождественской слободы, Крутого, Грязновки, Полунина, Красного Осетрика и Табола. Городских прихожан числится 801 м. п. и 754 ж. п., деревенских 1737 м. п. и 1719 ж. п. По времени своего первоначального возникновения приход этой церкви один из древних. В письменных актах встречается указания на Николаевскую церковь во второй половине XVII ст. (1685 г.), но есть основания относить и основание этой церкви и возникновение при ней прихода к более раннему времени. Возникновение первоначального храма, во имя св. Николая, в г. Епифани в народном предании тесно связывается с иконою св. Николая Чудотворца, доселе хранящеюся в соборной Епифанской церкви. Эта икона, по устным рассказам, оставлена была Литвою на месте нынешней соборной церкви и одна ли не в первое время возникновения городя Епифани. Это предание гласит: „когда вся земля Русская горела войною и поле Куликово покрывалось телами умирающих татар, в это время спешила на войну Литва, и в рядах ея больших обозов скрытою в повозке везена была икона св. и Чудотворца Николая. Перешедши Дон, Литва остановилась для отдыха в Епифани, где ждал ее Епифан, и обозами своими раскинулась на выгоне; повозка же с скрытою в ней иконою остановилась на том месте, где ныне стоит соборная церковь и небольшая часовня. После, отдыха литвяне хотели было поспешить на Куликово поле, но повозка с иконою Чудотворца Николая стала неподвижна. Как ни били волов, повозка оставалась неподвижною: на место волов впрягли было лошадей, но и лошади не двигались с места, как бы вкопанныя в землю. Пробовали сдвинуть повозку сами, но не осилили. Наконец, к везшим повозку присоединились другие литвяне и, не зная о скрытии в ней иконы, стали осматривать воз: увидев в нем скрытую икону, надумали было посмеяться над нею, но поражены были слепотою. Литвяне принуждены были оставить икону Епифану с его людьми, а сами поспешно бежали тою дорогою, по которой пришли”.

