437 Туркестанский церковный вестник. 1918, 3 (1 августа). Сообщения об убиенных священниках в ташкентском церковном журнале, вышедшем в начале августа 1918 г., приводит к выводу, что дата гибели священника Селинина на его могильном камне, 8 августа 1918 г., указана ошибочно. Смерть могли произойти 8 июля 1918 г., когда Урджар был занят красным карательным отрядом Ивана Мамонтова. 439 Упомянутые епископом священники были прославлены в лике святых общецерковным почитаниемв 2000 году. 443 Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 71. Оп. 3. Д. 1. (Воспоминания участников революции и гражданской войны в Семиречье). 446 Умучен в Семиречье. Новомученик Лепсинский, иерей Георгий Степанюк. (Сообщила Алла Владимировна Жак, внучка о. Георгия Степанюка из г. Шауляй, Литва)./Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 15. Ч.1. С. 52. 448 Св. мощи новомученика Семиреченского священника Василия Калмыкова покоятся в Ильинском храме г. Джаркента. 449 Умучен в Семиречье. Новомученик Лепсинский, иерей Георгий Степанюк. (Сообщила Алла Владимировна Жак, внучка о. Георгия Степанюка из г. Шауляй, Литва)./Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 15. Ч.1. С. 52. 453 Дело по обвинению солдата отряда Кихтенко Красникова в расстреле монахини Затыльниковой./Алма-Атинский областной архив. Ф. 348. Оп.1. Д. 274. Связка 7. 457 Сведения, полученные от вдовы Ирины Никольской./См. Черкасская оборона. Документы и материалы. Алма-Ата, 1968. 458 Архив Президента Республики Казахстан. Ф.71. Оп. 3. Д.1. (Участники установления Советской власти в Семиречье. Воспоминания, автобиографии и др. документы). 461 В делах Семиреченского ревтрибунала проходило дознание по его буйным выходкам (Это дело читалось автором в делах ревтрибунала в Алма-Атинском областном архиве). В соответствии с биографии Никольского, он скончался поздней осенью 1920 года в Урджаре от воспаления лёгких. 466 Алма-Атинский областной архив. Ф. 348 (фонд ревтрибунала). Д. 246. (По обвинению Сергея Федотова в самочинном выступлении). Л.7об−8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

658 Града Переаславля. Переяславль Залесский лежит на реке Трубеже у озера Клещина, на пути из Ярославля и Ростова в Москву. В летописях первый раз упоминается в 1152г., когда князь Юрий: Долгорукий «град Переяславль от Клещина перенесе и созда больши старого». Переяславль назван Залесским потому, что находился в дремучих лесах, отделяющих его от других городов. Переяславль входил в Ростово-Суздальскую область и был значительным политическим и культурным центром. 659 Во святой град, т.е. в Переяславль, где, как видно из дальнейшего, у Грозного был свой, царский дом. 660 Нощеявлением зачатие сына царю благодати тезоименна известившу. Иван Тимофеев передает легенду о том, что Никита столпник будто бы ночью явился Ивану Грозному и сообщил ему, что Анастасия Романовна зачала сына. На основании этого сообщения исследователи считают, что Тимофеев пользовался «Житием Никиты» как источником (о «Житии Никиты» см. В.О.Ключевский. Жития святых как исторический источник, с.43, 44); однако ни в одном из списков «Жития» не находим такой легенды. 661 С великими лавры сравниша. Греческое слово λβρος (лавра) значит – «широкий», «многолюдный». Лаврами в Греции в древнее время назывались многолюдные монастыри. Иван Грозный дал имя лавры Никитскому Переяславскому монастырю. 662 С лаврою преподобного Сергия. Сергий, прозванный Радонежским (умер 25 сентября 1392г.), был видным политическим деятелем, поддерживал московских князей в их политике объединения русского государства и, по преданию, благословил Димитрия Донского на битву с Мамаем. С этого времени он стал считаться помощником русских людей в борьбе с врагами. Известно его «Житие», написанное Епифанием Премудрым . Основанный им в 60км от Москвы (г.Загорск) монастырь был одним из крупнейших монастырей-лавр на Руси. 663 Безбожная Литва. Литовские племена в XIIIb. занимали территорию к югу от Балтийского моря, от устья Вислы до Западной Двины. В 1569г. на польско-литовском сейме в Люблине состоялось объединение Литвы и Польши в одно государство – Речь Посполитую. После унии с Польшей Литва стала страной католической. В древней Руси католичество приравнивалось к язычеству, поэтому Тимофеев называет Литву «безбожной».