http://sobory.ru/article/?object=00873

Закрыть itemscope itemtype="" > В Вильнюсе состоялось открытие XIII Международного фестиваля Русской духовной музыки 06.05.2011 449 Время на чтение 6 минут 5 мая в столице Литвы Вильнюсе в Пречистенском кафедральном соборе состоялось открытие XIII Международного фестиваля Русской духовной музыки. Фестиваль продлится до 8-го мая. За более чем 10-летнюю историю, проводимый в Вильнюсе Международный фестиваль Русской духовной музыки, стал самым значимым музыкальным форумом в Восточной Европе. Фестиваль бессменно организуется Вильнюсским русским музыкальным обществом " Русская классика " , который в этом году проходит при поддержке Министерства культуры Литвы, Посольства России в Литовской Республике, а также посольств Республик Беларуси и Украины. Партнерами фестиваля являются: Висагинская художественная галерея " Аукштайтийские озера " и Каунасский русский культурный центр " Учение - свет " . Ежегодно, в исполнении высокопрофессиональных хоровых коллективов из разных стран, звучит русская духовная музыка. Вход на все концерты в православных храмах - свободный. На открытии фестиваля Пречистенский кафедральный собор был переполнен. Программу фестиваля открыл Мужской ансамбль Вильнюсского Свято-Духова монастыря " Скитос " , руководителем которого является диакон Виктор Миниотас (г. Вильнюс, Литва). Их прогламмой выступления были: " Христос воскресе " (тропарь Пасхи) - древнее русское многоголосие, " Ангел вопияше " (задостойник Пасхи) - знаменный распев, " Христос воскресе " - грузинское многоголосие, " Плотию уснув " (светилен Пасхи) - русское строчное многоголосие, " Светие Тихий " - древнерусское многоголосие, " Достойно есть " - византийское одноголосие с иссоном. Вторыми выступал Церковный хор Виленского Благочиния, регентом которого является Вадим Машин (г. Вильнюс, Литва). Этот хор был создан в этом году, по благословению Архиепископа виленского и литовского Иннокентия. Руководитель Вадим Машин, регент Пречистенского кафедрального собора г. Вильнюс. Программу их выступления составили: Кант XVII вв. " Вси тя хоры " , " Стихира на литии " Д.Аллемаов, " Отче наш " диакон Виктор Миниотас, " Тело Христово " диакон Виктор Миниотас, " Совет превечный " П.Чесноков, " Ныне силы " Г.Львовский, " Тело Христово " П.Бембенек, а также премьера " Христос воскресе " диакон Виктор Миниотас, солистка Ирина Машина.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Старообрядцы, относящие себя к Древлеправославным, проживают в Болгарии, США, Канаде, Австралии и других странах. В 1990 г. восстановлены церковно-каноническия связи с Румынскими старообрядцами (из казаков-некрасовцев), прерванные со времени Первой мировой войны. В 1991 году хиротонисан Древлеправославный епископ Румынии (Евмений). При Архиепископии Новозыбковской, Московской и всея Руси в 1990 году было открыто Высшее Древлеправославное духовное училище со сроком обучения 4 года. Издательская деятельность при архиепископии началась в 1983 году: вышли в свет «Молитвословы», «Воскресная служба», «Духовный жемчуг» (3 выпуска из 10) и другая духовная литература, ежегодно издается «Древлеправославный календарь». 1046 По статистическим данным 1912 года беглопоповцев насчитывалось 206.950 человек, – цифра явно заниженная. По числу религиозных общин в старообрядчестве, как и прежде, преобладает беспоповщина, но они, как правило, объединяют меньшее количество верующих, чем в поповщине и нередко не имеют даже специальных молитвенных помещений (Латвия, Литва, Эстония, Западная Беларусь, Западная Украина). Среди беспоповцев наибольшее распространение и влияние имеют поморцы (Литва, Латвия). Ныне Древлеправославная Поморская церковь объединяет около одного миллиона человек верующих, по свидетельству самих поморцев. 1047 На территории Литвы поморские общины управляются постоянно действующим органом – Высшим Старообрядческим Советом Литвы (г. Вильнюс), учреждённым в 1923 году. Кроме того, в конце 1980-х годов были созданы: Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви (Москва), опекающий поморцев России, Украины, части Беларуси, Молдавии, Киргизии и Казахстана, а также Центральный Совет Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (Рига), опекающие более 60 латвийских общин и многие общины Эстонии и Беларуси. Распад СССР потребовал создания единого (международного) центра поморского староверия. В 1992 году представители центральных органов российских и латвийских поморских общин (литовские представители в Москву не приехали) большинством голосов приняли решение о необходимости создания Международного Совета Древлеправославной поморской Церкви. Был принят устав МС ДПЦ, избраны два сопредседателя и ответственный секретарь. Местопребывание канцелярии Международного Совета – Москва, Преображенский вал, 25. Международный Совет, согласно уставу, «являясь органом объединения и координации деятельности духовных центров, а также самостоятельных приходов и общин, не имеющих опеки духовного центра, осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания и Предания... с целью церковного единения, братского общения и взаимопомощи». 1048

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда есть не только выше, но и на земле. Еще лучше то, что здесь с ней встретилась милость. «Эхо Москвы» сообщило, что в Литве подняли шум из-за «плохого содержания рыбы». Да, правы мы были с Томасом Венцловой в январе 1991-го: Литва – сердце мира. Если хотите, опровергните. Сколько я билась за эту рыбу! В середине 1970х мы с моей крестницей Санчей (сейчас она в монастыре под Сан-Франциско, в Санта-Розе) увидели на тогдашней улице Горького, что живая рыба лежит прямо на прилавке. Мало того, в очереди стоят женщины с детьми, и те ухом не ведут. Мы воззвали к начальству, поскольку продавец просто рявкнул. Начальство отвернулось. У Санчи были знакомые в «Вечерней Москве», мы написали туда, письмо не поместили, но поместили ответ, что нам померещилось, а коллектив лелеет рыбу как родную. Немного позже я снова увидела, как выразилось «Эхо», измученную рыбу. На сей раз продавец успокоил меня: она «от этого» не портится. Дети стояли и здесь, но поводя ухом. Точнее сказать, они капризно сердились: чего там нас задерживают? Матери цыкали на них или, кто поласковей, на нас. И вот, земля Девы Марии оправдывает свое именование. Чем-чем, а милосердием дети ее не отличались, это вроде бы по нашей части. Вероятно, нельзя так долго отказываться от главного своего достояния. Известно, что еврей, не служащий Богу, становится обычным восточным плутом, «знающим лукавство». Наверное, русский, отказавшийся от милости и тихости, тоже очень плох. А вот у литовца, как заметила моя дочь Мария, черта, роднящая с Христом, – «плотниковость». Изменяя ей, он становится особенно неприятным – сравните нашего пьяницу с напившимся и сравнительно высоко-лобым посетителем «Неринги». Однако речь не об этом. По мере общего очищения Литва нашла в себе неожиданную жалость. Жаль, что летом 1941-го ее не было не только к рыбам, но и к соплеменникам Христа. Но вот, все можно искупить, и в самой умилительной, детской форме. Пишу «детской», а сама рассказала немного выше, как равнодушны и себялюбивы непроснувшиеся дети. Но это – другая проблема или, как сказал бы Габриель Марсель, другая тайна . Stebuklas