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Князь, сими словами Иринарха ободрившись, пошел со всею ратью к Москве. Идя из Ярославля по Ростовской дороге от Шопши своротил на Суздальскую дорогу помолиться в Спасо-Евфимиевом Суздальском монастыре на могиле своих родных 13 , а Минин пошел прямо Ростовскою дорогою, и дошед до Ростова, дожидался здесь князя Дмитрия Пожарского. Из Ростова они оба вместе зашли в Борисоглебском Монастыре к преп. Иринарху за благословением. Старец Иринарх, благословив их, дал им свой крест на помощь. Князь после благословения Иринархова и получения от него креста, ободрился духом, пошел на Переславль, на Сергиев монастырь, где, помолившись Св. Троице и преп. Сергию, послал под Москву к князю Дмитрию Трубецкому воеводу Дмитрия Ляпунова. Кн. Трубецкой был рад помощи. А Заруцкий по слову старцеву убежал из-под Москвы, будучи гоним невидимою Божиею силою. Литва же идет в Москву к тем из них со своими запасами, которые ее заняли. Узнав об этом, князь Трубецкой прислал гонца к князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, чтобы он спешил в Москву. Воеводы молились Богу в Св. Троице поклоняемому и московским чудотворцам. Святая Троица и угодники московские оказали им свою помощь на одоление Литвы. Ее одолели. А князь Димитрий с Божией помощью взял Китай-город. Литва же засела в Кремле. Немного спустя и засевшие там сдались. Князь Дмитрий Пожарский, вошедши в Кремль, в знак благодарности к Богу за одоление врагов, с усердием помолился Божией Матери и угодникам московским. В Москве же была великая радость, что помощью Божией она очистилась от Литвы. Но в монастыре у Бориса и Глеба, что на Устье реке, была великая печаль от того, что доставляют запасы кормовые на ратных людей. У самих в монастыре от разорения Литвы почти ничего не осталось. Игумен с братией и вместе с крестьянами пришли к преп. Иринарху просить его, чтобы он отпустил своего ученика Александра в Москву походатайствовать о помощи и защите у Князя Пожарского. Иринарх, отпустив своего ученика Александра в Москву, наказывал ему взять обратно у князя свой честный крест, который давал ему на помощь против врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тверской князь обязывается за себя, за детей своих, за внучат и за племянников не искать ни Москвы, ни великого княжения Владимирского, ни Великого Новгорода; обязывается быть заодно с московским князем на татар, на литву, на немцев и ляхов. Если на московских князей нападут татары, литва, немцы или поляки и сам Василий с братьями сядет на коня, то Михаил обязан послать к ним на помощь двоих сыновей да двоих племянников, оставив у себя одного сына; если же татары, литва или немцы нападут на Тверское княжество, то московский князь обязан сам идти на помощь к Михаилу с своею братьею. Эта разница в обязательствах объясняется старостию Михаила относительно Василия. Тверской князь обязан объявить Витовту литовскому, что он один человек с московским князем. К Орде тверскому князю путь чист, равно его детям, внучатам и людям. В первый раз московский князь упоминает о князьях, которых ему или его младшей братье Бог поручил: если кто-нибудь из них отъедет к тверскому князю, то последний не может вступаться в их вотчины: они остаются за московским князем. Распределение Тверских волостей между сыновьями, сделанное князем Михаилом, замечательно, и здесь ясно обнаруживается намерение завещателя увеличить волость старшего брата пред волостями младших, чтоб сделать восстание последних и усобицы невозможными: старший сын Михаила, Иван, получил Тверь с семью городами, а двое других сыновей, Василий и Федор, – только по два города; притом можно думать, что в Кашинском же уделе второго сына, Василия Михайловича, помещен был и внук Михайлов Иван, сын умершего при жизни отцовой Бориса Михайловича. Мы видели упорную борьбу Михаила с Дмитрием московским, которая обличила большую энергию в тверском князе; мы видели также стремление Михаила подчинить себе Кашинское княжество; это стремление увенчалось успехом, несмотря на сопротивление Москвы, ибо мы видим Кашин во власти Михаила, и он завещает этот город второму сыну своему Василию. Мир, господствовавший в Тверских волостях в продолжение 25 лет по окончании борьбы с Москвою, дал Михаилу досуг обратить свою деятельность на устроение внутреннего наряда; и автор сказания о его смерти говорит, что в княжение его разбойники, воры и ябедники исчезли, корчемники, мытари и торговые злые тамги истребились, о насилиях и грабежах нигде не было слышно; вообще о Михаиле встречаем в летописях такой отзыв: был он крепок, сановит и смышлен, взор имел грозный и дивный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Теперь надо разделить. И когда в К-поле посвящают митрополита Киприана, видимо болгарина, известнейшего исихаста, мистика и мыслителя, митрополитом Киевским и всея Руси, Дмитрий Донской в противовес ему назначает своего духовника попа Митяя, мы даже не знаем, как его зовут, потому что прозвище Митяй – то ли Дмитрий, то ли Михаил. Его иногда называют белым овдовевшим попом, назначает его митрополитом Владимирским и всея Руси, т. е. своим. Отказавшийся принять его епископ Суздальский Дионисий, который сыграет такую роль в Куликовской битве, он заковывается в кандалы. Остальные епископы боятся и подчиняются, но не подчиняется преподобный Сергий, который пишет Киприану, чтобы он не боялся и приезжал на Русь, что он с ним. И Киприан едет в Москву, будучи уверенным, что митрополита постыдятся. Ничего подобного. Дмитрий Донской не стыдится митрополита, он его арестовывает, грабит, раздевает донага, держит в холодной и под охраной высылает снова. Не буду рассказывать, есть великолепная книга Юлиана Прохорова «Повесть о Митяе», где приводится текст повести и дается бесконечно интересный исторический фон. В конечном счете, Дмитрию Донскому приходится пересмотреть свою позицию, Киприан возвращается в Москву, становится митрополитом, единая митрополия восстановлена, Литва в этой ситуации намного более союзно смотри на Москву, и в этой ситуации происходит Куликовское сражении. Дмитрий Донской долгое время колеблется, он не хочет воевать с татарами. Это невыгодно, татары традиционные союзники против Литвы, но вся Русь против. Как говорится в одной летписи: вскипе русская земля против татар. Дионисий Суздальский в 1377 году пишет князю: брань славна есть лучше мира студна. Куда деваться? Митрополит Киприан, которого поддерживает пусть даже из политических соображений, мы этого не знаем, К-польский патриарх, также выступает за то, чтобы сопротивляться. Литва готова прислать войска в помощь. Некуда деваться Дмитрию. Он выступает во главе русских полков, пришли все. 8 сентября 1380 года в сражении на Куликовом поле темник Мамай разбит Дмитрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время услышали враги о кончине князя Михаила Скопин-Шуйского, ободрились и подступили к Москве; а москвичи свели с престола царя Василия Иоанновича и пустили их в город. Литва опять заняла Борисоглебский монастырь и пробыла в нем недель десять. Пришел один пан к старцу и говорит: «Благослови, батько! Сапега убит по твоему слову под Москвой!» Старец сказал: «Подите вы в свою землю — и будете живы, если не пойдете, то будете убиты!» Тогда сын воеводы Каменского благословился у него идти в свою землю. За ним пришел и отец его, поклонился старцу в землю и тоже благословился. А старец благословил и сказал ему: «Только не трогай монастыря, братии и города Ростова!» И Каменский ушел в свою землю, а монастыря и города не тронул. В это время в Нижнем Новгороде стало собираться ополчение, а вождем избрали князя Димитрия Михайловича Пожарского, а в помощь ему посадского человека Косьму Минина и стали собирать людей и деньги на войну. Ополчение стало в Ярославле, и стали собираться к нему из других городов русские люди. А под Москвой стоял с войском своим князь Трубецкой, и стал он просить Пожарского скорее идти к нему на помощь. Но среди русских людей не было единодушия, и еще прежде казаки убили воеводу Прокопия Петровича Ляпунова. Тогда старец Иринарх, за всем следивший и все понимавший, послал князю Пожарскому благословение и просфору и велел сказать: «Увидите славу Божию». И князь Пожарский и Косьма Минин поехали к старцу, и он дал им в помощь честной крест. От Троицы-Сергия Пожарский послал Трубецкому помощь, и Заруцкий бежал, а ополчение пошло дальше. И с Божией помощью Пожарский взял Китай-город, а потом Московский Кремль, где засела Литва. После этого избрали на царство юного Романова и венчали его царским венцом. Тогда Русь грабили воровские шайки, и царь послал против них воеводу, князя Лыкова. Князь Лыков послал к старцу за благословением и его молитвами очистил Русь от воровских шаек Старец же продолжал подвизаться, принимать богомольцев, помогать бедным. Бог прославил его чудесами. При жизни его записал их ученик его Александр 9, а по кончине — 13. На болящих возлагал его цепи или честной крест, и они исцелялись.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