http://azbyka.ru/fiction/sama-zhizn/3

И что же происходит? Осуществить этот государственный перелом, о котором мы говорим, на Руси оказалось не так просто. В это время с конкурирующими программами консолидации русской государственности выступала не одна Москва, выступали Тверь, упомянутая Литва (которая на самом деле была никакая не Литва, а Русско-литовское государство, объединившее в своих пределах наследие Киевской Руси: Киев принадлежал Гедиминовичам), так вот все эти центры боролись за то, чтобы стать доминантой консолидации на Русской равнине. Господь благословляет Москву. Довольно естественно, что это сопряжено также с политическим выбором в самой Москве. В 1378 г. умирает великий святитель митрополит Московский Алексий. Перед смертью он призывает Преподобного Сергия и предлагает ему стать своим преемником, возложить на себя митрополичье служение. Преподобный Сергий отказывается, и не только по смирению, а в том числе потому, что он уже сделал ставку на святителя Киприана. В 1375 г., за три года до смерти митрополита Алексия и за пять лет до Куликовской битвы, патриарх Константинопольский Филофей поставил святителя Киприана митрополитом Киевским и всея Руси. С тем, чтобы по смерти святителя Алексия Киприан воспринял церковное окормление обеих половин России: и западной Литовской Руси, и восточной Московской. Великий князь Димитрий Иванович, будущий Донской, не принимает этого решения. И когда после смерти святителя Алексия Киприан пытается приехать в Москву, великий князь приказывает арестовать его на границе. Как жалуется потом Киприан в письме Преподобному Сергию, «пограбил», то есть конфисковал, имущество и отправил обратно. В чём дело? Великий князь Димитрий Иванович, благочестивый, верующий, с глубоким религиозным воспитанием, – так себя ведёт. У великого князя Димитрия Ивановича был свой конкурирующий вариант – Димитрий, срочно посвященный в архимандриты и нареченный в митрополиты, которого русские летописи пренебрежительно называют Митяем. Великий князь посылает его в Константинополь для поставления на митрополию всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«Патриотизм помогает исполнить заповедь любви» Может ли христианин, живущий в безбожном государстве, идти на союз с завоевателями, если они «разрешают веру», открывают храмы? Размышляет клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш). Литва между патриотизмом и Православием Литва наряду с Польшей сегодня один из главных оплотов римского католицизма в мире. Католиками здесь называет себя подавляющее большинство населения. Но живут православные христиане и тут. Легко ли быть православным патриотом в стране победившего католицизма? Также в ноябрьском номере читайте: Необитаемый остров и его обитатели Есть много способов уйти от мира — в знойную пустыню, в пещеры, в дремучие леса. Еще один вариант — поселиться на необитаемом острове. Отшельничество — это всегда экстрим: выжить в дали от цивилизации, без привычных бытовых условий совсем не просто. Азы веры на языке современности. Катехизис возвращается Этим летом Священный синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии начать подготовку нового православного катехизиса — особого краткого свода церковной догматики. Зачем Церкви понадобился новый «справочник о вере» и каким он будет? Обличитель Златоуст Имя святителя Иоанна Златоуста знакомо каждому православному человеку — хотя бы потому, что в храмах служится составленная им литургия. Но если представить себе, как он во плоти вдруг оказался бы на этой литургии, — что бы он сказал с амвона? Откуда берутся дети? Социологи утверждают – из головы По статистике, большинство россиян согласны вырастить и воспитать одного, максимум двоих детей. Но есть и те, кто рожает пятерых и даже десятерых. Что-то заставляет одних четко планировать рождение только одного малыша еще за несколько лет до его появления на свет, других — бесконечно откладывать момент появления наследников или даже принципиально отказываться от мысли о детях, а третьих — безбоязненно рожать «сколько Бог даст». Трудные поиски счастья. Тута Ларсен находит чудеса за соседней дверью

http://pravmir.ru/noyabrskij-nomer-zhurn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010