И не с особенною ли целью поборал нам Господь в этом святом деле? Вспомните, Православные, чем была Литва, чем был наш город Вильно. Литва была населена по преимуществу Русскими, Православными. Язык русский был в ней правительственным, законодательным. Вильно было исполнено русских Православных церквей. Не это ли всё напомнить нам пожелал Господь нынешним торжеством? И не подобает ли нам, при этом напоминовении, воскликнуть: что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам! Не станем порицать хранения, некоторою частью ближних наших, народности, принятой извне в новейшее время. Но стыдно было бы нам Русским, Православным, забывать наше здесь прошедшее, наше настоящее, и, потворствуя чуждым внушениям, вводить в заблуждение и чужих и своих. Если другим позволительно похваляться о чужом, то нам, без сомнения, подобает радоваться о нашем родном, нашем собственном, и напоминать о нём себе и другим. Проникнутые этою мыслью, мы с сердечным умилением обратим взоры наши на храм сей святой, где столько указаний на Русь и на Церковь Православную. Здесь образ св. Андрея Первозванного, перво-апостола Русской земли, которого имени посвятили мы храм Божий. Там иконы равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, просветивших Россию святым Евангелием. А там ещё образ св. Александра Невского, соблюдшего на севере Русской земли и христианство , и Православие. Здесь иконы святых Антония и Феодосия Печерских , подвижников Русской Церкви на юге; а там иконы св. Сергия Радонежского и святых Алексия и Петра митрополитов, поборавших той же Церкви на севере. Вот наконец образ святых бессребреников Косьмы и Дамиана, напоминающий бывшую здесь невдали Православную церковь во имя сих святых. Возблагодарим же ещё Господа, что Он дал нам случай напомнить ныне, и напоминать впредь, наше святое, наше родное, и воскликнем: что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам! Но радование ваше о сем, молю вас, Православные, соединить с моим собственным радованием. Во храме сем молился я четыре года, ещё в юношеском возрасте, когда храм этот и я сам принадлежали иной Церкви. В сопредельных сему храму зданиях провёл я лучшее время жизни и получил высшее образование. И вот мне уже шестьдесят лет. Вот тридцатый год архиерействую, в том числе двадцатый на лоне Православной Церкви, к которой, по благодати Божией, возвратился со всею паствою, некогда от неё отторженной. Некраткий этот путь прошёл я небестягостно, небеспечально, среди борьбы и противления; но и не без сердечной отрады, небезуспешно, небесполезно, по благости Всевышнего и милостивому вниманию помазанников Его. И вот, на исходе жизни, сподобился я нового утешения: храм, в котором молился в юношеских летах, посвятить на служение Церкви Православной, а окружающие его здания, где получил образование, обратить на потребности той же Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Например, на Украине или в Белоруссии — это традиционный византийский обряд, который употребляется и в нашей Церкви. Но как глава Церкви на литургии, безусловно, поминается Римский папа. Римский папа руководит Католической Церковью как абсолютный монарх, конгрегации же являются лишь совещательными и административными органами при нем. Римо-католическая Церковь насчитывает сейчас более 600 миллионов членов. Это самая большая из христианских конфессий. Католицизм распространен прежде всего в странах Южной и Центральной Европы, а также в странах Южной и Центральной Америки (в силу того, что колонизация их осуществлялась в свое время испанцами и португальцами). Много католиков также в Северной Америке, в США, особенно в южных штатах, которые тоже были исторически связаны с Испанией, и в восточных штатах. Распространен католицизм и в таких странах Юго-Восточной Азии, как Индонезия и Филиппины. Из стран, которые входили в состав Российской империи, католическими являются Польша, страны Прибалтики — Латвия и Литва, особенно Литва. В Латвии лютеран больше, чем католиков. Эстония исторически преимущественно лютеранская страна. Там есть католики, но более всего лютеран. Структура Католической Церкви похожа на нашу. Там есть епископат: митрополиты, архиепископы, епископы. Эта структура напоминает то, что было в древней Церкви. У католиков есть и монашество, в отличие от православных католические монахи объединены в так называемые монашеские Ордена. Что это значит? У нас каждый монастырь живет своей самостоятельной жизнью и подчинен епархиальному архиерею. Ставропигиальные монастыри подчинены непосредственно Святейшему Патриарху. У католиков ряд монастырей с одним уставом подчиняется одному общему главе, который называется генералом монашеского Ордена. Он, как правило, является настоятелем старейшего из монастырей этого Ордена. Монастыри Ордена могут быть разбросаны по огромной территории, даже по всему миру, но тем не менее у них есть единое общее руководство, которое направляет всю их жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

«Киприан на Москву прииде из Киева на свою митрополию в великое говение на средокрестнои недели», т. е. в Крестопоклонное воскресенье великого поста. «Князь же великий Василеи Дмитриевич срете его с своею материю с княгинею с великою, и с братиею, и з бояры, и со всеми христианы»... Не приходится, кажется, сомневаться в том, что в 1390 году Киприан смог обеспечить себе практически единодушное признание, в том числе со стороны бывших друзей Пимена. На примере Феодора Ростовского мы видели, что принципы канонической икономии позволили признать все поставления, совершенные Пименом в момент формального отлучения. Впечатляющая ученость Киприана, его интеллектуальные и дипломатические дарования, близость к монашеству и великому Сергию Радонежскому — все это выгодно отличало его от Михаила-Митяя и Пимена, которых великий князь Дмитрий Иванович пытался поставить во главе отдельной «митрополии Великой Руси». При Киприане произошло воссоединение митрополии Киевской и всея Руси, и вскоре в нее вновь вошли отдаленные галицкие епархии. Будучи личностью сильной, Киприан (по крайней мере, в течение некоторого времени) продолжал служить идее «византийского содружества». Однако радикальные религиозно-политические сдвиги, которые в 1386 году произошли в литовских землях, существенно изменили условия управления митрополией «всея Руси» и создали почву для напряженности в будущем. 2. Кревская уния За время правления Гедимина и Ольгерда великое княжество Литовское превратилось в обширную державу с этнически смешанным населением, большая часть которого считала себя «Русью». Язычество великого князя Литовского быстро превращалось в анахронизм. Впоследствии русские летописи назовут всех сыновей Ольгерда православными и будут утверждать, что сам Ольгерд перед смертью крестился и принял постриг. Однако намерение Ольгерда стать объединителем Руси столкнулось с планами Москвы, которая пользовалась авторитетной поддержкой Византии и православной церкви. С запада Литва постоянно испытывала угрозу Тевтонского ордена и соперничала с Польшей за обладание «Малой Русью», вернее, Волынью, поскольку значительная часть Галича уже входила в состав Польши.

http://sedmitza.ru/lib/text/438225/

Неороманские элементы присутствуют в архитектуре костела Непорочного зачатия Девы Марии в вильнюсском р-не Зверинец (Жверинас, строительство начато в 1911). Костел Воскресения Христова в Каунасе. 1934 г. Архит. К. Рейсонас. Фотография. 2010 г. Костел Воскресения Христова в Каунасе. 1934 г. Архит. К. Рейсонас. Фотография. 2010 г. Для храмового строительства приглашали и зарубежных архитекторов. Так, неоготический храм в честь Вознесения Господня с башней (высота 76 м) в Паланге (1897-1907) строил швед. архит. К. Страндман. Неоготические черты (башни с машикулями, арочные окна) появились в реконструированных замках в Раудоне на берегу Немана, в Раудондварисе на берегу Нявежиса. Ступенчатые фронтоны в духе готики украшают фасады жилых домов XIX в. (напр., на ул. Вильняус в Каунасе). В позднем храмостроительстве Л. выдающимся примером стиля «функционализм» является храм Воскресения Христова в Каунасе - базиликального типа, с высокой колокольней, доминирующей в городской застройке (1934, архит. К. Рейсонас; восстановлен в 2004). Представляют интерес возведенные в том же стиле костелы Пресв. Девы Марии Царицы Мира в Нов. Вильне (строительство началось в 1938), Пресв. Девы Марии Царицы Мира в Клайпеде (строительство завершено в 1960, по проекту Ю. Балтренаса, выполненному в 1938) и храм св. Юргиса Матулайтиса в Вильнюсе (1991-1996). В гражданском строительстве межвоенного периода наиболее примечательна застройка Каунаса, бывшего в тот период столицей Литовской Республики. Большинство сооружений выстроено в стилистике функционализма, неоклассицизма и неоренессанса: здания Литовского банка (1924-1929, архит. М. А. Сонгайло), дворец корпорации студентов «Новая Литва» (1928, архит. Э. Фрикас), здание пожарного управления округа Каунас, Дворец юстиции (оба 1930, архит. Фрикас), Дом Союза сельскохозяйственных кооперативов «Лиетукис» (1930), Сельскохозяйственная палата (1930-1931, архит. Рейсонас), Музей культуры Витовта Великого (1930-1936, архитекторы В. И. Дубенецкий, Рейсонас, Крищюкайтис), промышленная, торговая и ремесленная палата (1939, архит.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010